≪
-
Хорошо освещенная дорога – залог безопасности движения в темное время суток. Не забыть о включении габаритных огней и фар помогают датчики света.
Впервые датчики света стал устанавливать концерн Mercedes-Benz − они появились на моделях строительных грузовиков Actros и должны были дать возможность водителю не отвлекаться на включение света в темное время суток.
Сегодня многие производители устанавливают штатные датчики света на свои автомобили. Впрочем, даже если датчик света и не предусмотрен изготовителем, всегда есть возможность приобрести специальный комплект для установки этого удобного устройства.
Не менее важно в условиях плохой видимости обозначить присутствие своего автомобиля и для других участников движения. Датчик света освобождает водителя от необходимости включать фары вручную и обеспечивает включение и выключение головного света и габаритных огней автомобиля в зависимости от изменения уровня освещенности.
Принцип работы датчика света
Датчик света, или датчик включения фар, состоит из фотодатчика и реле.
Он снабжен специальными отражателями. Устанавливается такой датчик внутри салона автомобиля на лобовом стекле - как правило, это держатель зеркала заднего вида.
Таким образом, если вы проезжаете тенистый участок дороги, то датчик анализирует освещенность вокруг автомобиля в целом и не станет включать фары. Но если вы въезжаете в тоннель или темный гараж, то головной свет обязательно будет включен автоматически.
При этом срабатывание на включение света происходит в предельно короткий промежуток времени - до одной секунды. А вот выключение головного света происходит с определенной задержкой, около шестидесяти секунд. Габаритные огни выключаются через две-две с половиной минуты.
Если же в эти временные интервалы автомобиль опять попадает в зону слабой освещенности, то отключения фар и габаритных огней не происходит.
Современные датчики света обладают высокой чувствительностью и практически исключают ложные срабатывания. Они универсальны и могут быть установлены на любую марку автомобиля. А уж оснащение современных машин премиум и бизнес класса просто немыслимо без этих приборов.
Следует отметить, что порог освещенности для включения габаритных огней и головного света разный. Но, независимо от этого порога, в случае включения ближнего света, включаются и габаритные огни автомобиля.
Комбинированные датчики
В последнее время широкое распространение получили комбинированные устройства «дождя и света».
Единый принцип работы датчиков позволил создать универсальный прибор, в котором блок управления способен регулировать режим работы как очистки стекла, так и оптики.
Интенсивность работы стеклоочистителей определяется на основании данных сенсоров, входящих в состав датчиков дождя. При попадании капель на стекло, меняется коэффициент преломления света - а именно его и анализирует устройство «дождя и света». Поэтому объединение двух датчиков в один выглядит вполне логичным.
Ведь ухудшение видимости наступает не только вследствие уменьшения освещенности, но и при изменении погодных условий в неблагоприятную сторону - дождь, снег - а значит, возникает и необходимость включения фар.
При этом оценка освещенности и видимости происходит в автоматическом режиме, исключающем воздействие «человеческого фактора».
Реле автоматического включения фар
Согласно последним нововведениям в ПДД, острая необходимость в датчиках света отпала.
Автомобили стали все чаще оснащать реле автоматического включения фар. Теперь ближний свет включается автоматически, спустя пять секунд после запуска двигателя.
А через три секунды после его отключения – выключается ближний свет фар, т.е. фары горят, только если двигатель автомобиля работает.
Материалы: http://blamper.ru/auto/wiki/salon/datchik-sveta-3109
2 ≫
-
Автоматическое включение света является одной из систем активной безопасности автомобиля. Подобная функция встречается не только в авто представительского класса, но и на бюджетных моделях. Рассмотрим, как работает датчик света фар.
Работа датчика света основана на способности некоторых элементов изменять свое сопротивление при воздействии света. Светочувствительные элементы, используемые в качестве датчиков освещения, можно разделить на 2 вида:
- фотодиоды. При попадании световых лучей на чувствительную область на выводах фотодиода изменяется сопротивление, что позволяет определять уровень освещенности;
- фототранзистор – оптоэлектронный полупроводник, предназначение которого не отличается от обычного транзистора. Напомним, что транзистор, как и реле, используется в качестве электронного ключа со слаботочным управлением силовыми выводами. В транзисторе ток между коллектором и эмиттером протекает лишь при подаче тока на вывод базы. В фототранзисторе вывод базы доступен световому излучению. Попадание лучей на чувствительный элемент генерирует ток на выводе базы, что позволяет использовать фототранзистор в качестве исполнительного устройства для автоматического включения потребителей.
Особенности применение в автомобиле
Датчик света в автомобиле используется не только для удобства водителя, но и для повышения уровня безопасности дорожного движения. В дневное время суток водителю больше нет необходимости отвлекаться на включение фар при въезде в туннели либо затемненные участки дороги. Фоточувствительный транзистор управляет освещением в автоматическом режиме. При этом функция ручного включения и выключения сохраняется.
Если в дневное время с работой датчика все понятно, то как быть ночью при движении встречных авто и проезде фонарей дорожного освещения? Ведь датчик, среагировав на появление света, не должен выключить фары автомобиля. Именно поэтому узкого диапазона реакции на свет недостаточно. Вектор чувствительности к световым лучам расположен в двух направлениях: фронтальном и вертикальном. Это позволяет точно оценивать уровень освещения. В некоторых автомобилях чувствительный элемент направлен в салон, что также позволяет нивелировать влияние переменных факторов.
Датчик освещения в автомобиле часто совмещен с датчиком дождя и располагается вверху лобового стекла. Также может быть установлен перед ветровым стеклом по центру торпеду.
Дополнительные функции
Даже в простейшем датчике света можно настроить чувствительность с помощью подстроечного резистора. Водитель на свое усмотрение может настроить уровень чувствительности, при котором автоматически будут включаться фары на границе дневного и сумеречного времени суток.
При этом использование умного датчика света позволяет реализовать не только автоматическое включение/выключение ближнего света, но и адаптацию осветительных приборов под изменяющиеся условия. Ярким примером таких возможностей является управление дальним светом. Для предотвращения ослепления водителей, при регистрации свечения фар встречного авто датчик автоматически выключит дальний свет. В некоторых типах систем можно настроить включение габаритных огней и ближнего света фар в зависимости от степени освещенности. Габариты будут автоматически включаться даже в дневное время, но в пасмурную погоду.
Недостатки
Причислить минусы автоматизированного управления светом фар к недостаткам самой системы было бы неправильно. Все они связаны с особенностью работы человеческого сознания. После привыкания к работе датчика света водители, пересаживаясь на автомобили без электронного помощника, могут забыть вовремя включить фары. Опасность в таком случае не столько в получении штрафа, сколько в повышении риска возникновения ДТП. Подобная ситуация может случиться, если вовремя не заметить поломку датчика. Проверить работоспособность светочувствительного элемента можно даже в дневное время. Для этого достаточно перевести включатель света в положение Auto, а затем накрыть место датчика ветошью, сымитировав тем самым наступление сумерек.
Материалы: http://autolirika.ru/teoriya/kak-rabotaet-datchik-sveta.html
3 ≫
-
Современные технологии не стоят на месте и сегодня практически каждый автомобиль перестал быть просто транспортным средством. Машина сегодня – это нечто большее. Она оснащена дополнительной техникой, оборудованием, которое значительно облегчает пребывание за рулем авто, делая поездки удобными и комфортными. Датчики дождя и света – это система, которая воспринимается неоднозначно. Мы поможем вам найти ответы на вопросы: «что такое датчик дождя и света?» и «для чего они нужны?», а также рассмотрим основной принцип работы модуля.
Единая система датчика
Датчик дождя и света – это единая система, она автоматически управляет включением или выключением стеклоочистителей (в зависимости от погодных условий) и фар автомобиля (в зависимости от освещенности). Производители данной системы постарались сделать так, чтобы водители меньше отвлекались от наблюдения за дорогой. Представьте следующую ситуацию: вас в пути застал сильный дождь или снегопад, который налипает на лобовое стекло. Вам необходимо включать/выключать стеклоочиститель. Для того, чтобы это сделать, вам придётся отвлечься от дороги. В такой ситуации, датчик полностью возьмет на себя данную функцию. Подобный принцип работает и в случае с включением света, когда автомобиль заезжает в туннель или на улице становится темно. Техника сама определяет уровень освещенности, который влияет на качество видимости за рулем.
Место крепления датчика
Ранее такое решение было большой редкостью, сегодня же подобный модуль доступен практически каждому водителю. Он монтируется на ветровое стекло. Очень часто водители оснащают машину комбинированными датчиками, которые реагируют на уровень света и на осадки.
Основной принцип работы датчика дождя
Для того, чтобы определить количество влаги на лобовом стекле датчик дождя использует закон преломления сета. Прибор оснащен инфракрасным излучателем и фотоприемником небольшого размера. Есть встроенные светодиоды, которые излучают инфракрасный спектр, он преломляется и проходит через лобовое стекло, попадая в приемник датчика. В основной блок управления заложены параметры преломления света наружной поверхностью мокрого или сухого стекла. Если лобовое стекло сухое, то свет проходит сквозь него максимально, при мокрой же поверхности лобового стекла способность пропускать свет несколько снижается. Чувствительность датчика осадков очень большая. Она фиксирует тысячные доли миллилитра осадков и срабатывает мгновенно (в течение миллисекунд). Многие датчики реагируют на степень загрязненности стекла и автоматически включают стеклоомыватели, чтобы помыть ветровое стекло.
Назначение сенсора света
Это невзрачное устройство отвечает за автоматическое включение/выключение фар, а также активизирует функции Coming Home/Leaving Home. Датчик определяет день и ночь. На трассе редко кто может забыть включить фары ночью, но в городе можно иногда встретить автомобиль без включённых фар в темное время суток. Иногда, даже в сумеречное время автомобиль может получить повреждения или попасть в ДТП. Избежать подобной ситуации вам поможет датчик света. Он включает автоматически головной свет и габариты при изменении уровня освещенности или въезде в туннель, гараж, при передвижении по лесной дороге и при наступлении темноты, сумерек – на все эти ситуации срабатывает датчик, и тогда в автомобиле быстро включается свет. Рассмотрим датчики дождя и света, которые помогут максимально обеспечить вам комфортное и безопасное передвижение по автомобильным дорогам. К ним можно отнести устройства фирм-производителей Premier DS01, Quantoom RLS-01 и Valeo
Premier DS01
Устройство может быть установлено на любую марку и модель автомобиля. Оно сочетает в себе датчик света и дождя, автоматически включает габариты, головной свет и очистители лобового стекла. С ним вы сможете не тратить время на включение дополнительных приборов вашего автомобиля, все это сделает за вас данный датчик. Он легко монтируется и подключается к сети автомобиля 12 В. Легок в управлении и не требует дополнительного обслуживания. Прекрасно совмещается с электроникой автомобиля и не конфликтует с бортовым компьютером.
Quantoom RLS-01
Данный модуль – это полезное и невероятное устройство, которое совмещает в себе датчики света и дождя. Оно сделает ваше передвижение максимально комфортным и безопасным. Реагирует на наступление сумерек, въезд в туннель или гараж, а также на пыль и грязь на лобовом стекле. Его преимущества заключаются в том, что он фиксирует изменение природного освещения и появление осадков в течение 0,1 секунды. В случае, если вы попали под дождь, вы будете уверены в том, что капли не станут преградой для хорошей видимости. Датчик может зафиксировать даже 0,005 миллиметров воды.
Valeo
Модуль реагирует на изменение природного освещения в пути. Он способен мгновенно определить наступление темноты или сумерек. Если вы въедете в гараж или будете передвигаться по лесной местности, устройство поможет вам вовремя осветить дорогу. Датчик крепится на лобовое стекло и потребляет совсем небольшое количество энергии машины. Выпускается французской компанией Valeo и относится к автомобильной технике, которая пользуется достаточно большой популярностью. Происходит считывание информации о количестве света из окружающего пространства, затем передается на блок управления бортовой сети. Существует две зоны освещенности: передняя и глобальная. Передняя зона – это зона, которая находится спереди автомобиля. Глобальная зона – это зона освещения у автомобиля.
Из вышеописанного материала можно сделать следующие выводы:
- решать, нужен ли датчик света и дождя или нет, каждому автомобилисту предстоит лично;
- автомобили, которые не особо оснащены электроникой (датчиками и т. п.), наверное, лучше оборудовать дополнительной техникой.
Единственное, о чем хотелось бы предупредить водителей – не стоит думать, что включать фары стоит только при «особой» необходимости, то есть при полной темноте. Не забывайте, что вы не единственный участник дорожного движения и включенные фары – это также и ориентир для водителей встречной полосы. Чистое стекло сможет значительно повысить видимость в плохую погоду.
Помните! Освещение дороги и отличная видимость никогда не будут лишними, пусть лучше фары работают в светлое время суток, чем их не будет видно в темноте. Отсутствие датчиков может повлиять на создание ДТП. Будьте бдительны, обезопасьте себя правильно.
Материалы: http://xenon-lampa.ru/cat-avtomobilnye-innovatsii/a-chto-takoe-datchik-dozhdya-i-sveta