Трактор МТЗ - особенности конструкции, основные характеристики

1 ≫

Сельскохозяйственные тракторы Беларусь в зависимости от модификации, различаются по типу ходовой системы или системой запуска двигателя:

МТЗ-80 имеет одну ведущую ось и электростартерный пуск, МТЗ-80Л оснащен одной ведущей осью и запуском от пускового двигателя, МТЗ-82 имеет две ведущих оси и электростартерный пуск, МТЗ-82Л оборудован двумя ведущими осями и запуском от пускового двигателя.

Тракторы имеют полурамную конструкцию из двух швеллеров, соединенных между собой передним литым брусом. Остов трактора состоит из полурамы, корпусов муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.

В передней части трактора расположен двигатель Д-240 (с электростартером) или Д-240Л (пусковой). Двигатель крепится к корпусу муфты сцепления и при помощи шарнирной опоры устанавливается на переднем брусе. На переднем брусе расположены также водяной и масляный радиаторы, шторка регулирования температурного режима двигателя и гидроусилитель рулевого управления.

За двигателем расположены механизмы силовой передачи:

  • муфта сцепления
  • понижающий редуктор и коробка передач
  • задний мост с автоматической системой блокировки дифференциала
  • задний вал отбора мощности с двухскоростным независимым (540 и 1000 об/мин) и синхронным (3,5 об/м пути) приводами;
  • боковой вал отбора мощности (754 об/мин — без понижающего редуктора и 570 об/мин — с понижающим редуктором) и приводной шкив (859 об/мин на 1 скорости ВОМ и 1590 об/мин на 2 скорости), которые могут быть установлены как дополнительное оборудование
  • У тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л передние колеса направляющие, задние — ведущие. На спецтехнику установлены пневматические шины низкого давления 200—508 (7,5—20"), задние 400—965 (15,5—38") Р. Дополнительно могут быть оборудованы шинами 240—1067 (9,5/9—42") и 420—762 (15—30").

Передние колеса находятся на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы.

Колея трактора переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм по передним колесам и от 1400 до 2100 мм по задним.

Для кабины установлена специальная защита от грязи - крылья.

Отличие МТЗ-82, МТЗ-82Л от МТЗ-80, МТЗ-80Л

Отличием тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л от МТЗ-80, МТЗ-80Л является наличие переднего ведущего моста и сборочных единиц для его привода: раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных валов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой, а также сошкой гидроусилителя и трубой рулевых тяг.

Привод к переднему мосту тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л осуществляется от коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах. Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями, это позволяет мосту вместе с колесами качаться в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес.

Раздельно-агрегатная гидравлическая система — с гидроувеличителем сцепного веса и силовым (позиционным) регулятором — обеспечивает работу трактора с сельскохозяйственными орудиями, оборудованными опорными колесами или без них. На корпусе муфты сцепления установлен корпус гидроагрегатов — масляный бак, на котором закреплены насос, распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими. Аккумулятор гидроувеличителя сцепного веса крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к выносным цилиндрам расположены в средней части трактора, на корпусе гидроагрегатов; от маслопровода левого выносного цилиндра имеется дополнительный вывод в задней части трактора.

Основной цилиндр и силовой регулятор размещены на крышке заднего моста под полом кабины. На задней стенке корпуса заднего моста расположен механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий, представляющий собой шарнирный четырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться буксирное устройство с амортизатором и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы. Кроме того, трактор снабжен выносными цилиндрами с замедлительным клапаном и штуцером, разрывными муфтами с кронштейном и шлангами сцепки.

На тракторе устанавливается пневматическая система, обеспечивающая управление тормозами прицепов в одноприводном режиме, а также прицепов, оборудованных гидроприводом.

Электрооборудование МТЗ

В систему электрооборудования МТЗ входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем, аккумуляторные батареи, реле-регулятор, стартер, дорожные фары, указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, электрический стекло-очиститель, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка и розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура.

Кабина трактора МТЗ-80 герметична, имеет жесткий каркас для защиты тракториста при опрокидывании трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, торсионное одноместное сиденье с гидроамортизатором (сиденье регулируется по росту и весу тракториста), аптечка, термос емкостью 3 л, плафон, вешалки для одежды, стеклоочистители и противосолнечный козырек, зеркала заднего вида. Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рукоятки, рычаги и педали управления трактором, а также щиток приборов с указателями температуры воды, давления масла в двигателе, манометром пневмосистемы, амперметром, тахоспидометром, контрольными лампами и переключателями. Естественная вентиляция кабины осуществляется через люк на крыше и открывающееся заднее окно. Двери имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа в кабину (работать на тракторе с открытыми дверьми запрещается). Замок левой двери запирается снаружи ключом. Для удобства входа и выхода из кабины предусмотрено откидывание рулевого колеса в продольной плоскости, имеется двухступенчатая подножка и поручень. Положение рулевого колеса регулируется по вертикали в пределах 120 мм. Два топливных бака общей емкостью 130 л и аккумуляторные батареи вынесены из кабины. Капот двигателя крепится шарнирно на рамке облицовки радиатора и при открывании удерживается в открытом положении безопасной защелкой.

По желанию, трактор МТЗ может быть укомплектован дополнительным оборудованием: приводным шкивом, боковым валом отбора мощности, ходоуменьшителем и полугусеничным ходом, колесами с шинами 420—762 (15—30), 240—1067 (9,5/9—42), предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.

Материалы: http://vsyatekhnika.ru/157-mtz.html

2 ≫

Колесные тракторы "Беларусь" моделей МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л являются универсальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 тс. Каждая модель трактора отличается от базовой модели МТЗ-80 типом ходовой системы или системой запуска дизеля: МТЗ-80 - с одной ведущей осью и электростартерным пуском; МТЗ-80Л - с одной ведущей осью и запуском от пускового двигателя; МТЗ-82 - с двумя ведущими осями и электростартерным пуском; МТЗ-82Л - с двумя ведущими осями и запуском от пускового двигателя.

Трактор "Беларусь" МТЗ-80 (вид справа)

Тракторы МТЗ-82Н и МТЗ-82ЛН являются низкоклиренсной модификацией тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л; МТЗ-82Н - низкоклиренсный с двумя ведущими осями и электростартерным запуском, МТЗ-82ЛН - низкоклиренсный с двумя осями и запуском от пускового двигателя.

Тракторы выполнены по нормальной для сельскохозяйственных тракторов схеме и имеют полурамную конструкцию.

Остов трактора состоит из полурамы, корпусов муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.

Дизель через задний лист жестко крепится к корпусу муфты сцепления и при помощи шарнирной опоры устанавливается на переднем брусе.

Непосредственно за дизелем расположены механизмы силовой передачи: муфта сцепления с тормозком; понижающий редуктор и коробка передач, обеспечивающие 18 передач вперед и 4 назад (при установке ходоуменьшителя в сочетании с понижающим редуктором и КПП обеспечивается еще 4 передачи вперед и 4 назад); задний мост с автоматической системой блокировки дифференциала; задний вал отбора мощности с двухскоростным независимым и синхронным приводами.

Трактор "Беларусь" МТЗ-80Л (вид слева)

Вес трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, которые размещены внутри кронштейнов выдвижных кулаков оси и обеспечивают подрессоривание передней части остова. Колея трактора переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм. по передним колесам и от 1400 до 2100 мм. по задним. Для защиты кабины от забрызгивания грязью установлены крылья. Для увеличения сцепных качеств трактора на задние колеса могут быть установлены дополнительные грузы и полугусеничный ход, для улучшения управляемости трактора - дополнительные грузы на переднем брусе.

Тракторы МТЗ-82, МТЗ-82Л отличаются от тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л наличием переднего ведущего моста и сборочных единиц для его привода: раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных валов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой, а также сошкой гидроусилителя и трубой рулевых тяг. Привод к переднему мосту тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л осуществляется от коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями. Это позволяет мосту вместе с колесами качаться в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес.

Трактор "Беларусь" МТЗ-82 (вид справа)

Низкоклиренсные тракторы МТЗ-82Н и МТЗ-82ЛН отличаются от тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л пониженным центром тяжести и, соответственно, повышенной продольной и боковой устойчивостью. Понижение центра тяжести достигнуто установкой передних и задних колес уменьшенного диаметра.

В связи с установкой таких колес низкоклиренсный трактор по сравнению с базовой моделью имеет пониженные на 10% скорости движения и уменьшенный дорожный просвет. Для повышения безопасности при работе трактора на склонах и улучшения условий труда тракториста на низкоклиренсных тракторах установлены стабилизированное сиденье, механизм блокировки управления привода переднего ведущего моста и стояночно-запасного тормоза, а также указатель крена трактора.

Навесная система трактора включает гидравлическую систему и навесное устройство (механизм навески). Гидравлическая система обеспечивает работу трактора с сельхозмашинами с использованием ГСВ, распределителя, силового регулятора.

Трактор "Беларусь" МТЗ-82Л (вид слева)

Навесное устройство представляет собой шарнирный четырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами.

Для удержания навешенных машин и орудий в крайнем верхнем положении при транспортных переездах навесное устройство снабжено механизмом фиксации. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться буксирное устройство с автосцепкой и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы.

На тракторе устанавливается пневматическая система, обеспечивающая управление тормозами прицепов в однопроводном режиме, а также прицепов, оборудованных гидроприводом.

Электрооборудование постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.

Кабина трактора герметизированная, с жестким каркасом для защиты тракториста в случаях опрокидывания трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, торсионное одноместное сиденье с ремнями безопасности и гидроамортизатором (сиденье регулируется по росту и весу тракториста), аптечка, термос емкостью 3 л., плафон, вешалки для одежды, стеклоочистители и противосолнечный козырек, зеркала заднего вида. Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рукоятки, рычаги и педали управления трактором, а также щиток приборов.

Трактор "Беларусь" МТЗ-82Н

Естественная вентиляция кабины осуществляется через люк на крыше и открывающееся заднее окно. Двери имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа в кабины. Замок левой двери запирается снаружи ключом. Для удобства входа и выхода из кабины предусмотрено откидывание рулевого колеса, имеется двухступенчатая подножка и поручень. Положение рулевого колеса регулируется по вертикали в пределах 12 мм. Два топливных бака общей емкостью 130 л. и аккумуляторные батареи вынесены из кабины. Капот двигателя крепится шарнирно на рамке облицовки радиатора и при открывании удерживается в открытом положении безопасной защелкой. Конструкцией предусмотрено устанавливать на трактор дополнительное рабочее оборудование (поставляется за отдельную плату по дополнительному заказу): приводной шкив, боковой вал отбора мощности, ходоуменьшитель, полугусеничный ход, колеса с шинами 18.4L - 30, 9.5 - 42, дополнительные грузы, а также предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б, применяемый для облегчения запуска двигателя в зимнее время.

© 2011-2017 Тракторы "Беларусь" МТЗ 80 и МТЗ 82 | |

Материалы: http://tractor-mtz80-mtz82.ru/

3 ≫

В послевоенное время сельское хозяйство остро нуждалось в тракторах разных направлений. Наладить выпуск данной техники было поручено многим заводам, в том числе и Минскому тракторному заводу. И уже в 1948 году этот завод начал производство колесных тракторов с идентификацией МТЗ, но практически сразу же трактора этого завода получили название «Белорус».

Потребность в колесных тракторах возрастала, причем возрастали и требования к ним, поэтому техника данного завода постоянно совершенствовалась, увеличивалась мощность силовых установок, перерабатывалась трансмиссия, увеличивалась функциональность тракторов.

Итогом этого всего стало сознание трактора под маркировкой МТЗ-80/82. Первые серийные модели этого трактора сошли с конвейера в 1974 году. Уже на то время МТЗ-80/82 мог агрегатироваться более чем с 230 машинами и с/х орудиями, что обеспечивало применение его во многих сферах.

Под маркировкой МТЗ-82 в действительности скрывается два типа тракторов: МТЗ-82 и МТЗ-82Л. Общая конструкция этих тракторов идентична, разница в некоторых особенностях. Так, МТЗ-82 имели электростартерный запуск, а 82Л – запуск при помощи бензинового пускового двигателя. Разницей между тракторами МТЗ-80 и МТЗ-82 выступал передний мост. У 80 модели в качестве моста выступала обычная балка с управляемыми колесами, а МТЗ-82 оснащался ведущим передним мостом с передачей крутящего момента от трансмиссии через раздаточную коробку.

Фото трактора беларусь МТЗ-82

Достоинства и недостатки

Базой для создания этого МТЗ-82 выступил его предшественник – МТЗ-52, но в конструкцию было внесено много изменений, что давало МТЗ-82 много преимуществ:

  • Большой диапазон рабочих передач (18 –вперед, 4 – назад), за счет установки понижающего редуктора в КПП;
  • Установка редуктора-ходоуменьшителя, позволившего увеличить скоростной диапазон трактора (мин. Скорость – 1,3 км/ч);
  • Доработка конструкции вала отбора мощности (ВОМ) обеспечила его двухрежимный скоростной диапазон;
  • Гидронавесная система стала укомплектовываться гидроувеличителем сцепного веса, а также двумя регуляторами – силовой и позиционный. Это дало возможность увеличить грузоподъемность системы до 2 т.
  • Что касается силовой установки, то у нее только повысили частоту коленчатого вала (до 2200 об.);
  • Ведущий передний мост сохранили, что обеспечивало трактору улучшенную проходимость.

Если учитывать принадлежность к тяговому классу, то данный трактор считается одним из лучших в нем. В большинстве случаев проблемы с этим трактором возникают только от естественного износа или от неправильного его применения. Но, массовость его производства обеспечивает даже сейчас высокую его ремонтопригодность, поскольку дефицитных запчастей на него нет. Это все обеспечивает высокую популярность данному трактору, и считается, что он практически лишен недостатков.

Конструкция колесного трактора МТЗ-82 является комбинированной, поскольку спереди несущей частью у него выступает полурама, а сзади роль несущей части выполняет корпуса трансмиссии.

Внешне трактор имеет аккуратную конструкцию. Все элементы передней части прикрыты откидным капотом, за которым размещается кабина. Поскольку кабина установлена над узлами трансмиссии, то для доступа к ней имеется подножка. Сзади установлены элементы навески, трубопроводы гидросистемы для подключения прицепных и навесных гидравлических механизмов, а также концевик вала отбора мощности.

Схема трактора МТЗ-82

8 — корпус сцепления и понижающего редуктора; 14 — компрессор; 15 — топливный насос; 16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л); 17 — пусковой двигатель; 18 — задняя навеска; 19 — коробка передач; 20 — редуктор пускового двигателя.

Силовая установка

На МТЗ-82 установлен дизельный двигатель на 4 цилиндра, которые расположены в ряд. Система питания имеет непосредственный впрыск топлива в каждый цилиндр. Охлаждение – принудительное, жидкостное. Система газораспределения имеет нижнее расположение распредвала, но клапаны установлены в головке блока цилиндров. Система смазки – комбинированная, часть узлов двигателя смазывается под давлением, часть – разбрызгиванием. Привод всех систем и механизмов силовой установки осуществляется шестернями от коленчатого вала.

Трансмиссия и гидросистема

Посредством механизма сцепления, которое у МТЗ-82 однодисковое, сухого типа с механическим приводом, силовая установка соединена с трансмиссией. Трансмиссия разделена на три части – коробку передач, задний и передний мост.

Задний мост включает в себя коническую шестеренчатую главную передачу, и пары конечных передач с цилиндрическими шестернями. Также в конструкцию включен конический дифференциал с 4 сателлитами. Блокировка дифференциала производится как принудительно, так и автоматически. Для автоматической блокировки применяется управление от рулевого механизма.

МТЗ-82 оснащался гидросистемой раздельно-агрегатного типа, с применением дополнительных регуляторов и гидроувеличителя. Привод насоса данной системы использовался от приводного вала ВОМ. Она давала возможность управлять как навесным оборудованием трактора, так и гидросистемами навесных или прицепных механизмов за счет использования прицепных трубопроводов.

Электрооборудование, ходовая часть, кабина

На тракторе МТЗ-82 применялась 12-вольтовая система электрооборудования с постоянным напряжением. Независимо от применяемого механизма запуска (стартер, пусковой двигатель) трактор оснащается АКБ, установленный в специальной закрываемой нише позади кабины, только батареи используются разной емкости. После запуска напряжение в сети трактора поддерживалось генератором с ременным приводом от шкива коленвала.

На данную технику устанавливался рулевой механизм типа «червяк-косозубая рейка». Сам механизм рулевого управления вынесен и размещался под капотом впереди двигателя. Дополнительно он оснащался гидравлическим усилителем, в который был включен механизм автоматической блокировки дифференциала в зависимости от положения колес.

Основными ведущими колесами у трактора являлись задние посредством передачи усилия от двигателя через трансмиссию. У версии МТЗ-82 устанавливался ведущий передний мост с приводом от трансмиссии через раздатку. Передача крутящего момента от раздаточной коробки к переднему мосту осуществлялась при помощи карданных валов. Раздатка имела несколько режимов работы, что позволяло синхронизировать вращение колес переднего моста с задним, либо же отключить передний мост.

На МТЗ-82 устанавливалось два типа кабины, обе цельнометаллические герметичные, с вентиляционно-отопительной системой.

Технические характеристики трактора МТЗ-82:

*- По высоте указано значение трактора с малой кабиной.

Несмотря на большую функциональность Беларусь МТЗ-80/82, на их базе выпускались и узкоспециализированные версии под выполнение определенных задач, также этот трактор входил в состав свеклоуборочного комплекса в качестве тягового устройства.

Из самых примечательных версий трактора можно выделить МТЗ-82.1., МТЗ-82Р, МТЗ-82Н и МТЗ-82К.

МТЗ-82.1. — отличается комфортабельной кабиной, разработанной согласно требованиям ОЕСД. Кроме того, на данную модель устанавливается различное навесное оборудование как для посевных работ, так и для уборочных.

МТЗ-82Р предназначался для работ на рисовых полях.

МТЗ-82Н предназначался для работ на горных склонах с уклоном до 8 град. Для этого на тракторе занизили центр тяжести путем установки колес меньшего диаметра.

МТЗ-82К использовался на крутых склонах в условиях горной местности. Он оснащался стабилизационным механизмом, имел качающиеся бортовые передачи.

Видео обзор трактора МТЗ-82

Материалы: http://allspectech.com/selhoztehnika/dlya-zemledeliya/mashinno-traktornye-agregaty/traktora/mtz-82.html


Back to top