Распределительный механизм

1 ≫

Распределительный механизм клапанный, с нижним односторонним расположением клапанов. Детали распределительного механизма показаны на фиг. 23.

Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Ведущая шестерня коленчатого вала изготовлена из низкоуглеродистой стали без термообработки.

Ведомая шестерня 13 (фиг. 23) для уменьшения шума при работе изготовлена из пластмассы (текстолит) с заформованной в центр заготовки стальной ступицей. Шестерня напрессована на концевую шейку распределительного вала и фиксируется сегментной шпонкой 12.

Установка зацепления шестерен при сборке двигателя для обеспечения правильных фаз газораспределения производится по меткам О, выбитым на торцах шестерен (фиг. 24).

Распределительный вал откован из углеродистой стали и расположен в картере двигателя с правой стороны (по ходу автомобиля). Вал имеет восемь кулачков для подъема клапанов, три опорные шейки, работающие непосредственно в расточенных гнездах (подшипниках) чугунного картера блока, две шестерни со спиральными зубьями (одна для привода распределителя и масляного насоса, другая для привода стеклоочистителя) и эксцентрик для привода бензинового насоса.

Рабочие поверхности опорных шеек, кулачков, эксцентрика и шестерен закалены т. в. ч.

Для того чтобы предупредить повышение давления масла в пространстве между торцом задней шейки вала и заглушкой, вставленной в кольцевой паз подшипника в картере, в шейке имеется канал. По этому каналу и по каналу в стенке подшипника масло стекает обратно в картер.

При установке распределительного вала в подшипники картера блока цилиндров зазор между опорными шейками и подшипниками составляет от 0,05 до 0,11 мм.

Осевой зазор распределительного вала устанавливают при сборке, и величина его колеблется в пределах 0,05—0,2 мм. В осевом направлении распределительный вал закреплен упорным фланцем 16 (фиг. 23), помещенным между торцами распределительной шестерни 13 и передней опорной шейки вала. Фланец прикреплен двумя болтами к передней плоскости блока цилиндров.

Фиг. 23. Детали распределительного механизма:

1 — выпускной клапан; 2—впускной клапан;.3 — направляющая клапана; 4—опорная шайба пружины; 5 — пружина клапана; 6 — опорная тарелка пружины; 7 — обойма опорной тарелки; в — сухари; 9 — регулировочный болт; 10— контргайка; 11 — толкатель; 12 — шпонка; 13 — распределительная шестерня (ведомая), 14 — болт крепления фланца 16; 15 — пружинная шайба;16 — упорный фланец; 17—распределительный вал.

Устройство клапанного механизма показано на фиг. 25.

По конструктивным и компоновочным соображениям клапаны расположены наклонно по отношению к оси цилиндров на угол 8°1358,5".

Впускной клапан 1 изготовлен из хромистой стали, а выпускной 2—из кремнехромистой стали (сильхром). Головки впускного и выпускного клапанов имеют одинаковые диаметры равные 28,6 мм. Угол конусности головок (соответственно седы клапанов) равен 45°. Для отличия клапанов на наружных торцах их головок выштампованы буквы ВС для впускного клапана и ВХ — для выпускного.

Фиг. 24. Установочные метки на шестернях распределения.

На наружной поверхности головки каждого клапана имеется сегментная" прорезь (шлиц) для наконечника специального инструмента, применяемого при притирке клапанов к их седлам. При заводской сборке клапаны не притирают, и плотное прилегание их головок к седлам обеспечивается высокой точностью обработки.

Торцы стержней клапанов, в которые упираются при подъеме регулировочные болты толкателей, закалены (на небольшую глубину) до высокой твердости. На конце стержня клапана проточена кольцевая канавка, в которую закладываются сухари 8, удерживающие на стержне клапана опорную тарелку 6 пружины. Сухари изготовлены из низкоуглеродистой стали, цементованы и закалены. Сложенные вместе сухари образуют усеченный конус, на который надевают обойму 7, имеющую коническую внутреннюю поверхность и сферический наружный поясок. На сферический поясок опирается тарелка 6 пружины клапана.

Для установки или снятия сухарей со стержня пружины клапанов должны быть сжаты (при неподвижных стержнях клапанов) специальным инструментом.

Пружины 5 впускного и выпускного клапанов одинаковы и изготовлены из специальной пружинной стальной проволоки, закаленной в масле. Для предотвращения возникновения опасных вибраций при некоторых скоростях вращения распределительного вала пружины имеют неравномерный шаг навивки. Стороной, имеющей витки с меньшим шагом, пружины устанавливают на. опорную шайбу 4, надеваемую на направляющую втулку стержня клапана

При возникновении вибраций сжатой пружины витки с меньшим шагом смыкаются, включаясь из работы, и число действующих витков уменьшается. Вследствие этого изменяется период собственных колебаний пружины и она выходит из резонанса с вынужденными колебаниями, определяемыми скоростью вращения распределительного вала в данный момент.

Фиг.25. Устройство клапанного механизма:

Обозначения 1 — 11 — те же, что и на фиг. 23

12 — направляющая толкателя; 13 — вставное седло выпускного клапана.

Вставные седла 13 выпускных клапанов, запрессованные в блок, изготовлены из легированного жароупорного закаливаемого чугуна, более стойкого, чем чугун блока. При применении вставных седел срок службы выпускных клапанов без притирки увеличивается.

Направляющие втулки 3 для стержней клапанов изготовлены из чугуна и окончательно обработаны под размер после запрессовки в блок.

Толкатели 11 отлиты из чугуна с отбеленной для получения высокой твердости поверхностью тарелки. Для уменьшения веса толкатель высверливают почти на всю длину. Для более равномерного износа рабочая поверхность пяты толкателя сделана сферической, а рабочие поверхности профилей кулачков распределительного вала имеют небольшой угол (0 20—СРЗО) конусности. Вследствие этого толкатель во время работы непрерывно вращается, что обеспечивает равномерный износ как его пяты, так и боковой поверхности стержня.

Направляющие 12 для толкателей образованы непосредственно в теле блока цилиндров.

Толкатели снабжены регулировочными болтами 9 с контргайками 10, имеющими конические опорные поверхности. Рабочая поверхность регулировочного болта, входящая в соприкосновение с торцом стержня клапана, отшлифована по сфере, цементована и закалена до высокой твердости. В действительных условиях работы болта толкателя и стержня клапана их рабочие поверхности соприкасаются в одной точке, что исключает возможность перекоса стержня клапана в его направляющей втулке.

Фиг. 26. Круговая диаграмма фаз газораспределения.

Фиг. 27. Специальный ключ для регулировки клапанов.

Материал — сталь 40Х. Термическая обработка головки ключа — закалка, отпуск;

Моменты открытия и закрытия клапанов и продолжительность тактов впуска и выпуска по углу поворота коленчатого вала показаны на фиг. 26, на которой дана диаграмма фаз газораспределения. Продолжительность одновременного открытия клапанов (перекрытие клапанов) составляет 22°.

Регулировка зазоров между толкателями и стержнями клапанов

Зазоры между торцами стержней клапанов и регулировочными болтами толкателей регулируют на холодном двигателе, и они должны быть для впускных клапанов 0,13—0,15 м.м, а для выпускных 0,18—0,20 мм.

Для проведения регулировки необходимы специальные ключи — 12Х15 и 15X17 мм и плоский щуп (стандартный набор). Специальные ключи для регулировки клапанов не входят в комплект шоферского инструмента и могут быть приобретены или изготовлены в соответствии с чертежом, приведенным на фиг. 27. Зазоры между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов следует регулировать в таком порядке:

Снять карбюратор и газопровод.

Снять крышку клапанной коробки так, чтобы не повредить пробковую прокладку.

Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия (оба клапана закрыты), повернув пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя так, чтобы шарик, запрессованный в обод маховика (отметка в. м. т.), совместился с острием штифта, закрепленного в смотровом люке картера сцепления.

Проверить с помощью плоского щупа зазоры между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов первого цилиндра. При данном положении коленчатого вала клапаны первого цилиндра полностью закрыты и их толкатели освобождены.

Отрегулировать зазоры между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов. Для этого, удерживая толкатель от вращения гаечным ключом 17 мм, отпустить контргайку регулировочного болта ключом 15 мм (фиг. 28) и вращать головку регулировочного болта ключом 12 мм до получения требуемого зазора.

Затянуть контргайку регулировочного болта и вновь проверить зазор.

Повернуть коленчатый вал двигателя точно на половину оборота.

Фиг. 28. Регулирование зазора между толкателем и стержнем клапана.

Проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры между регулировочными болтами и стержнями клапанов третьего цилиндра. При таком положении коленчатого вала клапаны третьего цилиндра полностью закрыты и их толкатели освобождены.

Последующими поворотами коленчатого вала точно на половину оборота установить поршни четвертого, а затем второго цилиндров в в. м. т. такта сжатия, проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры между регулировочными болтами и стержнями клапанов указанных цилиндров.

Установить на место крышку клапанной коробки с прокладкой и завернуть шпильки крепления крышки.

Материалы: http://www.redmotor.ru/moskvich/12.html

2 ≫

Распределительный механизм своевременно открывает и закрывает отверстия для впуска в цилиндры воздуха или горючей смеси и выпуска отработавших газов. Он состоит из клапанов с деталями крепления, распределительного вала с шестернями и передаточного механизма. В зависимости от расположения клапанов механизмы распределения могут быть с подвесными клапанами, расположенными в головке, и со стоячими клапанами, расположенными в блоке. Механизмы со стоячими клапанами проще по устройству, двигатели с такими механизмами имеют меньшую высоту, так как у них отсутствует ряд передаточных деталей, размещенных на головке. Однако у дизельных двигателей ввиду очень малого объема надпоршневой части камеры расположение клапанов в блоке осуществить невозможно.

От устройства и работы распределительного механизма зависит качество очистки цилиндров от отработавших газов и степень наполнения их воздухом. Эти процессы происходят тем лучше, чем больше диаметр тарелки клапана, выше скорость движения клапана в моменты открытия и закрытия, значительнее высота подъема и продолжительнее открытие. У двигателей с подвесными клапанами увеличение диаметра тарелки ограничено размерами цилиндра. Диаметры тарелок впускного и выпускного клапанов в сумме составляют обычно 85—95% диаметра цилиндра. Продолжительность открытого состояния клапанов (фаз впуска и выпуска) зависит от моментов открытия и закрытия клапанов, которые однотипны для всех тракторных дизелей.

Открывается впускной клапан до ВМТ. Величина опережения ограничивается главным образом тем, что клапан, опускаясь, может удариться о движущийся вверх поршень.

Закрывается впускной клапан после НМТ в тот момент, когда поступление в цилиндр воздуха, происходящее после НМТ по инерции, прекращается.

Выпускной клапан открывается до НМТ, когда газы в цилиндре уже не могут произвести значительной полезной работы. Закрытие выпускного клапана происходит после ВМТ с таким расчетом, чтобы сохранить достаточное проходное сечение клапана в конце выпуска, не препятствовать продолжающемуся по инерции движению газов и обеспечить продувку камеры сгорания чистым воздухом, который подсасывается через открывающийся впускной клапан. Опережение открытия клапанов относительно мертвых точек и запаздывание закрытия увеличивают продолжительность фаз распределения и тем самым улучшают очистку и наполнение цилиндров.

Тарелки впускного и выпускного клапанов могут быть различными или одинаковыми по диаметру. В первом случае тарелку впускного клапана несколько увеличивают за счет уменьшения тарелки выпускного, это способствует лучшему наполнению цилиндра. Однако при этом увеличивается вес впускного клапана, а с ним и сила инерции, возникающая при его движении, кроме того, клапан больших размеров сильнее нагревается, легче подвергается короблению. Все это вызывает более быстрый износ и даже возможность обрыва впускного клапана.

Для максимального наполнения цилиндров нужно, чтобы клапан открывался и закрывался очень быстро и дольше оставался открытым на полную величину. Скорость движения клапанов выбирают такой, чтобы возникающие при этом силы инерции не превысили допустимой величины. Этими же соображениями определяется и выбор максимального подъема клапана. Наивыгоднейшая скорость движения клапана и подъем обеспечиваются выбором соответствующей формы кулачка распределительного вала.

Клапаны при работе двигателя подвергаются сильному нагреванию, действию ударной нагрузки, химическому воздействию газов и истиранию. Температура впускных клапанов составляет в среднем 300 -400°, выпускных— 600—800°. Впускной клапан изготовляют из прочной хромоникелевой стали (40ХН) или хромокремнистой стали (38ХС), выпускной — из жаростойкой хромокремнистой стали (Х9С2).

Для повышения прочности и твердости клапанов осуществляют их объемную закалку. Тарелка клапана имеет коническую фаску с углом при основании 45°. Это создаст хорошее прилегание и центрирование клапана в гнезде головки. Для большей плотности фаска притирается к гнезду. Стержень клапана имеет плавный переход к тарелке, что увеличивает прочность клапана в этом месте, обеспечивает хорошую обтекаемость в интенсивный отвод тепла от тарелки. В верхней части стержня клапана сделала выточка под сухарики, закрепляющие на конце стержня тарелку пружины.

Направляющая втулка клапана изготовляется из антифрикционного серого чугуна (СЧЦ-2) и запрессовывается в отверстие головки. Большая длина втулки и малый зазор со стержнем клапана (0,05—0,12 мм) придают ему прямолинейное движение. Пружина возвращает клапан в гнездо, удерживает его в закрытом состоянии и воспринимает инерционные усилия, возникающие при движении.

Распределительный (кулачковый) вал изготовляют из хромистой (20Х) или высокоуглеродистой стали (сталь 45), кулачки и шейки вала цементируют и закаливают на глубину 1,5—2 мм или подвергают поверхностной закалке ТВЧ на глубину от 2 до 5 м.ч. То или иное расположение кулачков но окружности вала и профиль их обеспечивают выбранные для двигателя фазы распределения. Кулачок выпускного клапана имеет обычно более тупой профиль, вследствие чего фаза выпуска более продолжительна, чем фаза впуска. Это даст возможность у двигателей с различными по размеру клапанами получать достаточно хорошую очистку цилиндра. Кулачковые валы четырехцилиндровых двигателей устанавливаются на трех опорах; подшипники их изготовлены в виде втулок из чугуна СЧЦ-2 и запрессованы в блок. Двухопорные валы обычно монтируют на шарикоподшипниках.

Распределительные шестерни имеют спиральные зубья с плавным и бесшумным зацеплением. Изготовляются они либо из стали 45 (с закалкой), либо из серого чугуна. Чтобы работа кривошипно-шатунного и распределительного механизмов, а также топливного насоса была согласованной, шестерни их закрепляются на валах в определенном положении, а относительно друг друга при сборке устанавливаются по меткам.

Так как распределительный вал и вал топливного насоса должны вращаться в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то шестерни этих валов имеют вдвое большее число зубцов, чем шестерня коленчатого вала.

Передаточный механизм состоит из толкателей, штанг, коромысел, валиков коромысел и стоек. Толкатели изготовляются грибовидной формы или в виде стаканчиков из стали 45 или из стали 20Х, они также закаливаются.

Сферическим углублением внутри донышка толкатель упирается в нижний наконечник трубчатой стальной штанги, которая своим верхним наконечником упирается в регулировочный винт коромысла. Коромысло из углеродистой стали с бронзовыми втулками поворачивается на валике. Плечо коромысла, прилегающее к клапану, длиннее плеча, прилегающего к штанге. Это позволяет опустить клапан на нужную величину при небольшом подъеме толкателя. Силы инерции, возникающие при движении толкателя и штанги, при этом уменьшаются. Сверление в плечах коромысла и полость пустотелого валика коромысел служат маслопроводами для подвода масла к втулкам коромысел и наконечникам штанг. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/raspredelitelnyj-mexanizm/

3 ≫

НА ТЕМУ: Распределительный механизм и охлаждение двигателя

1 Распределительный механизм

Устройство распределительного механизма

В распределительный механизм входят клапаны, распределительный вал, пружины, толкатели и привод к распределительному валу. Этот механизм предназначен для управления наполнением цилиндров свежей рабочей смесью (или воздухом в дизелях) и выпуском отработавших газов из цилиндров.

Распределительные механизмы выполняются двух разновидностей, определяемых расположением клапанов: механизм с нижними (боковыми) и механизм с верхними (подвесными) клапанами; нижние клапаны располагаются в блоке цилиндров, а верхние — в головке цилиндров.

Современные двигатели имеют верхние клапаны. Верхнее расположение клапанов показано на примере устройства распределительного механизма двигателя ГАЗ-53 (рис. 20). Распределительный вал через кулачок и толкатель /действует не непосредственно на клапан, а через систему, состоящую из штанги 2, регулировочного винта 7 с гайкой 6, коромысла 5 с осью 8. Эти детали своей массой увеличивают силы инерции частей, движущихся возвратно-поступательно, поэтому ставят усиленные клапанные пружины 12.

Клапан 3 движется в направляющей 4; при уходе кулачка из-под толкателя пружина прижимает клапан к его седлу и возвращает все детали в исходное положение.

Иногда внутри первой ставят вторую пружину (двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238), которая кроме усиления узла, исключает опускание клапана в цилиндр при поломке одной из них; вторая пружина, кроме того, позволяет сократить общую высоту клапанной группы.

Коромысла устанавливаются на пустотелой оси в подшипниках, я ось находится в кронштейнах, крепящихся к головке блока цилиндров. Плечо, находящееся под действием штанги, выполняется короче другого плеча, действующего на клапан. Неравенство длины плеч коромысла позволяет сократить перемещения и ускорения толкателя при необходимых перемещениях клапана.

.Вместе с тем при более длинном плече точка касания клапана с рычагом движется по дуге большего радиуса и меньше отклоняется от осевой линии клапана, что сокращает поперечные проскальзывания этой точки по торцу стержня клапана и противодействует перекосу клапана.

При верхнем расположении клапанов удается получить камеру сгорания близкой к полусферической, а также несколько улучшить наполнение цилиндров из-за более плавных форм каналов для прохождения смеси.

Количество кулачков распределительного вала соответствует числу клапанов, а расположение их на валу определяется условием чередования вспышек в соответствии с формой коленчатого вала, числом цилиндров и принятым порядком работы двигателя. Форма, количество и расположение кулачков должны обеспечивать своевременное и достаточно полное открытие клапанов.

Из работы четырехтактного двигателя ясно, что на цикл, занимающий два оборота коленчатого вала, приходится одно открытие каждого клапана, т. е. двум оборотам коленчатого вала должен соответствовать один оборот кулачка (распределительного вала). Поэтому передаточное число привода от коленчатого вала к распределительному должно быть равно двум (число зубьев шестерен коленчатого вала делается в два раза меньше числа зубьев шестерни распределительного вала).

Форма впускных и выпускных клапанов чаще всего одинакова; клапан состоит из плоской головки и стержня. Плавный переход от головки к стержню повышает отвод тепла от головки, делает его более прочным и улучшает обтекание головки клапана газами. На конце стержня клапана имеется выточка для крепления опорной тарелки со втулкой 10 (см. рис. 20), -закрепляемыми разрезными коническими сухариками 9; эти детали удерживают пружину 12.

Наклонное расположение клапана относительно оси цилиндра способствует созданию улучшенной (клиновой) формы камеры сгорания:

Для плотного прилегания клапана к седлу имеется коническая заточка (фаска). Такая же заточка выполняется и в седле, обычно под углом 0,8 рад (45°) и реже 0,5 рад (30°); меньший угол расширяет проход для газа, но делает головку менее жесткой и массивной".

В процессе выпуска перепад давлений газов значительно превышает перепад при впуске, поэтому для улучшения наполнения диаметр впускного клапана несколько больше, чем у выпускного.

Выпускные клапаны изготовляют из различных жароупорных сильхромовых или хромоникелевольфрамовых сталей, а впускные— из хромоникелевых или хромистых сталей с содержанием углерода около 0,4%. В некоторых двигателях части выпускного клапана выполняют из различных сталей. Так, например, головку делают из жароупорной стали, а стержень — из хромистой, соединяют эти части клапана сваркой.

Температура впускных клапанов достигает 300-400, а выпускных — 600-800° С.

Тяжелые температурные условия работы выпускных клапанов способствуют износу поверхностей, на которые опираются головки клапанов. Для снижения износа в головку запрессовывают седла в виде колец 14 из жароупорной стали или специального чугуна (рис. 21). Вместе с тем посадочная фаска 12 выпускного клапана на плавляется жаростойким сплавом.

Для охлаждения выпускного клапана во внутреннее сверление его стержня помещается натрий , удерживаемый приваренной заглушкой 13; плавление натрия обеспечивает отвод тепла от головки к стержню и направляющей клапана.

В некоторых современных двигателях применяется приспособление для небольшого поворота выпускного клапана вокруг своей оси при каждом подъеме, что предотвращает образование нагара на посадочной фаске и прогара ее. Клапан поворачивается механическим приспособлением, расположенным под опорной шайбой пружины, и действует от давления этой пружины.

Приспособление состоит из шариков 3, дисковой 9 и возвратной 10

пружин и неподвижного корпуса 2 (см. рис. 21). При открытии клапана его пружина через дисковую давит на шарик который перекатывается по наклонному углублению и сжимает возвратную пружину, действующую на дисковую пружину.

Таким образом возвратная пружина поворачивает дисковую, а вместе с ней опорную шайбу клапанной пружины, саму клапанную пружину и клапан. Во время закрытия клапана давление клапанной и дисковой пружин уменьшается и возвратная пружина перемещает шарик в исходное положение Клапаны с поворотом применяются и в двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Поворотное приспособление повышает работоспособность клапана.

В быстроходных двигателях возникает опасность поломки клапанных пружин в результате резонанса их колебании. Опасность эта уменьшается, если применить пружины с переменным шагом навивки, уменьшающимся от середины по направлению к опорным виткам.

Клапанные пружины изготовляют из марганцовистой стали, а направляющие клапанов — из чугуна. В двигателях ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236 пористые металлокерамические втулки-направляющие обеспечивают хорошую смазку.

Между стержнем клапана или штангой и распределительным валом располагается толкатель (см. рис, 20), движущийся в выточке в блоке цилиндров или в головке. При помощи толкателя вращение кулачка распределительного вала преобразуется в поступательное движение стержня клапана или штанги. Кроме того, толкатель освобождает стержень клапана или штангу от боковых усилий, создаваемых кулачком.

Толкатели выполняются пустотелыми для облегчения их веса, и с увеличенными диаметрами для уменьшения износа·. Толкатель опирается на распределительный вал своей головкой. Головка может быть плоской или выпуклой и для износоустойчивости наплавляется специальным чугуном.

Толкатель двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполнен качающимся и имеет ролик 2, который обкатывается по кулачку (рис. 22). Роликовый толкатель уменьшает трение и износ толкателя и кулачка.

С целью распределения износа по всей боковой поверхности возвратно-поступательно движущегося толкателя середину кулачка (в плоскости, перпендикулярной оси распределительного вала) смещают относительно оси толкателя, вследствие чего кулачок, поднимая толкатель, одновременно поворачивает его.

В процессе работы двигателя нагрев деталей распределительного механизма может нарушить правильную работу его; так, стержень

клапана, удлиняясь от нагрева, может упереться в толкатель и не допустить плотной посадки клапана. Для предотвращения этого между толкателем (или коромыслом) и стержнем клапана должен быть обеспечен зазор, который позволит удлиниться стержню клапана без упора в толкатель. Этот зазор регулируется гайкой (двигатель ГАЗ-53, см. рис. 20). или регулировочным винтом с гайкой и контргайкой (двигатель ЗИЛ-130). Величина зазора в холодном (непро-гретом) состоянии колеблется от 0,25 до 0,30 мм у двигателей ГАЗ-53, ЯМЗ-236 и 0,40—0,45 мм— у двигателей ЗИЛ-130

Толкатели изготовляют из стали и чугуна. Штангу 2 (см. рис. 20) обычно выполняют трубчатой из стали или дюралюмина.

Коромысло 5 (см. рис. 20) изготовляют из ковкого чугуна и стали, а также штампуют, из листовой стали, а втулка делается обычно из бронзы.

Группа распределительного вала и фазы распределения

Наиболее сложной деталью механизма распределения является распределительный вал, обеспечивающий необходимое управление клапанами. Он состоит из кулачков / (по два на цилиндр) и опор 2 (рис. 23). Дополнительно вал имеет шестерню 3 с винтовыми зубьями для привода масляного насоса и распределителя системы зажигания. Перечисленные детали выполняются с валом за одно целое. Профили кулачков обеспечивают плавное движение клапана и необходимую продолжительность его открытия. Угол между одноименными кулачками для четырехцилиндрового четырехтактного двигателя равен 1,57 рад (90°), для шестицилиндрового — 1,05 рад (60°) и восьмицилиндрового — 0,8 рад (45°.)

Расположение одноименных кулачков на валу соответствует порядку работы двигателя. Углы между разноименными кулачками определяются моментами открытия клапанов. Для предупреждения прогиба сравнительно тонких и длинных распределительных валов и нарушения работы всего механизма делается больше опор валов и размещаются они между цилиндрами. У двигателей автомобилей ГАЗ-53, ЗИЛ-130 и ЯМЗ-238 имеется по пяти опор, а у ЯМЗ-236 — четыре.

Опорные шейки распределительного вала работают в бронзовых и биметаллических (двигатель ГАЗ-53) втулках-подшипниках, расположенных в картере-блоке двигателя. Диаметры опорных шеек делают последовательно уменьшающимися для возможности монтажа вала в картере двигателя.

Наличие косозубых шестерен на распределительном валу и конусность на кулачках отдельных двигателей создают усилия, стремящиеся сдвинуть вал в осевом направлении. Валы удерживаются от ' осевых перемещений специальной шайбой, прикрепляемой к блоку. В эту шайбу упирается вал своей передней опорной шейкой или винтом, ввертываемым снаружи в крышку распределительных шестерен, а также упорным фланцем, крепящимся к переднему торцу блока болтами (автомобили ГАЗ-53, ЗИЛ-130).

Материалы: http://works.doklad.ru/view/NtSV4VvIuak.html


Back to top