Корректор фар принцип работы

1 ≫

Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Сегодня сложно найти авто, в котором не был бы установлен специальный корректор фар.

Задача этого устройства – качественная настройка головного света фар для наилучшего освещения дорожного покрытия. Кроме этого, регулирование светового потока позволяет исключить ослепление других участников движения, которые движутся навстречу.

Виды и особенности корректора фар

Сегодня можно выделить несколько видов регулировки фар . Она может быть ручной (то есть команду на изменение угла освещения дает непосредственно водитель) и автоматической (решение о регулировке принимает электроника).

При наличии ручной регулировки все настройки лучше проводить еще до начала поездки. Что касается автоматической системы, то она отлично справляется со своими обязанностями и на ходу.

По принципу действий корректоры фар автоматического типа могут быть:

Квазистатическими. Такие устройства реагируют на изменение угла наклона кузова, вызванные повышением или уменьшением нагрузки.

Причиной срабатывания может быть большой вес багажа или «приседание» задней части кузова в момент разгона. Минус системы – наличие небольшой задержке в работы. Преимущества – надежность, которая достигается за счет простоты реализации схемы.

Динамическими. Особенность таких систем – точность реакции на любые изменения в положении кузова и высокая скорость реагирования.

Динамический корректор фар способен поддерживать необходимый угол при движении по неровной дороге или вхождении в поворот.

Минусы – дороговизна и сложность настройки. Как правило, такие системы устанавливаются на «люксовых» версиях автомобилей.

Также все корректоры различаются по типу используемых приводов – они бывают пневматическими, гидравлическими, механическими и электромеханическими.

Как это работает корректор фар

Принцип работы корректора фар очень прост. При изменении угла наклона кузова система автоматически, либо водитель вручную производит настройку угла освещения.

Необходимость регулировки может возникнуть в следующих случаях – при чрезмерной загрузке багажника, заполнением машины пассажирами и так далее.

При этом сам процесс регулирования может отличаться в зависимости от того, какая система установлена на авто – принудительная (ручная) или автоматическая. Рассмотрим каждый из вариантов:

1. Ручное регулирование. Здесь водитель самостоятельно производит настройку непосредственно из салона автомобиля. Для этого предусмотрен специальный регулятор с несколькими положениями.

Как мы упоминали выше, по типу привода можно выделить целую группу регуляторов.

  • Пневматический;
  • электромеханический;
  • гидравлический;
  • механический корректор фар.

Для примера рассмотрим одну из самых популярных систем, установленную в большинстве отечественных и зарубежных авто – электромеханический корректор фар.

При изменении положения переключателя, расположенного в салоне транспортного средства, подается команда на электропривод. Шток последнего находится на отражателе фары, что и позволяет производить весьма точную регулировку светового потока.

Что касается остальных систем, то их принцип действия понятен по названию. В работе механического привода принимают участие специальные тяги и шарниры, гидравлического – специальная жидкость, а пневматического – давление воздуха.

2. Автоматическое регулирование. При наличии в машине такого корректора автолюбителю еще проще – ему не нужно ничего делать.

Всю работу выполняет электроника – блок управления системы корректировки, датчик, контролирующий величину дорожного просвета, и исполнительный механизм.

Как мы упоминали выше, есть два варианта автоматического регулирования – статический и динамический. В первом случае задача системы – контролировать величину клиренса транспортного средства.

Как только параметр дорожного просвета меняется, датчик это фиксирует и дает информацию в блок управления. Последний (после обработки полученных данных) дает приказ исполнительным органам на изменение угла осветительных приборов.

С появлением ксеноновых ламп такого вида регулирования стало недостаточно, ведь для ослепления встречного водителя достаточно и доли секунды. С целью повышения эффективности была разработана более качественная – динамическая система.

Ее особенность – высокое быстродействие и почти мгновенное изменение угла наклона света фора. Благодаря такой особенности ослепление других участников движения исключено.

Корректор фар стал незаменимым атрибутом современных автомобилей. При этом производители все чаще отдают предпочтение автоматическим системам, способным самостоятельно производить настройку, без участия водителя.

Наличие такого регулятора – это комфорт и безопасность для всех (не только водителя, но и других участников движения). Удачной дороги и конечно же без поломок.

Материалы: http://remontavtovaz.ru/avto-sovety/vidy-i-princip-raboty-korrektora-far.html

2 ≫

Правила эксплуатации автотранспортных средств регламентируют светотеневую границу ближнего света фар. Во время движения автомобиля в зависимости от массовой и позиционной загрузки автомобиля, неровностей дорожного покрытия, скоростного и ускорительного режима движения транспортного средства угол наклона фар меняется постоянно.

Это может вызвать уменьшение зоны обзора в темное время суток и, что самое опасное, ослепление водителей встречных автомобилей. И тот и другой случай может привести к созданию аварийной ситуации. Поэтому на новые автомобили, реализуемые в Евросоюзе с 2000 года, обязательна установка штатного корректора ближних фар.

Автовладельцам, эксплуатирующим автомобили в России, следует знать: при установке ксеноновых фар ОБЯЗАТЕЛЬНО наличие автоматизированного корректора фар. Если в штатной системе оборудования корректор фар отсутствует, необходима установка нештатного устройства.

Различают два основных типа регулирования положения фар: ручной и автоматический.

В случае ручного регулирования водитель, руководствуясь визуальным наблюдением, сведениями о загрузке и местоположении транспортного средства, дорожной ситуацией, самостоятельно определяет необходимость корректирования положения светового потока фар.

В качестве органов управления на щитке управления водителя устанавливаются переключатели либо потенциометры, которые регулируют приводы излучателей, световозвращателей либо линз фар. В качестве приводов могут быть использованы различные механизированные узлы:

  • механические на основе тросиков и редукторов;
  • пневматические в составе пневмосистем (использовались в большегрузных авто);
  • гидравлические;
  • электромеханические.

Впервые корректоры фар применили в военной технике в середине прошлого века. В серийных автомобилях их стали применять сначала на внедорожниках, предназначенных для движения по пересеченной местности.

С широким внедрением электронных систем в автомобилестроении себестоимость электромеханических корректоров фар уменьшилась. Сейчас электромеханические корректоры фар применяются на большинстве автомобилей.

Основной исполнительный механизм электромеханического корректора – мотор-редуктор, в состав которого входят:

  • электродвигатель (постоянного тока, шаговый или синхронный);
  • червячный механизм;
  • шаровый наконечник, механически соединенный с оптической системой.

В процессе движения, особенно на пересеченной местности, водитель не всегда может оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки, вовремя производить переключение положения фар вручную. В темное время суток для ослепления водителя встречного автомобиля достаточно доли секунды. Кроме этого, ручная корректировка предполагает элемент субъективности принятого решения, неточность установки светотеневой границы.

Видео — корректор фар Audi A8:

На современных автомобилях устанавливают автоматизированные корректоры фар, в схему которых входят:

  • датчики положения;
  • блоки управления (самостоятельные и интегрированные в другие системы управления кузовом авто);
  • исполнительные механизмы.

В качестве датчиков положения автомобилей первоначально применялись потенциометрические (резистивные) датчики. Датчик механически крепится на кузовном элементе. Движок потенциометра приводится в регулирование рычагом, закрепляемым на рычаге соответствующего колеса. Для эффективного регулирования в таком случае достаточно установки трех датчиков: на передних колесах и заднем мосте. Резистивные датчики недолговечны, поэтому со временем перешли на электромагнитные датчики, датчики Холла, ультразвуковые датчики расстояний. Принцип их механического действия не изменился.

Сигнал с датчиков положения поступает на блок управления корректором фар. В большинстве современных автомобилей территориально он расположен в блоке управлением кузовом либо в непосредственной близости от него.

Производители используют стандартные схемы обработки аналоговой либо цифровой информации о положении кузова. Более продвинутые системы корректируют положение светового потока, учитывая вектор движения (вправо-влево, вверх-вниз). Впервые такие динамические системы начали экспериментально устанавливать на гоночные автомобили. В процессе обработки информации они руководствуются помимо сигналов датчиков, цифровой информацией с блока ABS. Сейчас такими системами оснащено большинство серийных автомобилей среднего и премиум класса.

Для установки нештатных корректоров фар необходимо приобрести набор дополнительного оборудования. Сейчас на рынке много предложений различных производителей в разных ценовых категориях. Важно, чтобы набор был совместим с оптической системой конкретного автомобиля. Подключение таких систем требует навыков электромонтажных работ, наличие специальных инструментов.

Один из вариантов набора дополнительного оборудования представлен на рисунке.

Очень важно после проведения монтажных работ правильно произвести регулировку корректора фар и настроить световой поток. Для этого необходимо собрать и расчертить оптическую схему.

Необходимо расчертить на вертикальном щите (заборе, стене) линии горизонта фар, обозначить точки максимального отклонения луча, затем произвести регулировку светового потока при нейтральном сигнале корректора фар, для каждой из фар. При этом другую фару лучше обесточить. Если вы устанавливаете свет фар без помощника, на водительское сидение необходимо положит балласт, соответствующий массе водителя. Работоспособность установленного корректора проверяется изменением нагрузки на соответствующие области кузова (багажник, сидения).

Помните: корректоры фар – одна из основных систем безопасности движения в темное время суток, следите за ее исправностью. Не устанавливайте ксеноновые фары, если ваш автомобиль не оснащен исправной системой коррекции светового потока.

В процессе эксплуатации автомобилей, оснащенных автоматизированными корректорами фар, система управления положением находится задействованной при включении ближнего света. При этом датчики положения кузова работают постоянно. Если они потенциометрического типа, то происходит износ контактной зоны движка и резистивного напыления. Их ресурс составляет 10 – 15 лет эксплуатации. Электромеханические приводы также имеют ограниченный ресурс.

В большинстве автомобилей о неисправности системы коррекции светового потока фар можно судить по отсутствию характерного «жужжания» привода одной из фар при включении зажигания либо ближнего света. Наиболее полную информацию дает компьютерная диагностика. Ее необходимо производить, если есть подозрение на некорректность светового потока.

В качестве мер контроля работоспособности можно использовать отсоединение одного из рычагов датчиков положения. Для этого необходимо:

  • механически отсоединить крепление рычага датчика положения;
  • включить зажигание и ближний свет в темное время суток, установив автомобиль напротив стены.
  • изменять положение рычага, соответственно движка датчика;
  • следить за изменением светового потока фар.

Если коррекция фар отсутствует, следует проверить работоспособность датчиков и исполнительных механизмов. В некоторых случаях они идентичны для левой и правой сторон. Чтобы убедиться в их работоспособности, датчики и приводы можно поменять местами. Наиболее частая причина отказа – неисправность электропроводки. В таком случае для ремонта необходима полная схема электрооборудования автомобиля.

Как проводится проверка машины по гос.номеру и в каких случаях она может быть полезной.

Как можно снять секретку с колеса, если головка сорвана.

Видео — ремонт и проверка корректора фар VW Golf 5:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Надоело чистить салон своего авто? Это поможет >>>

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Каждый третий слепит ближних. А многие вообще ездят с дальним! Корректировать нужно не фары, а мозги.

Устает спина за рулем? Полезный подарок водителю!

Материалы: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/svetotexnika/korrektor-far.html

3 ≫

Дабы понять всю соль вопроса о том, нужен ли на самом деле корректор фар в современном дорожном движении, стоит лишь обратиться к показаниям статистики, которая говорит, что более 30 процентов всех аварий случаются в тёмное время суток. На территории СНГ этот показатель значительно выше. Но также стоит принять во внимание и то, что поток автомобилей в ночные часы гораздо меньше, нежели днём. И зачастую именно из-за проблем с освещением многие аварии и совершаются. Дело может быть не только в отсутствии света или его недостаточности, а ещё и в отсутствии или поломке корректора фар.

Корректор фар помогает использовать луч света максимально эффективно, не мешая при этом остальным участникам движения

Если рассматривать общее понятие, то корректор фар поддерживает оптическую ось фары в нужной плоскости относительно дорожного покрытия. Поэтому даже при значительном перекосе кузова автомобиля дорога будет хорошо освещена.

Законодательный аспект

Конечно, такой полезный прибор должен бы быть установлен на все автомобили, как только его изобрели. Однако это было серьёзно рассмотрено только в 1990 году. И естественно, что в автомобилестроении первопроходцами во многих вопросах были немцы. Именно правительство Германии приняло постановление о том, что корректор должен быть установлен на каждом автомобиле. И только спустя восемь лет эта норма приходит в европейские страны. Исключением были только автомобили, на которых была установлена активная подвеска.

Процесс внедрения корректора в производственные процессы

На самом же деле, изначально корректоры для автомобилей появились немного раньше. Начиная с 50-х годов большинство элитных автомобилей имели это механическое устройство. Водители иных авто обходились ручным корректором.

Ручные корректоры в народе называли статическими регуляторами. Но они обладали ограниченными возможностями: положение фар можно было изменить только непосредственно перед поездкой. Иными словами, если машина нагружалась, то есть её задняя часть проседала, а передняя поднималась вверх, нужно было изменять угол уклона фар.

Начиная с семидесятых годов статические корректоры подверглись модернизации. Был изобретён регулятор, изменяющий положение фар из салона.

В своей конструкции усовершенствованные корректоры имели дистанционные приводы и процесс их работы основывался на одной из таких систем:

После некоторых изменений и доработок большим спросом и популярностью начали пользоваться электромеханические механизмы. Однако и они вскоре стали малоэффективны, так как без специальных приборов невозможно определить угол, на который нужно отклонить источник света.

Невзирая на множество неудобств и недостатков, использование ручного корректора фар популярно и сегодня. В основном это обычное колёсико, которое установлено слева под рулём в бюджетных автомобилях.

Разметка для регулировки может быть как цифровая, так и графическая. Корректировать в основном приходится при наиболее загруженном автомобиле, когда меняется наклон кузова.

Во время поворота колёсика мотор устройства принимает соответственную команду, в результате чего световой источник поднимается или опускается, в зависимости от команды. В подобной манипуляции устройство выполняет функцию червячного механизма, преобразовывая движение электродвигателя в работу штока.

Сам шток и поворачивает фару, которая крепится на шарнирах. А шток зафиксирован с помощью шарового механизма. Угол наклона фары изменяется за счёт её движения вперёд и взад. Пусть даже ручной корректор имеет недостаток в виде неточности регулировки светового потока, но он более надёжен и в меньшей степени влияет на стоимость автомобиля.

Все сравнительно новые автомобили, подходящие под европейские стандарты качества, оснащены автоматическим корректором фар. На сегодняшний день существует два вида корректоров: динамический и квазистатический.

Квазистатические корректоры изменяют положение фар в той ситуации, когда наклон авто меняется под воздействием давления тяжёлого груза или ввиду больших скоростей. Так как легковые авто не так часто перевозят критически тяжёлые грузы, то от корректора и не требуется моментального отклика. Конструкция подобных элементов включает два сенсора, каждый из которых отвечает за ось авто. Связь поддерживается посредством рычагов, а управление — с помощью электронного блока. Сам же регулятор установлен на приборной панели с левой стороны от руля.

Динамические корректоры гораздо дороже. Но это не уменьшает их популярности и необходимости. Подобные устройства установлены в авто с ксеноновыми фарами. Именно из-за большого и мощного потока света, который они излучают, возрастает вероятность неверной регулировки. Именно динамические корректоры позволяют избежать ситуации, в которой встречный водитель может быть ослеплён. Ксенон, который даже короткое время светит в глаза, негативно влияет на зрение, в результате чего оно ослабевает. А при ночной езде это может привести к моментальному ослеплению и потери ориентации водителя на встречном авто.

Динамический механизм в несколько раз быстрее срабатывает на изменение положения кузова автомобиля. Благодаря этому корректор срабатывает буквально моментально. Это способствует удержанию светового луча при следующих манёврах:

Для повышения надёжности динамического механизма даже сегодня разрабатываются бесконтактные датчики, способные зафиксировать положение кузова. Пока в большей части авто с динамическими корректорами используются потенциометры.

Процесс регулировки мощности потока света имеет такое же большое значение, как и правильная корректировка направления света. Тут всё необходимо сделать очень тонко, ведь даже очень яркий дальний свет может доставить массу неудобств впереди едущему водителю, хоть и кажется, что он находится на приличном расстоянии. Во избежание подобных последствий существует специальный световой стенд, который используют при регулировке мощности и направления светового потока. Дабы всё отрегулировать, нужен плоский экран, который строго перпендикулярно будет установлен относительно уровня пола. Экран должен содержать несколько отметок:

  • на месте, где должен примерно находиться центр обеих фар, расположены вертикальные линии (V-V);
  • на уровне высоты центра — H;
  • линии горизонта R-R;
  • немного ниже обеих R и левее от обеих V нанесены горизонтальные прямые, обозначенные как D.

После всех процедур должна быть чётко видна ломаная прямая C-C. Она и будет взята за основу для регулирования мощности лучевого потока.

При регулировке светового потока изначально нужно, чтобы на автомобиле была установлена одинаковая резина. А также давление в них должно быть выставлено одинаковое. Дальше должна быть сымитирована нагрузка на кресло водителя с реальной массой.

После всех манипуляций действовать нужно по следующему принципу:

  • Установить авто задней осью параллельно к экрану.
  • Перевести регулятор в положение «нуль».
  • Закрыть одну из фар специальной заслонкой.
  • Провести регулировку одной фары, а затем все действия провести с другим источником света авто.

Далее, действия совершаются следующие: совмещается граница ближнего света с линией C-C. Однако не всегда удаётся точно выставить это положение. Подобное наблюдается и с ручным корректором. Помимо границ и линий, не всегда возможно грамотно и ровно установить даже автомобиль, а также для корректной регулировки нужен длинный затемнённый бокс или какое-то помещение.

На сегодняшний день специалистами разработаны новейшие приборы, способные быстро и качественного настроить корректор и выровнять световой поток.

Автоматические корректоры автомобильных фар являются плодами многолетней кропотливой работы всех разработчиков. Первоначальные механизмы, на первый взгляд, имели простую конструкцию и невысокую точность, а современные устройства могут похвастаться высокой точностью и слаженностью работы.

Материалы: http://carextra.ru/remont/korrektor-far-princip-dejstviya.html


Back to top