Система охлаждения двигателя трактора

1 ≫

Двигатель работает нормально только при определенном тепловом состоянии. Если головка цилиндров, цилиндры, поршни и другие детали от соприкосновения с горячими газами перегреваются, то повышается их изнашиваемость из-за выгорания смазочного материала. Уменьшение зазоров вследствие теплового расширения может привести к заклиниванию поршней в цилиндрах. Одновременно снижается мощность из-за ухудшения наполнения цилиндров. В карбюраторных двигателях перегрев может быть причиной детонации, т. е. когда сгорание горючей смеси переходит во взрывную форму.

Таких отрицательных последствий не будет, если охлаждать горячие детали двигателя. Однако излишнее охлаждение тоже недопустимо. Если двигатель переохлажден, то увеличиваются потери теплоты в процессе преобразования ее в механическую энергию. Кроме того, топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется и не полностью сгорает, что снижает мощность и экономичность двигателя, а обильное образование нагара при неполном сгорании может привести к залеганию поршневых колец и зависанию клапанов. Изнашиваемость в переохлажденном двигателе тоже увеличивается, так как происходит конденсация продуктов сгорания в цилиндрах, а они, будучи в жидком состоянии, вызывают сильную коррозию цилиндров, поршней и поршневых колец. В дизелях из-за увеличенной задержки самовоспламенения топлива повышается жесткость работы, а в карбюраторных двигателях пары бензина, конденсируясь на стенках цилиндров, смывают масло и разжижают его.

Наивыгоднейшее тепловое состояние двигателя поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнюю теплоту от деталей и передает ее окружающему воздуху. Если теплота от деталей отводится непосредственно воздухом, то такое охлаждение называют воздушным, если же передатчиком теплоты воздуху служит жидкость — жидкостным.

В двигателях жидкостного охлаждения цилиндры и их головки заключены в водяную рубашку, которая сообщена с радиатором. При работе двигателя жидкость циркулирует: нагретая горячими Деталями она поступает в радиатор и растекается тонкими струйками по его трубкам; воздух обдувает трубки, в результате чего жидкость охлаждается и снова возвращается в рубашку цилиндров.

В двигателях воздушного охлаждения цилиндры и их головки обдуваются потоком воздуха, создаваемым вентилятором. Для увеличения поверхности охлаждения на них выполнены ребра. Система воздушного охлаждения проще по устройству. Здесь нет радиатора и соединительных трубопроводов, поэтому габариты и масса двигателя меньше. Обслуживание двигателя с воздушным охлаждением тоже проще, так как не нужно следить за плотностью соединений, а в холодное время не возникает опасности замерзания воды и связанного с этим разрушения двигателя. Однако детали охлаждаются менее равномерно, так как воздух хуже отводит теплоту от деталей, чем вода. Работают двигатели воздушного охлаждения более шумно из-за отсутствия звукового изолятора, каким является водяная рубашка.

На рисунке 36 показана система жидкостного охлаждения двигателя Д-240 — типичная для двигателей с рядным расположением цилиндров. Водяные рубашки В и Д головки и блока цилиндров патрубками и резиновыми шлангами соединены с радиатором. Позади радиатора расположен вентилятор, который выполнен в общем узле с водяным насосом, закрепленным на передней стенке блок-картера и приводимым в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Заполняют систему через заливную горловину радиатора с крышкой. Сливают воду через кран в нижнем баке радиатора и кран на правой стороне блок-картера. Как и у всех изучаемых двигателей, рассматриваемая система охлаждения закрытая. Это значит, что ее внутренняя полость сообщается с атмосферой лишь кратковременно, через специальный паровоздушный клапан, когда давление в ней станет больше или меньше допустимого. Благодаря этому вода меньше испаряется, а закипает при температуре больше 100 °С.

При работе двигателя в системе происходит принудительная циркуляция воды. Насос нагнетает охлажденную в радиаторе воду через распределительный канал в рубашки. Здесь она охлаждает детали и по шлангу поступает в радиатор. Проходя по его трубкам, между которыми вентилятор просасывает воздух, вода охлаждается и насосом снова нагнетается в водяные рубашки.

Чтобы вследствие разности температур не было коробления и трещин в деталях, участки, подверженные наибольшему нагреву, охлаждаются направленными потоками. Так, выходя из отверстий Е водораспределительного канала А, вода интенсивно омывает верхний пояс цилиндров, в то время как в нижней части скорость циркуляции незначительна. Каналы Г, по которым вода идет в рубашку В головки цилиндров, направляют потоки к перемычкам клапанных гнезд и форсункам. Равномерному охлаждению деталей способствует одинаковая толщина слоя воды вокруг гильз и высокая скорость циркуляции, благодаря чему достигается небольшая разность температур воды на входе в двигатель и на выходе из него.

Вода может циркулировать в системе и без насоса — за счет уменьшения ее плотности при нагревании. Именно такая термосифонная циркуляция происходит при прогреве пускового двигателя. Нагретая в его рубашке Б вода движется вверх, а взамен ее из рубашки В головки цилиндров дизеля поступает холодная вода. Нагретая же вода по трубе поступает в корпус термостата и через канал и полость К идет в водяную рубашку головки цилиндров и прогревает ее, облегчая тем самым пуск дизеля.

Системы охлаждения проектируют в расчете на наиболее тяжелые условия, предполагая, что двигатель будет работать с полной нагрузкой при высокой температуре окружающего воздуха. Чтобы такая система не переохлаждала двигатель и при любых нагрузках и погоде обеспечивала наивыгоднейший тепловой режим, а после пуска быстрейший прогрев, в ней имеются регулирующие устройства. Охлаждение регулируют за счет изменения количества воздуха и воды, проходящих через радиатор. Поток воздуха изменяют шторкой или жалюзи, расположенными перед радиатором, открывают лли закрывают которые с рабочего места водителя. В некоторых двигателях количество воздуха, проходящего через радиатор, регулируется автоматически, периодическим отключением вентилятора, приводимого в действие через гидромуфту.

Автоматически количество воды, проходящей через радиатор, регулируется термостатом. В рассматриваемой системе термостат помещен в разъемном корпусе, который привинчен к головке цилиндров. После пуска холодного дизеля, как и во время прокрутки его пусковым двигателем, полости Ж и К разделены клапаном термостата. Поэтому вода из рубашки В головки цилиндров не проходит в полость Ж, а следовательно, и в радиатор. Через открытые боковые окна термостата она поступает в полость Н и далее по каналу М и шлангу к насосу и неохлажденная снова будет нагнетаться в рубашку, благодаря чему двигатель быстро прогреется.

Когда температура воды достигнет 75…80 °С, клапан термостата начнет открываться, и часть воды из головки цилиндров будет проходить в радиатор и охлаждаться в нем. По мере прогрева увеличивается открытие клапана термостата, а следовательно, и поток воды через радиатор. Таким образом, тепловое состояние регулируется автоматически. При температуре 95 °С вся циркулирующая в системе вода проходит через радиатор. Тепловое состояние двигателя контролируют с помощью дистанционного термометра. Его датчик ввинчен в головку цилиндров, а указатель смонтирован на щитке приборов.

На рисунке 2 показана жидкостная система охлаждения V-образного двигателя. Для нее характерны такие особенности. Каждый ряд цилиндров имеет обособленную водяную рубашку со своим сливным краном. Нагнетаемая насосом вода разветвляется на два потока, каждый из которых поступает в свой водораспределительный канал и далее в водяную рубашку соответствующего ряда цилиндров, а из них в рубашки головок цилиндров. В рубашках вода движется направленными потоками, охлаждая наиболее нагретые части.

В дизелях вода из рубашек головок цилиндров по отводящим трубам идет в радиатор, или, минуя его, — к водяному насосу. У карбюраторных двигателей вода из рубашек головок цилиндров предварительно проходит через водяную рубашку впускного трубопровода и, омывая стенки его каналов, подогревает идущую по ним горючую смесь, улучшая этим испарение бензина.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Система охлаждения двигателя трактора"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/sistema-okhlazhdeniya-dvigatelya-traktora

2 ≫

Охлаждение двигателя водяное, с принудительной циркуляцией воды. Система охлаждения двигателя Д-50 представлена на [рис. 25].

Рис. 25. Система охлаждения двигателя Д-50:

1) – Жалюзи; 2) – Водяной радиатор; 3) – Масляный радиатор; 4) – Пробка водяного радиатора; 5) – Термостат; 6) – Указатель температуры воды; 7) – Кран слива воды из блока цилиндров; 8) – Водяная рубашка головки цилиндров; 9) – Водяная рубашка блока цилиндров; 10) – Водяной насос; 11) – Вентилятор; 12) – Сливной краник; 13) – Электродатчик.

а) – направление потока воды при установившемся тепловом режиме;

б) – направление потока воды при прокручивании двигателя стартером и в период работы двигателя при температуре ниже 70 градусов Цельсия.

Уход за системой охлаждения тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения двигателя необходимо выполнять следующие требования:

1) Заполнить систему охлаждения чистой, мягкой (лучше снеговой либо дождевой) водой. Если вода жёсткая, то следует прокипятить её либо добавить 6-7 граммов каустической соды на 10 литров воды.

2) Залить воду через воронку с сеткой, используя только чистую посуду. Для более качественной фильтрации рекомендуется на сетку воронки положить полотняную ткань.

3) Заполнить радиатор до уровня горловины верхнего бака и при дальнейшей работе не допускать понижения уровня воды ниже, чем на 8 сантиметров от верхней плоскости заливной горловины.

4) Строго следить за температурой воды (75-95 градусов Цельсия). Запрещается работать при кипении воды в радиаторе.

5) При повышении температуры воды выше нормальной следует проверять уровень воды в радиаторе, герметичность радиатора, натяжение ремня вентилятора.

6) Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно постепенно и обязательно при работающем двигателе. От резкого охлаждения при поступлении холодной воды в систему перегретого двигателя возможно появление трещин в головке и рубашке блока цилиндров. По этой же причине нельзя заливать зимой слишком горячую воду в холодный двигатель.

7) При появлении течи воды из дренажного отверстия водяного насоса нужно заменить уплотнительную шайбу сальника крыльчатки.

8) Необходимо следить за правильным натяжением ремня вентилятора.

9) Следует содержать в чистоте радиатор. При сильной запылённости воздуха регулярно очищать радиатор от пыли и обмывать водой.

10) Резиновые шланги должны содержаться в чистоте. Не допускается попадание на них топлива и масла.

11) Рекомендуется сливать всю воду из системы охлаждения двигателя после его остановки при температуре воздуха ниже + 5 градусов Цельсия.

12) Необходимо очищать систему охлаждения от накипи через каждые 3000 часов работы двигателя. Для удаления накипи рекомендован к применению раствор, состоящий из 50-60 граммов каустической соды на 1 литр воды.

Очистка системы охлаждения должна производиться в указанной последовательности:

а) пустить двигатель, прогреть воду до рабочей температуры; остановить двигатель и слить воду;

б) закрыть сливные краники, затем залить в систему охлаждения 2 литра керосина и заполнить систему приготовленным содовым раствором;

в) пустить двигатель и дать проработать 10-12 часов. Затем остановить двигатель, слить из системы охлаждения раствор. После этого тщательно промыть систему чистой водой.

Регулировка натяжения ремня вентилятора тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

Своевременная и правильная регулировка натяжения ремня вентилятора позволяет обеспечить нормальную работу системы охлаждения и увеличивает срок службы ремня.

1) – Вентилятор; 2) – Ступица шкива; 3) – Шпонка сегментная; 4) – Валик водяного насоса; 5) – Шкив водяного насоса; 6) – Кольцо стопорное; 7) – Маслёнка; 8) – Пружина упорная сальника; 9) – Крыльчатка насоса; 10) – Манжета сальника крыльчатки; 11) – Обойма сальника; 120 – Шайба уплотняющая сальника; 13) – Сальник каркасный самоподжимной; 14) – Корпус насоса; 15) – Ремень вентилятора; 16) - Сальник каркасный самоподжимной.

Натяжение ремня проверяется ежесменно на протяжении первых 20-30 часов (двух-трёх смен) работы ремня. Затем натяжение ремня проверяется через каждые 60 часов работы. Натяжение на ветви шкив генератора – шкив коленчатого вала должен быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки с усилием 3-5 кгс прогиб ремня был в пределах 10-15 мм.

Натяжение ремня проверяется также подвешиванием груза весом 8 кг к лопасти вентилятора на расстоянии 5 мм от края. Вентилятор при этом должен медленно проворачиваться.

Последние записи

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/sistema-oxlazhdeniya-traktorov-mtz-50-mtz-50l-mtz-52-mtz-52l.html

3 ≫

Рис. 1. Система охлаждения двигателя:

1 — жалюзи; 2 — водяной радиатор; 3 — масляный радиатор; 4 — пробка водяного радиатора; 5 — термостат; 6 — указатель температуры воды; 7 — кран слива воды из блока цилиндров; 9 — водяная рубашка головки цилиндров; 9 — водяная рубашка блока цилиндров; 10 — водяной насос; 11 — вентилятор; 12 — сливной краник; 13 — электродатчик. Условные обозначения: а — направление потока воды при установившемся тепловом режиме; б — направление потока воды при прокручивании двигателя стартером и в период работы двигателя при температуре ниже 70° С.

    Для нормальной работы системы охлаждения двигателя необходимо выполнять следующее:

  • Заполнить систему охлаждения чистой, мягкой водой, лучше всего дождевой (снеговой). Жесткую воду смягчить кипячением или добавкой б—7 г каустической соды или 10—20 г стиральной соды на 10 л воды.
  • Залить воду через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой. Для лучшей фильтрации рекомендуется на сетку воронки положить полотняную ткань.
  • Заполнить радиатор до уровня горловины верхнего бака и при работе не допускать понижения уровня воды ниже чем на 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
  • Следить за температурой воды (75—95° С). Не разрешается работать при кипении воды в радиаторе.
  • При повышении температуры воды выше нормальной проверять уровень воды в радиаторе, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
  • Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя постепенно и обязательно при работающем двигателе. От резкого охлаждения при поступлении холодной воды в систему перегретого двигателя могут появляться трещины в головке и рубашке блока цилиндров. По этой же причине нельзя заливать слишком, горячую воду зимой в холодный двигатель.
  • При появлении течи воды из дренажного отверстия водяного насоса следует заменить уплотнительную шайбу сальника крыльчатки.
  • Следить за правильным натяжением ремня вентилятора.
  • Содержать в чистоте радиатор. При сильной запыленности воздуха периодически очищать радиатор от пыли и обмывать водой.
  • Содержать в чистоте резиновые шланги, не допуская попадания на них масла и топлива.
  • Сливать всю воду из системы охлаждения двигателя после его остановки при температуре воздуха ниже + 5° С.
  • Очищать систему охлаждения от накипи через каждые 3000 часов работы двигателя. Для удаления накипи следует применять раствор из 50—60 г каустической соды на 1 л воды.
    • Очистку системы охлаждения производить в следующем порядке:

  • пустить двигатель и прогреть до рабочей температуры воду, остановить двигатель и слить воду;
  • закрыть сливные краники, залить в систему охлаждения 2 л керосина и заполнить систему приготовленным содовым раствором;
  • пустить двигатель и дать проработать 10—12 часов, после чего остановить его, слить из системы охлаждения раствор и тщательно промыть систему чистой водой.
  • Рис. 2. Водяной насос и вентилятор:

    1 — вентилятор; 2 — ступица шкива; 3 — шпонка сегментная; 4 — валик водяного насоса; 5 — шкив водяного насоса; 6 — кольцо стопорное; 7 — масленка; 8 — пружина упорная сальника; 9 — крыльчатка насоса; 10 — манжета сальника крыльчатки; 11 — обойма сальника; 12 — шайба уплотняющая сальника; 13 — сальник каркасный самоподжимной; 14 — корпус насоса; 15 — ремень вентилятора; 16 — сальник каркасный самоподжимной.

    Регулировка натяжения ремня вентилятора. При своевременной правильной регулировке натяжения ремня вентилятора обеспечивается нормальная работа системы охлаждения и увеличивается срок службы ремня.

    Натяжение ремня следует проверять ежесменно на протяжении первых 2—3 смен (20—30 часов) работы ремня. После первых 2—3 смен работы ремня натяжение проверять через каждые 60 часов работы (при ТУ № 1).

    Натяжение на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки с усилием 3—5 кгс прогиб ремня был в пределах 10—15 мм.

    Натяжение ремня можно проверить подвешиванием груза весом 8 кг к лопасти вентилятора на расстоянии 5 мм от края. Вентилятор при этом должен медленно проворачиваться. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974 г.]

    Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/uxod-za-sistemoj-oxlazhdeniya-traktora-mtz-50/


    Back to top