Электрооборудование и приборы трактора ДТ-20

1 ≫

На тракторе ДТ-20 установлено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 в (рис. 95). Источником электроэнергии при неработающем двигателе служит аккумуляторная батарея 9 типа 6СТ-68 емкостью 68 а-ч. Для прокручивания коленчатого вала двигателя при запуске служит стартер 13 типа СТ-201 мощностью 2,1 л. с. Для зарядки аккумулятора и питания приборов электрооборудования при работающем двигателе служит генератор 12 постоянного тока типа Г-80 мощностью 120 вт. Нормальная работа электрооборудования обеспечивается реле-регулятором 15 типа РР-315 и контролируется амперметром 5 типа АП6-Е. Амперметр контролирует зарядку и разрядку аккумуляторной батареи. Отклонение стрелки амперметра влево (к минусу) соответствует разрядке аккумулятора, отклонение вправо (к плюсу) —зарядке.

Рис. 95. Схема электрооборудования:

4 — задняя фара; 2— термометр воды;.3— лампа освещения щитка; 4 — предохранитель;

5 — амперметр; 6 — манометр масла; 7 — розетка переносной лампы; 8 — сигнал; 9 — аккумуляторная батарея; 10 — спираль подогрева; 11—- передние фары; 12 — генератор; 13 — стартер; 14 — кнопка спирали; 15 — реле-регулятор; 16 — кнопка сигнала; 17 — включатели освещения.

Потребителями тока являются: три фары 1 и 11 типа ФГ7-Д с электролампами на 50+21 св, звуковой вибрационный сигнал 8 типа С56-Г, лампа освещения 3 щитка приборов с электролампой 3 св, спираль подогрева 10, установленная во впускной трубе двигателя. Для включения фар служат два включателя 17 на рулевой колонке.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 6СТ-68 ТРАКТОРА ДТ-20

На тракторе ДТ-20 установлена двенадцативольтовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-68 емкостью 68 а-ч, состоящая из шести последовательно соединенных элементов (двухвольтовых аккумуляторов). Элемент батареи состоит из положительного и отрицательного полубло-ков пластин и сепараторов. Полублоки представляют собой одноименные пластины (положительные или отрицательные), соединенные между собой свинцовой перемычкой с выводным штырем. Пластины отлиты в виде решеток из сплава свинца с сурьмой. Решетки заполнены специальной пастой, называемой активной массой. При заводской зарядке на положительных пластинах образуется перекись свинца, а на отрицательных— губчатый свинец. Пластины положительного полублока размещены между пластинами отрицательного полублока (отрицательных пластин на одну больше). Для устранения соприкосновения разноименных пластин между ними установлены прокладки (сепараторы)—тонкие пластины из пористого материала. Сепараторы изготовлены из микропористого эбонита, микропористой пластмассы и стекловойлока.

прокладки 5 и амортизаторы предохраняют блок батареи от повреждения. Батарея закрыта сверху крышкой 9 с уплотнением по контуру. Стяжные шпильки 8 прижимают крышку к аккумулятору, а стойка 7 удерживает батарею от боковых раскачиваний. В крышке сделаны прорези для подвода проводов, соединяющих батарею с массой трактора и стартером. Так как при пуске двигателя стартером от аккумуляторной батареи потребляется большой ток, то эти провода имеют большое поперечное сечение и соединяются с клеммами зажимами.

Рис. 96. Установка аккумуляторной батареи:

1 — соединительный корпус; 2 — кронштейн; 3 — резиновые амортизаторы; основание; 5—резиновая прокладка; 6 — аккумуляторная батарея; 7 —стойка; 8 — стяжные шпильки; 9 — крышка аккумулятора.

Материалы: http://zinref.ru/000_uchebniki/05300_traktora/006_00_traktor_dt_20_kalinovski_1965/044.htm

2 ≫

Радиатор (рис.) предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке двигателя. Он состоит из верхнего бачка 1, сердцевины — 15, нижнего бачка 5, двух боковых стоек 10, кожуха вентилятора 11 и шторки 3.

Рис. Водяной радиатор:

1 — верхний бачок; 2 — пароотводящая трубка; 3 — шторка; 4 — кронштейн; 5 — нижний бачок; 6 — пробка; 7 — патрубок, подводящий воду к радиатору; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — стойка; 11 — кожух вентилятора; 12 — патрубок, отводящий воду из радиатора; 13 — предохранительная трубка; 14 — опорная пластина; 15 — сердцевина радиатора; 16 — сливной кран.

Верхний и нижний бачки изготовлены штамповкой из листового материала и оцинкованы горячим способом для предохранения от коррозии.

В верхний бачок вварены предохранительная трубка 13 и заливная горловина. Предохранительная трубка служит для уменьшения выброса горячей воды из бачка при открытии пробки и для предупреждения возможности попадания холодной воды в термостат при доливке ее в горячий двигатель.

Горловина радиатора имеет фасонные скосы для закрепления пробки 6. С наружной стороны к горловине припаяна пароотводящая трубка 2, которая выведена вдоль стойки к нижней части радиатора.

По патрубку 7, приваренному к задней стенке бачка, горячая вода поступает из головки двигателя в радиатор. К нижнему бачку в передней стенке приварена бонка, в которую ввернут сливной кран 16. От задней стенки отходит патрубок 12, отводящий воду из радиатора к водяному насосу.

Верхний и нижний бачки своими фланцами прикреплены к опорным пластинам 14 сердцевины радиатора. Между фланцами и пластинами проложены картонные прокладки.

Сердцевина радиатора состоит из двух латунных опорных пластин 14, в которые впаяны концы тонкостенных луженых латунных трубок.

Радиатор имеет три ряда плоскоовальных трубок, по двадцать в каждом ряду. Для увеличения поверхности охлаждения между опорными пластинами размещены 92 латунные охлаждающие пластины. Трубки проходят сквозь отверстия в охлаждающих пластинах и для улучшения теплопередачи припаяны к ним.

В переднем и заднем рядах с каждой стороны установлено еще по одной трубке, которые не входят в отверстия опорных пластин, а упираются в их поверхности и служат для повышения жесткости сердцевины.

Жесткость радиатора увеличивают также две боковые стойки 10 коробчатого сечения, соединяющие верхний бачок с нижним. С задней стороны к стойкам прикреплен кожух 11, который повышает эффективность действия вентилятора.

В верхней правой части кожуха зазор между лопастями вентилятора и цилиндрической частью кожуха увеличен. Это сделано для того, чтобы ремень водяного насоса можно было снимать и надевать, не снимая радиатор с двигателя.

Горловина верхнего бака радиатора закрыта пробкой 6. Внутри пробки смонтированы выпускной клапан 8, открывающийся при давлении паров в системе, превышающем атмосферное на 0,28—0,38 кг/см², и впускной клапан 9, срабатывающий при снижении давления в системе примерно на 0,10 кг/см² по сравнению с атмосферным.

При повышенном давлении в системе охлаждения уменьшается интенсивность испарения и, кроме того, вода закипает при температуре более 100°C. Это позволяет двигателю работать при повышенном тепловом режиме, исключает кипение и уменьшает потерю охлаждающей воды вследствие испарения. Если температура воды в системе поднимается настолько, что кипение все же начинается, то под давлением пара выпускной клапан открывается и пар выходит наружу по пароотводящей трубке, припаянном к горловине радиатора.

Когда пар превратится в воду и давление в системе станет меньше атмосферного, открывается впускной клапан и сообщает систему с наружным воздухом. Это предохраняет от смятия наружным воздухом трубки радиатора при охлаждении двигателя. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/radiator-traktora-dt-20/

3 ≫

Навигация по статье

Специальная сельскохозяйственная техника выпускается уже довольно долгое время. Первые образцы тракторов позволили существенно облегчить весь рабочий процесс практически во всех сферах, но в основном такая техника была актуальна тогда, да, впрочем, и сейчас, в сельских хозяйствах. И одним из первых трудяг стал колесный трактор ДТ-20, сборка которого проводилась на Харьковском тракторном заводе. Что интересно, данный трактор в отличие от других машин не имеет раму, а вся конструкция состоит из двигателя, трансмиссии и колес, но это никаким образом не мешало ему проделывать различную работу с тяговым усилием в 600 килограмм. Оснащался он дизельным двигателем Д-20, который выдавал максимальную мощность в 13.2 киловатт или же 18 лошадиных сил. Трактор ДТ-20 является глубокой модернизацией предыдущей модели ДТ-14, а именно были затронуты практически все механизмы, в особенности силовой агрегат, который у ДТ-14 позволял развить максимальную мощность в 14 лошадиных сил. Трактор ДТ-20 выпускался на протяжении 11 лет (с 1958 по 1969 года), сначала были выпущены базовые модели, а позже и модификации, специализирующиеся на работе в садах или же огородах. Относится эта машина к 0.6 тяговому классу различной тяговой спецтехники.

Трактор ДТ-20 имеет довольно малые габариты, что в те времена сделало машину востребованной в различных работах на малых площадках, а именно в садах и огородах, где трактор в одиночку может выполнить весь комплекс, используя дополнительные навесные агрегаты. Он выполняет вспашку почвы, посевные и посадочные работы, обработку, сборку, внесение удобрений, сеноуборочные работы, легкие землеройные и многие другие операции. Помимо этого данная техника активно применялась в советское время для выполнения сельскохозяйственных нужд, также используя в работе навесное оборудование.

Для того чтобы трактор мог выполнять все необходимые работы, для него были изготовлены специальные навесные агрегаты, как заводские, так самодельные. Всего для трактора были изготовлены следующие приспособления:

  • Лозоподборочное навесное оборудование ЛВН-1.5, устанавливаемое на заднее навесное устройство трактора.
  • Навесное виноградниковое оборудование АВН-0.5, которое предназначено для вывоза винограда, а также погрузочных и разгрузочных работ. Состоит из грузоподъемного устройства, работающего от основной гидравлической системы машины, внутренней рамы, каретки, гидравлического цилиндра и кронштейнов. Устанавливается на заднее навесное устройство трактора.
  • Навесной агрегат ОНК-Б, предназначенный для опыления и опрыскивания различных культур (в основном для винограда). Установка аналогична с предыдущим оборудованием.
  • Специальная погрузочная платформа, предназначенная для перевозки виноградных плодов.
  • Волокуша, применяемая в работе с виноградом.
  • Оборудование, предназначенное для транспортировки лозы.
  • Навесное опылительное оборудование ОШУ-15.
  • Приспособление для подбора льны.
  • Молотилка.

Все вышеперечисленное оборудование является заводским, но в домашних условиях изготавливают малоразмерные фронтальные отвалы, которые служат в основном для уборки снега с различных площадок.

Харьковский тракторный завод многократно улучшал трактор ДТ-20, в результате чего появилось довольно большое количество различных модифицированных версий данной машины, а именно это были такие модели, как:

  1. Модификация ДТ-20-С1. В этой версии была усовершенствованна конструкция, благодаря чему трактор мог использоваться для пропахивания почвы не только на огородах, но и на полях сельского хозяйства.
  2. Модификация ДТ-20-С2. В особенности данной модели входит также возможность проделывать различную работу сельского хозяйства. Но отличается же эта модификация от предыдущей тем, что трактор способен выполнять и транспортировку разнообразных грузов, правда на небольшие расстояния.
  3. Модификация ДТ-20-С3. Предыдущие модели машин были модифицированы лишь в техническом плане, когда в этой версии конструктора поработали над электрическим оборудованием. В результате трактор оснастили задним фонарем освещения, стоп-сигналами, а также специальной розеткой, позволяющей при включении основных фонарей трактора задействовать сигнализацию прицепных агрегатов.
  4. Модификация ДТ-20-С4. Данная версия, по сути, является совокупностью предыдущих, но в этой были учтены все имеющиеся технические недоработки.
  5. Модификация ДТ-20-С5. Отличает данную модель от предыдущих лишь внешний вид, а именно было изменено расположение внешних фар трактора, но также был добавлен и вентилятор, который работая в паре со стандартной системой охлаждения, не позволял силовому агрегату перегреваться.
  6. Модификация ДТ-20-С6. В этой модификации конструктора поработали над возможностью агрегатирования трактора со всем оборудованием (как навесного, так и прицепного вида), которое только имеется для данной машины. Изменения также коснулись и электрической схемы, благодаря чему она стала более надежной.
  7. Модификация ДТ-20-В. Эта версия трактора является самым глубоким модифицированием, ведь ходовая часть трактора была изменена под гусеничный тип передвижения. В результате полностью изменились технические характеристики и многие узлы механизмов. Поворотный механизм, а именно его дифференциал, конструктора заменили многодисковыми муфтами. Гусеничный ход положительно повлиял на проходимость трактора, однако, данная модификация пользовалась немалым спросом для проведения работы в виноградных хозяйствах.
  8. Модификация ДТ-20-К. Эта версия предназначена для обрабатывающих работ различных культур в сельских хозяйствах, так как она имеет довольно высокий дорожный просвет и широкую колею, как передних колес, так и задних. Это позволило существенно повысить проходимость машины.
  9. Модификация ДТ-20-У. Является последней модификацией данного трактора. Маневренность этой модели значительно лучше, чем у базового трактора и практически всех предыдущих модификаций, благодаря чему машина могла применяться в работе в теплицах и на многих других ограниченных площадях.

Трактор ДТ-20 имеет эксплуатационный вес в 1560 килограмм, оказывая при этом удельное давление на грунт в 0.046 килограмм на квадратный сантиметр поверхности. Вся конструкция машины в длину составляет 3038 миллиметров. В ширину составляет всего 1310 миллиметров. Высота данного трактора обладает значением в 1438 миллиметров. Расстояние между колесами трактора, как передними, так и задними, регулируется и имеет диапазон значений от 1100 миллиметров до 1400 миллиметров. Максимальная грузоподъемность трактора равняется 700 килограммам.

Трактор имеет одноцилиндровый дизельный силовой агрегат, который по достижению частоты вращений коленчатого вала в 1600 оборотов в минуту выдает 13.2 киловатт или же 18 лошадиных сил. При необходимости мощность двигателя может возрастать до 20 лошадиных сил (14.6 кловатт), но это случается при разгоне коленчатого вала до 1800 оборотов в минуту. Это значение является предельным для данного двигателя, но стоит отметить, что все же работа при такой нагрузке возможна довольно долгое время. Топливный бак вмещает в себя 45 литров дизельного топлива, что с учетом низкого расхода позволяет обходиться без частой дозаправки в процессе работы.

Трансмиссия трактора ДТ-20 включает в себя сухую однодисковую непостоянно замкнутую фрикционную соединительную муфту сцепления, дифференциал и восьмиступенчатую коробку переключения передач (четыре передачи для движения трактора вперед и столько же для движения назад). В некоторых моделях КПП имела пятую понижающую передачу переднего хода. Соединение вала муфты сцепления с главной передачей жесткое, разъемного типа. Максимальная скорость, досягаемая на прямом и ровном участке составляет 17 километров в час.

Подвеска базового трактора, в том числе и модификаций, жесткого типа. Тормоза ленточные.

В советское время данный трактор являлся самой лучшей техникой для выполнения работ в виноградниках, теплицах, а также в помещениях и площадях с ограниченным рабочим пространством. Это объясняется его малыми габаритами, благодаря которым трактор и имеет довольно неплохие маневренные качества. Для выполнения различных работ сельского хозяйства можно было использовать дополнительные навесные агрегаты, а также регулировать расстояние между колесами трактора в целях повышения проходимости. Малой мощность двигателя никак не мешала выполнять трактору всю необходимую работу, также стоит отметить, что его небольшие размеры позволяли работать при высоких нагрузках без перегрева, так как система охлаждения не допускала появление высоких температур. При необходимости на конструкцию устанавливалась крыша, состоящая из тента и каркаса.

Трактор ДТ-20 и все его модификации обладают 18-ти сильным (13.2 киловатт) двигателем серии Д-20. Данный двигатель имеет всего один цилиндр, диаметр которого составляет 105 миллиметров. Ход поршня составляет 120 миллиметров. Рабочий объем двигателя составляет приблизительно один литр.

Серийное производство трактора ДТ-20 было окончательно прекращено еще в далеком 1969 году. Машин в новом состоянии уже давно как не имеется для продажи, новая техника лишь находится в музеях, в роли экспонатов. Поддержанный же трактор, как правило, находится не в рабочем состоянии и имеет стоимость в пределах от 50 тысяч до 100 тысяч российских рублей.

Материалы: http://gruzato.ru/traktor-dt-20.html


Back to top