Что проверяют на техосмотре автомобиля?

1 ≫

Техосмотр является обязательным процессом, и его рано или поздно придется пройти. Что проверяют на техосмотре автомобиля, знают далеко не все водители. И они делятся собственным опытом друг с другом, стараясь предусмотреть каждый нюанс. Но здесь, как, наверное, и везде, есть свои трудности. Дело в том, что на протяжении последних нескольких лет техосмотр автомобилей активно реформируется. На уровне правительства подписываются важные документы, регламентирующие проведение техосмотра, устанавливается время, которое отводится на все процедуры, вводятся бумаги, которые должны предоставить владельцы коммерческих и легковых автомобилей, а также назначается периодичность проведения диагностики.

Давайте посмотрим, что проверяют на техосмотре в 2013 году. Законодательство обязывает каждого водителя придерживаться определенных правил в то время, когда они будут проходить техосмотр машины. На всей территории страны они обязательны. Итак, сотрудники технического центра проверяют следующее:

– Документы. Они должны свидетельствовать о праве собственности на автомобиль или же о праве пользования этим автомобилем (к примеру, доверенность).

– Документы, подтверждающие личность человека, приехавшего на техосмотр.

– Диагностическую карту в новой форме (имеет 65 пунктов). Все они должны быть проверены при проведении техосмотра.

Из технической части в состав узлов и агрегатов, что проверяют на техосмотре специалисты, входят:

1. Двигатель и все его системы.

4. Очистители стекол, стеклоомыватели.

5. Световые приборы.

6. Рулевое управление.

Кроме этих шести основных узлов, проверке также подлежат:

– кресла и клаксоны;

– зеркала заднего вида;

– стекла (на наличие трещин в ветровом стекле и др.);

– ремни безопасности и их правильная работа;

– знак аварийной остановки и др.

Сотрудники технического центра не наделены полномочиями проверять узлы и элементы, которые заводом-изготовителем не были установлены на автомобиль. В случае попытки проверки сотрудниками чего-то, что выходит за пределы их компетенции, владелец автотранспорта вправе оспорить это, пожаловавшись в Российский союз автостраховщиков. Здесь занимаются аккредитацией подобных центров, ведут их реестр, а также выполняют другие функции.

Кроме этого, также нужно обратить внимание на то, что в автомобиле при проведении техосмотра в обязательном порядке должны присутствовать:

– огнетушитель установленного образца объемом не меньше 2 л;

– знак аварийной остановки.

Из законодательных актов убрали требование наличия медицинской аптечки, так что проверять ее не будут.

В принципе, это все, что проверяют на техосмотре. Нужно отметить, что полная процедура технического осмотра не должна длиться больше чем 30 минут. Эта цифра является закрепленной в нормах, которые приняты на федеральном уровне. Для технического осмотра «Газелей» (а также других автомобилей коммерческого типа), грузоподъемность которых 3,5 тонн – не больше 23 минут.

После того как техосмотр завершен, владелец автомобиля должен получить на руки диагностическую карту в соответствии с надлежащим образцом.

Материалы: http://fb.ru/article/61696/chto-proveryayut-na-tehosmotre-avtomobilya

2 ≫

Хотя новые правила прохождения техосмотра действуют на территории России уже больше трех месяцев, вопросов меньше не становится. Водителей волнует, как часто нужно будет проходить технический осмотр, сколько это будет стоить, как теперь получить полис ОСАГО, нужно ли предъявлять талон о техосмотре инспекторам ДПС? Автоинструкторы ответят на все вопросы, так или иначе связанные с новым техосмотром.

С первого января этого года, техосмотр будут проводить операторы технического осмотра, которые аккредитованы Союзом Автостраховщиков. До 2014 года, это считается переходным периодом, будет функционировать три типа операторов:

  1. Пункты техосмотра ГИБДД.
  2. Функционирующие государственные пункты техосмотра, которые заключили договор на проведение технического осмотра до вступления в силу нового закона.
  3. Созданные после 1 января этого года коммерческие операторы техосмотра — юридические операторы и юридические лица.

Такое разнообразие призвано обеспечить конкуренцию. В дальнейшем Правительство планирует определить минимальное количество операторов для каждого региона.

Все действующие на данный момент операторы должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИС ТО). Вся информация о ТС, которое прошло осмотр, должна попасть в систему в течение суток, после прохождения процедуры. В настоящий момент после техосмотра выдается талон, но в дальнейшем от этого планируют отказаться: талон о прохождении техосмотра заменит полис ОСАГО.

Да и проверять эти талоны теперь будут только страховщики. Для сотрудника ДПС он не нужен уже сейчас.

Претерпел изменение и порядок получения документов, если раньше для прохождения техосмотра требовался полис ОСАГО, то теперь наоборот страховщики будут проверять талон техосмотра.

То есть для заключения годового страхового договора необходим талон о прохождении технического осмотра, до истечении срока действия которого осталось не менее полугода.

В течении этого года факт прохождения осмотра будут проверять по талону, а в 2013 году для этого будут использовать ЕАИС ТО.

Согласно 32 статье ФЗ № 170 для страхователей, полис которых заканчивается в этом году (только в 2012 году), последним сроком прохождения техосмотра будет дата завершения страхового периода.

То есть, если у вас заключен договор ОСАГО до 27 октября 2012 года, пройти техосмотр можно до октября этого года, нужно лишь уложиться до 27-го числа.

Внесены соответствующие изменения и в бланк Заявления о заключение страхового договора. Теперь в нем появилась новая графа, в которой нужно указать серию и номер талона техосмотра, и дату его следующего прохождения. В сам полис данные о ТО вноситься не будут.

Если для транспортного средства не требуется прохождение технического осмотра, то в этой графе ставиться прочерк, а причина указывается в графе «особые отметки».

Раз в полгода проходить техосмотр должны будут следующие ТС: машины, предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе и легковые такси, специализированные ТС и прицепы к ним. Поэтому данные транспортные средства не обязаны предъявлять талон ТО при получении полиса ОСАГО.

Также от прохождения техосмотра освобождены автомобили с возрастом до трех лет с момента продажи.

  • От 3 до 7 лет — ТО 1 раз в 2 года.
  • Старше 7 лет — ТО каждый год.

Изменения коснулись и процедуры регистрации поддержанных ТС. Если до этого года, сначала нужно было приобрести полис ОСАГО, затем зарегистрировать ТС и только потом пройти техосмотр, то с первого января первым делом нужно:

Все перечисленные процедуры необходимо провернуть за пять дней с момента покупки.

Согласно Постановления № 938 от 12.08.1994 г. у вас есть 5 дней на регистрацию ТС или, если имеются Транзиты, то в течении срока их действия.

Согласно Постановления № 263 от 07.05.2003 г. у вас есть 5 дней на оформление ОСАГО.

Если приобретен новый автомобиль, то за пять дней нужно приобрести только полис и зарегистрировать авто, а техосмотр проходить не нужно.

В нововведениях невооруженным глазом можно увидеть три момента, которые положительно оценят все водители.

  • Во-первых, пройти техосмотр можно в любом регионе страны, в независимости от места регистрации машины или прописки его владельца.
  • Во-вторых, потребуется только два документа (паспорт и свидетельство о регистрации либо ПТМ), чтобы пройти ТО. И никто не в праве требовать от вас дополнительных справок.
  • В-третьих, отменен штраф за отсутствие талона ТО. О пройденном техосмотре теперь будут судить по наличию полиса ОСАГО.

Несмотря на то, что технический осмотр теперь проводят, в том числе, и частные фирмы, они не имеют право устанавливать цены за услугу. Цену на ТО в каждом регионе устанавливают местные власти. За три прошедших месяца прокуратурой были выявлены несколько случаев завышения цена на техосмотр.

Не каждый водитель знает, какую цена на ТО установили в его регионе. Ознакомиться с этой важной информацией можно в приведенной ниже справке Минэкономразвития.

Категории транспортных средств:

  • М1 — легковые автомобили (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения)
  • М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн
  • М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн
  • N1 — транспортные средства для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн
  • N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн
  • N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн
  • О1, О2 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 3,5 тонн
  • О3, О4 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 тонн
  • L — мототранспортные средства

Дополнительную информацию о техосмотре можно найти в этой статье.

Удачного вам технического осмотра и будьте аккуратны!

Материалы: http://spokoino.ru/articles/obslugivanie_avto/vse_o_novom_tehosmotre/

3 ≫

Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств".

Внизу страницы вы найдете ответы на наиболее популярные вопросы читателей.

14 декабря 2012 года Государственной Думой приняты в последнем третьем чтении поправки в Закон об ОСАГО. 19 декабря 2012 года Закон утверждён Советом Федерации. Предполагается, что указанные поправки вступят в силу уже с 1 января 2013 года.

Установить, что с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) страховщик:

4) в случае предоставления страхователем диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, использует при заключении договора обязательного страхования сведения, содержащиеся в диагностической карте, а в случае ее непредоставления в письменной форме - сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств;

Законом не предусмотрена процедура проверки достоверности данных, указанных в Диагностической карте (ДК) или хотя бы хранение копии предъявленной страхователем ДК в страховой компании, что опять же оставляет лазейки для лиц, всеми правдами и неправдами нарушающими Закон о техосмотре в 2012 году. Возможно, такую проверку будут предусматривать подзаконные акты Правительства или регламенты РСА.

  • Талон техосмотра отменён - вместо него достаточно иметь Диагностическую карту.
  • С 2012 года техосмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в Российском Союзе Автостраховщиков (РСА). Все станции технического осмотра, действующие до 2012 года, получили аккредитацию автоматически и продолжают работать.
  • С 9 августа 2012 года после проведения технического осмотра вместо талона технического осмотра выдается только Диагностическая карта. В 2013 году предполагается перейти на электронную форму диагностической карты.
  • С 2012 года владелец машины может пройти техосмотр не только по месту регистрации автомобиля, но в любом регионе России.
  • Операторы технического осмотра должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИС ТО). Информация о каждой машине, прошедшей техосмотр должна быть не позднее 24 часов передана в ЕАИС ТО.

Контроль за проведением техосмотра в 2012 году значительно снизился. Первое полугодие многие автомобилисты просто перестали проходить техосмотр, т.к. страховые компании часто продавали полисы ОСАГО без контроля наличия талона ТО. Последние изменения в Законе также оставили лазейки для тех, кто не может (или не хочет) проходить техосмотр. В результате за 1 полугодие 2012 года количество ДТП из-за технического состояния автомобилей на территории России резко выросло - почти на 30% по сравнению с 1 полугодием 2011 года. Количество погибших в таких ДТП выросло на 53 человека!

Срок действия талона ТО (Диагностической карты) заканчивается раньше окончания срока действия полиса ОСАГО. Надо ли сразу проходить техосмотр или можно не проходить до окончания срока ОСАГО?

Формально требование проходить техосмотр Законом предусмотрено, но реального контроля за соблюдением этого требования сейчас нет – сотрудники ГИБДД техосмотр не проверяют, отказать в выплате по ОСАГО или предъявить регресс страховая компания не вправе.

Для полной уверенности можно (нужно) пройти техосмотр, после истечения срока его действия.

Можно ли купить полис ОСАГО если срок действия техосмотра (талона или диагностической карты) скоро заканчивается?

Главное, чтобы на день заключения договора ОСАГО срок прохождения техосмотра еще не наступил. Можно абсолютно законно купить ОСАГО даже в последний день действия техосмотра.

Куплен полис ОСАГО при отсутствии пройденного техосмотра – какие могут последствия такого нарушения (отказ в выплате, регресс, штрафы и т.п.)?

Если говорить кратко:

- сейчас пока никаких серьезных последствий покупки ОСАГО без прохождения ТО нет;

- в дальнейшем ситуация может серьезно изменится, в том числе по ранее заключенным договорам.

Формально договор ОСАГО заключен с нарушением действующего законодательства – последствием такого нарушения может стать признание договора недействительным. Никакие выплаты по такому договору не производятся. Однако, в настоящее время, примеров применения такой практики нет. Сами страховые компании, допустившие нарушения при заключении договора ОСАГО не заинтересованы в признании договоров недействительными. Здесь многое будет зависеть от действии ФСФР – эта служба может потребовать устранения выявленных нарушений законодательства.

Сроки действия техосмотра и полиса ОСАГО уже истекли – каков порядок действия для прохождения ТО и покупки ОСАГО?

Законом предусмотрена следующая последовательность:

1. Для того, чтобы доехать до места прохождения техосмотра, можно купить полис ОСАГО сроком действия 20 дней. Для покупки такого полиса действующий техосмотр не нужен.

2. Прохождение техосмотра – для прохождения техосмотра полис ОСАГО не нужен.

3. После прохождения техосмотра можно приобрести полис ОСАГО срок действия 1 год.

В 2012 году (порой и сейчас) страховые компании заключали договоры ОСАГО без проверки прохождения ТО - если эти факты выявляются контролирующими органами, то страховщики получают предписания устранить выявленные нарушения.

В результате, страховщики массово стали обращаться к своим страхователям с требованием подтвердить прохождение ТО, иначе угрожают расторгнуть договор ОСАГО. Прямого указания на правомочность таких действий в Законе нет, однако уже есть решения судов, которые подтверждают справедливость требования страховых компаний.

Страхователи, которые действительно прошли техосмотр, могут не опасаться негативных последствий. Остальные должны были и ранее понимать, что нарушая Закон они идут на определенный риск, чтобы им не обещали сомнительные страховые агенты.

Примечание: Отказать в выплате или применить регресс к виновнику даже после окончания срока действия ТО страховая компания не вправе (кроме автобусов и такси).

Закон 131-ФЗ от 28.07.2012

30 июля 2012 официально опубликованы поправки в Закон о техосмотре и Закон об ОСАГО, касающиеся организации техосмотра. Поправки вступили в силу с момента публикации с 30 июля 2012 года.

Приняты две поправки:

  • Разрешается заключать договоры ОСАГО без предъявления талона ТО на срок до 20 дней;
  • Отменено требование к сроку действия талона ТО при заключении договора ОСАГО (ранее было - не менее 6 месяцев до окончания срока действия заключаемого договора ОСАГО);

Новая редакция п.3 ст.10 Закона об ОСАГО:

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.

Исключен п.6.1. ст.15 Закона об ОСАГО:

6.1. Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования.

Закон 130-ФЗ от 28.07.2012

30 июля 2012 официально опубликованы поправки в Закон о техосмотре и Закон об ОСАГО, касающиеся организации техосмотра. Большая часть поправок вступила в силу с момента публикации с 30 июля 2012 года.

Данный законопроект претерпел серьезные изменения уже после прохождеия второго чтения. Серьезно пересмотрена процедура прохождения техосмотра:

  • Отменен талон ТО – вместе него будет применяться Диагностическая карта (далее - ДК) - с 9 августа 2012 года!
  • Бланки ДК являются бланками строгой отчетности (БСО), но не являются защищенной полиграфической продукцией;
  • Определена стоимость выдачи дубликата ДК в случае ее утраты - 1/10 стоимости прохождения ТО;
  • Уточнено, что срок прохождения техосмотра начинается года выпуска, указанного в ПТС и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства. Ранее было указано "с года выпуска в обращение", что создавало множество спорных ситуаций;
  • Уточнены периодичность проведения ТО для прицепов и легковых автомобилей общей массой более 3,5 тонн.
  • РСА лишили права организовывать выдачу бланков ДК операторам ТО;
  • Порядок контроля за деятельности операторов ТО будет утверждать государственный орган, а не РСА;
  • Если при аккредитации оператора ТО возникли сомнения в возможности оператора проводить ТО, то РСА обязана провести выездную проверку оператора.

К сожалению, ряд вопросов в законопроекте прописан не совсем ясно:

Проблемы, которые не решают подготовленные поправки в Закон

Проблема 1. Противоречие в порядке выдачи диагностической карты

Положение Закона о техосмотре в новой редакции противоречат сами себе в части того, когда выдается диагностическая карта:

Статья 5, п.6. После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

2) отказывать в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств.

1. Диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.

В одном пункте написано, что оператор должен отказать в выдаче ДК, если выявлено хоть какое-нибудь несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, в другом - что ДК должна выдаваться с отметками об этих несоответствиях.

Проблема 2. Функции и права дилеров

Многие СМИ распространили информацию, что теперь автовладельцы, регулярно проходящие техническое обслуживание в дилерских центрах, должны будут получать диагностическую карту у дилера без прохождения ТО. На самом деле Закон такого положения не содержит:

Ст.1, п.17. Дилер – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.

Оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства;

Ст.17 п.6. Договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из приведенных норм, речь идет только о праве дилера отказать в проведении ТО любому автовладельцу - для дилера договор техосмотра не являетсвя публичным. Причина в том, что дилер работает с определенными марками машин, а остальные он может "не уметь" проверять. Никаких дополнительных плюсов для автовладельцев эти нормы не дают.

Следует иметь в виду, что первые три года «жизни» легковой машины проходить ТО не нужно.

Проблема 3. Использование ранее выданных талонов ТО

Законопроектом предусмотрено уточнение по порядку применения старых талонов ТО, срок действия которых заканчивается до 1 августа 2015 года, однако эта норма требует дополнительного разъяснения:

Ст.5, п.8. До 1 августа 2015 года при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств наряду с диагностической картой, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, допускается предъявление талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Законодатель применил предлог "наряду с", который имеет в русском языке два значения:

  1. Одинаково, на одинаковых условиях. Женщины работали наряду с мужчинами.
  2. Вместе с кем-нибудь, наравне, одновременно с чем-нибудь. Наряду с трамваем мы пользуемся автобусом.

В результате непонятно, что имел в виду законодатель: старые талоны можно предъявлять вместо диагностической карты или надо предъявлять вместе старый талон и старую диагностическую карту.

Могу только предположить:

Ведь ДК выдавались всегда, но раньше в них не указывался срок действия (он указывался в талоне ТО). Теперь по Закону требуется знать информацию из ДК и срок действия из талона ТО, следовательно, надо предъявлять оба документа: талон ТО и ДК.

Проблема 4. Нет требований о сроке действия техосмотра при заключении ОСАГО, нет штрафов, нет регрессов

Оставшиеся в Законе нормы о применении регрессов только к транспортным средствам, которые должны проходить ТО один раз в шесть месяцев, и которые могут не предъявлять диагностическую карту при заключении договора ОСАГО, являются рудиментами предыдущей версии Закона.

Срок действия диагностической карты (талона ТО), которую нужно предъявить при заключении договора ОСАГО, теперь не определен. Получается, что можно сегодня заключить договор ОСАГО, даже если срок прохождения очередного ТО наступает завтра. Никаких санкций для использования машины еще в течение года без техосмотра не предусмотрено. В результате мы будем иметь на дорогах массу машин, у которых законным образом куплено ОСАГО, но срок прохождения техосмотра истек.

Гораздо проще и логичнее было бы для всех ТС оставить конструкцию, предусмотренную для "шестимесячных" ТС:

  1. Купить договор ОСАГО можно без контроля прохождения ТО;
  2. В случае причинения вреда (ДТП) машиной, которая не прошла ТО в установленном порядке, к виновнику применяется регресс (страховая компания сперва возмещает убытки потерпевшему, а потом имеет право взыскать их по регрессу с виновника ДТП).

Такой подход снял бы все проблемы и с заключением договоров ОСАГО, и с созданием дорогостоящей и не очень нужной водителям единой базы данных.

Альтернативой такому подходу могло бы стать только полная отмена требований о прохождении ТО - на радость водителям и страховщикам. :)

Прочие проблемы, которые остались нерешенными в результате принятия последних поправок:

  1. Целый ряд вопросов вызывает порядок исчисления сроков для прохождения техосмотра. Т.к., срок начинается только "годом выпуска ТС" (а не месяцем или днем), то у всех машин в России (по мере окончания срока действия старых талонов и обновления автопарка) срок, когда им надо проходить ТО, будет приходиться на 1 января! Понятно, что толпы водителей на станциях ТО в январские праздники это безумие. Порядок исчисления сроков в этом отношении надо обязательно менять делая привязку к определенному месяцу или дате.
  2. Непонятно, на какой срок надо выдавать ДК, если техосмотр проводится на третий год "жизни" машины - на два или на три года. Таких вопросов, с переходом от одного срока действия ТО к более короткому несколько…
  3. Неясно, как соотносятся установленные Законом сроки с ранее выданными талонами старого образца - например, если срок действия старого талона больше, чем по действующему Закону (например, ранее при выдаче талона не учитывали положение, что период прохождения ТО включает год выпуска ТС).
  4. Пока непонятно, надо ли при расчете тарифа для 20-дневных полисов (следование к месту ТО) применять коэффициент КТ. В Законе говорится только о применении коэффициента КП, а Постановление правительства в части установления тарифов регулирует только случаи "следования к месту регистрации", т.е. когда ТС еще не зарегистрировано и применить к нему КТ нельзя. Примечание: РСА подготовило разъяснение о том, в данном случае коэффициент КТ не применяется.
  5. Нестыковка норм Закона с временным использованием автомобилей. Проблема тех, кто ездит на автомобиле только летом, по-прежнему не решена - невозможно без нарушения Закона доехать до станции ТО, если уже (еще осенью) закончился период использования транспортного средства в договоре ОСАГО. "Подснежникам", чтобы доехать весной до техосмотра, придется покупать полис на 20 дней, за 20% от цены годового полиса.

Требования страховых компаний по наличию диагностической карты или талона ТО при получении полиса ОСАГО часто являются противозаконными, т.к. они обращены к автомобилям не старше трех лет, при этом нарушается Федеральный закон № 170-ФЗ от 01 июля 2011. Например, в апреле 2013г. для получения полиса ОСАГО я обратился в центральный офис РЕСО-Гарантия в г.Москве. Мне сообщили, что необходима диагностическая карта или талон ТО. В ПТС написано, что год выпуска автомобиля 2010 и по логике РЕСО-Гарантия три года уже истекло. Но автомобиль был выпущен 06/2010, соответсвенно, по закону эти документы для получения ОСАГО не требуются до истечения 3-х летнего срока с даты выпуска. Точная дата - месяц и год выпуска автомобиля выясняется расшифровкой VIN номера автомобиля. VIN номер автомобиля во всем мире является достоверным источником для выяснения всех подробностей по автомобилю. Сложилась парадоксальная ситуация, когда автомобиль, выпущенный, например, в декабре 2010, считается уже 3-х летним!

Поясню противозаконность действий РЕСО-Гарантия и других страховщиков: В соответствие с п.п.1 п.2 ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ от 01 июля 2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении легковых автомобилей не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска. В отношении исчисления сроков, указанного в п. 2 ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ применяются нормы Главы 11 «Исчисление сроков» ГК РФ. Так, в соответствие со ст. 191 ГК РФ течение, срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало. То есть, в нашем случае, срок начинает течь с даты, следующей за датой выпуска (производства) автомобиля. В соответствие со ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. То есть, если автомобиль выпущен в июне 2010 г., то трех годичный срок начинается с июня 2010г. и оканчивается в последний день июня 2013 г.

Поясните, пожалуйста, почему происходит нарушение п.п.1 п.2 ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ от 01 июля 2011 г. и отказывают в оформлении полиса ОСАГО без диагностической карты или талона ТО для автомобиля, с даты выпуска которого не прошло трех лет? Когда эта ситуация будет разрешена?

Старый порядок регистрации ТС:

  1. Оформление полиса ОСАГО
  2. Регистрация ТС
  3. Прохождение ТО (в течение 30 дней)

Новый порядок регистрации ТС (с 2012):

  1. Прохождение ТО (информация в БД ТО)
  2. Оформление полиса ОСАГО (на основании информации из БД ТО)
  3. Регистрация ТС

В 2012 году должны быть созданы две единых БД:

  • База данных техосмотра (оператор - МВД) к 01.01.2012
  • База данных ОСАГО (оператор - РСА) к 01.01.2013

  • Закон РФ №170-ФЗ от 1 июля 2011 г. "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о техосмотре) - (ред. от 28.07.2012).
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 617 "Порядок осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов российской федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств".
  • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115 "О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств".
  • Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1108 "Об утверждении методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований".
  • Приказ Министерство транспорта РФ от 19 декабря 2011 г. N 320 "Об утверждении правил заполнения диагностической карты".
  • Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств".
  • Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 6 декабря 2011 г. N 1677 "Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня".
  • Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 999 "Об особенностях обеспечения с 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, порядке их учета, хранения, передачи и уничтожения".
  • Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 1 декабря 2011 г. N 1664 "Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам".
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2011 г. N 697 "Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра".
  • Приказ Министерство транспорта РФ от 21 ноября 2011 г. N 290 "Об утверждении формы талона технического осмотра транспортных средств (в том числе его электронной формы) и правил заполнения талона технического осмотра транспортных средств".
  • Приказ Министерства финансов РФ от 18 ноября 2011 г. N 155н "О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков".
  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра".
  • Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 857 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств".
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2011 г. N 587 "Об утверждении порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра".
  • Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 18 октября 2011 г. N 642-а "Об утверждении методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра".
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2011 г. N 573 "Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра".
  • Приказ Министерства Финансов РФ от 2 августа 2011 г. № 91н "О внесении изменения в форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2009 г. N 67н".

Изменяется порядок оформления документов: если до 2012 года, чтобы пройти техосмотр надо было сперва купить полис ОСАГО, то теперь надо сперва пройти техосмотр, а уж потом можно будет купить полис ОСАГО.

Полисы ОСАГО будут продаваться только на машины, которые прошли техосмотр. При этом от момента начала срока страхования должно быть не менее 6 месяцев до срока окончания действия техосмотра.

В 2012 году факт прохождения техосмотра будет подтверждаться талоном технического осмотра, в дальнейшем вся информация о прохождении техосмотра должна проверяться по ЕАИС ТО.

  • при заключении договора ОСАГО Страхователь обязан представить диагностическую карту (ДК), подтверждающую прохождение технического осмотра,

2. Заключение договора ОСАГО без ДК предусмотрено для следующих ТС:

а) на следующие транспортные средства - в первые три года, включая год выпуска в обращение:

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • мототранспортные средства;

б) на транспортные средства, периодичность проведения технического осмотра которых составляет шесть месяцев:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
  • специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;

в) на прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;

г) на следующие транспортные средства - в году их выпуска в обращение:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
  • транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

д) на транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час, а также прицепы к ним;

е) на транспортные средства городского наземного электрического транспорта, транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортные средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

ж) на транспортные средства, следующие к месту прохождения технического осмотра (срок действия полиса ОСАГО в таких случаях составляет 20 дней).

3. В связи с этим, внесены изменения в бланк Заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (Заявление).

C 01.01.2012 в заявлении необходимо указывать информацию о Талоне техосмотра. В соотвествии с рекомендациями РСА в заявлении указывается следующая информация:

Серия, номер талона технического осмотра (Диагностической карты) и срок очередного технического осмотра (месяц и год).

Если предъявление талона технического осмотра (Диагностической карты) не требуется, то в поле проставляется прочерк, а в разделе "Особые отметки" указывается причина по которой, представление данного документа не требуется.

Напоминаем, что договор ОСАГО заключается и перезаключается на следующий год на основании письменного Заявления Страхователя. Вместе с полисом ОСАГО (экземпляр компании) обязательно сдается и Заявление подписанное Страхователем. Все поля Заявления должны быть заполнены.

4. Ст.32 п. 3 закона 170-ФЗ установлено, что талоны ТО:

  • на ТС, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн,
  • прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и не используемых для оказания услуг по перевозкам,
  • мототранспортных средств,

которые выданы должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра и срок действия, которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года.

5. Ст.32 п. 10 закона 170-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 года страховщики обязаны направить в РСА, сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые имеются у них и внесение которых в автоматизированную информационную систему обязательного страхования предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Это означает, что все страховые компании обязаны направить в РСА по всем полисам ОСАГО, которые будут заключены в 2012 году данные, которые содержатся в бланке Заявления, данные об изменении сведений, указанных в Заявлении.

В 2012 году впервые в России появляется конкуренция между операторами технического осмотра. Правительство должно определить, какое минимальное количество операторов технического осмотра должны быть в каждом регионе, чтобы обеспечить нормальные условия для конкуренции и возможности каждому владельцу авто пройти техосмотр.

В переходный период, до 2014 года будет действовать 3 типа субъектов рынка.

Первый - это пункты технического осмотра, принадлежащие МВД России. Талоны технического осмотра на таких пунктах будут выдавать инспекторы ГИБДД.

Второй тип субъектов - это действующие пункты технического осмотра, как они определены в соответствии со статьей 32 Федерального закона о техническом осмотре (организации, которые на дату вступления в силу Федерального закона №170-ФЗ имеют с МВД России действующие договоры на проведение технического осмотра). Они будут действовать на основании внесения их в реестр операторов технического осмотра. Талоны технического осмотра на них будут выдаваться техническими экспертами, требования к которым установлены приказом Минпромторга России.

И третий тип субъектов - это операторы технического осмотра, которые будут создаваться после 1 января 2012 года. Операторы технического осмотра - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые действуют на основании аккредитации при Российском Союзе Автостраховщиков. Конкретный перечень сведений и документов, которые операторы технического осмотра подают в целях аккредитации, определен Правилами аккредитации, которые утверждены приказом Минэкономразвития.

Порядок аккредитации операторов технического осмотра был официально утвержден только в конце декабря, соответственно, РСА не упело до конца года аккредитовать всех желающих. Предполагается, что основная масса операторов технического осмотра будет аккредитована в январе 2012 года.

Пока не будут аккредитованы коммерческие станции ТО, техосмотр можно будет пройти на государственных станциях ТО, которые в 2012 году будут работать в прежнем режиме. Однако на всю страну будет всего 59 государственных станций ТО.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила Методику расчета предельного размера платы за проведение техосмотра.

На основании данной методики максимальная стоимость прохождения техосмотра устанавливается для каждого субъекта России региональными властями.

Операторы технического осмотра самостоятельно определяют стоимость прохождения ТО на их станции, но не более установленного регионального максимума.

Государственная пошлина за проведение технического осмотра с 1 января 2012 года не взимается.

Отдельные цены на повторный техосмотр не установлены - придется платить столько же, сколько за первую попытку.

Стоимость техосмотра: Утвежденные предельные размеры платы за проведение технического осмотра по регионам России (руб.)

Стоимость прохождения техосмотра в разных регионах России в одной таблице.

(*) - в данных субъектах также установлены специальные цены для районов Крайнего Севера.

Установленные цены на техосмотры для остальных регионов России будут размещены на сайте в ближайшие дни по мере обработки информации.

Расшифровка категорий ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН:

Фактически приведенные цены на техосмотр (довольно низкие) установлены только на первый квартал 2012 года. Далее, по высказываниям чиновников, они будут пересмотрены "с учетом накопленной статистики". Уже появилась информация, что цены на прохождения техосмотра необходимо повысить в два-три раза до 1500-1800 руб.

Повышение цен на техосмотр

Опубликован проект постановления о повышении цен на прохождение техосмотра в Москве с 1 апреля 2012 года. Цены в среднем повышаются на 31,2%.

Установлена следующая периодичность техосмотра:

1. Каждые ШЕСТЬ месяцев в отношении следующих транспортных средств:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
  • специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

2. Каждые ДВЕНАДЦАТЬ месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 1):

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3500 кг.;
  • транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.

3. Каждые ДВЕНАДЦАТЬ месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2):

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • мототранспортные средства.

4. Каждые ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2):

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • мототранспортные средства.

2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи):

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • мототранспортные средства.

Сроки, установленные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска в обращение транспортных средств, указанных в данных пунктах.

Владелец транспортного средства по своему желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обращаться за проведением технического осмотра в более короткие сроки.

1) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

3) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

4) мототранспортные средства.

Других исключений Закон не содержит.

Сроки проведения техосмотра в виде таблицы

Форма нового талона технического осмотра официально утверждена Приказом Минтранса.

Форма нового талона техосмотра - до 09.08.12:

Фото: Российский Союз Автостраховщиков (www.autoins.ru)

Чем может грозить покупка ОСАГО без прохождения техосмотра

Некоторые из страховщиков в нарушении Закона об ОСАГО продают полисы ОСАГО клиентам, у которых не пройден техосмотр (с 1 января 2012 года это запрещено).

С одной стороны, формулировка в Законе, действительно, очень неудачная и позволяет расширенное толкование:

Т.е., если страхователь предъявляет просроченный талон ТО, то ему должны отказать в заключении договора ОСАГО…, а про случай, когда страхователь вообще ничего не предъявляет в Законе ничего не сказано. Хотя указано, что такой талон страхователь должен предоставить.

Но это казуистика, по сути всё понятно: нет техосмотра - отказ в заключении договора ОСАГО.

Начал порочную практику продажи ОСАГО без пройденного техосмотра "Росгосстрах" (он даже требует сразу оплатить прохождение техосмотра в "родственной" компании и выдает неподписанный (недействующий) талон ТО), потом к нему присоединились некоторые другие страховые компании. Кто-то из страховщиков требует, чтобы страхователь подписал некое обещание о том, что клиент пройдет техосмотр в ближайшие дни, кто-то просто вписывает в заявление на страхование выдуманный номер талона ТО.

Какие негативные последствия возможны для автовладельца, который купил полис ОСАГО без пройденного техосмотра? Чем может это грозить страхователю?

Вроде при таком раскладе страхователь немного потеряет - ему вернут уплаченные деньги (или часть), а он должен будет вернуть полис ОСАГО. Но что будет, если за время действия "недействительного" полиса произойдет ДТП? Здесь страхователя могут обязать самостоятельно оплатить причиненный им ущерб, а размер ущерба, как правило, в десятки раз превышает стоимость полиса ОСАГО.

Полагаю, что можно с уверенностью рекомендовать страхователям не экономить на прохождении техосмотра - лучше пройти его заранее перед покупкой ОСАГО и быть уверенным, что всё сделал по Закону. Устные уверение страховщика, что "он всё правильно сделал" в суде не будут иметь никакой силы…

Справка вместо талона техосмотра

В некоторых регионах до сих пор ощущается нехватка бланков новых талонов техосмотра. Операторы технического осмотра (станции) проверяют автомобили, но выдать талон ТО не могут. Автовладелец получает подписанную диагностическую карту или иной документ (справку), подтверждающую факт прохождения техосмотра.

Однако на основании такой справки страховые компании не оформляли полис ОСАГО, т.к. в Законе об ОСАГО теперь прямо прописано о требовании именно талона техосмотра.

Чтобы устранить данное противоречие и не ограничивать право граждан, честно прошедших техосмотр, использовать свой автомобиль, было принято решение разрешить страховым компаниям оформлять полис ОСАГО при предъявлении заполненной диагностической карты или иной "справки" о прохождении техосмотра, выданных оператором технического осмотра.

О таком решении заявил 17 января 2012 года первый вице-премьер И.Шувалов. Официального документа на этот счет пока нет, но, полагаю, что страховщики уже готовы идти таким путем, тем более, что это решение поддержал РСА.

Примечание: Проблема решена заменой талона ТО на диагностическую карту с 9 августа 2012 года.

Новый техосмотр и договор каско

Условием выплаты страхового возмещения во многих договорах каско указано наличие действующего талона технического осмотра. Как правило, талон техосмотра надо предъявить при оформлении заявления о страховом случае. Как же быть теперь, когда на новые машины (до 3-х лет) талон техосмотра вообще не выдается? А с 30.07.2012 вместо талона ТО должны выдавать только диагностическую карту?

Страховщики должны привести свои Правила страхования по каско и формы договоров в соответствии с действующим Законом о техосмотре. Для владельцев новых автомобилей предъявление талона ТО должно стать необязательным. Требовать талон от тех, у кого его не должно быть по Закону бессмысленно. Однако пока большинство страховщиков работают по старым Правилам.

Даже, если кто-то из страховых компаний, и попытается по-прежнему требовать талон ТО для машин моложе 3-х лет, то суд однозначно встанет на сторону страхователя. В такой ситуации страхователю надо четко отстаивать свои права в соответствии с действующим законодательством. Всё это относится и к договорам каско, заключенным до вступления в силу закона о техосмотре (до 1 января 2012 года).

Нужно получить письменный отказ в выплате (обязаны выдать на Ваше обращение). Потом, сперва жалоба в ФСФР, если в течение месяца не поможет – готовится к суду. Думаю, что уже после жалобы страховая компания оплатит ущерб.

- Полис ОСАГО выписан законно, т.к. еще до вступления в силу Закона о техосмотре.

- Полис ОСАГО «заменяет» талон ТО в случае проверки на дороге сотрудником ГИБДД.

- Формально требование Закона о техосмотре Вы не выполнили – техосмотр не прошли. Из государственных органов проверить и как-либо наказать Вас никто не может.

- Получается, что условие договора каско Вы нарушили и отказ в страховой выплате обоснован.

Не берусь сказать, что скажет в Вашем случае суд.

Явно неудачный старт реформы техосмотра в 2012 году породил множество высказываний в пользу полной отмены проведения техосмотра в России. В качестве примера приводят Грузию, где техосмотр был отменен.

Сейчас мы отслеживаем и анализируем все предложения по изменению ОСАГО в России, включая отмену прохождения техосмотра.

Одним из важных аргументов для отмены техосмотра является утверждение, что техосмотр реально не способен выявить все неисправности автомобиля, а для нормального контроля автомобиль надо проверять не один раз в год, а гораздо чаще.

В тоже время, только собственный опыт подсказывает, что техосмотр позволяет выявить целый ряд существенных проблем у нерадивых автомобилистов: взять хотя бы люфт рулевого колеса, работу тормозов, протектор шин.

Техосмотр, безусловно, не является панацеей от всех ДТП из-за неисправности автомобиля.

Вместе с тем, учитывая наш российский пофигизм и надежду "на авось", полагаю, что при отмене техосмотра количество ДТП из-за технического состояния ТС вырастет. Насколько вырастет - не знаю.

  1. Реального количества ДТП, произошедших из-за неисправности ТС, никто не знает - многие водители, даже попав в ДТП, не могут определить, в чем причина: в их поздней реакции или плохой работе тормозов. Поэтому в статистику попадают только уж совсем яркие случаи, такие как, ПОЛНЫЙ отказ тормозов и т.п.
  2. ГИБДД публикует статистику причин ДТП только для случаев с причинением вреда жизни и здоровью.

Только за 2010 год в ДТП, произошедших из-за неисправности ТС в России:

  • погибло 227 человек;
  • получили ранения 1509 человек.

Математика проста. Имущественные потери мы посчитать не можем, а человеческие указаны выше.

Сколько будет жертв, если вообще отменить техосмотр?

Кто возьмет на себя ответственность за предполагаемое увеличение количества жертв?

Глядя на цифры, досмотр в аэропортах точно можно отменить - там количество жертв от терроризма в год точно меньше.

3 марта 2012 года в Гвинейской республике у грузовика, который вез пассажиров на ярмарку, отказали тормоза, машина перевернулась, в результате погибло 50 человек. В конце 2011 года там же машина потеряла управление и врезалась в толпу пешеходов - погибло 20 человек. Подобные аварии в Гвинее не редкость, а одной из причин называют очень плохое техническое состояние автомобилей в стране.

Интересно, если отменить техосмотр в России, как скоро состояние части нашего автопарка достигнет такого же состояния, как в Гвинее?

Я имею 10 лет автомобильного образования и опыт работы в лаборатории дорожных испытаний одного из автозаводов плюс работа начальником автоколонны. Я за отмену ТО. Для любого вида транспорта. В том числе и коммерческого. Но я за введение серьезной ответственности за отсутствие регулярного технического обслуживания автомобиля автовладельцем. Подтверждаемое соответствующими отметками в сервисной книжке. Автомобили сейчас пошли сложные и без дорогой спецоснастки качественно могут обслужить свой автомобиль ЕДИНИЦЫ автовладельцев. Поэтому понуждение автовладельцев посещать СТО - это правильный шаг к безопасности на дорогах. Тем более, что ТО не решает главного: Он не способен временным отрезком регулировать качество технического состояния автомобилей, имеющих разный годовой пробег. Пример: Я знаю водителей (владельцев частных легковых автомобилей), которые, используя свой автомобиль в личных целях, проезжают и 5 тысяч км за год, и 60 тысяч км за год. Понятно, что второй успеет износить свой автомобиль в хлам за 3-х летнее время действия первого талона ТО. И этот талон не будет гарантировать исправность автомобиля. А в случае ответственности за отсутствие отметок в сервисной книжке, второй водитель вынужден был бы посещать сервисные станции. И второе. Я уверен, что настоящей статистики аварийности, связанной с техническим состоянием автомобилей нет. Для этого нужна дорогостоящая экспертиза. Которая вряд ли всегда проводится даже в случаях ДТП со смертельным исходом. Страна фактически все последние десятилетия жила без ТехОсмотра. Потому что кто не хотел покупать ТО - тот его проходил. Кто не мог пройти - тот ПОКУПАЛ вожделенный талончик! Ездили ВСЕ! И то, что дело не в ТО и не в наличии водительского удостоверения, доказывает хотя бы тот факт, что в Европе есть целая категория легковых автомобилей, которыми разрешено управлять даже без водительского удостоверения.

Просто не нужно педалировать менталитетом россиян или спецификой российского правоприменения. Здравый смысл часто очень справедливо протестует против тех законов, которые плодят отечественные законодатели. И на статистику ДТП в большей степени влияет не техническое состояние авто, а способность водителя прогнозировать ситуацию на дороге и организация дорожного движения. И внятно прописанное законодательство. Ведь цель не в получении талона ТО. А в том, чтобы водитель обслужил свой автомобиль в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации при помощи квалифицированных специалистов, отвечающих за свою работу!

Уважаемый Валерий Анатольевич!

Я согласен с большинством Ваших аргументов. Я ведь тоже не за ТО как таковой, а за систему контроля технического состояния автомобилей.

Однако, как мне кажется, Ваше предложение не учитывает тех автовладельцев (в первую очередь, недорогих отечественных авто), которые сами проводят техническое обслуживание автомобилей – ведь таких у нас почти половина страны (за МКАДом и КАДом). Что остается для них? Ехать «в город», чтобы получить заветный штампик?

А вот для Москвы и Питера Ваше предложение вполне может быть реализовано.

Формально уже сейчас автостанции, которые проводят техническое обслуживание автомобилей и зарегистрированы, как операторы технического осмотра, могут выдавать диагностическую карту бесплатно для своих клиентов. Возможно, рыночные отношения сами расставят все по своим местам и автосалоны для привлечения клиентов будут оформлять прохождение техосмотра бесплатно (главное, чтобы это не превратилось в продажу идульгенций).

К сожалению, в этой ситуации реально виноваты сами страховщики (в первую очередь – Росгосстрах).

Еще год назад я мог бы найти много аргументов для сохранения техосмотра, но исходя из текущей ситуации лучше его вообще отменить.

Добрый день! Я вот например за ТО, но я считаю, что его просто надо ужесточить. Либо набирать людей, которые не "продаются", хотя сам понимаю, что таких нет. либо разробатывать данные тестовые стенды так, чтобы требовался минимальный человеческий фактор при управлении, чтобы оператор не чего не смог сделать "ложно-нормальную" диагностическую карту. Являсь техническим сотрудником, могу заявить, что автоматизированные станции обслуживания - это не мифы. а "электронный мозг" не купишь. соответственно Страховщик не будет страховать неисправное авто. Опять таки, можно ведь сделать так, тут же после ТО заменить тормозные шланги, прокачать тормаза, отрегулировать рулевое и т.д. так сказать "сервис" после ТО и для ТО за "умеренную" плату (не драть с людей, как это делают автосервисы). здесь и автовладелец рад, что прошел ТО "сам", и на дорогах спокойнее. Так же предложил бы отмену "привелегий" новых авто, уровнять всех и разделить на тех, кто занимается перевозкой людей (ведь пассажиры садясь в авто - доверяют свою жизнь водителю и надлежащему состоянию автомобилю) и на тех кто просто ездиет, "ЖоповозкИ". Пассажирским авто проходить ТО каждые 6 месяцев, а всем остальным каждый год. Вопрос ведь не в том, чтоб получить "талончик", а чтоб машина была технически исправна. Сам знаю несколько людей, которые покупают "техталон" и обслуживают машины сами, они не ждут пока шланг тормозной не лопнет чтоб начать лазить под машину, и понимают, что это их безопасность, а есть люди которым наплевать на все - такие будут ездить пока что-нибудь не произойдет и будут потом думать, что машину хреновую выбрал. А как делает "Росгосстрах" со своим ЗАО "Техосмотр" - продают "талон ТО", что якобы ты прошел или пройдешь ТО в другом городе и после этого продают тебе полис ОСАГО. а это ведь уже мошеничество: Во-первых, сам талон техосмотра не действительный, так и полис "регресовый", а Во-вторых, Вы деньги за полис заплатили, так еще при наступлении страхового случая - регресом из Вас все деньги вытаскивать будут.

Требуется ли Диагностическая карта ТО для заключения транзитного полиса ОСАГО

Редакцией Закона об ОСАГО от 28.07.2012 N 131-ФЗ предусмотрена возможность заключать договоры ОСАГО на срок до 20 дней при отсутствии действующей диагностической карты техосмотра:

"3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства."

Стоит отметить, что подтверждать факт того, что ОСАГО заключается именно для прохождения ТО не нужно. Фактически такой полис ОСАГО можно использовать также для предпродажной подготовки или перегона машины на авторынок и т.п.

Для заключения договора ОСАГО на срок до 20 дней не требуется, чтобы автомобиль обязательно был "на транзитных номерах" - такое требование было ранее, но последней редакцией Закона оно отменено.

Также нет никаких ограничений на повторное заключение "транзитного" договора ОСАГО без техосмотра. Если потребовалось заключить еще один договор на 20 дней - это можно сделать без каких-либо ограничений.

Действует ли еще "мораторий" на проведение техосмотра, введенный Постановлением правительства №413?

срок прохождения очередного государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, указанных в подпункте "б" пункта 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", истекающий в 2011 году, переносится на 12 месяцев, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ установлено, что талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм и не используемых для оказания услуг по перевозкам, и мототранспортных средств, которые выданы должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра и срок действия которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года.

С какой даты (месяца/года) отсчитывать сроки проведения техосмотра

С другой стороны, мы надеемся, что Федеральный закон № 170-ФЗ будет подкорректирован, в том числе и в этой части.

В Постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 06.10.2011) "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" указано:

""выпуск в обращение" - оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации; "

В самом Законе о техосмотре (170-ФЗ) иного определения "выпуска в обращение" не содержится.

Следует отметить, что согласно этому определению (дата выпуска в обращение = дата выдачи ПТС) неновые машины, ввозимые не территорию России, также не должны проходить техосмотр в первые три года после выдачи ПТС. Полагаю, что эта "недоработка" Закона о техосмотре будет устранена в ближайшее время.

Ждем изменений Закона в этой части.

Поясню противозаконность действий РЕСО-Гарантия и других страховщиков: В соответствие с п.п.1 п.2 ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ от 01 июля 2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении легковых автомобилей не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска. В отношении исчисления сроков, указанного в п. 2 ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ применяются нормы Главы 11 «Исчисление сроков» ГК РФ. Так, в соответствие со ст. 191 ГК РФ течение, срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало. То есть, в нашем случае, срок начинает течь с даты, следующей за датой выпуска (производства) автомобиля. В соответствие со ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. То есть, если автомобиль выпущен в июне 2010 г., то трех годичный срок начинается с июня 2010г. и оканчивается в последний день июня 2013 г.

Поясните, пожалуйста, почему происходит нарушение п.п.1 п.2 ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ от 01 июля 2011 г. и отказывают в оформлении полиса ОСАГО без диагностической карты или талона ТО для автомобиля, с даты выпуска которого не прошло трех лет? Когда эта ситуация будет разрешена?

К сожалению, в Законе 170-ФЗ фраза «в первые три года, включая год выпуска», составлена таким образом, что понятно, что речь идет о календарных годах, а не о сроке в три года с момента выпуска. Поэтому ст. 192 ГК здесь неприменима.

Т.ч. остается надеяться только на изменение законодательства (пока не слышал, чтобы такие правки предлагались) или на судебную практику (хотя большинство юристов считают это направление бесперспективным).

Как быть с иностранными ТС, которые раньше покупали ОСАГО на границе при въезде в Россию

Для тех, у кого "Зеленой карты" нет и им необходимо приобрести полис ОСАГО, предусмотрено требование о предъявлении российского талона ТО или "документа о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации" . Таким образом, формально для машин, зарегистрированных в иных государствах, талон техосмотра необходим.

Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрено, что при заключении договоров ОСАГО на иностранные ТС не оформляется Заявление о заключении договора обязательного страхования. А указанное Заявление является единственным документом, в котором указывается информация о талоне техосмотра!

Следовательно, ни одного документа, подтверждающего факт предъявления талона ТО на иностранный автомобиль, по существующим нормам права не оформляется. Фактически никакого контроля за предъявления талона ТО на иностранный автомобиль при заключении договора ОСАГО не существует.

Прохождение ТО для таких машин необходимо только, если для них планируется покупка российского полиса ОСАГО. Законной альтернативой является наличие полиса "Зеленая карта", выданного в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.

Нужен ли талон ТО (Диагностическая карта) для выезда на автомобиле за границу (из России)

Для легковых автомобилей, в принципе, талон технического осмотра (диагностическая карта) за границей не нужен - контроль за прохождением технического осмотра по общему правилу осуществляет та страна, в которой зарегистрировано транспортное средство. При проверке документов за границей (или на границе) требуется только регистрационный документ на автомобиль.

Однако для профессиональных перевозчиков (на грузовые машины и автобусы, занимающиеся перевозками за пределами России) необходимо получить талон технического осмотра международного образца. В то время следует помнить, что талон международного образца признается не всеми странами.

Да, действительно, и литовцы, и поляки периодически требуют предъявить на границе талон ТО, при его отсутствии машины разворачивают.

Ссылаются они на требования ЕС о наличии талона на прохождение ТО - раз говорят значит есть такие требования, на границе особо не поспоришь.

Проблема с пересечением границы без талона ТО возникла во время так называемой «амнистии» на техосмотр. Во время этой «амнистии» калининградцы, выезжающие за рубеж, всё равно оформляли талон ТО.

В настоящее время, в силу произошедших изменений по ТО, станции ТО, при прохождении техосмотра, делятся примерно на два случая: одни выдают и диагностическую карту и талон, прикрепляют к карте; другие спрашивают, что выдать или карту или талон, и выдают одно из двух.

Согласно ожиданиям, до конца 2012г. талонов в области должно хватить, по крайней мере сейчас проблем с наличием талонов в области нет.

Так же операторы ТО «придумали» выход – будут ставить «штампик» на диагностической карте, заменяющий талон.

Но вот вопрос, устроит ли этот «штампик» литовских и польских пограничников?

В конце ноября 2012 года премьер-министр России Д.Медведев заявил, что для выезда на автомобиле за границу России необходимо будет предъявлять Диагностическую карту - остаётся непонятным, стало ли это заявление результатом каких-то международных соглашений или просто "личным мнением государственного чиновника". Пока ситуация не изменилась - часть стран-соседей России требует техосмотр у наших водителей, часть - нет.

Период использования ТС в полисе ОСАГО и талон техосмотра

Человек заключает договор ОСАГО с ограниченным периодом использования (3-6 месяцев) - реальный "подснежник".

Практически все такие договоры заключаются в начале периода использования: Собрался первый раз выехать на машине в этом году - пришел за полисом ОСАГО.

Техосмотр (ТО) по таким машинам так же, как правило, проводится весной после заключения договора ОСАГО.

В 2012 году порядок действий меняется: теперь надо сперва пройти ТО, а потом уже купить полис ОСАГО.

Если раньше можно было купить полис ОСАГО, не выезжая из гаража, то теперь машину сперва надо предоставить на ТО.

Но период использования ТС в полисе ОСАГО закончился еще осенью…

Т.е. надо ехать на машине на ТО с полисом ОСАГО, в котором уже закончился период использования. Любой сотрудник ГИБДД может оштрафовать, а в случае попадания в ДТП, СК еще и попытается отказать в выплате (в лучшем случае - регресс).

Ситуация еще усугубляется тем, что продлить период использования весной страхователь также не сможет - ведь период использования не может быть меньше 3 месяцев, т.е. новый период нельзя внести в договор ОСАГО, если до окончания договора осталось менее 3 месяцев…

К сожаление, разработчики Закона о техосмотре не подумали о такой проблеме, т.ч. решения в нынешней редакции Закона просто нет.

С другой стороны, проблема распространяется не только на "подснежников", но и на всех тех, кто забудет во время пройти техосмотр или не сможет это сделать по любой причине (болезнь, командировка и т.п.) - все они также не смогут ни выехать на дорогу, ни купить полис ОСАГО.

Единственным законным выходом на сегодняшний момент видится использование эвакуатора для доставки автомобиля на пункт технического осмотра.

Уверен, что к весне решение этой проблемы будет найдено, т.к. в этом заинтересованы все: и автомобилисты, и страховщики…

Мой талон техосмотра действителен до марта 2012года, срок действия договора страхового полиса с 06.05.2011 до 07.05.2012, но так как я не езжу зимой,то проплатила страховку только до 06.11.11.

Можно ли продлить страховку до 07.05.2012, если нет, то каковы мои действия в дальнейшем?

Продлить период использования ТС в действующем договоре ОСАГО можно и без предъявления талона техосмотра.

Важно различать в договоре ОСАГО "Срок страхования" и "Период использования транспортного средства". У них разные условия продления, оплаты и требования в части наличия техосмотра. Отличия приведены в таблице:

Может ли страховая компания отказать в выплате, если автомобиль не прошел техосмотр

Что касается договора каско (если он у вас есть), то здесь зависит от условий страхования (договора и Правил страхования) - такое основание может быть предусмотрено. Поинтересуйтесь у своего страхового агента об этом условии при заключении договора.

Будут ли сотрудники ГИБДД проверять талоны техосмотра с 2012 года

2. Управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Техосмотр на прицепы к легковым автомоиблям

4. Прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.

Надеюсь, что этот казус будет устранен в следующей редакции Закона.

Может ли страховая компания предъявить регресс, если автомобиль не прошел техосмотр

"на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов."

Таким образом, на подавляющее количество граждан данный пункт не распространяется. Он относится только к тем автомобилям, прохождение техосмотра для которых обязательно 2 раза в год.

Прочие вопросы

Придется платить втрой раз…

Конечно, совсем правильно было бы переоформить (заново) договор, но, боюсь, что Вы на этом переоформлении только зря потеряете деньги – сегодня таких как Вы слишком много, чтобы Правительство стало применять какие-то санкции…

Можно попробовать обратиться на государственную станцию технического осмотра – м.б. они и выдажут.

Потом заключаете ОСАГО.

Потом в ГИБДД за номерами.

Возможно, получить номера можно и без ОСАГО, но это надо уточнять непосредственно в ГИБДД.

Рекомендую обратиться на оставшиеся (действующие) государственные пункты ТО для замены талона (или выдачи дубликата).

  1. Требование по наличию талона ТО для заключения полиса ОСАГО вступает в силу только с 01.01.2012 (до этой даты Закон о техосмотре просто не действует), следовательно, в 2011 году страховая компания просто не имеет права требовать талон ТО при заключении договора.
  2. С 01.01.2012 при заключении ОСАГО нужно будет не только предъявить талон ТО, но и чтобы действие этого ТО заканчивалось не ранее, чем через 6 месяцев после даты заключения ОСАГО.
  3. С 01.01.2012 года при проверках сотрудниками ГИБДД полис ОСАГО заменяет талон ТО.
  4. Закон об ОСАГО не ограничивает срок до окончания действия текущего полиса ОСАГО, до истечения которого нельзя продлить полис ОСАГО (купить новый полис). Следовательно, еще в 2011 году можно пролить полис ОСАГО, который заканчивается только в 2012 году. При этом требовать ТО не имею права (см. п.1).

Выгодно уже сейчас (в 2011 году) продлить полис ОСАГО, чтобы до истечения срока его действия не проходить техосмотр.

  1. В нормативных актах нет ограничений срока, до истечения которого запрещено продлевать договор ОСАГО. Следовательно, формально, Вы можете продлить (заключить полис ОСАГО на новый срок) за несколько месяцев до истечения срока действия текущего полиса ОСАГО. Вопрос при таком продлении только в правильности применения "бонус-малус" - ведь срок действия полис еще не закончился, следовательно, по нему еще могут произойти страховые случаи.
  2. Талон техосмотра при заключении полиса ОСАГО в 2011 году не требуется вне зависимости от начала срока страхования по этому полису. Например, если договор ОСАГО заключается в декабре 2011 года, а срок страхования начинается только с марта 2012 года, то предъявление талона ТО не требуется.
  3. Полис ОСАГО с 2012 года заменяет талон ТО, следовательно, до окончания срока действия полиса ОСАГО факт прохождение ТО никто не контролирует.

Единственное, надо иметь в виду, что денег (часть страховой премии) по досрочно прекращенному полису ОСАГО без соответствующих оснований, Вам не вернут.

Следующий раз техосмотр придется пройти в декабре 2012 года перед покупкой очередного полиса ОСАГО.

"Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования."

Таким образом, Вам придется сперва пройти техосмотр, а уж потом продлить полис ОСАГО.

Но сотрудник ГИБДД в настоящее время никаких санкций за непрохождение ТО применить не может – все эти санкции отменены.

По каско – может потребовать предъявление талона (если это предусмотрено договором страхования). Но и здесь вопрос может быть решен путем получения дубликата талона ТО. Если талон действительно просто утерян, то в суде автовладелец почти однозначно добьется выплаты со стороны страховой компании.

Однако, последние разъяснения Верховного суда дают основания считать такой отказ в выплате незаконным - в суде Вы практически наверняка выиграете у страховщика.

Требовать двойную цену за якобы проведенное ТО, естественно, незаконно.

Такая поправка даже рассматривалась - автоматически выдавать диагностическую карту при прохождении технического обслуживания. Но так и не была принята Госдумой.

А для этого нужна доверенность на внесение таких изменений от страхователя (предыдущего владельца автомобиля).

Таким образом, отказа в выплате не будет.

Придется жаловаться в Службу Банка России по финансовым рынкам (СФР).

Последствия возможны в двух случаях:

- если вам потребуется купить на указанный автомобиль полис ОСАГО, то его не продадут;

- если на указанной территории вдруг появятся сотрудники ГИБДД, то могут выписать штраф за отсутствие ТО.

Выражаю искренюю благодарность за помощь

в подготовке данных материалов

Начальнику управления методологии страхования

Российского Союза Автостраховщиков.

Вместе с тем, необходимо отметить, что

точка зрения автора не всегда совпадает

с официальной позицией РСА по ряду вопросов.

Материалы: http://www.znay.ru/osago/techosmotr2012.shtml


Back to top