Информация: Практические рекомендации по порядку применения повышенных (сниженных) норм расхода топлива

1 ≫

2 ≫

3 ≫

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЫШЕННЫХ (СНИЖЕННЫХ) НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

Затраты на горюче-смазочные материалы являются наиболее распространенной и существенной статьей расходов, возникающих при эксплуатации автотранспорта.

В состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода согласно подп.2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300. Поэтому нормирование расхода топлива автотранспортных средств является необходимым условием деятельности не только специализированной автотранспортной организации, но и любой другой организации, использующей в своей деятельности автомобиль.

Основным документом, регулирующим порядок нормирования расхода топлива, является Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28 (далее - Инструкция).

Нормы расхода топлива предназначены для учета и контроля за фактическим расходованием топлива механическими транспортными средствами, тракторами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми субъектами хозяйствования.

Нормирование расхода топлива производится путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также путем установления величин дополнительного расхода топлива.

В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора), на срок не более 3 месяцев (п.8 Инструкции).

Итак, перед утверждением нормы расходы топлива необходимо определить линейную норму расхода топлива. При этом, определяя линейную норму для своего автомобиля, необходимо обратить внимание, чтобы его параметры в точности совпадали с параметрами, указанными в Сборнике норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь (далее - Сборник) (введен в действие Минтрансом РБ 01.01.1999) или в одном из постановлений Министерства транспорта и коммуникаций РБ об утверждении линейных норм расхода топлива.

Если на автомобиль линейная норма в указанных нормативных актах отсутствует, организации необходимо подать заявку на ее разработку, дождаться ее утверждения Минтрансом и только после этого можно учитывать стоимость израсходованного на этом автомобиле топлива в составе себестоимости.

Рекомендуемые нормы расхода топлива на марки и модели механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, не вошедшие в Сборник, согласно Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8, разрабатываются БелНИИТ «Транстехника» на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Следует обратить внимание, что постановлением Минтранса РБ от 17.08.2007 № 47 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» организациям дано право применения утвержденной линейной нормы расхода топлива на соответствующую базовую модель автомобиля в случае, если завод-изготовитель или его официальный представитель аргументированно подтверждает, что модификация автомобиля не имеет конструктивных отличий от базовой модели, которые влияют на расход топлива.

Далее следует определить расчетную величину нормы расхода топлива с учетом конкретных условий эксплуатации автомобиля.

Инструкцией установлен порядок применения различных повышений (снижений) к линейной норме расхода топлива, к транспортной работе автомобиля, а также порядок определения дополнительного расхода топлива при различных условиях эксплуатации автотранспорта и оборудования. Рассмотрим эти повышения (снижения) и условия, при которых они применяются:

Порядок применения повышений (снижений) норм расхода топлива

Размер повышения (снижения) нормы расхода топлива

1. Группа повышений (снижений), которые распространяются как на линейную норму, так и на выполненную транспортную работу (п.13 Инструкции)

повышение до 10 %

При работе механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования при отрицательных температурах окружающего воздуха в период с 1 ноября по 31 марта.

При положительной температуре окружающего воздуха в указанный период данное повышение не применяется.

Температура окружающего воздуха определяется по результату собственного измерения, произведенного ответственным лицом на момент выпуска механического транспортного средства на линию, с регистрацией результата измерения в журнале

Примечание. Возможность повышения нормы расхода топлива на работу транспортного средства при отрицательной температуре окружающего воздуха определяется на момент выпуска транспортного средства на линию и не зависит от колебания температур окружающего воздуха в период нахождения транспортного средства в рейсе независимо от времени пребывания в пути и местонахождения транспортного средства в пределах Республики Беларусь.

При нахождении механического транспортного средства за пределами Республики Беларусь допускается определение фактической температуры по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологических служб других стран

При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в областных центрах и в городах с численностью населения от 300 тысяч до 1 миллиона человек

повышение до 10 %

При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в городах с численностью населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек

повышение до 20 %

При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в городах с населением свыше 3 миллионов человек

повышение до 10 %

При эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора), требующей частых технологических остановок (более чем одна остановка на один километр пробега)

Примечание. Примером могут служить маршрутные транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров по городу

повышение до 10 %

При движении механического транспортного средства (кроме трактора) по свежеотсыпанному дорожному полотну при строительстве дорог

повышение до 20 %

При эксплуатации автомобиля, связанной с движением по пересеченной местности, естественным грунтовым дорогам, временным внутрикарьерным и отвальным дорогам, подъездным путям, не имеющим твердого покрытия, а также при движении по полю во время проведения сельскохозяйственных работ, вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали), строительстве и обслуживании линий электропередач и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и т.п.

повышение до 35 %

При эксплуатации автомобиля в период сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года)

Примечание. В этом случае рекомендуется обосновывать применение повышения данными Гидрометеоцентра

При эксплуатации механического транспортного средства в горной местности при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1 500 м

от 1 501 до 2 000 м

2 001 до 3 000 м

понижение до 15 %

При эксплуатации механического транспортного средства на участках дорог с асфальтобетонным покрытием за пределами населенного пункта (за исключением учебной езды)

2. Группа повышений, которые распространяются только на линейную норму

повышение до 10 %

При перевозке грузов механическим транспортным средством (кроме трактора), требующей пониженных скоростей движения автомобиля (до 20 км/час)

повышение до 10 %

При перевозке грузовым автомобилем легковесных крупногабаритных грузов IV класса (сено, солома, лен и т.п.)

повышение до 10 %

При пробеге первой тысячи километров автомобилем (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым

повышение до 10 %

При наработке первых шестидесяти машино-часов оборудованием (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым

повышение до 20 %

При учебной езде на механическом транспортном средстве по улицам города и населенного пункта

Примечание. Данное повышение применяется без учета пп.10.2, 10.3, 10.5 Инструкции

При эксплуатации автомобиля и автобуса, оборудованных кондиционерами или установками «климат-контроль», в период с 15 мая по 15 сентября

При эксплуатации автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/час

При эксплуатации автомобиля, оборудованного автоматической коробкой передач

При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186)

Примечание. Применение данного повышения не зависит от срока полезного использования, установленного предприятием для начисления амортизации

повышение до 20 %

При движении механического транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также транспортных средств, сопровождаемых им

повышение до 10 %

При эксплуатации автобуса на городских маршрутах с пересеченным холмистым рельефом, сопровождаемым подъемами и спусками величиной от 4 % и выше

повышение до 10 %

При эксплуатации автомобиля на строительных объектах в стесненных условиях

повышение до 10 %

При выполнении транспортной работы грузовым автомобилем (кроме самосвала) или грузопассажирским автомобилем без учета транспортной работы в ткм

Примечание. Дополнительный расход топлива для автомобиля и автопоезда (кроме самосвального), выполняющих работу, учитываемую в ткм, установленный п.15.8 Инструкции, в данном случае не применяется

повышение до 10 %

При эксплуатации автомобиля, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, предусмотренную в ст.7 Закона РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности», или задействованного в охране правопорядка

Порядок применения дополнительного расхода топлива

Размер дополнительного расхода топлива

На один час простоя в размере расхода топлива на 10 км пробега

При простоях механического транспортного средства в пунктах, где по условиям работы запрещается выключать двигатель (нефтесклады, инкассация и т.п.)

На 1 маш.-ч выполнения упражнений в размере расхода топлива на 20 км пробега

При учебной езде на автодроме

До 0,5 % от общего ежемесячного количества топлива, потребляемого автомобилями юридического лица при условии отсутствия реальной экономии

На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя автомобиля после ремонта)

В процентном отношении от общего расхода дизельного топлива трактором, машиной, механизмом или оборудованием:

в период с 1 апреля по 31 октября - до 3 %;

в период с 1 ноября по 31 марта - до 5 %

Дополнительный расход бензина для запуска дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем

Ежедневный расход бензина в процентном отношении к линейной норме расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающей среды:

свыше +5°С - до 1 % (для инжекторных двигателей);

от +5°С до -10°С - до 3 %;

При запуске и прогреве двигателей, работающих на СПГ и СУГ

До 10 % от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля (расход устанавливается один раз в месяц)

Для перемещения в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ

Линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну массы прицепа (полуприцепа, буксируемого транспортного средства, машины или механизма) в количестве:

бензина - до 2,0 л;

дизельного топлива - до 1,3 л;

СПГ - до 2,0 куб.м;

при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива

При эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке им неисправного транспортного средства, а также машины и механизма

Дополнительно нормируется расход топлива на каждые 100 ткм в количестве:

бензина - до 2,0 л;

дизельного топлива - до 1,3 л;

СПГ - до 2,0 куб.м;

при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива

Для автомобиля и автопоезда (кроме самосвального), выполняющих работу, учитываемую в ткм

Дополнительно нормируется расход топлива в количестве:

для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью до 10 т - 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 куб.м СПГ;

для самосвала грузоподъемностью от 10 до 20 т - 0,5 л дизельного топлива;

грузоподъемностью свыше 20 т - 1,0 л дизельного топлива

На каждую ездку с грузом для каждой единицы подвижного состава для выполнения операций разгрузки

Дополнительно нормируется расход топлива в количестве:

для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью до 10 т - 0,2 л;

для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью от 10 т до 20 т - 0,3 л;

для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью свыше 20 т - 0,4 л

При работе в карьерах, на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки

Линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну массы прицепа плюс 50 % веса перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования пробега 0,5) в количестве:

бензина - до 2,0 л;

дизельного топлива - до 1,3 л;

СПГ - до 2,0 куб.м;

при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива

При работе самосвала с самосвальным прицепом

Дополнительный расход топлива устанавливается на каждые 100 ткм выполненной транспортной работы в количестве:

бензина - до 2,0 л;

дизельного топлива - до 1,3 л;

СПГ - до 2,0 куб.м;

при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива

Для самосвала (самосвального автопоезда) при эксплуатации с коэффициентом использования пробега свыше 0,5

Примечание. Для самосвала (самосвального автопоезда) при эксплуатации с коэффициентом использования пробега ниже 0,5 дополнительный расход топлива понижается на каждые 100 ткм выполненной транспортной работы: бензина - до 2,0 л; дизельного топлива - до 1,3 л; СПГ - до 2,0 куб.м ; СУГ - до 2,5 л; при газодизельном цикле - до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива

Дополнительный расход определяется исходя из продолжительности работы транспортного средства на линии и в зависимости от температуры окружающего воздуха:

от +10°С до 0°С - 50 % продолжительности работы автобуса на линии;

ниже 0°С - 100 % продолжительности работы автобуса на линии

Дополнительный расход на работу автономного отопителя (отопителей) автобусов

Дополнительный расход определяется исходя из фактического времени работы отопителя и устанавливается на период с 1 ноября по 31 марта

Дополнительный расход на работу автономного отопителя (отопителей) механического транспортного средства (кроме автобусов), машины, механизма и оборудования

Дополнительные условия применения линейных норм, повышений и дополнительного расхода

Нормы расхода топлива для зимних уборочных работ (сгребание снега и т.п.), а также для механических транспортных средств, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимнее время (снегоходы и т.п.), устанавливаются для условий эксплуатации в зимнее время

Примечание. Для данной категории транспортных средств повышения, указанные в пп.10.1, 10.11 Инструкции, применять неправомерно. (Прим.авт.)

В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора), на срок не более 3 месяцев.

Для разработки линейной нормы субъекты хозяйствования должны обратиться с заявкой в БелНИИТ «Транстехника». После разработки нормы расхода топлива списание производится по норме, указанной в гарантийном письме БелНИИТ, которая действует до утверждения такой нормы Минтрансом РБ

Величина повышения (снижения) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем на основании Инструкции

При необходимости применения одновременно нескольких повышений (снижений) линейной нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.

Предприятием эксплуатируется легковой автомобиль при отрицательных температурах окружающего воздуха в городе с населением свыше 3 миллионов человек, оборудованный автоматической коробкой передач.

Линейная норма расхода топлива - 9,8 л/100км.

Повышение нормы расхода топлива транспортного средства, оборудованного автоматической коробкой передач, - до 6 % (п.10.16 Инструкции).

Повышение нормы расхода топлива транспортного средства, эксплуатируемого при отрицательной температуре окружающего воздуха, - до 10 % (п.10.1 Инструкции).

Повышение нормы расхода топлива транспортного средства, эксплуатируемого в городе с населением свыше 3 миллионов человек, - до 20 % (п.10.3 Инструкции).

Порядок расчета нормы расхода топлива:

9,8 л / 100 км + 9,8 л / 100 км х (6 % + 10 % + 20 %) = 9,8 л / 100 км +

+ 9,8 л / 100 км х 36 % = 13,3 л / 100 км

Для специального легкового автомобиля, не имеющего конструктивных отличий от базовой модели по двигателю, коробке передач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову и др., влияющих на расход топлива, и не отличающегося от базовой модели снаряженной массой, допускается применять утвержденную линейную норму на соответствующую базовую модель легкового автомобиля

При эксплуатации специального грузового автомобиля, отличающегося от базовой модели только снаряженной массой и не имеющего конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная норма расхода топлива увеличивается (уменьшается) на каждую тонну превышения (снижения) веса такого автомобиля относительно базовой модели:

работающего на бензине - до 2,0 л;

дизельном топливе - до 1,3 л;

СПГ - до 2,0 куб.м;

* СПГ - сжатый природный газ.

** СУГ - сжиженный углеводородный газ.

Ольга Казаченко, аудитор частного унитарного предприятия «ПиК-аудит»

Материалы: http://www.busel.org/texts/cat5kl/id5xwtedx.htm


Back to top