Трактор МТЗ-52 Беларус: обзор технических характеристик

1 ≫

МТЗ 52 выпускался Минским тракторным заводом с 1962 по 1985 год. Этот трактор из семейства «Беларус», по сути, является вариацией другой модели минских производителей – МТЗ -50. Единственным отличием, является привод тракторов.

МТЗ-52 — это полноприводная модель, а МТЗ-50 имел только задний привод. Поэтому трактор МТЗ-52 Беларус считается модификацией МТЗ-50. За всю историю создания, было выпущено 1 256 000 тракторов 50 серии Беларус. Из них около 200 000 машин составляет МТЗ-52.

В настоящее время машина практически снята с производства. Трактора выпускаются в ограниченных количествах и только на экспорт. С середины 90-х годов прошлого века трактор сменил своё название, теперь машины сходят с конвейера под маркой «Беларус 500».

Особенности техники

Двигатель и ходовая часть

Беларус модели МТЗ-52 относится к полурамному типу. На передней полураме устанавливается силовая установка и полужёсткая подвеска переднего моста. Задний мост тоже является составляющей рамы машины, на него устанавливается кабина.

Трактор МТЗ-52

Задние колёса можно сдваивать и изменять ширину колеи. Это увеличивает проходимость машины и снижает давление на грунт. Поэтому задние колёса крепятся при помощи клеммных соединений, которые существенно упрощают замену колёс.

В качестве силовой установки устанавливается четырёхтактный дизельный двигатель Д-50. Как вариант может устанавливаться усовершенствованная модель дизеля Д-50Л. Эти силовые агрегаты выдавали мощность в 55 лошадиных сил при объёме двигателя в 4,75 литра.

Из особенностей можно отметить камеру сгорания полураздельного типа. Расход горючего при максимальных нагрузках составлял 8 литров в час при объёме топливного бака в 130 литров. В настоящее время, эти показатели могут показаться скромными, но в 60-х годах прошлого века, такая мощь считалась почти вершиной эволюции отечественного тракторостроения. Благодаря этим особенностям МТЗ-52 классифицируется как машина 1,4 тягового класса.

Трансмиссия и гидравлика

Схема трансмиссии у МТЗ-52 Беларус была механической. Схема включала в себя коробку передач, дифференциал заднего моста, муфту сцепления и тормозную систему. Коробка передач – двухдиапазонная, девятиступенчатая.

Трактор МТЗ-52

Чтобы переключение между режимами происходило без потери рабочих мощностей, КПП дополнялась редуктором ходоуменьшителя и увеличителем оборотов. Трактор имел девять передних и два задних режима движения.

Передним ходом трактор мог передвигаться со скоростью от 1,7 до 25,8 км/час. Это позволяло машине выполнять пропашные работы даже на твёрдых грунтах.

Муфта сцепления однодисковая, сухая постоянно-замкнутого типа. Дифференциал заднего моста мог блокироваться из кабины тракториста, для этого в полу имелась специальная педаль.

Тормозная система была многодисковой, раздельной для прицепного оборудования. Чтобы управление машины не доставляло проблем, устанавливался гидроусилитель руля.

За работу навесного оборудования отвечала раздельно-агрегатная система гидравлики. Она состояла из шестеренчатой насосной станции НШ-32 и золотникового гидрораспределителя с тремя выходами.

Благодаря такой конструкции, трактор МТЗ-52 Беларус мог выполнять функции экскаватора и погрузчика. Бульдозерный отвал тоже устанавливался, но гораздо реже. В основном для уборки снега на улицах города.

Кабина

По сравнению с современными машинами, рабочее место МТЗ-52 Беларус не отличается повышенной комфортностью. Одноместная кабина имела панорамное остекление, устанавливался отопитель для работы в зимнее время года и подрессоренное сиденье.

Вентиляция была естественного типа, то есть циркуляция воздуха происходила за счёт открытия боковых окон. Хотя кабина считалась герметичной, резиновые уплотнители на стёклах плохо справлялись со своей задачей. Кабина была тесной, но зато все элементы управления трактором находились буквально под рукой механизатора.

Обзор модификаций

Трактор МТЗ-52 несколько раз модифицировался. При этом технические характеристики машины практически не менялись. Самым заметным улучшением стал трактор МТЗ-62. На эту машину стал устанавливаться более мощный дизельный двигатель СМД-12. Этот силовой агрегат мог выдавать 65 лошадиных сил. Техника предназначалась на экспорт.

Выпускались и узкопрофильные машины, например, трактор МТЗ-50 Х был спроектирован для работы на хлопковых полях.

Другие модификации, выпускавшиеся под индексами В, К, Р и Н, были предназначены для работы на рисовых полях, виноградниках, крутых склонах. У этих машин изменялся вес, тип кабины или дорожный просвет.

Достоинства и недостатки

Трактор МТЗ-52 — это универсальная, но вместе с тем, неприхотливая машина. Если вовремя проводить техническое обслуживание и плановый ремонт, трактора этой серии очень редко выходят из строя. Привлекает и цена техники, она намного ниже, чем у большинства сельскохозяйственных машин того же класса.

Из недостатков можно отметить низкий уровень комфорта кабины и недостаточную для обработки больших площадей мощность двигателя.

Материалы: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/mtz-52-belarus.html

2 ≫

Техническое обслуживание форсунок [рис. 1] подразумевает периодическую проверку качества распыла топлива, а также давления начала впрыска.

Рис. 1. Форсунка топливной системы тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.

2) – Игла распылителя;

3) – Гайка распылителя;

4) – Корпус форсунки;

7) – Тарелка пружины;

8) – Стакан пружины;

9) – Регулировочный винт;

12) – Отверстие для слива топлива;

13) – Отверстие для слива топлива;

14) – Прокладка форсунки.

Техническое обслуживание форсунок топливной системы тракторов «Беларусь» (МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л), выполняется через каждые 960 мото/ч и заключается в их демонтаже с двигателя и проведении проверки на стенде.

Форсунка считается исправной при соблюдении следующих условий:

1) – она распыливает топливо в виде тумана;

2) – в процессе распыливания отсутствуют вылетающие отдельно капли, сгущения и сплошные струйки;

3) – начало и конец впрыска должны быть чёткими и сопровождаться резким (характерным) звуком;

4) – ось конуса струи должна совпадать с осью распылителя, а угол распыливания должен быть в пределах 23-27 град.

В случае несоответствия форсунки данным требованиям следует отвернуть гайку распылителя и промыть распылитель в чистом дизельном топливе либо бензине.

Если давление начала впрыска топлива укладывается в пределы от 120 до 135 кгс/см 2 , то в регулировании форсунки нет необходимости. Когда требуется выполнение регулировки давления начала впрыска топлива форсункой, нужно отвернуть колпак форсунки, затем ослабить контргайки и посредством регулировочного винта изменить затяжку пружины.

В случае, если данные работы не привели к улучшению качества распыла топлива, следует заменить распылитель.

Перед началом установки форсунок на двигатель нужно промыть их в дизельном топливе либо бензине. Затяжка гаек шпилек крепления форсунок должна производиться равномерно (момент затяжки – 1,7-2,0 кгс•м).

Последние записи

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/texnicheskoe-obsluzhivanie-forsunok-toplivnoj-sistemy-traktorov-mtz-50-mtz-50l-mtz-52-mtz-52l.html

3 ≫

МТЗ-50 — одна из самых удачных моделей колесного трактора производства Минского тракторного завода. Многофункциональная машина нашла применение не только в аграрном производстве, где использовалась для выполнения всех видов сельскохозяйственных работ, а и в промышленности, строительной индустрии и муниципальном хозяйстве. Легко агрегируемый с различными механизмами МТЗ-50 использовался как погрузчик, экскаватор и бульдозер.

МТЗ-52 — полноприводная версия трактора

Первый образец МТЗ-50 «Беларусь», созданного в результате глубокой модернизации МТЗ-5 и 7, был выпущен в 1958 году, а с 1962 года трактор стал серийно выпускаться.

Конструкция неприхотливой к топливу и смазочным материалам, надежной и простой в обслуживании машины оказалась настолько удачной, что неоднократно модернизируемый МТЗ-50 массово сходил с конвейера более двух десятков лет – до 1985 года.

Начиная с 1985 года, производство модели неоднократно приостанавливалось. В это время трактор производился небольшими партиями для поставки за рубеж.

В девяностых годах прошлого века на рынок вышла полностью обновленная версия 50 модели — Беларус-500. Вместе с оснащенным задним приводом МТЗ-50 белорусские машиностроители производили его полноприводный вариант – МТЗ-52.

Всего за годы выпуска было произведено 1 256 тысяч машин 50 серии.

Технические параметры трактора в значительной степени обусловлены конструктивными особенностями машины. Так, клеммовые зажимы заднего привода и полужесткая передняя подвеска позволяют менять ширину задней или передней колеи машины, а большой клиренс обеспечивает высокую проходимость трактора.

  • МТЗ-60/62 – экспортный вариант машины, оснащенный 65 сильным двигателем СМД-12.
  • МТЗ-50Х – адаптированный для уборки хлопчатника трехколесный трактор с уменьшенным расстоянием между задними колесами. Производился совместно с узбекскими машиностроителями.
  • МТЗ-50К/Т-50К – колесная модель, предназначенная для работы на круглых склонах. Место производства – Тбилиси.
  • Т-50В/54В – машина на гусеничном ходу для обработки посадок винограда.
  • МТЗ-50Р – полугусеничная версия для работы на рисовых полях.
  • МТЗ-52Н – трактор с небольшим дорожным просветом, уменьшенными задними колесами и передним мостом балочного типа.
  • МТЗ-50Л – модель, оснащенная специальным механизмом запуска двигателя.

Большинство тракторов модельного ряда МТЗ-50 производилось в стандартном компоновочном исполнении – расположенный спереди машины двигатель, ведущие задние колеса большого радиуса, направляющие передние колеса небольшого размера.

Расположенная за двигателем водительская кабина, не создавала препятствий при ремонте силовой установки и ее техническом обслуживании.

Трактористы высокого роста испытывали неудобства в тесном салоне трактора, зато ее небольшие габариты позволяли легко добраться до контрольных приборов и механизмов управления.

Благодаря установленному на подвижные рессоры сиденью и сравнительно высокому уровню звукоизоляции, управляющий машиной оператор чувствовал себя в ней достаточно комфортно. Система обогрева первых моделей машин была малоэффективной, кондиционирования не было совсем. При дальнейшем усовершенствовании острота этой проблемы была значительно снижена.

За время серийного выпуска модели неоднократно изменялись дизайн и эргономика кабины оператора.

Основные этапы изменения внешнего вида МТЗ-50:

  • Начало шестидесятых годов – машина с полукруглой радиаторной решеткой и кабиной оператора с брезентовой крышей.
  • Конец шестидесятых – трактор оснастили радиаторной решеткой прямоугольной формы.
  • Семидесятые годы – изменилась форма капота и увеличился объем кабины оператора, которую оснастили крышей из стеклопластика.

Техническая оснащенность 50 модели и сегодня вполне может удовлетворить запросы небольших фермерских хозяйств и частных землевладельцев, а экономность расходования горючего составит конкуренцию некоторым современным тракторам.

Силовая установка

Силовая установка машины укомплектована четырехтактным четырёхцилиндровым 55-сильным двигателем объемом 4,75 литра серии 4Ч11/12,5 с поршневой разделенной камерой сгорания.

Управление передачами

На тракторы модельного ряда МТЗ-50 устанавливалась девяти ступенчатая механическая трансмиссия с возможностью переключения установленного в ней редуктора, увеличивающего крутящий момент, во время движения машины с сохранением уровня мощности.

В машине предусмотрены 9 передач для управления движением вперед и 2 — для перемещения задом. Также в модели предусмотрена возможность блокировки заднего моста с использованием дифференциала, управляемого из кабины оператора.

Подвеска

Жесткая клеммная подвеска заднего привода и полужесткая переднего позволяет изменять расстояние между передними колесами в диапазоне от 1200 до 1800 мм с шагом 100 мм и бесступенчато задних в пределах от 1400 до 2100 мм. Задающие направление движения колеса – передние. Тип тормозов – дисковые. Рулевое управление оснащено гидроусилителем.

Гидравлическое оснащение

В гидравлическую систему трактора входит шестеренчатый насос, приводимый в действие двигателем машины, гидрораспределительное устройство и гидравлический цилиндр, управляющий навесными механизмами.

Купить сегодня исправный МТЗ-50 достаточно сложно. Большинство машин предлагаемых к продаже имеют значительный возраст и высокую степень износа. Приобрести трактор этой модели, укомплектованный навесным оборудованием, в рабочем состоянии можно по цене от 250 тысяч рублей.

Аналогом МТЗ-50 выступает модель производства днепропетровского машиностроительного завода – ЮМЗ-6, созданная, как и минская машина, на основе МТЗ-5. Сохранивший больше элементов конструкции своего прообраза ЮМЗ-6 несколько менее совершенен, чем МТЗ-50.

Старый хороший трактор, который сегодня купить в нормальном состоянии оченьпроблематично. Большинство предлагаемых петидесяток нуждается в серьезном ремонте, так что при покупки будьте аккуратными.

Нормальный тирахтур в умелых руках будет служить верой и правдой ))

У меня восьмеидесятка с двигателем Д- 240. Двигатель можно сказать не убиваемый, если к этому не стремиться. Боится наверно одного - дурака за рулем. Тосол и термостат значительно продлевают двс жизнь.

МТЗ-50 нормальный трактор, поставить двигатель с МТЗ-80 и все нормально. Корпуса промежуток МТЗ-50 и МТЗ-80 одинаковые. ВОМ не долго и МТЗ-80 поставить, меняется вал с муфтой и шестерней в мосту и ставь с МТЗ-80 ВОМ. Видел у МТЗ-80 работавших более 20-ти лет вал ВОМ в мосту ушатанный в соединении с шестерней. У меня на полтиннике двигатель Д-240, маховик Д-50, корзина Д-50 с лапками Д-240 стоявшими с завода, диск с демпферами проточен по диаметру, у многих такая системами ходит прекрасно годами. Кабина, а что на МТЗ-80 малая такая отличная? Щелей не мало, таже жестянка, и состояние может быть не лучше, чем у полтинника. Дифференциал на задний мост МТЗ-50 подходит с МТЗ-80 в сборе. Если кабина не устраивает, то найти с ЮМЗ большую или самому сварить. Цапфы на передку тоньше, но и на восьмидесятке б/у будут ушатаны и менять все равно. Ломаются и 80шные цапфы. Хочется вечных цапф, то поставить вместе с рукавами цапфы с ЮМЗ, только трубу нужно рассверлить.

Не знаю, у нас на мтз-50 еще можно найти запчасти, если не в любом магазине, то почти в любом. А вот проблемы с ним это даааа. Двигло даже летом плохо заводится. Я уже про кабину молчу, которая вся дырявая. Кроме того на полтиннике нет Жорика, т.е. пониженной передачи. Мое мнение – трактор на троечку. С работой справляется – и ладно, но даже у МТЗ есть альтернативы лучше.

  • Сколько масла нужно заливать в двигатель МТЗ-80?
  • Как посчитать расчет расхода топлива в час?
  • Как накрутить счетчик моточасов трактора МТЗ?

Минитехника для строительства и складских работ: сравнение трактора с минипогрузчиками

Способы слива топлива с тракторов с системой слежения и методы борьбы с ними

Внешний и внутренний тюнинг тракторов МТЗ: что и как дорабатывают механизаторы

Выбираем трансмиссионное масло для коробки трактора МТЗ

Как выбрать гидравлическое масло для экскаватора на базе МТЗ

Виды адаптеров для мотоблока МТЗ и инструкция по сборке из подручных материалов

Материалы: http://traktoramtz.ru/modeli/traktor-mtz-50-belarus.html


Back to top