Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

1 ≫

Техническое обслуживание тормозной системы автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Проверка работы тормозных камер и тормозных цилиндров. Тормозные камеры и тормозные цилиндры проверяют на герметичность. Места возможной утечки воздуха (на кромках соединительных фланцев корпуса и крышки цилиндра) покрывают мыльной эмульсией. Подавая в камеру (цилиндр) сжатый воздух, наблюдают за появлением мыльных пузырьков в местах утечки воздуха. Утечку воздуха устраняют, подтягивая болты крепления крышки к корпусу цилиндра (КрАЗ) или болты стяжного хомута (МАЗ-500А).

Давление в камере (цилиндре) проверяют по подсоединенному к ней манометру.

Подняв давление до 0,6-0,8 МПа при выдвинутом положении штока, следят за падением давления, которое не должно превышать 0,2 МПа за 5 мин. При подаче сжатого воздуха шток должен быстро и без заеданий выдвигаться на максимальный ход, а при отключении подачи воздуха возвращаться в исходное положение.

Регулировка свободного хода педали тормоза. Свободный ход педали тормоза должен гарантировать полное возвращение педали в исходное положение (и, следовательно, надежное оттормаживание колес) и обеспечивать возможность быстрого и полного торможения автомобиля. Свободный ход педали тормоза должен быть у автомобилей МАЗ 14—22 мм, а у автомобилей КрАЗ 10—15 мм.

Величину свободного хода проверяют линейкой, замеряя расстояние, пройденное педалью от начала торможения до начала подачи воздуха в тормозные камеры, что можно определить по включению сигнала «Стоп».

Свободный ход педали тормоза у автомобилей МАЗ регулируют изменением длины вертикальной тяги, соединяющей вилку педали с промежуточным двуплечим рычагом.

Для уменьшения величины свободного хода педали сокращают длину тяги, навертывая на нее наконечник нижней вилки или ввертывают ее в наконечник верхней вилки. Если нельзя уменьшить длину вертикальной тяги, сокращают длину горизонтальной тяги. Отсоединив вилки тяг от двуплечего рычага, уменьшают длину тяги, навертывая на нее вилки. По окончании регулировки вновь проверяют свободный ход педали тормоза.

У автомобилей КрАЗ свободный ход педали тормоза регулируют при помощи упорного регулировочного болта, установленного в кронштейне педалей.

Регулировка колесных колодочных тормозов. Регулировку колесных тормозов выполняют для установления правильного зазора между тормозными колодками и внутренней поверхностью тормозного барабана.

У автомобилей МАЗ и КрАЗ для этого имеются регулировочные устройства на рычагах разжимных кулаков тормозных механизмов.

Такое регулировочное устройство состоит из корпуса, в котором расположен червяк. Входящая в зацепление с червяком шестерня установлена на шлицах вала разжимного кулака. Конец вала червяка имеет квадратную головку под ключ. Поворачивая червяк, перемещают разжимной кулак и изменяют положение колодок относительно барабана, устанавливая необходимый зазор. Шариковый фиксатор при каждом повороте вала червяка дает щелчок, что позволяет отсчитывать число оборотов, необходимое для установления определенного зазора.

При правильно отрегулированном колесном тормозе зазор между накладками и барабаном должен составлять 0,4 мм, что соответствует ходу штока данной тормозной камеры в пределах 25-35 мм (для автомобилей МАЗ).

Увеличение длины хода штока приводит к повышенному расходу сжатого воздуха, в результате чего компрессор работает с перегрузкой, оно сказывается также на замедлении действия тормоза, что вызывает увеличение тормозного пути.

При регулировке тормоза вывешивают колесо, так чтобы оно не соприкасалось с полом, и поворачивают червяк до момента начала блокировки тормозного барабана. Затем поворачивают червяк на 2-3 щелчка фиксатора в обратном направлении до начала свободного вращения барабана от небольшого усилия руки. В этом положении замеряют щупом зазор между колодкой и тормозным барабаном, который пропускают между барабаном и защитным щитком суппорта.

По окончании регулировки проверяют действие тормозов на ходу, следя за одновременностью торможения правых и левых колес одного моста.

Регулировка стояночного тормоза. Стояночный тормоз грузового автомобиля должен надежно удерживать на стоянке как одиночный груженый автомобиль, так и прицеп, если автомобиль входит в состав автопоезда. Тормоз должен обеспечивать возможность стоянки как на ровном участке дороги, так и на уклоне до 16%. Выполняя регулировку тормоза, одновременно проверяют состояние всех деталей его привода, чтобы исключить возможность задевания колодок за барабан во время движения, что может привести к перегреву тормоза, который плохо охлаждается (плохой обдув воздухом).

У автомобилей МАЗ рукоятка правильно отрегулированного стояночного тормоза должна иметь ход, равный 110-160 мм.

При необходимости регулировки тормоза сначала проверяют его привод. Трос не должен провисать. При провисании натягивают трос, навертывая вилку па наконечник.

У автомобилей КрАЗ регулировка тормоза предусматривается в том случае, если зазор между колодкой и барабаном при отпущенной педали тормоза превышает 1,0 мм.

Регулируют стояночный тормоз в следующем порядке. Затягивают тормоз, перемещая его рычаг в крайнее верхнее положение, отпускают контргайку, фиксирующую упорный винт, и, поворачивая винт, устанавливают зазор, равный 1,0-1,5 мм, между концом винта и наружной колодкой тормоза. После этого затягивают контргайку и опускают рычаг тормоза в крайнее нижнее положение.

Закончив регулировку зазора у наружной колодки, отпускают гайки стяжных болтов на рычагах колодок и поворачиванием эксцентриковых пальцев устанавливают зазор, разный 0,7-1,0 мм, между внутренней тормозной колодкой и барабаном. При поворачивании пальцев по часовой стрелке зазор уменьшается, а против часовой стрелки — увеличивается. По окончании регулировки углубления на торцах эксцентриковых пальцев должны находиться в одинаковом положении. Гайки стяжных болтов затягивают и проверяют величину зазора между внутренней колодкой и барабаном. Этот зазор должен быть одинаковым по всей длине колодки.

В отторможенном состоянии рычаг тормоза должен находиться в крайнем нижнем положении, без отклонений. Если рычаг не доходит до крайнего положения, необходимо отсоединить промежуточный рычаг от вилки на конце тяги, отвернуть на несколько оборотов контргайку этой вилки, затем вращением вилки изменить длину тяги на величину, необходимую для опускания рычага в нижнее положение при соединении тяги с промежуточным рычагом.

Обслуживание тормоза-замедлителя заключается в проверке крепления его привода и легкости перемещения тяг.

Заслонка должна поворачиваться равномерно без заеданий, а тяги не должны касаться деталей. Смазывать подвижные соединения привода заслонки следует смазкой ЦИАТИМ-201. Через каждые 25 000 - 30 000 км рекомендуется отсоединить тяги, снять оболочку, промыть ее и заполнить свежей смазкой.

Если заслонка туго вращается в корпусе вследствие закоксовывания ее оси, корпус с заслонкой снимают с автомобиля, промывают в керосине и продувают сжатым воздухом.

При заедании штоков цилиндров управления или кнопки крана соответствующие узлы разбирают и их детали промывают чистым бензином. Трущиеся поверхности смазывают смазкой 158.

Материалы: http://www.tehimpex.kiev.ua/articleview.php?id=399

2 ≫

КрАЗ-260, КрАЗ-260В, КрАЗ-260Г. СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Вводятся следующие изменения:

Рис. 98. Схема пневмооборудования автомобиля:

1 — камера тормозная передняя; 2 — включатель пневматического сигнала; 3 — сигнал пневматический; 4 — клапан защитный одинарный с прямым потоком; 5 — водоотделитель; 6 — компрессор; 7 — манометр воздушный двухстрелочный; 8 — кран ручной обратного действия; 9 — силовой пневмоцилиндр выключения подачи топлива; 10 — цилиндр включения заслонки вспомогательной тормозной системы; 11 — шины; 12 — пневмоцилиндр переключения передач дополнительной коробки; 13 — пневмокамера включения блокировки межосевого дифференциала; 14 — пневмокамера отключения привода ведущих мостов; 15 — пневмокамера переключения передач раздаточной коробки; 16 — пневмокамера включения отбора мощности; 17 — электропневмоклапаны; 18 — камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 19 — пневмокамера механизма блокировки меж-колеспого дифференциала заднего моста; 20 — пневмокамера механизма блокировки меж. колесного дифференциала среднего моста; 21 — клапан редукционный коробки передач; 22 — гидропневмоцилиндр привода сцепления; 23 — кран управления переключением дополнительной коробки; 24 — воздухораспределитель коробки передач; 25 — пневмоклапан включения вспомогательной тормозной системы; 26 — датчик включения сигнализации торможения; 27 — кран тормозной двухсекционный; 28 — кран управления давлением воздуха в шинах; 29 — манометр системы регулирования давлением воздуха в шинах; 30 — регулятор давления с предохранительным клапаном; 31 — клапан контрольного вывода; 32 — противозамерзатель; 33 (1) — ресивер контура рабочей тормозной системы переднего и среднего мостов; 33 (2) —конденсационный ресивер; 33 (3) — ресивер контура рабочей тормозной системы заднего моста; 34 — датчик снижения давления; 35 — клапан защитный одинарный с обратным потоком; 36 — клапан защитный двойной; 37 — клапан двухмагистральный; 3S — клапан ускорительный; 39 — клапан управления тормозами прицепа с ’двухпроводным приводом; 40 — кран разобщительный; 41 — головка соединительная типа «Палм»; 42 — головка соединительная типа «А»; 43 — клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 44 — клапан слива конденсата; 45 — ресивер А20-205

Примечание. На автомобиле КрАЗ-260В превмокамера 16 не устанавливается.

Тормозной кран обратного действия с ручным управлением. Устройство крана показано на рис. 63 настоящего Руководства.

привода рабочей тормозной системы, один — 20 л — для стояночной тормозной системы и один ресивер — 40 л — общий для систем, так называемый конденсационный.

Рис. 99. Одинарный защитный клапан с обратным потоком:

7 — регулировочный болт; 2 — гайка; 3 — крышка; 4, 9 — пружины; 5 — поршень; 6 — диафрагма; 7 — корпус; 8 — клапан обратный; 10 — стержень клапана; 11 — кольцо упорное; 12 —втулка

Одинарный защитный клапан. На автомобиле установлено три одинарных защитных клапана с различными назначениями, отрегулированные на рабочее давление 0,55 ± ±0,01 МПа (5,5 ±0,1 кгс/см2).

от ресивера стояночной тормозной системы и непосредственно от компрессора.

Второй клапан установлен на входе в управляющую полость ускорительного клапана и предназначен для исключения перегрузок штоков тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами при случайном одновременном включении рабочей и стояночной тормозных систем.

Выводы клапана соединены: А — с магистралью от тормозного крана;. В — с ускорительным клапаном; С — с магистралью крана с ручным управ-лением.

Рис. 100. Задняя пневмопружинная тормозная камера:

1 — растормаживающий болт; 2 — цилиндр пружинного энергоаккумулятора; 3 — поршень; 4 — перепускная трубка; 5 — кольцо подшипника; 6 — упорный подшипник; 7 — кольце» упорное; 8— диафрагма; 9 — опорный диск диафрагмы; 10 — корпус рабочей камеры; 11 — защитный чехол; 12 — шток; 13 — контргайка; 14 — вилка штока; 15 — возвратная' пружина; 16 — колпачок; 17 — хомут; 18 — фланец цилиндра; 19 — толкатель; 20 — стопорные кольца; 21 — пружина энергоаккумулятора; 22 — уплотнитель поршня;

Материалы: http://sinref.ru/avtomobili/Kraz/003_avtomobili_kraz_260_260v_260g_iastrebov_1990/145.htm

3 ≫

Автомобили Краз-6510, Краз-65101, 65055 оборудованы рабочей тормозной системой, действующей на все колеса, стояночной тормозной системой, действующей на трансмиссию и вспомогательным (моторным) тормозом, установленным в системе выпуска отработавших газов.

Рабочие тормоза предназначены для снижения скорости движущегося автомобиля до его полной остановки.

Рабочие тормоза Краз-6510, Краз-65101, 65055 барабанно-колодочные. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку через ролики, а при торможении раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.

Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания автомобиля на месте при остановках и на стоянке.

Вспомогательный (моторный) тормоз Краз-6510, Краз-65101, 65055 - дроссельного типа, компрессионный, выхлопной с пневматическим приводом.

Предназначен для торможения автомобиля неработающим двигателем, когда подача топлива выключена.

Действие тормоза основано на создании противодавления в выпускном газопроводе двигателя путем перекрытия его проходного сечения заслонкой.

Привод рабочих тормозов Краз-6510, Краз-65101, 65055 пневматический, раздельного типа.

Сжатый воздух подается в тормозные камеры и с помощью штоков, регулировочных рычагов и разжимных кулаков прижимает тормозные колодки к барабанам с усилием, пропорциональным давлению, подводимого к тормозной камере сжатого воздуха.

На передней оси установлены тормозные камеры, а на среднем и заднем мостах установлены пневмопружинные тормозные камеры.

При торможении автомобиля Краз-6510, Краз-65101, 65055 сжатый воздух от секции тормозного крана подводится к регулятору тормозных сил и, в зависимости от степени загруженности автомобиля, происходит торможение колес задней тележки с различной степенью интенсивности.

Пневматическое оборудование автомобиля КрАЗ-6510 приведено на рис.39, автомобиля КрАЗ-65101 - на рис.40.

С левой стороны под кабиной на кронштейнах установлены три ресивера 35: верхний - ресивер контура потребителей; средний - ресивер рабочих тормозов заднего моста; нижний - ресивер рабочих тормозов переднего и среднего мостов.

В пневматическом приводе тормозной системы Краз-6510, Краз-65101, 65055 установлены три ресивера (рис.41) емкостью по 40 л каждый.

Ресиверы предназначены для создания запаса сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором.

Клапан слива конденсата установлен на каждом ресивере. Для слива конденсата необходимо слегка нажать на шток и отвести его в любую сторону.

Из верхнего ресивера конденсат сливается с помощью проволочной тяги.

Снятие ресиверов с автомобиля Краз-6510, Краз-65101, 65055 производить в такой последовательности:

  • отсоединить все воздухопроводы от ресиверов;
  • отсоединить провода от датчиков снижения давления; отсоединить трубки к двухстрелочному манометру; отвернуть гайки 26 от хомутов 24; снять шплинт 9 и удалить палец 7;
  • снять хомуты 24, пометить расположение ресиверов (верхние и нижние);
  • снять ресиверы.

Осмотреть поверхность ресиверов Краз-6510, Краз-65101, 65055, поврежденную поверхность зачистить, загрунтовать и окрасить поверхность ресиверов противокоррозионной краской. Повреждения резьбы не допускаются.

Сборку и установку ресиверов на автомобиль производить в порядке, обратном разборке.

Ресиверы контуров рабочих тормозов ведущих мостов Краз-6510, Краз-65101, 65055 имеют выводы на двухстрелочный манометр 9, расположенный в кабине на щитке приборов.

Он служит для визуального контроля величины давления сжатого воздуха в ресиверах рабочих тормозов.

Все три ресивера оборудованы датчиками аварийного давления воздуха 19, соединенными электропроводами с контрольными лампами сигнализации падения давления.

При падении давления в ресиверах Краз-6510, Краз-65101, 65055 ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) загораются контрольные лампочки на панели приборов.

От компрессора 13, через влагомаслоотделитель с регулятором давления 15 и противозамерзатель 41, сжатый воздух, очищенный от капель влаги и масла, поступает в ресивер контура потребителей.

Из ресивера контура потребителей через четырехконтурный защитный клапан 47 воздух подается в ресиверы контуров рабочих тормозов.

Четырехконтурный защитный клапан прекращает подачу воздуха и изолирует от других тот из контуров, в котором резко снижается давление воздуха вследствие обрыва трубопровода или другой неисправности.

От ресивера контура потребителей сжатый воздух поступает на питание пневмоцилиндра привода выключения сцепления и других потребителей.

Вспомогательная система тормоза автомобилей Краз-651065055. Управление вспомогательной тормозной системой осуществляется с помощью пневмоклапана, установленного в кабине.

При нажатии на педаль клапана сжатый воздух из ресивера потребителей через пневмоклапан поступает в цилиндр включения заслонки, поворачивает ее, создавая дополнительное сопротивление выхлопу.

Одновременно воздух попадает в силовой пневмоцилиндр, поворачивает скобу механизма останова двигателя, расположенную на регуляторе частоты вращения и прекращает подачу топлива к форсункам.

При отпущенной педали сжатый воздух через клапан выходит в атмосферу, под действием возвратных пружин скоба механизма останова двигателя и заслонка в выхлопной трубе возвращается в исходное положение.

Рис. 39. Схема пневматического оборудования автомобиля КрАЗ-6510: 1- клапан двухмагистральный; 2- пневмоклапан включения вспомогательной тормозной системы; 3- цилиндр включения заслонки вспомогательной тормозной системы; 4- электропневмоклапан; 5- блок развода воздуха; 6- пневмокамера включения блокировки межосевого дифференциала; 7-пневмокамера включения коробки отбора мощности; 8- клапан контрольного вывода; 9- камера тормозная задняя; 10- тройник; 11- цилиндр выключения сцепления; 12- кран тормозной двухсекционный; 13- клапан защитный одинарный; 14, 27, 28- ресиверы; 15- датчик сигнализации снижения давления воздуха; 16- цилиндр останова двигателя; 17- противозамерзатель; 18- влагомаслоотделитель с регулятором давления; 19- компрессор; 20- камера тормозная передняя; 21- датчик сигнала торможения; 22- манометр; 23, 24- краны разобщительные; 25- клапан слива конденсата; 26- штуцер; 29- клапан ускорительный; 30-тройник

Рис. 40. Схема пневматического оборудования автомобиля КрАЗ-65101: 1- камера тормозная передняя; 2- клапан контрольного вывода; 3- манометр двухстрелочный; 4- компрессор; 5-водоотделитель; 6- противозамерзатель; 7-ресивер; 8- кран разобщительный; 9- клапан двухмагистральный; 10- датчик снижения давления; 11- клапан слива конденсата; 12- кран тормозной; 13 -клапан четырёхконтурный;14- блок электроклапанов; 15- цилиндр выключения сцепления; 16- клапан; 17- кран тормозной обратного действия; 18- клапан привода прицепа; 19- ускорительный клапан; 20- камера тормозная задняя; 21- датчик сигнала торможения; 22- цилиндр останова двигателя; 23 -цилиндр вспомогательной тормозной системы; 24- пневмоклапан; 25,26- соединительные головки

Рис. 41. Ресиверы автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055: 1 - болт; 2 - шайба; 3 - шайба; 4 - гайка; 5 - подкладка; 6 - кронштейн; 7 - палец; 8 - кронштейн; 9 - шплинт; 10 - кольцо; 11 - шайба; 12 - гайка; 13 -угольник разобщительного крана; 14 - кран разобщительный; 15 - штуцер; 16 - клапан двухмагистральный; 17 - заглушка; 18 - ресивер; 19 - клапан защитный четырехконтурный; 20 - штуцер; 21 - клапан слива конденсата; 22 - тяга; 23 - подкладка; 24 - хомут; 25 - упор хомута; 26 - гайка

Материалы: http://www.maxikamavto.ru/tormoz-kraz/


Back to top