Перегрев двигателя: последствия

1 ≫

«Моя машина — огонь», — гордо утверждает владелец мощного автомобиля, способного развивать невероятную скорость и длительное время работать на износ. А ведь современные дороги, качество используемого топлива, частые подделки запчастей и являются главной причиной того, почему двигатель машины вынужден всё время работать на пределе сил и производить больше тепловой энергии, чем способен выдержать.

Во время сгорания топливо выделяет огромное количества тепла, которая преобразуется в двигателе в механическую энергию и запускает «сердце машины», толкая его поршни, затем коленчатый вал и машинные приводы. Естественно, чем больше тепла вырабатывает двигатель, тем мощнее он работает и большую скорость может развить автомобиль.

Но у любой силы есть обратная сторона. В случае с двигателем, только небольшая часть тепловой энергии успевает преобразоваться и пойти на благое дело. В идеале она не должна превышать 220 градусов по Фаренгейту. Однако на деле, производится больше тепла, чем идёт в ход. В итоге двигателю приходится принимать на себя его излишек. При таком раскладе выйти из строя могут не только алюминиевые поршни и головки, но даже их чугунные аналоги. Да и современные метало керамические сплавы, не всегда выручают автомобиль!

К тому же новые модели двигателей, экономичные в плане расхода топлива и более экологически чистые, чем их дымные аналоги конца ХХ века, часто имеют такие недостатки, как узкие и близко расположенные зазоры, накладные кулачки на алюминиевых головках и т.д. Всё это делает их крайне уязвимыми к перегреву. И машину в любой момент может ожидать «тепловой удар».

Последствия перегрева двигателя – неминуемые беды

Человек, по сравнению с машиной весьма хрупок. Даже самый здоровый индивид может свалиться с ног в жаркий летний день, находясь под солнцепёком без головного убора. Да и после получаса в русской бане или сухой сауне, у многих начинает пошаливать сердце. Машина крепче, однако, и её выдержка имеет предел. Когда тепловая энергия переходит все границы, начинаются неизбежные разрушения.

Перегрев двигателя: последствия, степень тяжести которых зависит от того слабый или сильный перегрев был допущен водителем.

  • Если двигатель перегревается слабо:

Когда перегрев двигателя не превышает 5-10 минут, особых бед можно не опасаться. Такое может случиться в случае отказа вентилятора или поломки термостата. Быстро отреагировавший водитель, успевает вовремя заглушить машину. В худшем случае немного подплавятся поршни. Но в большинстве новых автомобилей никаких последствий такого перегрева не будет. Переживать и отправить машину на диагностику следует только в случае, если за время перегрева образовался видимый взгляду дым.

Когда время перегрева превышает 20 минут, последствия будут более ощутимы. Возможны такие неприятности, как:

  • головки блока цилиндров могут оказаться искривлены;
  • образуются трещины в ГБЦ, которые являются главной причиной «вылетания» клапанного гнезда;
  • могут прогореть прокладки ГБЦ;
  • часто на поршнях разрушаются межкольцевые перегородки;
  • сальники станут пропускать масло и т.д.

Но это всё цветочки по сравнению с тем, когда наблюдается сильный перегрев двигателя – причины, которого чаще всего кроются в недостаточно внимательном техобслуживании автомобиля.

  • Сильный перегрев – «сердечный удар» автомобиля

При сильном перегреве чаще всего повреждения охватывают все детали двигателя. Водителю, пережившему такую ситуацию, следует радоваться своему везению, ведь двигатель мог и взорваться. Избежать такой ситуации позволяет сама система автомобиля – разные детали двигателя разрушаются с разной скоростью и благодаря этому он чаще всего просто глохнет.

Волна разрушения двигается из камер сгорания и распространяется на двигатель и окружающие его запчасти:

  • плавятся и начинают прогорать поршни;
  • расплавленный алюминий от поршней попадает на стенки цилиндров, чем затрудняет ход поршня и увеличивает его уничтожение;
  • если двигатель не заглох после разрушения поршней, начинаются проблемы с маслом.
  • перегретое масло теряет свои смазывающие свойства;
  • начинается разрушение всех трущихся деталей;
  • к коленвалу прилипают расплавившиеся шатунные и коренные вкладыши;
  • вылетают клапанные гнёзда;
  • коленвал ломается на две части под воздействием поршня;
  • поршень пробивает одну из стенок блока «кулаком дружбы», что полностью разрушает двигатель.

Двигатель перегрелся — что делать, чтобы не ухудшить ситуацию?

При сильном перегреве двигателя, самым разумным решением будет сразу его заглушить и дать полностью остыть. Представьте себе, что железо, чугун доведены до состояния каления, и внутри двигатель напоминает ярко-алый источник гнева… Как метал в кузнице, готовый к выплавке. Вода и охлаждающая жидкость могут причинить даже больше вреда, чем сам перегрев. Ведь до диагностики невозможно определить, были ли уже повреждены поршни, коленвал, клапаны или нет! А вот резкое охлаждение – точно их деформирует. Они или потрескаются или будут полностью искривлены.

Но при перегреве слабой и средней тяжести водитель может предпринять определённые действия, которые облегчат автомобилю участь. В любом случае, каждый водитель должен знать, когда перегрел двигатель — что делать?!

Первое, что необходимо сделать – выключить двигатель и дать ему возможность охладить свой пыл. Затем важно провести диагностику и понять, что стало причиной перегрева.

Необходимо проверить следующие «зоны риска»:

Важно проверить, не стал ли термостат причиной перегрева. Ведь если дело в нём и его не заменить, то следующий перегрев может стать роковым. Проще всего проверить термостат с помощью кастрюли с кипящей водой – кипяток должен открыть исправный термостат, а проверить температуру в этом случае можно с помощью инфракрасного бесконтактного термометра.

Лучше не пытаться самостоятельно устранить тенденцию к перегреву термостата, проще заменить его, ведь риск для двигателя в этом случае слишком велик.

Наиболее частая причина перегрева двигателя кроется в утечке охлаждающей жидкости. Диагностировать эту проблему можно внимательно исследовав шланги, водяной насос, ядро термостата, радиатор, прокладки головки, головку цилиндра, кулер трансмиссионного масла. Собственноручно легко сделать визуальный осмотр, который поможет выявить наиболее сильные течи.

По крайней мере, визуально диагностировать утечку в прокладке не представляется возможным, особенно после повторного перегрева. Симптомы могут проявляться в виде белого пара в выхлопе, который легко не заметить. Диагностировать эту проблему можно с помощью гидравлических испытаний или «блока проверки», содержащего синюю жидкость для обнаружения утечки. Впрочем, «подлатать» прокладку можно обычным герметиком. Это временная мера, но она позволит доехать до точки назначения, чтобы позже полностью её заменить.

Любая неисправность вентилятора, будь-то отсутствие кожуха или поломки муфты, также становятся причиной перегрева. Самостоятельно чинить вентилятор не имеет смысла, срок его службы такой же, как у водяного насоса – достаточно долгий, чтобы компенсировать свою стоимость. Проще после обнаружения утечки сразу же его заменить.

В случае же с электрическим вентилятором, необходимо проверить включается ли он при работающем двигателе. Его слабым местом является проводка, которую можно отремонтировать самостоятельно. Проверяется это просто – вентилятор подключается напрямую к аккумулятору, если работает, то необходима починка проводки. Если нет – замена вентилятора.

Проблема с водяным насосом возникает относительно редко. Единственным способом проверки его состояния является извлечение его наружу и осмотр крыльчатки. Необходимо выяснить, как она работает на валу, достаточно ли хорошо вращается и крепко закреплена. Также нужно проверить, хорошо ли натянут пояс скольжения и не просачивается ли вал насоса.

В ситуациях, когда ничто не помогает и в дополнении ко всему прочему, нет искры с катушки зажигания, необходимо провести комплексную диагностику системы зажигания (чаще всего требуется замена катушки), а также проводку. Возможно, что катушка была установлена неправильно или повреждён один из проводов. Обычно вначале разрушаются предохранители, контакты, коммутаторы и только в самом конце сама катушка. Поэтому при первом перегреве она редко бывает основной причиной возникшей ситуации.

Проверив все основные причины, следует взяться за осмотр подшипников. И прежде всего, проверить состояние стартера. Не многие знают лёгкий способ того, как проверить стартер. Обычно для проверки его приходится полностью снять. Исправность легко проверить простой отвёрткой – нужно замкнуть её выводы оттягивающего реле. Если он заработает, то всё в порядке. Следует помнить, что в этом случае он будет работать без нагрузки. Поэтому для профилактики следует почистить его от грязи и заменить старую смазку в подшипниках и редукторе.

Прежде чем взяться за ремонт двигателя на ВАЗ 2106 или любой другой машины, стоит залезть под капот и проверить, а не перегревается ли двигатель из-за банального загрязнения? Ведь грязь и мусор могут полностью заблокировать поток воздуха через радиатор, что существенно снизит его способность распределять тепло. Вот уж, действительно, чистота – залог работающего двигателя!

Последствия при перегреве двигателя — видео

СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА

Выбор моторного масла для зимней эксплуатации автомобиля ВАЗ

Чрезмерный уровень масла в двигателе – опасно или нет?

Детонация в двигателе – решение серьезной проблемы

1 КОММЕНТАРИЙ

а что если перегрев двигателя был вызван самим человек тоесть постоянно большие оборроты и т.д?

Материалы: http://autoremka.ru/dvigatel/peregrev-dvigatelya-posledstviya.html

2 ≫

Для нормального функционирования силовой установки очень важно соблюдение теплового режима. Любой мотор работает за счет энергии сгорания горючей смеси. Горение же в свою очередь сопровождается выделением большого количества тепла, которое должно отводится. Но нередко случается так, что температурный режим двигателя нарушается, и он просто перегревается. Последствия такой проблемы могут быть самыми печальными.

Многие автолюбители списывают перегрев двигателя на внешние факторы, хотя они далеко не всегда являются причиной.

Весь принцип работы системы охлаждения силового агрегата, которая и обеспечивает поддержание требуемого температурного режима, построен на теплообмене. Основной рабочий элемент системы – охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения и омывая самые разогреваемые составляющие части, отбирает у них тепло, а затем отводит его в окружающую среду благодаря радиатору. Эффективность работы последнего во многом зависит от потока проходящего через него воздуха, который подается на него при движении.

Исходя из изложенного, можно понять, что внешним фактором перегрева двигателя может стать именно отсутствие воздушного потока. То есть длительное простаивание в пробке с заведенным мотором, особенно в летней время, движение на малых скоростях при повышенных оборотах могут привести повышению температуры двигателя.

Видео: Перегрев двигателя, причины перегрева.

Но это только одна из причин. Значительно чаще происходит такая проблема из-за технической неисправности или появления определенных нарушений в системе охлаждения. Так, виной несоблюдения температурного режима может стать:

Насос и термостат

Водяной насос (помпа) является одним из основных элементов системы, поскольку этот узел обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. В целом помпа обладает сравнительно простой конструкцией, поэтому ломается она редко. Единственной причиной перегрева, виновником которой является исключительно насос, является повреждение его крыльчатки, что опять же – редкостное явление.

Часто оказывается, что привод этого насоса становится причиной нарушения теплового режима. Теоретически это так – привод поврежден или сильно прослаблен, а значит, и в движение насос приводить он не сможет. Но на практике все несколько иначе.

Самой распространенной компоновкой двигателя является та, в которой помпа приводится от ремня ГРМ. И если он оборвется, то мотор уж точно не перегреется, поскольку работать он не сможет при такой поломке.

Также в некоторых установках помпа работает от приводного ремня дополнительного оборудования. И если он сильно провиснет или порвется, то водитель выявит это еще до того, как мотор перегреется по отказавшим элементам, которые приводит в действие этот ремень – ГУР, кондиционеру, генератору. Так что привод, по сути, можно исключить из причин повышения температуры.

Единственное на некоторых авто используется насос с электроприводом. Вот здесь уже отказ или поломка помпы запросто может стать причиной нарушения температурного режима.

Но насос может стать косвенным виновником перегрева. В случае повреждения сальника, используемого в конструкции, корпус помпы начнет пропускать жидкость. Если не следить за мотором, то постепенно уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) сильно упадет и ее будет просто не хватать, чтобы выполнять свою функцию.

Термостат обеспечивает разделение всей системы охлаждения на два круга – большой и малый. По сути, он является клапаном, который перенаправляет жидкость по требуемому кругу в зависимости от температуры мотора.

Если же этот клапан заклинит в положении, при котором ОЖ циркулирует по малому кругу, то она просто не будет поступать на радиатор для отвода тепла, поэтому двигатель очень быстро перегреется.

Примечательно, что при заклинивании термостата, при котором жидкость движется только по большому кругу, двигатель наоборот – не сможет выйти на требуемую температуру.

Причины перегрева двигателя и способы решения проблемы

Радиатор и трубопроводы, вентилятор, датчик

Радиатор является теплообменником и от него во многом зависит соблюдение температурного режима. Но если он сильно засорен внутри отложениями или же соты его сильно закупорены пылью, грязью, насекомыми и т. д., то этот элемент не сможет эффективно отдавать тепло окружающей среде.

Трубопроводы становятся причиной перегрева в случае их повреждения или отсутствия герметичности в местах соединения. Из-за этого появляются утечки ОЖ, падение которой ниже нормы приведет к прекращению нормального выполнения своей функции системой.

Неработающий вентилятор радиатора становить виновником достаточно часто. Он используется в конструкции для создания принудительного потока воздуха на радиатор, чтобы «сбить» температуру, если она поднялась выше нормы. Но в случае, когда вентилятор не сработает, температура будет продолжать повышаться.

Что касается датчика, то он может стать причиной проблемы в случае поломки, из-за чего его информация не будет соответствовать действительности. То есть, водитель, ориентируясь на него, уверен, что температура в норме, а на самом деле она завышена, причем сильно.

Последствия перегрева зависят от его степени. Так, многие агрегаты могут «пережить» кратковременное превышение температуры без каких-либо негативных последствий. То есть, если водитель вовремя заметил, что стрелка температурного датчика приближается к красной зоне, остановился, заглушил мотор, выждал время, чтобы мотор остыл, то в дальнейшем проблем не возникнет.

Видео: К чему может привести перегрев двигателя

Хуже, если водитель обратил внимание на нарушение, когда уже двигатель «закипел». Такой перегрев уже можно отнести к средней степени. Чаще всего это выливается в пробой прокладки ГБЦ. И хорошо, если этот пробой ведет наружу, поскольку обнаружить его будет несложно по появлению подтеков охлаждающей жидкости или масла на блоке цилиндров.

Но нередко пробой появляется между каналами подачи масла и ОЖ или одного из этих каналов с цилиндром. Такую поломку выявить значительно сложнее, и до того, как она будет обнаружена, составные части мотора уже могут получить повреждения.

Наибольший вред приносит длительный перегрев. Такое может случиться, к примеру, если водитель в пробке заметил, что мотор «закипел», но еще некоторое время двигался в таком режиме, чтобы съехать на обочину или в технологический карман.

Воздействие высоких температур в таком случае становится причиной:

  1. Коробления головки блока и ее посадочного места на блоке цилиндров.
  2. Появлению микротрещин на блоке и ГБЦ.
  3. Оплавлению днища поршня и разрушению перемычек кольцевых проточек.
  4. Заклиниванию двигателя.
  5. Повреждению элементов ГРМ и КШМ.

После длительного воздействия повышенной температуры двигатель получает настолько сильный урон, что далеко не всегда его удается устранить даже при помощи капитального ремонта. В некоторых случаях восстановлению агрегат просто не подлежит.

Видео: Перегрев двигателя, Закипел автомобиль

Стоит отметить, что урон многом зависит от конструктивных особенностей самого мотора, его состояния. Одни силовые установки могут вполне «пережить» достаточно серьезный перегрев с малейшими повреждениями, у других же из-за малейшего превышения температуры узлы и механизмы получают достаточно сильные разрушения.

Чтобы не допустить нанесения урона двигателю, следует во время движения контролировать температурный режим по датчику. Но этот датчик может быть сломан, а о возникшей проблеме просигнализируют и другие признаки:

  • появление характерного запаха сильно разогретого антифриза (начальная стадия перегрева). Из-за сильного нагрева часть его переходит в газообразное состояние, из-за чего в системе повышается давление. При достижении определенной отметки часть пара будет стравливаться через клапан в крышке, поэтому и появляется запах охлаждающей жидкости;
  • клубы пара, выходящие из-под капота (средняя степень). При сильном превышении температуры очень много ОЖ становится паром, при этом давление в системе резко возрастает, клапан его ставить уже не успевает и пар начинает прорываться через крышку, возможен также срыв одного из патрубков.

При проявлении хоть малейших признаков следует сразу же съехать с дороги, заглушить двигатель и открыть капот. Далее следует выждать время для остывания мотора.

Ни в коем случае нельзя сразу же после остановки трогать крышку расширительного бачка и трубопроводы. Поскольку из-за пара внутри системы находится высокое давление, и малейшее воздействие на составные части может привести к прорыву горячего пара, что чревато получением сильных ожогов.

Осмотр двигателя следует проводить только после того, как пропадут звуки кипения (бульканья) жидкости. Сначала следует проверить уровень в бачке, чтобы оценить потери ОЖ. Далее следует проверить крепление всех трубопроводов системы.

В дороге выявить, что стало причиной закипания двигателя, практически невозможно. Но зато можно выждать, пока мотор полностью не остынет, восполнить уровень антифриза водой и продолжить движение, постоянно контролируя температуру. При превышении ее снова останавливаемся, ждем остывания и продолжаем движение. Таким образом можно добраться до нужного места для проведения ремонта и замены ОЖ.

Материалы: http://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/prichiny-i-posledstviya-peregreva-dvigatelya/

3 ≫

Летом у многих автовладельцев возникает весьма неприятная проблема, которую принято называть перегревом двигателя. К сожалению, даже однократное повышение температуры движка за пределы допустимого влекут за собой массу неприятных последствий, которые заставляют автолюбителя не только потратить свое драгоценное время, но и изрядно раскошелиться на ремонт «железного» друга.

Мотор имеет довольно много деталей, которые очень чувствительны к повышению температурного режима. В первую очередь страдают маслоотражательные колпачки клапанов, а далее под удар попадают поршневые кольца. У маслосъемных колец от высокой температуры теряют упругость расширители, что влечет за собой увеличение потребления двигателем масла.

Но даже не это самое страшное. При нагреве все детали имеют свойство расширяться, а после охлаждения возвращаться к исходному состоянию. При перегреве же деталь может расшириться больше, чем это предписано конструкцией, а это значит, что она может не вернуться к начальной форме. Словом, появляются остаточные деформации, которые приводят к короблению головки цилиндров, блока и к росту размера поршней.

Почему двигатель ест масло? Отвечаем на все вопросы о повышенном расходе масла в сердце вашего колесного друга.

Причин, по которым может нагреваться мотор, можно насчитать достаточно много. Причем перегрев может быть не только внешним, но и внутренним, что еще опасней. Внешний перегрев можно отследить по росту температуры охлаждающей жидкости, а вот внутренний может быть снаружи совсем незаметен, так как тепло остается как бы внутри мотора. В этом случае мотор реагирует резким снижением мощности, калильным зажиганием и детонацией, а нередко и задирами поршней, что бывает в худшем случае.

Внешний перегрев двигателя может вызываться семью наиболее чаще встречаемыми причинами, которые необходимо знать каждому автомобилисту для своевременной реакции на изменения работы агрегата.

  • Первая и самая простая причина — это недостаточный в системе охлаждения объем охлаждающей жидкости. Тосол или вода могут вытекать даже через очень маленькие дырочки, оставляя потеки на внешних поверхностях движка и мокрые следы под автомобилем после долгой стоянки. Хуже, если жидкость попадает в цилиндры двигателя или в масло, что может привести и к гидроудару, и даже к заклиниванию коленчатого вала.

Нужна ли промывка двигателя при замене масла? Наши эксперты отвечают на вопросы, связанные с промывкой двигателя.

Что делать, если потерял ПТС? Ответы здесь.

При перегреве двигателя обычно происходит деформация головки блока цилиндров (ГБЦ). Из-за повреждения происходит разгерметизация системы смазки мотора и системы охлаждения. В итоге антифриз попадает в систему смазки, а масло в систему охлаждения. Определить такую «беду» можно по уровню антифриза, который начинает неуклонно снижаться. Кроме ГБЦ от перегрева страдают маслосъемные колпачки на клапанах. Даже силиконовые модели после перегрева начинают плохо справляться со своими функциями, что чревато появлением сизого дыма из выхлопной трубы и возникновением «масляного аппетита» у мотора автомобиля.

Поршневые кольца также страдают от перегрева, теряя упругость. Когда в камере сгорания температура поднимается в несколько раз выше допустимой кольца, в силу своей меньше геометрии и массы, расширяются намного быстрее, чем стенки цилиндров. Превращаясь в своеобразный режущий инструмент, эти детали оставляют на стенках цилиндров глубокие надиры, которые нельзя оставлять без внимания.

В случае сильного перегрева масло становится жидким, как вода, поэтому смазка трущихся деталей прекращается. Шатунные и коренные вкладыши плавятся и прилипают к коленвалу. Из-за этого последний может просто заклинить. Словом, уцелеть не удается ни одной основной рабочей детали мотора, так как все в нем взаимосвязано.

Собираетесь стать владельцем нового или подержканного авто? Как оформить машину при покупке, потратив при этом минимум времени, сил и денег? Подробная инструкция от наших экспертов.

Все о штрафах ГИБДД за превышение скорости в этой статье.

А по этому адресу клуб Ленд Ровер Фрилендер: http://mylandrover.ru/freelander.

Перегретый двигатель можно определить не вооруженным глазом, если внимательно приглядеться к кое каким «деталям». В первую очередь о перегреве «скажет» датчик температуры мотора. Что же касается деталей, то определить перегрев можно по трещинам или другим деформациям в головке блока цилиндров. Также происходит деформация металлической окантовки прокладки, которая нередко прогорает.

Стоит заглянуть и в расширительный бачок. Если на его стенках имеются потемнения, а в антифризе плавают темные хлопья, то это значит, что перегрев имеет место быть. Наличие хлопьев говорит о том, что в систему охлаждения попало масло, которое протекает через прокладку ГБЦ. Если же антифриз попадает в систему смазки, то это можно определить по масляному щупу, на котором при вынимании заметны очень маленькие капельки.

Как снять машину с учета если она не на ходу? Все подробности о снятии машины с учета в ГИБДД в большой обзорной статье.

Все про постановку машин на учет тут.

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

125445, Россия, город Москва, Ленинградское шоссе, д. 71.

Материалы: http://mylandrover.ru/ekspluataciya/peregrev-dvigatelya-prichiny-i-posledstviya.html


Back to top