Фильтр тонкой очистки топлива двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К

1 ≫

Фильтр тонкой очистки топлива 2ТФ-3 [рис. 1] двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К – двухступенчатый. Первая ступень включает в себя пару фильтрующих элементов (12), которые установлены параллельно. Каждый элемент расположен в пластмассовом корпусе (11). Резиновые прокладки (10) и (18), поджимаемые пружиной (17), уплотняют элемент вверху и внизу. Трёхходовой кран (1), установленный в крышке фильтра (8), даёт возможность поочерёдного отключения секций для промывки. Штуцеры (14) и (19) используются для промывки элементов противопотоком топлива, а также для слива отстоя. На крышке имеется продувочный вентиль (3) для выпуска из системы воздуха и перепускной клапан (2) для слива из насоса избыточного топлива в бак. Вторая ступень представляет собой контрольный фильтрующий элемент, находящийся в чугунном корпусе-крышке (6).

Рис. 1. Фильтры тонкой очистки топлива 2ТФ-3 двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Трёхходовой кран;

2) – Перепускной клапан;

3) – Вентиль для выпуска воздуха;

4) – Гайка стяжной шпильки;

5) – Крышка фильтр-кронштейна;

6) – Корпус фильтр-кронштейна;

7) – Гайка стяжной шпильки;

8) – Крышка фильтра 2ТФ-3;

10) – Уплотнение фильтроэлемента;

12) – Фильтрующий элемент;

13) – Болт стяжной;

14) – Штуцер для промывки;

16) – Сливная трубка;

18) – Уплотнение фильтроэлемента;

19) – Штуцер для промывки.

Техническое обслуживание фильтра 2ТФ-3 заключается в периодическом промывании и замене фильтрующих элементов. При ТО-2 производится промывание первой ступени согласно представленной последовательности:

1) – Установка максимальных оборотов холостого хода двигателя и поворот трёхходового крана (1) против часовой стрелки в позицию «Промывка правой секции»;

2) – Отвёртывание штуцера (14) на правой секции на несколько оборотов, с придерживанием болта (13) ключом от поворота. Слив отстоя топлива будет происходить через сливную трубку (16). Промывка осуществляется до появления струи чистого топлива, далее штуцер (14) завёртывается;

3) – Поворот трёхходового крана в позицию «Промывка левой секции» и её промывание в аналогичной промыванию правой секции последовательности, путём отворота штуцера (19);

4) – По завершении промывки левой секции трёхходовой кран устанавливается в позицию «Работа».

Смена всех фильтрующих элементов осуществляется при ТО-3, а также при СТО (сезонном ТО), если они отработали больше половины установленного срока либо при преждевременной потере пропускной способности из-за использования низкокачественного топлива. Последнее ведёт к резкому уменьшению мощности двигателя, а также перебоям в его работе.

Алгоритм разборки фильтра 2ТФ-3 для замены элементов:

1) – Отвёртывание стяжного болта (13) и снятие пластмассового корпуса (11) вместе с фильтрующим элементом (12);

2) – Промывка корпуса и установка нового фильтра. При установке нового фильтрующего элемента необходимо проконтролировать наличие уплотнительных прокладок (10) и (18).

В процессе установки корпуса следует проверить укладку прокладки (9) в канавке крышки (8). Запрещено осуществлять снятие корпуса фильтра путём свинчивания стяжной гайки (7). Она имеет две резьбы с различным направлением, вследствие чего при её свинчивании происходит обрыв резьбы на шпильке.

Чтобы произвести замену контрольного элемента требуется снять крышку (5), отвинтив гайку (4). Отвернув сливную пробку в нижней части корпуса-кронштейна, промыть корпус.

Последние записи

Правила чистки генераторной установки

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещённые операции при эксплуатации генераторной установки переменного тока

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/filtr-tonkoj-ochistki-topliva-dvigatelya-smd-60-i-smd-62-traktora-t-150-i-t-150k.html

2 ≫

Главное меню

Судовые двигатели

Штатные фильтры в двигателе для очистки топлива

Для очистки топлива от механических примесей пред­назначены штатные фильтры двигателей, устанавливаемые непосредственно на двигателе вблизи топливной системы.

Сменной или регенерируемой (очищаемой) частью в этих фильтрах является фильтрующий элемент, поэтому их рас­полагают в местах, удобных для технического обслужива­ния. Корпуса фильтров изготавливают штампованными из стали и литыми из чугуна или алюминиевых сплавов. Их оборудуют в нижней части спускными клапанами или крани­ками. Конструкция фильтров зависит в основном от типа фильтрующего элемента. В табл. 10 приведены основные ха­рактеристики штатных фильтров, применяемых в судовых дизелях речного флота. Характеристики фильтрующих эле­ментов поверхностного типа фильтров грубой очистки при­ведены в табл. 11.

Металлические сетки являются наиболее распростра­ненным фильтрующим материалом. Их изготавливают квадратного (рис. 11, а) и саржевого (рис. 11, б) плетения из латуни, меди, нержавеющей стали и др. Тонкость отсева сетки зависит от размера ячейки в свету. Пропускная спо­собность сетки зависит от размера ячейки в свету и коэффициента проходного сечения К п . с , равного отношению пло­щади проходного сечения F п к общей площади сетки F 0 ,

В сетках саржевого плетения более высокая тонкость отсева, чем в сетках квадратного плетения, но их пропуск­ная способность значительно меньше. Минимальный раз­мер ячейки сеток саржевого сечения равен 2 мкм. В табл. 12 приведены характеристики сетчатых фильтрующих элемен­тов квадратного плетения.

Для обеспечения непрерывной очистки топлива обычно устанавливают сдвоенные фильтры грубой очистки, в кото­рых фильтрующие элементы работают попеременно. На рис. 12 изображен сетчатый фильтр грубой очистки. Фильтр двухсекционный, в каждой секции свой корпус 10 с крыш­кой 4 и сетчатый фильтрующий элемент 6. Оба корпуса фильтра приварены к трехходовому крану 5 . Фильтрующий элемент представляет собой перфорированный стальной цилиндр 11, обтянутый латунной сеткой 12. Снизу цилинд­ра установлено глухое днище 8, а сверху — днище 1 с от­верстиями для прохода топлива. Фильтрующий элемент прижат к буртику 13 пружиной 3. Топливо поступает по трубе 7 к трехходовому крану. В зависимости от положения пробки крана оно может поступать сразу в обе секции филь­тра или в отдельности в каждую из них. Благодаря такой конструкции можно поочередно промывать каждую из секций, не выключая фильтр из работы. Кран 9 служит для спуска воды и грязи и удаления топлива при отключении секции, а кран 2 для удаления воздуха.

Для увеличения поверхности сетки фильтрующий эле­мент иногда выполняют в виде пакета фильтрующих дисков. Такой фильтр применен на двигателях НФД48. На рис. 13 изображены фильтрующие элементы дискового типа, представляющие собой набор каркасных 2 и сетчатых 3 я 4 дис­ков. По внешнему диаметру сетчатые диски скреплены ободом 1 , по внутреннему диаметру — закреплены в отдельных ободах 5 и 6. Каркасные диски по внутреннему диаметру сгофрированы.

На судах все чаще стали применять самоочищающиеся сетчатые фильтры (рис. 14). При нормальной работе открыты клапаны 4 и 3 правой или левой секции. Для очист­ки фильтрующего элемента 2 от загрязнений включают другой фильтр, а у очищаемого закрывают клапан подачи 4 и открывают клапан спуска загрязнений 1. Тогда чистое топливо из магистрали через клапан 3 будет поступать как к двигателю, так и в очищае­мый фильтр, внутрь фильтруемого элемента 2 и через него в корпус фильтра, смывая за­грязнения с наружной сторо­ны. Топливо, смывшее загрязнения, поступает через кла­пан 1 в цистерну грязного топ­лива. В ряде конструкций для очистки периодически направляют поток топлива в обрат­ном направлении, и загрязне­ния, смытые топливом со всей поверхности фильтрующего элемента, попадают в нижнюю часть корпуса; в других, например в щелевом фильтре фирмы «Марин Когуо Ко» (Япония), для очистки фильтрующей поверхности от загряз­нений применяют сжатый воздух, т. е. по мере засорения од­ной из секций и повышения в ней перепада давления, сра­батывает система автоматики и сжатый воздух под высоким давлением продувает фильтрующий элемент. Недостаток сетчатых фильтров — малая тонкость отсева и трудно удалять из участков переплетения проволок загрязнения и осо­бенно асфальтосмолистые вещества.

В последние годы сетчатые фильтры вытесняют пластин­чато-щелевые, набранные из чередующихся по высоте фильтрующих и промежуточных пластин. Фильтрующая ще­ль, образуемая фильтрующими пластинами, зависит от толщины промежуточной пластины (50—120 мкм). Во многих пластинчато-щелевых фильтрах предусмотрены специаль ные очищающие пластины ножи, осуществляющие ме­ханическим способом очистку фильтрующих элементов. Некоторые зарубежные щелевые фильтры снабжены элек­тродвигателем, обеспечивающим непрерывную механичес­кую очистку.

На рис. 15 изображен двухсекционный пластинчато-щелевой фильтр, устанавливаемый в двигателях Л 275. Корпус фильтра 1 перегородкой 9 разделен на две полости: неочищенного а и очищен­ного в топлива. Из одной полости в другую топливо проходит через пластинчато-щелевые фильтрующие элементы 3 и 8. Каждый фильт­рующий элемент набран из чередующихся по высоте фильтрующих пластин 10 толщиной 0,25 мм и промежуточных пластин (звездочек) 12 толщиной 0,1 мм. Размер фильтрующей щели определяет толщи­на звездочки. Пластины надевают на стержень 5 и сжимают стака­ном 2, затянув гайкой 13. Топливо поступает в полость а через вход­ное отверстие б , проходит в щели между пластинами и через вы­резы в них выходит по центральному каналу в полость в и далее к двигателю. Загрязнения, находящиеся в топливе, остаются на внеш­ней поверхности фильтрующего элемента. Фильтр снабжен пласти­нами-очистителями (скребками) 11, входящими в зазоры между фильтрующими пластинами, насаженными на квадратный стержень 7 , ввернутый в головку 6. Для очистки щелей фильтрующие элемен­ты периодически поворачивают относительно скребков с помощью рукоятки 4 центрального стержня, на который надеты фильтрующие пластины.

Оригинальная конструкция щелевого фильтра тонкой очистки высокого давления применена в двигателях Д6. Щелевой фильтр установлен в корпусе форсунки перед распылителем. Он представ­ляет собой втулку 2, в которую вставлен цилиндрический фильтрую­щий элемент 1 (рис. 16). На боковой поверхности фильтрующего

элемента проточены канавки глубиной 0,4—0,5 мм, попеременно выходящие с одного и другого тор­цов. Зазор между втулкой и филь­трующим элементом 2—4 мкм, в результате чего топливо продав­ливается через этот зазор из од­ной канавки в другую и очищает­ся от частиц с размером больше этого зазора. Подобные фильтры применяют также и в других ди­зелях.

Проволочно-щелевые фильт­ры представляют собой жест­кую ребристую основу (обыч­но цилиндрической формы) с отверстиями для прохожде­ния топлива. Фильтрующую поверхность образует навитая с калиброванным шагом ме­таллическая проволока или лента. Зазор между витками в фильтрах равен 70—140 мкм. Обычно эти фильтры обору­дуют механизмом ручной или автоматической очистки, по­добным механизму в пластин­чато-щелевых фильтрах.

Рассмотренные выше фильтры предназначены для гру­бой очистки дизельного топлива и, как правило, их приме­няют в сочетании с другими фильтрами. В настоящее время некоторые зарубежные фирмы выпускают такого же типа фильтры для тонкой очистки топлива.

Так, фирма «Релламит Интерн Ко» (Франция) производит филь­тры, элементы которых образованы комплектом дисков с перекрест­ными тангенциальными каналами. Подобные же фильтры выпуска­ет фирма «Марин Когуо Ко», которые обеспечивают тонкость очист­ки до 5 мкм.

Все поверхностные фильтры не приспособлены для отде­ления воды. Исследования, проведенные у нас и за рубежом, позволили создать поверхностные и объемные фильтры бла­годаря использованию гидрофобных (водоотталкивающих) и коалесцирующих материалов, надежно отделяющих до 90 %, воды, находящейся в топливе. В табл. 13 приведены характеристики некоторых водоотталкивающих фильтра­ционных материалов.

Тканевые поверхностные фильтры грубой очистки топ­лива на судах применяют редко. А тканевые фильтрующие элементы используются в фильтрах тонкой очистки для дизельного топлива. Материалом в этих фильтрах служат льняные, капроновые, хлопчатобумажные ткани и др. Фильтровальные ткани обычно изготовляют квадратного или саржевого плетения. Отечественные тканевые филь­тры тонкой очистки для маловязких топлив стандарти­зованы (ГОСТ 10357—75), их выпускают двух типоразме­ров (табл. 14) 2ТФ-4 и 2ТФ-5. Фильтры сдвоенные и отли­чаются один от другого пропускной способностью и вы­сотой.

В фильтре 2ТФ-4 (рис. 17, а) два тканевых фильтрующих элемента 7 , расположенных в отдельных корпусах 6, объединенных общей крышкой 9. Для разделения полостей грязного и чистого топлива в фильтрующем элементе свер­ху и снизу предусмотрены днища 4 и 8, уплотненные фет­ровыми прокладками, постоянно поджимаемые пружиной 3 . Для спуска отстоя и осуществления промывки в нижней части корпуса расположен болт 1 , который путем прижатия шарика 2 запирает отверстие для слива топлива. Про­фильтрованное топливо выходит через перфорированную трубку 5. В крышке расположен кран 10, с помощью кото­рого одну из секций переключают на промывку.

Фильтрующий элемент (рис. 17, б) состоит из фильтрую­щей шторы 3, двух стальных крышек 2 и 5, двух ободков 6, перфорированной трубки 1 и гайки 4. Фильтрующая штора изготовлена из миткали в виде цилиндра и сложена в восьмигранную гармонику, что обеспечивает максималь­ную поверхность фильтрации при данном объеме. Через каждые 300—500 ч работы фильтр необходимо промывать. С помощью крана 10 (см. рис. 17, а) топливо поступает в обратном направлении и смывает осевшую на наружной поверхности фильтрующей шторы грязь и удаляет ее че­рез отвернутый сливной болт 1. Промывку выполняют при уменьшенной нагрузке до 50 % или холостом ходе. Вслед­ствие окисления волокон ткани через несколько промывок фильтрующий элемент фильтра заменяют.

В фильтрах используют также и нетканные фильтрую­щие материалы, получаемые путем пропитки слоя волок­нистой массы латексом. В качестве фильтрационного ма­териала широко используют также бумагу и картон, обла­дающие очень низкой пропускной способностью. Однако у них очень высокий коэффициент очистки и тонкость фильтрации, достигающая 1,5—2,0 мкм. Как у нас в стра­не, так и за рубежом широко распространены для тонкой очистки топлива бумажные фильтры поверхностного типа, выполненные из высокопористой, пропитанной специаль­ными веществами, фильтровальной бумаги толщиной 0,2— 0,6 мкм. Отечественная промышленность выпускает 4 ти­поразмера бумажных фильтров (табл. 15). Конструктивное исполнение этих фильтров и тканевых фильтров 2ТФ-4 и 2ТФ-5 аналогично. Вследствие складчатой формы обра­зуется развитая удельная площадь фильтрующей шторы, что обеспечивает небольшое гидравлическое сопротивление при высокой тонкости отсева (2—3 мкм). Фильтры ТФ-2 и ТФ-3 одинарные, а 2ТФ-2 и 2ТФ-3 сдвоенные. Структура бумаги и картона высокопористая с коэффициентом порис­тости до 70 %. Толщина бумаги до 0,6 мм, картона от 0,6 до 10 мм. С целью улучшения пористости и повышения ме­ханической прочности при изготовлении в бумагу добавля­ют хлопчатобумажные волокна. При работе фильтров на обводненном топливе бумага разбухает и теряет прочность. Для придания ей водоотталкивающих свойств использу­ют эмульсии латекса и парафина, кремнеорганические соединения типа ГКЖ-94. С этой же целью и для повыше­ния жесткости и механической прочности бумагу пропиты­вают фенолформальдегидными смолами. В отечественной практике бумагу пропитывают спиртовым раствором ба­келитового лака марки А. Бакелизированная бумага име­ет более высокую механическую прочность и хорошие во­доотталкивающие свойства.

В зависимости от толщины картона фильтры могут работать по объемному и поверхностному принципу фильтрования. В пластинчато-щелевых картонных филь­трах тонкой очистки толщина картона до 1 мм. Они состоят из фильтрующих и промежуточных фигурных пластин. В фильтрующих пластинах предусмотрены прорезы для отвода очищенного топлива в центральную полость. Собран­ный пакет пластин закрывают металлическими крышками с картонными или фетровыми сальниками и стягивают спе­циальными стяжками. На рис. 18 изображен фильтрующий элемент подобного фильтра тонкой очистки дизельного топлива. В таком фильтре топливо направляют только поперек фильтрующих пластин для уменьшения его гид­равлического сопротивления. По аналогичному принципу работают фильтры тонкой очистки дизельного топлива, разработанные НАМИ. Отечественная промышленность выпускает и другие бумаж­ные и картонные фильтры тонкой очистки поверхност­ного типа.

В объемных фильтрах загрязнения удерживает вся масса фильтрационного материала, в связи с этим очистка их или невозможна вообще или весьма сложна и трудоем­ка, поэтому их применяют редко. Поэтому очень часто современные фильтры подобного тина снабжают войлоч­ными, фетровыми и металлокерамическими фильтрующи­ми элементами разового действия, приспособленными для быстрой замены. Это стало возможным после создания не­дорогих фильтрующих материалов и удлинения срока их службы. Современные зарубежные фильтрующие элементы объемного типа могут служить без замены до 3000 ч, обес­печивая высокую степень очистки топлива.

Заменяемые фильтрующие элементы представляют со­бой патрон, с внешней и внутренней цилиндрическими пер­форированными стенками, пространство между которыми заполнено фильтрующим материалом (минеральной шер­стью, хлопчатобумажной пряжей, войлоком). Однако стои­мость фильтрующих элементов из этих материалов очень велика, поэтому в качестве фильтрующих стали применять более дешевые материалы (древесную муку различной зер­нистости, древесные стружки и т. д.).

В объемных фильтрах тонкой очистки (рис. 19) филь­трующий элемент набран из войлочных пластин 1 мар­ки ФТ толщиной 10 мм, между которыми расположены вой­лочные пластины-прокладки 2 марки ПрТ толщиной 5 мм. Каркасом для пакета пластин служит металлическая пер­форированная трубка 3 , на которую одет чехол шелковой ткани 4. Для уплотнения пластин предусмотрена пружи­на 5 , расположенная в нижней части корпуса. Топливо движется от периферии к центру вдоль волокон пластин.

Материалы: http://vdvizhke.ru/toplivo-dlja-dvigatelej/ochistka-topliva/1072-shtatnye-filtry-v-dvigatele-dlja-ochistki-topliva.html

3 ≫

Последовательность очистки.

Топливо начинают очищать уже в приемных горловинах, где установлены сетки. Далее топливо отстаивается в цистернах основного запаса и в отстойных. В них под действием гравитационных сил из него выпадают наиболее крупные частицы. Из отстойных цистерн и из цистерн основного запаса топливо поступает в расходные цистерны (баки) На этом пути его, как правило, очищают сепараторами, производящими принудительное отделение посторонних частиц под, действием центробежной силы.

В расходных цистернах (баках) предусмотрена зона отстоя топлива, а заборная труба с предохранительной сеткой поднята от дна на 50—100 мм. Этим еще раз предупреждается возможное попадание крупных частиц в топливную систему. От расходной цистерны до топливоподкачивающего насоса устанавливают фильтры грубой очистки. Они задерживают частицы более 50 мкм. За топливоподкачивающим насосом располагают обычно сдвоенные фильтры тонкой очистки, отсеивающие частицы более 5 мкм.

Последний этап очистки — предохранительные фильтры у форсунок. Они очищают топливо от частиц металлической пыли, окалины, фильтрующих элементов.

Топливо от воды очищают путем отстаивания в цистернах, сепараторами или фильтрующими элементами с гидрофобными свойствами.

Топливные фильтры.

Как уже было отмечено выше, по назначению различают фильтры предварительной, грубой и тонкой очистки. В зависимости от того, где установлены фильтры, их подразделяют на фильтры низкого давления, устанавливаемые до топливных насосов высокого давления, и фильтры высокого давления, расположенные перед форсункой.

По принципу улавливания частиц фильтры делят на поверхностные, когда примеси задерживаются на поверхности фильтрующего материала, и объемные — примеси задерживаются внутри фильтрующего материала.

К первым относят сетчатые и щелевые фильтры. Вторые изготовляют из войлока (фетра), картона, бумаги, синтетических и других фильтрующих элементов.

Фильтры предварительной очистки устанавливают в приемных горловинах цистерн основного запаса, на заборных трубах расходных цистерн. Это, как правило, цилиндрические каркасы из листовой стали, обтянутые металлическими сетками с размерами ячеек 0,25X0,25 мм.

Сетчатые фильтры грубой очистки топлива, как правило, изготовляют двухсекционными. Иногда для более качественной очистки, устанавливают последовательно три двухсекционных фильтра. Конструкция секций одинаковая. В каждой секции свой корпус 16 (рис. 113, а) и фильтрующий элемент 15. Трехходовой кран 13 предназначен для включения в действие сразу обеих секций или каждой в отдельности.

Корпус секции фильтра 16 двигателя типа Л275 состоит из стакана 4, днища 1, бурта 7 и крышки 12. Стакан 4 приварен к корпусу 14 трехходового крана. Внутрь стакана вставлен фильтрующий элемент 15. Каркас его состоит из цилиндра 5 из перфорированного стального листа, глухого днища 2, а сверху, днища 9 с отверстиями а для прохода топлива. Выступающими краями верхнее днище 9 ложится на бурт 7. Плотность прилегания днища 9 обеспечивает прокладка 8, поджимаемая пружиной 11. Каркас фильтрующего элемента покрыт латунной сеткой 6.

Топливо поступает в фильтр по трубе 17. Через нижние каналы в трехходового крана оно направляется в обе секции или в одну в зависимости от положения крана 13, и проходит через сетку 6 внутрь фильтрующего элемента. Затем через отверстия а оно поднимается вверх и по каналам б трехходового крана выходит из фильтра.

Сетка 6 задерживает загрязнения, находящиеся в топливе. Время от времени ее необходимо промывать, для чего снимают крышку 12 и вынимают из корпуса фильтрующий элемент. Благодаря наличию двух секций можно промывать фильтр во время работы двигателя. Для этого секцию, подлежащую промывке, отключают краном 13, тогда как вторая остается включенной.

Для включения секции фильтра в работу из нее необходимо удалить воздух, для чего предусмотрен кран 10. Нижний кран 3 служит для спуска топлива при отключении секции. Его можно также использовать для спуска воды и грязного топлива.

В целях увеличения фильтрующей поверхности фильтрующий элемент (рис. 113, 6) часто выполняют сборным из отдельных узлов дискового типа: обычно каркасных 18 и сетчатых 22, 19 дисков. Каркасные диски у внутреннего диаметра гофрированные, в результате чего форма элемента чечевицеобразная. Каркасные и сетчатые диски по внешнему диаметру скреплены ободами 17. Внутренние ободки 20 и 21 сетчатых дисков 22 и 19 отдельные. Фильтрующие узлы монтируют на центральной трубе и стягивают гайкой, образуется единый фильтрующий элемент. Топливо подступает к элементу снаружи, проходит через сетки дисков 22 и 19 внутрь его, затем через гофры диска 18 в центральную трубу и далее выходит из фильтра.

Тонкость очистки топлива зависит от плотности сетки. Под мелкую сетку (например, с проходными сечениями примерно 0,07X0,07 мм), изготовляемую из тонкой проволоки, обычной устанавливают слой более грубой. В некоторых фильтрах между рядами сеток помещают слой ткани (фланель), что обеспечивает заданную тонкость фильтрации.

В последнее время сетки заменяют фильтрующим материалом ТПВФ-3. Он представляет собой синтетический пористый материал — технический поливинилформаль, задерживающий воду и механические примеси.

Рис. 113. Сетчатый фильтр

Щелевые фильтры грубой и тонкой очистки.

Если для очистки сетчатые фильтры необходимо вскрывать, то пластинчато-щелевые фильтры грубой очистки можно промывать во время работы двигателя без их разборки. Хотя такие фильтры и изготовляют часто двухсекционными, но переключение с одной секции на другую не предусматривается. На рис 114, а изображен пластинчато-щелевой двухсекционный фильтр двигателей типа Л276.

Корпус 1 фильтра внутренней перегородкой 9 разделен на полость нефильтрованного топлива а и фильтрованного г. Из одной полости в другую топливо может переходить лишь через фильтрующие элементы 3 и 8.

Каждый фильтрующий элемент выбран из чередующихся кольцевых решеток (пластин) 11 толщиной 0,25 мм и звездочек 12 толщиной 0,1 мм. Решетки и звездочки надеты на стержень 5 с лыской и сжаты стаканом 2 при затягивании гайки 13.

Таким образом, между ободками решеток 11 остаются щели высотой 0,1 мм. Топливо, поступающее в полость а через входное отверстие б, проходит через щели и по каналам д, образованным вырезами решеток, направляется в полость г, откуда через отверстие в выходит к двигателю. Механические примеси остаются на внешней поверхности фильтрующего элемента. С целью очистки щелей между решетками 11 помещены скребки 10. Они надеты на квадратный стержень 7, ввернутый в головку 6. Фильтрующий элемент вместе со стаканом 2 можно поворачивать за рукоятку 4. При повороте фильтрующего элемента скребки очищают щели, причем очистка может быть произведена во время работы двигателя.

К числу щелевых относят и фильтры высокого давления. Поскольку они должны удерживать лишь случайные частички, вместимость их небольшая, что позволяет упростить конструкцию.

Рис. 114 Щелевые фильтры низкого (а) и высокого давления (б, в)

Фильтры высокого давления предусматривают с продольными и с кольцевыми щелями.

Фильтр с продольными щелями состоит из корпуса 15 (рис. 114, 6) и стержня 18. Нарезным участком 14 корпус 15 ввернут в корпус форсунки. К другому его нарезному участку 17 присоединена форсуночная трубка от ТНВД. Диаметры концевых участков 16 и 19 стержня 18 плотно прилегают к поверхности расточки корпуса 15.

Вдоль стержня 18 прорезаны канавки б и а. Половина канавок б, прорезаемых от правого конца стержня, не доходит до его левого конца, а канавки а, наоборот, начаты слева и не доходят до правого его конца. Топливо от насоса высокого давления входит справа в канавки б, проходит по щелям между стержнем и корпусом в канавки а, выходит слева и направляется в форсунку. Частицы, превышающие высоту щели, задерживаются в канавках б и а.

Фильтр высокого давления с кольцевыми щелями (рис. 114, в) состоит из корпуса 20, ввернутого в корпус форсунки, и стержня 21 концы которого входят плотно в расточку корпуса 20 В средней части стержня диаметр меньше, в связи с чем между ней и расточкой корпуса образуется зазор порядка 0,02—0,05 мм.

Вдоль стержня 21 просверлены каналы а и б. Последний канал является входным, в него поступает топливо от насоса высокого давления. Канал а — выходной, из него топливо направляется в форсунку. На поверхности стержня 21 проточены канавки, направления их эксцентриситетов диаметрально противоположны. Благодаря этому канавки в сообщаются с входным каналом б, а канавки г — с выходным каналом а. Топливо из входного канала б поступает в канавки в, затем проходит через щель между стержнем 21 и расточкой корпуса 20 в канавки г, а из них в выходной канал а. Механические примеси остаются в канавках в.

Фильтры тонкой очистки.

Твердые частички размером менее 50 мкм, не удерживаемые сетчатыми, щелевыми и матерчатыми фильтрами, вызывают изнашивание плунжерных пар топливных насосов. Этот процесс можно частично уменьшить, если установить фильтры тонкой очистки.

На многих двигателях применяют войлочные фильтры тонкой очистки. На рис. 115, а изображен такой фильтр двигателя ЗД6. Фильтрующий элемент выбран из войлочных пластин 5 и б, причем тонкие пластины изготовлены из более плотного войлока и поставлены в целях сохранения формы элемента. Войлочные пластины надеты на перфорированный цилиндр 8. На этот цилиндр предварительно надевают шелковый чехол 7, предназначенный для удержания ворсинок войлока, которые могут быть увлечены топливом. В других фильтрах под шелковый чехол устанавливают латунную сетку. Войлочные пластины зажаты между припаянным днищем 12 каркаса и свободным днищем 4 гайкой 3.

Фильтрующий элемент вставлен внутрь стакана 10, который прикреплен к основанию 18 фильтра с помощью центрального стержня 9 и колпачковой гайки 19. Для уплотнения предусмотрены войлочные прокладки 2 и 11, поджимаемые пружиной 1. Топливо поступает в фильтр по трубе 17, проходит через войлочные пластины в направлении снаружи внутрь и выходит из фильтра через трубу 20.

Фильтры тонкой очистки часто выполняют односекционными. Однако встречаются и двухсекционные фильтры, снабженные трехходовым краном. В фильтре двигателя ЗД6 предусмотрены клапаны 13 на входе и выходе для выключения и включения секций. При нормальной работе двигателя колпачки 15 навернуты на штуцера 16, т. е. клапаны 13 открыты. Если фильтр необходимо вскрыть во время работы двигателя, колпачки 15 соответствующей секции отвертывают, пружины 14 закрывают клапаны и секция отключается. Войлочные фильтры задерживают механические примеси размерами 15 — 20 мкм. Однако наиболее сильно на изнашивание плунжерных пар топливных насосов влияют частицы размерами 6—12 мкм. Поэтому для тонкой очистки топлива стали применять бумагу и специальные фильтроткани.

Рис. 115. Фильтр тонкой очистки:

а - войлочный; б - типа 2ТФ-4 задерживающие примеси указанных размеров.

Отечественные фильтры тонкой очистки изготовляют следующих типов: ТФ — с одним фильтрующим элементом и 2ТФ — с двумя. Фильтры ТФ могут иметь пять типоразмеров, фильтры 2ТФ — семь. Рекомендуемый расход топлива за 1 ч через фильтр ТФ-1 составляет 6 кг, через фильтр, ТФ-2 — 11, через фильтр ТФ-3 — 20, через фильтр ТФ-4 — 50, через фильтр 2ТФ-2 — 23, через фильтр 2ТФ-3 —40, через фильтр 2ТФ-4 —200, через, фильтр 2ТФ-5 — 400 кг.

Фильтрующие элементы выполняют из бумаги, а при большой пропускной способности — из фильтроткани. Преимущество фильтроткани — возможность промывки фильтра без его разборки обратным потоком топлива.

Так на рис. 115, б изображен фильтр двигателей М401А, в котором применена фильтроткань, допускающая промывку обратным потоком топлива.

Фильтрующий элемент состоит из сложенного по длине цилиндра 30 из специальной ткани, верхнего 31 и нижнего 26 днищ центральной гильзы 27. Элемент надет на трубку 28, ввернутую в корпус 32 фильтра, уплотнен войлочными прокладками, поджимаемыми пружиной 24, и закреплен в стакане стяжным винтом 25.

Топливо поступает к трехходовому крану 35 фильтра по трубе 34. При нормальной работе кран ставят в положение «Рабочее», показанное на рисунке, при котором включены обе секции. От крана 35 топливо направляется внутрь стаканов 29, проходит через фильтроткань 30, затем через отверстия в гильзах 27 и трубках 28 поступает в каналы а из левой и б из правой секций, из которых по трубе 33 направляется к двигателю.

Для промывки какой-либо из секций, пример левой, необходимо поставить кран 35 в положение «Промывка левой секции» и несколько вывернуть штуцер 22, освободив этим шариковый клапан 23 Топливо из включенной в работу правой секции будет по каналу б продолжать поступать через трубку 33 к двигателю и, кроме того, по каналу а в левую секцию Двигаясь в ней по направлению «изнутри наружу», топливо промоет ткань 30 левой секции и вместе со смытой грязью станет вытекать через трубу 21 в емкость грязного топлива. Окончив промывку, штуцер 22 ввертывают и клапан 23 закрывает путь топливу, а кран 35 ставят в положение «Рабочее». Промывку секции выполняют при малых нагрузках на двигатель, когда через фильтр проходит небольшое количество топлива.

Бумажные фильтрующие элементы изготовляют аналогично, но сложенный по длине цилиндр из специальной бумаги помещают внутрь перфорированного картонного цилиндра. Такой фильтрующий элемент не промывают, после загрязнения (срок службы примерно 1000 ч) его выбрасывают. Для надежной работы фильтра желательно применять топливо с коэффициентом фильтрации не более двух.

Бумажные и тканевые фильтры удерживают механические примеси размером более 5 мкм, а некоторые — более 2 мкм.

Кроме перечисленных выше материалов, в качестве фильтрующих применяют фетр, пряжу, искусственную минеральную шерсть, металлокерамику.

Сепараторы.

При обводненном или не обеспечивают его очистку, так как не задерживают воду, а от большого количества загрязнений быстро забиваются. В этих случаях для очистки топлива используют сепаратор, который работает по принципу отделения от топлива более тяжелых примесей (воды или загрязнений) под действием центробежной силы. Основная, верхняя часть сепаратора схематически изображена на рис. 116, а.

Внутри корпуса 2 сепаратора на вертикальном валу 1 установлен барабан 3, частота вращения которого 7000 мин -1 . Вместе с ним вращается тарелкодержатель 15, на который надеты 35—40 тарелок 5 с отверстиями а. Тарелки также вращаются вместе с барабаном. Сверху на тарелкодержатель надета горловина 16. Барабан закрыт крышкой 5, закрепленной гайкой 7. На верхний торец крышки 8 уложено регулирующее кольцо 11, зажатое гайкой 12.

Корпус сепаратора закрыт крышкой 9. Внутреннее пространство ее перегородками 10, 13 и 14 разделено на полости: водяную б, чистого топлива в и переполнительную г. Кроме того, в крышке 9 предусмотрен канал д, по которому топливо поступает внутрь сепаратора.

Топливо из канала д крышки поступает внутрь тарелкодержателя 15, а оттуда в нижнюю часть барабана. Затем, проходя через отверстия а тарелок и через зазоры между тарелками, оно движется вверх. Поскольку при этом топливо вращается вместе с тарелками, грязь и вода, как более тяжелые, отбрасываются центробежной силой к стенкам барабана 3. Грязь скапливается у стенок, образуя отложения 4, а вода, огибая конус 6 горловины 16, проходит в полость б, откуда по сливной трубе стекает в специальную цистерну, находящуюся под сепаратором. Чистое топливо, направляемое конусом горловины 16 к центру, выходит в полость откуда специальный насос сепаратора подает его в сборную цистерну.

Рассмотренный способ так называемый способ пурификации сепарирования может быть использован лишь при значительной обводненности топлива. Если в топливе будет мало воды, то у стенок барабана 3 будет не вода, а топливо. Следовательно, топливо будет проходить не только в полость в, но и в полость б, т. е. в сточную цистерну.

Если топливо необходимо очистить от грязи и очень небольшого количества воды, сепаратор собирают так, как изображено на рис 116, 6. На тарелкодержатель надевают сначала нижнюю глухую тарелку 79, затем остальные тарелки Сверху их надевают грязевую тарелку 18, вплотную прилегающую к крышке барабана. К крышке крепят горловину 17 иной, чем на рис 116, а, формы.

При таком способе сборки барабана (способ кларификации) топливо входит в тарелки в радиальном направлении и проходит по-прежнему в полость в чистого топлива (см рис 116, а). Грязь и вода отбрасываются к стенкам барабана 3, образуя отложения 4. Полость б при этом способе работы сепаратора оказывается отключенной. Время от времени сепаратор останавливают и барабан очищают от отложений. Вал 1 сепаратора приводится в движение от электродвигателя. Сепаратор оборудован двумя насосами и подогревателем. Один насос предназначен для подачи топлива в сепаратор, другой — для выкачивания из него чистого топлива. Благодаря подогревателю можно сепарировать вязкие нефтепродукты. Для непрерывной очистки тяжелого топлива начали применять самоочищающиеся сепараторы, барабан одного из которых изображен на рис 117. В цилиндрической части барабана 6 предусмотрены пазы д, а крышка барабана и нижний диск тарелкодержателя 1 изготовлены конической формы, с тем чтобы диаметр внутреннего пространства барабана в районе пазов был наибольшим. В нижней части барабана помещен затвор 5, выполненный в виде поршня. В полости к и г над поршнем и под ним может быть подведена так называемая буферная вода.

Рис. 116 Схемы сепаратора

Под ее давлением затвор 5 может находиться в верхнем положении (левая часть рисунка) или в нижнем (правая часть) В первом случае затвор перекрывает пазы д, во втором открывает их.

Буферная вода поступает по двум трубам, находящимся одна внутри другой внутренней 7 и наружной 8. Когда после пуска сепаратора барабан начнет вращаться с номинальной угловой скоростью, открывают кран, через который вода поступает во внутреннюю трубу 7. Из нее вода через отверстия б проходит в полость г под затвором 5 и отбрасывается центробежной силой к стенкам барабана 6. Так как в днище барабана предусмотрены сливные отверстия в, слой воды в полости г будет иметь форму кольца с внутренним радиусом, равным расстоянию сливных отверстий в от оси вращения барабана. Под давлением воды затвор 5 поднимется и перекроет пазы д, как изображено в левой части рисунка. После этого в барабан по каналу е начнет поступать сепарируемое топливо, а подвод буферной воды прекратится.

Время от времени (периодичность зависит от количества сепарируемого топлива и его загрязненности) отложения 4, образующиеся в сепараторе и называемые шламом, удаляют. Эту операцию (разгрузку барабана) выполняют следующим образом. Подачу топлива в сепаратор прекращают Затем открывают кран для подачи буферной воды в наружную трубу 8, из которой она проходит через отверстия а в полость к над затвором. Поскольку отверстия а расположены близко к оси вращения барабана, буферная вода заполнит практически всю полость к. Следовательно, вода будет давить на всю верхнюю поверхность поршневой части затвора 5. Находящаяся в полости г вода давит лишь на часть нижней поверхности его (от избыточного давления воды в полости к затвор опустится, как это изображено на правой части рисунка), пазы д окажутся открытыми. Через эти пазы под действием центробежной силы шлам будет выбрасываться в специальную полость корпуса сепаратора, откуда он отводится в подсланевую цистерну.

Рис. 117 Барабан самоочищающеюся сепаратора СЦС ЗМ

Для промывки барабана через кран 3 может быть подано некоторое количество горячей воды, также выбрасываемой через пазы д.

Окончив разгрузку и промывку барабана, трубу 8 для подачи буферной воды в полость к перекрывают. Оставшаяся в этой полости вода вытекает под действием центробежной силы через отверстия ж и и, после чего под давлением воды, находящейся в полости г, поднимется затвор 5, перекроет пазы д. Сепаратор снова готов к работе. Если пpoизвoдитcя пурификация (левая часть рис 117), то часть топлива, поступившая в барабан после разгрузки, выйдет через щель над конусом 2 в водяную полость и (см рис 116, а) т. е. будет потеряна. Поэтому перед включением топлива в барабан-пурификатор через кран 3 (см рис 117) подают воду для образования внутри барабана водяного затвора. При кларификации (правая часть рис. 117) водяной затвор не нужен.

Обычно в системе топливоподготовки предусматривают два сепаратора, которые могут работать как параллельно, так и последовательно. При последовательном включении первый сепаратор работает по способу пурификации, второй — по способу кларификации.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Материалы: http://privetstudent.com/referaty/referaty-transport/265-ochistka-topliva.html


Back to top