Виды рисунков протектора: симметричный, ассиметричный, направленный, ненаправленный

Рисунок протектора – одна из важнейших характеристик шин. От него зависит сцепление колёс с покрытием, отвод воды из так называемого пятна контакта, то есть места соприкосновения колеса с дорогой, скорость торможения.

Естественно, идеального рисунка не существует, иначе бы не было столько их видов. Разными бывают автомобили и их владельцы, а также дороги и погодные условия. Производители стараются учесть всё это, и существующие сейчас рисунки можно условно разделить на два типа: ненаправленный и направленный. А они в свою очередь бывают симметричными и асимметричными.

Ненаправленный симметричный

Его ещё называют классическим, так как он более распространён.

Визуальные характеристики: рисунок однообразен по всей поверхности.

  • шины имеют средние показатели во всём, то есть лучше всего ведут себя при средней скорости и на сухом или умеренно влажном покрытии. Обладают средней проходимостью на грунтовке, средней устойчивостью при манёврах. Не производят громкого шума и удобны в управлении;
  • свойства протектора не меняются, в какую бы сторону ни вращалось колесо. Следовательно, их разрешается устанавливать как угодно;
  • демократичная цена. Именно ими чаще всего комплектуется большинство автомобилей на заводе.

  • плохо ведут себя на мокрой дороге, в дождь и снег;
  • неустойчивы при большой скорости.

Для кого рекомендуются: чаще всего предназначены для спокойной езды по городу и поездок по умеренно ровной, сухой и твёрдой грунтовке.

Ненаправленный асимметричный

Визуальные характеристики: правая сторона рисунка отличается от левой. Кроме того, имеются особые маркировки на боковинах.

  • протектор имеет две части, и каждая отвечает за определённые качества: одна обеспечивает устойчивость автомобиля даже на высокой скорости, а другая предназначена для выталкивания воды из пятна контакта;
  • уровень шума невелик, но это свойство всех ненаправленных протекторов;
  • появляется понятие внешней и внутренней сторон, которые обозначаются на боковине надписями OUTER и INNER соответственно. Устанавливать шины придётся с учётом маркировки: левое колесо не удастся поставить на правую сторону (и наоборот). В критичных случаях можно прибегнуть к перебортовке, но это не всегда удобно. Угадать, какую возить с собой запаску, невозможно. Специалисты советуют брать правое колесо, так как пробои чаще всего случаются со стороны обочины.

  • ошибка установки влечёт ускоренный износ покрышек, а также отрицательно сказывается на управляемости машиной;
  • высокая стоимость.

Для кого рекомендуется: покрышки подходят тем, кому обычно приходится ездить по асфальту, в том числе и на высокой скорости. Часто они используются на спортивных автомобилях, водителям которых важна управляемость.

Направленный симметричный

Визуальные характеристики: видны глубокие водоотводящие канавки, расположение которых напоминает букву V, а также дополнительная маркировка на боковинах.

  • считаются наиболее современными и технологичными. Производители решили, что автомобили ездят преимущественно по асфальту, поэтому важно позаботиться об устойчивости на мокром покрытии. В таких условиях безопасность движения и маневрирования зависит от протектора, потому классические шины постепенно уступают место направленным;
  • при движении по твёрдому покрытию направленные шины обеспечивают прекрасную курсовую устойчивость;
  • покрышки имеют направление движения, и это нужно учитывать при установке. Обычно производитель снабжает своё изделие маркировкой в виде стрелки с подписью ROTATION, указывающей направление, так что ошибиться трудно.

  • уровень шума выше, чем у ненаправленных;
  • при высокой скорости затрудняется маневрирование. Из-за выходов водоотводящих канавок снижается жёсткость краёв покрышек, машину может водить в стороны;
  • из-за мягких краёв не подходит для грунтовки;
  • ошибка при установке приведёт к быстрому износу и ухудшению сцепления с мокрой дорогой: водоотводящие канавки будут не выталкивать, а загребать воду.

Для кого рекомендуется: такая резина подойдёт всем городским жителям.

Направленный асимметричный

Это самая редкая разновидность шин.

Визуальные характеристики: в рисунке видны водоотводящие канавки в виде половины буквы V. Вторая половина рисунка также их имеет, но заметны и элементы, усиливающие внешний край.

  • покрышки имеют направление вращения, которое указано стрелкой на боковине. Кроме этого, есть внутренняя сторона и внешняя. Она обозначается маркировкой INNER и OUTER;
  • внутренняя сторона предназначена для лучшего сцепления с мокрой дорогой, а внешняя, с более жёстким краем, обеспечивает устойчивость при высокой скорости движения.

  • важно соблюдать маркировку при установке такой резины, потому что ошибки приводят к повышенному износу и худшему управлению;
  • у шин есть внутренняя и внешняя стороны, поэтому колёса могут быть либо левыми, либо правыми. Это создаёт трудности при выборе запаски: нельзя предугадать, какое колесо будет пробито;
  • направленные асимметричные шины являются весьма дорогими.

Для кого рекомендуется: шины с таким рисунком идеальны для тех, кто часто и в любую погоду ездит по трассе с высокой скоростью.

Очевидно, что нужно выбирать узор покрышек, ориентируясь на свой стиль вождения и условия, в которых оно происходит. Важен и фактор цены: не стоит переплачивать за ненужные функции, но если от этого будет зависеть жизнь, лучше не жадничать.

К примеру, асимметричные шины более универсальны, но обходятся дороже классических и создают трудности при выборе запаски. Следовательно, водитель, которому чаще всего приходится ездить по городу, где особо не разгонишься, имеет все основания предпочесть ненаправленный симметричный рисунок.

С другой стороны, человек, которому часто приходится ездить по трассе, нуждается в шинах, устойчивых при большой скорости даже на мокрой поверхности. В этом случае действительно стоит раскошелиться на асимметричные.

Стало быть, лучший рисунок протектора – это вопрос выбора каждого водителя, а идеальные шины всё ещё в разработке.

Свежие записи

2014 - 2015. Шины.Просто - Обзоры шин, отзывы владельцев, полезные статьи

Материалы: http://tyres-master.ru/articles/o-chyom-mozhet-rasskazat-risunok-protektora

2 ≫

Рисунком протектора, не являющегося симметричным в радиальной плоскости покрышки колеса, сегодня уже никого не удивишь, хотя путаница с установкой асимметричных шин и разного рода заблуждениями по поводу их ориентации происходит постоянно. Почти все производители дорогого сегмента шинной продукции давно перешли на выпуск асимметричных шин. С приходом на российский рынок продукции Nokian Tyres и Michelin с асимметричным рисунком протектора шин в производство включились и российские мощности.

Идея использовать несимметричный рисунок существовала еще с конца второй мировой войны, но ее практическое воплощение состоялось совсем недавно, и преимущественно для скоростных авто среднего класса и выше. Основной причиной запуска в производство более сложного и дорогого асимметричного рисунка протектора стало плохое сцепление обычных покрышек на асфальте, покрытом тонкой водяной пленкой. Аквапланирование при скоростном прохождении поворотов стало основной причиной аварий в осенний период времени.

Что значит асимметричный рисунок протектора:

  • на протекторе объединены два разных рисунка на внутренней и наружной плечевых зонах с более мощной центральной дорожкой;
  • распределение корда выполнено более плотным в наружной боковине шины с асимметричным рисунком;
  • внутренняя плечевая зона выполнена более мягкой, с нарезанными водоотливными канавками, хорошо отводящими жидкость под днище автомобиля.

Благодаря разному сцеплению внутренней и наружной частей протектора, маневрирование на скорости и прохождение поворотов становится более стабильным и управляемым. Асимметричная шина имеет жесткую внешнюю боковину и усиленную центральную часть дорожки протектора. Несколько изменена форма пятна дорожного контакта такой покрышки в сравнении со стандартным симметричным рисунком. Подобная модель не обладает какими-либо дополнительными преимуществами, стойкостью к ударным нагрузкам или повышенному пробегу. Это, скорее, выдумки дилеров.

Асимметричные шины имеют полноценное сцепление с дорожным полотном и не уступают в эффективности торможения направленным или обычным шинам. К сожалению, подобный рисунок протектора плохо переносит перегрузки веса или его неправильное распределение по осям.

Различие в рисунке протектора влияет на эксплуатацию покрышки. При изменении давления в шине или углов развала-схождения может привести к значительно более интенсивному износу внутренней стороны протектора по сравнению с обычными симметричными моделями.

Сборка на шиномонтаже

Если сравнивать обычную и асимметричную резину, первая больше подойдет для авто класса «А» и «В», ежедневных поездок по относительно чистым от воды дорогам. Вторая – более дорогая и менее стойкая, отлично удержит машину на дороге при дальних заездах в условиях внезапного изменения погоды.

Как правильно ставить шины с асимметричным рисунком. При выборе модели асимметричной шины следует помнить о существовании еще одного типа шин с направленным протектором. Последняя разновидность предназначена для скоростной езды или для движения по мокрому, раскисшему снегу. Оба типа резины монтируются на диски только с учетом меток на боковинах. Для направленных – это отпечаток стрелки направления вращения колеса, для асимметриков наносится надпись на внутреннюю INSIDE и внешнюю OUTSIDE стороны.

Для установки шины используется стандартное шиномонтажное оборудование, и их посадка на диск выполняется аналогично симметричным без каких-либо проблем, при условии соблюдения ориентации меток.

В некоторых случая производители выполняют асимметричный рисунок протектора с выраженной направленностью внешнего протектора. Получается, что в одной модели требуется контроль точного расположения шины на передней и задней подвеске авто. В этих случаях как раз возникает ситуация, когда колеса с такой резиной требуется разделять на правое-левое и заднее-переднее.

Практика давно подтвердила, что появление шин с асимметричным рисунком не является своеобразным маркетинговым ходом производителей колес. Мало того, именно асимметрики давно стали еще одной разновидностью сезонной резины, теперь уже для ранней весны или поздней осени. Автолюбитель своим кошельком подтверждает эффективность идеи двух рисунков протектора на одной шине.

Наглядно ознакомиться с ассиметричными шинами можно на следующем видео:

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2791

3 ≫

Определиться с рисунком протектора при покупке новых шин будет легче, зная их преимущества и недостатки, особенности эксплуатации и монтажа.

Шина с симметричным протектором

Как следует из названия, ее протектор состоит из двух половинок с одинаковым симметричным рисунком. Симметричный протектор обеспечивает достаточно хорошую устойчивость автомобиля на дороге и демонстрирует умеренную эффективность отвода воды из пятна контакта колеса с дорожным покрытием.

Такие шины – малошумные и долговечные. Из-за отсутствия направления для монтажа, допускается их замена и установка на любое колесо машины.

Шины с симметричным протектором относятся к средней и низкой ценовой категории, предназначены для городских автомобилей и являются универсальными с точки зрения условий эксплуатации.

Асимметричная шина

Основное ее отличие от симметричной – разность рисунка протектора внешней и внутренней стороны шины.

Плотные и жесткие элементы внешней стороны протектора обеспечивают курсовую устойчивость автомобиля на повороте, обеспечивая ему высокую маневренность, а широкие водоотводящие каналы внутренней стороны во время движения в дождь успешно справляются с отводом воды и влаги из пятна контакта, сводя вероятность аквапланирования практически к нулю.

Для обеспечения правильности монтажа шины внешняя сторона протектора имеет маркировку «Out Side», внутренняя — «In Side». В случае неправильной установки шины на колесный диск управляемость автомобиля заметно снизится, а сами шины достаточно быстро износятся. Ограничения в смене расположения колес с асимметричной резиной отсутствуют.

Шины с асимметричным рисунком протектора являются улучшенным вариантом классических симметричных шин и отлично подходят для эксплуатации в любых дорожных условиях. Естественно, стоимость их заметно выше, чем у шин с симметричным рисунком. Рассчитаны на автомобили среднего и премиум классов.

Направленный рисунок протектора

От остальных шин автомобильную резину с направленным рисунком отличает конфигурация водоотводящих каналов, напоминающая латинскую букву «V».

Помимо эффективного отвода воды из-под колес, такие шины обеспечивают надежное сцепление с дорогой в случае движения по снегу и бездорожью. Резина с направленным рисунком протектора – отличный выбор при езде по мокрым и заснеженным дорогам.

Из недостатков следует отметить высокую шумность колес с рисунком в виде «елочки» по сравнению с классическими и асимметричными шинами.

Во время монтажа шин с направленным рисунком необходимо соблюдать направление вращения колеса, сверяясь со стрелкой, нанесенной на его боковине. Из-за того, что установка правого колеса на левую ось, и наоборот, не допустима в силу особенностей рисунка протектора, в качестве запасного колеса предпочтительнее иметь шину с симметрическим рисунком.

Шины с направленным рисунком протектора являются самыми дорогостоящими, в основном ими оснащают спортивные модели автомобилей и внедорожники.

Помните о том, что в какую бы сверхкачественную резину вы не обули своего железного коня, не стоит расслабляться, позволяя себе совершать грубые ошибки во время движения в надежде на то, что дорогие и особо функциональные покрышки «вытащат» из любой затруднительной ситуации.

Будьте внимательны на дороге! Ни гвоздя вам, ни жезла!

Материалы: http://goodmaster.com.ua/avtomobil/kak-vybrat-risunok-protektora-shyn.html


Back to top