1 ≫
-
Выпускная система современного автомобиля эксплуатируется в тяжелых условиях, которые определяются высокой температурой отработавших газов, воздействием внешней агрессивной среды, уязвимостью конструктивных элементов. Поэтому, периодически возникают неисправности выпускной системы. В соответствии с конструкцией можно выделить следующие неисправности выпускной системы:
- неисправности глушителя;
- неисправности каталитического нейтрализатора;
- неисправности кислородного датчика.
Неисправности глушителя
Различают следующие неисправности глушителя:
- повреждение, коррозия или прогорание элементов глушителя;
- повреждение подвески глушителя;
- слабое соединение элементов системы.
Основными причинами неисправностей глушителя являются:
- механические воздействия (наезд на препятствие);
- воздействия внешней среды (влага, соль, конденсат);
- предельный срок службы;
- использование некачественных компонентов.
Определить неисправность глушителя достаточно просто, так как внешние ее проявления хорошо различимы. Рев, секущие звуки, утечка отработавших газов свидетельствуют о повреждении элементов глушителя, а также ненадежном их соединении. Дребезжащие, глухие звуки под днищем автомобиля сопровождают нарушение подвески глушителя.
Неисправности каталитического нейтрализатора
Каталитический нейтрализатор очень нежный элемент выпускной системы. При нормальных условиях эксплуатации нейтрализатор служит порядка 150 тыс. км пробега. При отклонении от правил «кончина» может произойти значительно быстрее. Неисправностями каталитического нейтрализатора являются:
- оплавление, разрушение или загрязнение блока носителя;
- повреждение, коррозия корпуса нейтрализатора.
Оплавление блока-носителя происходит тогда, когда часть топливно-воздушной смеси сгорает не в камерах двигателя, а в нейтрализаторе. Причин несколько: пропуски зажигания в одноименной системе, обогащение топливно-воздушной смеси и неполное ее сгорание при неисправности кислородного датчика, других датчиков системы управления двигателем, запуск автомобиля буксировкой.
Разрушение блока-носителя может произойти при механических воздействиях, а также при резком изменении температуры (например, при въезде в лужу).
Причинами загрязнения блока носителя являются:
- применение этилированного бензина (отложение свинца на поверхности сот);
- использование топлива с металлсодержащими присадками (например, ферроцен);
- сгорание масла при работе двигателя (коксование сот продуктами сгорания масла)
Неисправности корпуса нейтрализатора появляются по тем же причинам, что и неисправности глушителя.
На современных автомобилях контроль состояния каталитического нейтрализатора осуществляет система самодиагностики. В этом ей помогают два кислородных датчика, устанавливаемых до и после каталитического нейтрализатора. При обнаружении отклонений от нормальной работы (отклонения в сигналах датчиков) загорается соответствующая сигнальная лампа на панели приборов, а в памяти электронного блока управления идентифицируется и сохраняется код неисправности.
Неисправности каталитического нейтрализатора создают дополнительные препятствия для отработавших газов, что в свою очередь сказывается на работе двигателя: потере мощности, неустойчивой работе, ухудшении динамики, повышении расхода топлива.
Косвенным признаком неисправности каталитического нейтрализатора может стать устойчивый систематический запах сероводорода («тухлых яиц») в салоне автомобиля.
Неисправный каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту и восстановлению.
Неисправности кислородного датчика
Кислородный датчик наиболее уязвимый элемент выпускной системы и системы управления двигателем. При эксплуатации из строя может выйти как один из датчиков, так и оба одновременно, причем по разным причинам.
Неисправностями кислородного датчика являются:
- неисправность нагревателя;
- прогорание, загрязнение керамического наконечника;
- окисление, нарушение контакта.
Причины указанных неисправностей, в основном, аналогичны каталитическому нейтрализатору: качество топлива, масло в отработавших газах, неисправности системы зажигания. Выйти из строя лямбда-зонд может по причине предельного срока службы (порядка 60-80 тыс. км пробега).
Контроль состояния кислородного датчика также осуществляет система самодиагностики. При обнаружении неисправности загорается сигнальная лампа на панели приборов.
Косвенные признаки неисправностей датчика – неустойчивая работа на малых оборотах, повышенный расход топлива и низкая динамика. При этом необходимо помнить, что данные внешние признаки сопровождают неисправности системы впрыска и неисправности системы зажигания.
Материалы: http://systemsauto.ru/disrepair/disrepair_output.html
2 ≫
-
Выпускная система современного автомобиля эксплуатируется в тяжелых условиях,
которые определяются высокой температурой отработавших газов, воздействием внешней агрессивной среды, уязвимостью конструктивных элементов. Поэтому, периодически возникают неисправности выпускной системы.
В соответствии с конструкцией можно выделить следующие неисправности выпускной системы:
- Неисправность глушителя.
- Неисправность катализатора (каталитический нейтрализатор).
- Неисправность датчика кислорода (лямбда зонда).
- Неисправность гофры.
- Неисправность выпускного коллектора.
- Неисправность резонатора.
Различают следующие неисправности глушителя:
- повреждение, коррозия или прогорание элементов глушителя;
- повреждение подвески глушителя;
- слабое соединение элементов системы.
Основными причинами неисправностей глушителя являются:
- механические воздействия (наезд на препятствие);
- воздействия внешней среды (влага , соль, конденсат);
- предельный срок службы;
- использование некачественных компонентов.
Определить неисправность глушителя достаточно просто, так как внешние ее проявления хорошо различимы.
Рев, секущие звуки, утечка отработавших газов свидетельствуют о повреждении элементов глушителя, а также ненадежном их соединении. Дребезжащие, глухие звуки под днищем автомобиля сопровождают нарушение подвески глушителя.
Каталитический нейтрализатор очень нежный элемент выпускной системы.
При нормальных условиях эксплуатации нейтрализатор служит порядка 150 тыс. км пробега. При отклонении от правил «кончина » может произойти значительно быстрее.
Неисправностями каталитического нейтрализатора являются:
- оплавление, разрушение или загрязнение блока носителя;
- повреждение, коррозия корпуса нейтрализатора.
Оплавление блока-носителя происходит тогда, когда часть топливно-воздушной смеси сгорает не в камерах двигателя, а в нейтрализаторе. Причин несколько: пропуски зажигания в одноименной системе, обогащение топливно-воздушной смеси и неполное ее сгорание при неисправности кислородного датчика, других датчиков системы управления двигателем, запуск автомобиля буксировкой.
Разрушение блока-носителя может произойти при механических воздействиях, а также при резком изменении температуры (например , при въезде в лужу).
Причинами загрязнения блока носителя являются:
- применение этилированного бензина (отложение свинца на поверхности сот);
- использование топлива с металлсодержащими присадками (например , ферроцен);
- сгорание масла при работе двигателя (коксование сот продуктами сгорания масла)
Неисправности корпуса нейтрализатора появляются по тем же причинам, что и неисправности глушителя.
На современных автомобилях контроль состояния каталитического нейтрализатора осуществляет система самодиагностики. В этом ей помогают два кислородных датчика, устанавливаемых до и после каталитического нейтрализатора. При обнаружении отклонений от нормальной работы (отклонения в сигналах датчиков) загорается соответствующая сигнальная лампа на панели приборов, а в памяти электронного блока управления идентифицируется и сохраняется код неисправности.
Неисправности каталитического нейтрализатора создают дополнительные препятствия для отработавших газов, что в свою очередь сказывается на работе двигателя: потере мощности, неустойчивой работе, ухудшении динамики, повышении расхода топлива.
Косвенным признаком неисправности каталитического нейтрализатора может стать устойчивый систематический запах сероводорода ( «тухлых яиц») в салоне автомобиля.
Неисправный каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту и восстановлению.
Неисправности кислородного датчика
Кислородный датчик наиболее уязвимый элемент выпускной системы и системы управления двигателем. При эксплуатации из строя может выйти как один из датчиков, так и оба одновременно, причем по разным причинам.
Неисправностями кислородного датчика являются:
- неисправность нагревателя;
- прогорание, загрязнение керамического наконечника;
- окисление, нарушение контакта.
Причины указанных неисправностей, в основном, аналогичны каталитическому нейтрализатору: качество топлива, масло в отработавших газах, неисправности системы зажигания. Выйти из строя лямбда-зонд может по причине предельного срока службы (порядка 60-80 тыс. км пробега).
Контроль состояния кислородного датчика также осуществляет система самодиагностики. При обнаружении неисправности загорается сигнальная лампа на панели приборов.
Косвенные признаки неисправностей датчика – неустойчивая работа на малых оборотах, повышенный расход топлива и низкая динамика. При этом необходимо помнить, что данные внешние признаки сопровождают неисправности системы впрыска инеисправности системы зажигания.
Помимо перечисленных элементов системы выхлопной системы, неисправными могут оказаться другие её части: выпускной коллектор, гофра и резонатор. Данные элементы могут прогореть, проржаветь, получить механические повреждения, выйти из строя в связи со сроком давности элементов. Признаками неисправностей могут являться шум при работе выхлопной системы, запах выхлопных газов в салоне автомобиля, падение мощности двигателя, вибрация и другие негативные последствия. Если Вы затрудняетесь в вопросе определения неисправности выхлопной системы автомобиля, то лучшим способом решения проблемы будет обращение в автосервис на Нагорном для выявления неисправности и ремонта выхлопной системы вашего автомобиля.
Уважаемые клиенты!
Заполните форму ниже и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Отправляя заявку, Вы даёте своё разрешение на обработку своих персональных данных
Материалы: http://traektoria59.ru/services/repair-of-the-exhaust-systems/the-signs-and-causes-of-a-malfunction-of-the-exhaust-system/
3 ≫
-
К выхлопной системе относится выпускной трубопровод двигателя, трёхкомпонентный каталитический нейтрализатор отработавших газов (включая набор датчиков – температуры, лямбда-зонд и пр.), уплотнительные прокладки, гофра, резонатор, глушитель (состоящий из нескольких секций) и детали его крепления к днищу автомобиля.
Для современных автомобилей, отвечающих нормам токсичности Евро-3 и выше, каталитический нейтрализатор должен как можно быстрее прогреваться до рабочей температуры. Поэтому его располагают максимально близко к двигателю, объединяя в состав выпускного трубопровода (такой узел называет катколлектор). На автомобилях старой конструкции (к примеру, моделях ВАЗ «десятого» семейства) катализатор устанавливается в разрыв труб глушителя, под днищем автомобиля (ближе к передней части).
Если двигатель оснащён турбонаддувом, система выпуска дополнительно включает турбину. В этом случае выпускной трубопровод двигателя соединяется с направляющей «улиткой» турбины, а «сработавшие» на её крыльчатке выхлопные газы отводятся с торцевой части турбокомпрессора (к которой и крепятся остальные детали выхлопной системы – нейтрализатор, гофра, резонатор, глушитель и пр.).
Выхлопная система, выпускная система, система отвода отработавших газов и глушения шума выпуска, глушитель и т.п.
Как следует из полного названия, «система отвода отработавших газов и глушения шума выпуска» предназначена для удаления продуктов сгорания топлива, образующихся в двигателе, и подавления шума выпуска. Поскольку отработавшие газы вытекают из цилиндра с высокой скоростью (приближаясь к скорости звука), перепад давления образует колебания, воспринимаемые как резкий, вибрирующий звук. Без специальной системы глушения шума любой двигатель «ревёт» очень громко – даже на холостом ходу!
Кроме того, для современных двигателей система выпуска выполняет ещё одну важную функцию – нейтрализует токсичные компоненты в отработавших газах. Для этого выпускной трубопровод (или сам глушитель) имеет встроенный каталитический нейтрализатор – упрощённо говоря цилиндрическую «банку» с внутренней сотовой структурой, керамические ячейки которой покрыты катализатором (платина-родиевым сплавом). В присутствии такого катализатора токсичные компоненты (СО, СН и NOx – окись углерода, несгоревшие углеводороды и оксиды азота соответственно) полностью окисляются до конечных продуктов сгорания – воды и углекислого газа.
Эффективность работы нейтрализатора очень высока, однако требует определённого (т.н. стехиометрического) состава топливно-воздушной смеси. То есть горючая смесь в цилиндре двигателя не должна быть ни «бедной» (много воздуха, мало топлива), ни «богатой» (мало воздуха, много топлива). В первом случае нейтрализатор не сможет работать ввиду сильного замедления окислительных реакций в бедной (а значит и относительно холодной, да ещё и обильно разбавленной отработавшими газами) смеси. Во втором случае топливо может догорать прямо в нейтрализаторе, разрушая керамические ячейки его структуры.
Для поддержания состава смеси на оптимальном уровне в нейтрализатор встроен специальный кислородный датчик («лямбда-зонд»), который входит в состав системы управления двигателем. Этот датчик обеспечивает обратную связь, «сообщая» контроллеру системы впрыска нужную информацию для коррекции состава смеси. Кроме того, нейтрализаторы современных автомобилей могут иметь дополнительные датчики (к примеру, датчик температуры) – для лучшего согласования работы всех «экологических» систем двигателя.
Помимо «экологических» функций, каталитический нейтрализатор «ассистирует» резонатору, стабилизируя поток отработавших газов. Ведь поршневой двигатель внутреннего сгорания отличается прерывистой работой (такты выпуска отдельных цилиндров смещены друг относительно друга во времени).
Пульсации потока отработавших газов также являются причиной повышения шума. Для их устранения предусмотрен специальный резонатор (иногда его относят к «первичному глушителю», что не совсем корректно). Его задача – перенаправлять поток отработавших газов, снижая его энергию и температуру за счёт отражения/расширения во внутренней камере со специальными ячеистыми перегородками.
Однако чтобы не расплавить резонатор высокой температурой отработавших газов, на их пути (если в конструкции автомобиля отсутствует нейтрализатор) ставится пламегаситель: специальная трубчатая камера с двойными стенками корпуса и внутренними сетчатыми вставками – для расширения отработавших газов и снижения их температуры.
И наконец, гофра – предназначена для уменьшения вибраций, передаваемых двигателем на глушитель (а значит, и кузов автомобиля – через детали крепления глушителя). Гофра помогает значительно снизить шум в салоне автомобиля.
Наиболее явный признак неисправности выхлопной системы – характерный «рёв» из-под капота или днища автомобиля. Причина – прогорание деталей глушителя, резонатора, гофры и/или прокладок (включая прокладку между головкой блока цилиндров и выпускным трубопроводом). Не стоит путать «рёв» его со звуком «спортивного выхлопа»: громкий рокот глушителя для обычных автомобилей означает лишь его повреждение!
Причиной разрушения глушителя чаще всего становится коррозия – ведь днище автомобиля постоянно подвергается воздействию влаги. А в зимнее время – химических реагентов с дороги. Гораздо реже глушитель может получить повреждение от удара о препятствие (что более вероятно для внедорожников).
Ещё один «симптом» – дребезжащий, звенящий металлический звук (чаще всего вблизи капота). В этом случае очевидна неисправность резонатора – отрыв внутренних металлический сеток.
Сходная поломка – обрыв или износ опор глушителя. В этом случае из-под днища автомобиля может доноситься прерывистый стук от «болтающегося» глушителя – в унисон колебаниям кузова или от вибраций двигателя и коробки передач при интенсивном разгоне автомобиля.
Неисправность выхлопной системы может проявляться и в виде заметного снижения мощности двигателя. Причина – значительное гидравлическое сопротивление потоку отработавших газов:
- либо от забившегося нейтрализатора – от эксплуатации на низкокачественном бензине (ни в коем случае нельзя заправлять этилированный!) и/или неоптимальной установке момента зажигания (при «позднем» зажигании керамические соты нейтрализатора могут полопаться от пламени, когда рабочая смесь догорает прямо в нейтрализаторе);
- либо от разрушения внутренней структуры резонатора («болтающиеся» части оторванных металлических сеток также вызывают значительное сопротивление потоку газов).
Ухудшение мощностных и экономических показателей двигателя может быть вызвано отказом кислородного датчика (лямбда-зонда). В этом случае контроллер управления двигателем переводит его работу на резервные алгоритмы. Причиной неисправности может быть выход из строя как самого датчика, так и нейтрализатора в целом (см. выше).
В большинстве случаев ремонт выхлопных систем заключается в замене неисправных деталей новыми (реже – восстановлением самих деталей). Для замены выхлопной системы обязательно потребуется подъёмник или эстакада. А также ассистент – детали системы не тяжёлые, но могут располагаться в труднодоступных местах (а трубы глушителя имеют ещё и внушительные габаритные размеры). Поэтому их монтаж/демонтаж лучше выполнять с помощником.
Перед осуществлением ремонта следует провести тщательную диагностику выхлопной системы – чтобы не ограничиваться заменой одной-двух явно неисправных деталей, а выявить и потенциальных «кандидатов» на скорый отказ. Однако не следует бросаться и в другую крайность – при малейшей неисправности глушителя менять всё систему выхлопа.
Основное требование при ремонте выхлопной системы и глушителя – внимательность и аккуратность! Под днищем автомобиля, особенно с внушительным пробегом, все элементы покрыты грязью и коррозией. Естественно, резьбовые соединения, как и вставленные друг в друга трубы глушителя и соединительные хомуты, «прикипают намертво». Однако пользоваться «грубой силой», ударяя по деталям молотком и «выворачивая» трубы довольно рискованно – из-за вероятности повредить соседние узлы под днищем.
После демонтажа деталей выхлопной системы необходимо провести их диагностику – и принять решение об их замене или ремонте. Современные составы (клеи, герметики) позволяют достаточно эффективно справляться с мелкими «пробоинами». Для более серьёзных случаев потребуется сварка, наварка заплаток или же замена детали целиком.
При замене каталитического нейтрализатора необходимо соблюдать крайнюю осторожность! Работать с отслужившим катализатором можно только в перчатках. Поскольку сотовые ячейки содержат тяжёлый металл – родий, столь же опасный, как и ртуть!
По этой же причине необходимо соблюдать все правила утилизации отработавших свой срок каталитических нейтрализаторов.
После ремонта или замены глушителя необходимо проверить работу выхлопной системы (на холостом ходу двигателя или при движении автомобиля с очень малой скоростью). Если в течение часа характерные шумы пробитого глушителя не вернуться, можно признать ремонт удавшимся.
Даже при замене деталей выхлопной системы на абсолютно новые, лучше не подвергать автомобиль повышенной нагрузке сразу. Некоторый период «спокойной обкатки» позволит убедиться в качестве проведённых работ.
Если неисправности выхлопной системы затрагивают датчики управления двигателем (включая лямбда-зонд), после замены нейтрализатора или снятия и повторной установки деталей глушителя, необходимо убедиться, что лампочка «check engine» на панели приборов не горит. В противном случае следует использовать специальный тестер для диагностики системы управления двигателем
Современные автомобили, отвечающие нормам токсичности Евро-3 и выше, содержат несколько лямбда-зондов (минимум два – до и после каталитического нейтрализатора). Это позволяет включить нейтрализатор в систему внутренней самодиагностики двигателя. А значит, о любых его неисправностях также можно судить по лампочке «check engine» (или по данным тестера, подключённого к диагностическому разъёму).
Повреждение деталей глушителя от коррозии или внешних ударов непредсказуемы, поэтому срок их службы очень трудно предсказать.
А вот каталитический нейтрализатор имеет вполне определённый «возраст» - порядка 100 тыс. км пробега. После этого срока узел как минимум должен подвергнуться диагностике. И в случае неисправности заменяться новым.
Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля с неисправной системой выпуска! Несвоевременная замена деталей глушителя ведёт к увеличению шума выхлопа, появлению неприятных стуков в моторном отсеке или под днищем автомобиля. Для системы управления двигателем прогоревшие трубы глушителя, установленные перед катализатором – источник проблем с дозированием смеси. Ведь если выпускной трубопровод будет «с дырой» (или с неплотно прилегающими прокладками), возможен подсос воздуха и неверные показания кислородного датчика. Как следствие – команда на обогащение топливно-воздушной смеси, увеличение расхода топлива, провоцирование нагара на деталях двигателя и риск отказа нейтрализатора, который очень чувствителен к обогащению смеси и избытку несгоревшего топлива в отработавших газах!
В случае неисправности нейтрализатора (когда забились внутренние керамические соты), затруднённый отвод отработавших газов будет заметен как снижение мощности двигателя (когда «мотор не тянет»).
Неисправность лямбда-зонда (которая по идее должна немедленно зажигать лампочку «checkengine» на панели приборов) и связанные с этим погрешности в дозировании топлива могут ухудшить экономичность двигателя, провоцировать нагар на свечах зажигания, и потерю автомобилем динамических качеств.
Забившийся нейтрализатор отработавших газов при работе двигателя разогревается до температуры плавления металла, что может привести к возгоранию автомобиля! По этой причине необходимо обязательно менять нейтрализатор при окончании срока его службы.
При любой неисправности выхлопной системы ухудшается отвод отработавших газов. А значит, снижается КПД двигателя! И любая «экономия» на ремонте или замене глушителей оборачивается дополнительными финансовыми затратами в связи с возросшим расходом топлива и ухудшением динамики автомобиля!
Иногда автовладельцы, вопреки требованиям экологических норм, предпочитают удалить нейтрализатор из системы выпуска. В этом случае на его место обязательно должен ставится пламегаситель соответствующей конструкции. В противном случае, раскалённые отработавшие газы быстро «приговорят» резонатор, который не рассчитан на температуру свыше 300-350 °С.
Так называемые «прямоточные» (спортивные) глушители призваны уменьшить сопротивление выпуску отработавших газов и повысить мощность двигателя. Именно поэтому спортивные или гоночные автомобили отличаются «благородным» рокотом моторов, не «задушенных» на выпуске ни глушителями, ни каталитическими нейтрализаторами.
Однако громкий звук выхлопа не обязательно свидетельствует о высокой мощности двигателя. Рёв глушителя может быть банальной неисправностью!
Но даже если «спортивный» тюнинговый глушитель имеет большой диаметр и привлекательный блеск металла, его громкий звук может создаваться обычной «пищалкой» в виде звукового резонатора, который создаёт рокот за счёт дополнительного сопротивления потоку отработавших газов. В итоге, двигатель получает не прирост мощности, а её потерю – хотя и при громком, «спортивном» звуке выхлопа!
Характерный «свист» турбированного бензинового мотора на предельных оборотах не свидетельствует о неисправности выхлопной системы. Он вызван работой перепускного клапана, который стравливает часть отработавших газов в обход турбины, чтобы защитить её от разрушения и перегрева.
Обслуживаемые марки автомобилей
Запишитесь на обслуживание в наш автосервис
Материалы: http://pulam.ru/diagnostika-remont-vykhlopnoi-sistemy/