Проверка топливной аппаратуры двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А

1 ≫

В процессе износа плунжерных пар происходит снижение мощности двигателя за счёт сокращения количества топлива, подаваемого топливным насосом двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. В этом случае необходима регулировка часовой подачи топлива, для чего насос снимается и отправляется в мастерскую.

Во время работы происходит нарушение регулировки равномерности подачи, вследствие чего порции топлива, подаваемые в цилиндры плунжерными парами, неодинаковы. Это приводит к неравномерной работе двигателя, сопровождаемой большой вибрацией. При демонтированных выпускной трубе и глушителе звуковая сила хлопков при выпуске неодинаковая. Запрещается работа с такой подачей топлива, так как происходит перегрузка отдельных цилиндров и возможна поломка коленчатого вала.

Необходимо помнить, что равномерное чередование хлопков также зависит от работы форсунок и зазоров в клапанах, поэтому проверяемый двигатель сначала должен подвергнуться контролю и регулировке форсунок и зазоров в клапанах. Регулировка равномерности подачи насоса осуществляется на специальном стенде в условиях мастерской. При проверке работы топливного насоса следует обратить внимание на герметичность нагнетательных клапанов.

Проверка герметичности нагнетательных клапанов топливного насоса двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А возможна непосредственно на тракторе. Для этого необходимо отъединить от штуцера проверяемой секции трубку высокого давления. Поршень в соответствующем цилиндре устанавливается на начало такта впуска либо выпуска, после чего систему питания заполняют топливом. Далее сдувают топливо с отверстия штуцера, устанавливают рычаг управления (на регуляторе) в положение полной подачи и открывают кран, расположенный у топливного бака. Повышение уровня топлива в отверстии штуцера говорит о том, что клапан пропускает. В этом случае нужно снять зажимы и штуцер (20) [рис. 1] и с помощью специального ключа, который навёртывается на резьбовую часть седла (17), вынуть клапан. После промывки клапан устанавливается на место и вновь проверяется. В случае повторного пропускания клапана насос подлежит отправке в мастерскую (для замены клапана). Перед проверкой клапанов нужно очистить насос и принять меры к предотвращению попадания грязи и пыли в него, а также в трубки. С этой целью в накидные гайки трубок ввёртываются пластмассовые пробки (входят в комплект).

Кликните левой кнопкой мыши для увеличения

Рис. 1. Топливный насос (ТНВД) двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.

А) – Топливоподводящий канал;

Б) – Вертикальное отверстие;

В) – Горизонтальное отверстие;

Г) – Впускное отверстие;

Д) – Отсечное отверстие;

Е) – Разгрузочный поясок;

1) – Шлицевая втулка;

2) – Установочный фланец;

3) – Ось ролика толкателя;

4) – Ролик толкателя;

5) – Корпус толкателя;

6) – Болт толкателя;

7) – Нижняя тарелка;

8) – Пружина плунжера;

9) – Верхняя тарелка;

10) – Поворотная гильза;

11) – Зубчатая рейка;

12) – Зубчатый венец;

13) – Пробка канала отвода топлива;

14) – Пробка топливоподводящего канала;

16) – Втулка плунжера;

17) – Седло нагнетательного клапана;

18) – Нагнетательный клапан;

20) – Нажимной штуцер;

21) – Трубка к подкачивающему насосу;

22) – Крышка смотрового люка;

23) – Трубка от фильтра тонкой очистки к насосу;

24) – Пружина перепускного клапана;

25) – Перепускной клапан;

26) – Перепускной канал;

28) – Пробка маслозаливной горловины;

29) – Пробка сливного отверстия;

30) – Корпус насоса;

31) – Упорная шайба;

32) – Подкачивающий насос;

33) – Кулачковый вал;

36) – Сливная трубка.

Проверка и регулировка начала подачи топлива ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Насос с изношенными плунжерными парами имеет более позднее начало подачи топлива. Двигатель не развивает полной мощности и дымит. Чтобы установить момент начала подачи топлива насосом необходимо поршень первого цилиндра установить в положение, которое соответствует концу такта сжатия. Это осуществляется путём проворачивания коленчатого вала до совмещения метки «Т Д37М» на шкиве коленчатого вала с меткой на указателе в.м.т. Далее нужно снять корпус маслозаливной горловины вместе со счётчиком мото-часов и отъединить шлицевой фланец (1) [рис. 2] от шестерни топливного насоса, для чего вывернуть пару болтов. Затем отъединить трубку высокого давления первого цилиндра от насоса. На штуцер данной секции навинтить накидную гайку с коротким отрезком от трубки высокого давления. На ней посредством резиновой трубки (2) закрепить стеклянную трубку (3) с внутренним диаметром 1,5-2 мм. С помощью ручного насоса заполнить топливом систему питания. Отвести (до отказа) рычаг управления на регуляторе и поворачивать вал топливного насоса в сторону вращения коленчатого вала до момента, пока уровень топлива в стеклянной трубке не начнёт подниматься. В данном положении необходимо соединить шлицевой фланец с шестернёй топливного насоса, для чего пара болтов ввёртывается в те отверстия на шестерне, которые совпадают с отверстиями на шлицевом фланце.

Рис. 2. Проверка момента начала подачи топлива ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.

2) – Резиновая трубка;

3) – Стеклянная трубка.

Аналогичная проверка последовательности подачи топлива осуществляется при установке нового насоса, а также после ремонта двигателя.

Таблица 1. Параметры регулировки на стенде топливного насоса 37М УТН-5 двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.

Снятие топливного насоса с двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Последовательность снятия топливного насоса с двигателя:

1) – Очистка насоса от грязи и пыли;

2) – Отъединение тяги управления подачей топлива и трубок высокого и низкого давления;

3) – Завёртывание пластмассовых пробок в накидные гайки трубок высокого давления;

4) – Надевание чистых пластмассовых гаек-колпачков на штуцеры топливного насоса;

5) – Обёртывание бумагой открытых концов трубок низкого давления;

6) – Ввёртывание болтов поворотных угольников (с надетыми на них защитными втулками) в отверстия в подкачивающем и топливном насосах, а также фильтрах;

7) – Отвёртывание болтов, которые крепят насос;

8) – Отодвигание насоса и снятие его с трактора;

9) – Закрывание крышкой отверстия в переднем листе.

Для облегчения установки насоса обратно на двигатель следует не поворачивать коленчатый вал и не снимать шлицевой фланец после того как снят топливный насос. Трактор укомплектован пробками, гайками, а также защитными колпачками.

Установка топливного насоса на двигатель Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Перед данной операцией следует провернуть кулачковый вал насоса до совпадения широкого шлица, расположенного на втулке вала, с широкой впадиной в шлицевом фланце. Далее, путём вдвигания насоса, ввести шлицевую втулку в зацепление со шлицевым фланцем. В это время цилиндрическая поверхность на установочном фланце должна войти во втулку шестерни. Затем нужно закрепить насос и установить трубки высокого и низкого давления. По завершении установки необходимо проверить (вышеизложенным способом) момент начала подачи топлива насосом.

Проверка форсунок двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А осуществляется через 240 мото/ч. Признаками плохой работы форсунок являются пропуск вспышек и дымный выпуск. Неисправные форсунки выявляются путём последовательного отключения цилиндров. С этой целью на работающем двигателе поочерёдно отвёртываются накидные гайки трубок высокого давления со штуцеров топливного насоса. Уменьшение либо прекращение дымления после отключения цилиндра свидетельствует о неисправности форсунки. В данном случае необходимо остановить двигатель, затем вывернуть форсунку из головки с помощью специального ключа, тщательно её очистить и снять распылитель. С распылителя нужно удалить нагар (медной пластинкой либо тряпкой) и прочистить отверстия. Далее промыть в дизельном топливе иглу и корпус распылителя. Прочистка отверстий в распылителе производится посредством тонкой стальной проволоки либо сверла. Рекомендуется осуществлять зажим иглы в патроне (3) [рис. 3], которым комплектуется трактор. Путём аккуратного вращения патрона осуществляется прочистка отверстий, при этом недопустимо повреждение и увеличение их диаметра. Затем проволокой либо сверлом (диаметр 1 мм) прочищается внутренняя полость корпуса распылителя, в которой находятся сопловые отверстия. Очистка отверстий и полости повторяется 4 раза. После этого производится тщательная промывка деталей и сборка форсунки. Игла, выдвинутая из корпуса распылителя на 1/3 своей длины, при угле наклона 45 град. должна перемещаться под действием собственного веса. Не допустимы различимые на ощупь местные сопротивления, которые препятствуют свободному перемещению иглы. Запрещено разукомплектовывание иглы и распылителя.

Рис. 3. Прочистка центрального канала (а) и отверстий (б) в корпусе распылителя.

1) – Корпус распылителя;

3) – Патрон для прочистки.

Промытая форсунка собирается и проверяется (на специальных стендах) на давление впрыска, которое должно равняться 170-175 кг/см 2 . Допускается проверка форсунок на двигателе Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А посредством максиметра либо эталонной форсунки. С одной стороны к тройнику присоединяется форсунка (1) [рис. 4], отрегулированная на давление впрыска 170-175 кг/см 2 , с другой – проверяемая форсунка (3).

Рис. 4. Проверка форсунки на давление впрыска.

1) – Контрольная форсунка;

3) – Проверяемая форсунка;

4) – Регулировочный винт;

Наружный рычаг на регуляторе устанавливается в положение, которое соответствует максимальной подаче топлива. Далее коленчатый вал поворачивается за рукоятку либо стартером при включённом декомпрессионном механизме. Если впрыскивание топлива форсунками происходит неодновременно, то у проверяемой форсунки необходимо отвернуть контргайку (5) и путём регулировки винта (4) добиться одновременного впрыска топлива обеими форсунками.

После того контролируется качество распыла топлива. Форсунка должна давать три струи равномерно распылённого топлива. Отсечка подачи должна быть резкой (без признаков подтекания топлива).

Герметичность соединений топливопроводов топливной системы двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А проверяется при подсосе воздуха. Топливопроводы на всасывающей стороне подкачивающего насоса осматриваются при открытом кране топливного бака, на нагнетательной стороне топливного насоса проверяются путём опрессовки ручным насосом. Проверка топливопроводов высокого давления осуществляется в процессе работы двигателя. Недопустима течь топлива в соединениях. Течь устраняется за счёт подтягивания болтов поворотных угольников либо накидных гаек. Если данный способ не помог, необходимо заменить прокладки либо отремонтировать концы трубок.

Последние записи

Правила чистки генераторной установки

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещённые операции при эксплуатации генераторной установки переменного тока

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/proverka-toplivnoj-apparatury-dvigatelya-d-37m-traktorov-t-40-i-t-40a.html

2 ≫

Работу форсунок проверяют при заметном снижении мощности двигателя, повышении расхода топлива, перебоях в работе двигателя и дымлении. Кроме того, чтобы увеличить надежность и долговечность распылителей, форсунки периодически (согласно правилам технического обслуживания) снимают, очищают от нагара и лакоотло-жений, после чего проверяют давление впрыска и качество распыливания топлива.

Ориентировочно о работе форсунок судят по характеру звука выхлопа при поочередном выключении подачи топлива в цилиндры. Если характер звука выхлопа не меняется или меняется незначительно (не резко), это свидетельствует о неисправности проверяемой форсунки.

Давление затяжки пружины форсунки и качество распыливания топлива непосредственно на тракторе проверяют при помощи макси-метра КИ-1336.

Максиметр состоит из корпуса, внутри которого находятся распылитель и нажимной штифт с пружиной, регулировочной гайки с установочным винтом и двух штуцеров. Корпус максиметра и регулировочная гайка имеют микрометрическую резьбу. При повороте гайки по ходу часовой стрелки пружина сжимается и передает усилие игле распылителя. Один оборот гайки изменяет давление затяжки пружины на 50 кгс/см 2 . Цена одного деления на гайке равна 5, а на корпусе — 50 кгс/см 2 . Точность показаний составляет ± 2,5 кгс/см 2 .

Для проверки форсунок ослабляют крепления топливопроводов на штуцерах высокого давления секций топливного насоса. Отсоединяют от форсунок топливопроводы и сливные трубки. Закрывают топливопроводы и форсунки заглушками. Снимают форсунки с двигателя и закрывают отверстия в головке цилиндров заглушками. Кладут форсунки в ванну с бензином, чтобы размягчить нагар. Вынимают форсунки из ванны, удаляют нагар с распылителей медной пластиной и промывают форсунки в дизельном топливе. Устанавливают каждую форсунку в тиски, отвертывают колпак и ослабляют затяжку контргайки регулировочного винта.

Снимают топливопровод с одной из секций топливного насоса и присоединяют к ней максиметр, а к максиметру форсунку. Ослабляют затяжку пружины максиметра и, прокручивая дизель при помощи пускового приспособления или вручную, убеждаются в периодическом появлении струи топлива из распылителя максиметра.

Поворачивают регулировочную гайку максиметра по ходу часовой стрелки до момента начала впрыска топлива форсункой. Определяют по шкале давление начала впрыска.

Номинальное давление начала впрыска топлива—125 кгс/см 2 ; у двигателей А-01, А-01М, А-41, ЯМЭ-238НБ — 150; Д-108 — 200; Д65-Н, Д-37М, Д-37Е, Д-21 — 170 кгс/см 2 . Допускается отклонение дазления начала впрыска от номинальной величины на ±5 кгс/см 2 .

Если давление не соответствует указанной величине, устанавливают максиметр на номинальное давление и, прокручивая двигатель, регулируют давление затяжки пружины форсунки, поворачивая регулировочный винт до момента одновременного впрыска топлива макси-метром и форсункой. По окончании регулировки затягивают контргайку регулировочного винта.

Определяют качество распыливания топлива. Распыливание должно быть туманообразным, без заметных на глаз капелек и струй. Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться резким звуком.

Более точную проверку и регулировку форсунок проводят на приборе КИ-562 (КП-1609А), который применяют в цехах по регулировке топливной аппаратуры (на ремонтных предприятиях), на пунктах технического обслуживания, в передвижных диагностических установках, автопередвижных мастерских и др.

Прибор КИ-562 состоит из корпуса 2 (рис. 57), внутри которого помещен насосный элемент (плунжерная пара и нагнетательный клапан двигателя КДМ-100), механизма привода насосного элемента с рычагом 7, присоединительного штуцера с маховичком 3, распределителя 4 с запорным вентилем 5, манометра 6, топливного бачка 7 с фланелевым фильтром и глушителя 10. Топливо в испытуемую форсунку 9 и манометр нагнетают рычагом 1. Запорный вентиль служит для отключения полости манометра при проверке качества распыливания топлива.

Подлежащие испытанию форсунки снимают с двигателя, обмывают снаружи и устанавливают в приспособление для разборки и сборки форсунок или в тиски. Отвинчивают на несколько оборотов нажимную гайку распылителя. Перевертывают форсунку нажимной гайкой вниз и свинчивают гайку с корпуса. Вынимают и разбирают распылитель. Кладут корпус и иглу распылителя на некоторое время в ванночку с бензином. Затем удаляют нагар с рабочих поверхностей иглы и корпуса распылителя. Прочищают внутреннюю полость корпуса распылителя (сверлом или проволокой соответствующего диаметра).

У форсунок с многодырчатыми распылителями (двигатели А-01, А-01М, Д-108, А-41, ЯМЗ-238НБ, Д65-Н, Д-37М, Д-37Е, Д-21) прочищают сопловые отверстия в корпусе распылителя (сверлом, иглой или стальной струной соответствующего диаметра).

Промывают детали распылителя сначала в бензине, а затем в дизельном топливе. При этом перемещают иглу в корпусе распылителя, погруженном в топливо. Убеждаются в свободном движении иглы в корпусе распылителя, для чего вынимают иглу из корпуса на 1 / 3 ее длины и наклоняют ось корпуса на 45° к горизонтали. Игла должна опуститься в корпус под собственным весом. Зависание иглы не допускается. Слегка притирают запорную часть иглы к корпусу и вновь промывают их в дизельном топливе.

Очищают от нагара и промывают в дизельном топливе нажимную гайку. Устанавливают распылитель на место и закрепляют гайкой. Не вынимая форсунку из приспособления, отвертывают колпак и ослабляют затяжку контргайки регулировочного винта.

Устанавливают форсунку на прибор. Рычагом 1 со скоростью 70—80 качаний в минуту нагнетают топливо в форсунку. По показанию манометра определяют давление начала впрыска топлива. Если давление не соответствует номинальному, его регулируют, ввинчивая или вывинчивая регулировочный винт при помощи отвертки 8.

Испытание и регулировка форсунки при помощи прибора КИ-562: / — рычаг; 2 — корпус прибора: 3 — маховичок: 4 — распределитель; 5 — запорный вентиль: 6 — манометр: 7 — топливный бачок; 8 — отвертка; 9 — испытуемая форсунка; !Q — глушитель.

Материалы: http://autosimbirsk.ru/proverka-i-regulirovka-forsunok.html

3 ≫

Проверка и регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения выполняется в следующем порядке.

Проверка. Очистите от пыли и грязи колпак и крышку головки двигателя, снимите й тщательно промойте его дизельным топливом.

Проверьте крепления стоек осей коромысел и при необходимости подтяните их.

Вывинтите установочный штифт из гнезда и вставьте его в то же отверстие ненарезанной частью.

Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) конца такта сжатия. Для этого, наблюдая за клапанами первого цилиндра, вращайте коленчатый вал по ходу часовой стрелки до тех пор, пока выпускной, а затем впускной клапаны не откроются и следом закроются. После этого нажмите пальцем на установочный штифт, вставленный в отверстие против маховика, и вращайте коленчатый вал в ту же сторону до тех пор, пока штифт не войдет в сверление в маховике.

Для шестицилиндровых V-образных двигателей откройте лючок на корпусе маховика с правой стороны и закрепите одним из снятых винтов проволочную стрелку, установив ее конец против метки в. м. т. на маховике. После этого поверните коленчатый вал по ходу часовой стрелки на 45° так, чтобы метка с цифрами на маховике расположилась против стрелки.

Проверьте тепловые зазоры с помощью приспособления КИ-9918, для чего переместите рамку (рис. 1, а) в крайнее нижнее положение и затяните тормоз. Поставьте корпус на тарелку пружины проверяемого клапана и отпустите тормоз. Рамка нод действием пружины упрется в боек коромысла. После этого плавно поверните коленчатый вал двигателя до момента начала открытия клапана и установите индикатор на ноль. Далее продолжайте вращать коленчатый вал до тех пор, пока индикатор не покажет максимальное отклонение стрелки, что и будет соответствовать зазору в соединении.

Если нет приспособления КИ-9918, то зазоры с достаточной точностью можно проверить с помощью щупа (рис. 1, б).

Регулировка. После того как определены зазоры в клапанах первого цилиндра (а в двигателях СМД-60 и СМД-62 — в клапанах первого и четвертого цилиндров), приступайте к регулировке с помощью отвертки.

Рис. 1. Проверка и регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателей:

а — проверка прибором КИ-9918; б — проверка щупом; в — проверка и регулировка приспособлением ПИМ-4816; 1—тарелка пружины; 2 — коромысло; 3 — тормоз; 4 — индикатор; 5 — пружина; 6 — рамка; 7 — корпус; 8 — диск; 9 — нониус; 10 и II — рукоятки; 12 — торцовый ключ.

Для регулировки зазоров служит приспособление ПИМ-4816, состоящее из корпуса с рукояткой (рис. 1, в) и торцовым ключом, нониуса, диска и отвертки с рукояткой. Наденьте торцовый ключ на контргайку регулировочного болта и ослабьте ее крепление. Затем, вращая отверткой регулировочный болт, затяните ёго до упора, т. е. до устранения зазора. Далее установите нониус на нулевое деление диска и, удерживая рукояткой контргайку, поверните отверткой за рукоятку регулировочный болт на нужный угол (по диску) и затяните контргайку.

Для четырехцилиндровых двигателей после регулировки клапанов в первом цилиндре поверните коленчатый вал на половину оборота и отрегулируйте зазоры клапанов третьего цилиндра, затем опять поверните на половину оборота и отрегулируйте зазоры клапанов четвертого цилиндра и, наконец, второго.

В шестицилиндровых двигателях V-образного типа, например СМД-60, поверните коленчатый вал на 240° так, чтобы метки с цифрами 2 и 5 на маховике расположились против стрелки. В этом положении отрегулируйте зазоры второго и пятого цилиндров. Затем поверните коленчатый вал еще раз на 240° так, чтобы метки на маховике расположились против стрелки, и отрегулируйте зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Установите на место все снятые детали.

Проверка компрессии (давление сжатия) в цилиндрах двигателя.

Хорошо прогрейте двигатель для того, чтобы детали приняли размеры, которые они имеют во время его работы.

Снимите форсунки с двигателя или выверните искровые свечи зажигания из цилиндров (или из цилиндра) пускового двигателя.

Поставьте на место снятой форсунки первого цилиндра компрессиметр — прибор, с помощью которого определяют давление в цилиндрах. Заверните запорный винт (рис. 2).

Рис. 2. Проверка давления в цилиндре:

1 — запорный винт; 2 — манометр.

Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива насосом высокого давления. Отъедините топливопровод от штуцера, по которому топливо подается в первый цилиндр, установите на штуцере моментоскоп (рис. 3, а и б),

Поставьте рычаг управления подачей топлива в положение наибольшей подачи. Удалите воздух из системы питания и заполните насос топливом до выхода его из стеклянной трубки моментоскопа.

Рис. 3. Проверка установки топливного насоса на двигатель:

а — размещение моментоскопа на насосе; б — размеры моментоскопа; в — определение в. м. т.; г — установка момента подачи: 1 — момейтоскоп; 2 — винт; 3 — фланец.

Вращайте коленчатый вал двигателя по ходу часовой стрелки до тех пор, пока из стеклянной трубки моментоскопа не потечет топливо. После этого немного поверните коленчатый вал в обратную сторону (на 1/4 оборота).

Рис. 4. Установка коленчатого вала двигателя в положение начала подачи топлива:

а — д-240 и д-240Л; б — А-41 и смд-14Г; в и г — смд-60, смд-62; д — д-73е и д-144; 1 и 2 — шкивы; 3, 4, 5, 6, 7 и 8 — метки; 9 — лимб на проставке топливного насоса; 10 — метка на фланце топливного насоса; С—стрелка.

Удалите встряхиванием часть топлива из трубки моментоскопа и, медленно вращая по ходу часовой стрелки коленчатый вал, следите за уровнем топлива в трубке. Как только уровень дрогнет и начнет подниматься, вращение прекратите и нанесите на шкиве (рис. 4, а и б) метку или запишите деление, против которого стоит стрелка (рис. 4, в и г).

Вывинтите установочный штифт из гнезда и вставьте его в то же отверстие ненарезанной частью до упора в маховик (кроме двигателей СМД-60 и СМД-62).

Нажмите на установочный штифт пальцем и одновременно повертывайте коленчатый вал по ходу часовой стрелки до тех пор, пока штифт не войдет в углубление маховика (что соответствует положению в. м. т. поршня первого цилиндра), и нанесите вторую метку на шкиве или запишите деление, против которого стоит стрелка.

Регулировать угол опережения подачи топлива рекомендуется в такой последовательности.

Секционные сложные насосы на двигателях СМД-60 и СМД-62. Определив, на сколько градусов следует изменить угол подачи топлива в сторону увеличения или уменьшения, ослабьте гайки крепления топливного насоса к проставке, но старайтесь при этом его не повернуть.

Заметьте, с каким делением на лимбе проставки совпадает метка 4 на фланце насоса. Каждое деление на лимбе соответствует 2° поворота коленчатого вала. Для увеличения угла подачи топлива поверните топливный насос по ходу часовой стрелки на соответствующее число делений, а для уменьшения — наоборот.

Закрепите насос на проставке и повторите проверку угла подачи моментоскопом.

Секционные простые насосы. Откройте люк в крышке распределительных шестерен.

Отогните замковые шайбы и выверните два винта, прикрепляющих шлицевой фланец к ступице шестерни привода насоса.

Поверните ключом фланец с валом насоса в нужном направлении: для увеличения угла подачи — по ходу часовой стрелки, для уменьшения — против хода часовой стрелки. Если фланец повернуть до совпадения соседних отверстий на нем с отверстием на ступице шестерни, то угол опережения изменится на 3° поворота коленчатого вала. Заверните на место винты.

Вторично проверьте угол опережения моментоскопом.

Снятие и установку топливного насоса высокого давления выполняют в следующем порядке.

Снят/ие насоса. Очистите от пыли и грязи насос, топливопроводы, форсунки и прилегающие к ним поверхности деталей двигателя. Особенно тщательно очищайте стыки в разъемах.

Установите противень под топливным насосом и перекройте расходный кран топливного бака трактора.

Отъедините от насоса тягу управления подачей, снимите трубки высокого давления и отъедините трубки низкого давления. В накидные гайки трубок высокого давления ввинтите чистые пробки, а на штуцеры насоса и форсунок поставьте защитные колпачки.

Концы трубок низкого давления оберните тканью или бумагой. Все отверстия топливопроводных каналов насоса высокого давления и подкачивающего насоса плотно закройте болтами с предохранительными втулками.

Отверните винты (или гайки), крепящие насос к крышке, и снимите его с двигателя. Перед снятием насоса с двигателя СМД-60 или СМД-62 предварительно установите поршень первого цилиндра в в. м. т. при такте сжатия и отметьте место совпадения метки на фланце топливного насоса (с левой стороны) с делением шкалы на проставке (рис. 4, г).

Если новый насос будет установлен не сразу, то закройте отверстия в крышке распределения защитной пластиной (картонной или металлической).

Установка насоса на примере двигателей Д-240, Д-240Л и их модификаций. Откройте отверстие в крышке распределения, если оно было закрыто, и снимите крышку люка в крышке распределения.

Поставьте вал насоса в такое положение, при котором широкий шлиц расположится против широкой впадины в шлицевом фланце, и осторожно, чтобы не повредить прокладку, поставьте насос на место.

Если при установке насоса шлицы не совпадут, то поверните немного вал насоса до необходимого совпадения.

Закрепите насос на крышке распределения винтами, затягивайте их равномерно и надежно.

Снимите с насоса и форсунок все защитные устройства, поставьте на место топливопроводы, тягу управления насосом и крышку люка в крышке распределения.

Откройте расходный кран топливного бака. Заполните систему питания топливом и удалите из нее воздух. Убедитесь в том, что нет утечки топлива, устраните неисправность.

Установка насоса на примере двигателей СМД-60 и СМД-62. Установите поршень первого цилиндра в положение в. м. т. при такте сжатия. Проверьте, есть ли пружина на ступице полумуфты привода топливного насоса и поставьте на кулачки шестерни привода текстолитовую шайбу.

Полумуфту автомата опережения разместите так, чтобы кулачки находились в вертикальном устойчивом положении (кулачок с меткой должен быть вверху, а прорезь на текстолитовой шайбе — совпадать с меткой «Т» на шестерне), и в этом положении поставьте топливный насос на место, введя кулачки муфты в свободные пазы текстолитовой шайбы.

Совместите метку на фланце топливного насоса с делением шкалы на проставке, с которым она совпадала перед снятием насоса.

Закрепите насос гайками к проставке и присоедините снятые трубки и тягу управления насосом.

При соединении трубок, подающих топливо к форсункам, пользуйтесь схемой, показанной на рисунке 5,б. Учтите, что неправильное присоединение трубок высокого давления, а также установка насоса не на такте сжатия в первом цилиндре приведет к обгоранию кромок камеры сгорания и выходу двигателя из строя.

Откройте расходный кран топливного бака, заполните систему питания топливом и удалите из нее воздух. Убедитесь в отсутствии утечки топлива и при необходимости устраните неисправность.

Рис. 5. Топливный насос на двигателях СМД-60 и СМД-62:

а — привод; б — схема соединения насоса с форсунками; 1 — шайба; 2 — пружина; 3 — про-ставка; 4 — насос; 5 — фланец; I. VI — форсунки в цилиндрах.

Рис. 6. Проверка топливной аппаратуры:

а — проверка форсунки прибором КМ-9917; б — то же, максиметром; в — проверка состояния плунжерных пар топливного насоса; 1 —трубка; 2 — форсунка; 3—манометр; 4 — резервуар; 5 — насос высокого давления; 6 — регулировочный болт; 7 — контргайка; 8 — отвертка; 9 — форсунка; 10—гайка-заглушка; 11 — шарик; 12 — гайки.

Проверка действия форсунки и регулировка давления впрыскивания топлива. Давление впрыскивания для двигателей тракторов должно быть следующим: Т-150, Т-150К, МТЗ-80, Т-40М, Т-40АМ — 17+0’5 МПа, для ДТ-75М— 15,0+0’5, для МТЗ-50 и ДТ-75— 13,0+0’5 МПа.

Проверка с помощью прибора КИ-9917. Отъедините от форсунки (рис. 6, а), установленной на двигателе, трубку высокого давления и присоедините вместо нее трубку прибора, в резервуар которого залито топливо.

Нагнетайте топливо насосом высокого давления и определите по манометру давление впрыскивания.

Во время нагнетания прослушайте шум впрыскиваемого топлива в цилиндре. Четкий звонкий щелчок указывает на хорошее распы-ливание. Глухой растянутый шум свидетельствует о неудовлетворительном распыливании. В этом случае снимите форсунку с двигателя и проверьте ее распыливание визуально; при необходимости устраните неисправность.

Проверка многодырчатых форсунок. Исправная форсунка должна давать четыре струи (форсунки двигателя трактора Т-25А — три) в виде туманообразного облака без отдельных вылетающих капель, сплошных струек и сгущений, при 60…70 впрыскиваниях в минуту. Начало и конец впрыскивания должны быть четкими. Не допускается появление капель на носке распылителя.

При плохом распыливании топлива разберите форсунку, очистите детали от нагара и промойте в дизельном топливе. Если после этого распылитель не обеспечивает перечисленных требований, то его заменяют.

Устанавливая на форсунку новый распылитель, убедитесь в том, что он соответствует двигателю. Определить нужный распылитель можно только по маркировке, нанесенной на его корпусе.

Проверка однодырчатых форсунок. В однодыр-чатых форсунках топливо должно выходить из распылителя в мелкораспыленном виде (в виде тумана), без заметных на глаз отдельно вытекающих капель и струек. Утечка топлива через сопловое отверстие распылителя перед началом и окончанием впрыскивания не допускается. Ось конуса факела распыливания должна совпадать с осью распылителя форсунки.

Проверка с помощью максиметра. Отъедините от секции топливного насоса трубку высокого давления и на ее место укрепите максиметр (рис. 68, б), а также испытываемую форсунку. Остальные форсунки отключите, для чего ослабьте затяжку гаек.

Включите декомпрессионный механизм и вращайте коленчатый вал двигателя пусковым устройством. Поворачивайте при этом гайку максиметра до тех пор, пока моменты впрыскивания топлива форсункой и максиметром не совпадут. Одновременно с этим наблюдайте за характером распыливания топлива. По окончании проверки определите по шкале максиметра давление впрыскивания.

Промывка и прочистка. Если при проверке установлено нарушение нормального действия форсунки, восстановите ее работоспособность в такой последовательности.

Отверните колпак форсунки, ослабьте контргайку и выверните регулировочный болт до полного освобождения пружины.

Открутите гайку корпуса распылителя и снимите его с форсунки вместе с иглой.

Очистите от нагапя цглу и корпус распылителя, для чего установите в приспособление для чистки форсунок стальную струну диаметром 0,25…0,28 мм и прочистите сопловые отверстия в корпусе распылителя, а затем сверлом или стальной проволокой диаметром 1 мм, укрепленном в том же приспособлении, прочистите внутреннюю полость корпуса. Если отверстия прочистить не удастся, то положите распылитель на 3…5 мин в ванночку с керосином, после чего вновь попробуйте прочистить.

После прочистки отверстий и корпуса тщательно промойте корпус и иглу в дизельном топливе. При.промывке иглу перемещайте в корпусе распылителя, не вынимая деталей из топлива. Хорошо промытые детали позволяют игле, смоченной дизельным топливом и выдвинутой на ‘/з длины направляющей части, при угле наклона в 45° опускаться под действием своей массы. Зависание иглы не допускается.

После прочистки и мойки деталей соберите форсунку и отрегулируйте ее на нужное давление впрыскивания.

Регулировка. Снимите с форсунки защитный колпачок и ослабьте крепление контргайки регулировочного болта.

Если проверка выполняется максиметром, установите его на нужное давление впрыскивания вращением гайки.

Накачивая топливо насосом прибора К.И-9917 или вращая коленчатый вал двигателя, повертывайте отверткой 8 регулировочный болт 6 форсунки до тех пор, пока давление впрыскивания, регистрируемое манометром, не будет соответствовать норме.

Снимите прибор и поставьте на место снятые детали.

Проверка состояния плунжерных пар топливного насоса макси-метром. Основным показателем технического состояния топливного насоса высокого давления служит давление топлива, которое создают его плунжерные пары. При давлении менее 30 МПа топливный насос следует снять с трактора и направить в ремонт.

Рис. 7. Очистка корпуса распылителя от нагара

а—отверстий; б—внутренней полости.

Рис. 8. Проверка состояния воздушного тракта двигателя:

а и б — определение подсоса воздуха закрытием впускной трубы; в — определение мест подсоса воздуха; 1 — уровень жидкости; 2 — вентиль, 3 — наконечник.

Проверяйте насос в такой последовательности.

Тщательно очистите его от пыли и грязи и отъедините трубки, идущие к форсункам.

Присоедините максиметр к первому штуцеру топливного насоса, а второй его резьбовой конец закройте гайкой-заглушкой.

Установите максиметр на давление 5… 10 МПа и включите полную подачу топлива ручным рычагом.

Провертывайте коленчатый вал двигателя пусковым устройством и одновременно с этим увеличивайте давление максиметром до тех пор, пока не прекратится впрыскивание топлива через распылитель максиметра. Затем прекратите вращение и определите наибольшее давление, развиваемое плунжерной парой.

Переставьте поочередно максиметр на остальные штуцера и в такой же последовательности определите давление, создаваемое второй, третьей и четвертой насосными парами.

Проверка состояния воздушного тракта двигателя трактора выполняется следующим образом. Пустите двигатель и рычагом подачи топлива установите среднюю частоту вращения коленчатого вала.

Плотно закройте куском резины отверстие центральной трубы воздухоочистителя (рис. 8, а и б). Если двигатель остановится, то соединения воздушного тракта герметичны. Если же двигатель через 10… 15 с не остановится и будет продолжать работать, хотя и неустойчиво, это будет свидетельствовать о том, что в воздушном тракте есть подсосы воздуха.

Найдите места подсоса воздуха, для чего ослабьте запорный вентиль прибора КИ-4870, приложите наконечник гибкого шланга прибора к предполагаемому месту подсоса и наблюдайте за уровнем жидкости в приборе. Если нет подсоса воздуха, то уровень жидкости будет неподвижен. При обнаружении подсоса устраните неисправность.

Техническое обслуживание воздухоочистителя с бумажными фильтр-патронами (для двигателей СМД-60, СМД-61, СМД-62, СМД-63, СМД-68 и СМД-68Д). Выбросные щели и защитные сетки моноциклона очищают ежедневно, а фильтр-патроны — по мере срабатывания индикатора засоренности. В окнах прозрачного колпака (рис. 71) будет виден барабан с ярко-красными полосами. При отсутствии индикатора очищайте через 480 мото-ч, а в условиях повышенной запыленности — через 240 мото-ч.

Рис. 9. Воздухоочиститель с бумажными фильтр-патронами:

1 — защитная сетка; 2 — щель; 3, 4 и 5 — гайки-барашки; 6 — крышка; 7 — основной фильтр-патрон; 8 — предохранительный фильтр-патрон; 9 — диск; 10 — барабан; 11 — колпак.

Рис. 10. Проверка и разборка центробежных маслоочистителей:

а—проверка степени загрязненности; б—отвинчивание гайки с оси ротора; в — снятие стакана с оси; г — снятие ротора сопловой центрифуги; 1 — ротор; 2 — стяжное кольцо; 3 — зацепы; 4 — корпус; 5 — индикатор; 6 — основание; 7 — стакан; 8 — ось; 9 — корпус ротора.

Очистите выбросные щели и защитную сетку. При этом не допускайте изменения их ширины (норма 1,5 мм).

Осмотрите фильтр-патроны, и если они имеют повреждения (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек), то замените их новыми.

Очистите фильтры от загрязнения (пыли) сжатым воздухом. Давление воздуха не должно превышать 0,3 МПа, иначе можно повредить бумажную штору. Обдувайте вначале изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. Струю воздуха направляйте под углом к боковой поверхности.

Очистите фильтр-патроны моющим раствором от продуктов сгорания или масла. Для приготовления раствора возьмите универсальный моющий порошок «Лотос» или ему подобный из расчета 20 г на 1 л воды или размельченное хозяйственное мыло из расчета 10 г на 1 воды. Температура воды должна быть 40…45 °С. В этот раствор следует положить на два часа фильтр-патроны, затем в течение 20 мин прополоскать их в этом растворе, промыть в теплой воде (35…45 °С) и просушить в течение 24 ч.

После этого соберите воздухоочиститель в обратном порядке. Проверьте состояние всех уплотнительных колец и надежно затяните гайки-барашки, не повредив фильтр-патроны.

Возвратите барабан индикатора в исходное положение, для чего поверните диск 9 по направлению стрелки до упора.

Проверка и очистка ротора масляной центрифуги заключается в следующем.

Проверка. Заполнение примесями ротора может быть определено по изменению его массы с помощью приспособления КИ-9912.

Чтобы установить степень заполнения ротора примесями, снимите колпак центрифуги, разместите на ее оси основание приспособления КИ-9912 и закрепите ротор в приспособлении зацепами и стяжным кольцом. После этого, вывинчивая основание из корпуса, приподнимите ротор в пределах его свободного хода (1 мм). При этом масса ротора через зацепы будет воспринята пружинным динамометром, встроенным в корпус. Деформация пружины динамометра регистрируется индикатором. Если из замеренного значения вычесть массу чистого ротора, то можно определить массу содержащегося в нем осадка. При достаточном значении массы осадка разберите ротор и удалите отложения.

Очистка ротора бессопловой центрифуги. Тщательно очистите от грязи центрифугу снаружи, затем отверните гайку и снимите колпак. Отвинтите гайку оси ротора и снимите упорную шайбу.

Застопорите ротор от проворачивания, заложив отвертку между ротором и корпусом центрифуги, и, вращая ключом гайку крепления, снимите стакан с оси. Корпус ротора при этом останется на месте.

Тщательно удалите скребком отложения с внутренней стенки стакана и промойте его дизельным топливом. Обратите при этом внимание на отложения. Если они плотные, то центрифуга работает хорошо.

Для того чтобы при последующих очистках было легче удалять отложения, после промывки стакана заложите внутрь него и приклейте маслом к стенкам лист бумаги. Во время работы центрифуги отложения будут прилипать к бумаге и их легко будет удалить вместе с ней.

Проверьте состояние уплотняющего кольца и поставьте на место очищенный стакан, завинтив гайку его крепления до полной посадки стакана на корпус ротора. Наденьте на ось ротора упорную шайбу и наверните на ось гайку. Проверьте рукой вращение ротора. От легкого толчка рукой ротор должен вращаться легко, без рывков, заеданий и биения.

Установите на место колпак и закрепите его гайкой.

Очистка ротора сопловой центрифуги практически не отличается от той же работы с бессопловой. Особенность — разборка ротора. Ротор снимают вместе с корпусом и ставят на приспособление, затем отвинчивают руками гайку, крепящую стакан на корпусе, снимают стакан, нажимая большими пальцами на выступающий конец корпуса. Если это не удается, постукивают ротором о деревянный предмет!

Во время очистки надо прочистить также и отверстия форсунок медной или латунной проволокой диаметром 1,5 мм.

Регулировка сливного клапана в смазочной системе. Сливной клапан проверяют, промывают и регулируют при переходе к зимней эксплуатации и в тех случаях, когда наблюдается сильное падение давления масла в хорошо прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 70…95 °С).

Правильно действующий сливной клапан поддерживает определенное давление масла в главной магистрали, пропуская его излишек в поддон картера. Для двигателей Д-240, Д-240Л и их модификаций это давление составляет 0,2…0,3 МПа, для СМД-60 и СМД-62 — 0,3…0,5 МПа. В двигателях Д-37Е давление масла поддерживается редукционным клапаном (0,15…0,35 МПа).

Сливные клапаны устанавливают в корпусах масляных центрифуг или располагают в специальном корпусе, который размещают на площадке, изготовленной на боковой поверхности блока цилиндров, что дает возможность регулировать давление масла в магистрали непосредственно на двигателе.

Сливной клапан регулируйте в такой последовательности.

Пустите двигатель, прогрейте его до нормальной температуры (температура охлаждающей жидкости 80…97 °С) и установите номинальную частоту вращения коленчатого вала.

Отверните защитную пробку и, вращая отверткой регулировочный винт и наблюдая одновременно за показаниями масляного манометра, сожмите пружину до тех пор, пока давление масла не достигнет нужного значения.

Если таким путем установить необходимое давление не удастся, то остановите двигатель, выньте сливной клапан и проверьте, нет ли на нем заусенцев, исправна ли пружина. Вставьте сливной клапан на место и убедитесь в том, что он легко движется в своем гнезде. Установите на место все снятые детали.

Заведите двигатель и вторично попробуйте отрегулировать сливной клапан. Если и после этого нужное давление в смазочной системе получить не удастся, то следует искать иные причины.

Проверка частоты вращения ротора центробежной масляной центрифуги возможна с помощью прибора КИ- 1308В или по времени прекращения вращения ротора центрифуги после остановки двигателя.

Проверку проводят на двигателе, прогретом до нормальной температуры (температура охлаждающей жидкости 80…90 °С в двигателях с жидкостным охлаждением и температура масла 50…115 °С в двигателях с воздушным охлаждением).

Рис. 11. Регулировка сливного клапана двигателей:

а — Д-240; б — СМД-60 и СМД-62; в — Д-37Е и Д-144; 1 — пробка; 2 — регулировочный винт; 3 — пружины.

После прогрева двигателя КИ-154 к корпусу центрифуги лива.

Измерьте секундомером время от момента отключения подачи топлива до момента полной остановки ротора центрифуги.

Нормальная продолжительность остановки ротора должна быть в пределах 40…45 с, предельно допускаемая — 30…35 с.

Проверка с помощью прибора КИ-1308В. Отверните гайку крепления колпака и навинтите на ось ротора центрифуги прибор КИ-1308В (рис. 12, а). В тех случаях, когда колпак центрифуги не имеет отверстия вверху, применяйте специальные колпаки, на которых предварительно прорежьте отверстия, и используйте их как приспособление при проверке.

Пустите двигатель и установите наибольшую подачу топлива.

После прогрева двигателя, медленно вращая крышку прибора по ходу часовой стрелки, найдите положение, при котором размах колебаний язычка прибора станет наибольшим (рис. 12, б). Определите по шкале прибора частоту вращения ротора центрифуги (рис. 12, в).

Если наибольший размах (резонанс) будет обнаружен при частоте вращения меньше 67,6 с-1, то проверьте, нет ли резонанса при увеличенном числе оборотов. Для этого продолжите вращение крышки в том же направлении, и если обнаружите второй резонанс, то истинным показанием следует считать наибольший.

Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентилятора, генератора и компрессора. Осмотрите ремни и крепления привода вентилятора, генератора, компрессора и проверьте положение шкивов.

Ремни должны быть чистыми, без следов масла и расслоений, крепления привода — прочно затянуты, а шкивы — находиться в одной плоскости (допускаемое отклонение не более ± 2 мм).

Нажмите рукой на ремень силой 30…50 Н и определите прогиб вначале одного, а затем всех ремней привода данного двигателя. Он должен находиться в пределах 8… 14 мм.

Рис. 12. Проверка частоты вращения ротора центрифуги:

а — способ проверки; б — колебания язычка прибора; в —прибор КИ-13088.

Если установлено, что частота вращения ротора ниже нормы, то центрифугу разбирают, промывают и устраняют неисправность.

Проверка по продолжительности вращения ротора после остановки двигателя.

Рис. 13. Проверка натяжения ремней вентилятора:

а — проверка рукой; б — проверка устройством КИ-8620; в — изменение ширины ручья шкива привода; г—натяжное устройство; 1 и 8 — натяжные ролики; 2— болт; 3 — генератор; 4 — указатель нагрузки; 5 — ручка; 6 и 7 — сегменты; 9 — гайки; 10 — регулировочный болт; 11 и 13 — прокладки; 12 — щеки.

При использовании устройства КИ-8920 натяжение ремней проверьте в такой последовательности.

Нажмите кнопку, находящуюся на конце ручки (рис. 13, б), и поставьте указатель нагрузки на ноль. Затем раздвиньте сегменты так, чтобы их нижние торцы находились на одной линии. После этого поставьте устройство на проверяемый ремень, нажмите на ручку так, чтобы на указателе оказалась нагрузка, равная 30…50 Н. При этом сегменты повернутся относительно общей оси на угол, пропорциональный прогибу; по шкале сегментов определите его значение.

Если стрела прогиба не будет соответствовать техническим условиям, то отрегулируйте натяжение ремней одним из трех указанных ниже способов (тем, который принят на данном двигателе):

– ослабьте болты крепления генератора (к кронштейну и натяжной планке, поверните генератор по стрелке и затяните ослабленные болты;

– измените ширину ручья шкива, для чего отверните контргайки и гайки крепления щеки шкива и снимите щеку, переставьте регулировочные прокладки для натяжения ремня в положение I, а для ослабления — в положение II, поставьте на место снятую щеку и укрепите ее гайками;

– измените положение натяжного ролика, для чего ослабьте затяжку гаек крепления оси натяжного ролика, а затем, вращая болт в нужную сторону, отрегулируйте натяжение ремня, после чего затяните ослабленные гайки.

После регулировки вторично проверьте правильность натяжения ремней.

Промывку системы охлаждения и удаление накипи из нее выполняют в таком порядке.

Промывка. Признаками того, что нужно промывать систему охлаждения, служат перегрев двигателя (следует иметь в виду, что двигатель перегревается не только от засорения радиатора), попадание в радиатор масла, неравномерный нагрев сердцевины радиатора и др. Особенный вред приносит масло, попавшее в радиатор. Наблюдениями установлено, что даже при незначительном масляном налете сопротивление отдаче тепла от стенки цилиндра и охлаждающей жидкости увеличивается по сравнению с чистой поверхностью в несколько раз.

Для промывки слейте воду из системы охлаждения и залейте вместо нее шламоудаляющий раствор (на 1 л воды 15 г технического тринатрийфосфата или 6 г кальцинированной соды).

Пустите двигатель и при большой частоте вращения коленчатого вала и утепленном радиаторе прогрейте его в течение 10 мин. Остановите двигатель, слейте раствор и заполните систему чистой водой, затем вновь заведите и дайте ему поработать 5 мин при средней частоте вращения коленчатого вала.

Остановите двигатель, слейте воду из системы охлаждения. Если сливаемая вода грязная, то вторично промойте систему водой. Залейте в систему охлаждающую жидкость.

Удаление накипи. Чтобы определить, есть ли накипь в системе охлаждения, нужно заметить время прогревания двигателя до нормальной температуры или замерить температуру охлаждающей жидкости.

Прогрев тракторного двигателя в теплое время года или в закрытом помещении при закрытой шторке или жалюзи до исчезновения дымления, которое происходит при температуре 50…60°С, не должен превышать 8 мин. Если вода в двигателе долго не нагревается, то значит в рубашке есть накипь.

Слейте воду из системы охлаждения и, если в системе будет обнаружено масло, промойте систему шламоудаляющим раствором так, как сказано выше.

Заполните систему охлаждения содовым накипеудалителем следующего состава: на 1 л воды 100 г кальцинированной соды и 50 г керосина (или 0,75 г технического тринатрийфосфата) или на 1 л воды 80 г каустической соды и 25 г керосина.

Заведите двигатель, прогрейте его в течение 10 мин и оставьте раствор в системе охлаждения на 10… 12 ч (или проработайте на тракторе смену). I

Осмотрите систему охлаждения, прогрейте двигатель, слейте раствор. При утечке воды устраните неисправность.

Промойте систему водой и заправьте ее охлаждающей жидкостью.

Проверку действия клапана-термостата и термометра системы охлаждения проводят в такой последовательности.

Проверка клапана термостата. Снимите термостат с двигателя и прокипятите в содовом растворе до удаления накипи (75 г кальцинированной соды на 1 л воды). После этого термостат вместе с контрольным термометром опустите в прозрачный сосуд с водой и, нагревая воду электрокипятильником, наблюдайте за температурой воды и клапаном-термостатом. В правильно действующем термостате клапан должен начать открываться при температуре 70 °С, а полное открытие клапана (подъем 9 мм) должно произойти при 80 °С.

Проверка термометра системы охлаждения возможна в том же сосуде, где проверяли термостат. Поместите в этот сосуд контрольный термометр и датчик термометра трактора. Во время нагрева перемешивайте воду в сосуде и наблюдайте за показаниями обоих термометров (контрольного и проверяемого). Допускаемая разница в показаниях не должна превышать ±5% измеряемого значения (например, при t = 80°С разница составит ±4°С).

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Порядок выполнения некоторых операций технического обслуживания трактора"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/poryadok-vypolneniya-nekotorykh-operatsii-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-traktora


Back to top