Платные дороги России

1 ≫

В Российской Федерации существует несколько платных автомобильных трасс, имеющих федеральное и региональное значение. Проезд по платным дорогам оплачивается исходя из трех основных параметров: категория транспортного средства, пройденное расстояние и время суток.

Историческая справка

Впервые платные дороги были утверждены законодательно 8 декабря 1992 года ФЗ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе».

Несколько позднее его дополнили новым указом, в котором были закреплены законодательные нормы касательно порядка создания платных дорог. В частности, там было указано, что взимание платы за пользование магистралью возможно только при наличии бесплатных дорог в том же направлении.

Первой платной дорогой в 1999 году был признан участок магистрали М4 «Дон» в Липецкой области, который был реконструирован в 1998 году. Протяженность участка составила 444-464 км, а через год платная трасса была увеличена на 50 км. После этого она стала включать в себя обходы села Хлебное и города Задонска.

Законодательство о платных магистралях

Эксплуатация платных дорог в России регламентируется ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». В законе не только закреплена сама процедура взимания платы, но также и установлены основные нормы по регулированию концессионерской деятельности.

Закон предусматривает, что бесплатно данными трассами могут пользоваться:

  • экстренные службы;
  • общественный транспорт (кроме такси);
  • почтовые транспортные средства.

При этом на концессионера возлагается обязательство по поддержанию платных дорог в соответствующем состоянии. Таким образом, он должен регулярно и своевременно проводить ремонт магистралей.

Кроме того, существует ФЗ о ГК «Автодор», который был создан с целью отстаивания интересов государства в качестве концедента при строительстве новых дорог. «Автодор - Платные Дороги» создан для управления имеющимися трассами, а также для контроля за проведением реконструкции магистралей в связи с их переходом на платную основу.

М1 «Беларусь»

На магистрали М1 «Беларусь» есть один участок, который является платным – объезд города Одинцово (Московская область). Длина трассы - 14-33 км.

На дороге выделено три участка, ими можно пользоваться отдельно. На каждом из них установлен пункт взимания платы (ПВП). Оплачивать проезд следует на каждом ПВП. Можно оплачивать дорогу только на одном конкретном участке, по которому есть необходимость проехать.

М4 «Дон»

Платная дорога М4 «Дон» состоит из пяти участков:

  • В Московской области. Тариф составляет 50-75 руб. в ночное время и 100-150 руб. днем.
  • В Московской и Тульской областях. Тариф составляет 100-150 руб. в ночное время и 150-220 руб. днем.
  • В Тульской области. Тариф составляет 35-50 руб. в ночное время и 60-90 руб. днем.
  • В Липецкой области. Тариф составляет 60-90 руб. в ночное время и 80-120 руб. днем.
  • В Воронежской области. Тариф составляет 20-30 руб. в ночное время и 35-50 руб. днем.

Определение тарификации осуществляется на ПВП. Оплата принимается наличными, банковской картой, бесконтактной смарт-картой, транспондером.

М11 - платная дорога «Москва - Петербург»

На данной трассе выделено два участка, за проезд по которым взимается плата:

  • в Московской области (15-58 км);
  • в Тверской области (258-334 км) трасса представляет собой объезд города Вышний Волочек.

В основе расчета оплаты магистрали лежат три показателя: день недели, время суток и сезон. Оплату можно осуществить с помощью наличных средств, банковской карты, бесконтактной смарт-карты, транспондера. Платная дорога «Москва - Санкт-Петербург» предусматривает гибкую систему скидок.

Псковская область

Платные дороги Псковской области находятся возле границ с Эстонией, Беларусью и Латвией. Есть четыре платных участка.

Тарифы на данных трассах составляют от 150 до 300 руб. для легковых автомобилей и от 230 до 480 руб. для фургонов и микроавтобусов. Данные платные дороги отличаются от других тем, что они были построены задолго до установления платного режима. Но перед этим была проведена капитальная реконструкция дорог.

Западный скоростной диаметр (ЗСД)

Платная дорога "Санкт-Петербург - Ленинградская область" была построена в 2005 году:

  • развязка Кольцевой автодороги – набережная р. Екатерингофки (длина 9 км);
  • приморское шоссе – трассы «Скандинавия» и Зеленогорское шоссе (длина 26 км).

Платная дорога "Петербург - Ленинградская область" должна в будущем существенно увеличиться. Планируется построить центральный участок. По окончании строительства полная длина магистрали составит 46,6 км.

Планируемые платные магистрали

Ожидается, что платный проезд будет сделан на Центральной кольцевой дороге в Москве и Московской области. Она начала строиться в 2014 году. Также существует еще несколько проектов дорог, которые будут в будущем платными. Например, новая трасса Краснодар - Абинск - Кабардинка.

Возможные способы оплаты

Существует несколько способов оплаты магистралей в РФ:

  • наличными средствами – самый простой и популярный способ, оплата осуществляется в пунктах пропуска автотранспорта;
  • смарт-картами в специальных терминалах;
  • наклейками с магнитной пленкой, которые клеятся на лобовое стекло;
  • транспондерами – мобильные устройства для бесконтактной оплаты, постепенно набирающие популярность.

Преимущества платных дорог

Особой популярностью платные дороги пользуются в Европе. Там они эксплуатируются уже давно и довольно успешно. В России пока не так много трасс, за которые нужно платить. Рассмотрим основные преимущества платных дорог:

  • развитая инфраструктура возле магистрали (через определенное количество километров установлены заправочные станции, много кафе);
  • высокое качество дорожного покрытия (без выбоин и ям);
  • несколько полос движения, то есть большой поток машин (может быть пять и шесть полос в одну сторону);
  • по платным дорогам установлена максимальная скорость езды 150 км/ч;
  • существенное сокращение времени, которое тратится на дорогу (движение с высокой скоростью и не нужно ехать медленно из-за выбоин);
  • на дороге установлены камеры наблюдения, то есть в случае ДТП сразу будут вызваны соответствующие службы, это большой плюс при плохих погодных условиях;
  • на платных дорогах практически не бывает пробок.

Недостатки платных дорог

Помимо несомненных преимуществ, платные дороги имеют и ряд недостатков, среди которых основными являются:

  • Оплата. Это самый большой недостаток. Некоторые граждане РФ считают, что оплата дорог сильно завышена. Однако многие могут себе позволить раз в год воспользоваться платной дорогой, если учесть, что это в два, а то и в три раза ускоряет поездку. На большинстве трасс стоимость ночью ниже, чем днем.
  • Дорога может не окупиться. Если цена проезда будет сильно завышена, то такая трасса не будет пользоваться спросом среди водителей, ведь всегда есть альтернатива – бесплатные дороги, хотя они и имеют плохое покрытие, недостаточно развитую инфраструктуру, большую протяженность.
  • Незначительные очереди на пунктах оплаты при выезде на трассу. Как правило, задержка составляет 5 минут, по сравнению с многочасовыми пробками на бесплатных дорогах это не составляет особой проблемы.

Экономическая сторона вопроса о платных дорогах

Строительством бесплатных дорог испокон веков занималось государство. Делало оно это за счет средств своих граждан, которые регулярно пополняют бюджет с помощью налогов. Весь мир доказывает то, что бесплатная дорога также может быть хорошей и скоростной, как и платная, если государство будет выделять больше денег на строительство, а коррупция в этой сфере станет меньше. Ни для кого не секрет, что зачастую бесплатные дороги делаются в мороз в декабре месяце для того, чтобы распорядиться оставшимися бюджетными деньгами и не возвращать их обратно государству.

Поскольку у платных дорог всегда есть бесплатные дублеры, то большая часть водителей всегда предпочтет более экономный вариант. Итог - повышение цены проезда по платной магистрали, так как она должна окупать расходы на ее строительство и обслуживание. Получается, что каждый гражданин РФ, который выбрал платную дорогу, открывает кошелек трижды: налоги на строительство бесплатной дороги, проезд по платной трассе и двойная цена за платную дорогу, т. к. инвестор должен окупить свои затраты. Главный аргумент в этом случае состоит в том, что у частных инвесторов есть деньги на строительство новых магистралей, а у государства нет. Оно может обслуживать уже имеющиеся, но на строительство новых трасс хорошего качества у него не хватает. Хотя, конечно, строительство новых дорог – это большой шаг для экономики страны. Когда прокладывается новая магистраль, появляется повод постройки вдоль нее необходимых коммерческих объектов (магазинов, гостиниц и т. д.), а это, несомненно, приведет к увеличению доходов государства.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации еще только начинает развиваться сеть платных дорог. На самом деле преимуществ трасс такого типа гораздо больше, чем недостатков. Большинство дорог в России находится в плохом состоянии, иногда приходится ехать по полному бездорожью. Ввиду этого строительство новых платных магистралей позволит улучшить качество проезда. Кроме того, еще одной серьезной проблемой современных трасс являются пробки, в которых можно потерять очень много времени. Платные дороги помогут решить данную проблему, так как на них пробки бывают лишь тогда, когда происходит плановый ремонт.

До Российской Федерации уже дошла цивилизация в виде платных трасс. Хотя тарифы на проезд существенно завышены, все равно люди начинают активно пользоваться ими. Лишь некоторые предпочитают бесплатный вариант. Для того чтобы платные дороги прочно вошли в нашу жизнь, потребуется подождать. Спустя некоторое время, скорее всего, граждане РФ привыкнут к платным трассам, и они станут оправданными. Тем более что у них есть все основания, чтобы стать наиболее популярным способом передвижения.

Современные реалии таковы: государство может дать неплохой толчок в развитии экономики страны, если самостоятельно начнет строить качественные бесплатные дороги. Но пока об этом говорить не приходится. Хотя, теоретически, государство вполне могло бы взять на эту цель кредит. Ведь новая дорога в любом случае окупит себя, хотя для этого и потребуется много времени.

Материалы: http://www.syl.ru/article/291865/platnyie-dorogi-rossii

2 ≫

Не так давно российские водители приняли факт появления платных дорог на некоторых участках федеральной трассы. Сегодня их функционирование уже можно назвать практически налаженным.

Тем не менее, у автомобилистов осталось немало вопросов, связанных как с актуальным положением дел, так и с перспективами развития платных дорог в России.

На сегодняшний день в России всего несколько участков федеральной трассы, где взимается плата за пользование дорогой:

  • Отрезок трассы М-4 «Дон» в Московской области с 48 по 71 километр,
  • Участок той же трассы М-4 «Дон» в Липецкой области между с. Хлевное и г. Задонск,
  • Несколько отрезков в Псковской области: от г. Остров до д. Убылинка, с. Старый Изборск – Куничина гора, дорога от с. Опочка до с. Долосцы, а также от города Невель до поселка Усвяты.
  • Дорога участка Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга (пересечение с кольцевой автодорогой – ул. Благодатная).
  • Участок трассы «Алтай – Кузбасс».

  • Во-первых, нужно уточнить, что платной, или коммерческой, не может стать любая дорога. Существуют определенные условия для взимания платы. Прежде всего, дорога должна быть вновь построенной или реконструированной (реконструкция допускается только вне населенных пунктов).
  • Во-вторых, дорожное покрытие платного участка должно быть высококачественным, без повреждений. Словом, не вызывать никаких вопросов.
  • В-третьих, максимально разрешенная скорость на платных дорогах – до 150 км/ч.
  • В-четвертых, дорога должна оставаться безопасной и проезжаемой при любых обстоятельствах и погодных условиях. Соответственно, дорожные службы должны моментально реагировать на ДТП, природные катаклизмы и прочие нештатные ситуации.
  • В-пятых, на платных дорогах в случае необходимости должны предоставляться бесплатные эвакуаторы.

В общем и целом, государство, по словам чиновников, не спешит передавать дорожную индустрию в частные руки, делая характер пользования федеральной дорожной сетью чисто коммерческим. Основная цель введение платных дорог – это создание некоторого финансового подспорья для бюджета, чтобы полностью удовлетворять все дорожные нужды. Данную меру можно назвать вполне рациональной, ведь зарубежный, в частности европейский, аналогичный опыт довольно успешен. Однако чтобы соблюсти все законодательные и этические нормы в полной мере, любая платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. Каковы соображения правительства на этот счет – пока не слишком ясно.

Оплата взимается только на специальных оборудованных пропускных пунктах. Оплатить дорогу можно как наличными, так и банковской картой. А на некоторых участках уже появились пропускные пункты для бесконтактной оплаты – по транспондеру. Это значительно экономит время и позволяет избежать заторов. Но для возможности такой оплаты необходимо оборудовать автомобиль специальным устройством. Для тех, кто регулярно ездит по платным участкам, такой вариант оплаты наиболее удобен и рационален.

Оплачивая проезд по платной дороге, водитель получает чек за разовый проезд или талон одного из двух типов: на определенное количество поездок, либо действующий определенное время на насколько поездок. Кроме того, от оператора водитель должен получить схему дороги с пунктами начала, конца и съезда с платного участка, схему альтернативного бесплатного маршрута, а также телефоны аварийной службы и отделения ГИБДД, обслуживающих платную дорогу.

В настоящее время механизм оперативной оплаты проезда по платным дорогам еще находится в отладке, и поэтому зачастую перед пропускными пунктами скапливаются пробки.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Тарифы на платные дороги устанавливает правительство РФ и зависят от нескольких условий, в частности, размера транспортного средства и времени суток. В среднем, стоимость одного километра платного пути для легковых автомобилей составляет 1-3 руб., для грузового автотранспорта – 4-6 руб. Пассажирский транспорт тарифицируется в зависимости от числа пассажиров.

Некоторые транспортные средства освобождены от оплаты проезда по платным дорогам. Это автомобили:

  • скорой медицинской помощи;
  • правоохранительных органов;
  • пожарной охраны;
  • органов государственной власти и местного самоуправления;
  • аварийно-спасательной службы;
  • эксплуатирующих дорожных организаций;
  • органов, контролирующих эксплуатацию платной автомобильной дороги;
  • предприятий, имеющих лицензию на осуществление регулярных пассажирских перевозок (автобусы);
  • ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в государствах - республиках бывшего СССР;
  • Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • дипломатических представительств других государств.

Правительство Российской Федерации обещает довольно динамичное развитие платной дорожной сети в России. Уже до конца этого года должны начать полноценное функционирование еще четыре платных участка на трассе М4 «Дон», и один участок на трассе Москва – Санкт-Петербург (с 258 по 334 км) начнет работать в начале 2015 года. А к 2016 году, по обещанию чиновников, общая протяженность платных дорог в России должна составить около 3 тысяч километров. Остается надеяться, что данная мера только скажется на дорожной ситуации в стране только положительно.

Материалы: http://avto-slon.ru/blog/7-glavnykh-voprosov-o-platnykh-dorogakh-v-rossii

3 ≫

Километраж российских, общегосударственных автодорог приближается к 1,5 млн км, из них:

Автодороги России находятся в ведении двух организаций:

  • Федеральное дорожное агентство;
  • Государственная компания «Автодор».

Магистраль «Москва – Брест» имеет один отрезок с 14 км. по 33 км. в районе города Одинцово.

На автомагистрали «Дон» М4 пять участков:

с 225 км по 260км. в районе г. Богородицкая

с 321 км по 287км. район г. Ефремова

  • Ночь — 50 руб.
  • День – 90 руб.

с 330 км по 414км. мимо г.Елец

с 414 км по 464км. объезд г. Задонска

На трассе «Москва — Петербург» М11 оплачивается:

Подлежат оплате четыре региональные автодороги Псковской области:

  • от Старого Изборска до МАПП «Кунична Гора»;
  • от Острова до МАПП «Бурачки»;
  • от Опочки до пограничного перехода в Республику Беларусь и далее на Полоцк;
  • от Ольши через Велиж и Усвяти до Невеля.

Тариф непостоянный и зависит от вида и назначения транспорта и колеблется от 150 руб. до 480 руб.

  • категорию автотранспортного средства;
  • время года;
  • время суток;
  • день недели;

Автотранспорт классифицируется по категориям:

  • грузовики с допустимой массой не более 3,5 тонны;
  • автомобили или микроавтобусы с количеством мест не более восьми;
  • мотоциклы;
  • прицепы, полная масса которых не более 0,75 тонн;
  • высота ТС не более 2-х метров.

  • автобусы с количеством мест более восьми с максимальной массой не более пяти тонн;
  • транспорт для перевозки грузов с разрешённой массой более 3,5 тонны;
  • прицепы с максимальной массой не более 3,5 тонны;
  • высота ТС более 2-х метров, но не выше 2,6 метра.

  • автобусы с количеством мест более восьми и максимальной массой более пяти тонн;
  • грузовики и тягачи с разрешённой массой более 12 тонн;
  • высота ТС более чем 2,6 метра.

  • Автобусы с количеством мест более восьми и максимальной массой более пяти тонн;
  • грузовики и тягачи с разрешённой массой более 12 тонн
  • высота ТС более чем 2,6 метра;
  • прицепы с максимальной массой более 10 тонн.

Как произвести оплату за пользование дорогой?

Заплатить за проезд можно несколькими способами:

  • наличными деньгами. Оплата производится на пунктах пропуска оператору;
  • пластиковой картой со встроенной микросхемой (Смарт-карта). Оплата производится на терминалах установленных на пропускных пунктах;
  • магнитной наклейкой на ветровое стекло автомобиля. Наклейка содержит информацию о владельце, которая считывается на пунктах пропуска без остановки;
  • транспондером. Электронное устройство, позволяющее на встречный сигнал запроса ответить в автоматическом режиме. Запрос требует информацию о наличии заранее внесённой оплаты проезда или реквизиты счета, с которого можно снять требуемую сумму. Как правило, транспондер устанавливается под лобовым стеклом автомобиля;

Различия в том, что дороги, за проезд по которым требуют определённую сумму денег, должны быть вновь построенными или реконструированными.

Производство работ должны проектироваться с применением самых современных машин и механизмов.

Технологические регламенты отработаны и соответствовать принятой и утверждённой технологии строительства или реконструкции автодороги.

Придорожная инфраструктура, заложенная в проектной документации, должна соответствовать потребностям и удобству пользователя.

Обязательно должен быть проработан вопрос помощи и эвакуации пострадавших в ДТП.

Причём произошедшее ДТП не должно сказываться на трафике, не должны создаваться пробки.

Платные дороги – это один из видов предпринимательства. Инвестор строит новую дорогу или ремонтирует старую, а в последствии зарабатывает деньги.

Зачем это нужно нам?

  1. Во первых, часть денег разными путями попадают в казну государства в виде налогов.
  2. Во вторых, другая часть денег возвращается на поддержание бесплатных дорог.
  3. В третьих, перечислять можно долго и о новых рабочих местах и т.д.

Преимущества и недостатки платных дорог

Преимущества платных дорог:

  • качество покрытия;
  • разделительная полоса;
  • повышенная, по отношению к другим дорогам, разрешённая скорость движения;
  • увеличенное количество полос движения в одну сторону;
  • снижение времени нахождения в пути;
  • развитая инфраструктура и придорожный сервис.

К недостаткам платных дорог относится:

  • в случае оплаты наличными деньгами приходиться останавливаться и, что нередко, стоять в очереди на оплату;
  • невозможно оплатить проезд спустя некоторое время после проезда, по прибытии в пункт назначения;
  • цена.

1. Автобусы общего, местного пользования.

3. Транспорт государственной почтовой связи и транспорт сопровождения;

4. Категории транспортных средств, определённые собственником платной автомобильной дороги.

Перспектива развития сети платных дорог в России определяется экономической стабильностью и инвестиционной привлекательностью страны.

Вложенные деньги должны приносить прибыль и окупаться в максимально короткие сроки.

Надеяться на государственные перевозки? Но ведь те, кто ездит по государственным делам, за проезд не платит.

Большинство общегосударственных автодорог России классифицируются как трассы II-й категории и ниже.

Характеристики дорог по классификации:

  • I категория – движение со скоростью до 150 километров в час, имеют две и более полосы движения в одну сторону, ширина полосы 3,75 метра дорожное покрытие улучшенного типа, радиусы повороте 1200 метров, нет крутых спусков и подъёмов, присутствие разделительных полос и обочин. Пропускная способность не менее –7200 единиц транспорта в сутки;
  • II категория – безопасная скорость движения до 120 километров в час, устройство обочин, не менее двух полос движения в одном направлении, дорожное покрытие улучшенного типа. Пропускная способность –3500 – 7200 единиц транспорта в сутки;
  • III категория – скорость до 100 километров в час, полос движения в одном направлении не более двух, ширина полосы 3,5 метра, подъёмы и спуски до 5%, повороты радиусом до 600 метров, дорожное покрытие облегчённого типа. Пропускная способность –до 3500 единиц транспорта в сутки;
  • IV категория – покрытие из гравия или булыжника, повороты с маленьким радиусом, допускаются крутые подъёмы и спуски, зимой допускается наледь и укатанный снег. Пропускная способность –250 – 1100 единиц транспорта в сутки;
  • V категория – дороги без покрытия, по укатанному грунту, скорость не более 60 километров в час. Пропускная способность –до 300 единиц транспорта в сутки;

Снижение времени в пути за счёт повышения скорости движения, в рамках правил дорожного движения, позволяет наращивать объёмы перевозимых грузов, а значит и повышать производительность труда.

При правильной логистике снижаются затраты на горюче-смазочные материалы, и в конце концов, снижаются вредные выбросы в атмосферу.

Материалы: http://autopravilo.ru/perevozki/platnye-dorogi-v-rossii.html


Back to top