Задний мост трактора Т-74

1 ≫

Задний мост вместе с прикрепленной к нему коробкой передач образует единый агрегат, который спереди опирается на поперечный брус рамы, а сзади — лапами 25 (рис.) на ось звездочек. По бокам корпус 22 имеет массивные горловины, к которым прикреплены корпуса 1 конечных передач.

Задний мост трактора Т-74:

1 — корпус конечной передачи; 2, 26 — шпилька; 3 — опорная шайба; 4 — пружины; 5 — фланец ведомого барабана; 6 — ведущий барабан; 7 —диски; 8 — лист; 9 — ведомый барабан; 10— нажимной диск; 11— тяга; 12 — отводной рычаг; 13 — рычаг выключения; 14 — ведущая шестерня промежуточной передачи; 15 — ведомая шестерня промежуточной передачи; 16 - маслоотражательный козырек; 17 — съемная часть перегородки; 18, 27 — регулировочная гайка; 19 — рычаг тормоза; 20 — корпус тормозного рычага; 21 — тормозная лента; 22 — корпус заднего моста; 23 — пресс-масленка; 24 — пробка; 25 — лапы корпуса; 28 — вал; 29 — подшипник; 30 — стакан подшипника; 31 — отводка; 32— шланг; 33 — ведущая шестерня конечной передачи

Промежуточная передача состоит из двух конических шестерен со спиральными зубцами, размещенных в среднем отсеке корпуса заднего моста. Ее ведущая шестерня 14 выполнена вместе с вторичным валом коробки передач, а ведомая 15 прикреплена болтами к фланцу вала.

Вал 28 вращается в конических роликовых подшипниках 29, установленных в стаканах 30, которые зажаты в перегородках корпуса. Верхние части 17 перегородок съемные, что позволяет вынимать вал вверх вместе с муфтами поворота. Расточки для стаканов в съемных перегородках обрабатывают вместе с корпусом, поэтому они не взаимозаменяемы.

На стаканах 30 до упора в перегородки навинчены регулировочные гайки 27. Если ослабить крепление перегородок и одинаково завернуть обе гайки, то стаканы сблизятся и уменьшится зазор в подшипниках. При этом положение шестерни 15 останется неизменным.

Если же одну из гаек отпустить, а другую соответственно подтянуть, то вал 28 переместится, изменив зазор между зубьями шестерен промежуточной передачи. Зазор в подшипниках в этом случае не изменится.

Ведущие барабаны 6 муфты поворота закреплены на шлицевых концах вала. На них установлено по десяти пар стальных дисков 7. К ведомым дискам приклепаны фрикционные накладки. Ведомые барабаны 9 крепятся болтами к фланцам 5 ступиц, закрепленных на шлицевых хвостовиках ведущих шестерен 33 конечных передач. Диски зажаты двенадцатью пружинами 4, которые, подобно пружинам клапанов, закреплены на шести шпильках 2, пропущенных сквозь совпадающие отверстия нажимного диска 10 и ведущего барабана.

Нажимные диски свободно надеты на вал 28. На их ступицах закреплены отводки 31 с подшипниками, охватываемые отводными рычагами 12. Эти рычаги опираются на подпятники 18 (рис. ниже) и подшипники 15.

Механизм управления трактором Т-74:

1 — тормозная лента; 2 — серьга; 3, 14, 16 — пружина; 4 — вилка тормоза; 5 — внутренний тормозной рычаг; 6—корпус рычага; 7 — рычаг тормозной; 8 — вилки тяги тормоза; 9 — регулировочная гайка; 10 — рычаг выключения; И — наконечник толкающей тяги; 12 — тяга тормоза; 13 — толкающая тяга; 15 — подшипник; 17 — отводной рычаг; 18 — подпятник; 19 — регулировочный винт; 20 — корпус; 21 — упор тормозной ленты; 22 — планка для фиксации педали тормоза; 23 — рычаг управления муфтами поворота; 24 — педали тормозов; 25 и 26 — валики

Муфты поворота выключают посредством рычагов 23. Когда рычаг оттягивают назад, усилие от него через валик 25 и толкающую тягу 13 передается рычагу 10, надетому на шлицевой хвостовик отводного рычага. Последний своими упорами нажимает на цапфы отводки и перемещает ее вместе с нажимным диском к середине заднего моста, в результате чего прекращается сжатие дисков.

По окончании поворота отпускают рычаг 23, и пружина 14 возвращает все детали механизма управления в исходное положение. При этом между цапфами отводки и упорами

отводного рычага образуется зазор, которому соответствует свободный ход рычагов управления 60—90 мм. Свободный ход регулируют изменением длины тяги 13 путем вращения наконечника 11.

Тормоза ленточные, простые. Стальные ленты 1 с фрикционными накладками охватывают ведомые барабаны. Задний конец ленты соединен с регулировочной тягой вилки 4, пропущенной сквозь корпус 6 и закрепленной гайкой. Передний (сбегающий) конец ленты соединен серьгами 2 с внутренним рычагом 5, который закреплен на валике, изготовленном вместе с рычагом 7. Пружины 3 и 16, а также регулировочный винт 19 удерживают ленту от провисания.

Тормозами управляют посредством педалей 24. Когда нажимают на одну из них, тяга перемещается вперед и, поворачивая рычаги 7 и 5, затягивает ленту. После торможения детали возвращаются в исходное положение пружиной, присоединенной к заднему концу тяги (на рисунке не видно). При необходимости педали можно фиксировать зубчатыми планками 22.

Регулируют тормоза следующим образом: изменяют длину тяги, добиваясь, чтобы при отведенных назад педалях рычаг 7 был отклонен назад на 10—20°;

затягивают гайку 9 до отказа, а затем отвинчивают ее на 6—7 оборотов так, чтобы ее выступ вошел в паз корпуса.

Нажав на педаль и зафиксировав ее планкой 22, завертывают винт 19 до упора, а затем отвертывают на 1 —1,5 оборота и стопорят контргайкой.

Средний отсек корпуса заднего моста сообщается с полостью корпуса коробки передач, откуда и поступает масло для смазки шестерен и подшипников промежуточной передачи. Проникновение масла в отсеки муфт поворота предотвращается маслоотражателями и самоподжимными сальниками, установленными в стаканах 30 (см. самый верхний рис.) подшипников, а также фетровыми прокладками, заложенными в стыках съемных перегородок 17. Просочившееся в неплотности масло периодически сливают, отвернув по две резьбовые пробки с каждой стороны.

Солидолом смазывают валики тормозных рычагов 19 (по 2—3 нагнетания шприцем в пресс-масленку) и подшипники отводок (по 5—8 нагнетаний). Для доступа к пресс-масленке 23 правой отводки необходимо предварительно вывинтить пробку 24. К левой отводке солидол нагнетают по шлангу 32 через наружную масленку.

Конечная передача трактора Т-74:

1 — самоподжимный сальник; 2, 6 — роликовый цилиндрический подшипник; 3 — корпус; 4 — стакан; 5 — ведущая шестерня; 7 — крышка; 8 — кожух уплотнения; 9 — штифт; 10, 12 — конический роликовый подшипник; 11 - шпилька, 13 — прижимная шайба; 14 — регулировочные прокладки; 15 — болт; 16 — крышка; 17 — звездочка; 18 — войлочное кольцо; 19 — нажимная шайба, 20 — резиновая манжета; 21 — пружина; 22 - корпус уплотнения; 23 — болт; 24 — стальной лист; 25 — ступица; 26 — заливная горловина; 27 — фланец; 28 — ось; 29 — ведомая шестерня; 30 — корпус заднего моста; 31 — фланец ведомого барабана

Конечные передачи размещены в литых корпусах 3 (рис.), которые вместе со стальными листами 24 надеты на стаканы 4, запрессованные в горловины корпуса заднего моста. В стаканах 4 установлены роликовые цилиндрические подшипники 2 и 6. На них вращается ведущая шестерня 5, сделанная как одно целое с валом. Для зацепления ее с ведомой шестерней в стакане есть окно.

Ведомая шестерня 29 и ведущая звездочка надеты на ступицу 25 и стянуты болтами 23. При необходимости эти болты можно заменять, выбивая их через отверстие в листе 24 (предварительно вывернув из этого отверстия пробку). Четыре шпильки 11, запрессованные в совместно развернутых отверстиях ступицы и звездочки, разгружают болты 23 от изгибающих усилий.

Ступица 25 вращается на конических роликовых подшипниках 10 и 12, насаженных на ось 28. Зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,2—0,4 мм, регулируют его изменением числа прокладок 14 под прижимкой шайбой 13. В случае удаления всех прокладок рекомендуется между фланцем 27 и подшипником 10 поставить кольцо толщиной 2 мм.

Детали конечной передачи смазывают автотракторным трансмиссионным маслом (нигролом), залитым в полость корпуса через горловину 26. Утечка масла, а также проникновение грязи и воды в корпус конечной передачи предотвращаются сальниковым уплотнением. Корпус 22 уплотнения закреплен неподвижно. На его шпильки свободно надета нажимная шайба 19, которая прижимается пружинами 21 к войлочному кольцу. Это кольцо, заложенное в желоб штампованного кожуха 8, вращается вместе со звездочкой.

Стык корпуса 22 и кольца 18 уплотнен надетой на них резиновой манжетой 20. Лабиринт, образованный кожухом, предохраняет уплотнение от попадания грязи и песка. Самоподжимной сальник 1 предотвращает пропуск масла в отделение муфт поворота.

Материалы: http://www.ya-fermer.ru/zadniy-most-traktora-t-74


Back to top