Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Даже при полностью исправном автомобиле рано или поздно может сложиться ситуация, когда потребуется зарядка аккумулятора от внешнего источника – долгая стоянка, случайно оставленные включенными габаритные огни и так далее. Владельцам же старой техники необходимость в регулярной подзарядке аккумулятора известна прекрасно – тому виной и саморазряд «уставшей» батареи, и повышенные токи утечек в электроцепях, в первую очередь – в диодном мосту генератора.

Можно приобрести готовое зарядное устройство: они выпускаются во множестве вариантов и легко доступны. Но кому-то может показаться, что изготовить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками будет интереснее, а кого-то возможность сделать ЗУ буквально из подручного материала и выручит.

Варианты самодельных конструкций

Полупроводниковый диод+лампочка

Неизвестно, кому первому пришла в голову идея заряжать аккумулятор подобным образом, но это как раз тот случай, когда зарядить аккумулятор можно буквально подручными средствами. В этой схеме источником тока служит электрическая сеть 220В, диод нужен для преобразования переменного тока в пульсирующий постоянный, а лампочка служит токоограничительным резистором.

Расчет этого зарядного устройства так же прост, как и его схема:

  • Ток, протекающий через лампу, определяется исходя из ее мощности как I=P/U, где U– напряжение в сети, P– мощность лампы. То есть для лампы в 60 Вт ток в цепи составит 0,27 А.
  • Так как диод срезает каждую вторую полуволну синусоиды, реальный средний ток нагрузки будет с учетом этого равен 0,318*I.

Как видно, даже при использовании мощной лампы ток нагрузки получается небольшим, что позволит использовать любой распространенный диод, например 1N4004 (такие обычно идут в комплекте с сигнализациями, стоят в блоках питания маломощной техники и так далее). Все, что нужно знать для сборки такого устройства – это то, что полоска на корпусе диода обозначает его катод. Этот контакт подсоедините к положительному полюсу батареи.

Подобный вариант изготовления представлен на видео

Выпрямитель

Это ЗУ несколько сложнее. Такая схема используется в самых дешевых фабричных устройствах:

Для изготовления зарядного устройства потребуется сетевой трансформатор с выходным напряжением не менее 12,5 В, но и не более 14. Часто берется советский трансформатор типа ТС-180 из ламповых телевизоров, имеющий две накальные обмотки на напряжение 6,3 В. При их последовательном соединении (назначение клемм указано на корпусе трансформатора) мы получим как раз 12,6 В. Для выпрямления переменного тока со вторичной обмотки применен диодный мост (двухполупериодный выпрямитель). Его можно как собрать из отдельных диодов (например, Д242А из того же телевизора), либо купить готовую сборку (KBPC10005 либо ее аналоги).

Диоды выпрямителя будут ощутимо нагреваться, и для них придется сделать радиатор из подходящей алюминиевой пластины. В этом плане использование диодной сборки гораздо удобнее – пластина крепится винтом к ее центральному отверстию на термопасту.

Рекомендуем видео на тему изготовления своими руками

Зарядное устройство из блока питания компьютера

В наше время найти запчасти от старого компьютера уже проще, чем от советского телевизора. Имея в наличии блок питания ATX, его вполне можно использовать для зарядки аккумулятора, а простая переделка не отнимет много времени.

Вскройте корпус блока питания и выпаяйте с платы все ненужные в дальнейшем провода, оставив:

  • Черный провод: масса, клемма «минус» аккумулятора;
  • Красный провод: +5 В. Сюда потребуется подключить нагрузку для правильного функционирования блока;
  • Желтый провод: +12 В, клемма «плюс» аккумулятора.
  • Зеленый провод: включение импульсного преобразователя БП. Непосредственно внутри БП надежно соедините его с корпусом.

В качестве мнимой нагрузки потребуется купить в магазине радиодеталей керамический резистор мощностью не менее 20 Вт и сопротивлением около 1,2 Ом. Из подручного материала можно использовать кусок нихромовой спирали от неисправного нагревателя, отрезав нужный кусок по показаниям омметра.

Так как нагрузка будет ощутимо нагреваться, разместите ее в корпусе БП неподалеку от вентилятора охлаждения. Затем соберите корпус блока питания, а на оставшиеся провода напаяйте клеммы-«крокодилы» для быстрого подключения к аккумулятору.

Главный недостаток такого зарядного устройства – это невозможность полностью зарядить им аккумулятор, так как напряжение в 12 В для этого слишком мало. Поэтому, если планируется использовать это устройство не только для аварийной зарядки разряженной батареи, придется его доработать глубже.

«Сердцем» любого импульсного блока питания является микросхема ШИМ-контроллера, преобразующая постоянный ток в последовательность импульсов заданной частоты и длительности. Регулировка выходного напряжения в инверторных блоках осуществляется именно изменением длительности (скважности) импульсов при постоянной частоте.

Ниже приведена схема назначения выводов наиболее распространенной в импульсных блоках питания микросхемы TL494:

Нас интересует цепь, связанная с ножкой 1. Просматривая соединенные с ней дорожки на плате, найдите резистор, соединяющий эту ножку с выходом +12 В. Именно он задает выходное напряжение 12-вольтовой цепи блока питания.

Сопротивление чип-резисторов указывается простым кодом из трех цифр, где первые две – это основание, а последняя – степень 10, на которую основание умножается.

Этот резистор необходимо выпаять, а вместо него подсоединить подстроечный резистор, предварительно по омметру настроив его на то же сопротивление. Затем, подключив блок питания в сеть, подсоедините к его выходу вольтметр и аккуратным вращением подстроечного резистора настройте блок на напряжение 14-14,5 В. При увеличении сопротивления резистора напряжение будет увеличиваться.

Подстроечный резистор можно оставить на месте, а можно выпаять, измерить получившееся сопротивление и впаять на плату чип-резистор с аналогичным сопротивлением. Правда, в этом случае будет трудно подобрать точно такое же значение.

Данный вариант продемонстрирован на видео

Зарядное устройство из адаптера питания

Как Вы уже поняли, использовать можно и другие блоки питания. Например, если у Вас есть ненужный сетевой адаптер для питания ноутбука – это тоже отличный вариант для простого ЗУ.

Однако, напряжение на выходе таких адаптеров обычно составляет 19-20В, что для автомобильного аккумулятора будет явно лишним. Можно разобрать блок и изменить его схему для уменьшения напряжения на выходе, но для этого потребуются достаточно хорошие познания в радиоэлектронике. Руководствуясь принципом, описанным в предыдущем материале, можно попробовать настроить работу ШИМ-контроллера, если Вы уверены в своих силах.

Но, вспомнив первую приведенную в статье схему, можно просто вновь воспользоваться токоограничительным устройством в виде 12-вольтовой лампочки накаливания. Например, лампа дальнего света типа H7 имеет стандартную мощность 60 Вт, то есть через нее протекает ток в 5 А. Мощный адаптер питания спокойно сможет работать с такой нагрузкой.

Если же максимальный ток, указанный на адаптере, меньше этого значения, можно воспользоваться лампами на 21 Вт из задних фонарей. Ток, протекающий через такую лампу, составляет 1,75 А. соединив две лампы параллельно, мы получим уже 3,5 А.

Что еще потребуется для самодельной зарядки?

Важным параметром в процессе зарядки аккумулятора является зарядный ток, который необходимо контролировать в процессе. Для самодельного зарядного устройства «на скорую руку» наподобие описанной выше схемы «лампочка+диод» можно воспользоваться обычным тестером, временно включив его в разрыв одного из проводов, идущих к аккумулятору.

Более совершенные устройства, предполагающие многократное применение, лучше всего дополнить встроенным амперметром, врезав его в один из проводов питания аккумулятора внутри корпуса устройства и разместив прибор на лицевой стенке ЗУ.

Во избежание повреждения Вашего самодельного зарядного устройства обязательно установите защищающий его выход предохранитель, рассчитанный на ток, не менее чем в 1,5 раза больший расчетного зарядного тока. Наиболее удобны в использовании гнезда под трубчатые стеклянные предохранители такого рода:

Процесс зарядки аккумулятора

Как уже говорилось, основной параметр при зарядке аккумулятора – это зарядный ток. Оптимальным считается значение, численно равное 10% от номинальной емкости батареи. Например, аккумулятор с емкостью 65 А*ч заряжается током в 6,5 А.

Наиболее точно устанавливать зарядный ток нужно для гелевых аккумуляторов, особенно небольшой емкости: в отличие от обычных аккумуляторов свинцово-кислотного типа они крайне чувствительны к перезаряду.

Поэтому включение в состав самодельного зарядного устройства амперметра крайне полезно для контроля процесса зарядки и состояния аккумулятора. По мере набора заряда ток будет постепенно уменьшаться.

Ограничение тока ЗУ необходимо при зарядке сильно разряженного, но исправного аккумулятора: он способен принимать очень большие токи, что может вызвать как неисправность зарядного устройства, так и взрыв аккумулятора вследствие «вскипания» электролита.

Отдельно стоит упомянуть случай зарядки аккумулятора, достаточно долго пробывшего в разряженном состоянии: обычные автоматические зарядные устройства зачастую оказываются неспособны зарядить такие аккумуляторы, так как они практически не принимают зарядный ток. Оживить аккумулятор при этом сможет простейшее ЗУ из бытовой лампочки и диода: последовательность импульсов высокого напряжения, создаваемая им, способна быстро восстановить способность аккумуляторной батареи принимать заряд.

Контроль степени заряженности аккумулятора удобнее всего осуществлять по амперметру. Если же у Вас нет такой возможности, приблизительное время зарядки можно оценить как отношение емкости батареи к зарядному току: полностью разряженный аккумулятор с емкостью 40 А*ч током в 4 А придется заряжать примерно 10 часов.

Заключение

Самодельное зарядное устройство – это не только возможная временная замена заводскому, но и неплохой способ сделать полезное в гараже устройство своими руками. Готовое ЗУ ценой около тысячи рублей по схеме ничем не будет отличаться от самоделки из трансформатора от старого телевизора. При этом такая самоделка сможет оказаться полезнее и дорогого автоматического ЗУ, которое просто не запустится на сильно разряженном старом аккумуляторе.

Напоследок еще один вариант из доступных деталей

Считаю лучшей зарядкой оригинальный питерский Орион, модель НПП Орион -325 или Вымпел -37. Главное не вляпайтесь в подделку из Рязани

При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.

Материалы: http://generatorexperts.ru/elektrogeneratory/zu-dlya-avto-akkumulyatora.html

2 ≫

Итак, для сборки зарядного устройства нам потребуются следующие элементы:

  • Силовой трансформатор. Идеально подойдет деталь из старого телевизора. Обычно устанавливаются трансформаторы ТС-180-2, поэтому его мы и рассмотрим в статье.
  • Стеклотекстолитовая пластина.
  • Диоды Д242А – 4 шт., можно использовать изделия другой маркировки, но они обязательно должны быть рассчитаны на ток более 10 А.
  • Радиаторы для диода – 4 шт., площадь по 25 см 2 (а лучше 32 см 2 ).
  • Разборная электрическая вилка.
  • Медные провода сечением не меньше, чем 2,5 мм 2
  • Предохранитель на 10 А и 0,5 А.
  • Паяльник.

Подготовив все материалы можно переходить к самому процессу сборки автомобильного ЗУ.

Чтобы сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками, необходимо следовать пошаговой инструкции:

  1. Создаем схему самодельной зарядки для АКБ. В нашем случае она будет выглядеть следующим образом:
  2. Снимаем вторичные обмотки трансформатора телевизора (первичную нужно оставить) и подключаем их последовательно в цепи. В итоге должны получить 12,8 В на выходе, т.к. напряжения вторичных обмоток составляют 6,4 В и 4,7 В.
  3. С помощью медного провода соединяем между собой выводы 9 и 9’.
  4. На стеклотекстолитовой пластине собираем диодный мост из диодов и радиаторов (как показано на фото).
  5. Выводы 10 и 10’ подключаем к диодному мосту.
  6. Последовательно соединяем первичные обмотки телевизионного трансформатора ТС-180-2.
  7. Между выводами 1 и 1’ устанавливаем перемычку.
  8. К выводам 2 и 2’ с помощью паяльника крепим сетевой шнур с вилкой.
  9. В первичную цепь подключаем предохранитель на 0,5 А, 10-амперный соответственно во вторичную.
  10. Ограничиваем зарядный ток, подключив 12-вольтную лампочку в разрыв нулевого проводника, последовательно с самим АКБ. Мощность источника света должна варьироваться в пределах 21-60 Вт.

Также рекомендуется добавить в цепь амперметр и вольтметр, с помощью которых можно будет контролировать силу тока и напряжение в цепи. Альтернативный вариант – использование мультиметра для проверки данных значений.

Недостаток самодельного зарядного устройства для аккумулятора 12В заключается в том, что после полной зарядки АКБ автоматическое отключение прибора не происходит. Именно поэтому Вам придется периодически поглядывать на табло, чтобы вовремя выключить его. Еще один важный нюанс – проверять ЗУ «на искру» категорически запрещается.

Среди дополнительных мер предосторожности следует выделить такие:

  • при подключении клемм следите за тем, чтобы не перепутать «+» и «-», иначе простое самодельное зарядное устройство для АКБ выйдет из строя;
  • подключение к клеммам нужно осуществлять только в выключенном положении;
  • мультиметр должен иметь шкалу измерения свыше 10 А.

Вот, собственно, и все что хотелось рассказать Вам о том, как правильно сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Надеемся, что инструкция была для Вас понятной и полезной, т.к. этот вариант является одним из простейших видов самодельной зарядки для АКБ!

Один комментарий

Все правильно,но я убираю все лишние обмотки кроме первичной,а вторичные наматываю сам и делаю выводы нужных напряжении через переключатель на мостик,обычно в пределах 6,3v,10v,14v,18v для разных назначении,остальное как у тебя и занимаюсь этим делом лет сорок,раньше советских ламповых телевизоров было навалом.

Материалы: http://samelectrik.ru/kak-sdelat-zaryadnoe-ustrojstvo-dlya-akkumulyatora.html

3 ≫

Рано или поздно автомобиль может перестать заводиться из-за низкого заряда аккумулятора. Долгая эксплуатация приводит к тому, что генератор больше не способен заряжать батарею. В таком случае нужно обязательно держать под рукой хотя бы самое простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

В отличие от трансформаторного, импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора обеспечивает полный заряд. Однако, его главные преимущества заключаются в простоте использования, значительно меньшей цене и компактном размере.

Заряд аккумулятора импульсными устройствами осуществляется двумя этапами: сперва при постоянстве напряжения, а затем при постоянстве тока (часто процесс зарядки автоматизируется). В основном современные зарядные устройства состоят из однотипных, но очень сложных схем, поэтому в случае их поломки неопытному владельцу лучше приобрести новое.

Кислотно – свинцовые аккумуляторы очень чувствительны к температуре. При жаркой погоде уровень заряда батареи не должен быть ниже 50%, а в условиях сурового мороза не ниже 75%. В противном случае аккумулятор может перестать работать, поэтому потребуется его подзарядка. Импульсные устройство очень хорошо подходят для этого и не портят аккумулятор.

Мы собрали лучшие картинки аэрографии на авто. Выберите рисунок, который отлично подойдет именно вашему автомобилю.

Что такое флок и как он может преобразить вашу машину читайте здесь — клац. Дешево и сердито!

Неопытным водителям лучше всего подойдет автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Оно имеет ряд функций и защит, которые известят Вас о неправильном подключении полюсов и запретят подачу электрического тока.

Некоторые устройства рассчитаны на измерение емкости и уровня заряда аккумулятора, поэтому их применяют для зарядки аккумуляторных батарей любого типа.

Электрические схемы автоматических устройств содержат специальный таймер, благодаря которому можно осуществлять несколько различных циклов: полную зарядку, быструю подзарядку и восстановление аккумулятора. После завершения процесса устройство проинформирует об этом и отключит нагрузку.

Не смотря на низкую цену современных ЗУ, случаются моменты, когда под рукой не оказывается должной зарядки. Поэтому вполне реально сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Рассмотрим несколько примеров самодельных устройств.

У кого-то могут оставаться старые компьютеры с рабочим блоком питания, из которого можно получить отличное зарядное устройство. Оно подойдет практически для любых АКБ. Схема простого зарядного устройства из блока питания компьютера[/caption]

Практически у каждого блока питания на месте DA1 стоит ШИМ — контроллер на микросхеме TL494 или аналогичной ей KA7500. Для заряда аккумулятора требуется ток в размере 10% от полной емкости батареи (обычно от 55 до 65А*ч), поэтому любой БП мощностью свыше 150 Вт способен выработать его. Изначально нужно выпаять ненужные провода с источников -5 В, -12 В, +5 В, +12 В.

Далее необходимо выпаять резистор R1, который заменяется подстроечным резистором с наивысшим значением 27 кОм. Напряжение с шины +12 В будет передаваться на верхний вывод. Затем от основного провода отключается 16 вывод, а 14 и 15 просто перерезаются на месте соединения.

Примерно таким должен быть БП на начальной стадии переделки.

Теперь на задней стенке блока питания устанавливается потенциометр-регулятор тока R10, и пропускаются 2 шнура: один сетевой, другой для подключения к клеммам АКБ. Рекомендуется заранее приготовить блок резисторов, с помощью которого подключение и регулировка осуществляется намного удобнее.

Для его изготовления параллельно соединяются два токоизмерительных резистора 5W8R2J мощностью 5 Вт. В итоге суммарная мощность достигает 10 Вт, а необходимое сопротивление равно 0,1 Ом. Для настройки зарядного устройства на эту же плату закрепляют подстроечный резистор. Необходимо удалить некоторую часть печатной дорожки. Это поможет исключить возможность появления нежелательных связей между корпусом устройства и основной цепью. Обратить на это внимание следует по 2 причинам:

  1. корпус блока питания сделан из металла, поэтому в целях безопасности он не должен вступать в гальваническую связь с общим проводом цепи зарядки АКБ;
  2. для зарядного тока исключается паразитная цепь с токоизмерительным резистором R11.

Электрические соединения и плата с блоком резисторов устанавливаются согласно вышеуказанной схеме.

Выводы 1, 14, 15, 16 на микросхеме сначала следует облудить, а потом подпаять многожилистые тонкие провода.

Полный заряд будет определяться напряжением холостого хода в пределах от 13, 8 до 14,2 В. Его необходимо выставить переменным резистором при среднем положении потенциометра R10. Для подключения выводов к клеммам АКБ на их концы устанавливаются зажимы типа «крокодил». Изоляционные трубки на зажимах должны быть разного цвета. Обычно красный цвет соответствует «плюсу», а черный – «минусу». Не стоит путаться с подключением проводов, иначе это приведет к порче прибора.

В конечном итоге зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из бп компьютера должно выглядеть примерно так.

Если зарядное устройство будет применяться исключительно для зарядки аккумуляторной батареи, то можно отказаться от вольт- и амперметра. Чтобы задать начальный ток достаточно использовать отградуированную шкалу потенциометра R10 со значением 5,5-6,5 А. Почти весь процесс зарядки не требует человеческого вмешательства.

В роли источника постоянного тока здесь выступает приспособленный 12-вольтовый адаптер. На этот случай схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора не потребуется.

Главное учесть важную особенность – напряжение источника питания должно быть равным напряжению самого аккумулятора, в противном случае батарея не будет заряжаться.

Конец провода адаптера обрезается и оголяется до 5 см. Далее провода с разноименными зарядами отдаляются друг от друга на 40 см. Затем на конец каждого провода одевается «крокодил» (тип зажимов), каждый из которых должен отличаться по цвету, чтобы избежать путаницы с полярностью. Зажимы последовательно подключают к аккумулятору («от плюса к плюсу», «от минуса к минусу») и после этого включают адаптер.

Сложность заключается только в выборе правильного источника питания. Также стоит обратить внимание на то, что в процессе аккумулятор может перегреться. В таком случае нужно прервать зарядку на некоторое время.

Ксеноновая лампа один из лучших источников света для авто. Узнайте, какой штраф за ксенон перед тем, как его устанавливать.

Установить парктроник сможет каждый желающий. Убедиться в этом можно на этой странице. Переходите и узнайте, как установить парктроник самому.

Многими водителями доказано, что полицейский радар «Стрелка» не прощает ошибок. По этой ссылке /tuning/elektronika/radar-detektor-protiv-strelki.html можно узнать, какие радар-детекторы смогут уберечь водителя от штрафа.

Для создания нехитрого ЗУ потребуется несколько простых элементов:

  • бытовая лампочка мощностью до 200 Вт. От ее мощности зависит скорость подзарядки аккумулятора – чем выше, тем быстрее;
  • полупродниковый диод, проводящий электричество только в одном направлении. В качестве такого диода можно использовать зарядку от ноутбука;
  • провода с клеммами и штекер.

Схема подключения элементов и процесс зарядки АКБ наглядно продемонстрированы на этом видео.

При правильной настройке схемы лампочка будет гореть в полнакала, а если она совсем не горит, то значит нужно доработать схему. Возможно, лампочка не будет гореть в случае полного заряда АКБ, что является маловероятным (на клеммах напряжение высокое, а значение тока маленькое).

В экстренных случаях подзарядить аккумулятор можно с помощью достаточно мощного диода и обогревателя методом тока от сети. Последовательность подключения к сети должна быть следующая: диод, обогреватель, аккумулятор. На такой способ уходит большое количество электроэнергии, а КПД значительно мал – 1%. Это самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора можно считать самым простым, но крайне ненадежным.

На создание самого простого зарядного устройства, которое не будет портить Ваш аккумулятор, потребуется немало технических знаний. Сейчас на рынке представлен широкий выбор зарядок с большим функционалом и простым интерфейсом для работы.

Поэтому при возможности лучше иметь при себе надежное устройство с гарантией того, что аккумуляторная батарея не будет подвергаться риску и продолжит стабильную работу.

Взгляните на это видео. На нем показан еще один способ быстро зарядить АКБ своими руками.

Один комментарий

У меня зарядное устройство Вымпел — 57 производство НПП Орион из Санкт-Петербурга. Можно регулировать как напряжение, так и ток. Очень продвинутая зарядка. Заряжает любые АКБ. Советую

Материалы: http://za-rulem.org/tehobsluzhivanie/uhod/kak-sdelat-zaryadnoe-ustrojjstvo.html


Back to top