Двигатель Д-260

1 ≫

На тракторе БЕЛАРУС-1221.2 установлен шестицилиндровый, рядный, четырехтактный двигатель Д-260.2/Д-260.2С/Д-260.2S2 с турбонаддувом (с охладителем наддувочного воздуха для Д-260.2S2), непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением. Запуск двигателя осуществляется электростартером.

Двигатель (рис. 1, 2) состоит из блока цилиндров, двух головок цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, а также систем питания, смазки, охлаждения, пуска, электрооборудования.

Рис. 1. Двигатель Д-260.2 (продольный разрез):

1 — картер; 2 — масляный насос; 3 — гаситель крутильных колебаний; 4 — шкив коленчатого вала; 5 — ремень вентилятора; 6 — крышка шестерен газораспределения; 7 — шкив натяжной; 8 — ремень генератора; 9 — вентилятор; 10 — водяной насос;11 — корпус термостата; 12 — поршневой палец; 13 — шатун; 14 — поршень; 15 — гильза цилиндра; 16 — колпак; 17 — крышка головки цилиндров; 18 — головка цилиндров; 19 — прокладка головки цилиндров; 20 — блок цилиндров; 21 — задний лист; 22 — маховик; 23 — противовес; 24 — крышка; 25 — коленчатый вал; 26 — маслоприемник; 27 — форсунка охлаждения поршня

Рис. 2. Двигатель Д-260.2 (поперечный разрез):

1 — распределительный вал; 2 —толкатель; 3 — клапан; 4 — направляющая втулка клапана; 5 — штанга; 6 — турбокомпрессор; 7 — коромысло; 8 — валик; 9 — тарелка; 10 — сухарики;11 — пружина внутренняя; 12 — пружина наружная; 13 — стойка; 14 — форсунка; 15 — топливный насос*; 16 — насос ручной подкачки топлива; 17 — пробка для удаления воздуха из головки топливного насоса; 18 — уплотнительная манжета

* — Показанный на рис. 2 топливный насос распределительного типа в настоящее время не применяется. Двигатели Д-260.2/ Д-260.2С/ Д-260.2S2 комплектуются насосами рядного типа 363-40 (ОАО «ЯЗДА», Россия) или PP6M10P1f («Моторпал», Чехия).

Блок цилиндров (20) (рис. 1) выполнен в виде моноблока, представляет собой жесткую чугунную отливку. В расточках блока установлены шесть съемных гильз (15), изготовленных из специального чугуна. Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем — уплотняется двумя резиновыми кольцами. Снизу блок цилиндров закрыт литым масляным картером (1), выполненным из алюминиевого сплава. Две взаимозаменяемые головки цилиндров (18) (по одной на три цилиндра) отлиты из чугуна. Головки цилиндров имеют вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава. На головках цилиндров устанавливаются форсунки (14) (рис.2) (по три на каждую головку). Для уплотнения разъема между головками и блоком цилиндров установлена прокладка (19) из асбостального полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. При сборке двигателя на заводе цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми кольцами.

Кривошипно-шатунный механизм (рис. 1) включает коленчатый вал (25) с коренными и шатунными подшипниками, маховик (22), поршни (14) с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны (13). Коленчатый вал — стальной, семиопорный, с противовесами. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла, закрытые резьбовыми заглушками. На передний конец вала устанавливаются: шестерня привода механизма газораспределения, шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора и компрессора кондиционера воздуха (если установлен). Для снижения уровня крутильных колебаний коленчатого вала на шкиве установлен жидкостной гаситель крутильных колебаний (3) (рис. 1).

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части установлены три компрессионных и одно маслосъемное кольцо с расширителем. Верхнее компрессионное кольцо — трапецеидальное. Под верхнее кольцо в поршне установлена «неризистовая» вставка.

Поршневой палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.

Шатун — стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие. Нижняя головка состоит из шатуна и крышки, которые имеют одинаковую маркировку. Крышки шатунов — не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны имеют обозначения групп по массе верхней и нижней головок, которые наносятся на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На двигателе должны быть установлены шатуны одной группы.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала тонкостенные, изготовленные из биметаллической полосы. По внутреннему диаметру вкладыши изготавливаются двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала.

Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Механизм газораспределения (рис. 2) состоит из шестерен, распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода.

Распределительный вал (1) — четырехопорный, получает вращение от коленчатого вала через шестерни распределения.

Толкатели (2) — стальные, имеют сферические донышки. Кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим наклоном, за счет этого толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.

Штанги (5) толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены.

Коромысла клапанов (7) — стальные, качаются на валиках, установленных в стойках. Валик коромысел полый, имеет шесть радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещения коромысел вдоль валиков ограничивается распорными пружинами.

Впускные и выпускные клапаны (3) изготовлены из жаропрочной стали, перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головки цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной (12) и внутренней (10), которые закреплены на его стержне с помощью тарелки (9) и сухариков (10). Уплотнительные манжеты (18), установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры двигателя через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. [Руководство по эксплуатации тракторов «БЕЛАРУС-1221.2/1221 В.2/1221.3». 2009г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/chetyrextaktnyj-dvigatel-d-260-2/

2 ≫

Дизельный двигатель Д-260 и его модификации предназначен для установки на энергонасыщенные колесные трактора, кормоуборочные комбайны, гусеничные трактора, энергонасыщенные энергетические средства и т.д. Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах воздуха -45 - +40˚С и наличии неограниченного воздухообмена. Пуск от электрического стартера.

Мотор Д.260 имеет надежную конструкцию и при соблюдении правил эксплуатации может прослужить многие годы без капитального ремонта. В зависимости от модификации и назначения двигатель Д-260 может доукомплектовываться различным оборудованием: шестеренным насосом для усилителя рулевого управления, пневмо компрессором, дисками муфты сцепления и т.д.

Характеристики двигателя Д-260.1

Базовой моделью данного семейства является четырехтактный двигатель Д-260.1 с турбонаддувом. Остальные модификации имеют различные отличия: конструкцией отдельных деталей, комплектностью, регулировкой по мощности и т.д. Вне зависимости от модели дизели перед установкой на машину дополнительно оснащаются приборами электрооборудования, водяным радиатором и приборами контроля. Для моторов Д-260.14, Д-260.4, Д-260.7, Д-260.9 также дополнительно потребуется охладитель наддувочного воздуха.

Двигатель Д-260-14

  • Электростартер СТ-142М и генератор Г-964.3701-1 с номинальным напряжением 12В и 14В соответственно;
  • Два ремня 11х10х1280 мм для привода водяного насоса;

Двигатель Д-260.7

  • шестеренный насос НШ-25;
  • 6-ручьевой шкив на носке коленчатого вала;
  • Конструктивные отличия в передней опоре подвески, впускном и выпускном коллекторах, всасывающем патрубке водяного насоса, маслопроводах турбокомпрессора;

Двигатель Д-260.9

  • Шестеренный насос НШ-32;

Двигатель Д-260.1 состоит из блока цилиндров, головок цилиндров, механизма газораспределения, кривошипно-шатунного механизма, узлов систем охлаждения, смазки, питания и пуска, а также электрооборудования.

Дизель оснащается топливным насосом высокого давления ТН 363.1111005-40 (ОАО «ЯЗДА», г. Ярославль) или аналогичным насосом производства чешской компании «Моторпал».

1 - колесо турбины с валом; 2 - корпус турбины; 3 - подшипник; 4 - маслоотражатель; 5-кольцо эксцентрическое; 6 - колесо компрессора; 7 - гайка специальная; 8, 15 –уплотнительные кольца; 9 - диффузор; 10 - крышка; 11 - корпус компрессора; 12 –упорный подшипник; 13 – втулка распорная; 14 - корпус подшипников.

Турбокомпрессор двигателя Д-260.1 позволяет использовать энергию отработанных газов для принудительной подачи воздуха в цилиндры. В данном дизеле он выполнен по схеме центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины. В зависимости от режима работы двигателя изменяется величина подачи воздуха и его давления.

Применимость двигателей Д.260

  • Д-260.1 и Д-260.2: энергонасыщенные колесные трактора;
  • Д-260.14: гусеничные трактора;
  • Д-260.4: кормоуборочные комбайны;
  • Д-260.7: энергонасыщенные энергетические средства (УЭС-250);

Двигатель Д-260.1, купить который можно в нашей компании, способен прослужить долгие годы без капиталього ремонта и значительных затрат. Для этого достаточно регулярно проводить техобслуживание и соблюдать правила эксплуатации. В случае неисправности дизеля мы также можем произвести ремонт любой сложности.

Материалы: http://motorbel.ru/dvigatel_mmz_d_260.html

3 ≫

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для операторов, водителей и мотористов машин и агрегатов, на которых устанавливается дизель Д-260.1 и его модификации: Д-260.2, Д-260.4, Д-260.7, Д-260.9 и Д-260.14.

Настоящее руководство по эксплуатации содержит краткое техническое описание, правила эксплуатации и технического обслуживания дизеля Д-260.1 и его модификаций.

Надежная длительная работа дизелей зависит от своевременного и качественного выполнения всех указаний настоящего руководства по эксплуатации.

В связи с постоянным совершенствованием дизелей в конструкции отдельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве по эксплуатации.

Описание и работа дизеля

Область применения дизелей - места с неограниченным воздухообменом.

Дизели рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от плюс 40° С до минус 45° С.

Дизель Д-260.1 и его модификации используются в качестве силового агрегата на энергонасыщенных колесных тракторах (Д-260.1 и Д-260.2), гусеничных тракторах (Д-260.14), кормоуборочных комбайнах (Д-260.4), энергонасыщенных энергетических средствах УЭС-250 (Д-260.7) и других машинах различного назначения.

Конструкция дизелей рассчитана на длительную работу без капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного технического обслуживания, изложенных в настоящем руководстве.

Основные параметры и характеристики дизелей приведены в таблице 1.

Дизель Д-260.1 в соответствии с рисунками 1, 2 является базовой моделью. Его модификации отличаются от базовой модели регулировкой по мощности, комплектностью, конструкцией некоторых деталей.

В зависимости от назначения дизели могут комплектоваться дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессором, шестеренным насосом усилителя рулевого управления с приводом, дисками муфты сцепления в сборе.

При установке на машину дизели должны быть доукомплектованы водяным радиатором, приборами электрооборудования и контрольными приборами; дизели Д-260.4, Д-260.7, Д-260.9 и Д-260.14 дополнительно должны быть доукомплектованы также охладителем наддувочного воздуха.

Дизели имеют систему пуска от электрического стартера.

Конструктивные отличия дизеля Д-260.7 от базовой модели:

- дополнительно установлен насос шестеренный НШ-25;

- 2-х цилиндровый пневмокомпрессор жидкостного охлаждения с 2-х ручьевым шкивом;

- на носке коленчатого вала установлен 6-ти ручьевой шкив;

- изменены передняя опора подвески дизеля, всасывающий патрубок водяного насоса, впускной и выпускные коллекторы, подводящий и отводящий маслопроводы турбокомпрессора.

Конструктивные отличия дизеля Д-260.9 от базовой модели:

- установлен насос шестеренный НШ-32.

Конструктивные отличия дизеля Д-260.14 от базовой модели:

- установлен электростартер СТ 142М номинальным напряжением 12 В и генератор Г964.3701-1 номинальным напряжением 14 В.

- привод водяного насоса осуществляется двумя ремнями 11х10х1280.

1 – масляный картер; 2 – масляный насос; 3 – демпфер; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – ремень вентилятора; 6 – крышка распределения;

7 – шкив натяжной; 8 – форсунка для охлаждения поршня; 9 – вентилятор; 10 – водяной насос; 11 – корпус термостатов; 12 – шатун; 13 – поршень;

14 – гильза цилиндров; 15 –колпак; 16 крышка головки цилиндров; 17 – головка цилиндров; 18 – блок цилиндров; 19 – задний лист; 20 – маховик;

21 – коленчатый вал; 22 – маслоприемник; 23 – распределительный вал..

Рисунок 3 - Продольный разрез дизеля Д-260.1.

Материалы: http://helpiks.org/8-12916.html


Back to top