1 ≫
-
Техническое обслуживание смазочной системы подразумевает проведение комплекса мероприятий, призванных обеспечить нормальную работу механизмов и агрегатов и длительное сохранение заданных свойств смазочного материала.
Перед пуском двигателя ежедневно следует проверять и (в случае необходимости) доливать в картер масло до требуемого уровня (рядом с меткой «B» указателя уровня на двигателе КамАЗ-740 либо верхняя метка на остальных двигателях). Двигатель необходимо заправлять определённым заводом-изготовителем сортом масла. Заливка масла должна выполняться с применением специальной чистой ёмкости, снабжённой сетками (фильтрующими элементами). Также нужно контролировать нормальный уровень масла. Повышенный уровень влечёт за собой увеличенный заброс масла на зеркало цилиндров, дымление, а также ухудшение функционирования деталей поршневой группы. В случае недостаточного количества масла в поддоне картера произойдёт ухудшение смазывания деталей.
Ввиду того, что в процессе работы двигателя масло утрачивает свои смазочные свойства, его требуется периодически менять. Из картера масло сливается при прогретом двигателе, а перед заливкой чистого выполняется очистка ротора центробежного масляного фильтра. Периодичность замены масла, также очистка фильтров для некоторых типов двигателей приведена в [табл. 1].
Таблица 1. Периодичность проведения работ при техническом обслуживании смазочных систем некоторых двигателей.
Смазочная система тракторных двигателей в процессе замены масла промывается посредством специальной системы с применением жидкости, состоящей из 20% моторного масла и 80% дизельного топлива. У автомобильных двигателей в картер для промывки заливается масло, применяемое для смазывания двигателя. Затем двигателю дают поработать в пределах 8-10 мин с малой частотой вращения коленвала. Далее промывочное масло сливается и смазочная система заполняется свежим маслом.
Техническое обслуживание смазочной системы также подразумевает постоянный контроль за давлением масла. В [табл. 2] приведены регламентируемые значения давления масла в главной масляной магистрали (для различных двигателей) при номинальной частоте вращения коленвала. Отклонение давления от табличных значений говорит о неисправности смазочной системы. Возможно резкое падение давления вследствие утечки масла из маслопроводов, выходе из стоя масляного насоса либо неправильной работы манометра (указателя давления), редукционного, предохранительного либо сливного клапанов. Регулировка давления в системе выполняется посредством затяжки пружины сливного клапана. При сезонной (подготовка к летней либо зимней эксплуатации) либо полной замене масла рекомендуется снимать поддон картера двигателя, очищать его от загрязнений, а также промывать в керосине.
Таблица. 2. Основные параметры шестерённых насосов тракторов и автомобилей сельскохозяйственного назначения.
Техническое обслуживание системы вентиляции картера включает в себя периодическую промывку фильтра либо набивку сапуна в дизельном топливе либо керосине и очистку газоотводящей трубы. По завершении набивки сапуна либо фильтра в керосине, их необходимо высушить, а потом опустить в масло. После того, как масло стечёт, фильтр либо набивку нужно обтереть снаружи и установить на место.
Ежедневно следует проверять исправность масляной центрифуги (на слух) после остановки двигателя. Центрифуга исправна, если после остановки двигателя прослушивается (в течение 30-60 с) характерное гудение ротора, вращающегося по инерции.
Последние записи
Правила чистки генераторной установки
В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]
Запрещённые операции при эксплуатации генераторной установки переменного тока
Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]
Натяжение приводного ремня генератора
Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]
Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах
Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/vozmozhnye-neispravnosti-smazochnyx-sistem-i-sposoby-ix-ustraneniya.html
2 ≫
-
«Система смазывания легкового авто»
Назначение системы смазки
Детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов перемещаются относительно друг друга. Этому перемещению препятствует сила трения, величина которой зависит от относительной скорости перемещения, удельного давления деталей одной на другую и от точности обработки трущихся поверхностей. Для преодоления сил трения бесполезно затрачивается мощность двигателя. Помимо этого, трение деталей вызывает их нагрев. При чрезмерном нагреве зазоры между деталями уменьшатся настолько, что деталь перестанет перемещаться, т.е. заклинится.
Одним из наиболее эффективных способов уменьшения трения является ввод слоя смазки между трущимися поверхностями. Смазка, прилипая к поверхности, создает на ней прочную пленку, которая, разделяя детали, заменяет сухое трение между ними трением частиц смазки между собой. Так как в работающем двигателе масло беспрерывно циркулирует, оно одновременно охлаждает трущиеся детали и уносит твердые частицы, образовавшиеся в результате их износа. Помимо того, детали, смазываемые маслом, меньше подвержены действию коррозии, а зазоры между ними значительно уплотняются.
На современные системы смазки, кроме вышеперечисленных, возлагаются еще и управляющие функции. Моторное масло работает в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода ГРМ, системах регулирования фаз газораспределения.
Подача масла к трущимся поверхностям должна быть бесперебойной. При недостаточной подаче масла теряется мощность двигателя, повышается износ деталей и в результате их нагрева возможно выплавление подшипников, заклинивание поршней и остановка двигателя. Избыточная подача масла приводит к проникновению его в камеру сгорания, что увеличивает отложение нагара и ухудшает условия работы свечей зажигания.
Так как отдельные детали двигателя работают в неодинаковых условиях, то смазка их также должна быть неодинакова. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, а к менее нагруженным – самотеком или разбрызгиванием. Системы, в которых смазка деталей производится разными способами, называются комбинированными.
При работе двигателя масляный насос обеспечивает непрерывную циркуляцию масла по системе. Под давлением оно поступает в масляный фильтр, а далее к коренным и шатунным подшипникам коленвала, поршневым пальцам, опорам и кулачкам распредвала, оси коромысел привода клапанов. В зависимости от конструкции мотора масло подается под давлением к валу турбокомпрессора, на внутреннюю поверхность поршней для их охлаждения, в гидротолкатели клапанов и исполнительные механизмы систем фазовращения.
На поверхности цилиндров масло попадает путем разбрызгивания через отверстия в нижней головке шатуна или форсунки в нижней части блока цилиндров. Попадая на стенки цилиндров, оно снижает трение при движении поршня и обеспечивает свободу перемещения компрессионных и маслосъемных колец.
Со смазанных под давлением деталей капли масла падают в поддон. Попадая на вращающиеся части кривошипно-шатунного механизма, они разбрызгиваются, создавая в картере так называемый масляный туман. Оседая на деталях двигателя, он обеспечивает их смазку. Осажденное масло затем стекает в поддон картера, и цикл повторяется вновь.
Устройство системы смазки
Система смазки двигателя включает в себя поддон картера с пробкой слива масла, масляный насос с редукционным клапаном, маслоприемник с сетчатым фильтром, масляный фильтр с предохранительным и перепускным клапанами, систему масляных каналов в блоке цилиндров, головке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, датчик давления масла с контрольной лампой и маслозаливную горловину. В некоторых двигателях в систему смазки включен масляный радиатор.
Поддон картера представляет собой резервуар для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, на котором нанесены метки максимально и минимально возможного уровня. Из поддона масло поступает через маслоприемник с сетчатым фильтром к масляному насосу. Маслоприемник может быть неподвижным или плавающего типа. Емкость системы смазки легкового автомобиля, в зависимости от объема и типа двигателя, может составлять от 3,5 до 7,5 литров. Причем указываемая в инструкции емкость имеет два значения - одно относится непосредственно к системе смазки двигателя, а второе указывает на необходимое количество масла с учетом емкости масляного фильтра.
В зависимости от конструкции двигателя давление масла в нем должно составлять от 2 до 15 бар. Масляный насос служит для создания необходимого давления в системе смазки и подачи масла к трущимся поверхностям. Масляный насос может иметь привод от коленчатого вала, распределительного вала или дополнительного приводного вала.
В автомобильных двигателях в основном применяются шестеренные насосы в силу своей простоты и дешевизны. Они бывают двух типов: с наружным и внутренним зацеплением. В первом шестерни насоса расположены рядом, а во втором – одна шестерня внутри другой. Поэтому насос с внутренним зацеплением более компактен. Ведущая шестерня устанавливается на приводном валике, а ведомая свободно вращается. Шестерни устанавливают в корпусе насоса с небольшими зазорами. Во время работы вращающиеся в разные стороны шестерни захватывают масло из поддона и переносят его во впадинах между зубьями в масляную магистраль. При повышении частоты вращения коленвала производительность насоса пропорционально возрастает, в то время как потребление масла самим двигателем меняется незначительно. Кроме того, шестеренные насосы не создают высокого давления, отнимают до 8% мощности мотора и не всегда способны обеспечить работу систем современного автомобиля (например, систем изменения фаз газораспределения). Поэтому были разработаны масляные насосы регулируемой производительности, которые способны создавать более высокие значения давления масла, отнимают меньше мощности у двигателя и обеспечивают постоянство давления в системе, независимо от оборотов коленвала. К таким конструкциям относятся, например, пластинчатый (шиберный) насос, героторный насос и насос с маятниковыми золотниками.
В некоторых двигателях устанавливают двухсекционные масляные насосы. Первая секция предназначена для подачи масла в систему смазки двигателя, вторая – для подачи масла в масляный радиатор.
Производительность масляного насоса рассчитывается с запасом так, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях эксплуатации (высокие температуры, износ деталей и др.) давление в системе оставалось достаточным для подвода масла к трущимся поверхностям. Однако при этом в непрогретом двигателе давление масла может превысить допустимые значения. Для предотвращения разрушения масляных магистралей в системах смазки с нерегулируемым насосом служит редукционный клапан. Самая распространенная конструкция представляет собой плунжер и пружину установленные в корпусе с отверстиями. При избыточном давлении в системе плунжер, сжимая пружину, перемещается, и часть масла поступает обратно в поддон картера. Величина давления, при которой срабатывает клапан, зависит от жесткости пружины. Устанавливается редукционный клапан на выходе масляного насоса. В некоторых системах устанавливают редукционный клапан и в конце масляной магистрали – для предотвращения колебаний давления при изменении гидравлического сопротивления системы и расхода масла.
Качество масла в двигателе снижается с течением времени, так как оно засоряется мелкой металлической пылью, появляющейся в результате износа деталей, частицами нагара, образовывающегося в результате сгорания его на стенках цилиндров. При высокой температуре деталей масло коксуется, образуются смолы и лакообразные продукты. Все эти примеси являются вредными и оказывают существенное влияние на ускорение износа деталей автомобиля. Для очистки масла от вредных примесей в системе смазки устанавливается фильтр, который заменяется при каждой смене масла. Подробнее о фильтрах.
В жаркое время года и при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях температура масла настолько повышается, что оно становится очень жидким и давление в системе смазки падает. Для предотвращения разжижения масла в систему смазки могут включаться масляные радиаторы. Они бывают двух типов: с воздушным и с жидкостным охлаждением. Первые устанавливаются перед радиатором системы охлаждения и охлаждаются потоком воздуха. Вторые включаются в контур системы охлаждения, что обеспечивает постоянство температуры масла во время работы двигателя и быстрый подогрев его при пуске холодного двигателя. Масло проходит по трубкам радиатора, которые омываются охлаждающей жидкостью. В таких системах смазки устанавливается термостат. Термостат не допускает подачу масла в радиатор, пока оно не прогреется до рабочей температуры. Затем он открывается, и масло начинает поступать в радиатор, где происходит его охлаждение. В более простых конструкциях радиатор подключается вручную водителем с помощью краника.
Для контроля давления масла в системе смазки устанавливается датчик с контрольной лампой красного света на панели приборов. Ее мигание или свечение при работе двигателя сигнализирует о недопустимом снижении давления. В этом случае двигатель необходимо немедленно заглушить. В некоторых автомобилях датчик давления масла может быть связан с блоком управления, который при опасном снижении давления сам останавливает двигатель. Кроме контрольной лампы, в комбинацию приборов могут включаться указатель давления масла и указатель температуры масла. На некоторых современных автомобилях, кроме датчика давления, ставят и датчик контроля уровня масла вместе с контрольной лампой уровня.
В картере работающего двигателя через зазоры, имеющиеся между зеркалом цилиндра и кольцами, проникают пары топлива и отработавшие газы. Пары топлива конденсируются и разжижают смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары воды и сернистые соединения, также отрицательно влияют на качество масла и уменьшают срок его службы. Помимо этого, отработавшие газы создают в картере избыточное давление, которое «выдавливает» масло из двигателя через уплотнения. Особенно характерна такая ситуация для изношенных моторов. Поэтому газы необходимо выводить. Но так как они токсичны, то их не просто выбрасывают в атмосферу, а смешав с воздухом, дожигают в цилиндрах.
Для этого служит система принудительной вентиляции картера. Основными ее частями являются клапан, маслоотделитель и воздушные шланги. Воздух из впускного тракта через шланг системы вентиляции поступает в картер, где смешивается с картерными газами, а затем через клапан снова направляется во впускной коллектор. Производительность системы зависит от нагрузки двигателя. При малых оборотах разряжение на впуске высокое, плунжер клапана системы вентиляции открыт немного, поэтому и количество пропускаемых картерных газов невелико. С ростом оборотов разряжение падает, и клапан открывается на большую величину – соответственно и увеличивается объем пропускаемых картерных газов. Маслоотделитель предотвращает попадание масляного тумана во впускной тракт и, соответственно, в цилиндры двигателя. В маслоотделителе скорость истечения картерных газов вначале замедляется, а затем они приводятся во вращательное движение. В результате капли масла осаждаются на стенках и стекают в поддон.
Основные неисправности системы смазки
Внешними признаками неисправности системы смазки являются пониженное или повышенное давление масла в системе и ухудшение качества масла вследствие загрязнения.
Понижение давления возможно в результате недостаточного уровня масла, разжижения его, подтекания через неплотности в соединениях, загрязнения сетчатого фильтра маслоприемника, износа деталей масляного насоса, заедания редукционного клапана в открытом положении и вследствие износа подшипников коленчатого и распределительного валов.
Проверять уровень масла следует на прогретом двигателе, но не сразу после его остановки, а через 3-5 минут с тем, чтобы масло успело стечь. Если уровень ниже нормы, необходимо долить масло в поддон картера, предварительно выявив и устранив причину. Внешним осмотром выявляются течи маслаиз-под крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, масляного фильтра, а также из пробки заливной горловины, через штуцер датчика давления масла, из-под крышки маслоотделителя системы вентиляции картера и через уплотнитель маслоизмерительного щупа. Уровень масла может падать вследствие износа сальников стержней клапанов, износа и закоксовывания поршневых колец или их поломки, износа поршней и их канавок, износа цилиндров двигателя, износа стержней клапанов и их направляющих втулок, а также закоксовывания прорезей маслосъемных колец или заполнение их масляными отложениями. Эти неисправности приводят к повышенному расходу масла и, соответственно, падению давления в системе.
Повышение давления в системе смазки возможно вследствие применения масла с повышенной вязкостью, заедания редукционного клапана в закрытом положении и засорения маслопроводов.
Так как коленвал совершает вращательное движение, то под действием центробежных сил на стенках его масляных каналов откладываются продукты износа двигателя. Со временем проходное сечение этих каналов уменьшается настолько, что шатунный подшипник начинает испытывать масляное голодание. Усиленному загрязнению каналов способствует применение некачественного или не соответствующего двигателю масла, регулярная эксплуатации мотора в интенсивных режимах и несвоевременная замена масла.
Каналы подвода масла к гидрокомпенсаторам со временем также могут закоксовываться, и тогда гидрокомпенсатор перестает работать. Если его заклинит при открытом клапане, это приведет к выбиванию клапана поршнем. При этом разрушается сам гидрокомпенсатор и возможны повреждения распредвала, поршней, шатунов и появление трещин в головке блока цилиндров. Вероятны масляные проблемы и с гидронатяжителями, обеспечивающими натяжку ремней и цепей привода распредвалов. Их каналы также забиваются, что может стать причиной поломки ГРМ и разрушения головки блока цилиндров. При наличии в ГРМ механизма изменения фаз газораспределения грязь может спровоцировать отказ или нарушение его работы.
При эксплуатации автомобиля возможны случаи, когда может быть неисправен указатель давления масла. Для проверки правильности действия указателя давления вместо датчика ввертывают штуцер контрольного манометра и, сравнивая показания с проверяемым прибором, судят о его работе.
Материалы: http://lektsii.org/14-9531.html
3 ≫
-
Данная неисправность может возникать как в легковых транспортных средствах, так и в тех, которые совершают грузоперевозки. От появления указанных проблем не застрахован ни один автолюбитель, просто если вы будете правильно и бережно эксплуатировать машину, то вероятность их возникновения будет минимальной.
Неисправности системы смазки могут возникать по следующим причинам:
- при наличии пониженного либо наоборот повышенного давления масла в системе;
- может их вызывать и подтекание масла, которое происходит из-за наличия неплотностей и соответственно снижается его уровень;
- от засорения фильтров грубой и тонкой очистки масла;
- причиной может быть и протекание масла от того, что не герметичны сальники коленчатого вала;
- при наличии засорения системы вентиляции картера.
Как видим, причин данной неисправности достаточно много, поэтому и способы их устранения будут разными. Всем понятно, что только система смазки, которая работает нормально и стабильно, сможет обеспечить долговечную и надежную работу движка. Любой сбой в работе указанной системы приведет к негативным последствиям, так как трущиеся детали не получат необходимой для их нормальной работы смазки. В зависимости от марки автомобиля, контроль давления масла происходит либо по манометру, либо по контрольной лампочке. В некоторых моделях есть и то и другое, обычно это применяется в грузовых автомобилях, которые совершают грузоперевозки и поэтому работают в условиях повышенной нагрузки.
Некоторые люди считают, что чем выше вязкость масла, тем лучше это для двигателя. Но это не так, высокая вязкость вызывает увеличение расхода топлива и соответственно мотор используется неэффективно. Поэтому если рекомендуется в определенных моделях и в определенное время использовать указанное масло, то эти рекомендации надо выполнять. Степень вязкости измеряется вискозиметром и при температуре 20°должна быть в пределах 6—20 cст. Если движок работает при низком давлении, то увеличивается износ подшипников коленвала и цилиндропоршневой группы. В таком случае масло быстрее расходуется, и выхлопные газы приобретают сизоватый цвет.
Разжижение масла может происходить и в тех случаях, когда в него попадает топливо или вода. Горючее может попадать, когда не работает свеча или форсунка и имеются высокие зазоры в цилиндропоршневой группе. Вода может попадать вследствие негеметичности прокладки головки блока, наличия трещин в блоке цилиндров и ухудшения состояния уплотнений. Перед устранением неисправности надо точно удостовериться в ее причине.
В карбюраторных двигателях неработающий цилиндр можно определить при помощи последовательного их отключения. В дизельных двигателях, надо снять крышку клапанов и посмотреть, нет ли подтекания топливопровода, который идет к форсункам, делается это во время работы двигателя. Если подтекания нет, а солярка попадает в масло, то надо проверять герметичность самих форсунок.
Если у вас карбюраторный двигатель, то горючее может попадать в масло, если негерметичная диафрагма в топливном насосе.
Большое значения для хорошего давления имеет состояние фильтров очистки масла. Если есть утечка из-за наличия неплотностей в трубопроводах, то ее надо также выявлять и устранять.
Если вдруг загорелась контрольная лампа или прибор показывает отсутствие давления в системе смазки, то надо немедленно заглушить двигатель. После этого надо определиться с причиной, которая может быть как в неисправности манометра, так и в более серьезных поломках, связанных с засорением маслопроводов или выходом из строя деталей системы смазки.
Материалы: http://obzone.su/post/neispravnosti-sistemyi-smazki-dvigatelya-i-sposobyi-ih-ustraneniya.html