ЗАЧЕМ СТАВЯТ ОБЛЕГЧЕННЫЙ МАХОВИК, Техничка, Эра Авто

Много всяких мнений существует по поводу облегченных маховиков. Кто-то говорит, что облегченный маховик – это пустая безделушка и лишняя трата денег. Кто-то доказывает себе и окружающим, что облегченный маховик добавил его автомобилю небывалую прыть. Давайте попробуем внести хоть какую-то ясность в этот вопрос. Почему же так по-разному все относятся к облегченному маховику, уже давно ставшему неотъемлемой частью спортивного (тюнингового) двигателя?

Многие, пытаясь теоретически посчитать «приход» от облегченного маховика, бросают это «неблагодарное» занятие, загрузившись основами теоретической механики. Мы попробуем вычислить приблизительную разницу, упростив задачу и учитывая только инерционные составляющие облегченного маховика. Можно прикинуть разницу работ, совершаемых, скажем, при разгоне автомобиля с массой 900 кг и рабочим диапазоном двигателя 3000…6000 об/мин («околостандартный» двигатель) до скорости 150 км/ч.

Примем разницу в весе маховиков до и после облегчения 1,5 кг. Это тот вес, потеря которого не сказывается на прочности облегченного маховика, и, что немаловажно, который можно удалить с максимального радиуса облегченного маховика. Удаление металла с мест, расположенных на небольшом радиусе, дает снижение прочности и незначительное понижение момента инерции. Это одна из причин, по которой разные облегченные маховики дают различный эффект или, вернее, иногда его отсутствие.

Далее примем, что мы стартуем с 3000 об/мин и разгоняемся вплоть до 150 км/ч (41,7 м/с) на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передачах. Если у нас стандартная коробка передач, то диапазоны выглядят так: 1-я передача 3000…6500 об/мин, переключение на 2-ю передачу на 3500…6500 об/мин, переключение на 3-ю передачу на 4500…6500 об/мин (VА = 132 км/ч), переключение на 4-ю передачу на 4500…5100 об/мин (VА = 150 км/ч).

Работу, совершенную по разгону автомобиля (инерционная составляющая), можно выразить через разницу кинетических энергий:

EK =(900*41,72)/2=781,3 кДж

Теперь посчитаем, какую энергию затрачивает двигатель на то, чтобы раскрутить «лишнюю» массу маховика, т.е. наши 1,5 кг. Очевидно, что энергия эта будет равняться сумме работ на каждой передаче:

где А1 = Еk(при 6500)—Еk(при 3000)

А2 = Еk(при 6500)—Еk(при 3500)

А3=Еk(при 6500)—Еk(при 4500)

А4=Еk(при 6500)—Еk(при 5100)

Кинетическая энергия вращающегося тела (облегченного маховика) вычисляется таким образом:

где JM – момент инерции облегченного маховика,

w – угловая скорость, p*n/30

Под JM мы будем подразумевать не момент инерции облегченного маховика, а только тех 1,5 кг, которые мы лишили нашу деталь – облегченный маховик.

Если учесть, что съём металла для двигателей 08-10 семейства, при изготовлении облегченного маховика, происходит на радиусе около 140 мм, то:

JM = 1,5 х 0,142 = 0,294 кг

w(при 6500) =680,7 (с-1)

w(при 5100)=533,8 (с-1)

w(при 4500)=471 (с-1)

w(при 3500)=366 (с-1)

w(при 3000)=314 (с-1)

Еk(при 6500)=6811 (Дж)

Еk(при 5100)=4188 (Дж)

Еk(при 4500)=3261 (Дж)

Еk(при 3500)=1969 (Дж)

Еk(при 3000)=1449 (Дж)

SА=16377 (Дж) или 16,38 (кДж)

А это, как ни крути, 2,1% от работы затрачиваемой на разгон массы автомобиля.

Причем это существенная экономия работы (2,1%) только за счет облегченного маховика, а ведь есть еще другой прием в спортивном и тюнинговом двигателестроении – облегчение коленвала.

Понятно, что расчет не учитывает силы сопротивления дороги и воздуха, которые начинают значительно сказываться с ростом скорости. Однако, он позволяет оценить примерный эффект не на словах. Дальше каждый сам для себя решает необходимость установки облегченного маховика на собственный автомобиль.

Также, следует учесть, если произвести расчеты облегченного маховика для более высокооборотного двигателя (

9000 об/мин), то можно увидеть, что влияние лишнего веса на маховике сказывается более значительно (квадратичная зависимость).

Важно не забывать одно: все доработки, связанные с силовым агрегатом, начинают «хорошо работать» только при грамотной комбинации деталей и качественном их монтаже. И еще необходимо помнить – все изменения должны производиться не в ущерб безопасности автомобиля, в качестве примера можно привести бездумное облечение маховика, снижающее его прочность и надежность. Такие облегченные маховики часто встречаются на нашем рынке.

НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ОБМАНУТЬ СУДЬБУ, УСТАНОВКА ОДНОГО ЛИШЬ МАХОВИКА ВАМ НИ ДАСТ РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО, ТЕМ БОЛЕЕ НА СТАНДАРТНОМ МОТОРЕ.ВЫ ВЫИГРАЕТЕ В РАЗГОНЕ,НО ПОТЕРЯЕТЕ В ТЯГЕ.

Для лиц пытающихся доказать, что маховик ухудшает характеристики авто и особенно турбо авто, напомню, менять нужно не только маховик, но и сцепление с коробкой и будет вам счастье.

Related Posts

Оставить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Материалы: http://car-era.info/articles/technicals/zachem-stavyat-oblegchennyiy-mahovik/

2 ≫

Среди огромного числа автолюбителей немало тех, кто любит совершенствовать свои автомобили. Распространённым способом тюнинга является увеличение мощности авто. Добиться такого эффекта и улучшить динамику можно путём снижения массы деталей, хотя такой метод значительно влияет на прочность и выносливость транспортного средства. Установка облегчённого маховика на ВАЗ, по мнению многих автолюбителей, способна справиться с такой задачей.

По поводу данной установки ведётся довольно много споров. Одни считают такой способ неприемлемым, пустой тратой времени и денежных средств, поскольку такая деталь практически никак не улучшает, а совсем наоборот, негативно отражается на двигательной системе. Приверженцы же данного устройства считают, что такой способ благотворно влияет на двигатель, облегчая его вращение и набор оборотов. Для того чтобы разобраться в целесообразности такой установки, лучше тщательно взвесить все нюансы.

Чтобы понять, для чего служит маховик, следует разобраться, что он из себя представляет. По сути, это массивное вращающееся колесо, которые служит в роли накопителя кинетической энергии.

Преимущества от установки устройства:

  • во-первых, для того чтобы запустить в ход лёгкий маховик, не требуется много энергии и, соответственно, количества сжигаемого топлива;
  • во-вторых, при уменьшении момента инерции маховика снижается нагрузка на коленвал, а также на элементы трансмиссии;
  • в-третьих, поскольку двигатель легче раскручивается, то остаётся определенный запас мощности, благодаря чему авто становится более динамичным и надежным. Как показывают расчеты, то при установке маховика весом на 1,5 кг меньше стандартного наблюдается прирост показателя мощности на 2 %

Эффект от установки облегчённого маховика во многом зависит от самого автомобиля. К примеру, при установке на ВАЗ он может вызвать совершенно негативные последствия, оказывая влияние на динамику разгона. Специалисты рекомендуют устанавливать облегчённые маховики на двигатели с высокими оборотами. Большое влияние имеет вес детали. Облегчать её до значения менее 4,5–5 кг в большинстве случаев не имеет смысла, а порой и небезопасно. Нельзя не учитывать тот факт, что эффективность работы маховика также зависит от профессиональных качеств водителя, поскольку добиться нужного эффекта можно лишь при удерживании оборотов двигателя в пределах максимальной мощности.

Облегчённый маховик на ВАЗ

Естественно, при решении установки устройства необходимо обратиться к опыту автолюбителей, которые имели с ним дело. Те, кто установил облегчённые маховики на свои авто, отмечают:

  1. Интенсивный набор скорости;
  2. Прекрасная реакция авто на нажатие педали газа вне зависимости от передачи;
  3. Плавный и комфортный переход с высоких передач на низкие без рывков;
  4. Ощущается лёгкость работы двигателя, обороты набираются достаточно быстро и резво;
  5. Меньший расход топлива.

Следует отметить, что такая деталь может оказать неплохую помощь любителям драгрейсинга, кросса, ралли, однако категорически не подходит для авто, предназначенных для преодоления препятствий в условиях бездорожья.

Облегчённый маховик для любителей драгрейсинга, кросса и ралли

Учитывая плюсы такого рода установки, трудно не остановиться на минусах:

  • При работе двигательной системы на малых оборотах коленвал начинает вращаться неравномерно, что негативно отражается на трансмиссии автомобиля;
  • Установка неотбалансированного маховика может повлечь крупные проблемы с авто, из-за чего бюджетный тюнинг может повлечь дорогостоящий ремонт;
  • Изделие значительно затрудняет торможение.

Имеется два пути облегчения устройства. Во-первых, это удаление лишнего веса со стандартной детали, а, во-вторых, изготовление нового маховика из более лёгкого материала. Чаще всего используют дюралюминий. Именно дюралевые устройства, в основном, устанавливают на продвинутые двигатели спортивных авто. Однако срок службы подобных изделий совсем недолог и обороты холостого хода двигательной установки доходят до 1500–2000 оборотов в минуту.

При изготовлении данного устройства важно учитывать, что на динамику автомобиля оказывает максимальное неблагоприятное влияние вес наружного радиуса. Потому вес детали сокращается при удалении лишнего металла по краю изделия. С внутренней стороны намного тяжелее убрать лишнее. Чем больше объем маховика в центральной части, тем меньше его влияние на момент инерции, но больше значение прочности. Следует отметить, что подходить к данному процессу необходимо с соблюдением определённых правил и допусков, чтобы ни в коем случае не повлиять на прочностные качества детали и не ослабить её.

Технология производства облегчённого маховика

Важный вопрос, возникающий при совершенствовании авто, касается безопасности. Как отмечалось, снижение массы маховика может повлечь ослабление прочности всей конструкции транспортного средства. Для того чтобы заменить маховик, необходимо специальное оборудование, а также знания. Таким образом, данная операция невозможна в домашних условиях, потому желательно по данному вопросу обращаться к специалистам.

При изготовлении устройства следует обращать внимание на конструкцию. Больших сквозных отверстий в перегородках желательно избегать, поскольку это может повлечь возрастание инерционных нагрузок. Надёжность конструкции маховика на высоких оборотах обеспечивается благодаря наличию множества небольших по диаметру отверстий на перегородках устройства. Однако следует учитывать, что процесс изготовления таких деталей трудоёмкий, что отражается на их цене.

Ещё одним важным моментом, влияющим на безопасность, является правильная балансировка маховика. Если наблюдается дисбаланс на высоких оборотах, то это может стать причиной разрушения устройства и других деталей двигателя.

При установке облегчённого маховика преимущества практически не заметны. Для того, чтобы разница была ощутима, к тюнингу лучше подходить комплексно. Например, дополнительно облегчить коленчатый вал и заменить сцепление. Также ко всему следует добавить, что к доработке и монтажу следует подходить грамотно и с ответственностью, поскольку все нововведения должны производиться не в ущерб безопасности авто. Правильный подход к тюнингу обеспечит не только прирост мощности двигательной системы, но и увеличит управляемость и динамику авто.

Облегчённый маховик

Материалы: http://tuning-lada-2109.ru/effektivnost-ustanovki-oblegchyonnyx-maxovikov/

3 ≫

p.s. Не принимаются ответы типа:

Купипи лучеше 15-ти летнюю бэху.

Таз он и в африке таз, что не поставь.

Pilot-2110: Этого я тут уже начитался до ряби в глазах, за такими ответами ничего кроме неумения общатся не кроется.

Неправ, кроется, - опыт.

Pilot-2110: Опытом делятся, а не навязывают как единственно правильное мнение. Помоему так!!!.

Логично. Но писать много лень. Спроси у СаНео чем кончилось у его знакомого, доводка восьмерки, какая сумма была вложена и какой был итог.

Объясни как ты используешь свой авто и будет понятно нужен ли тебе такой маховик

Не занимаясь глубоким тюнингом двигателя, максимально увеличить снимаемую с него мощьность. Для увеличения динамики.

- установка облегченного коленвала с измененным кривошипом

- установка облегченных шатунов

- установка облегченных кованных поршней

- установка распредвала с измененными фазами

- проточка и полировка "головы"

- полное изменение впускной системы

Алмаз126: встречный вопрос:какой смысл менять маховик ,если коробка остаётся таже самая?

Такой-же как и ставить разрезную шестерню РВ, без специалиста, который сможет выставить фазы.

Алмаз126: встречный вопрос:какой смысл менять маховик ,если коробка остаётся таже самая?

А где тут серьезная взаимосвязь?

А где тут серьезная взаимосвязь?

ты же прекрасно понял о чём я)) зачем наворачивать двигатель если коробка остаётся таже самая

Igor218: Спроси у СаНео чем кончилось у его знакомого, доводка восьмерки, какая сумма была вложена и какой был итог.

Опыт был полезным!

Сумма была вложена не такая уж и большая. но машина стала управляться намного лучше. Тоже самое. не зинмался глубоким тюнингом. Все самое необходиоме.

Впуск, выпуск. КПП, трансмиссия, тормоза, ходовье и диски с резиной. Короткоходную кулису, руль момо, спортивные кресла.

Продал все это за 180тр. 21083 (2002г.в.)

лучше купить нормальную иномарку

Еще лучше быть здоровым и богатым.

Тюнинг по полной прграмме

"восмерка" и рядом там не стояла.

Pilot-2110: QUOTE лучше купить нормальную иномарку

Тюнинг по полной прграмме

В 3000-4000не впишешься, если все делать в комплексе. Минимум 10кб.

Да и за 11кб влегкую покупается б.у. ино, которая "порвет" зубилу не напрягаясь. Если уж новый Акцент, как вариант не рассматривать.

За 12 можно взять Subaru Impreza GT (если поискать)

И вообще. смотря для каких целей машину заряжать

У меня это хобби. Я и на иномарке не успокоюсь.

Pilot-2110: блин, опять все съежает от сути.

Опять наше vs. ипортное

Поставь кованне поршня, четырехдроссельный впрыск и спортивный ECU

А потом тормоза, сцепление, КПП, растяжки-усилители.

. и все это ремонтировать каждую неделю. менять и настраивать.

Пилот. все это уже пройдено несколько лет назад.

Если для себя и ради удовольствия. ИХМО это гиммор!

SaNeo: QUOTE (Igor218 @ 15.3.2006, 15:27) А потом тормоза, сцепление, КПП, растяжки-усилители.

. и все это ремонтировать каждую неделю. менять и настраивать.

Пилот. все это уже пройдено несколько лет назад.

Если для себя и ради удовольствия. ИХМО это гиммор!

2 Pilot-2110: меня видно? я ж вроде написал кое-что.

А потом тормоза, сцепление, КПП, растяжки-усилители.

Уже, за исключением КПП

Если брать зубилу для спортивных тренировок.

Это жесткий тюниг, естественно в рали я участвовать не буду.

Материалы: http://www.auto-rostov.ru/index.php?showtopic=2025


Back to top