≪
-
Казалось бы, трогаться с места на подъеме должен уметь каждый водитель. Но не все так просто, эта проблема касается не только тех, кто сдает экзамене в автошколе, а самым сложным моментом считает именно начало движения на спуске. Как не странно, но аварии в пробках практически каждый день происходят в основном именно по причине неудачных стартов на наклоненной дороге.
Ручник помогает далеко не всегда. Если на склоне приходится затормозить один раз, а до ближайшей машины в ряду не менее ста метров, то, как правило, никаких проблем не возникает. Самое веселое начинается именно тогда, когда на наклонной местности образовалась пробка, и ручным тормозом приходится пользоваться десятки раз. Не удивительно, что кто-то про него забывает, или снимает машину с ручника слишком рано.
Но машиностроение не стоит на месте, и сравнительно недавно в обиход поступило такое изобретение, как система трогания на подъеме. К сожалению, этой новинкой на сегодняшний день оснащаются только дорогие кроссоверы или машины премиум класса. Как показала практика, система является очень удобной, значительно повышает уровень комфорта и безопасности при вождении, и нам остается надеяться, что в ближайшее время ею будут оснащаться и менее дорогие авто.
В этой статье постараемся разобраться в том, что такое система помощи при трогании на подъеме, как она работает и какие ее разновидности бывают.
Что такое система помощи при трогании на подъеме
Данная инновация стала настоящей находкой для тысяч автолюбителей. Она не только упрощает процесс вождения машины на дороге, расположенной под углом, но и обеспечивает повышенный уровень безопасности для всех участников движения.
Новинка представляет собой комплекс узлов, совместная работа которых направлена на предотвращения возможности скатывания автомобиля назад по наклонной. При желании, момент срабатывания системы можно настроить. К примеру, в большинстве механизмов уровень наклона дороги, при котором срабатывает помощник, составляет пять градусов. Но данный показатель можно отрегулировать для обеспечения большего удобства вождения.
Задача устройства состоит в том, чтобы максимально упростить водителю своевременную остановку на подъеме, а также вовсе исключить необходимость применения ручного тормоза для надежной фиксации машины на склоне.
Сокращенное название системы – HSA. Это аббревиатура от английского названия Hill Start Assist. Она создает дополнительное тормозное усилие без участия водителя, то есть HSA является полностью автономной системой, направленной на удержания автомобиля на крутом склоне. Срабатывает она в тот момент, когда водитель отпускает педаль тормоза, и машина при этом находится под определенным углом. Как уже было отмечено ранее, данный угол можно отрегулировать самостоятельно.
В результате срабатывания HSA при отпускании педали тормоза, машина вместо того, чтобы скатиться назад, остается на месте. Отключается система в тот момент, когда водитель начинает давить на педаль газа.
HSA – незаменимый помощник в условии необходимости частого передвижения в горной местности, условиях бездорожья, а также в городских пробках. Потому систему можно считать полностью универсальной.
Какими бывают помощники при трогании на подъеме
В зависимости от марок производителей автомобилей, данная система может иметь разные названия. Чтобы не путаться в аббревиатурах, следует более подробно рассмотреть различные названия HSA.
- разработчики компании Фольцваген называют системы помощи при старте на наклонной местности HHC;
- производители автомобилей Фиат и Субару оснащают свои детища HG;
- компания Тойота называет данную систему, установленную на своих авто – HAС или HAS;
- компания Ниссан использует аббревиатуру USS.
Но суть работы для всех разновидностей систем в целом является одинаковой. Далее будет рассмотрено, как именно работает HSA.
Основной принцип работы
Динамическая стабилизация является базой для системы HSA. Именно за счет нее обеспечивается стабильная фиксация машины на наклонной плоскости.
В то же время, этот помощник является отдельной системой, которую при желании несложно установить на свой автомобиль, как это можно сделать с некоторыми другими устройствами. Его основой является программное расширение, которым оснащаются некоторые из автомобилей. Активация HSA происходит в автоматическом режиме. При этом автомобиль должен стоять пол углом в пять градусов и более. Это – незначительный показатель, которого вполне хватает для обеспечения полной безопасности при постановке автомобиля на место стоянки, либо торможении и начале движения автомобиля на наклонной местности.
При желании, угол может регулироваться. Данное значение, как правило, зависит от привычек самого водителя и от местности, по которой преимущественно приходится передвигаться. К примеру, маршрут автомобиля каждый день проходит по одному и тому же участку дороги. Он имеет угол наклона в четыре градуса. Здесь постоянно образовываются пробки, потому есть смысл отрегулировать HSA именно под значение в четыре градуса для обеспечения большего комфорта и безопасности при движении автомобиля в пробках.
Работает система следующим образом:
- планируя тронуться с места, водитель отпускает педаль тормоза, переводя ногу на газ;
- в тот момент, когда педаль была опущена, тормозная система все еще остается активированной;
- центральный тормоз продолжает фиксировать автомобиль на месте до тех пор, пока не откроется заслонка дросселя.
В результате, машина трогается с места только в тот момент, когда водитель нажимает на педаль газа для начала движения.
На каких автомобилях устанавливается HSA
Изначально система была разработана только для установки на автомобили с автоматической коробкой передач. Но со временем система была доработана, и она получила применение, в том числе на автомобилях с МКПП. Но практика показала, что сочетание HSA с механикой – не самое удачное решение. Дело в том, что система не способна распознать перегазовку и начало движения автомобиля с механической коробкой передач. В результате водители сталкиваются с такой картиной: HSA снижает давление только в тот момент, когда происходит перегазовка автомобиля на нейтральной скорости. В этот момент ничего не подозревающий водитель ощущает, что его машина начинает скатываться назад.
Вывод
Автомобили с системой помощи при трогании на подъеме являются незаменимыми для новичков, которым приходится передвигаться по заполненным машинами улицам города. Если речь идет о более опытных автомобилистах, они вполне могут реализовать свои навыки и без HSA. К тому же, следует осторожно относиться к покупке машин с системой помощи на подъемах, оснащенных механической коробкой передач. Такое сочетание практически не оправдывает себя, потому нередко является абсолютно бесполезным.
На видео показано как работает система помощи при трогании:
Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2719
2 ≫
-
Системой помощи при трогании на подъеме (далее — СПП) оснащаются некоторые транспортные средства в качестве дополнительной опции. В основном, это автомобили премиум-категории и внедорожники.
Она служит для предотвращения откатывания автомобиля при начале движения на подъеме, заносов при трогании с места под уклон. Эта функция активируется как при движении вперед, так и при движении задним ходом.
Наличие СПП уменьшает вероятность дорожно-транспортных происшествий на перекрестках, находящихся под уклоном. При её активации стояночным тормозом во время начала движения под горку можно не пользоваться.
В процессе работы системы помощи при старте на подъеме последовательно активируются следующие режимы:
- увеличение тормозного усилия в системе;
- удержание тормозного давления вплоть до момента трогания с места;
- постепенное понижение тормозного усилия;
- полное снятие тормозного давления.
Приблизительно такую последовательность действий производит опытный водитель в условиях движения на уклон. Однако водитель не может произвести регулирование тормозного усилия каждого колеса по отдельности.
Поэтому даже опытные водители с трудом предотвращают занос или соскальзывание автомобиля при движении на подъем, если противоположные ведущие колеса имеют неодинаковое сцепление с дорогой.
Видео — как работает функция Hill Start Assist Control Toyota (HAC):
Система помощи при трогании на подъеме обеспечивает защиту от следующих негативных моментов:
- остановка двигателя при повышении нагрузки на него и недостаточном нажатии педали акселератора;
- пробуксовка колес при недостаточном сцеплении с дорогой;
- откатывание автомобиля;
- ненаправленное движение автомобиля в условиях скользкого дорожного покрытия, различных условий сцепления с дорогой для ведущих колес.
С такими ситуациями сталкиваются многие начинающие автолюбители во время первых занятий в автошколе.
Данная опция активируется при следующих условиях:
- двигатель работает;
- нажата педаль тормоза;
- уклон подъема более 5%.
СПП автоматически деактивируется при перемещении на участок дороги с наклоном менее 5%.
В современных автомобилях есть различные обозначения систем помощи при трогании на подъеме:
- Hill-Start Assist Control, (HAC или HSA) на Toyota;
- Hill Holder на Subaru, Fiat;
- Hill Hold Control (HHC) на Volkswagen;
- Uphill Start Support (USS) на Nissan.
В некоторых автомобилях производители не рекламируют наличие дополнительной функции системы помощи при подъеме (например, в Mercedes). Встроенный в систему ESP датчик горизонтального положения автоматически активирует математический алгоритм системы контроля движения при подъеме для блоков ESP и управления автоматической коробки передач.
СПП является встроенным алгоритмом работы ESP. Чтобы проверить наличие алгоритма помощи при трогании на подъеме в конкретном автомобиле, следует внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
Конструктивно блок СПП обычно располагается в блоке ESP (или ABS), При неисправностях системы ABS или ESP система помощи при старте на подъеме не работает. Поэтому все нюансы, касающиеся исправности этих блоков следует учитывать при обслуживании и ремонте системы помощи на подъеме. Это:
- засорение датчиков вращения колес;
- обрыв электропроводки и разъемов датчиков;
- механическое разрушение и естественный износ датчиков вращения;
- износ тормозных колодок;
- утечка тормозной жидкости;
- попадание воды в пространство между тормозными колодками и тормозным диском;
- электрическая неисправность блока ESP (ABS).
Принцип работы системы помощи при трогании на подъеме состоит в синхронизации момента отпускания подтормаживания конкретного колеса с моментом начала движения. Таким образом, достигается равномерное и направленное движение под гору даже в условиях скользкого дорожного покрытия.
На автомобилях с автоматической трансмиссией контроль при трогании с места на ровной дороге производит блок управления АКПП. Однако алгоритм его работы не учитывает перераспределения усилий старта для различных колес, моментов проскальзывания, уклон дороги.
Поэтому современные системы помощи при трогании на подъеме производят обмен информацией между блоками ESP и блоком управления автоматической коробкой переключения передач. В целом, получается довольно сложный алгоритм.
- если вы начинающий автолюбитель и проживаете в пересеченной местности, часто путешествуете по бездорожью, СПП является желательной опцией автомобиля;
- следите за исправностью системы ESP, если она неисправна система контроля при подъеме не работает;
- обязательно включайте систему контроля при крутых подъемах, особенно при плохом дорожном покрытии.
Будет полезно повторить допустимые габариты груза для автоперевозок, чтобы не нарушать правила и не получить штраф.
Какую выбрать и как поставить сигнализацию на автомобиль.
Видео — работа помощника при трогании на подьеме Лада Веста:
Как быстро избавиться от царапин на машине
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло
Надоело чистить салон своего авто? Это поможет >>>
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?
Это система помощи очень полезная вещь, особенно за городом. Не раз меня спасала в трудных ситуациях.
Устает спина за рулем? Полезный подарок водителю!
Материалы: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/bezopasnost/sistema-pomoshhi-pri-troganii-na-podeme.html
3 ≫
-
Все , кто впервые усаживаются в кресло водителя , знают о том , как сложно и трудно с самых азов постичь моменты обучения и первых движений на подъеме . Особо актуален вопрос во время плотного городского трафика , где малейшее движение с уклона назад может привести к аварии , особо огорчив начинающих водителей . ????
Производители автомобилей с каждым днем добавляют новые функции , встраивая пачки датчиков и разной электроники , чтобы обеспечить безопасное вождение и комфорт пользователей на своих транспортных средствах . Данный вопрос очень важен и разработчики уделяют ему особое внимание и применяют различные подходы к решению .
Более оснащенные и укомплектованные дорогие транспортные средства обладают системой помощи при трогании на подъеме HSA . Что же это такое ? Каков главный принцип функционирования системы , помогающей трогаться и ехать в гору ?
HSA ( Hill Start Assist ) – система , способствующая старту и движению вверх по склону , запускается тогда , когда транспорт находится под уклоном , при значении угла склона не меньше пяти градусов , при этом задействована педаль тормоза . Угол и параметры системы могут регулироваться и подстраиваться конкретно под водителя , меняя значения и параметры системы в общем . В момент старта водитель отпускает педаль тормоза , но отключение тормозной силы не происходит до момента , пока водитель не нажмет на педаль газа и машина не тронется . Данный принцип позволяет предотвратить ход машины по склону вниз , тем самым не задействуя ручной тормоз , чем повышается безопасность , комфорт и ответственность при вождении .
Во главу своих разработок все производители авто во — первых ставят безопасность , жертвуя множеством тестируемых экземпляров автомобилей , и проводя сотни часов на тестируемых полигонах и условных площадках , моделирующих и ту и другую ситуацию по отдельности .
Разные производители по — своему называют и дорабатывает HSА , внося определенные коррективы и наработки в уже имеющиеся стандарты :
- Фольксваген имеет аббревиатуру ННС ( Hill Hold Control );
- Фиат и Субару имеют в своем арсенале НН ( Hill Holder );
- У Тойота – система помощи при старте на подъеме HAC ;
- Нисан обладает системой USS ( Uphill Start Support ).
Основываясь на фундаменте принципов динамической стабилизации , системы помощи на подъемах есть программно настраиваемыми дополнениями . Основываясь на принципах и основе сбавления давления в тормозной системе , отпуская педальку тормоза , инерционная составляющая не дает возможности скатывания транспорта по склону вниз .
Соблюдая условие 5 % уклона горки , машина должна быть заведена , а педалька тормоза выжата .
Цикличность действия системы имеет 4 — е основных этапа взаимодействия между собой :
- нагнетание тормозного воздействия ;
- удержание воздействия ;
- минимизация замедляющей силы ;
- высвобождения тормозной силы .
Во время отпускания педальки тормоза и плавном срабатывании педали газа запускается обратный процесс и все клапаны раскрываются , предоставляя доступ к перепускным клапанам , снижающим действие тормозного давления .
Во время достижения необходимого крутящего момента клапаны раскрываются полностью , тем самым выполняя общее сбрасывание давления в системе .
Стоит учесть , принцип уместен и при движении на возвышенность , при составляющем угле наклона , даже во время трогания задним ходом .
Материалы: http://myfords.ru/sistema-pomoshhi-pri-troganii-na-podeme-hsa