ЯМЗ-238: Регулировка клапанов, Ремонт и эксплуатация грузовиков

1 ≫

С регулировкой клапанов на ЯМЗ-238 встречается основная масса водителей. Единственная категория, которая избегает этого, это водители которые полностью обслуживают автомобили на станции технического обслуживания.

По регулировке клапанов написано довольно много рекомендаций и наставлений. От самых простых и незамысловатых до музыкальных. Назовем так мотористов профессионалов, которые регулируют клапана на слух по стуку, который происходит при выборе свободного зазора. Но я лично не буду его описывать по причине не обладания такими музыкальными способностями. Есть также люди, которые регулируют и на глазок клапана. Справедливости ради надо отметить как первый так и второй способ у некоторых индивидуумов происходит при хорошем качестве выставляемых зазоров. Но как я и писал, лично такими качествами не обладаю, поэтому пользуюсь щупом.

Поэтому излагаю саму процедуру регулировки клапанов на двигателе ЯМЗ-238. Для этого необходим следующий инструмент. Ключ на тридцать желательно накидной и с возможностью одевания на него усилителя из водогазопроводной трубы. А также отвертки с широким жалом и накидного ключа на 17, и собственно самого щупа на 0.25 мм. Также желательно иметь канаву для удобства доступа к проворачиванию коленчатого вала. Но если ее нет, то во многих случаях обходятся из без нее.

Также следует отметить, когда регулируются клапана? Сразу приходит на ум стук в механизме газораспределения. Понятно с такими данными в первую очередь проверяют тепловые зазоры и регулируют их. После пробега первой тысячи киллометров после ремонта и протяжки головки блока. По пробегу и по состоянию всего механизма, это может быть и через десять тысяч киллометров и через двадцать тысяч километров, но все же надо помнить, что увеличенные тепловые зазоры ведут к увеличению расхода топлива.

Сейчас собственно сам порядок регулировки, который у меня выработался. Ставим машину на ровное чистое место достаем инструмент и приступаем. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов. Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда ищут кто газовый ключ, а кто и большой рожковый ключ для того чтоб отвернуть тугой барашек. Мне для этих целей хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55 , он идет в комплекте инструмента на автомобиль.

Затем берем ключ накидной на тридцать с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если регулируем первый раз клапана на этой машине, то берем еще и трехгранный напильник, затем на шкиве коленчатого вала ищем метку впрыска первого цилиндра. На передней части шкива обращенной радиатору запиливаем риску напротив метки первого цилиндра. Затем делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, и под 90 градусов к первым двум меткам делаем еще две метки. Этим мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов. Сейчас приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов. Это место на передней плите отчеркните хоть мелом. Оно еще пригодиться. Можно затем вылезти из под машины и проверить клапана первого цилиндра, не зажаты ли они. Или еще убедиться по метке топливного насоса точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск на первом цилиндре. Сначала я тоже так делал, и если оказывалось что впрыск на шестом цилиндре, то залазил опять под машину и прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с первого цилиндра в порядке работы двигателя 1. 5. 4. 2. 6. 3.7. 8.То есть регулируем оба клапана на первом цилиндре, затем под машину прокручиваем коленвал, так чтоб вторая риска на шкиве оказалась на против метки впрыска 1 го цилиндра на блоке. То есть крутим коленвал ровно на 90 градусов и переходим на левый ряд цилиндров и регулируем по порядку пятый цилиндр. Затем опять под двигатель крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана четвертого цилиндра на правой стороне двигателя и так дальше по порядку работы двигателя.

Затем до меня дошла простая вещь, и я сократил прокручивание коленвала в точку впрыска первого цилиндра. Для меня стало просто важно поставить метку на шкиве заводскую в момент впрыска. После чего я проверял клапана первого цилиндра, если они не зажаты, то я регулировал клапана первого цилиндра и дальше по порядку1 5 4 2 6 3 7 8. Если же клапана первого цилиндра были зажаты, то я просто начинал регулировку клапанов с 6 цилиндра и шел дальше по порядку 6 3 7 8 1 5 4 2. Такая вроде бы мелочь позволяла лишний раз не залазить под машину и хоть немного сократить свое время, а так же не смотреть на привод топливного насоса. То есть чуть меньше прыгать вверх вниз.

Кто то, бесспорно привык регулировать клапана по закрытию одного из них, кто то регулирует два цилиндра вместе. Спорить не буду, какой лучше, но мне лично понравился такой порядок, поэтому им и пользовался.

Комментариев 1 к “ЯМЗ-238: Регулировка клапанов”

  1. Михаил

Решил впервые отрегулировать клапана на ЯМЗ 23, прочитал инструкцию и отрегулировал в одиночку за 1ч 30 мин. После решил перепроверить и проверяя свободные коромысла. В процессе выяснил, что эту работу можно сделать в 1 оборот и за 20 мин. Вот номера клапанов с момента ВМТ, но вышло так что я начал с 6 цилиндра в таком порядке 63781542.

ВМТ 3 8 9 11 12 1416; 1 4 5 6 8 11 12 13 14;1 4 5 6 10 13 15; 2 7 10 11 13 15

Когда клапана повторялись я их заново перепроверял.

Материалы: http://www.capfa.ru/yamz-238-regulirovka-klapanov/

2 ≫

начало В начале 60-х на Ярославском моторном заводе положено начало производства восьмицилиндровых V-образных дизельных двигателей серии ЯМЗ 238. Простые, весьма надежные и неприхотливые «дизели» длительное время входили в список штатного оснащения тяжеловесов МАЗ, КрАЗ, Урал, КамАЗ.

Перед осуществлением регулировки клапанов на турбодизеле ЯМЗ 238 стоит ознакомиться с верхнеклапанной компоновкой ГРМ. Схема предполагает:

  • нижнее размещение распредвала в развале блока;
  • косвенную связь между клапаном и распредвалом через систему роликовый толкатель-штанга-коромысло;
  • наличие подналадочного устройства передающего рычага.

Детали мотора ЯМЗ 238, как и узлы любых других двигателей, подвергаются нагреву и, как следствие, упругому расширению. Операция производится с целью обеспечить в разогретом рабочем состоянии плотное прилегание клапана к седлу.

В процессе эксплуатации стоит принимать внимание, что:

  • увеличенный тепловой зазор приводит к ухудшению работы камеры сгорания, сокращая ресурс исполнительных органов ГРМ;
  • малый зазор не обеспечивает герметичного соединения между клапаном и седлом ГБЦ, что ведет не только к ухудшению показателей мотора, но и приводит к прогару.

Первоначальная задача подготовительного процесса – выключение подачи топлива. Обесточить ТНВД можно поворотом скобы кулисы, расположенной в корпусе регулятора частоты вращения, вниз.

В ранг мероприятий подготовительного плана также включены:

  • охлаждение двигателя до температуры 20-30 градусов;
  • демонтаж клапанной крышки;
  • проверка усилия затяжки осей коромысел ГРМ (заводом-изготовителем предписан диапазон 120-150 Нм).

Производитель турбодизеля оговаривает, для ЯМЗ 238 регулировка клапанов необходима лишь в случае вылета измеренного значения за установленные пределы: 0,25-0,30 мм. Точный замер зазоров обоих клапанов одного цилиндра можно осуществить только лишь в такте сжатия:

  • сфокусировать внимание на первом цилиндре;
  • провернуть коленвал по часовой стрелке (взгляд на вентилятор, со стороны передка автомобиля) до момента закрытия впускного клапана (завершение такта всасывания) – его торец, контактирующий с носком коромысла, должен подняться в верхнюю максимальную точку;
  • вращать коленвал еще на 1/3 оборота (120 градусов), соблюдая прежнее направление поворота.

Идентифицирование номера цилиндра производится так:

  • ориентировать взгляд на вентилятор мотора (на передок автомобиля);
  • левый ближний цилиндр – первый;
  • правый ближний цилиндр – пятый;
  • дальнейшая нумерация ведется последовательно (крайний левый – четвертый, крайний правый – восьмой).

Проворачивать коленвал можно двумя способами:

  • спереди: за крепление шкива подходящим накидным ключом;
  • сзади: специальным воротком – за маховик.

Определение величины зазора производится по толщине щупа, помещаемого между торцом клапана и приливом коромысла. Не подлежат коррекции клапана в случае, если щуп 0,25 проходит свободно, а 0,30 – с ощутимым натягом.

При осмотре и регулировке клапанов на двигателе ЯМЗ 238 передающие рычаги (коромысла) рекомендуется прижать:

  • на правой ГБЦ (1-4 цилиндры) рычаги выпускных элементов – к торцу оси; впускных деталей – к упорной шайбе;
  • на левой ГБЦ (5-8 цилиндры) – наоборот.

При получении некорректного значения исследуемой величины следует выполнить следующие действия:

  • ослабить гайку регулировочного винта, расположенную на противоположном конце коромысла;
  • вставить щуп подходящей толщины между торцом «запорного элемента» камеры сгорания и рычагом;
  • вращать винт отверткой до момента установления приемлемого значения «теплового компенсатора»;
  • предотвращая поворот винта, зажать гайку;
  • удостоверится в номинальном значении зазора, при необходимости повторить спектр мероприятий.

регулировка Дальнейшую проверку и настройку клапанного механизма проводить в порядке 5-4-2-6-3-7-8 в положении «закрытый впускной канал исследуемого цилиндра + 120 градусов по часовой стрелке». После завершения цикла наладки клапанного узла следует снова проверить зазоры.

К сведению. При проверке расстояний после вращения коленвала уже отрегулированного двигателя допускается колебание в границах 0,20-0,35 мм, вызванное неточностями деталей ГРМ.

На окончательном этапе необходимо:

  • пустить мотор и диагностировать характер его работы на предмет отсутствия стуков;
  • проверить состояние прокладок;
  • поставить крышки ГБЦ.

Звонкие стуки в процессе работы мотора – повод еще раз проверить и настроить ГРМ.

Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):

  • вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
  • проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
  • ослабить гайку подналадочного винта;
  • снова смонтировать щуп;
  • вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
  • зажать гайку;
  • вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
  • произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
  • провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
  • пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
  • установить крышки ГБЦ.

Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара

Настройка зазоров клапанов на автомобиле ВАЗ 2108: подготовительный этап, диагностика, наладка.

Как выполнить корректировку клапанного механизма на двигателе автомобиля ГАЗ 3110 «Волга»?

Для чего нужна регулировка клапанов на двигателе ЗМЗ 402, когда следует этим заняться, необходимый инструмент и технология выполнения работ.

Важные регулировки двигателя автомобиля Лада Калина

Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно осуществлять ремонт собственного автомобиля. Специально для них, в этой статье приведена инструкция для проведения работ по установке зазоров своими руками. Регулировка тепловых зазоров клапанов является важной составляющей настроек двигателя. При

Как отрегулировать тепловой зазор клапанов на автомобилях Газель

Клапана важная часть газораспределительного механизма двигателя. Правильная их регулировка является одной из самых необходимых настроек силового агрегата автомобиля. В случае неправильной регулировки, происходит быстрый износ узлов и механизмов газораспределения. Двигатель работает шумно и

Проверка и корректировка тепловых зазоров в приводе клапанов Renault Logan

Бюджетный седан Renault Logan комплектуется четырехцилиндровыми двигателями с 16-ти и 8-ми клапанной системой ГРМ.

ВАЗ 2101 – хороший конструктор для начинающего автолюбителя

Знаменитая «копейка», известная каждому советскому гражданину, снята с конвейера около сорока лет назад. Несмотря на возраст, первый шедевр автопрома СССР до сих пор передвигается по дорогам общего пользования. В основном водителями первой модели являются вчерашние ученики автошкол, жаждущие

Материалы: http://mashinapro.ru/1248-iamz-238-klapana.html

3 ≫

Еще в старые добрые 60-е годы начали выпускать на Ярославском заводе 8-ми цилиндровые V-е моторы, которые известны по серии ЯМЗ 238. Конструкция этих моторов довольно простая, поэтому моторы надежные и служат долго без особых проблем. Работают на солярке, их устанавливали в такие грузовики, как МАЗ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. Сегодня речь пойдет про такой важный момент, как регулировка клапанов ЯМЗ 238.

Устроен ГРМ этого мотора довольно просто и имеет такие особенности:

  • верхнеклапанная компоновка ГРМ;
  • распредвал размещен в нижней части развала блока;
  • клапан и распредвал связаны системой «роликовый толкатель-штанга-коромысло»;
  • есть подналадочное устройство передающего рычага.

Для чего нужно регулировать клапанный механизма и подготовка к регулировке

Так как детали двигателя ЯМЗ 238 во время работы нагреваются, то они подвержены упругому расширению. Поэтому периодическая регулировка клапанов нужна для того, чтобы клапана максимально плотно прилегали к седлу в нагретом состоянии. Кроме этого, надо помнить, что во время работы мотора появляются и такие особенности:

  • тепловой зазор, у которого увеличились размеры ухудшит работу камеры сгорания, также детали ГРМ быстрее износятся;
  • если зазор будет слишком мал, то не будет плотного соединения между седлом головки блока цилиндров и клапаном, это приведет к ухудшению характеристик двигателя, также увеличится риск прогара клапанов.

Для начала надо выключить подачу горючего, отключить ТНВД можно, повернув скобу кулисы вниз, она установлена в корпусе регулятора частоты вращения.

Подготовка к регулировке клапанов:

  • дать мотору остыть до 30 градусов;
  • снять клапанную крышку;
  • проверить насколько хорошо затянуты оси коромысел ГРМ, изначально это усилие находится в пределах 120-150 Нм.

Как утверждает производитель этого мотора – регулировка клапанов нужна в том случае, если величины тепловых компенсаторов вышли за пределы 0,25-0,30 мм. Чтобы точно замерить зазоры 2-х клапанов каждого цилиндра, надо дождаться, когда настанет такт сжатия, а далее надо:

  • сфокусироваться на первом цилиндре;
  • по часовой стрелке (если смотреть на радиатор со стороны передней части авто) провернуть коленвал;
  • также по часовой стрелке с той же стороны, до того момента, пока не закрылся впускной клапан (пока не завершился такт всасывания), то есть торец, который контактирует с носком коромысла, должен подняться в самую верхнюю точку;
  • продолжать крутить коленвал еще на 1/3 оборота или 120 градусов в том же направлении.

Определить номер цилиндра можно так:

  • смотреть на вентилятор со стороны передка авто;
  • самый ближний цилиндр слева – это первый;
  • ближний цилиндр справа – пятый;
  • самый левый – 4-й цилиндр, а самый правый – 8-й.

Прокручивать коленвал можно так:

  • спереди прокручивать коленвал накидным ключом за крепление шкива;
  • сзади за маховик крутить специальным воротком.

Размер зазора можно определить по толщине щупа, который помещается между торцом клапана и приливом коромысла. Клапана не получится откорректировать, если щуп с толщиной 0,25 свободно входит, а уже щуп с толщиной 0,30 входит с натягом. Примерно все тоже самое надо делать и во время тюнинга Москвича, если в нем требуется регулировка клапанов.

Перед регулировкой клапанов на моторе ЯМЗ 238 надо прижать передающие рычаги коромысла:

  • цилиндры 1-4, которые с правой стороны, их выпускные элементы прижать к торцу оси, а впускные детали – к упорной шайбе;
  • с цилиндрами 5-8, которые находятся на левой части головки блока – надо наоборот прижимать.

Если величина зазора получилась некорректная, то надо сделать такие действия:

  • на регулировочном винте ослабить гайку, она находится на другом конце коромысла;
  • далее надо между торцом «запорного элемента» в камере сгорания и рычагом вставить щуп с необходимой толщиной;
  • затем надо крутить винт при помощи отвертки до того момента, когда появится необходимая величина теплового компенсатора;
  • чтобы винт дальше не крутился, надо гайку зажать;
  • еще раз проверить величину зазора и если она не подходит, то надо будет снова проделать действия выше.

Далее настраивать клапанный механизм надо в порядке 5-4-2-6-3-7-8, в положении, когда закрыт впускной канал цилиндра + 120 градусов по часовой стрелке. В конце надо заново проверить зазоры на каждом клапане. Здесь уже допускается колебание в пределах 0,20-0,35 мм., благодаря неточностям деталей ГРМ.

В самом конце надо:

  • запустить мотор и послушать нет ли стуков;
  • посмотреть в каком состоянии прокладки и при необходимости поменять их;
  • установить на свое место крышки ГБЦ.

Если слышны характерные звонкие стуки в время работы двигателя – это значит, что придется все еще раз перепроверить, каждый клапан и другие узлы ГРМ.

Перекрываем подачу горючего, снимаем клапанную крышку, проверяем затяжку осей коромысел ГРМ. Затем регулируются впускной и выпускной клапаны мотора в таком диапазоне: 0,25 — 0,3 мм. и такой должен быть порядок регулировки клапанов ЯМЗ 238:

  • надо вращать коленвал за маховик или за шкив, в такт сжатия выставить клапана каждого цилиндра;
  • для проверки зазора надо вставить щуп между торцом клапана и рычагом, который качается;
  • отпустить гайку подналадочного винта;
  • затем поставить щуп;
  • надо крутить винт, что позволит добиться необходимого показателя тепловой компенсации;
  • закрутить гайку;
  • снова с помощью щупа проверить величину зазоров, и если надо, то процедуру повторить;
  • продолжить наладку в таком порядке: 5-4-2-6-3-7-8;
  • прокрутить коленвал и заново проверить величину зазоров, может быть в пределах 0,20 – 0,35 мм.;
  • включить мотор и послушать, нет ли стуков;
  • поставить на место крышку ГБЦ.

А далее видео про регулировку клапанов ЯМЗ 238:

Материалы: http://avto-cool.com/remont-avtomobiley/regulirovka-klapanov-yamz-238-ne-takoe-uzh-i-slozhnoe-delo


Back to top