1 ≫
-
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЫШЕННЫХ (СНИЖЕННЫХ) НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА
Затраты на горюче-смазочные материалы являются наиболее распространенной и существенной статьей расходов, возникающих при эксплуатации автотранспорта.
В состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода согласно подп.2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300. Поэтому нормирование расхода топлива автотранспортных средств является необходимым условием деятельности не только специализированной автотранспортной организации, но и любой другой организации, использующей в своей деятельности автомобиль.
Основным документом, регулирующим порядок нормирования расхода топлива, является Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28 (далее - Инструкция).
Нормы расхода топлива предназначены для учета и контроля за фактическим расходованием топлива механическими транспортными средствами, тракторами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми субъектами хозяйствования.
Нормирование расхода топлива производится путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также путем установления величин дополнительного расхода топлива.
В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора), на срок не более 3 месяцев (п.8 Инструкции).
Итак, перед утверждением нормы расходы топлива необходимо определить линейную норму расхода топлива. При этом, определяя линейную норму для своего автомобиля, необходимо обратить внимание, чтобы его параметры в точности совпадали с параметрами, указанными в Сборнике норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь (далее - Сборник) (введен в действие Минтрансом РБ 01.01.1999) или в одном из постановлений Министерства транспорта и коммуникаций РБ об утверждении линейных норм расхода топлива.
Если на автомобиль линейная норма в указанных нормативных актах отсутствует, организации необходимо подать заявку на ее разработку, дождаться ее утверждения Минтрансом и только после этого можно учитывать стоимость израсходованного на этом автомобиле топлива в составе себестоимости.
Рекомендуемые нормы расхода топлива на марки и модели механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, не вошедшие в Сборник, согласно Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8, разрабатываются БелНИИТ «Транстехника» на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Следует обратить внимание, что постановлением Минтранса РБ от 17.08.2007 № 47 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» организациям дано право применения утвержденной линейной нормы расхода топлива на соответствующую базовую модель автомобиля в случае, если завод-изготовитель или его официальный представитель аргументированно подтверждает, что модификация автомобиля не имеет конструктивных отличий от базовой модели, которые влияют на расход топлива.
Далее следует определить расчетную величину нормы расхода топлива с учетом конкретных условий эксплуатации автомобиля.
Инструкцией установлен порядок применения различных повышений (снижений) к линейной норме расхода топлива, к транспортной работе автомобиля, а также порядок определения дополнительного расхода топлива при различных условиях эксплуатации автотранспорта и оборудования. Рассмотрим эти повышения (снижения) и условия, при которых они применяются:
Порядок применения повышений (снижений) норм расхода топлива
Размер повышения (снижения) нормы расхода топлива
1. Группа повышений (снижений), которые распространяются как на линейную норму, так и на выполненную транспортную работу (п.13 Инструкции)
повышение до 10 %
При работе механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования при отрицательных температурах окружающего воздуха в период с 1 ноября по 31 марта.
При положительной температуре окружающего воздуха в указанный период данное повышение не применяется.
Температура окружающего воздуха определяется по результату собственного измерения, произведенного ответственным лицом на момент выпуска механического транспортного средства на линию, с регистрацией результата измерения в журнале
Примечание. Возможность повышения нормы расхода топлива на работу транспортного средства при отрицательной температуре окружающего воздуха определяется на момент выпуска транспортного средства на линию и не зависит от колебания температур окружающего воздуха в период нахождения транспортного средства в рейсе независимо от времени пребывания в пути и местонахождения транспортного средства в пределах Республики Беларусь.
При нахождении механического транспортного средства за пределами Республики Беларусь допускается определение фактической температуры по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологических служб других стран
При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в областных центрах и в городах с численностью населения от 300 тысяч до 1 миллиона человек
повышение до 10 %
При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в городах с численностью населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек
повышение до 20 %
При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в городах с населением свыше 3 миллионов человек
повышение до 10 %
При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора), требующей частых технологических остановок (более чем одна остановка на один километр пробега)
Примечание. Примером могут служить маршрутные транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров по городу
повышение до 10 %
При движении механического транспортного средства (кроме трактора) по свежеотсыпанному дорожному полотну при строительстве дорог
повышение до 20 %
При эксплуатации автомобиля, связанной с движением по пересеченной местности, естественным грунтовым дорогам, временным внутрикарьерным и отвальным дорогам, подъездным путям, не имеющим твердого покрытия, а также при движении по полю во время проведения сельскохозяйственных работ, вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали), строительстве и обслуживании линий электропередач и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и т.п.
повышение до 35 %
При эксплуатации автомобиля в период сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года)
Примечание. В этом случае рекомендуется обосновывать применение повышения данными Гидрометеоцентра
При эксплуатации механического транспортного средства в горной местности при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1 500 м
от 1 501 до 2 000 м
2 001 до 3 000 м
понижение до 15 %
При эксплуатации механического транспортного средства на участках дорог с асфальтобетонным покрытием за пределами населенного пункта (за исключением учебной езды)
2. Группа повышений, которые распространяются только на линейную норму
повышение до 10 %
При перевозке грузов механическим транспортным средством (кроме трактора), требующей пониженных скоростей движения автомобиля (до 20 км/час)
повышение до 10 %
При перевозке грузовым автомобилем легковесных крупногабаритных грузов IV класса (сено, солома, лен и т.п.)
повышение до 10 %
При пробеге первой тысячи километров автомобилем (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым
повышение до 10 %
При наработке первых шестидесяти машино-часов оборудованием (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым
повышение до 20 %
При учебной езде на механическом транспортном средстве по улицам города и населенного пункта
Примечание. Данное повышение применяется без учета пп.10.2, 10.3, 10.5 Инструкции
При эксплуатации автомобиля и автобуса, оборудованных кондиционерами или установками «климат-контроль», в период с 15 мая по 15 сентября
При эксплуатации автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/час
При эксплуатации автомобиля, оборудованного автоматической коробкой передач
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186)
Примечание. Применение данного повышения не зависит от срока полезного использования, установленного предприятием для начисления амортизации
повышение до 20 %
При движении механического транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также транспортных средств, сопровождаемых им
повышение до 10 %
При эксплуатации автобуса на городских маршрутах с пересеченным холмистым рельефом, сопровождаемым подъемами и спусками величиной от 4 % и выше
повышение до 10 %
При эксплуатации автомобиля на строительных объектах в стесненных условиях
повышение до 10 %
При выполнении транспортной работы грузовым автомобилем (кроме самосвала) или грузопассажирским автомобилем без учета транспортной работы в ткм
Примечание. Дополнительный расход топлива для автомобиля и автопоезда (кроме самосвального), выполняющих работу, учитываемую в ткм, установленный п.15.8 Инструкции, в данном случае не применяется
повышение до 10 %
При эксплуатации автомобиля, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, предусмотренную в ст.7 Закона РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности», или задействованного в охране правопорядка
Порядок применения дополнительного расхода топлива
Размер дополнительного расхода топлива
На один час простоя в размере расхода топлива на 10 км пробега
При простоях механического транспортного средства в пунктах, где по условиям работы запрещается выключать двигатель (нефтесклады, инкассация и т.п.)
На 1 маш.-ч выполнения упражнений в размере расхода топлива на 20 км пробега
При учебной езде на автодроме
До 0,5 % от общего ежемесячного количества топлива, потребляемого автомобилями юридического лица при условии отсутствия реальной экономии
На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя автомобиля после ремонта)
В процентном отношении от общего расхода дизельного топлива трактором, машиной, механизмом или оборудованием:
в период с 1 апреля по 31 октября - до 3 %;
в период с 1 ноября по 31 марта - до 5 %
Дополнительный расход бензина для запуска дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем
Ежедневный расход бензина в процентном отношении к линейной норме расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающей среды:
свыше +5°С - до 1 % (для инжекторных двигателей);
от +5°С до -10°С - до 3 %;
При запуске и прогреве двигателей, работающих на СПГ и СУГ
До 10 % от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля (расход устанавливается один раз в месяц)
Для перемещения в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ
Линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну массы прицепа (полуприцепа, буксируемого транспортного средства, машины или механизма) в количестве:
бензина - до 2,0 л;
дизельного топлива - до 1,3 л;
СПГ - до 2,0 куб.м;
при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива
При эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке им неисправного транспортного средства, а также машины и механизма
Дополнительно нормируется расход топлива на каждые 100 ткм в количестве:
бензина - до 2,0 л;
дизельного топлива - до 1,3 л;
СПГ - до 2,0 куб.м;
при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива
Для автомобиля и автопоезда (кроме самосвального), выполняющих работу, учитываемую в ткм
Дополнительно нормируется расход топлива в количестве:
для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью до 10 т - 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 куб.м СПГ;
для самосвала грузоподъемностью от 10 до 20 т - 0,5 л дизельного топлива;
грузоподъемностью свыше 20 т - 1,0 л дизельного топлива
На каждую ездку с грузом для каждой единицы подвижного состава для выполнения операций разгрузки
Дополнительно нормируется расход топлива в количестве:
для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью до 10 т - 0,2 л;
для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью от 10 т до 20 т - 0,3 л;
для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью свыше 20 т - 0,4 л
При работе в карьерах, на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки
Линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну массы прицепа плюс 50 % веса перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования пробега 0,5) в количестве:
бензина - до 2,0 л;
дизельного топлива - до 1,3 л;
СПГ - до 2,0 куб.м;
при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива
При работе самосвала с самосвальным прицепом
Дополнительный расход топлива устанавливается на каждые 100 ткм выполненной транспортной работы в количестве:
бензина - до 2,0 л;
дизельного топлива - до 1,3 л;
СПГ - до 2,0 куб.м;
при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива
Для самосвала (самосвального автопоезда) при эксплуатации с коэффициентом использования пробега свыше 0,5
Примечание. Для самосвала (самосвального автопоезда) при эксплуатации с коэффициентом использования пробега ниже 0,5 дополнительный расход топлива понижается на каждые 100 ткм выполненной транспортной работы: бензина - до 2,0 л; дизельного топлива - до 1,3 л; СПГ - до 2,0 куб.м ; СУГ - до 2,5 л; при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива
Дополнительный расход определяется исходя из продолжительности работы транспортного средства на линии и в зависимости от температуры окружающего воздуха:
от +10°С до 0°С - 50 % продолжительности работы автобуса на линии;
ниже 0°С - 100 % продолжительности работы автобуса на линии
Дополнительный расход на работу автономного отопителя (отопителей) автобусов
Дополнительный расход определяется исходя из фактического времени работы отопителя и устанавливается на период с 1 ноября по 31 марта
Дополнительный расход на работу автономного отопителя (отопителей) механического транспортного средства (кроме автобусов), машины, механизма и оборудования
Дополнительные условия применения линейных норм, повышений и дополнительного расхода
Нормы расхода топлива для зимних уборочных работ (сгребание снега и т.п.), а также для механических транспортных средств, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимнее время (снегоходы и т.п.), устанавливаются для условий эксплуатации в зимнее время
Примечание. Для данной категории транспортных средств повышения, указанные в пп.10.1, 10.11 Инструкции, применять неправомерно. (Прим.авт.)
В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора), на срок не более 3 месяцев.
Для разработки линейной нормы субъекты хозяйствования должны обратиться с заявкой в БелНИИТ «Транстехника». После разработки нормы расхода топлива списание производится по норме, указанной в гарантийном письме БелНИИТ, которая действует до утверждения такой нормы Минтрансом РБ
Величина повышения (снижения) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем на основании Инструкции
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (снижений) линейной нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.
Предприятием эксплуатируется легковой автомобиль при отрицательных температурах окружающего воздуха в городе с населением свыше 3 миллионов человек, оборудованный автоматической коробкой передач.
Линейная норма расхода топлива - 9,8 л/100км.
Повышение нормы расхода топлива транспортного средства, оборудованного автоматической коробкой передач, - до 6 % (п.10.16 Инструкции).
Повышение нормы расхода топлива транспортного средства, эксплуатируемого при отрицательной температуре окружающего воздуха, - до 10 % (п.10.1 Инструкции).
Повышение нормы расхода топлива транспортного средства, эксплуатируемого в городе с населением свыше 3 миллионов человек, - до 20 % (п.10.3 Инструкции).
Порядок расчета нормы расхода топлива:
9,8 л / 100 км + 9,8 л / 100 км х (6 % + 10 % + 20 %) = 9,8 л / 100 км +
+ 9,8 л / 100 км х 36 % = 13,3 л / 100 км
Для специального легкового автомобиля, не имеющего конструктивных отличий от базовой модели по двигателю, коробке передач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову и др., влияющих на расход топлива, и не отличающегося от базовой модели снаряженной массой, допускается применять утвержденную линейную норму на соответствующую базовую модель легкового автомобиля
При эксплуатации специального грузового автомобиля, отличающегося от базовой модели только снаряженной массой и не имеющего конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная норма расхода топлива увеличивается (уменьшается) на каждую тонну превышения (снижения) веса такого автомобиля относительно базовой модели:
работающего на бензине - до 2,0 л;
дизельном топливе - до 1,3 л;
СПГ - до 2,0 куб.м;
* СПГ - сжатый природный газ.
** СУГ - сжиженный углеводородный газ.
Ольга Казаченко, аудитор частного унитарного предприятия «ПиК-аудит»
Материалы: http://www.busel.org/texts/cat5kl/id5xwtedx.htm
2 ≫
-
Дата размещения статьи: 02.11.2015
Все учреждения в процессе ведения хозяйственной деятельности используют различные автотранспортные средства. Для эксплуатации данных средств необходимы горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ). При этом расходы при списании топлива и масел должны осуществляться в соответствии с определенными нормами. В статье мы расскажем о нюансах, связанных с нормированием расходов на ГСМ.
В настоящее время действуют Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). В п. 1 данных Рекомендаций сказано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
Примечание. Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано: в целях эксплуатации транспортных средств руководствоваться Методическими рекомендациями.
Итак, Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Эти нормы утверждены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
Отметим, что в настоящее время Методические рекомендации действуют с учетом изменений, внесенных Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р. Согласно поправкам в документе:
- уточнен порядок расчета норм топлива и смазочных материалов;
- введены нормы расхода топлива на модели транспортных средств как отечественных и стран СНГ, так и зарубежных производителей, выпускаемых с 2008 г.;
- уточнены условия повышения норм расхода топлива;
- уточнены условия, при которых нормы расхода топлива могут снизиться.
Итак, при нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждых модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля (п. 3 Методических рекомендаций).
Рассмотрим порядок определения норм расхода топлива с учетом нововведений.
Как устанавливаются базовые показатели норм расхода ГСМ?
Согласно п. 4 Методических рекомендаций нормы расхода топлива могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств на основании их классификации и назначения.
Примечание. При этом нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса.
Отметим, что расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включен и предусматривается отдельно.
Нормы расхода топлива подразделяются на следующие:
Данная норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава
Данная норма включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза
Данная норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортного средства на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в этом документе
Устанавливается в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии
Она установлена в литрах на 100 км (л/100 км) при проведении транспортных работ автобуса, самосвала
При каких условиях происходит повышение норм расхода топлива?
Пунктом 5 Методических рекомендаций установлены условия, при которых происходит повышение норм расхода топлива; к ним, в частности, относится работа автотранспорта:
1) в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5 до 20%.
Примечание. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении 2 к данным Рекомендациям.
Например, в Ярославской области надбавки действуют с 01.10 по 31.03 (пять месяцев) и надбавка составляет 10%; в Ненецком автономном округе - с 15.10 по 15.04 (шесть месяцев), надбавка - 18%; в Республике Адыгея - с 01.12 по 01.03, надбавка - 5%;
2) на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
- от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);
- от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);
- от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);
- свыше 3000 м - до 20% (высокогорье);
3) на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500 м) - до 10%;
4) на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%;
5) в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 5 млн человек - до 35%;
- от 1 млн до 5 млн человек - до 25%;
- от 250 тыс. до 1 млн человек - до 15%;
- от 100 тыс. до 250 тыс. человек - до 10%;
- до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%;
6) при обкатке или после капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%;
7) находящегося в эксплуатации более пяти лет или имеющего общий пробег более 100 тыс. км, - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;
8) специального (патрульных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющего транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п., - до 20%;
9) при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%;
10) при использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (этот коэффициент не применяется совместно с зимней надбавкой).
Какие повышающие коэффициенты применяются при простое автомобиля?
При стоянке (простое) автомобиля можно применять следующие повышающие коэффициенты:
- если используется кондиционер, то расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы;
- если используется установка "климат-контроль" (независимо от времени года), то за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы;
- если автомобиль стоит под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель, а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя;
- если в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 град. Цельсия) время года на стоянках необходимы пуск и прогрев автомобилей и автобусов или на стоянках в ожидании пассажиров устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.
Можно ли увеличить нормативный расход топлива?
В Методических рекомендациях сказано, что на основании решения юридического лица допускается увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц автотранспортных средств, используемых на этих работах):
- при внутригаражных разъездах;
- (или) при выполнении необходимых технических работ (регулировочных работ, приработке деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта, технических осмотрах).
При каких условиях норма расхода топлива может снижаться?
В п. 6 Методических рекомендаций сказано, что нормы топлива могут снижаться: при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Как установить нормы расхода ГСМ при их отсутствии?
Итак, отметим несколько случаев установления норм расхода топлива для автотранспортного средства, не поименованных в Методических рекомендациях:
1) если для автотранспортного средства не утверждены нормы расхода топлива (отсутствуют в данном документе), то по решению юридического лица, осуществляющего его эксплуатацию, могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;
2) для рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств нормы расхода топлива определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или автотранспортного средства (нормируются в л/ч);
3) для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливается базовая норма расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой модели;
4) для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлива могут определяться:
- для бензиновых двигателей - на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км;
- для дизельных двигателей - из расчета до 1,3 л/100 км;
- для двигателей, работающий на сжиженном газе, - из расчета до 2,64 л/100 км;
- для двигателей, работающих на сжатом природном газе, - из расчета до 2 куб. м/100 км;
- при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
Как рассчитывается нормативное значение расхода топлива?
Для каждого типа автомобиля Методическими рекомендациями установлены формулы. Итак, рассмотрим расчет норматива расхода топлива на конкретных примерах.
Согласно п. 7 Методических рекомендаций нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Приведем пример расчета норматива расхода топлива.
Пример 1. Легковой автомобиль ГАЗ-3110 работает в городе с населением более 1 млн человек, совершил пробег 90 км. Рассчитаем нормативный расход топлива.
Базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ГАЗ-3110 составляет 10,7 л/100 км, надбавка за работу в городе с населением более 1 млн человек - 25%.
Следовательно, нормативный расход топлива будет таким: 0,01 x 10,7 л/100 км x 90 км x (1 + 0,01 x 25%) = 12,04 л.
Пример 2. Легковой автомобиль Audi A8L3.0, оборудованный установкой "климат-контроль", в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 2 млн человек совершил пробег 75 км, при этом вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 3 ч. Рассчитаем нормативный расход топлива.
Базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Audi A8L3.0 составляет 12,3 л/100 км, надбавка за работу в городе с населением 2 млн человек - 25%, за работу в зимнее время - 10%, при использовании установки "климат-контроль" при движении автомобиля - 10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя - 10% от значения базовой нормы, на стоянке при использовании установки "климат-контроль" - 10% от значения базовой нормы.
При этом время вынужденного простоя с работающим двигателем - 3 ч. Итак, вначале рассчитаем дополнительный расход топлива при простое автомобиля с работающим двигателем: Qдоп. = 0,01 x HS x D x Т = 0,01 x 12,3 л/100 км x 20% x 3 ч = 7,38 л. Следовательно, нормативный расход топлива составляет: 0,01 x 12,3 л/100 км x 75 км x (1 + 0,01 x 45%) + 7,38 л = 20,75 л.
Согласно п. 8 Методических рекомендаций нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T,
где Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
S - пробег автобуса, км;
Hот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Приведем пример расчета.
Пример 3. Автобус ПАЗ 32031-01 работает в городе с населением 500 тыс. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 120 км при времени работы на линии 8 ч. Рассчитаем нормативный расход топлива.
Транспортная норма расхода топлива для автобуса ПАЗ 32031-01 составляет 22,7 л/100 км, надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек - 15%, за работу в зимнее время - 10%; норма расхода топлива на работу отопителя - 2,5 л/ч (нормы расхода топлива на работу отопителей установлены в Приложении 4 к Методическим рекомендациям).
Итак, нормативный расход топлива будет таким: 0,01 x 22,7 л/100 км x 120 км x (1 + 0,01 x 25%) + 2,5 л/ч x 8 ч = 54,05 л.
Грузовые бортовые автомобили, тягачи
Согласно п. п. 9, 10 и 12 Методических рекомендаций нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D),
где Qн - нормативный расход топлива, л;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км. Она рассчитывается так: Hsan = Hs + HgGnp, где Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км; Gnp - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км;
W - объем транспортной работы, т.км: W = Gгр x Sгр, где Gгр - масса груза, т; Sгр - пробег с грузом, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
При расчете нормативного значения расхода топлива необходимо помнить:
а) для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива:
- для бензина - до 2 л;
- для дизельного топлива - до 1,3 л;
- для сжиженного углеводородного газа (СУГ) - до 2,64 л;
- для сжатого природного газа (СПГ) - до 2 куб. м;
- при газодизельном питании, ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива;
б) при работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлива:
- для бензина - до 2 л;
- для дизельного топлива - до 1,3 л;
- для сжиженного газа - до 2,64 л;
- для природного газа - до 2 куб. м;
- при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м - для природного газа и до 0,25 л - для дизельного топлива;
в) для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.
Специальные и специализированные автомобили
Согласно п. 15 Методических рекомендаций указанная категория автомобилей подразделяется на две группы:
а) автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные и т.п.). Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:
Qн = (0,01 x Hsc x S x Ht x T) x (1 + 0,01 x D),
где Hsc - норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hsc' = Hsc + Hw x W, где Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км; W - объем транспортной работы, т.км);
S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Ht - норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности);
б) автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики и т.п.). Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:
Qн = (0,01 x Hsc x S x Hs x S') x (1 + 0,01 x D),
где Hsc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Hs - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
S' - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) определяются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
Как осуществляется списание ГСМ?
Документом-основанием для списания ГСМ является путевой лист. Для списания в расход всех видов топлива применяются путевые листы (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) (п. 25 Инструкции N 162н <1>). Как отмечается в Письме Минфина России от 03.10.2012 N 02-06-10/4066, при заполнении путевых листов следует также руководствоваться Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". В данном документе определены обязательные и дополнительные реквизиты формы путевого листа, а также порядок его заполнения, в том числе реквизиты оборотной стороны листа.
<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Пунктом 13 Приказа Минтранса России N 152 установлено, что уполномоченные лица, назначенные руководителем организации, фиксируют дату, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и при его заезде на постоянную стоянку. Данные сведения необходимы для расчета пробега автотранспортного средства, и заверяют их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий.
Сведения о маршруте (пунктах назначения в течение срока действия путевого листа) Приказом Минтранса России N 152 отнесены к дополнительным реквизитам, однако, по мнению департамента, подлежат заполнению наряду с другими расположенными на оборотной стороне реквизитами, предусмотренными установленной формой путевого листа.
Списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции N 157н <2>). Так как цены на ГСМ очень часто меняются, их списание осуществляется по средней стоимости.
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Средняя фактическая стоимость материальных запасов определяется по каждому виду ГСМ путем деления общей фактической стоимости вида ГСМ, складывающейся из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска), на их количество.
В заключение еще раз отметим, что Методические рекомендации должны применять все учреждения Минюста. В них установлены не только базовые нормы расхода топлива, но и нормы расхода смазочных материалов (Приложение 1 к Методическим рекомендациям), а также формулы для расчета нормативного расхода топлива для различных видов автотранспортных средств.
Материалы: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/13277
3 ≫
-
Экономить топливо способен каждый автовладелец. Главное - соблюдать определенные правила. Прежде всего стоит выявить основные причины большого расхода топлива. Существует множество факторов, которые способны повлиять на этот показатель. После выявления проблемы можно отыскать ее решение.
В некоторых случаях очень большой расход топлива возникает из-за своеобразного стиля вождения. Это не смертельно, и при желании его можно изменить. В таком случае стоит соблюдать нехитрое правило: чем тише едешь, тем дальше будешь. Примерно на 10% увеличивается расход топлива при быстром разгоне и резком торможении. Подобное явление часто можно наблюдать на светофорах. Впрочем, быстрый старт всегда повышает расход горючего. Ведь в подобном режиме в цилиндры подается больше топлива.
Чтобы значительно сократить затраты, необходимо научиться равномерной езде. В таких ситуациях стоит избегать резкого перестраивания на другие полосы. Также стоит избегать лишних движений и ускорений. Перед красным сигналом светофора можно заблаговременно убрать ногу с газа. В итоге автомобиль будет двигаться накатом. В результате подобных действий не потребуется интенсивное торможение. Помимо этого, следует учитывать ситуацию на дороге. На длинных спусках стоит использовать торможение двигателем, а вот в длинной пробке его и вовсе можно заглушить.
Если у вас большой расход топлива, то стоит воспользоваться экономным режимом. Такая функция предусмотрена во многих транспортных средствах с автоматической коробкой передач. Если же подобного режима у вас нет, то можно перевести селектор в положение, которое соответствует зимней программе. Конечно, здесь имеются свои особенности. В таком положении автоматика будет включать высшие программы значительно раньше. Помимо этого, стоит помнить, что при включении экономного режима наблюдается снижение мощности двигателя. Этот факт устроит далеко не каждого водителя.
Большой расход топлива может стать следствием неправильного давления в шинах. Поэтому стоит регулярно проверять данный показатель. Недостаточное давление в колесах транспортного средства способно увеличить сопротивление качению. В итоге это негативно отражается на устойчивости и управляемости, а также наносит вред покрышкам. Снизить расход топлива можно, слегка перекачав шины. Маленькая хитрость – залог экономии.
Помимо этого, снизить расход горючего позволяют современные шины, которые обладают достаточно низким сопротивлением качению. Их еще называют энергосберегающими.
Сегодня сложно представить себе автомобиль без дополнительных устройств, которые не только улучшают качество и комфорт езды, но и потребляют электроэнергию. В итоге появляется большой расход топлива. Среди таких аксессуаров стоит выделить кондиционер. Его использование обойдется автовладельцу в 0,8 литра топлива примерно на 100 километров.
Помимо этого, новые правила ПДД предусматривают передвижение транспортных средств в дневное время с включенными фарами. А это еще одна причина большого расхода топлива. Однако выход из положения всегда есть. Можно использовать специальные ходовые светодиодные огни. Они потребляют значительно меньше мощности. К тому же их срок службы намного больше, чем у обычных лампочек.
Почему большой расход топлива возникает в холодное время года? Подобное явление может быть при постоянном прогревании двигателя после холодного старта до рабочей температуры. При возможности следует трогаться как можно раньше. Ведь при нагрузках мотор прогревается значительно быстрее, чем при холостом ходе. Если нужно сэкономить на горючем, то стоит сократить прогрев двигателя до вполне приемлемого времени, а не прогревать механизм в течение получаса.
Все, что хоть как-то мешает аэродинамике, способно увеличить расход топлива. Среди подобных изделий стоит выделить широкопрофильную резину, эксплуатация которой не предусмотрена производителями транспортных средств. Также не стоит устанавливать какие-либо аксессуары на капот и декоративные спойлеры. Стоит отметить, что большой расход топлива может быть вызван даже багажником на крыше транспортного средства. Если подобным аксессуаром вы не пользуетесь, то лучше снять его.
Это еще несколько факторов, которые влияют на расход топлива. Помимо этого, на данный показатель влияет еще и качество топлива, и АКПП. Не стоит ожидать малого расхода горючего от транспортного средства, обладающего внушительными размерами, например от джипа. Также следует учитывать и некоторые климатические факторы. Например, в зимний период требуются прогрев двигателя и использование печки. Из-за этого происходит большой расход топлива. «ВАЗ» нередко страдает именно из-за сильных морозов. Также не стоит забывать, что аудиосистема, фары и кондиционер – это те аксессуары, работа которых снижает в какой-то степени мощность мотора. В итоге повышается потребление транспортным средством горючего.
При перевозке большого груза также возникает большой расход топлива. Например, каждые лишние 100 килограмм увеличивают расход примерно на 10%, загруженный багажник, который расположен на крыше – на 40%, пустой – только на 5%, прицеп – на 60%. Поэтому, если планируете перевозить крупные грузы, учтите, что больших затрат на топливо не избежать.
Существуют причины большого расхода топлива, которые можно устранить самостоятельно. Главное - правильно установить источник проблемы. Вот основные факторы:
- Свет фар. Как было уже сказано, использование подобных приборов увеличивает расход топлива. Например, при использовании ближнего света затраты горючего увеличиваются на 5%, а при использовании дальнего – на 10%. В дневное время стоит включать ходовые светодиодные огни.
- Температурные показатели охлаждающей жидкости значительно ниже расчетных. Иными словами, мотор транспортного средства не прогревается до необходимого уровня. Эта проблема чаще всего возникает именно в зимний период. Поэтому стоит использовать специальные материалы, способные сохранить тепло под капотом, например автоодеяло.
- Не стоит забывать, что некоторые проблемы возникают из-за того, что неправильно работает коробка передач или карбюратор. Большой расход топлива – это основная проблема транспортных средств, оснащенных АКПП. Более современные модели оснащены коробками передач, которые обладают экономным режимом.
- Качество топлива. Причины большого расхода топлива могут заключаться в плохом горючем. Если производитель рекомендует заправлять транспортное средство топливом марки АИ-95, то так и нужно делать. Если же использовать 92-й бензин, то затраты горючего значительно увеличатся. Если заправлять автомобиль высокооктановым топливом, то расход значительно сократится. Однако стоимость бензина будет выше.
- Плохой накат. Этот показатель также можно проверить самостоятельно. Для этого нужно разогнаться, а затем перевести транспортное средство на нейтральную передачу. Тормозить при этом не нужно. Накатом является тот путь, который будет проделан транспортным средством от момента, когда педаль газа была отпущена, и до полной его остановки. Если же детали автомобиля находятся в плохом состоянии, то может быть увеличен расход топлива.
Минтранс РФ опубликовало в 2008 году рекомендации относительно норм затрат топлива. Стоит отметить, что данные показатели зависит от марки и классификации транспортного средства. Однако при желании можно все рассчитать. Итак, какая будет норма расхода топлива? Минтранс РФ привел формулу, благодаря которой можно определить данный показатель.
Для легковых транспортных средств норму расхода топлива можно рассчитать следующим образом:
Q н = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Q н является нормативным расходом горючего.
Hs представляет собой базовую норму затрат топлива на определенный пробег транспортного средства.
D – это поправочный коэффициент к норме в процентах.
S – пробег транспортного средства в километрах.
Если у вашего автомобиля большой расход топлива, что делать? Проблемы подобного плана заключаются не только в неправильной работе транспортного средства. Возможно, проблема возникает из-за использования дополнительных аксессуаров и устройств, а также из-за стиля вождения. Соблюдение нехитрых правил позволит значительно сэкономить на горючем. К тому же не стоит забывать о нормах расхода топлива. При желании этот показатель можно рассчитать самостоятельно.
Материалы: http://fb.ru/article/220907/prichinyi-bolshogo-rashoda-topliva-norma-rashoda-topliva