Тахограф: что это?

1 ≫

Тахограф – это прибор, предназначенный для осуществления контроля над водителем и транспортным средством. Прибор осуществляет постоянную фиксацию таких данных, как расстояние, пройденное автомобилем, время в пути, скорость, с которой движется транспорт, а также время стоянки либо остановки машины.

Ниже написано о видах, назначении тахографа и о правилах установки.

Назначение тахографа

Причиной появления тахографа стала в первую очередь необходимость обеспечения безопасности участников движения на дороге. Устройство позволяет контролировать водителя, чтобы он не нарушал скоростной режим, вследствие чего может произойти ДТП.

При возникновении спорной ситуации на дороге, аварии или других происшествиях доказать невиновность водителя либо, наоборот, вину проще при наличии тахографа на приборной панели.

Устройство позволяет отслеживать и контролировать весь график движения водителя, а также время его отдыха.

Правила установки тахографа

Тахограф необходимо устанавливать на следующие автомобили:

  • грузовые автомашины, перевозящие опасные грузы от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн;
  • автобусы свыше восьми мест весом до 5 тонн;
  • грузовые автомобили, осуществляющие международные перевозки свыше 50 километров от места отправления;
  • грузовой транспорт весом более 15 тонн, не перевозящий опасный груз;
  • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой от 12 до 15 тонн, не осуществляющие междугородние перевозки;
  • с апреля 2015 года грузовики, перевозящие любые грузы от 3,5 до 12 тонн.

Таким образом в ближайшее время для работы, например, таксистом на микроавтобусе, осуществляющем междугородние перевозки, будет необходимо оснастить машину тахографом. О других нюансах, которые нужно учитывать, занимаясь пассажирскими перевозками, читайте в нашей статье Как получить лицензию на такси.

Виды тахографов

Существует два вида тахографов: цифровой и аналоговый. Аналоговый тахограф внешне бывает двух типов: круглый, похожий на спидометр автомобиля, и прямоугольный, напоминающий размерами автомагнитолу. Кардинальное отличие аналогового прибора от цифрового заключается в методе записи и хранения информации.

В аналоговом тахографе запись информации о движении транспортного средства производится на специальную круговую диаграмму, в которой водитель предварительно указывает дату поездки. Снятие показаний осуществляется с помощью специальных датчиков.

В связи с тем, что аналоговые устройства постепенно выходят из употребления, имеет смысл подробнее остановиться на тахографах цифрового типа. Они имеют возможность связи с системой глобального позиционирования, что позволяет более точно контролировать местоположение автомобиля, а также оборудованы специальным криптографическим модулем, обеспечивающим высочайшую надежность сохранности записанных данных.

Как работает цифровой тахограф

СКЗИ — это средства криптографической защиты информации, иными словами, это особый модуль, производящий сбор данных о работе транспортного средства вне зависимости или отсутствия устройства электроэнергии.

СКЗИ представляют собой небольшой блок с выходом для антенны, позволяющим подключить его к системе ГЛОНАСС. Основное предназначение аппарата — защита данных от корректировки.

Доступ к данным

Интерфейс прибора разработан с возможностью идентификации лиц, имеющих разные уровни доступа к информации. Работа осуществляется с помощью особых карт с чипами, которые подразделяются на:

  • карту мастера, применяемую специалистом для установки и настройки оборудования;
  • карту предприятия, обеспечивающую доступ к расширенным данным, сохраненным прибором;
  • карту контроллера, с помощью которой сотрудники ответственных органов, в том числе ГИБДД, получают текущие показания;
  • карту водителя, используемую для идентификации человека, управляющего автомобилем.

Разумеется, уровень доступа указан в нисходящем порядке, по мере уменьшения возможности считывания данных. В результате цифровой тахограф позволяет максимально эффективно контролировать движение транспорта, осуществляющего международные и междугородние перевозки.

Другие интересные статьи о транспорте можно найти на нашем сайте в разделе Авто.

Материалы: http://elhow.ru/tehnika/avto/avtomobilnye-terminy/tahograf-chto-eto

2 ≫

Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом - из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым оно очень помогает. Поэтому важно разобраться, что такое тахограф в автомобиле. Итак, давайте рассмотрим этот вопрос.

Тахограф – это прибор для осуществления контроля над автомобилем и условиями труда водителя. Данное устройство регистрирует следующие параметры:

  • Пройденное расстояние.
  • Время поездки.
  • Скорость движения.
  • Время стоянки или остановки.

Из списка регистрируемых параметров становится понятно, что такое тахограф в автомобиле.

Грубо говоря, это регистратор езды, следящее устройство. Ведь наличие системы позиционирования позволяет в буквальном смысле отследить движущийся автомобиль, что дисциплинирует водителей.

Элемент появился для обеспечения безопасности автомобильных перевозок и автомобильного движения вообще. Данное устройство позволяет контролировать скоростной режим. Это снижает вероятность ДТП. Наличие тахографа и его показаний в случае аварии поможет доказать невиновность водителя или, наоборот, привлечь его к ответственности. Установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает практически прямо. Кроме того, контролер поездки может отслеживать время нахождения конкретного водителя за рулем и его отдыха.

Из назначения устройства становится понятно, что оно больше ориентировано на коммерческие перевозки, когда необходимо учитывать, кто, сколько и когда проехал на данном транспортном средстве. Итак, на какие автомобили устанавливаются тахографы?

  • грузовики, перевозящие опасные грузы полной массой более 3,5 т;
  • автобусы с количеством посадочных мест более 8 и массой до 5 т;
  • грузовики, которые осуществляют перевозки на расстояния более 50 км;
  • техника полной массой более 15 тонн, не перевозящая опасный груз;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой 12-15 т, не осуществляющие междугородние перевозки;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 т, перевозящие любые грузы.

Последний пункт был добавлен в апреле 2015 г. Из этого следует, что установка тахографа на грузовой автомобиль практически во всех случаях обязательна. Малые пассажирские перевозки тоже подпадают под область применения данного устройства.

Есть моменты, когда не обязательна установка тахографа на автомобиль. Закон гласит, что монтаж можно не делать на пригородных автобусах и эвакуаторах, машинах-уборщиках улиц, автомобилях экстренных служб (пожарные, скорая помощь, МЧС), автокранах.

Также это касается автомобилей, которые заняты на оперативной и розыскной деятельности.

Приборы существуют двух видов: аналоговые и цифровые. Первые тахографы - круглые, чем-то похожие на обычный спидометр. Появились намного раньше цифровых. Что такое тахограф в автомобиле современном? Это цифровое устройство, размерами и формой напоминающее автомагнитолу. Устройства снабжены жидкокристаллическим экраном, на который выводится вся необходимая информация. Отличия у этих двух видов - не только во внешности. Аналоговые устройства записывают информацию при помощи специальных датчиков на круговую диаграмму. В ней водитель предварительно указывает дату и время начала поездки.

Сама карта устанавливается внутрь устройства, и оно, поворачивая диаграмму, строит график движения – среднюю скорость, количество и время остановок и т. д. Цифровое устройство фиксирует информацию на бумажном носителе типа кассового чека, который печатается после окончания поездки.

Ввиду более надежного и точного регистрирования полученных данных, а также простоты работы с ним, цифровое устройство практически полностью вытеснило аналоговое. Кроме того, цифровые устройства получили возможность позиционировать свое собственное местоположение при помощи системы ГЛОНАСС, что еще больше добавляет точности получаемым данным. Помимо этого, они оборудуются криптографическим модулем. Последний обеспечивает надежное шифрование записанных данных.

СКЗИ – это средства криптографической защиты информации. Представляют собой специальные приспособления, которые собирают и фиксируют поступающие от датчиков модули вне зависимости от наличия питания. Такой прибор представляет собой записывающий блок, снабженный выходом для GPS-антенны, при помощи которой он осуществляет свое позиционирование. Основное предназначение системы – защита полученных сведений от внешней корректировки и работа с цифровой подписью. Следует иметь в виду, что зашифрованные с помощью СКЗИ данные расшифровываются только правоохранительными органами с использованием специального сертифицированного оборудования.

Он производится при помощи специальных карт с чипами, которые имеют разный уровень доступа к чтению информации. Элементы вставляются в специальную прорезь в передней панели аппарата. Они представляют собой обычные пластиковые карточки. Последние разделяются на следующие категории:

  • Карта мастера-установщика. Она используется специалистом при первичной настройке и при установке тахографа в автомобиль.
  • Карта самого предприятия. Она обеспечивает доступ к сохраненным данным о поездке. Именно она позволяет получить наибольшее количество данных обо всех особенностях поездки.
  • Карта контролера. Служит для снятия текущих показаний правоохранительными органами, в том числе и ГИБДД.
  • Индивидуальная карта водителя. Используется для идентификации того, кто сейчас находится за рулем.

Все перечисленные карты обладают разной степенью доступа к информации, от высшей к низшей. В чем отличия?

Карта водителя, например, обладает способностью только зафиксировать время поездки, скорость и время стоянки автомобиля с данным человеком. Таким образом, этот аппарат контролирует многодневные поездки с несколькими водителями с условием постоянного мониторинга их условий.

Итак, теперь становится понятно, что такое тахограф в автомобиле на сегодняшний день. Это довольно востребованное устройство для более полного контроля над особенностями поездки. Конечно, элемент не регистрирует физиологическое состояние водителя, но предупредить переутомление или мошеннические действия с его стороны он вполне способен. Тем более что установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает прямо и недвусмысленно.

С его помощью можно предотвратить несанкционированный слив горючего и опасное превышение скорости. Также при использовании тахографа невозможно скрутить счетчик пробега в меньшую или большую сторону и откорректировать другие параметры. Кроме того, учет средней скорости в поездке позволит планировать дальнейшие разъезды и экономить на расходах, как временных, так и материальных.

Таким образом, тахографы с каждым годом становятся все более популярными. Конечно, они весьма недешевы (60 тысяч рублей с установкой). Но получаемая за их счет экономия покрывает издержки. Тем более что применяются они в основном в коммерческих структурах. Возможно, они появятся и в обычных автомобилях. Другой вопрос – зачем это нужно и насколько оправдано.

Материалы: http://fb.ru/article/298323/chto-takoe-tahograf-v-avtomobile-i-kakovyi-pravila-ego-ustanovki

3 ≫

На многочисленных автолюбительских форумах и подобного рода ресурсах все чаще всплывает название такого неизвестного прибора, как тахограф. Что это такое, какие функции выполняет устройство и зачем его устанавливать, можно узнать, ознакомившись с соответствующей документацией.

Что нужно знать в первую очередь? Прежде всего стоит ответить на вопрос: тахограф автомобильный – что это такое? Что делает этот прибор, и зачем он нужен, если есть штатный спидометр?

Тахограф – это контрольное бортовое измерительное устройство, обеспечивающее выполнение требований, регламентируемых ЕСТР (Европейским соглашением, которое упорядочивает работу транспортных средств).

Прибор предназначен для непрерывной индикации и одновременной регистрации таких показателей, как время, скорость движения авто, километраж пробега, распорядок работы (периоды отдыха и труда) водителей.

Кратким ответом на вопрос про тахограф: что это, - будет сравнение прибора с так называемым черным ящиком в самолетах. Более точные сведения можно получить при детальном рассмотрении функций и характеристик устройства.

Установить тахограф не проблема. В зависимости от типоразмеров устройство может размещаться в гнезде под спидометр или автомагнитолу.

Ежедневная запись информации может послужить для следующих целей:

  • Точная регистрация километража пробега и скорости. Не секрет, что при подсчете величин стандартные спидометры опираются на свою программу, которая далеко не всегда отвечает точным значениям. При расчетах во внимание принимается эффективная окружность колеса (сколько оно проходит за полный оборот), что дает возможность довольно точно определить, сколько поворотов осуществляется за каждый километр пути. Штатный спидометр осуществляет расчеты несколько иначе, и конечный результат может существенно отличаться.
  • Разрешение спорных ситуаций. Не просто так неопровержимым доказательством является информация, за которую отвечает блок СКЗИ тахографа. Что это такое? Зашифрованные данные, которые невозможно фальсифицировать. Информация поможет доказать водителю свою правоту сотрудникам дорожных патрулей и отстоять интересы в случае ДТП.
  • Ведение бухгалтерской отчетности. Данные, получаемые с тахокарт или электронного тахографа, дают четкие сведения о работе персонала. Можно до минуты вычислить время работы и отдыха водителя, что помогает при оценке эффективности труда персонала или для начисления заработанных средств на предприятии.
  • Организация работы предприятия. Поскольку данные, предоставляемые тахографом, невозможно фальсифицировать, некоторые аспекты деятельности предприятий можно четко структурировать. Так, требования к техническому обслуживанию средств передвижения свидетельствуют, что осмотр должен проходить не реже, чем через каждые 10 тыс. км. Показатели тахографа никак нельзя «намотать» или другим способом сдвинуть периодичность проверок.

  • Гарантии безопасности. В одном из пунктов ЕСТР идет речь о том, что каждый из водителей должен возить с собой тахокарты за последние 28 дней. При помощи прибора можно зафиксировать любые передвижения автотранспорта, что существенно снижает риск возникновения непредвиденных ситуаций или же помогает досконально в них разобраться.
  • Реализация дополнительных функций. Спрашивая: "Тахограф – что это?" - в первую очередь водители хотят узнать о практическом применении устройства. Кроме своих прямых функций, прибор можно использовать в качестве ограничителя скорости или для включения/переключения режимов аппаратуры на заданных скоростях.

Выше приведен далеко не полный список задач, которые помогают решать тахографы. Закон предписывает устанавливать оборудование практически на любой транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые рейсы, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию на дорогах.

Действительно, каковы они? Решив установить тахограф, необходимо рассмотреть основные особенности. А именно - конструкцию прибора, его составляющие и главные элементы. Предстоит дополнить ответ на вопрос: блок СКЗИ тахографа – что это, и за что отвечает данная деталь.

Главный «конек» измерительного прибора – наличие энергонезависимой памяти, за счет чего запись данных осуществляется в режиме реального времени, а получаемая информация может храниться годами. При этом вероятность несанкционированного доступа к элементам памяти устройства сводится практически к нулю.

Для получения записанной информации необходимо иметь 4 специальных ключа или смарт-карты. К последним относятся следующие типы карт:

  • Водительская – для хранения данных касательно передвижений конкретного водителя за последний год.
  • Карта автосалона или мастерской – для настройки тахографа, внесения изменений в его функционал.
  • Карта предприятия или компании – для хранения и считывания всевозможной информации о предстоящих и осуществленных рейсах, о других данных, касающихся автомобилей конкретного предприятия. Кроме всего прочего, смарт-карты данного типа предназначены для исключения распространения информации компании.
  • Инспекторская – для считывания информации с водительских карт. Позволяет ознакомиться со всеми нарушениями, имевшими место в подотчетный период (скорость, распорядок). Помогает исключить или устранить сбои в работе аппаратуры (перебои с питанием, некорректная работа датчиков).

В поисках ответа на вопрос: тахограф с СКЗИ – что это, можно с уверенностью сказать, что данный прибор предназначен не только для фиксации основных показателей, но и для надежного хранения информации.

Не каждый цифровой прибор, не говоря уже об аналоговых (стрелочных), подходит под четкие стандарты, выдвигаемые к устройствам в рамках проекта ЕСТР.

Надлежащие сертификаты получили немногочисленные производители, среди которых и европейские разработчики, и отечественные предприятия:

  • торговая марка VDO и фирма Continental Automotive GmbH;
  • продукция компании Stoneridge Electronics;
  • передовые новинки EFKON AG;
  • точные приборы ACTIA;
  • технологии "Инкотекс" (модель "Меркурий ТА-001" и выше);
  • приборы "ШТРИХ" SM 10042.00.00-13 и SM 100.42.00.00.14;
  • КЗТА (тахограф "КАСБИ DT-20M");
  • ЗАО "Измеритель-Авто" (тахограф "ТЦА-02НК");
  • компания "АТОЛ" (тахограф Drive 5);
  • ООО "ИНТЕЛЛИК РУС" (тахограф "EFAS V2 RUS).

Прежде чем определиться с тем, какой тахограф установить, нелишним будет ознакомиться с реестром ФБУ «Росавтотранс». Там можно найти полный список моделей оборудования, разрешенных к применению на территории России.

В первую очередь устанавливать приборы следует на авто компаний, занимающихся различными видами коммерческих перевозок. Существует целый список транспортных средств, в приборную панель которых необходимо монтировать тахографы. Законы предписывают устанавливать устройства на автобусы и другие виды транспорта, исходя из количества посадочных мест, максимального веса и типа транспортируемого содержимого.

Нужно ли ставить тахограф или нет, можно понять по следующим критериям:

  • Количество пассажирских мест. Если количество мест без учета водительского больше восьми, то без установки устройства не обойтись. К данной классификации транспортных средств относятся любые авто категорий М2 и М3.
  • Тоннаж транспортного средства. Установка устройства считается обязательной для любых транспортных средств с весом более 3,5 т. К данной классификации могут быть причислены любые авто категорий N2 и N3.
  • При перевозке опасных грузов (взрывчатых или активных химических соединений).

Данные условия справедливы лишь для коммерческих перевозок, на которые следует устанавливать тахографы. Правила имеют множество пунктов и исключений, и чтобы убедиться наверняка, следует их внимательно перечитать.

Основной нормативный документ, на который следует опираться в данном случае, – Федеральный закон № 196 с последующими изменениями. В нем идет речь о безопасности движения на дорогах, расписывается методологическая база, позволяющая достичь оптимальных показателей.

С 1 апреля 2013 года юридические лица и частные предприниматели несут ответственность не только в случае отсутствия оборудования, но также при несоответствии его существующим стандартам. Например, штраф предусмотрен при выявлении неисправности, просроченного технического обслуживания или из-за несоблюдения водителем режима работы и отдыха (трудодень – не более 8 часов, непрерывная езда – не больше 4 часов).

При этом штрафы для водителей и руководства существенно различаются. Если в первом случае речь идет о 1-3 тыс. руб., то во втором штрафы значительно больше – 5-10 тыс. руб.

Не стоит забывать также о перечне неисправностей, за которые грозит материальное наказание. За сломанный тахограф можно поплатиться не только снятием с гос. номера транспортного средства, но и помещением автомобиля на штрафную стоянку (в случае транспортировки особо опасных веществ).

После того как вопрос "Тахограф – что это?" рассмотрен нами со всех сторон, эксплуатация прибора не начинает казаться менее сложной. Даже сама установка устройства становится практически нерешаемой задачей для автовладельцев.

В случае любого сложного ремонта транспортного средства необходимо осуществлять дополнительную проверку точности показаний контрольного устройства. Поверки имеют определенную периодичность, но могут осуществляться при любом подозрении на неисправность аппаратуры.

На многочисленных форумах довольно часто задается ещё один вопрос: калибровка тахографа - что это такое? Нелишним будет выяснить также, для чего нужна данная процедура и из каких этапов она состоит.

Тарировка тахографов, которая иногда называется калибровкой, а иногда юстировкой, поверкой или проверкой, выполняется не только после их непосредственной установки. Основная задача данной процедуры – сделать показания устройства максимально точными. При этом необходимо не только учесть всевозможные погрешности, но и взять поправку на многочисленные факторы, вызывающие отклонения (особенности монтажа, внешние причины).

При этом прибор должен максимально точно регистрировать показатели конкретного транспортного средства, а значит, нужно провести синхронизацию и подстройку параметров.

Тарировка тахографов необходима в нескольких случаях. При несвоевременном проведении обследований прибор может демонстрировать неверные показатели, а возможные отклонения от нормы будут постепенно усугубляться.

Контрольное устройство необходимо проверять в следующих случаях:

  • После первоначальной установки. Данная процедура проводится после получения оборудованием регистрационного номера. Она дает возможность убедиться в работоспособности устройства и точности получаемых показателей.
  • После повторной установки. Если прибор был перенесен с одного автомобиля на другой, необходимо подстроить его под конструкционные особенности нового авто.
  • В случае замены регистрационного номера конкретного транспортного средства. В данном случае процедура носит, скорее, формальный характер.
  • После ремонта самого тахографа, мест соединений или монтажа новых датчиков. Поверка даст возможность убедиться, что записываемые показания соответствуют действительности.
  • При отсутствии специальных пломб и бирок. Пломбировка дает возможность обезопасить все узлы, участвующие в манипуляции данными, а бирка несет сведения о показателях прибора. Без этих данных устройство нельзя считать максимально эффективным.
  • При изменении величины коэффициента автотранспорта. Данное значение отвечает за величину выходного сигнала между элементами транспортного средства и контролирующим устройством.
  • В случае изменения эффективной длины окружности колеса или при замене шин. Процедура необходима для точного расчета километража и скорости транспорта.
  • Если точное время спешит или отстает на 20 минут и более.
  • По истечении двух лет после прошлой проверки.

Своевременные проверки оборудования дают возможность обеспечить безопасность водителя на дороге, в ином случае повышается не только риск возникновения непредвиденных ситуаций, но и возможность материальных взысканий.

Можно попытаться ответить на вопрос: тахограф автомобильный - что это такое, с нескольких сторон. Прибор должен быть установлен на коммерческих транспортных средствах крупных габаритов.

Устройство дает возможность обеспечить должный уровень безопасности, во что не сложно поверить, учитывая, как сложно (практически невозможно) исказить регистрируемые тахографом показатели.

Контраст можно прочувствовать сильнее, если сравнить современную цифровую аппаратуру с несколько устаревшей аналоговой.

Правда, владельцам стрелочных устройств придется (если ещё не пришлось) сменить ненадежные устройства.

Специалисты утверждают, что контроль скорости и пробега – вовсе не основная функция устройства. Особое значение уделяется возможности тахографов контролировать распорядок водителей.

В связи с этим некоторые байки дальнобойщиков могут остаться далеко в прошлом – никаких засыпаний за рулем и выездов на встречку просто не может быть под чутким надзором прибора.

Остается только надеяться, что правила, регламентирующие работу с данным типом оборудования, станут более гибкими. Уж слишком строго там прописан каждый пункт, начиная с выбора моделей и производителей. Прочитав НД, можно полноценно ответить на вопрос, тахограф - что это такое (фото устройств можно увидеть в данной статье).

Материалы: http://fb.ru/article/173542/tahograf---chto-eto-za-pribor-ustanovka-tahografa-i-zakon-o-ego-primenenii


Back to top