1 ≫
-
Введите строку и нажмите Enter
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
10 августа 2013
10 августа 2013
Устройство и работа дизеля двигателя Д-160 ЧТЗ
Система питания (рис. 8) состоит из бака, топливного насоса высокого давления, топливоподкачивающего насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводов низкого и высокого давления и форсунок. Топливный насос высокого давления собран вместе с регулятором частоты вращения.
Топливо из бака поступает в фильтр грубой очистки (рис. 9), затем подается топливоподкачивающим насосом в фильтр тонкой очистки и далее в насос высокого давления. Насос высокого давления в соответствии с порядком работы цилиндров подает топливо к форсункам, через которые оно впрыскивается в цилиндры дизеля.
Насос топливный (рис. 10) плунжерного типа, в верхней части корпуса насоса установлены четыре секции с плунжерными парами и нагнетательными клапанами.
Вторая и третья секции имеют плунжеры с более широким в сторону спирали перепускным пазом, что позволяет при работе дизеля на холостом ходу автоматически (за счет прекращения подачи топлива) отключать второй и третий цилиндры дизеля, что уменьшает нагаро- и смолоотложение в выпускном тракте.
При загрузке дизеля автоматически вступают в работу все цилиндры. Плунжерные пары второй и третьей секций не взаимозаменяемы с плунжерными парами первой и четвертой секций.
Внутри корпуса расположен кулачковый вал, четыре толкателя с пружинами, рейка и тяга рейки. На задней поверхности корпуса расположен корректор подачи топлива.
Регулятор частоты вращения (рис. 11) всережимный центробежный. Он состоит из корпуса, вала привода, вертикального вала с грузиками и муфтой, системы рычагов, тяги, пружины, болтов для регулирования минимальной и максимальной частот вращения, наружного рычага и др.
Регулятор, действуя на рейку насоса через систему рычагов и тяг, изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживает заданную частоту вращения.
Топливоподкачивающий насос (см. рис. 10) поршневого типа с ручным насосом, служащим для удаления воздуха из топливной системы перед пуском и создания давления перед свечой ЭФУ.
Топливоподкачивающий насос устанавливается на корпусе топливного насоса высокого давления и имеет привод от кулачкового вала топливного насоса.
Фильтр грубой очистки (см. рис. 9) представляет собой отстойник с установленным в нем сетчатым фильтрующим элементом.
Форсунка (рис. 13) закрытого типа, распылитель форсунки бесштифтовый с пятью распыляющими отверстиями. В штуцере форсунки установлен щелевой фильтр.
В зависимости от климатических условий в дизеле применяется дизельное топливо:
- летнее Л-0,2-40 для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;
- зимнее 3-0,2 минус 35 с температурой застывания топлива минус 35°С для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от 0 до минус 20°С;
- зимнее 3-0,2 минус 45 с температурой застывания топлива минус 45°С для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от 0 до минус 30°С;
- арктическое А-02 для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 50°С.
Рекомендации по применению топлив при эксплуатации дизеля в других странах приведен ниже.
Топливо, заправляемое в бак, не должно содержать воду и механические примеси. При проверке топливо с температурой выше 10°С, налитое в стеклянный цилиндрический сосуд диаметром 50-55 мм, должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно посторонних примесей, в том числе и воды.
Резервуары для хранения топлива должны быть чистыми.
Горловины цистерн, бочек, топливных баков должны быть герметично закрыты, а вентиляционные отверстия защищены от попадания в них пыли. Дизельное топливо должно отстаиваться не менее 48 часов.
Заправку производить закрытым способом топливозаправочными средствами, оборудованными исправным фильтром. При заправке топливом, устранении неисправностей и проведении технического обслуживания топливной системы необходимо исключить попадание топлива на землю.
Оперативно и компетентно проконсультируем по всей имеющейся базе запчастей Т-170, Т-130, Д-160, Д-180, ДЗ-98, ОБ10.
Запчасти Т-170, Т-130, и ДЗ-98
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Материалы: http://invers74.ru/ekspluatatsiya-dvigatelya-d-160/sistema-podachi-topliva
2 ≫
-
§ 20. Устройство составных частей системы
§ 20. Устройство составных частей системы
Масляный насос (32). Циркуляцию масла в смазочной системе двигателя создает шестеренчатый насос. Он установлен на крышке третьего (двигатель Д-65) или первого (двигатель Д-50) коренного подшипника коленчатого вала.
Насос состоит из маслоприемника 7, корпуса 1, крышки 2 и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 4 насоса крепится шпонкой на валу 3, который опирается на бронзовые втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 6, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного отверстия корпуса к выходному 5.
В крышке насоса есть прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Он предотвращает чрезмерное повышение давления, которое создается масляным насосом при пуске холодного двигателя, т. е. когда масло имеет большую вязкость. С помощью регулировочного винта 11 можно изменять давление пружины клапана. Пружину редукционного клапана регулируют на давление 0,65—0,70 МПа (6,5—7,0 кгс/см2). Подача масляного насоса 36 л/мин.
Привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала через приводную шестерню. У двигателя Д-50 приводная шестерня закреплена на одном валу с ведущей шестерней масляного насоса. У двигателя Д-65 ведущая шестерня насоса приводится во вращение через промежуточный валик, приводную и промежуточную шестерни, смонтированные на нижней плоскости картера распределительных шестерен.
Масляный радиатор предотвращает перегрев масла в летнее время. Он состоит из одного ряда овальных стальных трубок. К концам трубок приварены штампованные стальные коллекторы. К ним приварены штуцера, к которым крепят масло-подводящие и масло-отводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора.
Масляный фильтр. Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в смазочной системе двигателя, служит центробежный масляный фильтр (33). Он смонтирован на левой стороне двигателя Д-65 (на правой стороне двигателя Д-50). Фильтр состоит из корпуса 1, колпака 7 и ротора, который свободно установлен на оси 8, закрепленной в корпусе.
Составные части ротора — корпус 5 и стакан б, скрепленные гайкой. В днище корпуса ротора имеются приливы с отверстиями В верхние отверстия приливов запрессованы втулки, закрытые сетчатыми колпачками 3. В нижние резьбовые отверстия под прямым углом к оси втулок ввернуты жиклеры 9. Нижняя половина оси 8 пустотелая. В нее запрессована трубка 12. Между трубкой и осью образовано кольцевое отверстие, по которому масло поступает от масляного насоса внутрь ротора. В средней части ось имеет два боковых сверления, совпадающих с отверстиями 2 и 4 в корпусе ротора.
Во время работы двигателя масло под давлением поступает через кольцевое отверстие оси и отверстие 2 в ротор, затем масло вытекает под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2) через жиклеры 9 под прямым углом к оси ротора. Под действием силы струй масла ротор начинает вращаться. При нормальном давлении масла ротор делает около 6000 об/мин. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении, механические примеси отделяются от масла и прижимается к внутренним стенкам наружного стакана ротора. Масло, вытекающее из жиклеров ротора, стекает в поддон картера.
Очищенное масло направляется из ротора через отверстие 4 и трубку 12 на смазывание трущихся деталей двигателя. Центробежный фильтр такого типа называют по; но поточной реактивной масляной центрифугой.
В корпусе фильтра установлены три клапана: перепускной, сливной 11 и клапан термостат 13.
Перепускной клапан поддерживает давление в роторе. Если давление масла при входе в ротор повышаете до 0,65 МПа (при густом масле или загрязнен ном роторе), клапан открывается, и не очищенное масло стекает в картер двигатель Клапан регулируют на давление 0,65 -0,70 МПа (6,5—7,0 кгс/см2) регулировочной пробкой 10.
Клапан-термостат 13 служит дл перепуска холодного (очищенного) масла, которое, минуя масляный радиатор, поступает в масляные каналы двигателя. Открытие клапана должно происходить при разности давлений 0,06—0,07 МПа (0,6—0,7 кгс/см2 Клапан-термостат не регулируется.
Сливной клапан // служит дл слива излишков очищенного масла в карте при повышении давления в масляных канала двигателя. Клапан регулируют регулировочной пробкой 10 на нормальное давление масла в смазочной системе
32. Масленый насос.
а – схема работы, б – устройство. 1 – корпус, 2 - крышка, 3 – ведущий вал, 4 – ведущая шестерня, 5 – выходное отверстие, 6 – ведомая шестерня, 7 – масло приемник, 8 – сетка масло приемника, 9 – ось, 10 – редукционный клапан, 11 – регулировочный винт.
33. Масляный фильтр:
а — устройство, б — схема работы фильтра, в — схема работы клапана;1 — корпус,2 — отверстие входа масла в ротор, 3 — сетчатый колпачок, 4 — отверстие выхода очищенного масла; 5 — корпус ротора, 6 — стакан ротора, 7 — колпак, 8 — ось, 9 — жиклер, 10 — регулировочная пробка, 11 — сливной клапан, 12 — трубка. 13 — клапан-термостат, 14 — предохранительный клапан
Материалы: http://mtz-umz.ru/6-smazochnaya-sistema_2.html
3 ≫
-
и сборочных единиц
и сборочных единиц [LINK] => /info/catalogs/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 9 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => 1 [CHILD] => Array ( [0] => Array ( [TEXT] => ММЗ [LINK] => /info/catalogs/mmz/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) [1] => Array ( [TEXT] => МТЗ [LINK] => /info/catalogs/mtz/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => ЯМЗ [LINK] => /info/catalogs/yamz/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) ) ) )
Система питания топливом двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14, в соответствии с рисунком 1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака.
Рис. 1 - Схема питания топливом дизельного двигателя Д-243/Д-242
1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубки топливные; 4 - топливный насос; 5 - трубка топливная высокого давления; 6 - фильтр тонкой очистки топлива; 7 - воздухоочиститель; 8 - фильтр грубой очистки воздуха; 9 - электрофакельный подогреватель; 10 - впускной коллектор; 11 - глушитель; 12 - выпускной коллектор; 13 - форсунка.
Топливный насос высокого давления ТНВД дизеля Д-243/Д-242
На дизель Д-243/Д-242 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ. Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни.
Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.
В регуляторе ТНВД размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).
Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насосов высокого давления смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.
Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце. При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200. 250 см3 масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.
Проверка и контроль ТНВД Д-243/Д-242 4УТНИ и 4УТНИ-Т
Проверку производите через 2000 часов работы дизеля.
Регулировка ТНВД двигателя Д-243/Д-242
1 – винт регулировочный скоростного режима; 1а - винт регулировочный минимального холостого хода; 2 - болт номинала (упор); 3 - венец зубчатый; 4 - винт стяжной; 5 - втулка поворотная; 6 - регулировочный болт толкателя с контргайкой.
Регулировку скоростного режима проводите регулировочным винтом, ввернутым в прилив корпуса регулятора в соответствии с рисунком 1(а). Винт ограничивает перемещение рычага управления подачей топлива.
Регулировочный винт фиксируется контргайкой и пломбируется. Для увеличения скоростного режима выверните винт регулировочный 1 в соответствии с рисунком 1(а), для уменьшения - вверните его.
Часовую производительность топливного насоса высокого давления ТНВД Д-243/Д-242 (4УТНИ) регулируют болтом номинала 2, ввернутым в заднюю стенку регулятора, в соответствии с рисунком 1(а).
При вворачивании болта производительность насоса увеличивается, при выворачивании - уменьшается. Для регулировки частоты вращения минимального холостого хода используйте винт регулировочный 1а в соответствии с рисунком 1(а).
При вворачивании винта частота вращения минимального холостого хода увеличивается. Равномерность подачи топлива и производительность каждой секции топливного насоса 4УТНИ регулируйте перемещением поворотной втулки, а, следовательно, и плунжера относительно венца зубчатого 3, в соответствии с рисунком 1(б), при ослабленном винте стяжном 4.
При повороте втулки поворотной 5 влево подача топлива секцией увеличивается, при повороте втулки вправо - уменьшается. Регулировку угла начала подачи топлива производите регулировочным болтом толкателя 6. При вворачивании болта угол начала подачи уменьшается, при выворачивании - увеличивается.
Форсунка двигателя Д-243/Д-242 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи.
На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ»). Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.
Топливные фильтры дизельного двигателя Д-243/Д-242
Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.
Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей.
В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.
Воздухоочиститель и впускной тракт. Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.
На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.
Турбокомпрессор двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры двигателя.
Обслуживание системы питания (топливной системы) дизеля Д-243/Д-242
Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива
При затрудненном пуске дизеля Д-243, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после проверки на стенде через 2000 часов работы или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.
Проверку угла опережения впрыска топлива для двигателя Д-243/Д-242 производите в следующей последовательности:
- установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
- отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините мениск для установки угла опережения впрыска топлива (моментоскоп);
- проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;
- поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30-40°;
- медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
- выверните фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике. Это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее: - 20° до ВМТ.
Привод топливного насоса ТНВД двигателя Д-243/Д-242
1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – фланец; 6 – шестерня привода топливного насоса
Если фиксатор не вошел в отверстие маховика или перекошен - произведите регулировку, для чего проделайте следующее:
- снимите крышку люка 1;
- вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;
- отпустите на 1. 1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса 6;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;
- при помощи ключа поверните за гайку специальную 4 валик топливного насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса 6 до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;
- установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки;
- медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
- в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите вращение валика и затяните гайки крепления шестерни;
- произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;
- отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
- заверните в отверстие заднего листа фиксатор.
Проверка форсунок Д-243/Д-242 на давление начала впрыска и качества распыла топлива
Проверку форсунок производите через 2000 часов работы.
Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.
Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.
Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту. Отрегулируйте форсунки на давление впрыска 22,0-22,8 Мпа.
В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от нагара, для чего разберите форсунку. Отверните колпак, отпустите контровочную гайку и выверните на 2-3 оборота регулировочный винт (ослабив тем самым пружину), после чего отверните гайку распылителя и снимите распылитель. Другой порядок разборки может привести к поломке штифтов, центрирующих распылитель.
Очистите распылитель форсунки двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14 от нагара деревянным скребком, сопловые отверстия прочистите с помощью наколки-пенала для очистки сопловых отверстий распылителей форсунок, или струной диаметром 0,3 мм.
Если отверстия не прочищаются, положите распылитель на 10-15 мин в ванночку с бензином, после чего снова прочистите их. Промойте распылитель в чистом бензине, а затем в дизельном топливе.
Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо заменить новым. Новые распылители перед установкой в форсунку расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе. Соберите форсунку в порядке, обратном разборке. Отрегулируйте регулировочным винтом давление начала впрыска топлива.
Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак. Установите форсунки на дизель. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20. 25 Нм.
Материалы: http://mmz52.ru/info/articles/2015/sistema_pitaniya_toplivom_dvigatelya_d_243_d_242_i_ee_elementy/