Экстренное торможение: система помощи EBA

1 ≫

При достижении современными автомобилями столь высоких скоростей стандартных и не дооборудованных систем торможения явно недостаточно. Производители всего мира уже давно и успешно используют технологии EBA, BA, BAS и многие другие для того, чтобы предотвратить критическое увеличение тормозного пути, которое может привести к плачевным последствиям. В этой статье мы расскажем о том, что такое экстренное торможение, чем оно опасно, и как система экстренного торможения помогает водителю избежать неприятных ситуаций на дороге.

Основное понятие

Экстренное торможение — это понятие, знакомое, пожалуй, каждому автолюбителю. Тем не менее не все достаточно четко представляют, что это такое, и чем вообще опасно возникновение такого явления.

Представим простую ситуацию. Автомобиль развил на трассе достаточно приличную скорость, пусть даже и в рамках требований правил дорожного движения. Как правило, трасса наделена большим количеством крутых поворотов, спусков и изгибов, а по краям трассы обычно растет высокий и глухой лес, не позволяющий увидеть, что находится за поворотом.

Так как притормаживать до минимальной скорости при каждом повороте захочет далеко не каждый автолюбитель, он подвергается определенному риску не заметить другой автомобиль, сломавшийся или же неудачно припаркованный прямо за подъемом или поворотом. Очевидно, что спрогнозировать такое стечение обстоятельств водитель без помощи дополнительных средств техники, как правило, не в силах. Поэтому, обнаружив за поворотом машину, автомобилист резко надавит на педаль тормоза, стараясь максимально быстро остановить машину.

Но экстренное торможение — понятие сложное и неоднозначное. К тому же разные водители обладают разной силой мышц ноги, и экстренное торможение у них будет происходить с различным усилием. Кроме того, большое значение имеет психологический фактор: совершая экстренное торможение, автомобилист может банально не рассчитать усилие давления на педаль и увеличить тормозной путь на несколько десятков процентов, которые впоследствии могут оказаться критическими.

Системы помощи EBA, BAS и BA призваны для того, чтобы, вне зависимости от интенсивности нажатия на педаль, обеспечить максимальную блокировку колес и предотвратить катастрофу, которая может произойти при превышении тормозного пути даже на долю процента.

Принцип работы и назначение

Системы помощи при экстренном торможении EBA, BA и BAS обладают схожим устройством и имеют так называемый пневматический принцип действия. Системы автомобиля EBA и BA были разработаны чуть раньше своего третьего собрата, а потому несколько отстают от него в плане характеристик. Причем EBA имеет несколько улучшенные характеристики за счет более доработанного электромагнитного клапана, расположенного в вакуумном усилителе тормозов.

Принцип работы, которым обладает подобная система экстренного торможения, достаточно прост. В состав системы входит вакуумный усилитель, датчик скорости штока усилителя, регламентирующего быстроту перемещения тормозной педали, а также электромагнитный клапан, который ускоряет шток при определенных условиях.

Датчик постоянно отслеживает скорость перемещения штока и, как следствие, тормозной педали автомобиля. Если перемещение произошло слишком быстро, то есть сигнал, передаваемый датчиком, превышает допустимый порог, открывается электромагнитный клапан, который производит дополнительный забор воздуха под давлением. Это приводит к тому, что тормозная педаль уже автоматически доводится до своей крайней точки. При этом педаль может быть нажата автомобилистом быстро, но не очень сильно, но все равно тормозное усилие останется максимально возможным.

Помимо систем EBA, BA и BAS, на современных автомобилях часто можно увидеть такую технологию, как система автоматического экстренного торможения. Как правило, она активирует тормозную систему без участия водителя, если ее датчики сообщают, что впереди располагается непреодолимое препятствие в виде, например, стены или другого автомобиля.

Резюме

В заключение можно отметить, что система экстренного торможения EBA, BA и BAS способна позволить избежать значительных повреждений машины, а зачастую спасти жизнь водителю и пассажирам. Поэтому при покупке машины важно обратить внимание на количество и состав систем безопасности, которые позволят чувствовать себя комфортно даже на высокой скорости и не бояться внезапной потери управления.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

  • Loading.

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Материалы: http://portalmashin.ru/service/breakes/ekstrennoe-tormozhenie.html

2 ≫

Одним из ключевых устройств, предотвращающих аварии или уменьшающих их последствия, является система экстренного торможения. Она необходима для эффективной работы тормозной системы в критической ситуации: в среднем, тормозной путь автомобиля сокращается на двадцать процентов. Дословно BAS или Brake assistant можно перевести как «помощник при торможении». Вспомогательная система экстренного торможения (в зависимости от вида) либо помогает водителю при экстренном торможении (через дожатие педали тормоза), либо автоматически притормаживает автомобиль без участия водителя вплоть до полной остановки. В статье рассмотрим устройство, принцип работы и типы каждой из этих двух систем.

Существуют две группы вспомогательных систем экстренного торможения:

  • помощь при экстренном торможении
  • автоматическое экстренное торможение

Первая создает максимальное тормозное давление, образующееся в результате нажатия водителем на педаль тормоза. По сути, она «дотормаживает» за водителя. Вторая – выполняет ту же функцию, но уже без участия водителя. Этот процесс происходит автоматически.

Система помощи при экстренном торможении

Исходя из принципа создания максимального тормозного давления, система этого типа делится на пневматическую и гидравлическую.

Пневматическая система помощи при экстренном торможении

Пневматическая система позволяет обеспечить максимальный КПД работы вакуумного усилителя тормозов. Она состоит из следующих элементов:

  • датчика, расположенного внутри вакуумного усилителя и замеряющего скорость перемещения штока усилителя
  • электромагнитного привода штока
  • электронного блока управления (ЭБУ)

Пневматический вариант устанавливается, в основном, на автомобили, оборудованные антиблокировочной системой тормозов (ABS).

В основе принципа работы системы – распознавание характера экстренного торможения по скорости нажатия водителем на педаль тормоза. Эту скорость фиксирует датчик, передающий результат в электронную систему управления. Если сигнал больше установленного значения, ЭБУ активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает до упора педаль тормозов. Еще до срабатывания ABS происходит экстренное торможение.

К системам помощи при экстренном торможении пневматического типа относятся:

  • BA (Brake Assist)
  • BAS (Brake Assist System)
  • EBA (Emergency Brake Assist) – устанавливается на автомобили Вольво, Тойота, Мерседес, БМВ
  • AFU – ставится на Ситроен, Рено, Пежо

Гидравлическая система помощи при экстренном торможении

Гидравлический вариант системы «брейк ассист» создает максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет элементов ESP (системы курсовой устойчивости). Конструктивно система состоит из:

  • датчика давления в тормозах
  • датчика частоты вращения колес или датчика разряжения в вакуумном усилителе
  • выключателя стоп-сигнала

Схема устройства и работы системы экстренного торможения

  • ЭБУ
  • Система также имеет несколько типов:

    • HBA (Hydraulic Braking Assistance) устанавливается на Фольксваген, Ауди
    • HBB (Hydraulic Brake Booster) ставят также на Ауди и Фольксваген
    • SBC (Sensotronic Brake Control) – предназначен для Мерседеса
    • DBC (Dynamic Brake Control) – ставят на БМВ
    • BA Plus (Brake Assist Plus) – Мерседес

    На основании сигналов датчиков ЭБУ включает гидравлический насос системы ESP и увеличивает давление в тормозной системе до максимального значения.

    Помимо скорости нажатия на педаль тормоза система SBC учитывает силу нажатия на педаль, дорожное покрытие, направление движения и другие факторы. В зависимости от конкретных условии ЭБУ формирует оптимальное тормозное усиление на каждое колесо.

    Вариация BA Plus учитывает расстояние до впереди движущегося транспорта. В случае опасности она предупреждает водителя, либо дотормаживает за него.

    Система автоматического экстренного торможения

    Система экстренного торможения этого типа более совершенна. Она распознает движущееся впереди транспортное средство либо препятствие с помощью радара и видеокамеры. Комплекс самостоятельно вычисляет расстояние до транспортного средства и в случае вероятной аварии снижает скорость. Даже при возможном столкновении последствия будут не такими серьезными.

    Помимо автоматического экстренного торможения, устройство оснащено и другими функциями. Такими, как: предупреждение водителя об опасности столкновения посредством звуко-световой сигнализации. Также активируются некоторые устройства пассивной безопасности, за счет чего комплекс имеет другое название – «превентивная система безопасности».

    Конструктивно этот тип системы экстренного торможения базируется на других системах активной безопасности:

    • адаптивного круиз-контроля (контроль за расстоянием)
    • курсовой устойчивости (автоматическое торможение)

    Известны следующие виды систем экстренного автоматического торможения:

    • Pre-Safe Brake — для Мерседес
    • Collision Mitigation Braking System, CMBS применимы для автомобиля Хонда
    • City Brake Control — Фиат
    • Active City Stopи Forward Alert — устанавливается на Форд
    • Forward Collision Mitigation, FCM- Митсубиси
    • City Emergency Brake — Фолксваген
    • City Safety применимы на Вольво

    Материалы: http://techautoport.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/sistema-ekstrennogo-tormozheniya.html

    3 ≫

    Конструкции систем помощи при экстренном торможении можно разделить на два типа по принципу создания максимального тормозного давления: пневматические и гидравлические.

    Системы помощи при экстренном торможении пневматического типа обеспечивают эффективную работу вакуумного усилителя тормозов. К ним относятся системы:

    · BA (Brake Assist), BAS (Brake Assist System), EBA (Emergency Brake Assist) на автомобилях Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Volvo и др.;

    · AFU на автомобилях Renault, Peugeot, Citroen.

    Конструктивно данные системы объединяют датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя, электронный блок управления и электромагнитный привод штока.

    Система помощи при экстренном торможении пневматического типа устанавливается, как правило, на автомобили, оборудованные системой ABS.

    Принцип работы данной системы основан на распознавании ситуации экстренного торможения по скорости нажатия педали тормоза. Скорость нажатия на педаль тормоза фиксирует датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя и передает сигнал в электронный блок управления. Если величина сигнала превышает установленное значение, электронный блок управления активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает педаль тормоза. Экстренное торможение происходит до срабатывания системы ABS.

    Системы помощи при экстренном торможении гидравлического типа обеспечивают максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет использования элементов системы курсовой устойчивости. К таким системам относятся:

    · HBA (Hydraulic Braking Assistance) на автомобилях Volkswagen, Audi;

    · HBB (Hydraulic Brake Booster) на автомобилях Volkswagen, Audi;

    · SBC (Sensotronic Brake Control) на автомобилях Mercedes-Benz;

    · DBC (Dynamic Brake Control) на автомобилях BMW;

    · BA Plus (Brake Assist Plus) на автомобилях Mercedes-Benz.

    Система HBA распознает экстренную ситуацию по скорости и силе нажатия педали тормоза. В работе системы используется датчик давления в тормозной системе, датчики частоты вращения колес, выключатель стоп-сигнала. На основании поступающих сигналов электронный блок управления при необходимости включает насос обратной подачи, который доводит давление в тормозной системе до максимального. Действие программы происходит до срабатывания системы ABS.

    Система HBB в определенных режимах эксплуатации автомобиля (прогрев двигателя и др.) дублирует вакуумный усилитель тормозов. В работе системы используются датчик давления в тормозной системе, датчик разряжения в вакуумном усилителе, выключатель стоп-сигнала. При недостаточном разряжении в камерах вакуумного усилителя система HBB включает насос обратной подачи и повышает давление в тормозной системе до необходимой величины.

    Система SBC в своей работе учитывает множество факторов, в том числе: скорость переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, силу нажатия на педаль тормоза, качество дорожного покрытия, направление движения, другие параметры. В соответствии с конкретными условиями движения электронный блок управления формирует оптимальное тормозное усилие на каждое колесо.

    Cистема BA Plus контролирует расстояние до впереди идущего автомобиля с помощью радаров системы Distronic. Если расстояние мало и существует опасность столкновения производится визуальное и звуковое предупреждение водителя. Если водитель тормозит недостаточно эффективно система дотормаживает за него.

    Система автоматического экстренного торможения с помощью радара (лидара) и видео камеры обнаруживает впереди идущий автомобиль. В случае вероятной аварии (интенсивного сокращения растояния между автомобилями) система реализует частичное или максимальное тормозное усилие, замедляет или останавливает автомобиль. Даже если столкновение произошло, последствия его для обоих автомобилей будут значительно меньше.

    Конструктивно система автоматического экстренного торможения построена на других системах активной безопасности - системе адаптивного круиз-контроля (контроль расстояния) и системе курсовой устойчивости (автоматическое торможение).

    Известными системами автоматического экстренного торможения являются:

    · Pre-Safe Brake на автомобилях Mercedes-Benz;

    · Collision Mitigation Braking System, CMBS на автомобилях Honda;

    · Collision Warning with Auto Brake на автомобилях Volvo;

    · City Safety на автомобилях Volvo;

    · Predictive Emergency Braking System, PEBS от Bosch;

    · Automatic Emergency Braking, AEB от TRW.

    Необходимо отметить, что в перечисленных системах помимо автоматического экстренного торможения реализованы другие функции, среди которых предупреждение водителя об опасности столкновения, активация некоторых устройств пассивной безопасности. Поэтому данные системы еще называют превентивными системами безопасности.

    Перечисленные системы активной безопасности конструктивно связаны и тесно взаимодействуют с тормозной системой автомобилями значительно повышают ее эффективность. Ряд систем может управлять величиной крутящего момента через систему управления двигателем.

    Имеются также вспомогательные системы активной безопасности (ассистенты), предназначенные для помощи водителю в трудных с точки зрения вождения ситуациях. Помимо своевременного предупреждения водителя о возможной опасности, системы осуществляют и активное вмешательство в управление автомобилем, используя при этом тормозную систему и рулевое управление.

    Большое количество таких систем появилось и появляется в связи со стремительным развитием электронных систем управления (появлением новых видов входных устройств, повышением производительности электронных блоков управления).

    К вспомогательным системам активной безопасности относятся:

    · система кругового обзора;

    · cистема аварийного рулевого управления;

    · система помощи движению по полосе;

    · система помощи при перестроении;

    · система ночного видения;

    · система распознавания дорожных знаков

    · система контроля усталости водителя

    · система помощи при спуске;

    · система помощи при подъёме;

    Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения.

    1. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. – М.: Транспорт, 2009. – 432 с.

    2. Рудников Ю.М., Засорин Ю.Л., Дагович В.М. Учебник водителя автомобиля категории «В»: учебное пособие / Рудников Ю.М., Засорин Ю.Л., Дагович В.М. – М: Инфра-М, 2007

    3. Авторы: М. Митин, Н. Пчелинцев «системы современного автомобиля» Издательство: Солон-Пресс, 2013г. -72 стр.

    1. трубопровод контура «левый передний-правый задний тормозные механизмы»

    2. сигнальное устройство

    3. трубопровод контура «правый передний - левый задний тормозные механизмы»

    4. бачок главного тормозного цилиндра

    5. главный тормозной цилиндр

    6. вакуумный усилитель тормозов

    7. педаль тормоза

    8. регулятор давления

    9. трос стояночного тормоза

    10. тормозной механизм заднего колеса

    11. регулировочный наконечник стояночного тормоза

    12. рычаг привода стояночного тормоза

    13. тормозной механизм переднего колеса

    1. колесная шпилька

    Материалы: http://studopedia.ru/10_180518_printsip-raboti-sistemi-raspredeleniya-tormoznih-usiliy.html


    Back to top