Датчик давления в шинах как работает, установка, неисправности

1 ≫

Как работает датчик давления в шинах

Сейчас же автовладелец может самостоятельно оснастить машину такой системой.

Как работает датчик давления воздуха в шинах

Принцип работы датчиков давления в шинах состоит в измерении этого самого давления и передаче сигнала на монитор или контрольную лампу на щитке приборов. Причём самые «продвинутые» модели позволяют отслеживать давление воздуха в движении (с точностью до 0.01 бар) в каждой шине.

Датчик давления в шинах, устанавливаемый внутри колеса

Современные модели датчиков позволяют отслеживать давление воздуха в движении (с точностью до 0.01 бар) в каждой шине.

Антенны, воспринимающие сигнал, могут быть установлены либо в колёсных нишах, либо непосредственно в блоке управления TPMS, который, в свою очередь, может быть интегрирован (в случае «штатной» установки) либо в блок заводской охранной системы, либо в блок управления (ЭБУ).

Для их установки требуется полностью разобрать колёса и снять штатный вентиль – в корпусе датчика вмонтирован новый. Замена батарейки в таких датчиках давления в шинах не предусмотрена, поэтому при покупке обращайте, если возможно, на дату выпуска изделия – так вы подстрахуетесь от преждевременного разряда батарейки.

Установка таких датчиков возможна только на колёсные диски с пометкой TPMS. Но возможна и установка универсальных датчиков. Такие изделия, продающиеся в комплекте с монитором и приёмным устройством, можно назвать универсальными датчиками давления в шинах – они могут быть установлены в любое колесо.

Универсальные датчики давления в шинах

Передавать сигнал во время движения внешние индикаторы не могут и для проверки необходимо выходить из машины.

Более упрощенной конструкцией обладают внешние колпачки с индикаторами давления в шинах, которые накручиваются непосредственно на нипельную резьбу – при критическом падении давления они меняют цвет, причём есть трёхцветные варианты, показывающие отклонение до 1 бар и меняющие цвет при падении давления ниже. Но передавать сигнал во время движения они не могут и для проверки колёс необходимо выходить из машины. Поэтому такие колпачки – не более, чем игрушка, которая становится объектом внимания мелких воришек.

На вопрос, какие датчики давления в шинах лучше, можно ответить, что наибольшее доверие вызывают те устройства, которые адаптированы для установки в штатное «гнездо» колёсного диска (с соответствующей маркировкой TPMS), так как надёжная фиксация датчика является дополнительным «гарантом» его надёжности и корректности выдаваемых им данных.

Цена на датчики давления шин составляет от 3000 рублей за комплект, кроме того, при желании, можно приобрести специальный программатор для активации и настройки датчиков давления шин – примерно за 10 000 рублей.

Установка датчиков давления в шинах

Как уже было сказано выше, устанавливаются датчики на разобранном колесе – вместо штатного вентиля. Но их монтажа ещё недостаточно, чтобы начать эксплуатацию. После установки датчики давления в шинах необходимо «прописать» — внести их данные в блок управления (ЭБУ) и произвести балансировку колес.

Для программирования датчиков давления в шинах в авто с системой TPMS нужно воспользоваться штатным бортовым компьютером, зайдя в систему ТО автомобиля. Но перед этим обязательно нужно выписать или сфотографировать индивидуальный код, нанесённый на корпус каждого датчика.

Внешний индикатор давления в шинах

Во избежание неверного считывания блоком управления TPMS данных при движении, необходимо соблюдать порядок их занесения в память. Как правило, он следующий: переднее левое колесо – переднее правое – заднее левое – заднее правое.

Если после ввода данных горит сигнальная лампа датчиков давления в шинах, то это не означает, что вы неверно выполнили процедуру. Для окончательной настройки системы необходимо проехать на авто с небольшой, около 30 км/ч, скоростью в течение пары минут – после считывания информации блоком лампа погаснет.

О необходимости оснащения своего авто системой TPMS вы, конечно же, примете решение самостоятельно. В качестве решающего аргумента или, напротив, контраргумента, вы можете воспользоваться своим водительским опытом. То есть, если вы достаточно чутко реагируете на любые изменения в поведении авто на дороге, то сможете и без датчиков почувствовать, какое колесо «дало слабину». Но для того, чтобы приобрести такой опыт, нужно проехать за рулём не одну сотню тысяч километров. Учитывая достаточно высокую стоимость «резины» (особенно больших размеров), вполне возможно, датчик давления окупится, если «спасёт» хотя бы одно колесо.

Материалы: http://mytopgear.ru/interesting/chassis/kak-rabotaet-datchik-davleniya-v-shinah/

2 ≫

  • Цена: $91.39
  • Перейти в магазин

Каждый водитель знает, что нормальное давление в шинах это очень важно. При низком давлении увеличивается расход топлива, ухудшается управляемость, уменьшается срок службы шин. Превышение давления может привести к повышенному износу покрышки и скорому выходу ее из строя. Подробно об опасностях при езде с давлением в шинах отличным от номинального можно прочитать например можно тут.

Ходить и каждый раз мерить давление в колёсах со временем становится рутинным занятием, промежутки между замерами заметно удлиняются и бдительность в конечном итоге засыпает окончательно. Вот так произошло и у меня.

В одно прекрасное утро мы всей семьёй решили прокатиться по магазинам. Так уж вышло, что я не стал осматривать машину как обычно — просто сели и поехали. В процессе езды я ничего не обычного не заметил, разве что на одной пойманной ямке закралось подозрение, что что-то не так, но это было уже в самом конце пути. Когда остановились на парковке, я с ужасом увидел что ехали мы на полностью спущенном переднем колесе. К счастью, проехали мы на нём не так много — около 3 км. Вот что произошло с шиной.

Было бы расстояние побольше и шину пришлось бы выкинуть, а так как одну такую же шину я бы врятли смог найти пришлось бы менять сразу 2. Это уже существенные траты. Вот тогда-то я и задумался, а нет ли системы, которая меряет давление в реальном времени. Как оказалось, такие системы существуют.

Есть системы TPMS с датчиками, которые устанавливается непосредственно внутрь шины (нужно разбортировать колесо) и есть система с датчиками, которые просто накручиваются вместо колпачка на ниппель колеса. Я выбрал для себя вариант с внешними датчиками.

На сайтах нашлось множество разных систем контроля давления. Из всех предложений в интернет-магазине я выбрал систему TPMS, о которой дальше и пойдёт речь.

Мне, прежде всего, понравился дизайн, размеры и простота установки, а также возможность разместить её там где мне удобно. И так давайте рассмотрим систему поподробнее.

Тип датчика: T8 беспроводные датчики контроля давления и температуры.

Отображаемые параметры: Давление и температура с 4-х датчиков одновременно.

Возможность установки порога сигнализации низкого уровня давления: Да

Возможность установки порога сигнализации высокого уровня давления: Да

Тип дисплея: цифровой ЖК-дисплей

Единицы измерения давления: kPA / bar / psi

Единицы измерения температуры: ºF / ºC

Сигнализация разряда батареи датчика: Да

Тип батареи: CR1632

Емкость батареи датчиков: 140mah 3В

Рабочее напряжение датчиков: 2.1 — 3.6 В

Мощность передатчика в датчиках: менее 10 dBm

Чувствительность приёмника: — 105dBm

Частота системы: 433,92 МГц

Рабочая температура: -20 — 85 градусов Цельсия.

Вес датчика: 10г.

Вес приемника: 59г.

TPMS система пришла в большой коробке, к сожалению уже кем-то порванная и небрежно заклеенная скотчем. На фото видно.

Сбоку на коробке имеется наклейка с указанием типа датчиков и их идентификаторы. Как видно датчики тут типа T8.

Комплектация такая: 4 беспроводных датчика давления, на каждом датчике есть наклейка на какое колесо его ставить, 4 гайки, 3 запасных прокладки в датчики, ключи для разборки и установки датчиков 2 шт., адаптер питания в прикуриватель, блок приёмника и индикации, инструкция.

Ссылка на документ перевода инструкции. yadi.sk/i/X6pAlMKCumaj6

После перевода всё стало понятно, не зря потратил время. Без перевода понять инструкцию на уровне интуиции сложно.

Адаптер питания выполнен классически. Имеет красный индикатор со стороны прикуривателя. Провод тонкий и эластичный. Длинны провода достаточно чтоб разместить приёмный блок где угодно в салоне. Длину померить не успел, так как на радостях установил приёмный блок в салоне, а провод отрезал и подключил к замку зажигания, чтоб не занимать прикуриватель. Далее фото адаптера питания.

Адаптер питания в разборе:

Как видно на фото приёмник питается непосредственно от бортовой сети автомобиля, никаких преобразователей в адаптере питания нет. Предохранитель установлен на 1.5A

Датчики давления и температуры, на мой взгляд, выполнены надёжно.

На каждом датчике имеется наклеечка с указанием, на какое колесо его надо устанавливать. LF-левое переднее, LR- левое заднее, RF-переднее правое, RR-заднее правое.

Со стороны, где вкручивается ниппель, датчик выглядит так:

Резьба металлическая, уплотнитель с виду резиновый. Посмотрим что в нутрии и разберём его с помощью ключей из комплекта.

Ключи собираются вот в такую компактную сборку, очень удобно хранить в бардачке.

Разбираем датчик давления.

Оба ключа подходят очень плотно, люфта нет вообще.

Внутри кроме батарейки CR1632, которую можно без труда заменить, больше ничего интересного нет.

На фото видно полупрозрачную прокладку, которую в случае необходимости можно заменить на запасную из комплекта. У меня все датчики держат давление нормально, менять ничего не нужно.

Вес датчика всего 10 грамм.

Блок приёмника и индикации.

Блок приёмника выполнен компактно. Найти для него место в салоне достаточно легко. У меня он был размещён с левой стороны в углублении.

Взглянем не него поближе.

Спереди ни кнопок, ни индикаторов нет, только дисплей.

С тыльной стороны имеется крепление на шариковом шарнире. Поворот устройства небольшой, но вполне хватает чтоб выбрать нужный угол обзора. Также есть отверстие для спикера, короткий провод с гнездом для подключения питания. Есть 3 кнопки управления настройкой.

Опишу процедуру настройки на примере установки параметров отображения давления bar.

Для того чтобы попасть в меню настроек нужно нажать и удерживать в нажатом состоянии кнопку по середине с пиктограммой квадратика до появления звукового сигнала и вот такой надписи на дисплее.

Далее кнопками по бокам перебираем кокой параметр будем настраивать. Всего из 7.

1 — Тут осуществляется привязка датчиков к приёмнику. Это нужно делать если меняем датчик в замен вышедшего из строя, например. Эта процедура описана в инструкции, мне не пришлось проводить сопряжение датчиков, так как они были уже прописаны и заработали сразу.

2 — Установка порога срабатывания сигнализации при превышении давления установленного тут уровня.

3 — Установка порога срабатывания сигнализации при снижении давления до установленого тут уровня.

4 — Установка единиц отображения давления на дисплее. Тут можно установить kPa, bar, psi.

5 — Установка единиц отображения температуры. Можно выбрать ºF или ºC.

6 — Тут можно сменить оси на которых установлены датчики местами. Например, мы поменяли передние колёса с задними (не меняя левые с правыми) и тут можно установить правильное отображение информации без переустановки самих датчиков.

7 — Инициализация приемного блока. После этой процедуры придётся выполнить спаривание всех 4х датчиков.

Выбираем параметр 4.

Далее снова нужно нажать кратковременно кнопку по середине, теперь уже кратковременно.

После этого кнопками по бокам выбираем нужный нам параметр. Я выбрал единицы отображения давления bar.

После опять нажимаем кнопку по середине и удерживая ждём когда приёмник пропищит и перезагрузится. На этом всё, установка единиц отображения bar завершена. Остальные пункты меню устанавливаются подобным образом. Алгоритм немного необычный, но в целом понятный. Эти кнопочки нужны исключительно для настройки параметров и в процессе эксплуатации не используются.

В нижней части крепления имеется двухсторонний скотч, при помощи которого приёмный модуль фиксируется в салоне автомобиля. Держит очень хорошо, да и вес приёмного блока не большой, всего 59 грамм.

Посмотрим что внутри:

По корпусу и монтажу претензий нет. Всё качественно и аккуратно.

На фото с левой стороны имеется Micro USB тип B (USB 2.0), назначение этого разъёма осталась загадкой. Провода такого у меня нет, да и использовать его каким либо образом я не буду. Поэтому разбираться, зачем он нужен не стал.

Как вся эта система стоит на машине.

Немного фото как система выглядит в деле.

Датчики выделяются только белыми наклеечками. Устанавливаются довольно просто. С начала накручивается гайка из комплекта, потом быстро накручивается сам датчик до упора. После затягивается гайкой с помощью ключа из комплекта. После такой установки просто руками открутить датчик сложно, он проворачивается вместе с ниппелем колеса, также он не раскрутится в процессе движения.

Немного фото установленного приёмника.

На последнем фото система находится в режиме сигнализации.

Система вынуждает подкачивать колеса даже тогда когда это не критично. С приобретением датчиков эксплуатировать автомобиль стало немного спокойнее. Конечно есть у этой системы и минусы. Это отсутствие инструкции на русском, возможность того что датчики могут просто скрутить любопытные люди, стоимость.

Из плюсов отмечу точность показаний, дизайн мне понравился как датчиков, так и индикаторного блока, простота установки и эксплуатации, возможность установить приёмный блок там, где мне нравится и подключить его к замку зажигания без переходников и преобразователей. К покупке рекомендую, ну а там решайте сами, нужна вам такая система или нет.

  • автор: Saiberex
  • просмотры: 10160
  • рейтинг: +41
  • rubanok
  • 07 сентября 2016, 21:09
  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 21:11
  • falkon27
  • 07 сентября 2016, 21:17

После такой установки просто руками открутить датчик сложно, он проворачивается вместе с ниппелем колеса, также он не раскрутится в процессе движения. Зато очень хорошо отрывается вместе с ниппелем дворовыми пионерами

  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 22:21
  • wd40
  • 08 сентября 2016, 00:14

Такие системы ставят ВНУТРЬ колеса, ну и колесо в сборе балансируют.

А с таким способом крепления вам штуцер оторвет нафиг в итоге — и вся безопасность.

  • Saiberex
  • 08 сентября 2016, 00:32
  • Deimos
  • 08 сентября 2016, 01:09

вот только там есть солнечная панель для зарядки аккума, которая отлично справляется. У меня просто лежит на передней панели, ни к чему не подключенная. Связки встроенного акб + солнечная панель хватает для работы 24/7.

  • dEFLASH
  • 08 сентября 2016, 11:57

У меня стоять BT датчики Fobo.

BT конечно не так круто прошибает, бывает приходится ждать минут 5 пока все данные обновятся на смартфоне (сам БТ слабоват), но внутренний модуль отлично все видит, проверяет раз в 30 сек, мерзко пищит если что.

Точность показаний высокая, контролят заодно температуру.

Ну и что бы 5 минут не ждать я вокруг машины с включенным приложением прохожу :)

Большим плюсом фобо — то, что красть их бесполезно, т.к. привязываются они лишь к одной учетке и к одному физическому модулю, соотв. без учетки и модуля они просто колпачки.

  • LighTning
  • 08 сентября 2016, 13:12
  • Dunmer
  • 08 сентября 2016, 02:54

А сейчас лежат на полке. Так и не пригодились. Просто хооошие шины и диски + монтаж и колеса не подкачиввю уже года 3, тошько при смене давление пповеряю. И замечу, что давление гуляет в 0.6 атмосфер в зависимости от температуры (времени года)

  • vovikah
  • 07 сентября 2016, 21:22
  • kke
  • 07 сентября 2016, 21:39
  • vovikah
  • 07 сентября 2016, 21:45
  • Dream_Killer
  • 17 октября 2016, 17:57
  • vovikah
  • 17 октября 2016, 18:51
  • Waver
  • 07 сентября 2016, 23:01
  • Deimos
  • 08 сентября 2016, 01:14
  • ImYaroslav
  • 08 сентября 2016, 16:54
  • sergejkov
  • 07 сентября 2016, 21:22

так что либо колесо не спущено до конца было либо прохудилось уже на стоянке. ;)

«прибор» этот, вообще — бомба замедленного действия: представьте колпачек-датчик сломается на скорости за 100км/ч… сможете авто поймать?

  • kke
  • 07 сентября 2016, 21:41
  • mansell66
  • 07 сентября 2016, 21:41
  • vigera
  • 07 сентября 2016, 21:55

130км/ч и о том, что заднее левое колесо пробито догадался лишь по тому, что авто больше не хотело разгоняться. Думаю, километра 3 так проехал, шина, естественно, в хлам, хорошо ещё что не загорелась!

  • djinn_82
  • 07 сентября 2016, 21:42

Автомобиль Volkswagen Passat B6. Ехал себе в отпуск, никого не трогал. На одном из участков вечно ремонтируемой дороги тупо лежало несколько кирпичей (что делать кирпичам на дороги до сих пор ума не приложу). Не смотря на мои отчаянные виляния машиной в попытке объехать этот природный феномен, на один из кирпичей я таки наехал. Но не придал этому значения. Проехав не меньше километра-двух, я заметил, что машина всё же ведёт себя немного необычно. Немного. Чуть быстрее стала падать скорость, если отпустить педаль газа, чуть-чуть машину начинало вести вбок, если отпустить руль. Проехав ещё полкилометра я всё же вышел посмотреть в чём дело — оказалось правую переднюю покрышку разрезало кирпичом, да причём так неудачно — именно боковину, прямо до диска. В общем восстановлению не подлежит сказали в сервисе. НО! Никаких лохмотьев, никакого шлёпанья и мотания.

Так что автор прав и такое действительно может произойти.

  • mansell66
  • 07 сентября 2016, 21:44
  • sergejkov
  • 07 сентября 2016, 22:39

БМВ 528 390мм радиус(да, вот такой размер ;) ) — пара км, в лохмотья. Мишлен какойто спортивный с индексом ZR

Туарег I 17" зимняя на нормальном профиле — 400 м, дыры в боковине. Гиславед нодфрост.

тот же табурег 20" летняя, но низкая(из-за этого заметил совсем поздно) 275/40 — 7км, в лохмотья. даже запаску не стал доставать — так и поехал в монтажку.

классика, девятки, пыжик 405ый еще какие-то — много этих колес было на моем веку ;))))

тот же табурег 2,5 тонны на 40ой 20" резине я вообще не понял, что за фигня — газую, а не едет. думал коробас накрылся.

а легкой машинке, да на высокой резине мотает йохо как.

  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 22:08
  • Waver
  • 07 сентября 2016, 23:18
  • Waver
  • 07 сентября 2016, 23:05
  • andreyMOZ
  • 07 сентября 2016, 21:33
  • kke
  • 07 сентября 2016, 21:42
  • falkon27
  • 07 сентября 2016, 21:49
  • sergejkov
  • 07 сентября 2016, 22:49

а заодно тормозные диски и шрусы

  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 22:12
  • OlegSGV
  • 07 сентября 2016, 21:43
  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 22:14
  • Ultras
  • 07 сентября 2016, 21:55
  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 22:24
  • SotM
  • 07 сентября 2016, 21:56
  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 22:17
  • djinn_82
  • 07 сентября 2016, 22:45
  • SotM
  • 07 сентября 2016, 23:55
  • SotM
  • 07 сентября 2016, 23:59
  • dimkin
  • 07 сентября 2016, 22:57

  • SotM
  • 07 сентября 2016, 23:55
  • smiler
  • 07 сентября 2016, 22:45

И я не могу представить, как можно не почувствовать, что у автомобиля спущено колесо — машина ведь совсем «не едет»!

  • serp886
  • 07 сентября 2016, 22:46
  • Saiberex
  • 07 сентября 2016, 23:04
  • vanenzo
  • 08 сентября 2016, 00:35

Сейчас на 45 профиле с жесткой боковиной езжу на тех же 2.2, можно и на 2, резина терпит.

  • aksinit
  • 07 сентября 2016, 23:51
  • Saiberex
  • 08 сентября 2016, 00:35
  • Dunmer
  • 08 сентября 2016, 03:00
  • MIG-MAG
  • 08 сентября 2016, 05:40
  • scaldov
  • 08 сентября 2016, 07:34

так что, осторожнее.

  • Lubimiy
  • 08 сентября 2016, 07:52

Вещь полезная и имеет смысл её использовать для длительных поездок, а для ежедневных коротких перепарковках дом-супермаркет-работа его можно и не ставить.

предполагаю, что ещё слабым местом окажутся уплотнительные резинки в датчиках, пока новьё резина эластичная, а вот после морозов, жары, начнёт трескаться и сыпаться, и будет сам датчик травить.

  • escimo
  • 08 сентября 2016, 08:31
  • zvit-86
  • 08 сентября 2016, 08:33

Кто писал что 0,5 видно на глаз актуально для профиля 65-70, 50 и ниже разницу в 1 на ровной поверхности не особо заметно.

  • Drood
  • 08 сентября 2016, 09:59
  • ImYaroslav
  • 08 сентября 2016, 16:59
  • fortemio
  • 17 июля 2017, 16:28

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Сайт Mysku.ru cоздан для обмена артикулами (sku) товаров, заказанными в зарубежных интернет-магазинах AliExpress, Amazon, Ebay и других.

Сайт помогает найти что-нибудь интересное в огромном ассортименте магазинов и сделать удачную покупку.

Если Вы купили что-то полезное, то, пожалуйста, поделитесь информацией с другими.

Материалы: http://mysku.ru/blog/china-stores/44437.html

3 ≫

  • Двигатель

TPMS, Tire Pressure Monitoring System — система контроля давления и температуры в шинах автомобиля в реальном времени. Также известна под названием TPWS (Tire Pressure Warning System). Может устанавливаться как на заводе, так и в качестве допоборудования, и отображать данные как в стрелочно-цифровом виде, так и в виде простого контрольного индикатора.

Была впервые для пассажирских автомобилей внедрена на модели Porsche 959 в 1986 году.

Существуют два вида систем TPMS — косвенная (Indirect TPMS, iTPMS) и прямая (Direct TPMS, dTPMS).

Indirect TPMS

iTPMS производит контроль давления в шинах за счет данных о сравнительном вращении колес, поступающих со штатных датчиков ABS автомобиля. При изменении давления в шинах изменяется радиус качения колеса, соответственно изменяется его угловая скорость вращения, что фиксируется датчиком скорости системы ABS. При превышении допустимых пределов относительных угловых скоростей разных колес загорается сигнальная лампа.

Т.к. автомобиль не движется все время по прямой, в поворотах внешние колеса всегда будут проходить больший путь, чем внутренние, а передние — больший, чем задние. Поэтому iTPMS суммирует скорости каждой пары диагональных колес, вычисляет разницу между этими суммами и делит ее на среднюю скорость всех четырех колес. Если полученное соотношение превышает установленный предел, система диагностирует изменение давления, но при этом не может идентифицировать конкретную шину. На большинстве североамериканских систем iTPMS (автомобилей 1999-2003 годов выпуска) система не может обнаружить утечки давления, если две шины, расположенные на одной оси, или все четыре колеса имеют одинаковую потерю давления.

В большинстве случаев для того, чтобы датчик скорости зафиксировал разницу в скорости вращения колеса, потери давления должны составить где-то 0,55 — 0,95 бар. Это зависит от типа, диаметра и пропорции шин, а так же чувствительности системы ABS. На низкопрофильных шинах с жесткими боковинами диаметр изменится меньше, чем на стандартных шинах с высоким пропорциями и более мягкими боковинами. Потеря в 0,7 бар на низкопрофильной шине может изменить диаметр менее чем на 1 мм, а большинство систем ABS не может обнаружить изменения скорости вращения при уменьшении диаметра меньше чем на 1 мм. По этой причине система iTPMS не столь чувствительна, как система dTPMS, в которых датчики давления расположены в каждом колесе. Чтобы обнаружить падение давления, требуется проехать немалое расстояние (порой до 20-30 км), значительный путь придется пройти и после нормализации давления, чтобы индикатор погас.

Также в системе iTPMS должна быть проведена калибровка каждой шины, после замены, ремонта или балансировки. Водитель должен нажать специальную кнопку системы iTPMS — «reset» на щитке проборов или следовать процедуре адаптации, описанной на информационном дисплее. Важно, чтобы все шины были должным образом накачаны перед процедурой перекалибровки — иначе контрольный модуль системы iTPMS откалибрует колёса неправильно и может не обнаружить потерю давления в шинах. Процедуры перекалибровки существенно отличаются от производителя и года выпуска автомобиля.

Никаких специальных процедур, помимо калибровки описанной выше, для системы iTPMS не требуется. Нужно всего лишь перед калибровкой проверять давление в шинах на соответствие заданному. Система довольно надёжна и выход её из строя возможен лишь в случае поломки в системе ABS.

Недостатками данной схемы являются:

  • невозможность определить резкое падение давления;
  • невозможность определить одновременно падение давления даже в двух колесах, расположенных на одной стороне или одной оси, не говоря уже о всех четырех колесах;
  • зависимость работоспособности системы от степени пробуксовки колес, состояния резины и загрузки автомобиля;
  • срабатывание при падении давления не меньше, чем на 25-30%;
  • необходимость длительной калибровки (предварительной настройки).

В этой связи Toyota использовала параллельно и второй способ контроля давления при помощи ABS. Дело в том, что шина и колесный диск фактически представляют собой колебательный контур, характеристики которого напрямую зависят от упругости шины, а значит и давления в ней (имеются в виду круговые колебания шины в направлении вращения). Частоту этих колебаний оказалось возможным выделять из сигнала колесного датчика скорости, а по ее изменению судить о падении давления.

Некоторые модели японского и американского рынков, на которых применена система iTPMS:

Заложенные в систему iTPMS принципы допускают возможность ее неправильного срабатывания (индикатор не горит при низком давлении в шинах или, наоборот, горит при нормальном) в следующих условиях:

  • используются шины не рекомендованного типоразмера;
  • на разные колеса установлена резина разного размера или моделей;
  • колеса имеют различное сцепление с дорогой;
  • используется запасное колесо-«докатка»;
  • используются колеса с цепями противоскольжения;
  • давление в шинах значительно превышает номинальное;
  • давление в шине резко снизилось вследствие прокола;
  • не произведена предварительная настройка системы;
  • автомобиль движется по неровной или по обледенелой дороге;
  • автомобиль движется со скоростью ниже 30 км/ч;
  • при коротких поездках (продолжительностью до 5 минут).

Если индикатор продолжает гореть при нормальном давлении и в отсутствии указанных условий, это может указывать на неисправность самой TPMS.

Система также задействует датчик температуры воздуха (для расчета ее влияния на давление в шинах) и индикатор стоп-сигналов (прекращая слежение за давлением при торможении).

iTPMS второго поколения

iTPMS второго поколения также использует в своей работе данные о угле поворота рулевого колеса и крутящем моменте двигателя и может обнаруживать потерю давления не только в отдельном колесе, но и постепенную потерю воздуха в течение длительного периода времени во всех четырёх колесах. Для этого iTPMS второго поколения использует т.н. «спектральный анализ мониторинга давления определенных шин в зависимости от амплитуды колебаний сигнала» (фактически — дальнейшее развитие анализа каждого колеса как самостоятельного колебательного контура). iTPMS второго поколения, согласно маркетинговым материалам, могут обнаружить падение давления на 20% на всех четырёх колесах через 15 минут движения. Также системы iTPMS второго поколения способны точно определять, в каком конкретно колесе падает давление, и способны определить полностью спустившее колесо после стоянки за примерно 10 секунд.

iTPMS второго поколения достаточно точны и устойчивы к изменениям нагрузки. Разница температур между прохладным утром и горячим полуднем солнечного дня может привести к разнице давления в шинах более 0,3 бар. Эффект повышения и снижения температуры воздуха в шинах при вождении может добавить ещё 0,2-0,3 бар. Поэтому фиксация падения давления в шинах 0,2 бар или 10% на практике не имеет смысла. Порог предупреждения системы iTPMS составляет 16-18% падения давления от первоначального уровня.

Система iTPMS второго поколения совместима с большинством новых шин и дисков, доступных на вторичном рынке для конкретного транспортного средства (в отличие от датчиков dTPMS, которые устанавливаются на оригинальные диски и не всегда подходят для колесных дисков со вторичного рынка).

Direct TPMS

В системе direct TPMS в каждое колесо устанавливается отдельный клапан с вмонтированным в него датчиком измерения давления, опционально с датчиком температуры, трансмиттером, антенной и батарейкой, обеспечивающей электропитание электронных элементов. Антенной служит ствол клапана и колпачок, так что не стоит менять оригинальный колпачок на новый пластиковый.

При проколе колеса с системой dTPMS не в коем случае нельзя использовать аэрозоль герметик для его ремонта. Герметик может нарушить нормальную работу датчика давления, исказив показания или совсем выведя его из строя. И вместо одной проблемы можно получить другую, гораздо более дорогостоящую. Обычно на баллончиках с таким аэрозолем всегда имеется информация о невозможности его применения в автомобилях оснащённых системой dTPMS. Системы iTPMS к такой проблеме не чувствительны.

На автомобилях Honda, когда TPMS ECU находится в «режиме обучения», активация датчиков в определенной последовательности говорит TPMS ECU, где расположено колесо. Последовательность обычно начинается с левого переднего колеса и движется по часовой стрелке. Адаптация системы на некоторых моделях автомобилей может понадобится даже после балансировки при обслуживании колёс, демонтажа/монтажа, смены резины или устранения проколов. Перед началом диагностики и обслуживания этой системы на Toyota в обязательном порядке перепишите ID всех датчиков на листок и имейте его под рукой, потому что в случае прописки, даже при замене одного датчика, вам придётся заново вводить ID всех датчиков. Для прописки датчиков на автомобилях Honda необходима только дилерская программа HDS, причём с оригинальным адаптером Honda HIM или GNA 600. Также при помощи сканера на Honda можно изменять порог заданного давления в шинах и определять местоположение датчика, что существенно облегчает его выявление при неисправности.

Диагностику и настройку систем dTPMS можно производить не только дилерским оборудованием, на вторичном рынке в США доступны тестеры таких известных брендов как ATEQ, Bartec, OTC и многие другие. Тестер, подключившись к системе dTPMS, обычно активирует датчики давления, проверяет работоспособность всех датчиков и их показания и может быть использован как для проверки работы каждого отдельного датчика, прописки в ЭБУ новых датчиков при их замене, так и для устранения неисправностей в системе dTPMS. Многие из этих тестеров имеют порт USB, который позволяет обновлять по мере необходимости программное обеспечение и выгружать информацию из тестера на ПК.

Рассмотрим систему dTPMS автомобиля Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска. Элементы его системы dTPMS связаны следующим образом:

Каждое колесо на этом автомобиле, включая и запасное имеет клапан с вмонтированным в него датчиком давления, трансмиттером и батарейкой автономного питания датчика:

Датчик считывает показания давления и передает их по радио с указанием своего ID в Tire Pressure ECU через антенну в ресивере, установленном на крыше автомобиля. До тех пор, пока ID датчиков зарегистрированы в Tire Pressure ECU, программа сравнивает давление во всех шинах, включая запасное колесо. Если показания давления воздуха ниже определённого порога, заданного программно в ECU, на панели загорается соответствующий транспарант. При необходимости обнуления показаний системы и её реинициализации внизу на приборной панели под рулевым колесом есть соответствующий переключатель Тire pressure warning reset switch:

При работе системы dTPMS, ECU системы может оперировать запрограммированными данными, которые соответствуют определённому типу шин. Таким образом, при продаже дилер должен установить порог предупреждения для надлежащего значения.

Используйте функцию сброса только после того, как давление воздуха во всех шинах (включая запасное колесо) было скорректировано для конкретного транспортного средства в соответствии с заводскими данными (для TLC 200 2008 года выпуска это 230kPa). Для инициализации системы нажмите и удерживайте Тire pressure warning reset switch в течение 3-х или более секунд с положением ключа зажигания (IGNITION ON). Когда ECU системы получает сигнал инициализации, предупреждающий индикатор на приборной панели мигает 3 раза (1 секунду горит, 1 секунду не горит). Во время инициализации системы и датчиков измерения давления воздуха в шинах, сигналы передаются на ECU с частотой раз в минуту. Процесс инициализации завершается, когда получены сигналы от всех датчиков в шинах (включая запасное колесо).

Когда водитель включает зажигание автомобиля, контрольная лампа системы TPMS должна загореться на 3 секунды и потом погаснуть. Если лампа не загорается, то в первую очередь необходимо проверить саму лампочку и её электропроводку. В случае, если лампа загорается и не гаснет, в системе присутствуют проблемы, которые необходимо выявить и устранить. При отсутствии дилерского сканера, в первую очередь необходимо проверить давление во всех колёсах, включая запасное, и при необходимости довести его до нормы.

Другие возможные причины:

  • аномально высокое давление в шинах, абсолютное давление: 600 кПа (6,1 кгс/см 2, 87 фунтов на квадратный дюйм) или выше, относительное давление: 500 кПа (5,1 кгс/см 2, 73 фунтов на квадратный дюйм) или выше;
  • севшая батарейка в клапане, установленном в колесе (срок службы батареи 10 лет);
  • радиопомехи от других устройств или металлических предметов рядом с автомобилем или внутри автомобиля;
  • экранирующее влияние тонировочной пленки;
  • большое количество снега или льда в колесных арках или на дисках;
  • шины автомобиля не соответствуют спецификации;
  • отсутствие запасного колеса (внезапно, ага);
  • в любом из колёс отсутствует клапан с датчиком.

Стоит упомянуть о еще одном интересном решении по мониторингу давления в шинах (их на вторичном рынке довольно много). Это, наверное, самый дешевый тип системы TPMS (в США за комплект менее $ 15). Представляет собой простые подпружиненные «защитные колпачки», которые помещаются на существующий ствол клапана подкачки колеса. В колпачках есть окошки, которые показывают внутренний цвет индикатора. Зеленый означает, что шины имеют хорошее давление (2,1- 2,3 бар), видим желтый, если давление падает на 0,3 бара, и красный если давление падает на 0,7 и более бар:

Единственным недостатком этой системы является то, что она требует от водителя визуального осмотра шины. Сигнальных ламп и иных индикаторов не предусмотрено. Если шина начнет терять давление во время движения, то водитель об этом не узнает, пока она не станет совсем плоской.

Материалы: http://carguts.ru/articles/tpms/


Back to top