Целесообразность страхования ответственности Экспедитора

Практически при каждой сделке с товарами требуется транспортировка грузов. Для транспортировки владелец груза может прибегнуть к услугам экспедиторской компании, которая берет на себя ответственность за груз на период перевозки. Однако нет полной гарантии, что за это время с грузом ничего не случится: он может быть похищен злоумышленниками, поврежден в дороге и т.п. И претензии за некачественное состояние груза или его утрату владелец предъявит экспедитору.

Страхование ответственности Экспедитора является преимущественным фактором при выборе заказчиком транспортно-экспедиционной компании.

Транспортный экспедитор является "гарантом" контракта перевозки на всем ее протяжении. В случае причинения вреда перевозимому грузу, ответственность экспедитора наступает уже из-за самого факта ущерба. Хотя грузовладелец имеет право напрямую привлечь к ответственности виновного перевозчика, страхование ответственности экспедитора необходимо для полной защиты его интересов. В случае, если виновника ущерба перевозимому грузу трудно установить, либо он неплатежеспособен, а также если перевозчик докажет отсутствие своей вины (и если ущерб произошел не из-за обстоятельств непреодолимой силы) страховая компания обязуется возместить все финансовые потери экспедитору.

Страхование ответственности экспедитора - вид страхования, давно и успешно осуществляемый во многих странах мира. Что же подразумевается под страхованием ответственности экспедитора?

Во-первых, при страховании груза защищаются интересы грузовладельца, а не экспедитора; под страхованием же ответственности за груз подразумевается страховое покрытие рисков, связанных с выполнением экспедитором своих обязательств перед клиентами в соответствии с действующим законодательством. Страхование ответственности экспедиторов включает в себя, прежде всего страхование ответственности за груз, принятый к перевозке. Заключая договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг, экспедитор отвечает за сохранность груза на всех этапах его перевозки, перевалки и хранения.

Во-вторых, страховая компания, оплатившая убыток грузовладельцу, даже при отсутствии у последнего претензий к экспедитору или перевозчику, приобретает право требования к виновной стороне, и такой стороной почти всегда будет экспедитор или перевозчик. Сумеет ли он без страхования своей ответственности привести аргументы, которые будут приняты в качестве обстоятельств, исключающих его ответственность - вот в чем вопрос. Действующие нормативные акты прямо предусматривают ответственность транспортно-экспедиционной компании за груз. На основании вышеуказанного, именно страховое покрытие становится основным и практически единственным способом сохранения своих финансовых ресурсов, сил и нервов при возникновении и урегулировании убытков.

Страхование ответственности экспедиторов является наиболее актуальным в связи с принятием в 2003 году Федерального Закона № ФЗ-87 "О транспортно-экспедиционной деятельности", по которому экспедитор также несёт ответственность перед Клиентом за привлекаемых для осуществления перевозки третьих лиц. Таким образом, подписывая договор с заказчиком на экспедирование груза, компания берет на себя ответственность не только за собственные ошибки и упущения, но и за ошибки своего субподрядчика.

Проблемы, с которыми сталкивается российский Экспедитор, заключаются в следующем:

1. В соответствии с законодательством РФ ответственность экспедитора неограниченна, в отличие от иностранных партнеров, у которых ответственность ограничена международными конвенциями и правилами.

2. При привлечении прямого перевозчика практически недоказуема связь между прямым перевозчиком и экспедитором. Т.е. доказав факт утраты груза во время перевозки, экспедитор нередко сталкивается с проблемой взыскания своих убытков с виновной стороны.

Также хочется отметить тот факт, что ответственность экспедитора отличается от ответственности перевозчика. Более опытные экспедиторы при привлечении нового перевозчика в обязательном порядке запрашивают у него полис страхования ответственности. И это оправдано. Все просто: экспедитор отвечает перед грузовладельцем за весь процесс доставки груза от начальной до конечной точки. Серьезные сбои могут произойти на любом этапе, в том числе по вине сотрудников экспедиторской фирмы. К тому же отследить наличие полноценного страхования ответственности у всех участников процесса грузоперевозки невозможно, а значит, вполне вероятны ситуации, когда выплаты по договору страхования ответственности перевозчика или склада будут копеечными, а с самого виновника не удастся получить денег даже через суд и банкротство. С одной стороны, перевозчик может оказаться настолько маленькой компанией, что в принципе не будет способен возместить убыток. С другой стороны, он может специально совершить с грузом противоправные действия. Украдет, например, и скроется. Всякое бывает. Все варианты предугадать невозможно. Значит, чтобы не залезть в долги перед грузовладельцем, остается одно - страховать свою ответственность. Страховщик сначала заплатит, а уж потом разберется с виновными.

Но ведь бывает и так, что виновных, с которых можно было бы взыскать убытки, просто нет. Например, случаются стихийные бедствия или разбойные нападения на автомобиль перевозчика. В подобных случаях страховое возмещение можно получить лишь по договору страхования груза. Поскольку выплаты в этом виде не зависят от виновности или невиновности кого-либо, а страховая сумма устанавливается, исходя из стоимости груза, а также расходов, связанных с его перевозкой, то наличие соответствующего договора страхования оказывает владельцу груза существенную помощь в любой ситуации.

О Компании

Услуги

Клиентам

Контакты

101000, Москва, ул.Покровка, д. 10, стр. 1, комн. 31

Материалы: http://www.sovtransavto.ru/information/articles/the-appropriateness-of-the-liability-insurance-of-the-forwarder/

2 ≫

Базисы поставки и страхование грузов

Современная внешняя торговля и перевозки не могут обходиться без страхования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок. Страхование грузов исторически возникло как страхование на море, и поэтому до сих пор данный вид страхования относится к т.н. “морскому страхованию”, хотя основные условия применяются и для страхования грузов, перевозимых другими видами транспорта. Хотя существуют и специфические условия для страхования грузов перевозимых, например, авиационным транспортом. В случаях комбинированной перевозки именно морская часть считается наиболее сложной.

В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствующие им проформы торговых контрактов. В этих проформах предусматриваются механизм образования цены товара и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.

Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок: СИФ , КАФ, ФОБ и ФАС.

Сделка СИФ (см. также приложение) получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли - продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке.

По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight).

По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.

Сделка ФОБ получила свое название от английского выражения "свободно на борту" (free on board). По условиям этого вида сделки продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

Сделки ФАС - от английского выражения "свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна" (free alongside ship).

Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.

Рассмотрев четыре основных типа торговых сделок, необходимо обратить внимание на тот момент, что во всем процессе участвует и такое необходимое звено транспортного процесса, как перевозчик, на котором также лежат обязательства по сохранной доставке груза. И касаясь этой темы, необходимо обратить внимание на нормы международного права, которые регулируют ответственность перевозчика в международных морских перевозках.

Основным международным соглашением, регулирующим ответственность перевозчика на морском транспорте, является "Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте" или так называемые Гаагские правила (принятые в Брюсселе в 1924 году), которые были в 1968 году значительно расширены Брюссельским протоколом и стали называться Гаагско-Висби правилами. Последние не подписаны Канадой, США и Японией. В настоящее время в Брюссельской конвенции (общее название двух вышеуказанных документов) участвует более 70 государств. Основные ее положения в отношении регулирования ответственности перевозчика нашли отражение в национальных законодательствах многих стран. Кроме того, в 1978 году была принята "Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов", известная как Гамбургские правила, которые вступили в силу с 1 ноября 1992 года, но по сей день не ратифицированы Украиной. Тем не менее, для украинских грузоотправителей выполнение Гамбургских правил становится обязательным при оформлении договора морской перевозки с иностранными перевозчиками.

А теперь, рассмотрим непосредственно условия страхования грузов, которые, ни в коей мере, не стоит путать со страхованием ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза.

Страхование морских международных перевозок грузов производится на стандартных условиях на основе оговорок (clause) "А", "В" и "С" Института лондонских страховщиков о страховании грузов. Страхование обычно осуществляется на следующих условиях:

"С ответственностью за все риски" ("All risks") – соответствует оговорке “А”;

"С ответственностью за частную аварию" ("with particular average" - W.P.A.);

"Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" ("Free from particulars average" - F.P.A.) - соответствует оговорке “С”

При страховании по условию "С ответственностью за все риски" ("All risks") возмещаются:

Убытки (losses) от повреждения или полной гибели всего или части груза (due to damage or total loss of the whole or part of the cargo), произошедшие по любой причине, кроме случаев особых условий договора страхования;

Убытки, расходы (expenses) и взносы (contributions) по общей аварии (alloved in general average) 2 ;

Все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза (for the salvage of the cargo), а также уменьшению убытка и установлению его размера (ascertaining its extent), если убыток возмещается по условиям страхования.

При этом, из этих условий исключаются повреждения и гибель от:

всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату);

радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки;

влияния трюмного воздуха или особых свойств груза;

огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва или самовозгорания;

недостачи груза при целости наружной упаковки (недовложения); повреждения груза грызунами, червями, насекомыми;

замедления в доставке груза и падения цен.

При страховании по условию" С ответственностью за частную аварию" ("With particular average" -W.P.A.) возмещаются:

Убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, шторма, или других стихийных бедствий (elemental disasters), крушения (standing), или столкновения (collision) судов, самолетов и других транспортных средств между собой, удара их о неподвижные или плавучие объекты (by contact with any fixed or floating objects), посадки судна на мель (grouding), обвала мостов (collapsing of briges), взрыва, повреждения судна льдом (damade by ice), подмочки забортной водой (wetting by sea or river water), а также мер, принятых с целью спасания или тушения пожара (extinction of fire);

Убытки вследствие пропажи без вести судна или самолета (the vessel or aircraft being missed);

Убытки от повреждения или полной гибели всего ли части груза вследствие несчастных случаев при погрузке (accidents in loading), укладке (stowage), выгрузке груза (discharge) и приемке судном топлива (taking in fuel by the vessel);

Убытки, расходы и взносы по общей аварии;

Все необходимые и целесообразные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием "Все риски".

При страховании по условию "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" ("Free from particular average - F.P.A.) возмещаются:

Убытки полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, шторма или других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других транспортных средств между собой, удара их о неподвижные или плавучие объекты, посадки судна на мель, обвала мостов, пожара или взрыва на судне, самолете или другом транспортном средстве, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также мер, принятых с целью спасания или тушения пожара;

Убытки вследствие пропажи судна или самолета;

Убытки от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива;

Убытки, расходы и взносы по общей аварии;

Все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, самолета или другого транспортного средства, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

По перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом эти условия совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет ответственность только за случаи полной гибели всего или груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (в целом именуемым крушением) с транспортным средством (судном).

Из данного покрытия исключаются также убытки от протечки воды, повреждения при погрузочно-разгрузочных работах, землетрясениях, вулканических извержениях и ударах молнией.

Следует отметить, что при оплате сделок с помощью документарных аккредитивов, коммерческие банки, как правило, выдвигают требования покрытия страхования всех рисков, которым подвергается груз при перевозке с момента его отгрузки до прибытия в пункт назначения, операции по перевалке грузов на всех этапах пути и т.д.

При заключении договоров купли-продажи товаров на условиях (базисе) поставки CIF согласно "Инкортемс 1990", обязанность заключения договора страхования возлагается на продавца, который должен сделать это так, чтобы покупатель или иное другое лицо, заинтересованное в страховании товара, имели право непосредственно выдвинуть имеющее силу требование к страховщику и передать покупателю страховой полис или другое доказательство заключения договора страхования.

Договор страхования заключается со страховщиками или страховой компанией, имеющими хорошую репутацию, и должен соответствовать, если нет других договоренностей, минимальным требованиям Оговорок Института лондонских страховщиков о страховании грузов или подобным сводам условий. Продолжительность договора страхования должна соответствовать пункту Б.5 условий CIF. По просьбе покупателя продавец обеспечивает, если это возможно, за счет покупателя страхование от риска, связанного с военными действиями, забастовками, общественными волнениями и беспорядками. Страховая сумма при заключении договора на условиях CIF (также и CIP) составляет не менее 110% стоимости товара. Это объясняется тем, что в страховую сумму включаются 10% стоимости товара, составляющих расходы по перевозке, таможенному оформлению и ожидаемой прибыли покупателя. Страховая сумма должна быть выражена в валюте контракта.

Как правило, в обязанность продавца входит заключение договора страхования на условиях оговорки "С" Института лондонских страховщиков о страховании грузов, представляющей наиболее узкое покрытие, но по желанию покупателя и за его счет товар может быть застрахован на других условиях.

Другие условия поставки "Инкотермс 1990" особо не оговаривают обязанность страхования товара кем-либо из контрагентов. Обычно обязанность страхования товара лежит на покупателе.

При перевозке грузов морским транспортом в договор страхования вводится "классификационная оговорка", устанавливающая требования к возрасту, классу и флагу судна, используемого для перевозки. В соответствии с данной оговоркой возраст судна не может быть более 16 лет, а класс регистра судна устанавливается только Регистром Ллойда, Морским регистром судоходства (Российская Федерация), Морским бюро судоходства (США), Bereau Veritas Germanicher Lloyd, Norske Veritas, Корейским, Итальянским, Польским регистром судоходства, Nippon Kaijji Кyokai.

При привлечении судов, не отвечающих указанным требованиям, страхователь обязан произвести доплату страховой премии, так как риск повреждения и утраты груза значительно увеличивается. Это объясняется тем, что аварийность судов, имеющих возраст более 16-ти лет, резко возрастает. Судовладельцы, пытаясь увеличить прибыль от их эксплуатации и одновременно снизить затраты на ремонт и техническое обслуживание, переводят свои суда под "удобные флаги". Государства их представляющие (например, Перу, Кипр, Багамы и др.) не предъявляют достаточно жестких требований к безопасности мореплавания, по тем же причинам изменяется класс регистра судов. Между тем роль стран, представляющих "удобные флаги", постоянно возрастает. Так, если в 1995 г. в них было зарегистрировано 11 % мирового тоннажа, то в 1988 г. его доля возросла уже до 37 %.

При перевозке грузов на палубе морских судов страховщик может также выставлять требование об уплате надбавки к страховой премии, так как подобные перевозки сопряжены с повышенным риском.

При морских перевозках грузовладельцу при оплате надбавки к страховой премии может быть предоставлено дополнительное покрытие убытков, вызванных военными рисками и забастовками. Как правило, данная надбавка составляет несколько десятых долей процента.

Необходимо отметить, что условия поставки товаров, определяемые "Инкотермс 1990", все чаще используются в торговле между государствами СНГ, а также в их внутренней торговле.

Особые условия страхования

В договоре страхования всегда определяется начало периода срока страхования и его территориальные границы.

Ответственность по договору страхования груза начинается с момента, когда груз взят со склада в пункте отправления для перевозки и продолжается в течение всей его перевозки, включая перегрузки (reloadings) и перевалки (transshipment), а также хранение на складах (storage in warehouse) в пунктах перегрузки и перевалки до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или иной конечный склад в пункте назначения, указанный в полисе, но не более (not exceeding) 60 дней после выгрузки груза с морского судна в порту назначения. Во время доставки груза на лихтерах, баржах и других фидерных судах ответственность возникает только в том случае, если такие суда обычны в использовании в условиях данного места.

Убытки от падежа (due to death or mortality) животных и птиц (fowl) и несчастных случаев с ними, утечки (leakage) и утруски (strewing) груза, лома или боя (breakage) стекла, фарфора, фаянса, керамики, мрамора и изделий из них, различных видов кирпича, жерновов, точильных камней, графитовых тиглей, электродов и прочих предметов, подверженных лому и бою (objects liable to breakage), возмещаются при страховании на условиях 2 и 3 только в том случае, если убытки произошли вследствие крушения судна или другого транспортного средства.

Если таковое не оговорено договором страхования специально, то не подлежат страховому возмещению убытки, произошедшие вследствие:

Всякого рода военных действий и/или результатов их последствий (повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими военными средствами), пиратских действий, а также гражданских войн, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения груза по требованию (bt order of) военных или гражданских властей;

Прямого или косвенного воздействия (direct or indirect effect) атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием материалов с расщепляющими свойствами (эти случаи всегда исключаются из условий страхования);

Умысла (malice) или грубой небрежности (gross negligence) страхователя или выгодоприобретателя (beneficiary) или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них правил (prescribed rules) перевозки (carriage), передачи (sending) и хранения грузов;

влияния температуры трюмного воздуха (air in the hold) или особых и естественных свойств (specific properties) груза, включая утруску, усушку (drying up), утечку;

несоответствия упаковки или укупорки (improper packing or corking) грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии (in damaged condition);

огня или взрыва в связи с погрузкой (in consequence of loading) взрывоопасных веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания (spontaneous combustion) с ведома страхователя или выгодоприобретателя или их представителя, но без ведома страховщика;

недостачи груза (shortage of cargo) при целостности наружной упаковки (while the outer packing is intact);

повреждения груза насекомыми, грызунами, червями;

задержки в доставке (delay in the delivery) грузов и падения цен на товары.

Не подлежат страховому возмещению всякие другие косвенные убытки, кроме тех случаев, когда по условиям страхования таковые подлежат возмещению (are subject to indemnification) по общей аварии.

По условиям страхования согласно пунктам 2 и 3, кроме общих ограничений, не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:

наводнения и землетрясения;

осаждения испарений в трюме судна (ship's sweat) и подмочки груза (wetting of cargo) атмосферными осадками (atmospheric precipitation);

обесценения груза (depreciation of the cargo) вследствие загрязнения (in consequence of contamination) или порчи тары при целостности наружной упаковки;

выбрасывания за борт (jettison) или смывания волной за борт (washing overboard) палубного груза (deck cargo) или груза, перевозимого на беспалубных судах (undecked vessels);

хищения (pilferage) или не доставки груза (non-delivery of the cargo).

По соглашению между страхователем и страховщиком условия договора страхования могут быть дополнены (amplified) или заменены другими условиями, принятыми в международной практике страхования.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая

При наступлении страхового случая страхователь или его выгодоприобретатель обязан принять все возможные меры (to take of possible measures) по спасанию (for the salvage) и сохранению застрахованного имущества (груза) и предотвращению дальнейшего увеличения убытка, а также обеспечению права на регресс (the right of recourse against) к виновной стороне (the party responsible) и немедленно известить страховщика или его представителя.

Страховщик и его представители имеют право участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, принимая для этого необходимые меры. Однако действия страховщика и его представителей по спасанию имущества и сохранению груза не являются основанием для признания права страхователя на получение страхового возмещения.

Если не было другого соглашения (unless otherwise stipulated), все расходы по спасанию и сохранению груза, а также предупреждению его повреждений осуществляются страхователем. Расходы по условиям страхования подлежат возмещению и оплачиваются страховщиком при расчете со страхователем, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

При наступлении страхового случая страхователь должен вызвать представителя страховщика (аварийного комиссара/агента) для осмотра и определения размера убытка при участии страхователя. В случае разногласий проводится необходимая экспертиза.

При требовании страхового возмещения страхователь или выгодоприобретатель должен документально подтвердить (to prove with documents):

А) свой интерес в застрахованном имуществе. Для доказательства интереса предоставляются коносаменты, иные перевозочные документы, счета-фактуры, если по содержанию документов страхователь имеет право распоряжаться грузами (has the right of disposing of the cargo). При страховании фрахта - чартеры и коносаменты;

Б) наличие страхового случая (the occurence of an insured accident). Для доказательства страхового случая предоставляются протест капитана (морской протест), выписка из судового журнала и другие официальные акты с указанием причины страхового случая; в случае пропажи без вести - удостоверенные свидетельства о времени выхода судна в рейс из порта отправления, а также о неприбытии его в порт назначения в срок, необходимый для признания судна без вести пропавшим;

В) размер своей претензии по убытку (the amount of claim in respect of the loss). Для доказательства размера претензии по убытку признаются: акты осмотра грузов аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки и другие документы, составленные по законам и обычаям того места, где определяется убыток; оправдательные документы на произведенные расходы и счета по убытку, а в случае требования возмещения убытков и расходов по общей аварии - обоснованный документами расчет или диспаша.

Исковой срок давности устанавливается законодательством страны.

Отказ в уплате страхового возмещения

Страховщик может отказать (has the right to refuse) в уплате страхового возмещения, если страхователь:

сообщил неправильные сведения (incorrect particulars regarding) об обстоятельствах, имеющих существенное значение (of essential importance) для суждения о страховом риске;

не известил страховщика о существенных изменениях (essential changes) в риске, которые произошли после заключения договора страхования;

не принял мер к спасанию и сохранению груза и не известил о страховом случае страховщика или его представителя.

Споры по договорам страхования разрешаются в Арбитражном суде.

Теперь, пройдя теоретические вопросы по страхованию грузов, рассмотрим, как происходит проведение экспертизы поврежденного груза и как происходит выяснение связанных с этим обстоятельств.

Проведение экспертизы поврежденного груза

Участники, вовлеченные в решение возникающего случая ущерба.

К настоящему моменту международный страховой бизнес, который объединяет всевозможные виды страхования, можно охарактеризовать как уже сложившийся за многие годы его развития и определяемый отношениями партнеров и конкурентов, разделивших сферы влияния в мире. Последнее является динамическим равновесием процесса продолжающегося развития страхового рынка. Идеологию современного страхового бизнеса, а также проведения морских экспертиз по широкому спектру случаев ущерба и повреждений определяет Корпорация Ллойда, которая является ведущей мировой страховой компанией.

Сложившаяся практика показывает, что не только в случае возникновения повреждения или связанного с ним ущерба, но также уже на стадиях заключения страхового договора, составления страхового полиса, возникновения какой-либо претензии и ее урегулирования могут участвовать различные стороны, вовлеченные в страховой бизнес, а именно: страховщик и страхователь, брокер, страховой агент, аварийный комиссар/агент, сюрвейер, аджастер и т.д. При этом в их взаимодействии учитываются традиции, сложившиеся за многие годы развития страхового бизнеса в мире, приемы и правила, а также то, что обязанности каждой из вовлеченных сторон уже определены как официально закрепленными правилами, так и сложившейся практикой и неписаными законами.

По мере развития страхового бизнеса страховые компании пришли к необходимости создания сети своих страховых агентств, которые значительно расширяют возможности первых, являются их представителями на местах и наделены соответствующими полномочиями. В морском бизнесе местные агентства действуют, как и в других направлениях страхового дела, и при возникновении случая ущерба или повреждения получают первыми информацию от страховщика или транспортной компании, собирают необходимые дополнительные сведения, сотрудничая с брокером или аварийным комиссаром/агентом.

В настоящее время в основных морских портах, обеспечивающих переработку внешнеторговых грузов, существуют службы квалифицированных экспертов - агентов страховщиков, которые в силу обстоятельств формирования страхового рынка получили название "аварийных комиссаров/агентов" (average commissioner/agent), а также морских сюрвейеров. Аварийный комиссар/агент является специалистом и имеет опыт работы в области международной торговли и внешнеторговых перевозок грузов, проведения таможенных процедур. Он знаком с особенностями работы определенного порта и характером перевозимых грузов, проходящих через него.

Аварийный комиссар/агент как лицо или фирма, осуществляющая свои действия при возникновении случая ущерба, привлекается страховщиком или группой страховщиков, прежде всего для осмотра, идентификации и надзора за возникающими случаями ущерба, а также для осуществления конкретной помощи в урегулировании возникших претензий. При этом аварийный агент должен быть беспристрастным и независимым от интересов вовлеченных сторон.

Аварийного комиссара/агента, как правило, приглашает или назначает (выдает мандат) страховщик, который также удостоверяет (номинирует) сюрвейера-эксперта по перевозкам и грузам перед их направлением для выяснения обстоятельств возникновения ущерба или осмотра повреждения. Аварийный комиссар/агент совместно с сюрвейером подтверждают, что проводимый осмотр является достаточным для определения величины ущерба (как правило, выраженного в абсолютных величинах: штуках, килограммах, долларах США и т.д.), а также гарантируют, что собранная информация позволяет с доверительно максимальной вероятностью установить ответственность сторон для принятия решения по отклонению или возмещению ущерба. При этом, естественно, сохраняются и поддерживаются неоспоримые права страховщика. Кроме того, аварийный комиссар/агент информирует страховщика, по крайней мере, один раз в год о состоянии порта и портовых сооружений, условиях состояния его погрузочно-разгрузочного оборудования, складских помещений и т.д.

Материалы: http://refdb.ru/look/1192014-p5.html

3 ≫

Довольно часто у владельцев груза возникает вопрос: зачем компании-экспедитору, которая уже застраховала свою ответственность перед клиентами в надежной страховой компании, нужно тратить деньги еще и на страхование груза? Особенно нелогичным кажутся все эти действия, если сумма страховки ответственности переваливает за 1 миллион $. Действительно, стоит раскрыть все нюансы разных типов страхования и разобраться в целесообразности такой акции.

Давайте для начала разберемся, в чем различия между страхованием ответственности перевозчика и страхованием самого груза. Уверены, что вы уже не раз пытались найти информацию по этой теме, но, как правило, она пестрила заумными словами, коими грешат все тексты о законах и правилах. Мы без сложных определений попытаемся раскрыть суть вопроса: взаимозаменяемые ли это страховки или все же совершенно разные типы страхования?

Итак, первое, что вы должны для себя уяснить: страхование перевозки товара и ответственности перевозчика - разные типы страхования, которые никак нельзя считать взаимозаменяемыми. Страхование ответственности экспедитора и перевозчика подразумевает, что если груз испортится или потеряется в дороге, то страховая компания выплатит возмещение, ТОЛЬКО если инцидент произошел по вине перевозчика. Если перевозчик напрямую не виноват в порче или потере груза, то страховщики вправе отказать своему клиенту в выплате компенсации.

Владелец груза повел себя халатно и не упаковал груз как следует, или же он выбрал неподходящий для конкретного груза транспорт, а возможно, даже указал неверные данные о грузе. Дальше происходит то, что должно произойти: груз при перевозке портится или задерживается. В этом случае ответственность полностью лежит на владельце груза, но никак не на перевозчике.

Произошел форс-мажор или на автомобиль с грузом напали криминальные элементы. В этом случае перевозчик мог бы повлиять на сохранность груза путем установки запорных механизмов, осуществления остановок только на постах ГАИ, ночевок на платных парковках и прочее. Соответственно страховщик будет должен оплатить размер убытка, так как на лицо виновность перевозчика в недоставке товара по причине его хищения.

Если груз застрахован от всех рисков, то в любой ситуации, кроме непригодной упаковки или халатности грузовладельца, клиент получает компенсацию за испорченные или потерянные товары.

Довольно часто бывает так, что клиент, чтобы убедиться в сохранности своих товаров, выбирает большую и надежную компанию-экспедитора с огромным страховым лимитом по полису страхования перед клиентами. В свою очередь экспедитор выбирает надежного перевозчика, который тоже успел запастись полисом ответственности. А итог все равно будет один: клиент остается без груза и без выплат. Почему так происходит?

Дело в том, что эта практика не нова и распространена во всем мире. Уясните для себя, что страхование грузов, тариф на которое вы найдете на нашем сайте, - вопрос слишком важный, чтобы его можно было игнорировать. Особенно если вы не знаете нюансов страхования. Потому что у вас может сложиться обманчивое мнение: если компания-перевозчик застраховала ответственность перед своими клиентами, значит, это автоматически решит все ваши возможные проблемы и обеспечит деньгами, если с грузом что-то произойдет.

Помните, что полиса, который бы обеспечивал автоматическую страховку ваших товаров при перевозке, не существует в природе. Объясним почему.

Для этого давайте представим, что такая практика в теории все же имеется. И, допустим, такое страхование произошло. Что это значит для вас? Во-первых, безусловное увеличение стоимости услуг по перевозке, причем независимо от ценности груза и для всех клиентов поголовно. Конечно, такая ситуация будет на руку клиентам, которые перевозят очень дорогостоящие товары. Но для всех остальных это будет попросту неоправданными колоссальными тратами.

Именно поэтому вы должны решить для себя отдельно, хотите вы страховать груз совместно со страхованием ответственности или нет.

Давайте разберемся, нужно ли вам застраховать перевозку. Мы давно заметили, что редко кто понимает, какой продукт необходим для защиты интересов того или иного человека. К примеру, не все знают, что если в пути что-то произойдет с грузом (кража, падение, дорожно-транспортная авария), то убыток может отразиться не только на владельце груза, но и на перевозчике и экспедиторе.

У некоторых перевозчиков может сложиться неверное мнение о том, что самое главное - это застраховать груз, а страхование транспортной компании можно проигнорировать. Чем, собственно, и пользуются другие страховые агентства. Дело в том, что так они могут увеличить свой доход, забывая о том, какова социальная значимость страховой защиты.

Интересы экспедитора страхование грузов защитит только, если страховать их будет он сам: если экспедитор не сам страховал груз, то возмещать потери страховщика впоследствии придется все-таки ему; а вот если экспедитор осуществил страхование грузов от своего лица, то он полностью защищен от встречных требований страховых компаний. В этом вопросе нет особых альтернатив и при возможности необходимо все-таки страховать груз.

Вы должны запомнить, что страхование ответственности может принести пользу любому застрахованному лицу, которому в результате неправильной перевозки был причинен вред, только если доказана виновность этого самого застрахованного в нанесении ущерба. А страхование груза приносит пользу в не зависимости от того виноват страхователь или застрахованный (за исключением умысла и халатности) в нанесении вреда имуществу или нет, страховщик будет платить в любом случае.

Именно поэтому, если вы экспедитор или перевозчик, то, страхуя груз, вы должны понимать, что если товары, которые вы перевозите, испортятся даже не по вашей вине, вы сможете возместить потери собственнику не тратя свои финансы. Даже если претензия будет предъявлена не собственником груза, а , к примеру, вторым экспедитором, то страховщик все равно будет оплачивать убыток.

Надеемся, что эта информация была вам полезна. Как видите, оба типа страхования одинаково необходимы и полезны. В свою очередь, независимо от того, какое решение вы примете, наше Страховое агентство «GALAXY страхование» готово оказать вам свои услуги и предложить страхование ответственности или страхование грузов, цена которых вас определенно устроит. У нас вы также можете заказать страхование перевозчика,страхование экспедитора и страхование грузов онлайн.

Материалы: http://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/osnovnyie-otlichiya-strahovaniya-gruzov-ot-strahovaniya-otvetstvennosti-perevozchika-i-ekspeditora/


Back to top