Правила проведения ремонта автомобильного аккумулятора и его обслуживание

1 ≫

Автомобильный аккумулятор является достаточно дорогой деталью транспортного средства. Поэтому необходимо правильно эксплуатировать его, а при необходимости осуществлять грамотный ремонт. Тогда батарея будет служить еще много лет. Доверить сложные восстановительные операции можно только опытному аккумуляторщику, а простые неисправности можно попытаться устранить своими руками.

Основные виды повреждений и варианты ремонта

Наиболее часто встречается несколько основных неисправностей автомобильных аккумуляторов. Некоторые из них можно устранить только на разборных моделях АКБ.

Внутренний обрыв. Чаще всего происходит отрыв пластины от вывода в какой-либо банке. Ремонт выполняется только в случае разборной конструкции батареи. Сразу следует перепилить перемычки, которые соединяют эту банку с соседними, удалить мастику с крышки банки, извлечь из банки блок пластин. Пластины нужно промыть дистиллированной водой, а блок подвергнуть визуальной ревизии с целью обнаружения обрыва. Чтобы восстановить соединение, потребуется паяльник мощностью 0,1-0,2 кВт. Предварительно места, которые будут паяться, зачищаются до блеска и обрабатываются спиртовым раствором канифоли или стеарина. Пайка должна выполняться только чистым свинцовым припоем.

Соблюдая полярность, блок пластин возвращается на свое место. Перемычки запаиваются, а щели между корпусом и крышкой заливаются жидкой мастикой.

Повреждение банок. Повреждения таких типов ремонтируются заменой банок или заделыванием трещины доступным способом (пайка, склеивание, герметизация).

Разбухание блоков, коробление пластин. Эти типы повреждений устраняются полной заменой блоков или пластин.

Сульфатация пластин. Часто причиной этой неисправности АКБ становится загрязнение электролита, применение технической воды, длительное нахождение аккумулятора в разряженном состоянии. Чтобы устранить сульфатацию, нужно выполнить десульфатационные циклы заряд-разряд, а также заменить электролит. Число циклов зависит от характера неисправности. При появлении пены ее нужно постоянно удалять.

Ремонт клеммы. Наиболее распространенными неисправностями клеммы являются трещины и сколы. Устранить повреждение можно сваркой, пайкой, а также применением подходящих метизов (саморезы, шурупы, винты).

Особенности ремонта кислотных, щелочных, свинцовых, тяговых аккумуляторов

С каждым годом появляется все больше современных АКБ, отличающихся от классических моделей материалом пластин и составом электролита. Поэтому при ремонте каждого типа аккумуляторов следует учитывать их особенности и отличия.

Кислотные аккумуляторы. Этот тип АКБ хорошо знаком, как автолюбителям, так и специалистам по ремонту. Основная неприятность при обслуживании и ремонте кроется в агрессивности серной кислоты, которая находится в батарее. Требуется особая осторожность при сливе и заправке электролита, а также хорошая система вентиляции в помещении, где производится ремонт и зарядка.

В зависимости от используемого материала для изготовления пластин кислотные АКБ могут быть:

  • свинцовые (малосурьмянистые),
  • кальциевые, обозначаются маркировкой "Ca/Ca". И положительные, и отрицательные пластины содержат кальций в составе.
  • гибридные, положительные пластины изготавливаются из свинца с добавлением сурьмы, а отрицательные пластины - кальциевые. Такие батареи обозначаются "Ca+".

Гелевые и AGM модели. Вместо жидкого электролита используется гелеобразное вещество. Такие батареи можно наклонять, они отличаются низкой скоростью саморазряда, не боятся перезаряда. Но гелевые аккумуляторы необходимо заряжать очень малым током, для чего требуются специальные приборы.

Щелочные батареи. В качестве электролита применятся раствор едкого калия. Пластины изготавливаются из никелевых сплавов с кадмием или железом. Особенность такого типа аккумуляторов заключается в том, что при протекании электрохимической реакции не расходуется электролит. Могут работать при низких температурах, не боятся перезаряда, не выделяют вредных испарений, дольше выдают электрический ток.

Тяговые аккумуляторы. Применяются в качестве источника энергии в самоходных устройствах, работающих на электротяге. Отличаются большими размерами и емкостью для обеспечения функционирования транспорта в течение рабочей смены. Самыми популярными и распространенными видами тяговых аккумуляторов являются щелочные модели. Сложности в обслуживании и ремонте связаны с опасностью щелочи для кожи человека. Любое неправильное действие ремонтника может привести к невозможности дальнейшего ремонта. Поэтому обслуживание производится только высококвалифицированными специалистами.

Ремонт своими руками

Аккумулятор считается одним из самых не ремонтно-пригодных узлов автомобиля. Наличие агрессивного электролита и сложная электрохимическая реакция, протекающая в батарее, требуют от специалиста-аккумуляторщика хороших знаний химии, навыков в паянии, умений пользоваться нагрузочной вилкой, ареометром и зарядным устройством.

Самостоятельно можно очистить батарею и клеммы, проверить степень зарядки и уровень электролита, зарядить аккумулятор. В отдельных случаях при определенных навыках можно заделать небольшую трещину в корпусе, отремонтировать поломку клеммы, устранить сульфатацию. Но все это лучше всего делать после консультации с опытным аккумуляторщиком.

Устранить трещину можно при помощи пайки, склеивания, обработки поврежденного места разогретой мастикой. Для ремонта клеммы подойдут обычные саморезы, которыми соединяются отломанные куски. Сначала нужно просверлить отверстие, завернуть саморез, а в конце ремонта пропаять трещину по контуру. Для устранения сульфатации требуется несколько циклов полной зарядки и полной разрядки АКБ. В некоторых случаях приходится полностью менять электролит.

В настоящее время большинство аккумуляторов изготавливаются в необслуживаемом исполнении, поэтому автовладельцу остается только выполнять своевременное техническое обслуживание.

Техническое обслуживание аккумулятора

Четкая и безотказная работа АКБ автомобиля возможна только при регулярном и полноценном техническом обслуживании. Все основные процедуры доступны каждому автолюбителю.

Очистка корпуса содовым раствором.

1. Очистка корпуса батареи. Производится куском ветоши, смоченной в моющем растворе. В качестве моющего средства подойдут:

  • 5-10% раствор соды кальцинированной,
  • 5-10% раствор нашатырного спирта,
  • автомобильный шампунь,
  • бытовые моющие средства.

После влажной очистки выполняется сухая протирка тряпкой. Теперь следует выполнить визуальный осмотр целостности корпуса АКБ.

2. Проверка состояния клемм. При наличии окисного налета клеммы очищаются металлической четкой или мелкозернистой наждачкой. Наконечники проводов необходимо надежно закрепить на выводах аккумулятора и смазать верхнюю часть техническим вазелином.

3. Проверка надежности крепления АКБ в гнезде. Появление люфта и смещения батареи относительно посадочного гнезда часто приводит к механическим повреждениям корпуса, а также к образованию трещин около выводов АКБ.

Очистка клеммы от окисного налёта.

4. Проверка уровня электролита (в обслуживаемых моделях). Можно проверять визуально, но лучше использовать стеклянную трубочку. Уровень электролита в каждой банке должен быть выше предохранительного щитка на 5-20 мм в зависимости от типа аккумулятора.

5. Определение степени зарядки. Для необслуживаемых батарей, кроме имеющегося "глазка", потребуется измерение напряжения нагрузочной вилкой (в крайнем случае, обычным электронным тестером). Обслуживаемые аккумуляторы можно дополнительно протестировать ареометром, измерив плотность в каждой банке.

6. Ежемесячная зарядка АКБ. Для восстановления емкости аккумуляторной батареи необходимо воспользоваться зарядным устройством. После полной зарядки проверить плотность или напряжение.

Резюме

Каждому автовладельцу рано или поздно приходится сталкиваться с неработающим аккумулятором. Кто-то сможет решить проблему самостоятельно, выполнив простые операции ремонта и обслуживания. Но лучше всего обратиться к профессиональному аккумуляторщику, который оценит степень повреждения и вынесет окончательный вердикт батарее.

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях или напишите комментарий:

Материалы: http://justcarz.ru/repair/139-Remont-AKB-avto.html

2 ≫

Автомобильный аккумулятор в большинстве своем предназначен для запуска двигателя автомобиля. Кроме того, аккумулятор поддерживает работу сердца автомобиля во время поломки генератора, и заряжает электроприборы (например, мобильный телефон) при выключенном двигателе. Принцип действия прибора заложен в выработке тока путем взаимодействия оксида свинца и серной кислоты (электролита).

Как правило, даже самые качественные аккумуляторы не служат вечно. Чаще всего устройства выходят из строя в летнюю пору из-за очень высокой температуры (причины перегрева двигателя).

  • разбухание и деформация блоков пластин;
  • повреждение банок и/или корпуса батареи;
  • замыкание пластин, которое провоцирует осыпание активной массы;
  • сульфатация пластин аккумулятора, вызванная сильным разрядом батареи;
  • внутренний разрыв сети, вызванный механическим разъединением пластин с выводящими клеммами.

Что касается первой неисправности, то для восстановления работоспособности аккумулятора нужно заменить все пластины, поэтому проще и дешевле будет заменить агрегат новым.

Повреждение банок убирается путем их замены либо реставрации трещин любым известным способом. Но опять же целесообразным ремонт такой травмы АКБ не назовешь, потому что стоимость ремонта не будет сильно отличаться от стоимости нового аккумулятора.

Обнаружить короткое замыкание пластин в аккумуляторе очень легко, так же как проверить свечи зажигания. Как правило, поломку нужно искать в сильно нагревающейся секции с малым количеством электролита. Замыкание чаще всего происходит, если аккумулятор находится в разряженном или наполовину разряженном состоянии на сильном холоде. Плотность электролита в разряженном аккумуляторе может опуститься до 1,09 г/см3, а замерзание вещества возможно уже при температуре -7 градусов, тогда как для замерзания полностью заряженного аккумулятора с плотностью электролита 1,28 г/см3 возможно при температуре -65 градусов по Цельсию. Эта поломка не подлежит ремонту, здесь требуется только замена пластин. Стоимость данной операции небольшая, но не все автосервисы соглашаются на такой ремонт авто аккумуляторов. Что касается самостоятельной замены пластин, то лучше этого не делать, потому что АКБ содержат в себе серную кислоту, а она очень токсична. Для работы с этой кислотой нужна подготовка, специальная аппаратура и комплекс защитных средств. Для того чтобы сделать ремонт автомобильных сидений подготовка не нужна, лишь изучение особенностей ремонта.

Признаком осыпания пластин в АКБ есть темный цвет электролита. В отдельных случаях возобновить работоспособность аккумулятора можно промывкой пластин дистиллированной водой. Но если осыпавшихся частиц очень много, то механизм, скорее всего не восстановить.

Ремонт аккумулятора своими руками — инструкция

Рассмотрит процедуру десульфатации пластин, которую с легкостью можно сделать самостоятельно. Итак, ремонт и восстановление аккумуляторов, пострадавших вследствие отложений соли на пластинах (сульфатации) состоит из следующих процедур:

  1. Растворите десульфатирующую присадку в свежем электролите плотностью 1,28 г/см3. Четко соблюдайте пропорции, описанные в соответствующей инструкции к аккумулятору (схема подключения противотуманных фар также описана в инструкции).
  2. Залейте новый электролит в аккумулятор вашего автомобиля.
  3. Открутите пробки и подключите зарядное устройство. Заряжайте небольшим током. Следите, чтобы аккумулятор не грелся и не закипал. Уменьшите еще больше ток по достижению напряжения на клеммах от 13,8 до 14,4 вольт и замерьте плотность электролита. Еще через 2 часа еще раз замерьте плотность электролита. Если показания не изменились по сравнению с предыдущими показателями, то аккумулятор заряжен.
  4. Теперь доведите до оптимальной плотности электролит (1,28 г/см3), добавив электролит повышенной плотности или дистиллированную воду.
  5. После зарядки АКБ необходимо его разрядить, восстановив, таким образом, емкость механизма. Подключите к аккумулятору лампочку и, ограничив подачу тока, дождитесь понижения напряжения на клеммах до 10,2 вольт. Далее проведите расчет емкости АКБ. Для этого умножьте время разряда на ток разряда. Если емкость ниже номинальной, то проводите зарядку-разрядку до тех пор, пока она не восстановится.
  6. Все, ремонт аккумуляторов автомобильных на этом закончен. Добавьте немного десульфатирующей присадки, и все, батарею можно устанавливать в автомобиль.

Есть еще один способ восстановления аккумулятора, он более быстрый:

  1. Зарядите АКБ до максимума и слейте старый электролит. Промойте устройство несколько раз с помощью дистиллированной воды.
  2. Далее залейте минут на 40-50 специальный очищающий раствор, состоящий из аммиака и трилона.
  3. Слейте раствор и промойте полость батареи дистиллированной водой.
  4. Залейте новый электролит и зарядите аккумулятор.

Ремонт клеммы аккумулятора предусматривает восстановление их контакта с болтами аккумулятора.

Итак, ремонт и обслуживание аккумуляторов в отдельных случаях можно проводить и самостоятельно без особых хлопот, но сотрудники сервисов, как правило, имеют специальную подготовку для работы с данными механизмами.

СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА

Не горит дальний свет – ищем причины

Устанавливаем подогрев на зеркала заднего вида

Хруст при повороте руля. Самостоятельная диагностика

2 КОММЕНТАРИИ

залейте минут на 40-50 специальный очищающий раствор, состоящий из аммиака и трилона.

что за жидкость? как называется?

Главное, не покупать аккумулятор » Барс «, гадость редкостная! При первом же морозце не крутит — надо заносить в тепло. Через год — кирдык ему!

Казахский продукт! Туды его, — в качестве электролита, наверное, ослиная моча…

Материалы: http://autoremka.ru/raznoe/remont-akkumulyatorov-avtomobilnyx-svoimi-rukami.html

3 ≫

Владельцы автомобилей по-разному эксплуатируют свои аккумуляторы. Кто-то следит за ними и обслуживает, а другие просто «убивают» их и ставят новый. Соответственно, и срок службы в этих случаях будет разный. Но рано или поздно возникает потребность в ремонте автомобильного аккумулятора. Для тех, у кого есть свободные деньги, это не проблема. Они идут и покупают новую аккумуляторную батарею. А те, у кого с деньгами напряг, пытаются всяческими способами продлить жизнь аккумулятору автомобиля.

Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:

  • повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
  • замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
  • разрыв внутренней цепи аккумулятора;
  • сульфатация пластин.

Стоит сразу отметить, что большинство из этих поломок на современных АКБ не исправляются своими руками или в сервисах. С некоторыми видами поломок аккумулятор можно вернуть по гарантии, если она ещё действует. В остальных случаях ремонт автомобильного аккумулятора становится весьма проблематичным. Чтобы его избежать, лучше вовремя проводить обслуживание автомобильного аккумулятора. Теперь, давайте, рассмотрим подробнее основные причины выхода из строя аккумуляторных батарей.

Повреждения корпуса и пластин аккумулятора

Одной из основных причин таких повреждений становится механическое воздействие на АКБ. Это может быть сильный удар, падение и так далее. Кроме того, к разрушению корпуса и повреждению пластин может привести замерзание электролита в аккумуляторе (ссылка на материал). Поскольку при замерзании происходит расширение, это вызывает трещины в корпусе и коробление пластин.

При механическом повреждении корпуса, если не затронуты пластин, ремонт возможен. Он сводится к тому, что нужно будет починить полипропиленовый корпус. Этот ремонт можно выполнить своими руками. Если к разрушению корпуса и пластин привело замерзание электролита, то здесь уже нужно оценивать последствия в каждом конкретном случае. Если в результате замерзания пластины не покоробились, и не произошло замыкания, то вы легко отделались. А если произошло замыкание в одной или нескольких банках, то аккумулятор можно отправлять на утилизацию и приобретать новый.

Сегодня на форумах можно встретить вопросы о том, как разобрать автомобильный аккумулятор. Современные малобслуживаемые или необслуживаемые автомобильные аккумуляторы разобрать не получиться. Точнее, разобрать можно, но это необратимый процесс, разрушающий АКБ. Разобрать для ремонта и замены банок можно лишь обслуживаемые аккумуляторы старого образца, которые сейчас не выпускаются.

Замыкание пластин

Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:

  • заводской брак;
  • механическая деформация или замерзание электролита;
  • осыпание активной массы электродов;
  • повреждение сепаратора.

В случае заводского брака существует гарантия на автомобильные аккумуляторы. Это однозначно гарантийный случай, который проявляется, как правило, в первые полгода эксплуатации АКБ. Все остальное не попадает под гарантию и в большинстве случаев не подлежит ремонту.

Разрыв внутренней цепи аккумулятора

Если это произошло при штатной эксплуатации АКБ, то аккумулятор можно сдать по гарантии. При этом он не должен иметь повреждений (следов ударов, трещин, оплавления и т. п.). Если аккумулятор эксплуатируется правильно, то такая неисправность в большинстве случаев является производственным дефектом. Ремонт этой неисправности либо невозможен, либо очень проблематичен. Так, что в этом случае придётся обменивать аккумулятор по гарантии или покупать новый.

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин представляет собой процесс оседания сульфата свинца (PbSO4) на поверхности положительных и отрицательных электродов. По мере накопления это вещество забивает поверхность активной массы пластин, что приводит к сильному снижению ёмкости АКБ.

Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.

Этот вид неисправности аккумулятора может быть исправлен. Но сразу стоит сказать, что сульфатация в большинстве случаев успешно «лечится» на ранних стадиях. Если аккумулятор уже проработал несколько лет и потерял значительную часть своей ёмкости, то проще купить новый. В таких запущенных случаях помимо сульфатации ещё добавляется коррозия пластин и соединительных мостиков, значительное осыпание активной массы и так далее. Восстанавливая такую АКБ, вы просто потеряете время.

Как вы уже поняли из сказанного выше, ремонт аккумулятора автомобиля возможен только при механических повреждениях корпуса (если они носят умеренный характер) и сульфатации (если она не в запущенной стадии).

Ремонт аккумулятора при механических повреждениях

Здесь опять можно часто встретить вопрос, а как разобрать автомобильный аккумулятор при ремонте. Никак, его не нужно разбирать. Из аккумулятора с пробитым корпусом надо слить электролит и просушить.

Внимание! Электролит – это водный раствор серной кислоты, которая является едким веществом. Поэтому при работе с электролитом нужно надевать резиновые перчатки и защитные очки для защиты кожи и глаз. При себе держите водный раствор пищевой соды (10%) для нейтрализации кислоты.

Далее вооружаетесь паяльником и кусками пластика. Запаиваете отверстия и трещины в корпусе. Для лучшей герметизации можно использовать мастики, которые устойчивы к воздействию кислоты. После починки корпуса в аккумулятор заливается свежий электролит и проводится зарядка.

Ремонт аккумулятора при сульфатации

Борьба с сульфатацией пластин аккумулятора или десульфатация в основном проводится двумя способами:

  • с использованием электрического тока;
  • с применением химических реагентов.

Все методы, относящиеся к этим группам, имеют своей целью сульфата свинца. Давайте, вкратце рассмотрим некоторые из них.

Десульфатация с использованием электрического тока

Ниже приводятся основные способы уменьшения сульфатации на пластинах АКБ с использованием зарядных устройств и других приборов:

  • проведение нескольких циклов заряд-разряд, называемых контрольно-тренировочными циклами. Аккумулятор сначала заряжается, а затем разряжается в течение 10 или 20 часов. Реально время будет меньше. Просто в зависимости от этого значения выбирается ток разряда АКБ. Разряжаем аккумуляторную батарею до падения напряжения до 10,2 вольта. Затем снова заряжаем аккумулятор и так несколько циклов. Метод годится в тех случаях, когда сульфатация находится в начальной стадии;
  • следующий метод достаточно длительного растворения сульфата свинца в дистиллированной воде. Аккумулятор заряжают, затем сливают электролит и заливают туда дистиллированную воду. После этого его ставят на зарядку током 0,1 от номинальной ёмкости. Этот процесс может длиться 2─3 недели. Периодически измеряется плотность раствора. Если все идёт нормально, то она должна медленно повышаться. Через пару недель получившийся электролит снова сливается и заливается дистиллированная вода. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку ещё на пару недель. После этого образовавшийся раствор серной кислоты сливается и заливается свежий электролит плотности 1,27 гр./см 3 . Затем АКБ нужно зарядить и она готова к использованию;
  • использование различных устройств. В интернете в последнее время появляется всё больше примеров использования таких устройств. Как правило, заказывают в Китае или США. Они предназначены для подачи на выводы аккумулятора импульсного тока. Смысл здесь в том, чтобы посредством переменного тока сбить сульфат свинца с пластин. Однако если аккумуляторная батарея достаточно изношена, есть риск, что вместе с сульфатом свинца будет осыпаться и активная масса. И такие примеры есть. В ряде случаев после использования таких устройств ёмкость АКБ только уменьшалась. Поэтому применять такие «штучки» следует с осторожностью.

Десульфатация с использованием химических средств

Здесь стоит сказать лишь об одном рабочем способе – промывке аккумулятора раствором Трилона В. В состав раствора входит Трилон В — 2% (вес.) и аммиак — 5% (вес.). Из АКБ сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают раствор Трилона В. Оставляют постоять примерно час. Затем проводится промывка дистиллированной водой, заливается электролит и аккумулятор заряжается. Этот метод можно назвать рабочим, поскольку у многих, кто его попробовал, был положительный результат. Может возникнуть вопрос, как промыть аккумулятор автомобиля. Для этого нужно обзавестись грушей с насадкой. С её помощью откачивается старый раствор и затем заливается новый.

В интернете есть и другие рекомендации: промывать раствором соды, соли и прочих «чудо-добавок». Но, наш взгляд им доверять не стоит, поскольку нет реальных результатов по снижению сульфатации от таких методов. Подробнее о ремонте аккумулятора автомобиля в случае сульфатации читайте в статьях: «Восстановление автомобильного аккумулятора» и «Десульфатация аккумулятора».

Чтобы вам не пришлось делать ремонт своего автомобильного аккумулятора и он служил долго, нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Периодически заряжать батарею сетевым ЗУ;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте по мере необходимости;
  • Держите аккумулятор в чистоте, а клеммы и выводы покрывайте специальными средствами от окисления;
  • Содержите в исправном состоянии генератор, регулятор напряжения и проводку автомобиля;
  • Регулярно проверяйте плотность электролита и корректируйте её при необходимости. Подробно об электролите в АКБ читайте по указанной ссылке;
  • Снимайте аккумулятор с авто при длительном простое;
  • Храните аккумуляторную батарею в заряженном состоянии.

Надеемся, что статья была для вас полезной. Ждём ваших отзывов и дополнений в комментариях!

Трещины мне кажется лучше не латать. От тряски разойдется и кислота под капот выльется. Будет полный аут. Как говорится, скупой платит дважды.

Надо после ремонта заключить аккум в доп. оболочку.

Материалы: http://akbinfo.ru/ustrojstvo/remont-akkumuljatora-avtomobilja.html


Back to top