МотоБлог: Какие свечи зажигания использовать для мото

1 ≫

Я уже несколько лет занимаюсь ремонтом мотоциклов. Сегодня я хочу поговорить о свечах зажигания для них.

Свечи зажигания влияют на качество работы двигателя, а также на количество расходуемого горючего и разгон мотоцикла. Они должны соответствовать требованиям фирмы-изготовителя мототранспорта.

Характеристика свечи зажигания

Свеча зажигания мото имеет тепловую характеристику, которую обозначают калильным числом. Чем это число больше, тем свеча холоднее.

Температура свечи бывает двух видов:

  1. Горячая свеча во время работы двигателя имеет более сильный нагрев, так как у нее отвод тепла от центрального электрода и изолятора меньше. Машинное масло попадает на свечу, нагревается и быстро сгорает, но образование искры при этом не нарушается. Такие свечи зажигания подходят для низко форсированного двигателя (ставят на чопперы). Когда нагревание слишком сильное, то масло может воспламениться именно от свечи, а не от искры. Тогда происходит калильное зажигание, работа останавливается, теряется мощность двигателя, и он может сломаться.
  2. Холодная свеча меньше нагревается и не дает возникнуть калильному зажиганию, так как у нее отвод тепла от центрального электрода и изолятора больше. Но так как ее температура не очень высокая, то машинное масло на не сжигается, что может помешать образованию искры. Такие свечи зажигания подходят для высоко форсированного двигателя, в котором уровень сжатия высок (ставят на спортивные мотоциклы).

Если свеча зажигания мото часто перегорает, то почти всегда это связано с работой вакуумных карбюраторов.

Для мало форсированного двигателя я советую в холода использовать горячие свечи зажигания, калильное число которых 8, 11. Если мощность двигателя равна 26 киловатт и нет хороших условий охлаждения, а погода жаркая, то больше подойдут холодные свечи зажигания с калильным числом14, 17. Зимой лучше всего применять свечи с выступающим тепловым конусом.

Виды мотоциклов и свечи зажигания

Есть много видов мотоциклов, для каждого есть своя свеча зажигания мото. Поговорим о них подробнее.

Мотоциклы Иж-Планета-5 работают на свечах А-17В и А-11, но, по моему мнению, со свечами А-17В работа мотоцикла улучшилась, холостой ход стал лучше держаться и трудностей со спуском двигателя не было.

Мотоциклы Иж-Юпитер-5 также работают на свечах А-17В и А-11, но когда я поставил свечи BRISK (чешского производства), то двигатель заработал лучше, чем с российскими свечами А-17В и А-11, мощность мотоцикла увеличилась, а количество израсходованного горючего уменьшилось.

Мотоциклы Тула работают на свечах А-11 и BRISK. Я проверял, свечи А-17 не подходят для данного мотоцикла.

В мотоциклы Днепр и Урал можно ставить свечи А-14 и другие. Но только со свечами А-14 передвижение будет больше похоже на полет.

Для большинства отечественных мотоциклов самыми лучшими зарубежными свечами зажигания являются качественные и надежные свечи BOSH.

Часто применяют свечи зажигания из платины и иридия, которые улучшают способность свечей зажигания самоочищаться и продлевают срок их эксплуатации.

Я советую в целях профилактики менять свечи зажигания вашего мотоцикла каждую весну либо когда начинается сезон применения другой техники (например, снегоходов). При этом нельзя выкручивать свечу зажигания пока двигатель мотоцикла еще горячий, так как можно повредить резьбу в головке цилиндра.

Подведем итоги: выбирая свечи зажигания, следует принимать во внимание вид мотоцикла и температуру свечи, тогда и топливо израсходуется меньше, и мотоцикл будет ездить быстрее.

Материалы: http://www.motoking.ru/blog/kakie_svechi_zazhiganiya_ispolzovat_dlya_moto

2 ≫

Приветствую Вас Гость | RSS

На рисунке видно, что длинный центральный электрод окружен изолятором. Его нижняя часть, выступающая в камеру сгорания, называется тепловым конусом. От материала изолятора, а также длины теплового конуса зависит, как сильно будет разогреваться свеча в процессе работы, как она будет отдавать тепло головке цилиндра, что в первую очередь отразится на том, как поведет себя свеча на конкретном двигателе. Кстати, свеча подбирается к каждому типу двигателя мотоцикла именно по ее способности сохранять нормальный тепловой режим — это важнейшая характеристика свечи. Чтобы лучше понять, что это такое, представим себе простенький одноцилиндровый двигатель, работающий с какой-то случайно выбранной нами свечой. Мотор прогревается, свеча также нагревается от бушующего в камере сгорания пламени. Тепло от нее отводится через корпус в головку цилиндра. Если свеча подобрана правильно, устанавливается баланс между подводимым к ней и отводимым от нее теплом. В этом случае можно сказать, что свеча по калильному числу соответствует двигателю. Если же тепла подводится много, а отводится мало, свеча через какое-то время нагревается до такой температуры, что для воспламенения смеси уже не нужна искра: смесь вспыхивает от нагретых элементов конструкции свечи.Говорят: идет калильное зажигание. Понятно, что теперь ни о каком опережении зажигания не может быть и речи. Понятно, что двигатель, работающий таким образом, резко теряет мощность и напрасно расходует топливо. Если мы возьмем другую свечу, у которой лучше организован отвод тепла на корпус, может случиться, что свеча не будет нагреваться должным образом. На ней станут отлагаться нагар, смолы, она покроется копотью. Искрообразование станет хуже, а может и вовсе прекратиться. Значит, такая свеча для нашего двигателя тоже непригодна. А пригодной окажется такая свеча, электроды которой нагреваются до температуры 500—900 °С и будут все время находиться в этом интервале.

Если температура упадет ниже 500 С (порог самоочищения), свеча не сможет самоочищаться; если поднимется выше 900 °С (порог калильного зажигания), появится калильное зажигание. Как же определить, какую именно свечу зажигания для мотоцикла покупать? Ведь все они так похожи, и у всех разные обозначения. Проще всего решить эту проблему, заглянув в инструкцию к мотоциклу. Там непременно указывается тип свечи, рекомендованной его заводом-изготовителем. А нередко приводятся и указания по подбору свечей-аналогов от других производителей.

Если же инструкция утеряна, надо подбирать свечу таким образом, чтобы ее калильное число было как можно ближе к тому, которое имеет «родная» свеча, стоящая на двигателе мотоцикла и резьба совпадала.

— Что такое калильное число? Калильное число — это некая условная величина. Она показывает время, по истечении которого данная свеча, установленная на испытательном двигателе-стенде, достигнет состояния калильного зажигания. Чем меньше это время, тем «горячее» свеча. И наоборот, чем время больше, тем свеча «холоднее». Это полезно иметь в виду Поэтому в холодное время на мотоцикле будет лучше работать свеча с меньшим калильным числом, более «горячая».

А при эксплуатации в южных районах летом целесообразно использовать свечу, которая в тепловом ряду стоит чуть правее, то есть имеет большее калильное число и, следовательно, является более «холодной». После этого объяснения мы можем вернуться к прерванному рассказу об обозначениях. По действующему у нас ГОСТ 2043-74 отечественные свечи имеют буквенно-цифровое обозначение, в котором достаточно просто разобраться. Первой в обозначении стоит либо буква «А», либо буква «М». Буква «А» показывает, что свеча имеет резьбу М4х1,25; буква «М» обозначает резьбу Ml80x1,5 (такие свечи встречаются все реже). Зато свечи с резьбой М 14x1,25 находят все более широкое применение. Они выпускаются разными производителями с резьбовой частью длиной 7,8 мм, 9 мм, 9,5 мм, 10 мм, 12 мм, 12,7 мм, 17,7 мм и 19 мм с размерами под ключ 22 мм, 21 мм, 17,5 мм и 16 мм.

На зарубежных мотоциклах довольно широкое распространение получили более тонкие свечи с резьбой Ml2x1,25 с длиной резьбовой части 19 мм — часто это связано с необходимостью размещения в головке цилиндра большого числа клапанов. После первой буквы может стоять буква «К», показывающая, что свеча имеет коническую опорную поверхность. Если этой буквы нет, опорная поверхность плоская. После этого могут стоять буквы «У» или «М». Первая показывает, что свеча имеет уменьшенный шестигранник под ключ; вторая — что уменьшенная свеча предназначена для бензомоторного инструмента. Следующие цифры показывают калильное число. Отечественная промышленность выпускает свечи с калильными числами 8,11, 14, 17, 20, 23 и 26. Чем меньше число, тем свеча «горячее». И, соответственно, чем число больше, тем «холоднее» свеча.

Первая буква после калильного числа обозначает длину резьбы ввертной части свечи: Н — 11 мм, Д — 19 мм, при отсутствии буквы — 12 мм. Последующие обозначения носят скорее технологический характер, чем эксплуатационный. «В» обозначает, что тепловой конус свечи выступает за торец ее корпуса; «Т» — что соединение корпуса с изолятором герметизировано термоцементом; «У» — материал изолятора «уралит»; «Р» — свеча имеет встроенный помехоподави-тельный резистор. После этого может еще стоять буква «М», обозначающая, что центральный электрод имеет медный сердечник. Последние цифры могут обозначать порядковый номер разработки. Например, о свече А14ДВРМ можно сказать, что она имеет резьбу Ml4x1,25, опорная поверхность у нее плоская, ее калильное число 14, длина резьбовой части — 19 мм; тепловой конус выступает за торец корпуса свечи; имеется помехоподавительное сопротивление, а центральный электрод содержит медный сердечник.

Как видите — все довольно просто. Разумеется, не было бы никаких проблем, если бы во всем мире существовал единый стандарт на обозначения. Но его нет, и, судя по всему, никогда не будет. А потому для нас остается единственный вариант: покупая свечу, попросите продавца проверить по каталогу какая именно нужна для двигателя вашего мотоцикла, указав его модель и год выпуска. Как правило, в солидных магазинах есть такие каталоги и таблицы совместимости. Например, в качестве заменителя отечественной свечи А23 такие таблицы рекомендуют следующие аналоги (название фирмы — марка свечи): «АС» - 42F: «BERU» - 225/14; «BOSCH» - W225T1; «Brisk» — N14; «Champion» — L82C; «Iskra» — F80; «Isolator» - M14-225; «Marelli» - CW7N; «NGK» - B8H

— В свече зажигания нет движущихся частей и соединений. Казалось бы, она должна служить вечно. Но вокруг только и слышу: отказала свеча, заменил свечу. Что же с ней происходит?

Мы уже говорили, что свеча зажигания работает в крайне тяжелых и неблагоприятных условиях. Она испытывает жесткие тепловые нагрузки, изменяющиеся в пределах от —40 °С (а порой и еще ниже) до +2500 °С; подвергается высокому давлению газов (до 40 кг/см) и воздействию высокого напряжения (до 25 тыс. В). На мотоциклетном же двигателе она еще подвергается прямому воздействию воды и грязи. Понятно, что выдержать все это могут только самые лучщие материалы. Но и они иногда сдают. Что уж говорить о всевозможных суррогатах, подделках, которыми наводнен рынок? Какие же дефекты наиболее характерны для свечи? Прежде всего, замасливание и нагар. Вы помните, конечно, что свеча должна работать в режиме самоочищения, то есть температура ее электродов не должна быть ниже 500 °С. Если же она ниже, на электродах осаждаются тяжелые смолы, образующие со временем нагар. Нагар может быть рыхлым или твердым, но в любом случае он ухудшает образование искры. Иногда дело доходит до того, что нагар полностью перекрывает воздушный зазор между электродами — искрообразование прекращается. Чтобы такую свечу «вернуть к жизни», достаточно прокалить ее на огне. Но лучше устранить причины его появления (хотя полностью избавиться от этого явления не удастся никогда). Причинами же усиленного образования нагара являются и плохое техническое состояние двигателя (например, много масла попадает в камеру сгорания четырехтактного двигателя из-за поломки или залегания маслосъемных колец), и очень низкое качество топлива. К тому же нельзя забывать, что двигатель не сразу набирает необходимую рабочую температуру. Время от запуска до прогрева — это время образования нагара, хотим мы того или не хотим. Для нормальной работы свечи требуется, чтобы зазор между электродами был по возможности стабильным. Но это тоже невозможно: из-за постоянного проскакивания искры электроды изнашиваются (говорят, что «идут газоэрозионные процессы»), значит, зазор все время увеличивается. Для обеспечения нормальной работы свечу необходимо периодически вывинчивать, осматривать, очищать от нагара, регулировать зазор между ее электродами. При этом по цвету изолятора можно заодно подкорректировать количество смеси. Для ориентировки скажем, что в малофорсированных двигателях, где давление в камере сгорания не столь велико (степень сжатия небольшая), зазор между электродами может быть равен 0,8—0,9 мм. На более современных моторах его можно уменьшить до 0,5—0,6 мм. Иначе система зажигания может не справиться. Кстати, опытные мотоциклисты знают: когда батарея сильно разряжена, нужно уменьшить зазор на свече иногда до 0,3—0,4 мм, при этом двигатель, возможно, удается запустить. Итак, мы рассмотрели систему зажигания. Только одну из множества — но самую характерную, и, надеемся, самую понятную. Ее часы, конечно, уже сочтены. На смену контактным системам идут бесконтактные, в которых нет прерывателя, которые уже по этой причине гораздо надежнее.

Материалы: http://baik.moy.su/publ/gazeta_nachinajushhego_motociklista/stroenie_motocikla/svechi_zazhiganija_dlja_motocikla/8-1-0-25

3 ≫

Актуальность обращений к теме о свечах зажигания, казалось бы, очевидна и не требует пояснений. И все-таки мы не можем полностью от них отказаться. Вот некоторые аргументы. Прежде всего, свеча зажигания является той неотъемлемой частью конструкции бензинового двигателя, без которой работа последнего невозможна.

Поэтому все, что связано со свечой в эксплуатации, начиная с момента ее установки на двигатель, требует самого пристального внимания. Во-вторых, успех применения свечи в двухтактном двигателе воздушного охлаждения, где ее тепловая нагруженность может быть выше, чем в четырехтактном водяного охлаждения (т. е. автомобильного в нашей действительности), во многом зависит от правильности выбора свечи, что опять-таки заслуживает подробного рассмотрения.

И наконец, состояние свечи позволяет до некоторой степени оценивать состояние двигателя (особенно двухтактного, где топливом является смесь бензина с маслом), его карбюратора в частности. И это тоже важно. Чтобы разговор был предметным, начать, вероятно, следует с конструкции свечи (рис. 1).

В стальном корпусе 4 смонтирован изолятор 3, который оканчивается тепловым конусом, обращенным непосредственно в камеру сгорания цилиндра. Внутри изолятора проходит контактный стержень 2, на резьбовую часть которого навинчивается наконечник 1. На свечах, устанавливаемых на мотоциклетных двигателях, последний, как правило, отсутствует. Противоположный торец стержня через специальный стеклогерметик 5 связан с центральным электродом, проходящим внутри теплового конуса.

К торцу резьбовой части корпуса свечи припаян боковой электрод. Уплотнение соединения свечи с головкой цилиндра осуществляется с помощью металлической прокладки (шайбы) 6. Большое многообразие существующих типов может вызвать некоторое затруднение при выборе свечи, особенно у начинающих мотолюбителей. Однако если иметь представление о том, что происходит при работе свечи в двигателе, проблема выбора и применения того или иного типа станет гораздо проще. Попробуем в этом разобраться. Начнем с того, что разные типы свечей зажигания по конструкции аналогичны.

Различия состоят в основном в выполнении той части свечи, что обращена в камеру сгорания: центральный и боковой электроды могут быть более длинными или более короткими, разную длину может иметь резьбовая часть. Свечи с более длинными электродами относятся к так называемым «горячим». Имея большую длину, электроды подвергаются в камере сгорания интенсивному тепловому воздействию горячих газов и больше нагреваются (рис. 2а).

Тело изолятора такой свечи за счет удлиненного теплового конуса имеет меньший объем, что влияет на способность свечи поглощать и рассеивать тепловую энергию; величина последней будет существенно меньше, чем у свечи с большим изолятором. Это означает, что применение «горячей» свечи ограничено определенными тепловыми пределами, и она должна устанавливаться на двигатель менее форсированный, с меньшей тепловой нагрузкой. Напротив, свеча «холодная», имеющая более короткие электроды и тепловой конус, необходима для двигателя с большой тепловой нагрузкой.

В этом случае электроды, тепловой конус, минимально выступая в рабочее пространство с горячими газами, меньше нагреваются, а достаточно объемное тело изолятора способно хорошо накапливать и отводить тепло (рис. 2 б). Принадлежность свечи к разряду «холодных» или «горячих» характеризуется так называемым калильным числом, указанным, как правило, на корпусе свечи или изоляторе.

Калильное число — величина условная, характеризующая быстроту нагрева свечи до температуры, при которой воспламенение смеси будет происходить уже не от искры, а от нагретых электродов. Чем быстрее будет достигнуто это состояние, тем хуже свеча отдает тепло, тем меньше ее калильное число, тем свеча «горячее». И наоборот: чем дольше свеча работает без калильного зажигания, тем лучше она охлаждается и отводит тепло, тем больше калильное число, тем она «холоднее.

При работе свечи на всех режимах температура электродов и теплового конуса должна находиться в определенных пределах. Нижний предел, называемый температурой самоочищения свечи от продуктов сгорания (450. 550'С), и верхний предел — температура калильного зажигания (850. 900 градусов С) — образуют область нормальной работы свечи. Левее этой области, при температурах электродной части свечи ниже 450 С, происходит быстрое «замасливание» электродов и конуса — осаждение на них слоя токопроводящего маслянистого нагара.

Это приводит к перебоям в искрообразовании из-за утечки тока на «массу» по поверхности теплового конуса, а при большом количестве нагара — к полному отказу свечи. Правее верхнего предела (900 градусов С) располагается область калильного зажигания, когда воспламенение смеси происходит преждевременно от чрезмерно нагретых элементов свечи, вызывая дополнительные нагрузки на детали двигателя из-за встречных ударов, потерю мощности.

Очевидно, что каждому типу двигателя должна соответствовать своя свеча, подобранная по результатам всесторонних испытаний. Результаты этих испытаний известны и приводятся, как правило, в рекомендациях заводов-изготовителей, т. е. непосредственно в инструкции по эксплуатации каждого конкретного двигателя мотоцикла, мотороллера или мопеда. Учитывая, что реальные двигатели отличаются от базовых своими мощностными, тепловыми и другими характеристиками, соответственно и условия работы свечей зажигания на каждом конкретном двигателе могут быть свои.

Этими отличиями, точнее, степенью отличий обусловлено то обстоятельство, что нередко свечи, рекомендованные инструкцией, тем не менее, плохо работают на «родном» двигателе. В этом случае правильный подбор свечи для замены неисправной подскажет само ее состояние, оценку которого лучше проводить в момент начала перебоев в работе свечи. Здесь для ориентировки можно привести несколько типичных состояний свечи зажигания, которые соответствуют характерным температурным областям ее работы.

Первое. Электроды, тепловой конус, вся внутренняя полость электродной части свечи покрыты значительным слоем почти черного маслянистого нагара (рис. 3). Подобное состояние является наглядным свидетельством того, что тепловая нагруженность свечи в двигателе явно недостаточна, температура ее прогрева не достигает нижнего предела рабочей зоны (450Х) — свеча слишком «холодная».

Поэтому следует подобрать свечу с меньшим калильным числом, т. е. более «горячую», стоящую рядом в тепловом ряду. Дальнейшая эксплуатация подобранной свечи покажет, насколько правильным был выбор; при этом критерием послужит следующее рассматриваемое состояние свечи: на электродах и тепловом конусе нагар практически отсутствует, тепловой конус от светло- до темно-коричневого цвета, на корпусе свечи может быть слабый налет (рис. 4).

Отсутствие на электродах нагара показывает, что температурный режим свечи соответствует норме, — т. е. происходит самоочищение электродов (выгорание осадков). И наконец, третье состояние, свидетельствующее о перегреве свечи. В этом случае электроды, корпус будут серого, стального или светло-песочного цвета, на их поверхностях возможно наличие частиц (крупинок) расплавленного металла, не исключены также трещины и даже разрушение теплового конуса (рис. 5).

Перечисленные признаки показывают, что свеча слишком «горячая» для этого двигателя и недостаточно отводит тепло; поэтому следует выбрать более «холодную», с большим калильным числом. Когда правильный выбор свечи тем или иным способом сделан, все же не следует прекращать периодические проверки ее состояния, снимая свечу с двигателя. Даже если она безотказно работает. При этом свеча будет для вас своеобразным индикатором исправности системы питания двигателя, его карбюратора, а также показателем качества топливной смеси.

Какое-либо отклонение в функционировании карбюратора (например, перелив топлива, чрезмерное обогащение смеси из-за повышения уровня) будет выражаться, по сути, теми же признаками, что и рассмотренные выше: замасливание электродов избытком топлива, образование отложений нагара типа сажи. Последнее обычно случается и при несоблюдении требуемого соотношения масла и бензина (разумеется, в сторону увеличения доли масла) в топливной смеси.

В заключение хотелось бы отметить, что внимательное и вдумчивое отношение к такому важному элементу конструкции, как свеча зажигания, позволит не только продлить «жизнь» самой свече, но успешно и длительно эксплуатировать двигатель мотоцикла (мотороллера или мопеда) в целом. Последние годы на дорогах все чаще можно увидеть автомобили иномарок; теперь уже — и мотоциклы. Да и наши люди чаще стали выезжать за рубеж. Возникла практическая потребность знать, какие же свечи зарубежного производства могут использоваться на наших мотоциклах. Ответить на эти вопросы мы постарались приведенной здесь таблицей. При работе над статьей использована следующая литература: 1. Каталог свечей зажигания. — Варшава, 1981. 2. И. Дочкал «Обслуживание и ремонт мотоциклов «Ява». — М., 1987. 3. Б. Демченко «Мотоцикл в вопросах и ответах». — М., 1989.

(Автор: В. Передерни, инженер. источник журнал Мото)

Конструкция свечи зажигания; 1 - наконечник: 2 - контактный стержень: 3 - изолятор: 4 - корпус свечи. 5 - стеклогерметик. 6 - металлическая прокладка: 7 - уплотнительная прокладка; 8 - центральный электрод: 9 - боковой электрод

2. Схемы тепловых процессов для разных типов свечей зажигания: «а» — свеча «горячая»; «б» — свеча «холодная».

3. Свеча слишком «холодная»: значительный черно-коричневый маслянистый осадок на электродах, тепловом конусе, корпусе свечи.

4. Свеча подобрана правильно: светло-коричневый цвет теплового конуса, отсутствие нагара, слабый налет на корпусе свечи.

5. Свеча слишком «горячая»: стальной цвет перегретых электродов, корпуса свечи, возможны оплавление электродов, растрескивание теплового конуса.

Взаимозаменяемость мотоциклетных свечей зажигания (резьба М 14x1.25. длина резьбы 12 мм)

Материалы: http://moto.masteraero.ru/moto_rossiya_11.php


Back to top