Прогнозирование дорожной обстановки

1 ≫

Опытный водитель определяет неплотно закрытую дверь автомобиля по шумам, поступающим в салон.

Еще один шум, который не должен возбуждать у вас беспокойства, – это свист или вой воздуха, вызванный выступающими частями автомобиля. Особенно неприятный свист возникает при полном открытии поворотного вентиляционного стекла. Может быть, он также вызван боковым зеркалом, а особенно багажником, укрепленным на крыше. Тонкие прутья этого багажника издают при быстром движении свисты, пугающие малоопытных водителей, которые подозревают в этом повреждение автомобиля. Отклоняющиеся при быстром движении поводки и щетки стеклоочистителей также издают неприятный и утомляющий свист. Совет один – закрыть окна. Тогда внутри кузова наступит тишина; уменьшатся шум и свист. Опытный водитель даже в сильную жару при быстром движении закрывает окна и пользуется исключительно вентиляторами, которыми оснащен каждый современный автомобиль.

Пользуясь случаем, следует отметить, что открытие окон во время быстрого движения вызывает возникновение сильных завихрений воздуха, значительно увеличивающих сопротивление движению, а поэтому снижающих скорость автомобиля и повышающих расход топлива.

Если окно приоткрыто, можно заметить изменение шума внутри кузова при проезде мимо предметов, находящихся поблизости от дороги: заборов, штакетов, столбов, перил мостов и т.п. Внезапное появление этих шумов, иногда очень сильных, особенно беспокоит ночью, когда плохо видно, мимо чего мы проезжаем. Не надо обращать внимания на эти шумы. При некоторых обстоятельствах они могут даже помочь нам сориентироваться в дороге.

Перегрев двигателя, нагрев неотпущенного ручного тормоза, кипение воды в чрезмерно закрытом чехлом радиаторе, замыкание в системе электрооборудования водитель может обнаружить при помощи обоняния и установить причину путем осмотра. Следует отличать запахи, имеющие отношение к нашему автомобилю, от проникающих извне. Необходимо определять, не дошел ли, например, запах дыма или гари с поля, на котором жгут картофельную ботву, от горящего костра, от паровоза, рельсы которого мы пересекли, из дымовой трубы промышленного предприятия, мимо которого мы проезжаем, или от другого внешнего источника. От внешних источников могут исходить также такие запахи, как запах светильного газа или сероводорода вблизи от газового или металлургического завода, специфические запахи кожевенных заводов, заводов искусственного волокна, цементных, сахарных, рыбных, химических и т.п.

Определить, что запахи эти исходят не из нашего автомобиля, можно, выждав некоторое время, после нескольких сот метров пути проверить, исчезли запахи или нет.

Прогнозирование дорожной обстановки

Водитель постоянно учится распознавать опасные дорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильно оценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но и действия других участников движения, выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортной ситуации.

Прогнозирование водителем действий других участников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение. Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямого обмена информацией по оценке ими определенной дорожно-транспортной ситуации и о своих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибок в анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработке соответствующих решений. Это обусловливает в каждой опасной дорожно-транспортной ситуации определенную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Умение быстро, в условиях ограниченного лимита времени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортного происшествия создает благоприятные условия для выработки навыков по реализации этих решений.

Отсюда вытекает необходимость предвидения поведения не только управляемого транспортного средства, но и других участников движения, что соответствует концепции коллективной безопасности в противовес индивидуальной.

Водителю в первую очередь важно уметь предвидеть возможные дорожно-транспортные ситуации и их изменение во время движения. Основой для такого предвидения служат опыт водителя, его знания и анализ обстановки на дороге, которые он получил в результате наблюдения за дорогой. Главное в прогнозе – определить, как повлияют на безопасность пути движения его автомобиля объекты, попавшие в поле зрения водителя.

Водитель в процессе прогнозирования отвечает себе на следующие вопросы:

– что произойдет в ближайшее время;

– что произойдет с большей вероятностью;

– какая ситуация представляет непосредственную опасность;

– какая ситуация представляет потенциальную опасность.

Потенциальная опасность – это когда дорожно-транспортная ситуация может стать непосредственной через определенное время. Например, стоящий у тротуара автомобиль, в котором сидит водитель, может начать движение, не предупредив об этом, и тогда создает опасность для движения.

Непосредственная опасность – это когда дорожно-транспортная ситуация очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, вы движетесь по главной дороге, а по пересекаемой второстепенной дороге приближается автомобиль, не снижающий скорость.

Рассмотрим дорожно-транспортную ситуацию, представляющую непосредственную опасность для водителей.

На дорогах неоднократно встречаются участки, где проводится ремонт в меньшем или большем объеме. Перед ремонтируемым участком устанавливают не только предупреждающий знак 1.23. «Дорожные работы», но и запрещающий знак 3.24. «Ограничение скорости». Помимо безусловного соблюдения предписаний обоих знаков, следует ехать осторожно, чтобы не мешать работающим дорожным рабочим. Если проезжая часть засыпана щебнем, но еще не укатана, необходимо ехать очень медленно, чтобы избежать разбрасывания щебня.

Проезд по неукатанному щебню сопровождается обычно сильным шумом. Шум этот тем сильнее, чем быстрее мы едем, хотя он слышен и при самом медленном движении. Сам по себе этот шум не опасен, он лишь напоминает о необходимости снизить скорость. Следует добавить, что камни, выбрасываемые из-под колес, ударяясь о низ шасси автомобиля, могут повредить трубопроводы привода тормозов и бензотрубопроводы, а также металл крыльев и при этом отбить во многих местах слой краски, что в дальнейшем может привести к коррозии.

Если осуществляется гудронирование дорожного покрытия, то надо ехать очень медленно и подальше от гудронатора, потому что на автомобиль могут попасть частицы разогретого битума, который быстро затвердевает и затем с трудом счищается, оставляя грязные следы на полированной поверхности кузова. При движении по свежепропитанной битумом дороге шины колес разбрасывают частички битума, образуя на шасси автомобиля черный липкий слой, который трудно удаляется. Если его не счистить, то к нему будут прилипать пыль, песок и каменные крошки.

Материалы: http://www.refbzd.ru/viewreferat-596-6.html

2 ≫

Благодаря грамотной и профессиональной оценке дорожной ситуации можно правильно предвидеть (спрогнозировать) дальнейшую дорожную ситуацию. Прогнозирование представляет собой сравнение абстрактных предположений в голове человека в данный момент с данными о таких же ситуациях, которые хранятся в его памяти. Поскольку память обладает ассоциативными свойствами, водитель имеет определенное представление об изменении взаимного положения и управляемой машины, и других объектов дорожного движения. Таким образом, умение прогнозировать зависит от индивидуальных ассоциативных свойств памяти человека и его способности вообразить изменение временных и пространственных характеристик ситуации на дороге.

Благодаря воображению водитель представляет развитие ситуации как результат возможных его собственных действий, и действий других участников ДТС. Самым сложным в процессе прогнозирования является необходимость предугадать, как будут вести себя окружающие. Их действия могут быть весьма разнообразными, а это значит, что и решения по управлению своими автомобилями могут различаться. Поэтому задача прогнозирования состоит в правильной оценке различных вариантов развития ДТС и выявление из них такого, который наиболее вероятно соответствует поведению остальных участников дорожного движения.

Этот выбранный вариант – основа водителя для принятия решений. Часто такой информации бывает недостаточно. К примеру, довольно затруднительно грамотно оценивать поведение окружающих на участке дороги с плохой видимостью, или находясь в плотном потоке автомобиле. В таких ситуациях водителю следует ориентироваться на тот вариант, который в данных обстоятельствах является самым опасным, и не принимать решения до тех пор, пока не будет получено достаточно информации. Для этого нужно снизить скорость или приостановить автомобиль (к сожалению, многие водители забывают об этом), а если этого сделать нельзя, то он должен принять иные меры безопасности (сделать интервал между машинами больше), и поддерживать готовность к любому изменению дорожной ситуации. Таким образом, водитель формирует решение о том, как необходимо двигаться и как достичь этого, основываясь на своей оценке ДТС и ее прогнозировании.

В некоторых ситуациях нужно сохранять неизменный режим движения. Изменять режим необходимо по разным причинам, например, с появлением пешеходов, встречного, попутного транспорта, обращая внимание на дорожные знаки и светофоры, разного рода препятствия. Принимая дальнейшее решение, водителю необходимо помнить о характеристиках дороги, эксплуатационных свойствах самой машины, прежде всего, ее размеры, динамические и тормозные качества транспорта, его управляемость, и др. Реализуется принятое решение через воздействие на механизм управления или с помощью сигналов другим участникам ДТС.

Над летчиками проводили такой эксперимент: при управлении самолетом под автопилотом и вручную им водили отказ техники, который резко нарушал заданный режим полета. В результате эксперимента выяснилось, что когда пилоты управляли транспортом вручную, она готовы были парировать нарушения, с отказом техники они справились довольно легко. В том случае, когда самолет шел под автопилотом и летчики были расслаблены (хотя и держали органы управления в руках, как указано в инструкции), резкий отказ вызывал у них гораздо большее волнение, они не могли удерживать нормальный режим полета. Эксперимент показал, насколько важно во время вождения предусматривать возможность возникновения аварийных ситуаций и быть готовыми к противодействию.

Было замечено, что иногородние водители совершают относительно большую часть нарушений и дорожных происшествий. Несмотря на их попытки быть более осмотрительными в малознакомом городе, все происходит именно так. Местный водитель, которому известно обо всех городских дорогах, перекрестках и опасных местах, всегда находится в более выгодном положении.

Неожиданность опасна не только в городских условиях, но и при движении по междугородной трассе. Во время движения по ней водитель складывает представление, образ дороги, от которого он отталкивается, на будущую часть пути, которая ждет его за поворотом. Именно здесь особо опасны неожиданности, о которых не известно водителю. Как правило, он реагирует на них с определенной задержкой. В ходе экспериментов было установлено, что в том случае, если водитель готов к определенной дорожной ситуации, то его время реагирования составляет какие-то доли секунды, а когда ситуация возникает неожиданно, то время реакции возрастает в несколько раз.

Следует сказать несколько слов об обгонах. При совершении этого маневра правильная оценка ситуации и прогнозирование имеют существенное значение. Водителю необходимо учитывать большую совокупность факторов: удаленность от встречной машины, скорость обгоняемого транспорта, возможное поведение водителя, который едет впереди. Ошибаться в этом прогнозе очень опасно, поскольку обгон происходит при повышенной скорости. При таком маневре водитель чувствует острое напряжение. В ходе экспериментов установлено, что в психофизиологических параметрах водителя во время обгона происходит значительный сдвиг, их значение превышают обычные на 25-40%.

Приток информации о ситуации на дороге значительно уменьшается в том случае, если длительное время перед автомобилем едет крупное транспортное средство. Такое обстоятельство вызывает «сенсорный голод», и, как следствие, стремление обогнать большой автомобиль, повысить скорость. Если это стремление очень велико, водитель может не вполне адекватно оценивать сложившуюся дорожную ситуацию и совершить обгон на том участке, где это может быть опасным.

Материалы: http://autodr.ru/sovety-avtolyubitelyam/vozhdenie/752-prognozirovanie-i-analiz-dorozhnoy-situacii.html

3 ≫

Воображение позволяет водителю представить развитие ситуации как результат вероятных действий его и других участников движения. Наиболее сложно представить ему возможное поведение других участников движения. Действия их могут быть весьма разнообразны, а следовательно, и возможные решения по управлению своего автомобиля будут различными. В связи с этим задача прогнозирования заключается в критической оценке возможных вариантов развития ДТС и выделении среди них такого, который соответствовал бы наиболее вероятному поведению других участников движения.

Этот вариант и явится основой для принятия решения. Во многих случаях информации для этой цели оказывается недостаточно. Например, трудно с достаточной достоверностью предположить появление или поведение участников движения на участках с ограниченной видимостью или в плотных транспортных потоках. В этих случаях водителю можно рекомендовать ориентироваться на наиболее опасный из вариантов развития ситуации и отложить принятие окончательного решения до получения более полной информации. Для этого он снижает скорость или даже останавливает автомобиль (комм.автора - к сожалению, так поступают не все водители), а если это невозможно, принимает другие меры безопасности (например, увеличивает интервал) и поддерживает постоянную готовность к изменению режима движения. Таким образом, решение о том, как должен двигаться автомобиль и как этого достигнуть, формируется на основе критической оценки реальной дорожной обстановки и прогноза ее развития.

В определенных ситуациях целесообразно сохранить режим движения неизменным. Изменение же режима движения может быть, вызвано различными причинами, но основное влияние на решения водителя оказывают пешеходы, встречные, попутные и остановившиеся транспортные средства, светофоры и дорожные знаки, разнообразные препятствия. Вырабатывая решение, водитель должен учитывать характеристики дороги, эксплуатационные свойства управляемого автомобиля, прежде всего его габаритные размеры, тормозные и динамические качества, управляемость и др. Реализация принятых решений выражается главным образом в виде воздействия на органы управления или подачи сигналов другим участникам движения.

Неожиданность всегда была одним из самых нежелательных, а порой и самых опасных факторов управления.

С летчиками проводился такой эксперимент: в процессе пилотирования самолетом вручную и под автопилотом неожиданно вводился отказ техники, который вызывал резкое нарушение заданного режима полета. Так вот оказалось, что когда самолет пилотировался вручную и летчики были готовы парировать различные нарушения, с таким отказом они легко справлялись. Когда же самолет шел под автопилотом и летчики при этом расслаблялись, хотя и продолжали держать в руках органы управления (это предусмотрено инструкцией), неожиданный отказ вызывал у них большее волнение и часто они не могли удержать заданный режим полета. Этот эксперимент показывает, как важно при вождении предвидеть возможность различных аварийных ситуаций и быть готовым к противодействию им.

Замечено, что относительно большое число нарушений правил и дорожных аварий приходится на иногородних водителей. И хотя они в малознакомом городе стараются быть внимательнее — это не всегда им помогает. Местный водитель, хорошо знающий. различные городские дороги, перекрестки, опасные места, всегда находится в более выгодном положении.

Фактор неожиданности опасен не только в городе, но и на междугородных трассах. При движении по ним у водителей складывается представление, образ дороги, который он экстраполирует на будущий ее участок пути, находящийся за поворотом. И здесь-то особенно опасны неожиданности дороги, которых водитель не ждет. На них он реагирует обычно с существенной задержкой. Так, экспериментально установлено, что когда водитель готов к данной дорожной ситуации, его время реагирования на нее не превышает секунды, а когда такая ситуация возникает неожиданно, время его реакции возрастает вдвое.

Следует специально остановиться на обгонах . При этом маневре особенно важны правильные оценки и прогнозы. Здесь водителю приходится учитывать много факторов: и скорость обгоняемой и идущей навстречу машины, и удаление встречной машины, и то, как поведет себя водитель той машины, которую он обгоняет. Ошибка в таких прогнозах очень опасна, так как обгон выполняется на повышенной скорости. Естественно, что при таком маневре у водителя возникает высокая психическая напряженность. Было экспериментально установлено, что в период обгона происходит существенный сдвиг в психофизиологических параметрах водителя и здесь их значения на 25-40 % превышают обычные.

При длительном движении за крупным транспортным средством, закрывающим передний обзор дороги, существенно сокращается приток дорожной информации. Это обстоятельство порождает у водителя «сенсорный голод», а отсюда и неосознанное стремление увеличить скорость, обогнать этот большой автомобиль. Если это стремление очень велико, то оно может помешать трезвой оценке сложившейся ситуации и побудить водителя к обгону там, где это опасно.

Часто водители, попавшие в ДТП или просто в ситуацию, требующую от них активных действий, говорят примерно следующее: «Я ехал, а он вдруг раз влево без поворотника». Или «этот пешеход как выскочит передо мной, я на «встречку», там КАМАЗ, еле-еле разошлись» и так далее и тому подобное. Однако многих таких ситуаций можно избежать, используя простое прогнозирование ситуаций. Понятно, что быстрее среагировать на ситуацию, которую ожидаем . По мнению психологов, именно благодаря прогнозированию успешно водят автомобиль люди с разной реакцией .

Может показаться, что езда превратится в постоянный «мозговой штурм». Это не так. Через какое-то время все это будет происходить на уровне рефлексов. Думать уже не будем, будем только делать. Например, в первый год вождения я делал так. После каждой поездки оценивал свою езду, вспоминал хорошие, положительные мои действия и анализировал то, что мог сделать лучше, и самое главное, искал способы как это сделать. В будущем при возникновении похожей ситуации я переносил свой опыт и, в случае успеха, закреплял его, в случае недостатков - корректировал и так далее. В принципе, я стараюсь так ездить и теперь. Просто с каждой поездкой очень мало встречается ситуаций, с которыми еще не разу не сталкивался. Поэтому необходимо добиваться управления автомобилем автоматически. В ситуации прогнозирования необходимо действовать не в момент возникновения опасности, а до него. Конечно, не нужно быть пессимистом и панически бояться всего на дороге. Просто нужно реально оценивать вероятность возникновения какого-либо события. В психологии это называется мышлением .

Прогнозирование можно вести по следующим направлениям:

1. Чтение дорожной ситуации в зависимости от расположения других участников дорожного движения .

2. Анализ действий других водителей для выявления ошибок в их вождении и подготовка к этому.

3. Прогнозирование возможной нестандартной ситуации исходя из анализа дорожного покрытия , или просто насколько скользкой является дорога. Также необходимо учитывать и ветер , особенно при движении на трассе.

Понятно, что это только в теории так просто. В реальности приходится учитывать их комбинации.

Анализ всех дорожных ситуаций необходимо проводить в зависимости от условий видимости, которые можно разделить на две группы:

- в зависимости от погодных условий (туман, дождь, пыль и так далее);

- в зависимости от расположения других участников движения и рельефа местности.

Большая часть ситуаций типичны и встречаются постоянно. Приведу наиболее часто встречающиеся из личного опыта.

На всех изображениях подразумевается, что мы за рулем синего автомобиля.

Аналогично и при проезде через железнодорожные пути. Не приближайтесь к впереди идущей машине. В случае ее внезапной остановки сразу после путей, Ваш автомобиль останется на них, и деться будет некуда.

Возможно, многим эти примеры покажутся смешными, но на практике они встречаются достаточно часто. Аналогично второму случаю в меня в момент написании статьи сзади чуть не врезалась машина, хотя впереди люди переходили дорогу и машина передо мной их пропускала. Также немаловажным при прогнозировании является определение скоростей других участников движения и характера их движения (сильно ускоряются, резко тормозят). Часть данной информации можно получить исходя из вида участников дорожного движения .

В случае прогнозирования чрезвычайной ситуации необходимо выполнить ряд действий. Можно выделить три этапа.

Таким образом из данной статьи следует два момента. Во-первых, предугадывание возможных ошибок других участников движения. Рекомендую действовать по принципу - «доверяй, но проверяй». Если видите явное нарушение правил, уступите. Водитель в инвалидной коляске с надписью «я был прав» - непривлекательное зрелище.

Во-вторых, помните, что другие водители могут не размышлять при вождении. Поэтому старайтесь не допускать ситуаций, которые на рисунках создает водитель красного автомобиля. Заранее снижайте скорость (1, 2, 3 и 8 примеры), вовремя включайте и выключайте поворотник (3 и 4 примеры, правильно рассчитывайте скорость других машин (8 пример).

Основными факторами влияющими на видимость являются погодные условия. Они действуют на всех участников дорожного движения и требуют постоянного внимания водителя.

Однако есть ряд других погодных факторов, которые могут ухудшить видимость в любое время суток.

Чаще всего туман гуще в низинах. Даже если видите, что участок с туманом короткий, снизьте скорость. Даже на небольшом отрезке дороги может быть опасность (стоящий автомобиль, неровная дорога).

В тумане необходимо включать ближний свет. Наверное, хорошая вещь - противотуманные фары, но у меня их никогда не было, поэтому ничего сказать не могу. Считается, что свет от них должен стелиться по дороге. Если туман густой, можно открыть окна.

1. Когда Вы едете за другим автомобилем. В этом случае либо обгоняйте его, либо держите достаточную дистанцию.

2. Когда Вам навстречу едет другой автомобиль. Лучше прижмитесь вправо, т.к. за первой машиной может ехать другая, в которой водитель плохо видит (если не выполняет пункт 1). Будьте вдвойне осторожны в момент разъезда, т.к. на какое-то время будет очень пыльно и ничего не видно.

Учтите, что важным является прогнозирование условий видимости не только в настоящее время, но и в ближайшем будущем. Это зависит от скорости движения и составляет от 1 до 10 секунд. Описать сложно, поэтому приведу примеры.

1. Когда едете на подъем или закрытый поворот, вы еще не знаете, что за ним. Там может быть авария, обгон, упавший метеорит и так далее. Поэтому необходимо снизить скорость и принять несколько вправо (на подъеме), чтобы быть готовым к любой ситуации.

2. Когда в дождь вас обгоняют (вы обгоняете), или много луж и впереди быстро едет другая машина, необходимо заранее включить дворники. Вода и грязь из-под колес машин затруднят обзор на несколько секунд.

3. В случае разъезда в темное время суток, необходимо быть готовым к ухудшению видимости сразу после него, из-за возможного ослепления.

4. В морозы сбоку от грузовиков могут образовываться клубы дыма, ухудшающие видимость. Чаще всего это происходит, когда они трогаются и на подъемах. Лучше держитесь подальше или проезжайте максимально быстро рядом с ними.

Таким образом, необходимо просчитывать данные ситуации и реагировать не тогда, когда они произошли, а заранее. Например, во втором случае многие водители включают дворники только после того, как лобовое стекло забрызгано.

Хороший водитель должен анализировать видимость и для других участников дорожного движения. Понятно, что если погодные условия не позволяют вам хорошо видеть, другим водителям также видно плохо (в случае дождя, снега или тумана). Однако есть другие ситуации. Например, яркий солнечный свет, когда светит сзади вас, делает видимость водителей встречного транспорта намного хуже вашей. Также в яркий солнечный день очень плохо видны сигналы светофора (особенно старых моделей), и другие водители могут просто решить, что он не работает. Признаками данной ситуации может являться достаточно высокая скорость машины, которая движется на пересекающей дороге. Можно считать, что другие водители вас видят, но полагаться на это не стоит.

Таким образом, основной принцип прогнозирования условий видимости только один - ездите с такой скоростью, которая позволит в случае непредвиденной ситуации остановиться или выполнить маневр. Никогда не ездите быстрее, чем видите, и не забывайте про подготовку автомобиля (стекла и световые приборы) , особенно когда предстоит поездка ночью.

Обзор может быть затруднен другими автомобилями (особенно крупными), деревьями, домами, рельефом местности и конструктивными особенностями автомобиля («мертвые зоны»).

В таблице приведены наиболее часто встречающие случаи ограниченной видимости.

Аналогичная ситуация возникает, когда на обочине или правой полосе стоит фура, спереди от нее могут выбежать пешеходы. Проанализировать ситуацию в данном случае поможет взгляд под бампер стоящего автомобиля. И если там видны ноги, понятно, что там кто-то притаился.

В этом случае слишком короткая дистанция ухудшает обзор. На втором рисунке видимость намного лучше.

К тому же, слишком короткая дистанция опасна по причине возможного резкого торможения впереди идущего автомобиля или ситуации, когда впереди идущий автомобиль делает маневр, к которому вы можете быть не готовы.

Например, впереди стоит машина с аварийкой. Водитель автомобиля, за которым вы двигаетесь, готов к объезду и для него это не будет неожиданным, в отличие от вас, поэтому успеть среагировать будет очень сложно.

Избежать такой ситуации поможет полный автоматизм контроля за всеми участниками дорожного движения. В рассмотренном случае водитель синего автомобиля должен перед опережением автобуса оценить ситуацию.

Для этого необходимо проанализировать месторасположение и скорость всех участников (здесь важным является разница скоростей синего, черного автомобиля и автобуса).

И если маневр возможен, планировать перестроение после опережения автобуса сразу после красного автомобиля.

Подобным образом нужно относиться к автомобилю, остановившемуся на проезжей части. Во-первых, ситуация может быть аналогична случаю с пешеходом на светофоре. Во-вторых, если у него техническая неисправность (включена «аварийка» и/или выставлен знак аварийной остановки), водитель может не обращать внимания на проезжающие вблизи автомобили.

Во всех этих случаях лучше притормозить и быть особенно внимательным.

На перекрестках помните, что проезжающие автомобили также могут создать «невидимые» зоны. Основные примеры приведены на рисунках.

Данные ситуации очень сложно прогнозируется и могут привести к самым тяжелым последствиям. Они осложнены тем, что водители и синего и красного автомобилей не видят друг друга.

Чтобы такого не происходило, водителю синего автомобиля необходимо быть особенно внимательным при обгоне или опережении перед любым перекрестком, даже если он находится на главной дороге. Будет лучше произвести маневр сразу после перекрестка.

Водителю красного автомобиля лучше воздержаться от выезда, даже если крупногабаритный автомобиль движется крайне медленно, но нет уверенности, что в «слепой зоне» нет синего автомобиля.

Особенно нужно быть внимательным при выезде по узкой дороге (например, при выезде из двора). В данном случае, чтобы все увидеть, капот машины будет выдвинут вперед на проезжую часть, что может создать сложную ситуацию на дороге.

Однако при повороте налево большого количества встречных машин, сложно увидеть ситуацию в других полосах. В этом случае, два варианта действий: либо подождать, пока загорится красный, и закончить маневр, либо под небольшим углом осторожно выехать вперед (колеса прямо). Если впереди близко нет приближающихся машин (при данной позиции хороший обзор, причем все видно только через лобовое стекло), резко нажать газ, повернуть руль и проехать с максимальным ускорением данный участок. Очень часто водители встают почти поперек дороги, в этом случае ничего не видно (мешает стойка лобового и бокового стекла) и короткая полоса возможного разгона.

Отдельно следует рассмотреть ситуации, когда вы едете в свободном ряду, опережая автомобили, стоящие или медленно движущиеся в полосах справа или слева.

В этих случаях возможны различные опасности. Например, можно ожидать, что кто-то из водителей, не включив сигнал поворота или не посмотрев в зеркало заднего вида (первый рисунок), захочет перестроиться в вашу (свободную) полосу.

Но самая распространенная проблема в том, что эти автомобили могут затруднить вам и другим участникам дорожного движения обзор. Достаточно часто встречается ситуация изображенная на втором рисунке. Также следует помнить, что некоторые водители и пешеходы порой не соблюдают ПДД (примеры с третьего по шестой сделаны таким образом). Но в случае ДТП для вас это будет слабым утешением.

Поэтому, когда едете в свободном ряду, не набирайте высокую скорость по отношению к автомобилям, находящимся в соседних рядах.

Самым главным из всех перечисленных примеров следует то, что все действия за рулем необходимо осуществлять только при условии полного контроля ситуации. Крайне рискованно осуществлять подобные маневры, надеясь на то, что такое бывает только на вышерассмотренных примерах.

Не забывайте также, что другие водители могут не знать данных примеров, поэтому думайте за них. Например, если вы всегда проверяете «мертвую зону» - это не значит, что все другие водители это делают. Исходя из этого, проводите максимально короткое время в этой зоне у других машин, никогда не ездите там долго. Лично я всегда проезжаю этот участок с ускорением. То же самое применимо к другим перечисленным выше ситуациям.

И в заключении, когда едете на подъем или закрытый поворот, вы еще не знаете, что за ним. Там может быть авария, обгон, конец дороги, упавший метеорит и так далее. Поэтому необходимо снизить скорость и принять несколько вправо (на подъеме), чтобы быть готовым к любой ситуации.

Этот показатель зависит от ряда условий, главными из которых являются погодные условия (лед, снег, грязь, на солнце асфальт тоже немного другой). Хоть материал дорожного покрытия (грунтовка, асфальт, плиты) и накладывает отпечаток на манеру езды, здесь все более или менее просто. Например, по дороге из плит едешь, как в вагоне поезда, по брусчатке понятно что трясет и так далее. Важнее всего, я считаю, именно погодные условия, т.к. по асфальтовым дорогам мы ездим чаще, к тому же, грунтовая дорога не сильно отличается от асфальта в сухую погоду по свойствам.

Итак, дорога может быть скользкой по ряду причин. В первую очередь, рассмотрим ситуации, когда дорога скользкая на отдельных участках.

Все эти проблемные участки рекомендую объезжать или ехать по ним на невысокой скорости. Опасно ехать колесами с одной стороны по дороге, а с другой по таким участкам. Машину может просто закрутить.

В этой таблице перечислены причины низкого сцепления на всей дороге.

Проверить скользкость дороги можно легким торможением или кратковременно резко нажав на газ (понятно, что скорость должна быть не очень большой). Если ведущие колеса пробуксуют, значит, дорога скользкая. Причем чтобы точно узнать степень скользкости, можно нажимать на педаль газа несколько раз, с каждым разом более резко. Чем раньше колеса пробуксовывают, тем опаснее дорога.

Считается, что при движении на скользкой дороге нужно своевременно корректировать режим и тактику движения. Однако я не согласен с этим. Я уже писал, что избирательность при движении опасна, поэтому нужно ездить одинаково в любых дорожных условиях: всегда на передаче , в поворотах всегда крутить руль , тормозить без выжима сцепления , переключать передачи только на прямых участках . И тогда на сложных участках останется только уменьшать скорость.

Материалы: http://zholpolice.narod.ru/prognozirovanie.htm


Back to top