Основные неисправности отопительных систем, методы их обнаружения - Эксплуатация зданий

1 ≫

Основным фактором, свидетельствующим о неудовлетворительной работе системы отопления, является непрогрев отопительных приборов. Причины непрогрева могут быть как проектного и монтажного характера, так и неграмотной эксплуатации системы отопления.

Неудовлетворительная работа системы отопления может быть вызвана следующими причинами:

— неисправность узла управления;

— несоответствие диаметров дроссельных шайб расчетным значениям;

— недостаточный уровень теплоносителя в системе;

— недостаточный напор теплоносителя в системе;

— засоры в системе;

— понижение температуры в отапливаемых помещениях nolP сравнению с расчетными значениями;

— наличие воздуха и воздушных пробок;

— неверные проектные решения;

— некачественный монтаж системы;

— замораживание труб и отопительных приборов;

— нарушение герметичности элементов системы.

В системах водяного отопления в узлах управления применяется элеватор, неудовлетворительная работа которого может быть вызвана плохим качеством изготовления отдельных его узлов, неправильной сборкой, неправильным расчетом диаметра сопла элеватора и частичным засором сопла. Этот засор можно устранить, пропуская через сопло воду — сопло очищается за счет статического напора системы отопления. При работе элеватора может создаваться значительный шум из-за наличия трещин, заусенцев и неровностей в выходной части сопла, из-за перекосов или при гашении в сопле большого напора. Избыточный напор через сопло дросселируется регулятором расхода. Неисправность элеватора можно обнаружить по перепаду температуры до и после него. Если температура значительно отличается от расчетной, указанной в температурном графике, то элеватор неисправен. При незначительном отличии температуры, измеренной до элеватора, от температуры, измеренной после элеватора, завышен диаметр сопла элеватора.

Неисправность регулятора расхода приводит к изменению расхода теплоносителя по сравнению с расчетным. Это определяется по изменению температуры в подающем и обратном трубопроводах. Регулятор расхода ремонтируется, и осуществляется его наладка.

При независимой схеме присоединения системы отопления к наружным тепловым сетям неисправности насосного узла управления могут быть вызваны неисправностью насосов, водонагревателей, запорной и предохранительной арматуры, утечками в оборудовании и трубопроводах, неисправностью регуляторов. К неисправностям насосов относятся разрушение эластичных муфт соединения валов электродвигателя и насоса, разрушение подшипников и посадочных мест под подшипник, износ лопастей рабочего колеса и срыв рабочего колеса с вала, свищи и трещины на корпусе, утечки через сальниковые уплотнения. Все неисправности ликвидируются ремонтом. При появлении свищей и трещин в корпусе насоса его заменяют.

Неисправности водонагревателей появляются в результате нарушения герметичности развальцовки труб в трубной решетке, разрыва труб, их зарастания, слипания трубного пучка, появления свищей и трещин в корпусе водонагревателя. Нарушение герметичности развальцовки труб определяется по постоянной утечке воды при открывании спускных кранов на водонагревателе или грязевиках. Неисправности труб устраняются ремонтом или их заменой.

Зарастание труб определяется по увеличению перепада давления на водонагревателе. При зарастании трубы прочищают или промывают.

Слипание трубного пучка вызывается неправильной установкой секции водонагревателя или разрушением поддерживающих полок внутри его корпуса. Слипание трубного пучка приводит к провисанию труб и снижению температуры теплоносителя в обратном трубопроводе тепловой сети. Секцию со слипшимся трубным пучком необходимо заменить.

Уровень воды в системе проверяют в высших точках системы, а также по показанию манометра.

Удаление воздуха из системы производится при остановленных насосах через 10—15 мин после остановки через воздушные краны.

Засоры возникают в результате попадания грязи в систему при неисправных грязевиках и при отложении продуктов коррозии на внутренней поверхности труб. Засор грязевика определяется по показаниям манометров, установленных до и после него, по увеличению перепада давления. Ликвидируется засор грязевика отводом грязи через спускные краны в нижней части. Если таким способом засор не устраняется, то грязевик разбирается и очищаются сетки и внутренние поверхности.

В системе отопления засоры чаще всего образуются в местах изменения направления движения теплоносителя (крестовинах, тройниках, отводах), местах установки запорно-регулирующей арматуры, сужения сечений труб, в местах значительного снижения скорости движения теплоносителя (в отопительных приборах, проточных воздухосборниках). Для предупреждения засоров необходимо регулярно проводить обслуживание грязевиков, установленных в тепловом пункте здания. При засоре стояка увеличивается сопротивление участков системы отопления и сокращается расход теплоносителя на этих участках, вследствие чего снижаются средние температуры отопительных приборов. При засорах подводок или отопительных приборов понижается температура на поверхности этих приборов, при этом весь стояк системы отопления прогревается нормально.

Обнаружить засоры можно температурным и акустическим способами. При температурном способе на участке измеряют температуру жидкостными или электронными термометрами (термощупами). В однотрубных системах отыскание засора температурным способом положительных результатов не дает, так как теплоноситель остывает равномерно по всей высоте стояка. Для однотрубных систем целесообразно использовать второй способ, при котором происходит прослушивание системы. В местах засоров происходит сужение сечения, в результате увеличивается скорость движения теплоносителя, что приводит к увеличению шума. Для прослушивания используется течеискатель, который состоит из усилителя, блока питания, индикатора, щупа и наушников. Проходя вдоль трубы и прижимая щуп к ее поверхности, прослушивают шум в наушниках. Возрастание уровня шума свидетельствует о возможном засоре, для точного определения места засора пользуются индикатором. Для этого снимают показания до и после засора и производят построения. После определения места засора его устраняют гидравлической, гидропневматической промывкой или прочисткой. Перед промывкой всю систему осматривают, проверяют ее герметичность и прочищают грязевики.

Гидравлическая промывка осуществляется за счет создания больших скоростей постоянного потока воды. При гидравлической промывке устраняются засоры, образованные легкими частицами. Но на участках, где скорость движения воды невелика, устранить засор таким способом чаще всего нельзя, так как тяжелые частицы из-за малой скорости оседают. В этом случае целесообразнее использовать гидропневматическую промывку, которая производится подачей сжатого воздуха в трубопроводы, заполненные водой. При этом повышается скорость водовоздушной смеси и создается поток большой турбулентности, в результате отложения разрыхляются и выносятся из системы.

Для подачи воды и сжатого воздуха в подающий трубопровод врезают патрубки диаметром 20—40 мм с кранами, обратными клапанами и манометрами. Патрубок для подачи воды врезается до элеватора, патрубок для подачи сжатого воздуха — после элеватора. Для сброса воды в обратный трубопровод врезают спускной патрубок или используют существующие спускные краны. При промывке систем отопления с элеватором конус и стакан элеватора должны быть предварительно удалены. Сжатый воздух в систему подается компрессором производительностью 3—6 м3/мин. Гидропневматическую промывку системы проводят одним из двух способов: проточным или наполнением.

В зависимости от конструкции системы отопления и степени ее загрязнения промывают стояки, группы стояков, участки или полностью всю систему. Обычно промывают от 2 до 5 стояков одновременно, при этом все остальные стояки отключают. При промывке необходимо постоянно контролировать по манометрам давление подаваемых воды и воздуха, которое должно быть одинаковым.

При невозможности удаления засора промывкой используют прочистку трубопроводов с помощью толстой упругой проволоки, для этого отключается прочищаемый участок и из него спускается вода. Разрыхленную грязь удаляют ершом или водой.

Понижение температуры в помещении может быть вызвано следующими причинами: нарушением циркуляции теплоносителя, неисправностью узла управления, самовольным подключением дополнительных отопительных приборов.

При снижении температуры в помещениях в первую очередь необходимо по термометру проверить температуру теплоносителя, подаваемого в систему отопления. Если температура теплоносителя ниже требуемой, то неисправность следует искать в узле управления. Если температура теплоносителя соответствует нормативной, то неисправность системы отопления заключается в нарушении циркуляции теплоносителя или в неправильном регулировании системы.

Нарушение циркуляции теплоносителя происходит при полном или частичном засоре стояка и подводки к отопительному прибору, попадании воздуха в систему («завоздушивание» системы), замораживании системы, ошибках при монтаже труб, арматуры, ее неисправности, регулировке системы, понижении давления из-за утечек воды. Завоздушивание системы можно устранить путем открывания воздушных кранов.

Замораживание труб и отопительных приборов происходит в зимний период при остановках и пусках системы отопления. Для устранения этой неисправности применяют горячую воду, пар и электропрогрев. Разрешается отогревать трубы и отопительные приборы в железобетонных сооружениях, если полы и стены не деревянные, паяльными лампами и газосварочными горелками.

Из всех способов чаще всего используют отогрев горячей водой, для чего замороженные участки труб и отопительные приборы обертывают тканью, а затем поливают горячей водой. При применении этого способа тратится большое количество горячей воды, при этом вода попадает на пол и стены помещения, увлажняя строительные конструкции.

Отогрев паром требует отсоединения замороженного участка, но позволяет отогревать трубопроводы без снятия тепловой изоляции. Обычно паром отогревают трубы в производственных помещениях.

Для отогрева скрытых трубопроводов используют их электропрогрев установками переменного тока. Отогрев производится током 200—400 А при напряжении не более 36 В. Отогреваемый участок должен быть отсоединен и изолирован от системы отопления. Установки с постоянным током не используются во избежание коррозии трубопроводов.

Отогрев паяльными лампами и газовыми горелками является пожароопасным, поэтому необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности.

При отогреве трубопроводов и отопительных приборов любым из перечисленных методов необходимо помнить, что неповрежденные замороженные участки должны отогреваться по ходу движения воды, так как в этом случае отогрев ускоряется за счет ее циркуляции. Отогревать начинают с границы замершей части системы, в противном случае можно повредить трубу или прибор. Стояки обычно отогревают снизу, обеспечивая тем самым местную циркуляцию и удаление оттаявшей воды. В однотрубной системе с замыкающими участками после отогрева стояка отогревают подводки к отопительным приборам и у каждого прибора ближнюю к стояку часть. Остальная часть отопительного прибора будет отогрета циркулирующей водой.

Ошибки при монтаже трубопроводов и арматуры могут привести к уменьшению площади сечения потока и к нарушению циркуляции.

Неравномерный прогрев отопительных приборов происходит при разрегулировании системы отопления, при этом необходимо отрегулировать систему. Утечки теплоносителя из системы приводят к понижению в ней давления.

Нарушение герметичности элементов системы отопления приводит к утечке теплоносителя. В трубопроводах нарушение герметичности происходит из-за коррозии, которая увеличивается в процессе эксплуатации, если система отопления не промывается, а также при попадании в теплоноситель кислорода воздуха при заполнении системы водопроводной недеаэрированной водой и частом опорожнении системы. Нарушение герметичности может возникать в местах изгиба труб при неправильной гибке. Места утечек ликвидируются сваркой, заменой, склеиванием с помощью стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, а также установкой хомутов. Хомуты используют для прямых участков трубопроводов с D не более 150 мм с невысоким давлением и температурой в случае, когда невозможно отключить поврежденный участок и опорожнить трубопровод. При возможности хомут снимается и участок ремонтируется.

В резьбовых соединениях утечки ликвидируют, как правило, заменой уплотнения. Во фланцевых соединениях утечки устраняются подтяжкой болтов или заменой прокладки. В сварном соединении утечки вызваны низким качеством сварки, в этом случае производится дополнительная подварка дефектного стыка.

Неисправности трубопроводов, отопительных приборов и их сопряжений в системе отопления устраняются незамедлительно. Неполадки, которые не оказывают существенного влияния на работу системы и не могут быть устранены незамедлительно, отмечаются в дефектных ведомостях, включаются в план текущего или капитального ремонта и устраняются в летнее время при подготовке к следующему отопительному сезону.

Материалы: http://stroy-server.ru/notes/osnovnye-neispravnosti-otopitelnykh-sistem-metody-ikh-obnaruzheniya

2 ≫

При подготовке вагонов в очередной рейс вентиляционный агрегат необходимо проверить. Необычный шум во время работы, длительное колебание стрелки амперметра и повышенное потребление тока свидетельствуют о неисправности системы вентиляции. Наиболее часто встречаются следующие неисправности вагонных вентиляционных устройств: подача недостаточного количества воздуха в вагон, плохая очистка подаваемого воздуха, неравномерность распределения воздуха по вагону (вторая половина вагона слабо вентилируется), подача внутрь вагона холодного воздуха зимой.

Недостаточная подача воздуха может быть из-за загрязнения фильтров, неправильного положения регулирующих заслонок, засорения труб воздухоподогревателя, недостаточной частоты вращения вала электродвигателя, вращения рабочих колес вентиляторов в обратную сторону, наличия отверстий в брезентовой обшивке расширяющегося канала (диффузора).

Признаком неудовлетворительной очистки воздуха служит налет пыли внутри вагона. Основными причинами такой неисправности могут стать загрязнение или повреждение фильтров; применение сухих, непромасленных фильтров, а также имеющих сетки с увеличенными ячейками или уменьшенное число слоев сеток; неплотность посадки фильтров в гнездах; чрезмерная запыленность воздуховода; отсутствие сеток у воздухоприемных каналов.

Неравномерное распределение воздуха по вагону происходит из-за неправильной регулировки открытия отверстий в потолочных воздуховыпускных решетках или повреждения этих решеток, наличия в канале воздуховода посторонних предметов, повреждения воздуховода.

Подача холодного воздуха внутри вагона может быть вследствие: неправильного положения заслонок (обходной канал расширителя-воздухоподогревателя открыт); снижения уровня воды в воздухоподогревателе, когда вода идет только из нижнего водопробного крана; отключения воздухоподогревателя в вагонах купейных и межобластных; перекрытия циркуляционной трубы воздухоподогревателя; неправильного положения заслонок в купейных вагонах, когда вентилятор всасывает только наружный воздух; неприменения искусственной циркуляции воды в системе отопления при низких температурах наружного воздуха; низкой температуры воды в котле (менее 50—60° С) при значительных морозах; сильного загрязнения поверхности воздухоподогревателя.

Если холодильная установка системы кондиционирования воздуха не вырабатывает холод или вырабатывает недостаточно, это является признаком отсутствия или недостатка хладагента в системе. Тогда установку надо выключить и на конечной станции проверить систему и пополнить хладоном-12. В случае нагрева верхней части компрессора до температуры выше 100° С или появления стука в компрессоре установку следует выключить до прибытия на станцию назначения.

В случае когда установка кондиционирования воздуха вышла из строя во время работы в режиме «Охлаждение», необходимо осуществлять вентиляцию вагона по летнему режиму, как в вагонах, не имеющих холодильной установки.

Нередко бывают случаи, когда установка не включается при наличии напряжения в силовой цепи. Это бывает, как правило, из-за перегорания плавкой вставки предохранителя или срабатывания автоматического выключателя в цепях защиты. В таких случаях надо выяснить причину срабатывания элементов защиты, а затем заменить предохранитель или включить автомат.

Работа вентилятора осуществляется автоматически в заданном режиме (зимнем или летнем) в зависимости от температуры в канале приточной вентиляции и в вагоне, контролируемой термодатчиками. При выходе термодатчика из строя можно переключить вручную на любую скорость. О работе вентилятора сигнализирует лампа на пульте управления в служебном отделении.

На панели перегородки между четвертым и пятым купе установлены датчики на температуру 18,24 0 С, осуществляется автоматический режим работы высоковольтных нагревательных элементов котла отопления и вентиляции. В качестве приборов автоматического управления работой системы вентиляции применяются ртутные термоконтакторы типа ТК -5 2А. Ртутныйтермоконтактор представляет собой капилярную стеклянную трубку с колбочкой, заполненной ртутью. Внутрь капиляра введены контакты, которые с наружной стороны припаяны к изолированным медным проводам. Термоконтактор имеет рабочий и соединительные контакты. При включении термоконтактора в цепь постоянного тока "минус" источника тока подключается к соединительному (нижнему контакту).

Термоконтакторы на температуру включения 24 и 26 0 С установлены на одной панели с датчиками, управляющими автоматической работой нагревательных элементов котла.

В вентиляционном канале установлены термоконтакторы на температуру включения 16 и 18 0 С.

Термокантокторы в зависимости от температуры окружающей среды через схему автоматики воздействуют на переключение двигателя вентиляционной установки на разные режимы работы.

При выходе из строя термодатчика переключателем на передней панели распределительного шкафа вентилятор переключается на ручной режим и соответствующую скорость.

Материалы: http://studopedia.ru/2_112587_neispravnosti-sistem-ventilyatsii-i-konditsionirovaniya-vozduha.html

3 ≫

Неисправности трубопроводов - это неплотности (течи) в резьбовых, фланцевых и сварных соединениях, при образовании трещин в трубах трубопроводов, а также непрогревы отдельных стояков.

Течь в резьбовом соединении обычно происходит из-за плохо­го уплотнения соединения, очень глубокой или сорванной резьбы и трещин в соединительной фасонной части. Не разре­шается подчеканивать место течи. Необходимо выявить и уст­ранить причину неисправности.

Течь во фланцевом соединении может произойти из-за недос­таточного затягивания болтов, неисправности прокладки и пе­рекосов во фланцах. Нельзя забивать клинья в подтекающие фланцевые соединения.

Течь в сварных соединениях происходит из-за плохого каче­ства сварочных работ или невозможности передвижения тру­бопроводов при температурных удлинениях из-за неправиль­ной их заделки в перекрытия. Нельзя зачеканивать дефектные сварные швы. Их заваривают.

Трещины в трубах также устраняют приваркой накладки из листовой стали толщиной не менее 4 мм (если трещина по длине не превышает 20 см и имеет ширину более 6-20 мм) или заваркой сплошным швом при ширине ее до 5 мм.

Непрогревы стояков происходят, если:

  • не полностью открыт рабочий кран, установленный на стояке;
  • возникли воздушные пробки (для устранения неисправности необходимо, выверив уклоны чердачного трубопровода, уста­новить на нем проточные воздухосборники);
  • произошло засорение в верхней части горячего стояка или в нижней части обратного стояка (засор устраняют разборкой соответствующей части непрогревающегося стояка);
  • проходное сечение стояка сужено пробкой с чрезмерно длин­ной резьбой, ввинченной в тройник на стояке (для спуска из него воды или впуска в него воздуха);
  • через воздушные трубы двухтрубной системы с нижней развод­кой циркулирует вода (необходимо прикрывать вентили на воздушных трубках всех стояков, пока циркуляция воды через воздушную трубку не прекратится; труба при этом перестает прогреваться);
  • система не отрегулирована (при отключении стояка на ремонт отрегулированное положение пробки крана не нарушится, ес­ли его отмечать на изоляции или трубопроводе черной, несмывающейся линией, параллельной риске на пробке);
  • давление в обратной магистрали недостаточно, и часть систе­мы опорожнилась.

Недостаточная теплоотдача нагревательных приборов во всем здании возникает, если:

  • не соблюдается график температуры воды, поступающей от ТЭЦ или котельной (в зависимости от температуры наружного воздуха); в этом случае уменьшение температуры поступаю­щей в здание воды на 1 °С понижает температуру помещений примерно на 0,3 °С;
  • количество поступающей воды меньше расчетного;
  • неисправна изоляция наружных тепловых сетей. При этом ох­лаждение воды в них иногда достигает 10 °С при допустимой норме 2 °С. Эта неисправность должна быть устранена органи­зацией, которая обслуживает наружные тепловые сети.

Недостаточная теплоотдача многих нагревательных прибо­ров происходит из-за тепловой разрегулировки систем водяного отопления, возникающей, когда в систему подается расчетное количество воды и не соблюдается грдфик ее температур.

Вертикальная разрегулировка имеет наибольшее значение в двухтрубных системах отопления и происходит из-за наличия естественного побуждения. С понижением наружной темпера­туры и соответствующим повышением температуры посту­пающей в систему воды это побуждение увеличивается, но по-разному для отопительных приборов, находящихся на раз­ных этажах. Увеличение будет наибольшим для приборов верх­него этажа, куда вода начнет поступать в количестве, большем, чем требуется. При этом в приборы на нижних этажах будет поступать недостаточное количество воды и теплоотдача прибо­ров уменьшится (снизится температура обратной воды и, сле­довательно, средняя температура воды в приборах).

Основными способами уменьшения вертикальной разрегу­лировки являются:

  • регулировка системы отопления при средней температуре во­ды в отопительном периоде (50-60 °С), что обеспечит нор­мальную работу приборов на всех этажах при этой, наиболее характерной температуре воды и уменьшит примерно вдвое разрегулировку при максимальной и минимальной температу­рах ее в системе;
  • погашение естественного напора с помощью дроссельных шайб, устанавливаемых на стояках; при перегреве верхних эта­жей и недогреве нижних шайбу устанавливают на обратном стояке между перегреваемыми и недогреваемыми приборами.

Горизонтальная разрегулировка возникает в однотрубных системах в тех случаях, когда вода поступает в отдельные стоя­ки системы в количествах, не соответствующих расчету.

Изменение расхода воды в стояке влияет на теплоотдачу последних по ходу воды приборов. Так, при уменьшении рас­хода воды теплоотдача последних приборов снизится на 30 %, а первых - всего на 2 %. При увеличении расхода воды вдвое теп­лоотдача последних приборов повысится на 10 %, а первых - всего на 3 %. Объясняется это тем,'что теплоотдача первых приборов зависит в основном только от температуры горячей воды, а изменение ее расхода почти не влияет. В системах отоп­ления с элеваторами или подмешивающими насосами можно изменить теплоотдачу последних приборов, изменяя расход сетевой (перегретой) воды.

Недостаточная теплоотдача нагревательными приборами происходит:

  • при неправильном положении радиатора;
  • если нагревательный прибор закрыт мебелью или предметами домашнего обихода (расстояние от прибора до мебели должно быть не менее 60 мм);
  • если ребристая труба присоединена к трубопроводу централь­ными фланцами, что создает в ее верхней части застой воздуха, а в нижней - застой воды. Ребристые трубы необходимо при­соединять к подводкам эксцентричными фланцами с отвер­стиями, направленными вверх на входе воды и вниз на выходе ее из ребристой трубы;
  • если в приборе много грязи и шлама. В этом случае необходимо отсоединить его и 2-3 раза промыть. Если в результате дли­тельной эксплуатации или небрежности, допущенной при монтаже, грязь обнаружена во многих приборах, следует про­мыть всю систему двух- или трехкратным наполнением и быст­рым спуском воды через трубу большого диаметра, временно присоединенную к самой низкой точке системы.

Хороший результат дает промывка системы с применением воды и сжатого воздуха, который подается в систему от пере­движного автокомпрессора производительностью 3-6 м 3 /мин и сжатием воздуха до 0,5 МПа.

Промывка состоит из трех последовательно выполняемых процессов:

  1. систему, непосредственно присоединенную к котель­ной, заполняют водой и продувку стояков производят пооче­редно, начиная с самого удаленного от теплового ввода. При этом кран на воздухосборнике, задвижка и краны на данном стояке открыты. Воздух поступает в систему через задвижку, а выходящая из стояка водовоздушная смесь удаляется в канали­зацию через краны. Продолжительность продувки стояка зави­сит от количества и степени уплотнения осадков и в среднем равна 3-5 мин. После этого кран на самом удаленном (первом) стояке закрывают и в той же последовательности производят продувку второго, а затем и остальных стояков;
  2. поочередно производят промывку стояков (начиная с первого). Воздух поступает в систему через задвижку, вода - через краны, а водовоздушная смесь удаляется через кран; ос­тальные краны и задвижки должны быть закрыты. По оконча­нии промывки первого стояка кран на нем закрывают и начи­нают аналогично промывать второй стояк и т.д.;
  3. при промывке магистральных трубопроводов открывают все краны и тем самым создают кольцевое движение водовоз­душной смеси в системе.

Недостаточная теплоотдача отдельных приборов происхо­дит также:

  • из-за наличия неправильного уклона верхней подводки - от прибора к стояку или искривления подводок в вертикальном направлении;
  • если имеются заусенцы, являющиеся местом образования за­сора у сгона на обратной подводке, длинная резьба которого ввернута в радиаторную пробку;
  • вследствие засорения подводки наплывами металла, образо­вавшимися при сварке (в этом случае подводку следует заме­нить).

Неисправность чугунных котлов - это трещины в секциях, те­чи в ниппельных соединениях котлов.

Трещины в секциях чугунных котлов образуются по следую­щим причинам: образование на внутренних поверхностях тол­стого слоя накипи; наличие значительного количества шлама или грязи в нижней части секции котла; быстрое пополнение системы водой через работающие котлы (происходит местное переохлаждение стенок секции); резкое повышение давления в котле.

Накипь выделяется из воды, которой подпитывают систему отопления, поэтому основной мерой борьбы с ней является устранение утечек воды из системы; опорожнять систему сле­дует только в случае ее аварии. Так как накипь пропускает теп­лоту в 20 раз меньше, чем чугун, то теплота к воде, находящейся в котле, через загрязненную накипью стенку передается плохо, стенка перегреется и в ней появится трещина. Такие трещины чаще всего развиваются в местах сильнейшего горения топлива (на 15-30 см выше колосниковой решетки). Накипь также приводит к значительному пережогу топлива (примерно 2 % пережога на каждый 1 мм слоя накипи).

Первыми признаками образования накипи в котле являет­ся более высокая температура отходящих газов и более низкая температура выходящей из котла воды (по сравнению с други­ми котлами в той же котельной). Борьбу с накипью можно про­водить двумя способами - не допускать ее образования и очи­щать котлы от накипи.

Первый способ является наиболее целесообразным для котельных с чугунными котлами и заключается в предвари­тельной очистке воды от химических примесей (солей кальция и магния) в специальных установках или в предотвращении накипеобразования с помощью противонакипного магнитно­го устройства ПМУ, не требующего квалифицированного об­служивания. Принцип его действия основан на том, что рас­творенные в воде соли кальция и магния под действием маг­нитного поля определенной напряженности и полярности меняют свою структуру и при нагревании воды не осаждаются на стенках котла, а выпадают в осадок в виде мелкодисперсно­го кристаллического шлама. Шлам находится в котловой воде во взвешенном состоянии и может быть удален из нее путем непрерывной циркуляции через сепараторный шламоотделитель, в котором взвешенный шлам выпадает в осадок. Освет­ленная вода возвращается в питательный бак, где смешивается с добавочной водой и возвращенным конденсатом. Накопив­шийся в шламоотделителе шлам периодически удаляется в ка­нализацию.

Второй способ состоит в очистке котлов от накипи с помощью водного раствора ингибированной соляной кислоты или выщелачиванием. Очистку кислотой производят воздуш­но-жидкостным способом, применяя воздушный компрессор производительностью 6 м 3 /ч. Сжатый воздух подают в ниж­нюю часть котла, наполовину заполненную раствором соля­ной кислоты; при этом раствор поднимается вверх по секциям и разрыхляет накипь. По окончании чистки раствор из котла удаляют и все его секции тщательно промывают.

Выщелачивание производят раствором кальцинированной соды (15-20 кг соды на 1 т воды), которым заполняют котел с последующим кипячением в течение 16-24 ч. Шлам и грязь удаляют каждые 2-3 года путем промывки котла водой, выпус­каемой затем из него через нижнее отверстие в лобовой секции.

Подпитку системы водой следует производить в обратную магистраль не ближе чем на 2 м от котлов. На опускной линии от котлов необходимо устанавливать обратный клапан, исклю­чающий возможность подпитки системы через котлы.

Резкое повышение давления в котле происходит во время ра­боты котла при закрытых задвижках на подающем и обратном трубопроводах и отсутствии у котла обводной линии и предо­хранительного клапана, а также при замерзании расширитель­ной трубы расширительного сосуда (бака), отключении или неисправности выкидного предохранительного приспособле­ния к паровым котлам и при прекращении работы циркуляци­онного насоса (происходят перегрев и вскипание воды в кот­лах).

Расширительный бак следует соединять с обратной магист­ралью циркуляционной линией. При наличии циркуляцион­ных насосов, соединенных с электродвигателями на одной оси, включение резервного насоса в случае внезапной останов­ки работавшего насоса может осуществляться автоматически. Соответствующая схема, применяемая во встроенных котель­ных, предусматривает открытие задвижки на обводной линии при временном перерыве в снабжении двигателей электро­энергией (система начинает работать с естественным побужде­нием).

Недостаточное повышение температуры воды в котле обу­словливается следующими причинами:

  • загрязнение стенок котла изнутри слоем накипи, а снаружи - сажей и золой;
  • недостаточное количество воздуха, поступающего в топку кот­ла, из-за неисправности дутьевых агрегатов;
  • чрезмерно низкая температура обратной воды, поступающей в котлы, из-за плохого состояния изоляции обратной магистра­ли или ее затопления грунтовыми водами, а также водой из системы водопровода или канализации;
  • недостаточность тяги, создаваемой дымовой трубой;
  • несоответствие топлива типу и характеристике топочных уст­ройств в котлах. Если котел рассчитан на сжигание антрацита, то при сжигании низкосортного топлива необходимо переобо­рудовать его топку: после демонтажа секций топку наращива­ют в высоту (по расчету) и затем производят монтаж секций и обмуровку котла;
  • образование зазоров и неплотностей из-за низкого качества сборки котла или применения большого количества асбесто­вого шнура для уплотнения ниппельных соединений. В этом случае горячие газы частично уходят через зазоры, не омыв сте­нок газоходов, а кромки секций, образующие газоотход, посте­пенно обгорают и теплосъем с котла снижается. Если ширина зазоров превышает 2 мм, котел необходимо перебрать;
  • мощность котлов меньше тепловой нагрузки на отопление.

Ухудшение тяги, обеспечивающей работу котлов, происхо­дит, если:

  • борова отсырели, негерметичны или засорены;
  • дымовая труба находится ниже соседнего здания и при ветре воздух задувается в нее. В этом случае необходимо нарастить трубу так, чтобы она была на 1 м выше соседнего здания;
  • открыт шибер за неработающим котлом;
  • в газоходах котла накопилась зола. Газоходы чугунных котлов необходимо чистить один раз в месяц, а остальных котлов - один раз в три месяца;
  • на колосниковой решетке котла находится чрезмерно толстый слой шлака и топлива;
  • мал приток воздуха в котельную, что можно установить по улучшению тяги при открывании входной двери в котельную.

Отсыревание боровов происходит при попадании в них грунтовой воды, при утечке воды из котлов или близко распо­ложенных трубопроводов.

Засоры в боровах происходят, если в них оседают кусочки несгоревшего топлива и золы; при обвале кладки свода или части опалубки свода, оставшейся и несгоревшей в борове (эту опалубку необходимо сжигать сразу после выкладки борова); в местах резких поворотов боровов, вблизи таких мест надо уст­раивать чистки. Борова и дымовую трубу необходимо прочи­щать ежегодно. При этом засоры в боровах часто замечают только в холодные дни, а во время оттепелей они не ощущают­ся. Это явление объясняется различными темпами уменьше­ния тяги и суммарного сопротивления газового тракта при повышении температуры наружного воздуха. Тяга, создавае­мая дымовой трубой при температуре котельных газов 200-250 °С, будет действовать и в весьма жаркие дни, а при наруж­ной температуре 0 °С она уменьшается всего на 15-20 % тяги, действующей при расчетной температуре наружного воздуха. Количество топлива, сжигаемого в котлах и, следовательно, количество котельных газов снижается от 100 % при этой тем­пературе до 0 при 18 °С и при 0 °С составит всего 38 % макси­мума.

При недостаточности дутья котлы работают с неполной теплопроизводительностью, что легко определить по степени нагрева в них воды. Причинами недостаточного дутья могут быть дефекты дутьевых вентиляторов, потери воздуха в возду­ховодах или каналах и через зазоры между дутьевыми коробка­ми и стенками секций. Потери воздуха особенно велики при негерметичности подпольных дутьевых кирпичных каналов, что проверяют при работающем вентиляторе сначала на ощупь рукой, а затем по отклонению пламени горящей свечи.

Разрушение дымоходов котла происходит вследствие плохой кладки обмуровки, осадки котла при неудовлетворительном состоянии фундамента, при усиленной топке котла при невы­сохшей после ремонта обмуровке (в течение первой недели по- еле ремонта котел надо топить, не поднимая температуру воды в нем выше 55 °С).

При разрушении газоходов ухудшается тяга и газы выбива­ются из котла в помещение котельной. Неплотности в обму­ровке котла также значительно ухудшают тягу. Наиболее часто эти неплотности бывают в нижней фронтальной части обму­ровки котла, в местах соединения обмуровки с боровами, а так­же в рядах кирпичей, закрывающих отверстия для прочистки газоходов котла.

Тени в ниппельных соединениях происходят из-за ослабления ниппелей или плохой подгонки их к горловинам секций и не­правильного уплотнения этих соединений асбестовым шну­ром. Ниппели необходимо подгонять к горловинам секций так, чтобы зазор между ними был не более 2 мм. Уплотнять со­единения следует графитовой пастой или двумя-тремя витка­ми асбестового шнура, смазанного графитом, замешенным на натуральной олифе.

Неисправности насосов и дутьевых вентиляторов фиксируются по показаниям манометров или термометров:

  • уменьшается напор насоса, он может выйти из строя, а его электродвигатель перегреться, если насос засорен грязью или песком, попавшим в систему при ее монтаже или ремонте;
  • насос не дает требуемого напора и производительности по сле­дующим причинам: сильное скольжение ремня, засорение ло­пастей, подсос воздуха через сальник или фланцы на всасы­вающей трубе, вращение колеса насоса в обратную сторону, открытая или недостаточно герметичная задвижка на обвод­ной линии;
  • наблюдается повышенный перепад температуры воды в маги­стралях. Эта неисправность возникает, если насос создает не­достаточный напор или перекачиваемое им количество воды меньше требуемого. Вода в нагревательных приборах при этом переохлаждается, и их теплоотдача уменьшается. Если нельзя улучшить работу насоса, необходимо установить более мощ­ный насос;
  • наблюдается пониженный перепад температуры воды в маги­стралях. Это происходит при чрезмерно большом давлении, создаваемом насосом. В данном случае избыток воды в нагре­вательных приборах приводит к повышению средней ее темпе­ратуры в приборе, теплоотдача прибора увеличивается и про­исходит перерасход топлива и электроэнергии. Для устранения этой неисправности необходимо уменьшить число оборотов электродвигателя насоса (по расчету);
  • при работе насосов или вентиляторов создается шум.

Причинами шума могут быть:

  • чрезмерно большая по сравнению с расчетной частота враще­ния электродвигателя;
  • неправильное соединение насоса с двигателем на одной оси (полумуфты необходимо соединять болтами с резиновыми прокладками);
  • плотная заделка трубопроводов или воздуховодов в стенах или перекрытиях. В этих местах трубопроводы или воздуховоды необходимо заключать в гильзы из кровельной стали с запол­нением кольцевого пространства антисептированным войло­ком или другими звукоизолирующими материалами;
  • жесткое присоединение трубопроводов к насосу. Для устране­ния шума рекомендуется применять вставки из армированного резинового шланга, монтировать присоединенные к насосу трубопроводы на виброизолирующих опорах, имеющих рези­новые амортизаторы;
  • непосредственное присоединение. стальных воздуховодов к вентилятору. Для присоединения следует применять мягкие вставки из промасленного брезента;
  • вибрация фундамента. Насосы и вентиляторы целесообразно устанавливать на специальные виброизолирующие основания, обепечивающие бесшумную работу насосных и вентилятор­ных агрегатов.

620072 , Екатеринбург , ул. 40 лет Комсомола, 4Д, к.К, оф. 304.

Материалы: http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/montazh-i-remont-vodosnabzheniya-zhilykh-domov/osnovnye-defekty-elementov-sistem-otopleniya-ikh-p/


Back to top