Неисправности системы зажигания и их устранение

1 ≫

Независимо от характера неисправности внешними признаками ненормальностей в работе системы зажигания являются перебои в зажигании и затрудненный пуск, а иногда и невозможность пуска двигателя.

Исправность работы системы зажигания в целом, определяемая состоянием первичной и вторичной цепей, может быть достаточно точно проверена по величине и цвету искры, проскакивающей с конца провода тока высокого напряжения (от катушки зажигания) на массу в момент размыкания контактов прерывателя.

Наблюдать искру следует в темном или слабоосвещенном месте при вращении коленчатого вала двигателя стартером.

Если искра имеет белый цвет с голубым оттенком и пробивает без перебоев искровой промежуток между проводом и массой длиной 6—7 мм, система зажигания исправна.

Если искра имеет фиолетовый цвет или почти бесцветна и не пробивает искрового промежутка длиной 6—7 мм (или пробивает с перебоями), то повреждена вторичная цепь системы зажигания.

Если искра желтоватого цвета и не пробивает указанного промежутка, то поврежден конденсатор (пробой или отсоединение проводника).

Неисправности распределителя зажигания могут быть следующие:

обгорание, износ или загрязнение (замасливание) контактов прерывателя;

нарушение нормального зазора между контактами прерывателя;

повреждение конденсатора и отсоединение его проводника;

износ текстолитовой пяты молоточка;

нарушение работы центробежного регулятора опережения зажигания;

износ втулок валика распределителя;

обгорание пли загрязнение пластины ротора и контактов крышки распределителя;

образование трещин па роторе или крышке распределителя;

нарушение правильности установки зажигания.

Для устранения перечисленных неисправностей особых пояснений не требуется; многие из них могут быть предупреждены при правильном уходе за распределителем.

Неисправности катушки зажигания заключаются в перегорании ее первичной обмотки и в пробое изоляции вторичной обмотки. В обоих случаях катушка должна быть заменена.

Для предупреждения перегорания первичной обмотки катушки не следует оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе.

Пробой изоляции вторичной обмотки может произойти из-за повреждения (внутреннего обрыва) в проводе высокого напряжения или неплотного его присоединения к свечам, клеммам крышки распределителя или к клеммам крышки катушки зажигания.

Неисправности свечей зажигания обычно бывают следующие:

обгорание электродов и нарушение нормального зазора между ними;

замыкание искрового промежутка нагаром или замасливание его;

загрязнение юбочки изолятора толстым слоем нагара;

повреждение (трещины или отколы) изолятора.

Перечисленные неисправности в работе свечей являются следствием: повышенного износа цилиндропоршневой группы деталей двигателя, повышенного уровня масла в картере, работы двигателя на переобогащенной смеси и неаккуратного обращения со свечами.

Следует отметить, что замасливание свечей происходит в основном при пуске двигателя, а также при работе сто на холостом ходу или малых нагрузках.

Неисправную свечу зажигания легко можно обнаружить па не-прогретом двигателе. Корпус неработающей свечи па ощупь заметно холоднее, чем корпус исправной свечи. Холодную свечу нужно вывернуть из цилиндра и осмотреть. Если свеча не работала, то се внутренние поверхности окажутся смоченными маслом и конденсатом бензина. На внутренних поверхностях свечи, работающей с перебоями, будет слегка влажный нагар. Внутренняя поверхность исправной свечи сухая.

Если двигатель длительно работал под нагрузкой, он сильно нагревается, и определить неработающую свечу на ощупь значительно труднее, а иногда и невозможно. В таком случае неисправная свеча зажигания может быть обнаружена путем поочередного замыкания центральных электродов свечей на массу при работающем двигателе на малых оборотах холостого хода. Если на массу замыкается центральный электрод исправной свечи, то при этом наблюдается снижение числа оборотов коленчатого вала в минуту.

При замыкании электрода неисправной свечи число оборотов не снижается. Центральные электроды свечей зажигания замкнуть накоротко можно отверткой, молотком или куском провода высокого напряжения. Применяемый для проверки свечи инструмент должен иметь сухую деревянную ручку для изоляции от действия тока высокого напряжения.

При проверке свечи для предупреждения удара током высокого напряжения следует лезвием отвертки (одним концом молотка или провода) скачала прикоснуться к массе, а затем стержнем отвертки (другим концом молотка или провода) прикоснуться к электроду свечи.

Кроме описанного способа проверки состояния свечей зажигания на работающем двигателе, существует еще способ проверки контрольным прибором—вольтоскопом. При проверке вольтоскопом исправная свеча должна давать регулярно чередующееся и яркое свечение газа в контрольной колбе прибора.

Неисправности проводки (проводов и их соединений) заключаются в разрывах проводов, повреждении их изоляции, ослаблении плотности соединений в контактах и клеммах и в увеличении электрического сопротивления соединений в результате их окисления.

Признаком неисправности и проводке и соединениях первичной цепи зажигания служит отсутствие свечения контрольной лампочки заряда батареи (па переднем щитке) при включенном зажигании и замкнутых контактах прерывателя.

Ниже рассмотрены способы проверки системы зажигания и устранения наиболее характерных неисправностей.

Отсутствует искра между электродами у всех свечей зажигания. При этом необходимо проверить напряжение и емкость аккумуляторной батареи, а затем наличие тока в первичной цепи.

Отсоединив провод низкого напряжения (см. фиг. 59) от клеммы на. корпусе распределителя и присоединив к свободному концу провода последовательно контрольную лампочку, прикасаются вторым проводом лампочки к массе.

Накаливание нити лампочки при включении зажигания указывает на исправность первичной цепи (низкого напряжения). Если контрольная лампочка не загорится, путно проверить, исправен ли замок зажигания, соединив его клеммы AM и КЗ коротким отрезком провода.

Накаливание нити лампочки в данном случае указывает на неисправность замка зажигания, который следует отремонтировать. Если же контрольная лампочка не загорится, надо проверить состояние цепи аккумуляторная батарея—замок зажигания. Необходимо проверить целость проводов, чистоту и плотность соединений у клемм аккумуляторной батареи, включателя стартера и замка зажигания.

Если первичная цепь исправна, то нужно проверить исправность вторичной цепи (высокого напряжения) и катушку зажигания. Для этого следует осмотреть крышку и ротор распределителя, удалить следы нагара, зачистить (если необходимо) пластину ротора и контактов в крышке, зачистить контакты прерывателя и отрегулировать зазор между ними. Поврежденные детали распределителя следует заменить. Затем нужно проверить целость изоляции центрального провода высокого напряжения и плотность закрепления его наконечников в гнездах клемм. Если и после этого при включенном зажигании и провертывании коленчатого вала стартером на электродах всех свечей не будет искр, го, значит, неисправны или конденсатор прерывателя или катушка зажигания. Сначала заменяют конденсатор, а затем, если потребуется, катушку зажигания.

Между электродами некоторых свечей зажигания искра не проскакивает или проскакивает с перебоями. В этом случае необходимо тщательно осмотреть и протереть изоляцию проводов высокого напряжения и плотность посадки их наконечников в гнездах клемм крышки распределители и катушки зажигания, а также плотность присоединения их к свечам. Кроме того, нужно осмотреть внутреннюю поверхность крышки распределителя и тщательно протереть ее чистой сухой тряпочкой. Причиной перебоев в искрообразовании у некоторых свечей может быть загрязнение крышки распределителя (нагар, влага или масло) и загрязнение изоляции проводов, вызывающие утечку тока.

Между электродами всех свечей зажигания искра проскакивает с перебоями. Причиной такой неисправности служит нарушение правильной работы прерывателя или повреждения проводов и неплотности в контактах первичной цепи зажигания. Устранение неисправности следует начинать с проверки, зачистки (или замены) и регулировки контактов прерывателя. Проверка исправности первичной цепи была рассмотрена выше.

Материалы: http://www.redmotor.ru/moskvich/30.html

2 ≫

2.8. Неисправности контактно-батарейной системы зажигания

Характерный признак отказа системы зажигания -отсутствие искры в свечах.

Первичная цепь исправна, если при включенной системе зажигания стрелка амперметра колеблется в такт проворачивания коленчатого вала рукояткой. Амперметр при включенном зажигании обычно показывает еще и ток возбуждения, поэтому, если эта цепь исправна, то колебания стрелки амперметра будут в пределах 5. 10А.

Первичная цепь неисправна, если при включенной системе зажигания и проворачивании коленчатого вала рукояткой стрелка амперметра не колеблется.

Проверка вторичной цепи заключается в проверке распределителя катушки зажигания и высоковольтных проводов. Для проверки исправности катушки зажигания необходимо отсоединить центральный высоковольтный провод от крышки распределителя и проверить наличие искры между наконечником провода и массой автомобиля. Отсутствие искры (при проворачивании коленчатого вала) свидетельствует о неисправности катушки зажигания. Если искра есть, то неисправность следует искать в последующих элементах высоковольтной цепи.

К основным неисправностям контактно-батарейной системы зажигания можно отнести обрыв или пробой изоляции высоковольтных проводов неисправность ротора распределителя; пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания; обрыв проводов в цепи низкого напряжения;

окисление или подгорание контактов прерывателя; замыкание клеммы прерывателя или пружины рычага с массой; обрыв провода конденсатора или пробой конденсатора; неисправность свечей.

К неисправностям распределителя относятся обрывы соединительных проводов и короткое замыкание в цепи низкого напряжения увеличение переходного сопротивления контактов прерывателя; изменение зазора между контактами; ослабление упругости пружины прерывателя, потеря изоляционных свойств ротора и крышки распределителя.

Обрыв соединительных проводов приводит к потере искрообразования. Замыкание первичной цепи прерывателя на "массу" может привести к значительному возрастанию тока.

Наиболее частые причины увеличения переходного сопротивления контактов прерывателя - их загрязнение, замасливание и окисление. При этом уменьшаются сила тока в первичной цепи и вторичное напряжение, возникают затруднения с запуском двигателя и перебои в его работе.

Увеличенный зазор между контактами ухудшает искрообразование при большой частоте вращения валика прерывателя. В этом случае контакты замыкаются на очень короткое время, и ток в цепи низкого напряжения не успевает достигнуть необходимого значения, поэтому и вторичное напряжение будет недостаточным для нормальной работы двигателя.

Малый зазор между контактами вызывает перебои при любой частоте вращения двигателя. Уменьшение зазора происходит вследствие износа подушки рычага. При малом зазоре контакты, наоборот, размыкаются на очень короткое время, искра между ними не прерывается. В результате контакты обгорают, а искра становится слабой.

Кроме того, отклонение размера зазора от оптимального изменяет угол опережения зажигания: увеличение зазора приводит к опережению, уменьшение - к запаздыванию зажигания.

Ослабленная пружина прерывателя не обеспечивает четкого и своевременного замыкания контактов.

При потере изоляционных свойств ротора и крышки распределителя не будет искры в свечах.

Нормальная работа центробежного регулятора опережения зажигания нарушается чаще всего из-за ослабления упругости пружины грузиков, их заедания.

При ослаблении упругости пружины грузиков увеличивается угол опережения зажигания на малых и средних частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Основные неисправности вакуумного регулятора опережения зажигания -ослабление пружины, повреждение диафрагмы, подсос воздуха через прокладку штуцера, заедание шарикоподшипника панели прерывателя.

Ослабление пружины вызывает увеличение опережения зажигания на малых и средних нагрузках, повреждение диафрагмы -уменьшение угла опережения зажигания на малых нагрузках. То же получается при подсосе воздуха через прокладку штуцера. Заедание подшипника приводит к полному отказу в работе вакуумного регулятора опережения зажигания.

Проверить конденсатор на пробой или утечку можно с помощью омметра, для этого необходимо отключить от конденсатора параллельные цепи и подключить к его выводам прибор, установленный на максимальную шпалу. В момент касания измерительными концами омметра выводов исправного конденсатора, стрелка прибора резко отклонится, а затем медленно возвратится в положение "бесконечность". В конденсаторе с пробитым диэлектриком прибор покажет нулевое или очень маленькое значение сопротивления.

Характерные неисправности катушек зажигания -перегорание добавочного сопротивления, отсоединение его концов, пробой изоляции первичной и вторичной цепей.

Добавочное сопротивление часто перегорает при чрезмерно повышенном напряжении генератора или при замыкании на массу провода, идущего от клеммы ВК к стартеру. Признак перегорания добавочного сопротивления -прекращение работы двигателя после подключения стартера.

Причины пробоя изоляции первичной обмотки -перегрев катушки, старение изоляции, длительное невыключение зажигания при неработающем двигателе.

Межвитковое замыкание проводов первичной обмотки происходит вследствие разрубания изоляции, в результате чего увеличивается ток, нагревается первичная обмотка и наблюдается интенсивное искрение контактов прерывателя. Межвитковое замыкание уменьшает вторичное напряжение, и двигатель работает с перебоями.

Основные неисправности свечей зажигания -износ электродов, нагар на свече, недостаточная герметичность по корпусу и центрального электрода.

2.9. Электронные системы зажигания

Развитие карбюраторных двигателей происходит в направлении увеличения степени сжатия; повышения частоты вращения коленчатого вала; использования многоцилиндровых двигателей; повышения эконо- мичности. Последнее связано с необходимостью применения обедненных смесей. Повышение надежности системы зажигания зависит от необходимого запаса вторичного напряжения.

Все это приводит к необходимости повышения энергии и вторичного напряжения. Единственный способ, с помощью которого можно повысить вторичное напряжение, -это увеличение силы тока разрыва. Однако увеличение тока разрыва свыше определенного значения (3,5. 4А), приводит к ненадежности работы контактов прерывателя и резкому сокращению срока их службы. В момент размыкания контактов из-за высокой индуктивности катушки возникает электрическая дуга, которая, несмотря на кратковременность своего действия и наличие конденсатора, разрушает поверхность контактов прерывателя. Проблема решается применением электронных систем зажигания.

Широкое распространение получили контактно-транзисторные и бесконтактные транзисторные системы зажигания.

2.11. Основные неисправности контактно-транзисторной системы зажигания с коммутатором ТК-102

Много неисправностей контактно-батарейной системы, рассмотренных ранее, присущи также контактно-транзисторной системе (прерывателя, распределителя, катушки зажигания, свечи). Кроме того, характерная неисправность -тепловое разрушение транзистора большим током, которое может быть при включенном зажигании и неработающем двигателе и при завышенном напряжении бортовой сети; тепловое разрушение стабилитрона. Окисленные контакты прерывателя будут иметь большое сопротивление, поэтому транзистор постоянно будет закрыт, и ток в первичной цепи катушки зажигания не прервется. Ток в первичной обмотке катушки в этом случае равен нулю. Сопротивление пробитого транзистора также равно нулю, поэтому транзистор запираться не будет и, следовательно, прерывания тока в первичной цепи также не будет.

Коммутатор можно проверить электроизмерительным прибором или с помощью лампы и аккумуляторной батареи в статическом режиме при открытом и закрытом транзисторе. Коммутатор исправен, если при отсутствии управляющего сигнала (контакты прерывателя разомкнуты) транзистор закрыт, а при наличии сигнала (контакты замкнуты) транзистор открыт. Сила тока исправного коммутатора, если транзистор открыт, 6. 8 А, а если закрыт - нуль. В случае разрушения стабилитрона первичная обмотка катушки при возникновении ЭДС самоиндукции будет замкнута накоротко и вторичного напряжения не будет.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/5435718/

3 ≫

Характерными неисправностями могут быть: отсутствие тока низкого или высокого напряжения, перебои в работе системы зажигания; неправильная установка системы зажигания.

Работоспособность системы зажигания проверяют следующим образом: откручивают винты крепления крышки экрана распределителя и снимают ее, вынимают провод высокого напряжения от катушки зажигания из центрального гнезда крышки распределителя, устанавливают его с зазо­ром 4. 5 мм между концом провода и массой;

включают зажигание, через 15. 30с выключают зажигание, при этом в зазоре должен наблюдаться искровой разряд;

проверяют наличие искрового разряда при вращении коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой с частотой вращения не менее 30 мин. Наличие искрового разряда подтверждает исправность приборов системы зажигания.

Если при проверке указанным способом искрового разряда нет, то 'это указывает на отсутствие тока в цепи низкого или высокого напряжения. Сначала нужно установить, в какой из этих цепей есть нарушения. Для этого включают зажигание, проворачивают коленчатый вал пусковой рукояткой и наблюдают за амперметром. Если стрелка амперметра стоит неподвижно, то отказ в цепи низкого напряжения, а если совершает колебания, то отказ в цепи высокого напряжения.

Причинами неисправности цепи низкого напряжения могут быть: замыкание или обрыв на участке цепи до клеммы КЗ (см.рис .73) транзистор­ного коммутатора, отказ транзисторного коммутатора, замыкание на массу или обрыв цепи управления транзисторным коммутатором.

Для проверки цепи на участке до клеммы КЗ транзисторного коммутатора необходимо отсоединить провод от этой клеммы и подключить контрольную лампу А12-1 между отсоединенным проводом и массой. Если при включенном зажигании лампа горит, то этот участок цепи исправный. Если же лампа не горит, то необходимо последовательным отключением элементов цепи (проводов катушки зажигания, добавочного сопротивления) определить неисправный участок цепи. Исправным считается тот участок цепи, подключение контрольной лампы к которому обеспечивает ее горение. Неисправным будет элемент, после отключения, которого контрольная лампа загорается. В неисправном элементе устраняют обрыв или замыкание на массу, при невозможности устранить неисправность элемент меняют на исп­равный.

Для проверки транзисторного коммутатора отсоединяют провод от его разъема 2 и на эту клемму подают импульс напряжения от клеммы генератора или добавочного резистора, при этом стрелка амперметра должна колебаться.

Если амперметр не реагирует на подаваемые импульсы, то коммута­тор неисправен.

Для проверки цепи управления транзисторным коммутаторов (датчика импульсов и провода до клеммы 2) контрольную лампу подсоединяют между наконечником провода, отсоединенного от разъема Д коммутатора и клеммой +12В добавочного резистора. Если контрольная лампа горит слабым накалом, то цепь управления исправна, а если лампа не горит или горит полным накалом, то в цепи управления соответственно обрыв или замыкание на массу.

Если цепь низкого напряжения исправна, то необходимо искать при­чину отказа в работе системы во вторичной цепи. Причинами неисправности этой цепи могут быть: выход из строя вторичной обмотки катушки зажигания или пробой центрального провода на массу, трещины и прогары в крышке распределителя, сильное загрязнение во внутренней поверхности или отсутствие угольного электрода в крышке, пробой ротора распределителя.

Для обнаружения причины неисправности следует вытащить центральный провод из гнезда крышки распределителя проверить наличие искры между проводом и массой. Отсутствие искры свидетельствует о выходе из строя катушки зажигания или о пробое центрального провода. Если же искра на центральном проводе пробивает зазор не менее 4. 5 мм, то необходимо снять крышку распределителя и осмотреть ее на отсутствие грязи, прогаров, трещин, а также на наличие угольного электрода в крышке.

Для проверки изоляции ротора следует поднести к его контактной пластине провод высокого напряжения от катушки зажигания и провернуть коленчатый вал. Наличие искры в зазоре между проводом и пластиной ротора свидетельствует о пробое ротора на массу, такой ротор необходимо заменить.

Признаками перебоев в работе системы зажигания являются перебои в работе двигателя, выстрелы в глушителе. Возможные причины неисправ­ности: нарушение контактов высоковольтных проводов в крышке распре­делителя или на свечах зажигания, наличие трещин в роторе или крышке распределителя, отказ в работе свечей зажигания.

Обнаружение причины неисправности достигается проверкой всех элементов системы зажигания, заменой неработоспособных приборов.

Признаками нарушения опережения зажигания являются выстрелы в глушителе, хлопки в карбюраторе, снижение мощности и экономичности двигателя.

Возможные причины неисправности: нарушение установки зажигания, подключение некоторых проводов к свечам не в соответствии с порядком работы цилиндров, нарушение в работе центробежного регулятора.

Для устранения неисправности следует проверить правильность ус­тановки зажигания, соответствие подключения проводов к свечам порядку работы двигателя. Работоспособность регулятора опережения зажигания проверяют на стенде.

Система зажигания может быть надежной и долговечной в эксплуата­ции при соблюдении определенных условий. Запрещается: оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе; подсоединять вывод «+» аккумуляторной батареи на массу, а вывод «-»в сеть электрооборудования;

закорачивать добавочный резистор в системе зажигания, менять местами провода, присоединенные к добавочному резистору;

допускать работу распределителя зажигания с отсоединенными или поврежденными вентиляционными шлангами;

ставить вместо вышедших из строя катушки зажигания, транзистор­ного коммутатора, добавочного резистора другие типы аналогичных прибо­ров.

Материалы: http://xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F


Back to top