Рычаги управления и контрольные приборы трактора, Спецтехника

1 ≫

В кабине трактора установлены рычаги управления трактором и контрольные приборы.

Все необходимые рычаги (или педали) служат для управления пусковыми устройствами — пусковым двигателем или электрическим стартером; движением трактора, изменением скорости и направления движения; рабочим оборудованием трактора, ВОМ, гидронавесной системой, приводными шкивами и др.

Включатели и контрольно-измерительные приборы предназначены для определения температуры охлаждающей жидкости и масла, давления масла в различных механизмах и устройствах гусеничного или колесного трактора, аварийного давления масла в смазочной системе двигателя и др.

В качестве примера на рисунке 1 показаны рычаги управления и контрольные приборы, устанавливаемые на гусеничном тракторе Т-70С, а на рисунке 2 — устанавливаемые на колесном тракторе ЮМЗ-6Л. Нетрудно видеть, что у обоих типов тракторов очень много одинаковых рычагов и приборов.

Рис. 1. Рычаги управления и контрольные приборы трактора Т-70С:

1 — рычаги управления гидроцилиндрами; 2 — рычаг управления краником бачка и заслонкой карбюратора пускового двигателя; 3 — рычаг управления сцеплением и механизмом включения пускового двигателя; 4 — рукоятка управления шторкой радиатора; 5 — рычаг коробки передач; 6 — педаль сцепления; 7 — рычаг управления левой муфтой поворота; 8 — то же, правой; 9 — тахоспидометр; 10 — указатель давления масла; 11 — амперметр; 12 — указатель температуры охлаждающей жидкости (воды); 13 — контрольная лампа включения «массы»; 14 — переключатели приборов системы электрооборудования; 15 — включатель стартера; 16 — кнопка включения звукового сигнала; 17 — кнопка выключения магнето; 18 — указатель перегрева масла; 19 — рычаг управления подачей топлива; 20, 21 — педали тормозов; 22 — защелка горного тормоза; 23 — рычаг управления ВОМ; 24 — включатель «массы».

Рис. 2. Рычаги управления и контрольные приборы трактора ЮМЗ-6Л/6М:

1 — включатель «массы»; 2 — педаль левого тормоза; 3 — то же, правого; 4 — кнопка центрального переключателя света; 5 — включатель света задних фар; 6 — контрольные лампы (только у ЮМЗ-6М) указателей поворота, дальнего света и включения «массы»; 7 — амперметр; 8 — указатель уровня топлива; 9 — указатель давления масла; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 11 — указатель давления воздуха; 12 — рукоятка управления шторкой радиатора; 13 — рычаги управления силовыми цилиндрами; 14 — рычаг управления подачей топлива; 15 — кнопка звукового сигнала; 16 — переключатель вентилятора и плафона; 17 — рукоятка управления воздушной заслонкой; 18 — рычаг защелки; 24 — переключатель света передних фар; 25 — ключ включения стартера (коробки передач; 19 — рычаг ручного управления тормозами трактора и прицепа; 20 — педаль блокировки дифференциала; 21 — педаль управления подачей топлива; 22 — педаль управления главным сцеплением; 23 — педаль ЮМЗ-6М; 26 — штепсельная розетка для переносной лампы; 27 — тахоспидометр.

Техническое обслуживание вспомогательного оборудования и контрольных приборов

Обобщенными показателями исправности и работоспособности вспомогательного оборудования могут служить удобства управления трактора проверяют состояние обшивки, капота, остекление трактором и комфортные условия в процессе работы, а также другие показатели.

При техническом обслуживании кабины, исправность и работоспособность стеклоочистителей, плотность закрывания дверей, состояние их замков. Проверяют и при необходимости регулируют сиденья тракториста.

Проверяют исправность освещения кабины, щитка приборов, устройства вентиляции, обогрева и увлажнения воздуха в кабине. Обнаруженные неисправности устраняют.

Контрольно-измерительные приборы: сигнализаторы аварийного давления и температуры, термометры логометрические с термосопротивлениями, мембранные манометры, электротепловые импульсные манометры и термометры, указатели давления воздуха, амперметры, электромагнитные указатели уровня топлива проверяют при ТО-3 на соответствие их эталону приборам модели Э-204 непосредственно на тракторе.

Проверяют датчики и указатели приборов совместно или каждый в отдельности и при обнаружении неисправности заменяют их. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/rychagi-upravleniya-traktorom-i-kontrolnye-pribory/

2 ≫

Расположение органов управления трактором показано на рисунках, приведенных в этой статье.

1 - блоки плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме.

Схема электроцепей трактора, защищаемых плавкими предохранителями

  • 1 - задние фары
  • 2 - стоп-сигнал
  • 3 - указатели поворотов
  • 4 - звуковой сигнал
  • 5 - указатель температуры воды, стеклоомыватель, указатель уровня топлива
  • 6 - электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения
  • 7 - плафон и стеклоочиститель
  • 8 - дальний свет
  • 9 - ближний свет левой фары
  • 10 - ближний свет правой фары
  • 11 - левые габаритные огни
  • 12 - правые габаритные огни

2 - рукоятка троса аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и дизель останавливается. При отпускании последняя автоматически возвращается в исходное положение.

3 - рычаг (рис. ниже) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дизеля, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтральное положение рычага - вертикальное.

Контрольные приборы и органы управления трактора

4 - рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя с помощью троса воздушная заслонка открывается, при возвращении рукоятки в исходное положение - закрывается.

5 - рычаг и 47 - педаль управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует нулевой подаче топлива, при перемещении рычага вниз подача топлива увеличивается. Педаль управления совершает аналогичную работу.

6 - рукоятка управления краником топливного бака пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при возвращении рукоятки в исходное положение - закрывается.

7 - маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, против часовой стрелки - опускается; при опускании шторки температура охлаждающей жидкости понижается.

8 - рукоятка (рис. выше) управления блокировкой дифференциала. Рукоятка имеет три положения: I - "блокирование дифференциала выключено"; II - "автоматическое блокирование"; III - "принудительное блокирование".

Порядок пользования рукояткой управления блокировкой дифференциала изложен в статье "Блокировка дифференциала заднего моста".

9 - выключатель магнето пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается подача тока на искровую свечу пускового двигателя.

11 - выключатель звукового сигнала. Выключатель стеклоочистителя (смотрите рисунок в этой статье, позиция 13, см. форзацы книги).

15 - переключатель указателей поворота. Переключатель имеет три положения: правое - включены указатели правого поворота, левое - включены указатели левого поворота, среднее - выключено.

19 - переключатель ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положение: левое - "дальний свет", правое - "ближний свет".

21 - выключатель стеклоомывателя.

22 - рулевое колесо поворота трактора. Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда водителя предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регулировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в статье "Привод рулевого механизма".

26 - выключатель стартера (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); включатель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя дизеля Д-240 (для МТЗ-80 и МТЗ-82). Для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: I - "выключено", II - "включен электростартер пускового двигателя". Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины; для МТЗ-80 и МТЗ-82 выключатель имеет три положение: нейтральное - "выключено", второе - "включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя", третье - "включены электромагнитный клапан (при включенной спирали накаливания электрофакельного подогревателя) и стартер".

Поворот выключателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение выключатель возвращается под действием пружины.

27 - рукоятка фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее - фиксатор защелкнут и постоянно удерживается в этом положении с помощью пружины и верхнее - принудительно перемещается и удерживается рукой для обеспечения возможности откидывания рулевого колеса при входе и выходе из кабины.

28, 29, 31 - рычаги управления распределителем гидросистемы: 28 - правым выносным цилиндром, 29 - левым выносным цилиндром и 31 - задним цилиндром. Каждый рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее - "плавающее", среднее нижнее - "нейтральное", нижнее - "подъем" и одно нефиксируемое - среднее верхнее положение - "опускание принудительное", при использовании этой позиции рычаг удерживайте рукой.

30 - рычаг управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее - "заперт", среднее верхнее - "выключен", среднее нижнее - "включен", нижнее - "сброс давления" - не фиксируется, рычаг следует удерживать рукой.

Схема управления рычагами 28, 29, 30 и 31, а также маховичком 49 показана на рисунке ниже.

Схема управления гидросистемой трактора

32 - рычаг управления задним валом отбора мощности (ВОМ).

Рычаг имеет два положения: нижнее - "ВОМ выключен", верхнее - "ВОМ включен".

33 - рычаг управления стояночно-запасным тормозом. При перемещении рычага на себя происходит торможение, от себя (предварительно нажав на кнопку рукоятки) - растормаживание.

34 - рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограничитель орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение на секторе орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку, и она автоматически установится на фиксатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в рубрике "Порядок работы с сельскохозяйственными машинами и орудиями".

35 - рычаг включения блокировки навесного устройства.

36 - тяга управления раздаточной коробкой (только для МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Тяга имеет три положения: крайнее нижнее с фиксацией упором в нижнем пазу стойки - "муфта свободного хода отключена"; среднее с фиксацией в среднем пазу стойки (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) - "муфта свободного хода включена"; крайнее верхнее с фиксацией упором в верхнем пазу стойки - "принудительно включен передний ведущий мост".

37 - выключатель "массы" аккумуляторных батарей. "Масса" включается нажатием на вертикальный шток и выключателя при нажатии на горизонтальный шток.

38 - выключатель задних фар (справа от сиденья на боковой стенке).

39, 42 - педали тормозов. Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 39 правого тормоза включается пневматический привод тормозов прицепа.

40 - соединительная планка тормозных педалей. Планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.

41 - переключатель силового (позиционного) регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается позиционное регулирование, влево - силовое регулирование.

43 - рычаг переключения передач. Сначала рычагом включите I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включите нужную передачу, как показано на рисунке ниже.

Схема управления рычагом коробки передач

44 - крышка смотрового люка для доступа к переключателю 41 и ручке 6 (рисунок расположен в этой статье) регулирующего крана силового регулятора.

При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед - открывается.

Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в статье "Силовой (позиционный) регулятор".

45 - поводок переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При повороте поводка против часовой стрелки включается синхронный привод, при повороте по часовой стрелке - независимый; среднее положение соответствует нейтрали.

46 - выключатель блока отопления (охлаждения) кабины.

48 - рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки - "захваты освобождены от нагрузки", нижнее положение - "захваты под нагрузкой".

49 - маховичок ГСВ для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, при повороте против часовой стрелки - увеличивается.

50 - педаль муфты сцепления. При нажатии на педаль вниз муфта сцепления выключается. При снятии ноги с педали муфта сцепления включается автоматически под действием пружин.

51 - рычаг переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: крайнее заднее - "прямая передача", крайнее переднее - "понижающая передача".

52 - центральный переключатель, имеет три положения: I - "выключено" (находится в крайнем переднем положении); II - "включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-измерительных приборов на щитке, дополнительные фары на прицепной машине" (находится в среднем положении); III - "включены все потребители положения II и передние фары" (занимает крайнее выдвинутое положение).

53 - маховичок механизма фиксации регулировки рулевого колеса по высоте.

54 - рукоятка (рис. ниже) регулирования сиденья по весу водителя. При вращении рукоятки по часовой стрелке грузоподъемность увеличивается, против часовой - уменьшается.

Органы регулирования сиденья

  • 54 - рукоятка регулирования сиденья по весу водителя
  • 55, 56 - болты
  • 57 - фиксатор механизма наклона спинки сиденья
  • 58 - кнопка для разъединения замка ремня безопасности
  • 59 - рычаг блокировки механизма передвижения сиденья
  • 60 - рукоятка регулировки сиденья по высоте

57 - фиксатор механизма наклона спинки сиденья. Регулировка наклона производится поворотом спинки сиденья из крайнего заднего положения вперед до выбранного водителем положения. Предварительно необходимо повернуть спинку сиденья вперед до упора (при этом фиксатор остается в открытом положении), а затем перевести в крайнее заднее положение. Фиксаторы при этом закрываются с обеих сторон.

58 - кнопка для разъединения замка ремня безопасности.

59 - рычаг блокировки механизма передвижения сиденья. При переводе рукоятки влево сиденье имеет возможность перемещаться вперед или назад.

60 - рукоятка регулировки сиденья по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке посадочное место сиденья поднимается, в обратном направлении - опускается.

61 - рукоятка (рис. ниже) включения (выключения) привода компрессора. Рукоятка имеет два положения: у компрессора А29.01 горизонтальное левое - "выключен", у компрессора 60.113 горизонтальное левое - "включен", горизонтальное правое - "выключен".

  • 61 - рукоятка включения привода

62 - рычаг (рис. ниже) и рукоятка 63 - включения насоса гидросистемы. Рычаг имеет два положения: верхнее - "насос включен", нижнее - "насос выключен". Для перемещения рычага оттяните рукоятку 63 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.

Управление насосом гидросистемы

  • 62 - рычаг включения насоса
  • 63 - рукоятка рычага

64 - поводок (рис. ниже) переключения независимого двухскоростного ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке до упора (положение II) включается II скорость (n = 1000 об/мин.), при повороте против часовой стрелки (положение I) - I скорость (n = 545 об/мин.); перед переключением отверните на один оборот болт 65, после переключения заверните его до отказа.

Переключение привода двухскоростного ВОМ

  • 64 - поводок переключения ВОМ
  • 65 - болт

© 2011-2017 Тракторы "Беларусь" МТЗ 80 и МТЗ 82 | |

Материалы: http://tractor-mtz80-mtz82.ru/organy-upravleniya

3 ≫

Для запуска двигателя, управления трактором и наблюдения за его работой у тракторов есть различные рычаги, педали, контрольно-измерительные приборы и другие приспособления.

Органы управления и контрольные приборы трактора ДТ-75:

1 — рычаг привода насоса гидравлической системы; 2 — рукоятка декомпрессиоииого механизма; 3 — кран переключения топлива в фильтре тонкой очистки при промывке фильтрующих элементов; 4 — вентиль фильтра тонкой очистки топлива; 5 — кнопка клапана подачи топлива в предпусковой подогреватель; 6 — включатель передних фар; 7 — включатель лампы щитка контрольных приборов; 8 — амперметр; 9 — термометр воды; 10 — манометр системы смазки двигателя; 11 — лампа щитка приборов; 12 — термометр масла; 13 — масляный манометр магистрали УКМ; 14 — головка цепи управления шторкой радиатора; 15 — барашек диска для регулировки подачи нагретого воздуха в кабину; 16 — рычаг управления левым выносным цилиндром; 17 — щиток приборов; 18 — рычаг управления основным (задним) силовым цилиндром; 19 — рычаг управления подачей топлива; 20 — рычаг управления правым выносным цилиндром; 21 — рычаг управления муфтой сцепления УКМ, рычаги левого (22) и правого (23) тормозов солнечных шестерен планетарного механизма поворота трактора; 24 — реле-регулятор; 25 — кнопка электросигнала; 26 — блок предохранителей; 27 — рычаг управления главной муфтой сцепления; 28 — педаль для фиксации рычага управления УКМ в выключенном положении; 29 — сектор, удерживающий педаль правого остановочного тормоза в заторможенном положении; 30 — рычаг управления валом отбора мощности; 31 — педаль правого остановочного тормоза; 32 — рычаг переключения передач; 33 — педаль левого остановочного тормоза; 34 — штепсельная розетка; 35 — кнопка включения спирали накала предпускового подогревателя; 36 — контрольный элемент предпускового подогревателя; 37 — рычаг включения стартера пускового двигателя; 38 — рычаг включения шестерни механизма выключения стартера; З9 - крышка воздушного патрубка карбюратора; 40 — рукоятка муфты сцепления редуктора пускового двигателя; 41 — кнопка обогатителя топливного насоса; 42 — насос ручной подкачки топлива; 43 — счетчик моточасов

Насос гидросистемы включают у трактора ДТ-75 поворотом рычага 1 (рисунок) в сторону кабины, а у трактора MT3-50Л — поворотом рукоятки 37 (рис.) в верхнее положение. Для поднятия шторки радиатора головку 14 (см. рис.) цепи тянут назад, а жалюзи закрывают перемещением рукоятки 13 (см. рис.) вперед. Чтобы выключить подачу топлива, рычаг 19 (см. рис.) ставят в крайнее верхнее положение, а рычаг 7 (см. рис.) — в крайнее нижнее, (заднее) положение.

Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50Л:

1 — педаль муфты сцепления; 2 — педаль управления подачей топлива; 3 — педаль левого тормоза; 4 — педаль правого тормоза; 5 — соединительная планка педалей; 6 — маховичок гидроувеличителя сцепного веса; 7 — рычаг управления подачей топлива; 8 — рычаг УКМ; 9 — рычаг переключения передач; 10 — рычаг гидроувеличителя сцепного веса; 11 — щиток приборов; 12 — амперметр; 13 — рукоятка управления жалюзи; 14 — манометр системы смазки; 15 — термометр системы охлаждения; 16 — рычажок включения лампы освещения щитка приборов; 17 — рычаг включения муфты сцепления редуктора пускового двигателя; 18 — рычаг включения шестерни редуктора с венцом маховика; 19 — крышка патрубка карбюратора; 20 — рычаг включения стартера пускового двигателя; 21 — рычаг управления тормозами прицепа; 22 — включатель передних фар; 23 — переключатель задних фар и габаритных огней; рычаг управления правым (24), левым (25) и основным (26) силовыми цилиндрами; 27 — переключатель указателей поворота; 28 — кнопка звукового сигнала; 29 — рулевое колесо; 30 — рукоятка ручного привода стеклоочистителя; 31 — переключатель вентилятора и плафона; 32 — рычаг управления задним ВОМ (или приводным шкивом); 33 — тяга привода защелки горного тормоза; 34 — педаль блокировки дифференциала; 35 — рукоятка переключения заднего ВОМ; 36 — тяга включения бокового ВОМ; 37 — рукоятка включения насоса гидросистемы; 38 — упор педали управления регулятором

Двигатель на номинальный режим устанавливают поворотом рычагов до отказа в противоположном направлении. Число оборотов и мощность двигателя увеличивают, нажимая на педаль 2.

Для включения УКМ рычаг 21 (см. рис.) поворачивают в крайнее заднее положение.

Главную муфту сцепления трактора ДТ-75 выключают поворотом рычага 27 (см. рис.) назад.

Электростартер трактора ДТ-75 включают нажатием на рычаг 37 до полного контакта со штоком. У трактора МТЗ-50 электрический включатель пуска двигателя имеет два положения: при повороте включателя по часовой стрелке в первое положение включаются только свечи накаливания, во второе положение— свечи накаливания и электростартер. Для выключения стартера и свечей рычаг ставят в исходное положение.

Чтобы включить декомпрессионный механизм (выключить компрессию), рукоятку 2 (рис.) перемещают вверх до отказа.

Многие органы управления тракторов других изучаемых марок такие же, как и у тракторов ДТ-75 и МТЗ-50Л. Но, кроме того, у них есть и другие, например, рычаг редуктора пускового двигателя (Т-100М), рычаг реверса (Т-40, Т-25, Т-100М). Карбюраторы пусковых двигателей имеют дроссельную и воздушную заслонки.

Материалы: http://www.ya-fermer.ru/organy-upravleniya-i-kontrolnye-pribory-traktora


Back to top