Уход за муфтой сцепления дизельного трактора

1 ≫

Муфта сцеплепия работает в тяжелых условиях: нагрузка на ее рабочие детали резко меняется, детали сильно нагреваются. Рабочие поверхности муфты все время изнашиваются в результате пробуксовки.

Долговечность работы муфты зависит от частоты включения и выключения и продолжительности буксования при этом, от правильной сборки муфты и в особенности центрации ее вала с коленчатым валом и ведущим валом коробки передач. Нарушение соосности этих валов может привести к тому, что при включенной муфте они будут вращаться как эксцентрики, в результате чего резко возрастет нагрузка на их подшипники. Кроме того, возможны постоянные радиальные смещения ведомого диска относительно ведущих поверхностей. Даже самое незначительное радиальное смещение ведомого диска относительно ведущего вызывает ускоренный износ фрикционных поверхностей и нагрев деталей.

Значительно ухудшаются условия работы муфты при непрямолинейности ее вала. Изгиб вала муфты приводит к поломкам ведомых дисков в результате частых, хотя и незаметных колебаний ступицы диска относительно его рабочей поверхности. Если муфта отрегулирована и собрана правильно, то:

  • при включении она обеспечивает плавное начало движения трактора;
  • включается и выключается с нормальным усилием;
  • во включенном состоянии передает крутящий момент двигателя без пробуксовки дисков;
  • в выключенном состоянии обеспечивает бесшумное переключение передач.

Уход за муфтой сцепления заключается в своевременной и умеренной смазке ее подшипников, наблюдении за состоянием резьбовых соединений и подтяжке их, а также в промывке и регулировке муфты.

Осмотр наружных креплений деталей муфты и смазку подшипников проводят ежесменно, проверку и регулировку муфты — при периодическом техуходе за трактором; состояние ее деталей проверяют во время текущего ремонта.

Муфту сцепления проверяют, не дожидаясь планового ухода, в случае появления следующих признаков ненормальной ее работы:

  1. при загрузке трактора заметно снижается его скорость (трактор плохо «тянет»);
  2. уменьшается усилие, необходимое для выключения муфты сцепления;
  3. уменьшается свободный ход педали муфты;
  4. появляется специфический запах гари, а иногда и дым через щели в местах прилегания крышки люка корпуса муфты.

Указанные ненормальности в работе трактора часто связаны с нарушениями регулировки муфты сцепления. Если же снижение тягового усилия не сопровождается уменьшением усилия для выключения или включения муфты или уменьшением свободного хода педали (рычага), то причиной ненормальности является замасливание дисков муфты.

Иногда при полном выключении муфты не удается бесшумно переключить передачи (муфта «ведет»). Такая ненормальность может быть вызвана короблением дисков муфты (ДТ-14, ДТ-24), неисправностями в шарнирах кулачкового механизма (ДТ-14, «Беларусь») или большой разницей в зазорах между тремя отжимными рычагами и нажимным подшипником (ДТ-24).

Замасливание дисков муфты сцепления резко снижает ее работоспособность. Опыты показали, что даже незначительное попадание масла на трущиеся поверхности дисков уменьшает коэффициент трения почти вдвое. Поэтому муфту нужно своевременно промывать. У трактора «Беларусь» муфту сцепления промывают сразу же после остановки двигателя, когда диски муфты нагреты и масло с них легко смывается. Перед промывкой спускают масло из корпуса муфты. Затем заливают в него 5—6 л бензина и дают двигателю поработать 5—8 минут с включенной муфтой. Заменив грязный бензин чистым, дают двигателю поработать еще 3—5 минут (но уже с выключенной муфтой) для промывки рабочих поверхностей дисков. Затем сливают бензин и оставляют сливное отверстие открытым, а муфту выключенной на 1—2 часа. После промывки муфты ее подшипники смазывают солидолом.

У тракторов ДТ-24, ДТ-14 и ДСШ-14 муфту сцепления промывают после разборки.

Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.

Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник

Материалы: http://www.traktora.org/uxod-za-muftoj-scepleniya-dizelnogo-traktora

2 ≫

В сегодняшней статье мы рассмотрим один из важных моментов в работе с трактором Т-25 – схему и принцип работы сцепления. Также будут рассмотрены основные конструктивные моменты корзины (муфты) сцепления, данные ценные рекомендации как сохранить его целостность и продлить срок службы, а также произвести регулировку.

Сцеплением называют механизм в сборе (выжимная педаль или рукоять, корзина или муфта), что служит для временного отключения силовой передачи (трансмиссии) от двигателя при смене скоростных передач, а также их включения при старте трактора.

Сцепление трактора Т-25 состоит из сухой однодисковой постоянно-замкнутой муфты. Её принцип действия базируется на том чтоб посередине двух чугунных поверхностей маховика и нажимного диска крепится с помощью пружин ведущий диск со специальными накладками состоящих из материала с высоким коэффициентом трения (фрикционным).

Под воздействием пружин посредине этих поверхностей и ведущего диска возникает сила трения, которая обеспечивает передачу крутящего момента двигателя на ведомый вал муфты сцепления и затем к главной передаче трактора Т-25. При отключении муфты усилие пружин на главный диск прекращается.

Важно! Главная особенность муфты трактора Т-25 – наличие второго потока мощности. Который идет от двигателя через маховик и кожух корзины сцепления к зубчатым колесам привода насоса гидравлики.

При этому получается, что передача минует некоторые фрикционные поверхности сцепления. Из-за этого мощность от работающего двигателя к насосу передаться постоянно.

Схема муфты сцепления трактора Т-25

Ниже мы приведем подробную схему корзины сцепления и опишем основные моменты, которые возникают при её работе.

Муфта находиться внутри корпуса из чугуна (8). Сам корпус соединен болтами к картеру маховика мотора (7) и выравнивается по бурту.

Ведущие элементы корзины – сам маховик (1), кожу совместно со ступицей (5) и нажимной диск (2). Кожух крепится к маховику с помощью двух штифтов и 6-тью болтов. Вращение от маховика к диску передаться через кожух, с помощью направляющих пальцев (22).

Пружины находятся в выточках диска и опираются на него с помощью термоизоляционных прокладок, которые также защищают пружины от возможного перегрева при буксовании трактора.

Для того чтобы тепло лучше отводилось от пружин сцепление и нажимного диска – стаканы сделаны со специальными поперечными.

В центральной части (5) находится три гладких отверстия, а в самом диске три резьбовых для болтов, которые соединяют диск с пружинами и собственно сам кожух.

Ведомый стальной диск (3) – свободно перемещается по шлицам вала (4) корзины, также вместе с ним свободный ход имеют ступица и две асбестовые накладки.

Двухрядный шариковый подшипник, находящийся в расточке коленвала – служит передней опорой для ведомого.

В области центральной расточки соединяющего корпуса находятся стаканы: внутренний (18) и внешний (28), которые образуют полость. В ней расположен зубчатое колесо (16) привода, ведущего к гидронасосу.

Шестерня, которая напрессована на ступице (20), фиксируется на ней с помощью призматической шпонки. Вращение шестерни осуществляется с помощью двух подшипниках (17).

Внутренняя шлицованная часть ступицы (20) опирается на специальные шлицы полого вала (15). Он передаёт вращение от кожуха корзина сцепления к ведущему зубчатому колесу

Ведомая шестерня (27) находиться в постоянном зацепе с ведущей шестерней (16) привода гидронасоса, и находиться в корпусе (25). Для этого сделаны специальный люки, которые соединяют зубчатые колеса в внутреннем стакане и корпусе.

В привод насоса и ведущей шестерни масло заливается через отверстие (25), которое закрыто пробкой имеющую коническую резьбу. В верхней части соединительного кожуха, сверху полости главного зубчатого колеса находится сапун, который предотвращает повышение внутреннего давление системы.

Схема педали муфты сцепления и принцип работы

Педаль муфты сцепление крепится на валике (9), он проходит через расточки главной передачи (6). Второй его конец соединяется с помощью вилки (7) и тяги (8) с рычагом блокировки передачи (5). Соединение педали с валиком, выключающим муфту осуществляется с помощью тяги (10).

На схеме показан пунктиром момент, когда педаль муфты сцепления выжата полностью, тогда штифт (2) должен упираться в пол (4). Это приводит к тому, что муфта полностью выключается, а рычаг (5) перемещает валик в переднее положение, при этом осуществляется свободная возможность переключения передач трактора.

Если педаль опущена, то штифт (3) упирается в пол (4), тогда муфта включена и переключение невозможно.

Регулировка муфты сцепление осуществляется по следующему принципу:

Зазор между упорного подшипника и кулачком отжимного рычага должен соответствовать 2-3 мм.

Допустима разница не более 0,1 мм для отдельных рычагов.

С периодом износа фрикционных накладок зазор будет уменьшаться. Процесс регулировки муфты сцепления проходит через люк соединяющего корпуса (10). Сам же корпус крепется болтами к лобовой плоскости корпуса главной передачи.

Процесс монтировки муфты (21) происходит в соединительном корпусе и его выполняют через люк, который закрыт крышкой (23).

Материалы: http://agromania.com.ua/mufta-scepleniya-traktora-t-25-ego-sxema-i-regulirovka/

3 ≫

Введите строку и нажмите Enter

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

10 августа 2013

10 августа 2013

Установите трактор над смотровой ямой. Снимите отопитель кабины. Пропустите трос подъемного устройства в кабину через люк в крыше.

Снятие фланца с нажимным диском и муфтой включения. Снимите переднюю среднюю панель пола кабины и крышку люка верхнего кожуха муфты сцепления. Выверните болт крепления хомута трубы подвода масла из нижней половины кожуха муфты сцепления. Выверните шестнадцать болтов крепления нижней половины кожуха и снимите кожух. Выверните штуцер крепления сливной трубы к сервомеханизму и сдвиньте трубу, вверните штуцер на свое место до упора. Это предохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и заклинивания при снятии нагрузки с него.

Отсоедините рукав подвода смазки от пальца 15 ( рис. 191 ) и тягу сервомеханизма от рычага 27, перемещающего муфту включения. Отсоедините муфту 25 от фланца 19 верхнего вала коробки передач, Отверните четыре болта 16 крепления крышки 22 тормозка 17. Передвиньте карданный вал 23 вместе с муфтой 25 вперед по ходу трактора. Сдвиньте, придерживая тормозок, муфту 25к фланцу верхнего вала коробки передач и снимите муфту/опустив ее вниз. Вверните в нажимной диск через отверстия фланца три стяжных технологических болта М12Х35, что снимает нагрузку с регулировочных болтов.

Из кабины через люк в верхней половине кожуха муфты сцепления опустите трос и застропите муфту за цилиндрическую поверхность ползуна муфты 28 включения. Масса муфты 90 кг. Трос должен быть закреплен в кабине трактора или надежно удерживаться подъемником.

Расстопорите двенадцать болтов 1 крепления фланца к маховику 2 и выверните их, проворачивая маховик.

Сдвиньте фланец с нажимным диском и муфтой включения в сторону коробки передач и снимите фланец с карданным валом 23 с трактора, опустив его вниз.

При опускании фланца не находитесь под ним.

Выньте из фланца карданный вал с крышкой 22 тормозка и резиновым кольцом 21.

Снятие ведомых деталей муфты сцепления

Расстопорите и отверните болты крепления отражателя 2 и крышки 3 муфты карданного вала. Снимите отражатель, крышку, уплотнительное кольцо 4 и уплотнительную прокладку крышки 3. Снимите муфту 5 карданного вала. Снимите два ведомых 9 и ведущий 8 диски. Расстопорите гайку 6 крепления зубчатого барабана 7 и отверните ее торцовым ключом, снимите пластину и стопорную шайбу гайки. Спрессуйте зубчатый барабан съемником вместе с подшипниками, распорной втулкой и пружиной.

Разборка фланца с нажимным диском

Разбирайте при ввернутых трех технологических болтах М12Х35 для снятая нагрузки от пружин с регулировочных болтов 2 ( рис. 192 ). Расшплинтуйте гайки 8 крепления рычагов 10, сверните гайки с регулировочных болтов и снимите призмы 7. Расшплинтуйте и отверните гайки с пальцев 6, Выньте пальцы из отверстий опор 4, снимите рычаги 10 и ролики 5. Снимите с фланца 3 муфту включения 11 в сборе с рычагом. Извлеките из канавки фланца уплотнительное кольцо 12.

При последующей разборке сожмите прессом с усилием 20 кН (2000 кгс) пружины фланца и выверните технологические болты из нажимного диска. Снимите усилие пресса и разъедините фланец с нажимным диском. Снимите подпятники 17, пружины 14 и 15 и стаканы 16 пружин.

Разборка муфты включения с рычагом

Расстопорите и выверните верхний палец 8 ( рис. 193 ) крепления рычага 16. Расстопорите и выверните нижний палец 14, снимите рычаг с муфты включения. Выверните четыре болта крепления крышки 9 к корпусу подшипника 4 и снимите крышку с двух штифтов. Снимите пружинное кольцо 12, высвободив его из отверстия гайки 13 и ползуна 2. Отверните гайку 13 специальным ключом, вставив его в два отверстия на торце гайки. Снимите с гайки уплотнительные кольца, корпус подшипника с ползуна при помощи съемника, с ползуна — уплотнительные кольца 3. Выпрессуйте шарикоподшипник из корпуса подшипника.

Разборка зубчатого барабана

Выньте из внутренних канавок зубчатого барабана стопорные пружинные кольца 2 ( рис. 194 ). Выпрессуйте два шарикоподшипника 3 вместе с распорной втулкой 1 и пружиной 4.

Технические требования на тормозок

  1. Накладка сцепления должна быть прочно приклеена клеем ВС-ЮТ. Отслоение накладок не допускается.

  • Толщина новой накладки сцепления (5±0,1) мм. Допустимая толщина изношенной накладки — 3 мм.

  • Ведомый диск. 1. Сектора трения при замене подбирайте с колебанием по толщине не более 0,1 мм.

  • Неплоскостность поверхностей трения ведомого диска допускается не более 0,3 мм под равномерно распределенной нагрузкой 150 Н (15 кгс). Допускается рихтовка диска.

  • Толщина нового ведомого диска с накладками (13,5±0,47) мм. Допустимая толщина изношенного диска — 10 мм.
  • Технические требования на фланец с нажимным диском

    1. Разница по массе рычагов допускается не более 0,01 кг.

  • Колебания по нагрузке пружин муфты допускаются не более 20 Н (2 кгс).

  • Ширина паза под ролик 6±0,18 мм. Допустимый зазор между роликом и стенкой паза опоры не более 0,7 мм. Допустимый зазор между вилкой рычага и опорой фланца не более 1 мм. Допустимый зазор между пальцем и отверстием под него в опоре фланца не более 0,3 мм.

  • Неплоскостность поверхности трения нажимного диска допускается не более 0,15 мм.
  • Технические требования на ведущий диск

    1. Неплоскостность поверхностей трения допускается не более 0,15 мм.

  • Толщина нового ведущего диска (23±0,105) мм. Допустимая толщина диска — 22,4 мм.
  • Технические требования на муфту включения

    1. Внутренний диаметр ползуна муфты включения под фланец 72±0,074 мм. Диаметр фланца под ползун — 72±0,174 мм. Зазор между ползуном и фланцем 0,1. 0,248 мм. Допустимый зазор между ползуном и фланцем — 0,61мм. Предельный зазор — 1 мм. Наружный диаметр ползуна под подшипник 90±0,025 мм. Допустимый зазор в сопряжении с подшипником не более 0,005 мм.

  • Внутренний диаметр втулки под палец рычага 17±0,07 мм. Диаметр пальцев 17±0,15мм. Допустимый зазор между втулкой и пальцем рычага не более 0,5 мм. Предельный зазор — 0,7 мм.

  • Толщина фланца крышки корпуса подшипника (9±0,1) мм. Допустимая толщина фланца — 6 мм.

  • Зазор в стыке уплотнительных колец должен быть не более 1,5 мм.
  • Сборка муфты включения с рычагом

    Заверните три пальца 1 ( см. рис. 193 ) в ползун и каждый раскерните в трех местах, сопряженных с резьбой.

    Запрессуйте в корпус подшипника две втулки 10 и установите уплотнительные кольца 6 с заглушками 5. Заполните полость шарикоподшипника 17 смазкой Литол-24 и запрессуйте его в корпус 4 подшипника.

    Наденьте на ползун 2 упорное кольцо 18. Установите в канавку два уплотнительных чугунных кольца 3. Разрезы колец расположите на 180° относительно друг друга.

    Соберите корпус подшипника с крышкой 9, предварительно установив между ними прокладку 11.

    Вверните в крышку со стороны корпуса болты, не затягивая их. Совместите отверстия под штифты в корпусе и крышке, запрессуйте со стороны корпуса подшипника два штифта. Затяните окончательно болты. Момент затяжки болтов 20. 30Н-м (2. 3 кгс-м). Наденьте на ползун разъемное кольцо-оправку для сжатия уплотнительных колец. Напрессуйте корпус подшипника в сборе с крышкой , на ползун 2 до упора подшипника в бурт ползуна. Удалите кольцо-оправку.

    Установите в канавку круглой гайки 13 два уплотнительных кольца, разрезы которых повернуты на 180° относительно друг друга. Наверните Райку на резьбовой конец ползуна. При наворачивании гайки поочередно сжимайте и заправляйте уплотнительные кольца в отверстие крышки. Затяните гайку специальным ключом, используя два отверстия на торце. Момент затяжки гайки 90. 320 Н-м (9. 32 кгс-м). Застопорите гайку пружинным кольцом 12, усик которого введите в совмещенные отверстия на гайке й ползуне.

    Корпус подшипника должен после сборки вращаться свободно, без заеданий. Установите на корпус подшипника рычаг 16 седлом шаровой гайки в сторону маховика. Закрепите рычаг пальцами 8 и 14 со стопорными пластинами 7 и 15. Момент затяжки пальцев 320. 400 Н-м (32. 40 кгс-м). Отогните концы пластин на грани пальцев. При этом проследите, чтобы одно радиальное отверстие в головке верхнего пальца не было закрыто концом стопорной пластины 7.

    Сборка фланца с нажимным диском и муфтой включения

    Установите в отверстия нажимного диска 1 ( см. рис. 192 ) регулировочные болты 2 и уложите диск гнездами под пружины вверх. Уложите в гнезда подпятники 17 пружин, пружины 14 и 15, на пружины установите стаканы 16. Установите фланец 3 на пружины, совместив отверстия фланца с регулировочными болтами и стаканами пружин.

    Сожмите прессом с усилием 20 кН (2000 кгс) пружины и вверните в нажимной диск со стороны фланца три технологических - стяжных болта М12Х35 для удержания пружин. Снимите фланец с пресса.

    Установите в канавку фланца уплотнительное кольцо 12. Заполните смазкой Литол-24 полость А ползуна муфты и наденьте на фланец муфту включения 11 с рычагом. Палец 13 фланца должен войти в отверстие ползуна. Установите в паз опоры4 ролик 5 и, надев на регулировочный болт рычаг 10, закрепите рычаг на опоре пальцем с гайкой. Зашплинтуйте гайку. Аналогично установите остальные рычаги. Установите на регулировочные болты 2 призмы 7 и наверните гайки 8, зашплинтовав шплинтами 9.

    Установка ведомых деталей муфты сцепления

    Напрессуйте зубчатый барабан 7 ( см. рис. 191 ) в сборе с подшипниками на цапфу коленчатого вала до упора. Установите шайбу, стопорную пластину, заверните гайку 6 торцовым ключом и застопорите, отогнув края пластины на грани гайки.

    Установите на наружные шлицы зубчатого барабана ведомый диск 9, а на сухари 10 маховика — ведущий диск 8. Установите второй ведомый диск на шлицы барабана 7. Ступицы ведомых дисков должны быть обращены в сторону нажимного диска.

    Установите на внутренние шлицы зубчатого барабана муфту 5 карданного вала, предварительно смазав шлицы смазкой Литол-24, заполните смазкой полость А муфты установите уплотнительное; кольцо 4, прокладку, крышку 3 и закрепите муфту карданного вала болтами с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 29,4. 39,2 Н-м (3. 4 кгс м).

    Установка тормозка и фланца, с нажимным диском

    Смажьте шлицы карданного вала смазкой Литол-24. Наденьте на карданный вал 23 крышку 22 тормозка с резиновым уплотнительным кольцом 21 и прокладкой 26. Вставьте вал в отверстие фланца.

    Застропите фланец за ползун муфты включения и, поддерживая его, заведите в выточку маховика. При этом сухари 10 маховика должны войти в пазы нажимного диска 11, а шлицевой конец карданного вала в муфту 5 карданного вала. Закрепите фланец, поворачивая маховик, двенадцатью болтами 1 с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 49. 78,5 Н-м (5. 8 кгс-м). Выверните технологические болты из нажимного диска.

    Сдвиньте карданный вал вперед по ходу трактора. Смажьте прокладку 26 солидолом и приклейте ее к крышке 22 тормозка. Установите тормозок 17 на карданный вал 23.

    Установите пружинное кольцо 20 во внутреннюю полость Муфты. Уложите в канавку на торцовой поверхности муфты 25 резиновое кольцо 24. Заполните полость D муфты смазкой Литол:24.

    Посадите муфту, на шлицы карданного вала, а тормозок на наружные шлицы муфты. Сдвиньте тормозок, карданный вал и муфту 25 к верхнему валу коробки передач. Закрепите крышку 22 тормозка к муфте, поочередно вворачивая четыре болта 16 с пластинами 18 и пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 70. 90 Н • м (7. 9 кгс м).

    Присоедините муфту 25 к верхнему валу коробки передач восемью призонными болтами со стопорными пластинами.

    Присоедините штуцером рукав подвода смазки к пальцу 15 рычага включения муфты. Законтрите штуцер проволокой к рукаву. Присоедините рычаг включения 27 к тяге сервомеханизма с помощью шаровой гайки.

    Для установки рычагов 14 в нужное положение отодвиньте ползун муфты включения от фланца на размер В=(10±1) мм и наверните регулировочные гайки до легкого касания рычагов 14 поверхности упорного кольца муфты включения. Зазор между рычагами и упорным кольцом в этом положении должен быть С=0. 0,2 мм. Гайки 12 зашплинтуйте проволокой 13.

    Установите нижнюю половину кожуха муфты сцепления на кожух маховика и закрепите ее болтами к кожуху маховика и верхней половине кожуха муфты сцепления. Закрепите хомут трубы подвода масла к сервомеханизму на нижней половине кожуха. Выверните из сливного отверстия сервомеханизма штуцер, временно удерживающий поршень сервомеханизма и закрепите им сливную трубу к сервомеханизму.

    Установите переднюю панель пола в кабине трактора.

    Оперативно и компетентно проконсультируем по всей имеющейся базе запчастей Т-170, Т-130, Д-160, Д-180, ДЗ-98, ОБ10.

    Запчасти Т-170, Т-130, и ДЗ-98

    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Материалы: http://invers74.ru/remont-transmissii-traktora/remont-muftyi-stsepleniya


    Back to top