Насос охлаждающей жидкости

Насос системы охлаждения двигателя является очень важным элементом любого современного автомобиля.

Для чего нужен этот насос?

Насос охлаждающей жидкости – это механизм, предназначенный для обеспечения принудительной циркуляции в системе охлаждения двигателя. Такая помпа обычно располагается на минимальном расстоянии от передней части блока цилиндров и его головки, отвечая за приведение в движение жидкости, которая отводит тепло от блока цилиндров двигателя, предотвращая тем самым его перегрев.

Принцип работы насоса в системе охлаждения

Несмотря на большую важность функции охлаждения мотора, принцип работы помпы довольно прост. Чтобы его понять, необходимо уяснить один момент: модели насосов хоть и различаются в зависимости от марки автомобилей, на которых они установлены, однако их всех объединяет наличие трех обязательных конструктивных элемента. Это:

  • литой корпус, который чаще всего выполнен из магниевого сплава;
  • стальной вал с насаженной на него крыльчаткой из алюминиевого сплава или полимерных материалов;
  • сальник, обеспечивающий герметичность камеры насоса.

Сам вал имеет подшипник, который исключает появление вибраций на больших оборотах. Крыльчатку насоса еще иногда по-другому называют рабочим колесом. Когда с помощью вала оно приводится в движение, у входного отверстия насоса образуется разряженное пространство, благодаря которому на центральную часть крыльчатки производится подача охлаждающей жидкости. Далее, под воздействием центробежной силы она разбрасывается по стенкам камеры, набирая при этом довольно высокую скорость. За счет этого осуществляется выход жидкости под некоторым давлением и ее поступление в водяную «рубашку» мотора (систему полостей в стенках головки блока цилиндров и в самом блоке).

На многих авто в системе охлаждения применяются сразу два насоса. Дополнительная помпа требуется для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости во втором контуре (на двигателях с турбиной), а также для охлаждения выхлопных газов и воздушной смеси в турбокомпрессоре.

Типы насосов охлаждающей жидкости

На современных авто используются только центробежные лопастные насосы, которые представляют собой оптимальные механизмы для прокачки жидкостей с малой вязкостью и плотностью. Различаются они только по типу привода, который приводит в движение стальной вал с крыльчаткой.

  • От коленчатого вала. Передача усилия в этом случае осуществляется с помощью клиноременной передачи. Обычно она одновременно приводит в движение и вентилятор радиатора, и ротор генератора, а крепление ремня производится непосредственно к шкиву в передней части коленвала.
  • От ремня ГРМ. Передача усилия происходит через зубчатый ремень.
  • От собственного электрического моторчика. Обычно данный тип привода применяется на дополнительных насосах.

Жидкость для охлаждения – как правильно выбрать?

Сегодня на рынке представлено огромное число охлаждающих жидкостей различных марок. Все они различаются по количеству и качеству присадок и добавок, но с точки зрения основных компонентов состава существует всего 3 класса жидкостей для охлаждения двигателя:

  • G11. Для их изготовления применяется этиленгликоль, а упаковки помечаются маркировкой зеленого цвета.
  • G12. Жидкости на основе все того же этиленгликоля, но со значительным содержанием карбоксилатных соединений. Этому классу соответствует маркировка красного цвета. Являются оптимальным вариантом для высокооборотных двигателей, а также моторов, которые подвергаются регулярному воздействию высоких температур.
  • G13. Жидкости этого класса изготавливаются на основе полипропиленгликоля и являются наиболее экологичными, безопасными для здоровья человека, но при этом и самыми дорогими. Помечаются маркировкой оранжевого либо желтого цвета.

При покупке жидкости для охлаждения нужно обратить внимание на этикетку и сертификаты, которые должны в обязательном порядке прилагаться к продукции. Их отсутствие у продавца должно насторожить, и в этом случае лучше отказаться от покупки антифриза. Ведь некачественная охлаждающая жидкость не только может привести к поломке двигателя, но и серьезным проблемам со здоровьем, что намного страшнее.

Различия между Антифризом и Тосолом

Большинство автолюбителей разделяют охлаждающие жидкости на 2 группы: антифриз и тосол. Однако это заблуждение, таким же образом можно сравнивать сельдь с рыбой или картофель с овощем. Ведь «тосол», ставшее уже нарицательным словом, обозначает жидкость для охлаждения, состоящую из специально подготовленной воды и этиленгликоля (т. е. относящуюся к классу G11), а была она изобретена еще в 70-х годах прошлого века советскими учеными для работы в условиях Крайнего Севера.

В то время это слово являлось торговой маркой и писалось вот так: ТОСОЛ. Первые три буквы в этом сочетании обозначают технологию органического синтеза, а окончание «-ол» — отношение к классу спиртосодержащих жидкостей, так как этиленгликоль – это не что иное, как представитель двухатомных спиртов. Таким образом, все охлаждающие жидкости правомерно называть антифризом, а никак не тосолом!

Если на этикетке и в сертификате есть отметка о соответствии ГОСТ 28084-89, то такую жидкость можно смело приобретать. Однако в последнее время многие производители антифриза добавляют в свою продукцию множество присадок для уменьшения себестоимости и повышения качества. Такая жидкость на этикетке будет иметь пометку только о соответствии ТУ, в которых она изготавливалась. Это не значит, что данный антифриз некачественный, просто перед его покупкой стоит убедиться в его безопасности, например, изучив отзывы других автолюбителей на онлайн-форумах.

Диагностика неисправностей насоса охлаждающей жидкости

Как показывает практика, многих поломок двигателя можно избежать или хотя бы отсрочить их появление, если вовремя диагностировать неисправности насоса охлаждающей жидкости. Это вполне по силам даже совсем неопытному автолюбителю.

Самыми распространенными неполадками в работе охлаждающей помпы выступают:

  • износ приводного ремня;
  • повреждения крыльчатки;
  • износ подшипников;
  • разгерметизация рабочей полости.

Наиболее явным признаком, сигнализирующим о неисправности помпы, является перегрев двигателя. Причиной его могут быть все вышеназванные неполадки, кроме износа подшипников. А вот повышенный уровень шума как раз может быть его следствием. Также это может быть сигналом неправильной установки крыльчатки. Выявить же разгерметизацию поможет ежедневный визуальный осмотр корпуса помпы на предмет наличия протечек, что не займет много времени. Осмотр же ремня стоит осуществлять каждые 7-10 дней.

Средняя стоимость ремонта насоса в автомастерских

Конечная стоимость ремонта насоса охлаждающей жидкости напрямую зависит от марки авто, а также местоположения автосервиса. Средние же цены на услуги по замене и ремонту помпы охлаждения на некоторых наиболее распространенных в СНГ марках авто на сегодняшний день таковы:

  • ВАЗ 2101–07/«Нива» – от 1 000 р.;
  • ВАЗ 2108/2109/21099 – от 2 000 р.;
  • ВАЗ 2110/2111/2112 – от 2 500 р.;
  • Автомобили иностранного производства – от 2 000 р.

Также довольно востребованной у автовладельцев услугой является замена охлаждающей жидкости. Ее стоимость обычно не зависит от марки машины, минимальная же сумма, которую необходимо иметь в наличии при посещении СТО, равняется 700 российским рублям.

Все цены указаны без учета стоимости заменяемых деталей и расходных материалов.

Средняя цена на насос охлаждающей жидкости

Средняя розничная стоимость новых помп охлаждающей жидкости в перерасчете на российскую валюту на ряд популярных марок грузовых и легковых авто составляет:

  • ВАЗ 2101–2115 – от 800 р.;
  • LADA Priora/Kalina/Granta – от 950 р.;
  • LADA Largus/Niva Chevrolet – от 1 000 р.;
  • ГАЗ 3302/2217/3221/3102/3110/31105 – от 1 500 р.;
  • ГАЗ 53/66/3307 – от 2 000 р.;
  • УАЗ 3303/3909/Patriot/Hunter – от 1 400 р.;
  • ГАЗ 33025/33027/ Business – от 1750 р.;
  • ПАЗ 4230/4234/3205/3206 – от 2 000 р.;
  • ZAZ-Daewoo Sens/Tavria/Slavuta – от 1 100 р.;
  • KAMAZ 5315/5320/53212/5411/555112/55102/55111– от 5 500 р.;
  • MAZ 4370/4371 – от 2 100 руб.;
  • ЗИЛ 130/131/ 4331/4333/4421/4945 – от 5 000 р.;
  • VOLKSWAGEN Golf III, IV/Polo/Bora/Passat – от 2 000 р.;
  • HYUNDAI Accent/Solaris/Getz/Elantra/Avante XD – от 1 550 р.;
  • HYUNDAI Matrix/Santa Fe/Tucson – от 1 700 р.;
  • OPEL Astra J/Insignia/Astra G/Zafira A/Astra H – от 1 500 р.;
  • KIA Rio/Cerato/Cerato/Carens/Magentis I/CEE’D – от 1 500 р.;
  • KIA Sportage – от 1 700 р.;
  • SCODA Octavia/Octavia Tour/Octavia II/Rapid/Roomster/Yeti – от 1 600 р.;
  • FORD Focus II,III/Fiesta/Fusion/C-Max – от 1 850 р.;
  • RENAULT Logan/Kangoo/Clio II/Clio Symbol/Megane II – от 1 450 р.;
  • TOYOTA Corolla/Avensis/Carina E/Yaris – от 1 500 р.;
  • HONDA Accord – от 2 400 р.;
  • SUBARU Impreza /Legacy/Forester 2.0, 2.5 – от 1 850 р.;
  • MITSUBISHI Colt/Lancer/Galant 1.6, 1.8 – от 1 350 р.;
  • MITSUBISHI Pajero II, IV – от 2 900 р.;
  • NISSAN Micra/Note/Tiida – от 1 550 р.;
  • NISSAN X-Trail/Primera 2.0, 2.5 – от 2 750 р.;
  • MERCEDES BENZ W202/210 – от 6 000 р.;
  • MERCEDES BENZ W124/W201 – от 1 900 р.;
  • MERCEDES BENZ W115/W123/W460 — от 1 650 р.;
  • AUDI 80/90/100 – от 1 800 р.;
  • AUDI A4/A6/A8 – от 2 200 р.;
  • BMWE 23/E24/E32/E34 – от 1 700 р.;

Материалы: http://avtotolk.ru/sistema-ohlazhdeniya/nasos-ohlazhdajushej-zhidkosti/

2 ≫

Охлаждающая система в автомобиле обеспечивает нормальную работу всех узлов. Без неё было бы невозможно функционирование двигателя. Он бы постоянно перегревался. Внутри конструкции циркулирует антифриз, который имеет более высокую температуру закипания, чем вода.

На видео показан принцип работы:

Особенности устройства

В большинстве случаев насос охлаждающей жидкости устанавливается впереди двигателя. Это обеспечивает максимальную производительность системе и дополнительное охлаждение.

Насос охлаждающей жидкости может иметь привод двух типов: механический и электрический. На большинстве современных автомобилей используется именно второй тип. Механизм механической системы работает благодаря усилию, которое передаётся с коленвала. Иногда в качестве источника используется распределительный вал. За передачу усилия отвечает ременная передача.

В электрическом приводе используется электродвигатель. Именно он отвечает за работу насоса охлаждающей жидкости. Важной особенностью устройства является автономная система управления.

Традиционно насос охлаждающей жидкости имеет в своей конструкции следующие элементы:

Аппарат работает благодаря центробежной силе. В процессе работы давление внутри системы достигает одной атмосферы. Это необходимо для того, чтобы сдвинуть точку кипения антифриза на 20 градусов вверх. Как результат двигатель может работать на придельных оборотах гораздо дольше без перегрева.

Рабочее колесо насоса охлаждающей жидкости крепится на валу. В некоторых материалах на автомобильную тематику можно встретить другое название этого элемента – крыльчатка. Конструкция имеет отдельный корпус. Её материалом служит чугун. Хотя сейчас всё чаще производители используют алюминий или магниевый сплав.

Рабочее колесо обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Для этого в нём предусмотрены специальные лопасти. Причём они имеют уникальную форму, которая обеспечивает наибольшую функциональность. Именно из-за этой особенности деталь получила название крыльчатка.

Отвод и подвод жидкости осуществляется по специальным каналам. При этом корпус имеет жёсткую фиксацию. Между блоком двигателя и насосом находится прокладка, служащая дополнительным уплотнителем.

Прокладка насоса не даёт охлаждающей жидкости вытекать в месте соединения устройства с рубашкой двигателя. В месте выхода вала монтируется сальник. Подобная конструкция позволяет добиться максимальной герметизации.

За вращение приводного вала отвечают подшипники. С противоположной стороны устанавливается шкив. Он также может приводиться в движение посредством двигателя, или за счёт отдельного электромотора.

Как работает

Насос охлаждающей жидкости начинает свою работу вместе с двигателем. Вращение рабочего колеса образует разряжение. Из-за него антифриз начинает поступать из радиатора в устройство.

Как только охлаждающая жидкость поступает в насос, она попадает на крыльчатку. После прохождения оборота при помощи центробежной силы ОЖ попадает в выходное устройство в корпусе.

Сразу после выхода ОЖ поступает в рубашку охлаждения. Если проследить путь охлаждающей жидкости более подробно, то получится следующее:

  1. Вначале жидкость находится в нижнем бачке радиатора. Потом через канал она попадает внутрь помпы.
  2. Когда крыльчатка начинает вращаться, возникает центробежная сила. Она отбрасывает ОЖ к стенкам насоса. В результате этого в системе появляется давление, и охлаждающая жидкость нагнетается в трубку, в которой происходит распределение.
  3. В распределительной трубке есть ряд отверстий, каждое из которых ведёт к определённому цилиндру.

Подобная схема обеспечивает равномерное охлаждение. Если же клапан термостата закрыт, охлаждающая жидкость идёт по рубашке в перепускной канал. Уже оттуда она перенаправляется в насос.

Замена насоса

Какие бывают неисправности

Несмотря на свою надёжность в аппарате иногда возникают поломки. К сожалению, в большинстве случаев более рентабельно провести замену, чем ремонт. К тому же последний часто бывает просто невозможным.

Самой частой неисправностью является протечка. В таком случае единственный вариант – замена. Чаще всего подобное случается из-за таких причин:

  • низкое качество аппарата;
  • проблемы в системе охлаждения;
  • износ.

Повышенный шум от работы аппарата указывает на проблему с подшипниками. В худшем случае – повреждена крыльчатка. Многие поломки связаны с некачественной ОЖ. Из-за этого на стенках образуется налёт. Также деталь может быть просто неправильно установленной.

Замена

Замена не является сложным процессом и состоит из таких этапов:

  • слейте охлаждающую жидкость;
  • снимите ремень;
  • открутите планку;
  • открутите болты крепления;
  • снимите насос;
  • установите новый аппарат.

Очень важно при установке нового аппарата поменять прокладку. Иначе протечки не избежать. Конечно же, после замены нужно будет заменить ОЖ в системе. Также многие автомобильные эксперты рекомендуют установить новый термостат.

На видео показа процесс замены:

Насос охлаждающей жидкости играет важную роль в нормальной работе мотора. Без него бы двигатель постоянно перегревался. Мало того, использование помпы позволяет в значительной мере продлить срок эксплуатации узла.

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2759

3 ≫

Устройство любого автомобиля подчиняется ряду законов. Нельзя обособить различные механизмы и узлы, потому что работа каждой системы так или иначе влияет на работу другой. Говоря о системе охлаждения, водители часто недооценивают роль водяного насоса. А между тем, именно от работы помпы зависит вся «жизнь» двигателя.

Помпа — это водяной насос. Только циркулирует она не воду, а охлаждающую жидкость. Помпа относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и призвана обеспечивать принудительное охлаждение силового агрегата. Ведь, как известно, сам по себе тосол (или антифриз) не может гарантировать устранение перегрева мотора.

Общая конструкция устройства, принцип работы

Большинство автомобилей оснащается помпами, очень схожими по своему устройству. Особенно сильно этот принцип заметен при работе с отечественными моделями авто. Местоположение водяного насоса определяется его функциями. На легковых и грузовых автомобилях он находится у радиатора и, так или иначе, связан с ГРМ, так как ремень приводит насос в действие.

Водяной насос всегда приводится в движение гидрораспределительным ремнём, поэтому включается в состав мотора

Конструктивно механизм имеет следующее строение:

Валик насоса крепится к крышке корпуса.

На валике фиксируется крыльчатка.

С другого конца помпы имеется привод (то есть шкив), на современных моделях автомобилей шкив сопровождается вентилятором.

Через ГРМ и шкив на сам вал передаётся энергия вращения.

Вал приводит в действие крыльчатку.

Крыльчатка, в свою очередь, осуществляет циркуляцию топлива по системе.

Большинство неопытных водителей полагает, что наличие охлаждающей жидкости в системе уже гарантирует качественное охлаждение ДВС. Однако это не так. Для того, чтобы жидкость в бесперебойном режиме поступала на горячую головку цилиндров, необходимо определённое давление. Именно это давление тосола (антифриза) и создаёт помпа.

Вращение крыльчатки обеспечивает нагнетание охлаждающей жидкости по всем магистралям. Таким образом к ДВС постоянно подаётся необходимое количество тосола, чтобы он не перегревался.

Соответственно, если вдруг помпа выйдет из строя, система охлаждения полностью теряет свою работоспособность.

Первый признак неисправной работы насоса — наличие капель антифриза в подкапотном пространстве

Когда включается помпа

Помпа включается практически сразу же после включения зажигания двигателя (на разных автомобилях этот период может различаться). При заведённом моторе жидкость, которая изначально хранится в охлаждённом радиаторе, начинает поступать к водяному насосу. Тосол засасывается в центр крыльчатки и под давлением силы инерции выпускается по шлангам к мотору. То есть помпа давит на охлаждающую жидкость, заставляя её принудительно циркулировать по системе.

Момент выключения

Водяной насос призван работать всё то время, что двигатель находится в рабочем состоянии. Только так автопроизводитель может гарантировать отсутствие риска перегрева мотора. Поэтому механизм отключается вместе с двигателем.

Помпа по своему устройству считается простым механизмом. Поломки и неисправности случаются довольно редко. Специалисты сервисных центров выделяют всего три причины, по которым механизм может выйти из строя:

Износ частей и деталей (обычно из-за старения сальника устройство прекращает нормально функционировать).

Изначальный брак водяного насоса.

Некачественный ремонт (даже хорошая деталь не будет обеспечивать циркуляцию жидкости, если была установлена неправильно).

Основными неисправностями любого водяного насоса можно считать износ сальника, поломку крыльчатки, заклинивание подшипника или потерю герметичности. Помпа начинает подтекать, даже вибрировать, что сказывается на качестве охлаждения ДВС и комфорте езды.

Обычно автовладельцы обращаются за услугами специалистов по ремонту. В некоторых случаях целесообразна замена износившихся элементов — сальника, крыльчатки или армированной манжеты. В редких случаях приходится менять приводной шкив.

Однако процедура разборки механизма довольно простая: можно самостоятельно разобрать механизм при помощи отвёртки и гаечных ключей и заменить выработанные детали на новые из ремкомплекта.

Для автомобилей отечественного и импортного производства в автомагазинах продаются разные модели водяных насосов. Каждая из них имеет свои особенности.

Производители водяных насосов для иномарок

Одним из самых распространённых производителей автомобильной помпы считается испанская компания Dolz. К слову, технические приспособления для оснащения транспортных средств Dolz производит с 1934 года. Все модели водяных насосов в обязательном порядке проходят сертификацию, а потому и считаются надёжными и качественными в работе.

Изделие имеет высокую цену, однако качество сборки позволяет сэкономить на дальнейшей эксплуатации

Фирма Hepu (Германия) изготавливает водяные насосы практически для всех марок автомобилей — от «Порше» до «Фиата». Линейка продукции концерна насчитывает множество моделей насосов, при этом в производстве каждого изделия особое внимание уделяется внедрению самых передовых технологий.

BGA — производитель насосов и прочих автоузлов из Великобритании. Компания очень строго относится к контролю качества выпускаемой продукции, поэтому каждая помпа служит на протяжении долгих лет.

Производители водяных насосов для российских автомобилей

Белорусское предприятие Fenox производит дешёвые механизмы среднего качества. На каждый товар имеется заводской паспорт и гарантия.

Российский производитель «ТЗА» продаёт помпы для отечественного автопрома сразу в комплекте с уплотнительной прокладкой. Такую деталь удобно менять. Изделия этой компании можно купить практически в любом автомагазине.

Ещё одна российская компания Luzar специализируется исключительно на выпуске водяных насосов. Крыльчатка выполняется из алюминиевого сплава, что обеспечивает лёгкость механизма. К тому же в комплекте идёт не только уплотнитель, но и дополнительный крепёж.

Luzar — один из самых популярных производителей водяных насосов в России

Таким образом, помпа автомобиля — это тот элемент, от которого зависит качественное охлаждение мотора. Стоит внимательно отнестись к выбору нового элемента и ремонту старого, если в этом есть необходимость.

Материалы: http://autoclub.su/nasos-ohlazhdayushhey-zhidkosti/


Back to top