Как не заснуть за рулем - причины сна на трассе и способы вернуть бодрость

Засыпание за рулем автомобиля приводит к опасным последствиям и даже летальному исходу для водителя, пассажиров и других участников движения. Как не заснуть, управляя автомобилем, будет интересно узнать всем автомобилистам, особенно тем, которые вынуждены долгое время проводить в дороге.

Причины засыпания за рулем

Разбираясь, как не заснуть при вождении авто днем или ночью, выясним причины, по которым это обычно происходит. Например, в зону риска попадают молодые люди – об этом говорит статистика. В 55% аварий из-за засыпания водителей их возраст был младше 25 лет. Вероятно, это связано с образом дня с поздними засыпаниями и долгой работой.

Причиной засыпания за рулем становится работа в ночную смену. Организму приходится бодрствовать, когда ему хочется спать, а это вызывает расстройство циркадного ритма. Люди, часто отправляющиеся в деловые поездки, испытывают дискомфорт и вынуждены постоянно подстраиваться под график, а это приводит к чрезмерной сонливости, в том числе при вождении автомобиля.

В группу риска попадают водители с постоянным недосыпом по разным причинам. Дефицит сна постепенно накапливается, внимание притупляется, производительность труда падает, а риск заснуть за рулем повышается. Еще есть нарушение под названием синдром обструктивного апноэ в процессе сна, критически повышающее сонливость и требующее правильной терапии.

Засыпают за рулем водители, принимающие лекарства с соответствующим побочным эффектом. О них говорится в инструкции, поэтому изучайте ее перед приемом препарата, даже если он назначен врачом. Наиболее опасны медикаменты:

  • болеутоляющее наркотического характера;
  • снотворное;
  • антидепрессанты;
  • гипотензивные препараты;
  • транквилизаторы.

Все знают об опасности употребления спиртного за рулем, но некоторые не осознают серьезности ситуации. Даже минимальная доза, которая укладывается в допустимые промилле, нередко становится причиной засыпания за рулем!

Как понять, что вы засыпаете?

По характерным признакам каждый водитель легко определит момент засыпания. Сначала вы начнете замечать, как моргаете. Это основной критерий того, что вы начинаете постепенно отключаться. В нормальном бодром состоянии мы этого не замечаем.

Засыпание за рулем сопровождается замедленной фокусировкой зрения. Вы переводите взгляд с дороги на приборную панель, а затем обратно, и при этом не успеваете осознать показания на приборке. Глаза просто не успевают сфокусироваться, так как мозг постепенно отключается.

При сонливости вам становится лень напрягать мозг. Например, попытайтесь умножить 16 на 3. В бодром состоянии вы это сделаете, а при засыпании это станет непосильной задачей, так как мозгу это не надо. Вам становится лень разговаривать и о чем-то размышлять.

При сонливости за рулем проявляется обман зрения. Водитель не сразу осознает, что конкретно видит впереди – фигуру, столб, тень или что-либо другое. Издалека все предметы одинаковы, а при сближении могут исчезнуть. Это крайняя стадия засыпания, при которой глаза открыты, но головной мозг спит. Срочно сворачивайте на обочину!

Разговоры как средство не заснуть за рулем

Как не заснуть во время вождения знают многие опытные автомобилисты, а один из проверенных и распространенных способов – это общение. Интересная беседа стимулирует работу мозга человека, но главное сильно не отвлекаться на собеседника, а продолжать следить за дорогой. Также при разговоре с водителем пассажир легко определяет его сонное состояние (ответы не в тему или замедленная реакция). Таким образом, в дальней дороге, особенно ночью, хотя бы один пассажир должен бодрствовать вместе с водителем и поддерживать с ним разговор, а также контролировать ситуацию.

Прослушивание музыки

Если вы в машине один и разговаривать не с кем, включайте музыку. Это могут быть любимые треки или что-то необычное, что вызывает интерес (аудиокнига с увлекательным детективом или рекомендованная другом музыка). Главное убедитесь, что запись вас бодрит, а не усыпляет. Например, монотонное чтение романа в формате аудиокниги или классическая музыка создают нежелательный обратный эффект.

Что выпить, чтобы взбодриться?

Чтобы не заснуть за рулем в долгой дороге, выпейте тонизирующий напиток – кофе, чай или горячий шоколад. Они дадут заряд бодрости, но учитывайте индивидуальные особенности (на каждого человека они действуют по-разному). Некоторым достаточно чашечки растворимого кофе, чтобы взбодриться, а другим не помогает и кружка натурального заварного кофе. В любом случае эти напитки действуют не более 1-2 часов, после чего сонливость возвращается.

Тонизирующие напитки помогают многим водителям не заснуть. В отличие от вышеупомянутых кофе или чая, они создают быстрый, сильный и длительный эффект. Не забывайте, что это питье вредит здоровью, поэтому не злоупотребляйте ими.

Препараты, помогающие не заснуть за рулем

В продаже встречаются специальные препараты, помогающие в борьбе с сонливостью. Многие из них создаются на основе таурина и кофеина. Преимуществом этих средств считается их удобство, поэтому всегда держите в бардачке маленькую упаковку и употребляйте по таблетке при необходимости.

Если обратиться к врачу и объяснить, что вам предстоит дальняя дорога, он пропишет курс препаратов для повышения мозговой активности:

Курс приема подходящего средства подготовит ваш мозг к повышенным нагрузкам.

Какая еда устраняет сонливость?

Водители со стажем, а особенно дальнобойщики, постоянно возят с собой легкую пищу – семечки, сухарики, орешки, леденцы. Их употребление отвлекает от монотонной деятельности и скучной дороги, повышая активность организма и головного мозга. Используйте этот способ, если отправляетесь в длинную дорогу, в которой можете заснуть прямо за рулем. При этом главное не переедайте, иначе ощущение сытости усугубит ситуацию.

Устройства от засыпания за рулем

Водителям доступны специальные устройства от засыпания за рулем. Некоторые современные авто еще на заводе оснащаются системами, следящими за состоянием водителя. Самая простая и распространенная из них издает громкий сигнал, когда автомобиль изменяет полосу движения с выключенными поворотниками.

Не в каждой машине есть подобная штатная система, поэтому вы можете отдельно купить подходящее устройство. Существуют сигнализаторы усталости, внешне напоминающие Bluetooth-гарнитуру. Устройства от засыпания анализируют движения головы, а когда водитель начинает «клевать», раздается резкий сигнал.

Эффективные упражнения

Взбодриться, чтобы не заснуть, помогают определенные физические упражнения. Например, можно попеременно напрягать и расслаблять мускулатуру, а также полезно потрясти головой. Дополнительно рекомендуем снизить температуру воздуха в салоне, уменьшим обогрев или включив кондиционер.

Периодически останавливайтесь и выходите из машины, чтобы поприседать, отжаться и походить вперед-назад. Чем интенсивнее будет разминка, тем сильнее взбодритесь и не заснете за рулем даже ночью. Если возможности остановиться и выйти из машины нет, сильно потрите одно ухо, а затем другое, интенсивно поморгайте и поделайте наклоны головы в стороны. Главное при всем этом не терять контроль над дорогой.

Мы рассмотрели много вариантов, что делать, чтобы не заснуть за рулем, но напоследок отметим, что лучшим лекарством считается сон. Перед дальней поездкой высыпайтесь, а если начинаете засыпать в дороге, лучше сделайте остановку на 20-30 минут и вздремните, чтобы взбодрить организм и обезопасить дальнейшую поездку.

Видео о том, как не заснуть за рулем

Материалы: http://www.sportobzor.ru/poleznye-sovety/kak-ne-zasnut-za-rulem.html

2 ≫

Сегодняшняя статья, уважаемые читатели 1GAI.RU, затронет проблему на первый взгляд не распространенную, на которую многие «закрывают глаза», но поверьте, в данном случае это последнее что стоит делать, ведь поговорим мы сегодня о сонном состоянии за рулем автомобиля.

Усталый водитель - источник повышенной опасности на дороге. Сонное вождение замедляет время реакции, снижает понимание дорожной ситуации, ухудшает трезвость ума и увеличивает агрессивность. Если это звучит знакомо, и вы попадали в подобную ситуацию, то это повод призадуматься!

На самом деле, каждый человек за рулем хоть раз в жизни слышал подобные симптомы, обычно о них пишут в статьях исследующих вождение под воздействием алкоголя или наркотиков. Так же как пьяное вождение или вождение под воздействием наркотиков, усталость, сонливость за рулем заставляет водителя делать ошибки, ГРУБЫЕ, СЕРЬЕЗНЫЕ ОШИБКИ, которые могут в конечно счете привести к крайне плачевным последствиям, вплоть до летального исхода. В зону риска автоматически попадают другие участники движения и пассажиры, находящиеся в автомобиле.

Согласно исследованиям Национального управления по безопасности движения на автострадах (NHTSA), сонливость или усталость являются основными причинами ежегодно совершаемых на территории США 100.000 известных полиции фактов ДТП, в которых погибает около 1.500 человек, ранения получают 71.000 человек. Многие же факты аварий, в которых решающую роль сыграла усталость водителя остаются не выявленными.

Интересный факт, распространенное мнение о том, что наибольшую опасность на трассах представляют уставшие дальнобойщики, исследованием подтверждено не было. Из доказанных случаев аварий менее чем в 1% за рулем засыпали водители большегрузов.*

*В разных странах статистика отличается, все будет зависеть от строгости законодательства, ответственности, которую могут понести водители- дальнобойщики, состояния дорог, развития инфраструктуры и других факторов.

Единым для разных стран мира будет одно, для дальнобойщиков установлены строгие правила режима труда и отдыха в которых прописано время управления автомобилем, время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах, время медосмотра и иных правил.

С введением современных тахографов (контрольных устройств, устанавливаемых на автотранспортное средство и предназначенных для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей), в том числе и в России, не исполнять требования закона для водителей- дальнобойщиков стало практически не возможно, нарушение будет легко выявлено и наложен штраф. Поэтому дисциплина, профессионализм и ответственность делают свое дело, среди общего количества происшествий подобного рода вовлеченность профессиональных водителей большегрузов меньше, чем водителей- владельцев легковых автомобилей.

В США в 2003 году Нью-Джерси был принят закон «Maggie Law», получивший название в честь 20-летнего студента колледжа погибшего в ДТП с уснувшим водителем. Закон гласит, что сонный водитель будет квалифицироваться как лихач, который может быть признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшее смерть потерпевшего и приговорен к тюремному сроку.

В отечественных правилах дорожного движения в пункте 2.7 написано:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения…»

Правда вот оценить степень усталости возможно лишь субъективно, по этой причине не установлена и ответственность за нарушение этого требования ПДД. Хотя в случае чего, «утомленное состояние», если это будет указано в протоколе лично водителем или подтверждено свидетелями (уснул за рулем из-за чего произошла авария), станет отличным доказательством для юриста, что именно уставший гражданин стал виновником ДТП, даже если изначально он был пострадавшим.

Одним из выявленных факторов в сонном вождения стала распространенность обструктивного апноэ сна (состояние при котором характерно прекращение дыхания во сне с его задержкой, остановкой до нескольких десятков секунд и интенсивностью до 200-400 остановок за ночь). Из-за нарушенной структуры сна, появляется крайняя степень дневной сонливости, снижается работоспособность и появляется постоянная усталость. Апноэ сна затрагивает приблизительно 20 процентов взрослого населения планеты и с ростом количества водителей становится все более опасной из проблем безопасности.

В некотором отношении усталый водитель очень похож на нетрезвого человека. Исследования показали, что водитель, который провел день без сна по своей психомоторике будет похож на водителя с уровнем алкоголя в крови равным 1 промилле, что квалифицируется как легкое опьянение.

Редкий водитель, который во время длительной монотонной поездки ни попадал в ситуацию, когда начинает хотеться спать, наваливается усталость, но приходится ехать не останавливаясь. Для того чтобы положить конец таким играм, «уснешь - не уснешь», все чаще можно увидеть у некоторых производителей автомобилей технологии направленные на избежание аварийных ситуаций из-за усталости. Они предупреждают нас прежде, чем мы уснем и натворим бед. Но эксперты говорят, что подобные системы могут послужить хорошим резервным планом, пренебрегать простым советом тоже не следует, не нужно садиться за руль уставшим, это первоочередное правило .

Исследование NHTSA 2006 года показало, что 20% аварий и 12% аварийных ситуаций произошли в те моменты, когда водитель был сонным.

Исследователи определили, что водитель был сонным, путем практических «опытов». 100 автомобилей были укомплектованы пятью видеокамерами связанными с компьютерами, для того чтобы записать и проанализировать действия водителя и его реакцию. NHTSA более года "следило" за водителями. Принявшие участие в эксперименте автомобилисты проехали в общей сложности более 2 млн. километров.

Благодаря полученным данным исследователи определили, что у водителей наблюдается сонливость, если их глаза были закрыты дольше, чем на мгновение (на доли секунд дольше обычного, если угодно), или, если они кивали головой вперед, а затем резко вскидывали ее в вертикальное положение. В классификацию попали и такие водители, которые напротив не двигались, уставившись вперед, не реагируя на траффик и ситуацию происходящую вокруг.

Некоторые автопроизводители используют технологию обнаружения сонливости. Одна из последних разработок в этой области была представлена на Nissan с 2016 Maxima .

Удивительно, но исследование показало, что большинство аварий и аварийных ситуаций происходили в дневное время, когда на дорогах много автомобилей и казалось бы трудно расслабиться. Но засни водитель ночью, последствия, как правило, будут гораздо серьезнее, потому что скорее всего произойдет это на скоростном шоссе или загородной дороге, где скорости выше.

Среди исследуемых, все возрастные группы имели одинаковый процент аварий и аварийных ситуаций, за исключением одной. Возрастная группа от 18-20 в пять раз чаще попадала в неприятности из-за усталости, чем любая другая группа. Главным катализатором такого «невезения» стала неопытность и нерегулярная привычка сна.

Чтобы обезопасить молодых водителей во главу угла должны быть поставлены отдых и режим дня. Молодым людям требуется от 8,5 до 9,5 часов сна. Некоторые спят по семь часов в сутки, что является минимальным порогом даже для взрослых. А многие молодые люди бодрствуют и по 18-20 часов в сутки.

Расписание работы также является фактором сонного состояния за рулем. Работа в ночную смену увеличила шансы на аварии из-за засыпания за рулем почти в шесть раз. Сверхурочная или вторая работа изматывала людей до того, что они в два раза чаще засыпали за рулем.

Фармацевты предупреждают, некоторые лекарства могут вызывать сонливость. Чтобы избежать этого, читайте инструкцию или посоветуйтесь с фармацевтом, есть ли в том или ином средстве ингредиенты вызывающие сонливость.

1. Остановитесь если вы чувствуете сонливость. Притормозите и выпейте кофе, зеленого чая или любой другой кофеин содержащий напиток.

2. Поскольку кофеин попадет в кровь и начнет действовать лишь через 30 минут, воспользуйтесь этим временем, чтобы вздремнуть.

3. Перед долгим путешествием хорошенько выспитесь ночью. Здоровый сон должен длиться, по крайней мере, шесть часов, но перед поездкой, чем дольше поспите, тем лучше.

4. Категорически не рекомендуется ехать в дальнее путешествие после тяжелого трудового дня.

5. Выезжайте в то время, когда вы обычно просыпаетесь. На ночь останавливайтесь в гостинице или мотеле, не нужно ехать «на пролом» день и ночь. Даже если до цели поездки остались «считанные» 100 км, а вы чувствуете усталость, остановитесь в отеле, поспите, с новыми силами и путь будет интереснее и проще.

6. Избегайте вождения в так называемое сонное время суток. Сделайте полуденный перерыв для короткого сна и найдите место для ночлега между полуночью и рассветом. Если нет времени даже вздремнуть, то по крайней мере, остановитесь и отдохните некоторое время, развейтесь.

7. Избегайте насыщенной углеводами пищи, которая может сделать вас сонливым. Вместо этого употребляйте белковую пищу.

8. Избегайте препаратов против аллергии, простуды или гриппа, содержащие дифенилгидрамин, которые могут способствовать сонливости. И не принимать предписанные средства для улучшения сна, пока вы не закончите поездку.

9. При длительных поездках, держите пассажира, который не спит на переднем сиденье. Он и беседу поддержать сможет и не даст вам уснуть. Не с кем поговорить? Поможет радио. Звук погромче и вперед! Также можно открыть окно, свежий воздух поможет взбодриться.

10. Делайте перерывы каждые два часа или каждые 160-200 километров, даже если вам кажется, что вы ни устали. Выйдите из автомобиля, сделайте несколько глубоких вдохов и разомнитесь, сделайте физкультминутку. Особенно важно размять мышцы шеи и плеч, чтобы разогнать кровь и снять напряжение. Желательно лимитировать свой дневной путь 500- 700 км.

AAA Foundation for Traffic Safety (организация занимающаяся исследованием в области вождения) обнаружила, что 9 из 10 сотрудников полиции останавливали водителя, который, по их мнению, был пьян, но в итоге оказывался просто очень уставшим. Верные признаки того, что вам следует немедленно остановиться и отдохнуть:

Вы не можете воспроизвести в памяти несколько последних пройденных километров.

Вы непреднамеренно съехали со своей полосы движения.

Вам стоит немалых усилий удержать автомобиль в полосе.

Ваши мысли блуждают и бессвязны.

Вы начали неоднократно зевать.

Вам сложно сосредоточиться или держать глаза открытыми, а голову прямо.

Вы не соблюдаете дистанцию или не следите за дорожными знаками.

Популярные новости

© 2008-2015 Агентство «1ГАИ».

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Материалы: http://www.1gai.ru/publ/515100-klonit-v-son-za-rulem-chto-delat.html

3 ≫

Сонный водитель, как и пьяный, на дороге чрезвычайно опасен. С каждым годом число автокатастроф, вызванных засыпанием за рулем, растет во всем мире. Проведенный в Норвегии опрос выяснил, что 1 из 12 водителей автомобилей в течение года хотя бы раз засыпал, ведя машину.

Бессонница или недосыпание становятся причиной дневной сонливости. Чтобы с ней справиться многие водители прибегают к «проверенным средствам». Таковыми считаются крепкий кофе, открытые окна в салоне машины, напитки содержащие кофеин, жевательная резинка и сигареты.

К сожалению, эти средства малоэффективны, потому что борются с проявлениями бессонницы, а не с ее причинами. Уповая на них, вы можете не заметить предостерегающие симптомы.

Симптомы сонливости водителя за рулем:

  • с трудом фокусируете зрение;
  • часто моргаете;
  • чувствуете, что ваши веки отяжелели;
  • трудно держать голову прямо;
  • часто зеваете;
  • с трудом можете вспомнить последние пройденные километры;
  • проезжаете мимо дорожных знаков, не обращая на них внимание;
  • часто съезжаете со своей полосы;
  • трудно удерживать дистанцию;
  • задеваете шумовую полосу на обочине.

Если вы чувствуете некоторые из этих симптомов, уступите водительское место тому, кто едет вместе с вами. Или припаркуйтесь в безопасном месте, чтобы немного поспать. Берегите свою жизнь!

Среди других пожеланий водителю в дорогу можно сказать и «не спи за рулем!»

Как работает система Платон, какие плюсы и минусы она имеет.

Видео — как бороться со сном за рулем:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Надоело чистить салон своего авто? Это поможет >>>

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

На протяжение своего семилетнего стажа за рулем, мне довелось много раз ездить на длинные дистанции и не понаслышке знаю как опасно чувство усталости и сонливости. Был случай, в котором чудом спасся. С тех всегда, когда я чувствую что устал или сильно хочу спать, несмотря на срочность — всегда паркуюсь и даю себе поспать пару часов.

Как показала практика,бороться со всеми этими симптомами практически невозможно,максимум вы продлите свое бодрствование на пару часов.Лучше всего просто дать организму прийти в себя,остановиться на обочине и поспать,хотябы 15 минут,мне иногда и этого было достаточно.Но лучше конечно пара часов полноценного сна в горизонтальном положении.

Мне как-то не доводилось уснуть за рулем, но это на самом деле очень страшно. Я считаю, что если отправляться куда-то в дальний путь, следует либо делать периодические остановки, чтобы не много поспать, либо рядом должен быть человек, которому вы доверяете вождение своего автомобиля, и который будет с вами разговаривать и смотреть, что бы вы не уснули.

Хуже всего, когда ехать нужно ночью куда-то далеко. А все пассажиры спят. Под утро спать хочется неимоверно, а ехать надо. Дорога прямая. Один раз чуть не уснул за рулем. Пришлось будить друга, чтобы разговаривал со мной, травил анекдоты.

Очень опасное состояние, когда начинаешь засыпать, иногда даже не ощущаешь этого, особенно когда едешь после суток, вроде бы бодр и весел, а внимание рассеяно и мозг на половину спит.

Опасное занятие, особенно если вы ведете грузовую машину. Сам иногда чувствовал что засыпаю, особенно когда едешь по магистрали и разметка начинает тебя усыплять. Лучше всего открыть окно, музыку погромче и умяться водой.

Худшее что может случиться с водителем. В таких случаях нужно остановиться и освежиться или хоть как то дотянуть до пункта ГИБДД и там поспать немного. Не стоит с этим шутить и пускать все на авось.

Часто езжу на межгород.

При первых признаках сонливости, останавливаюсь и делаю небольшую пробежку, полезно для бодрости пойтись босиком по траве ил по снегу.

Далее в путь, при повторных признаках сонливости, однозначно на обочину и спать 2-3 часа.

Устает спина за рулем? Полезный подарок водителю!

Материалы: http://voditeliauto.ru/sovety-voditelej/10-simptomov-sonlivosti-voditelya-za-rulem.html


Back to top