Клаксон - это незаменимое автомобильное устройство

1 ≫

Двигатель, трансмиссия и система управления – это не единственные важные компоненты автомобиля. Помимо этого, любое транспортное средство оснащено и другими значащими, но менее заметными деталями. Например, одной из таких является клаксон. Это незаменимая вещь, без которой не обойдется ни один автомобиль, ведь в некоторых ситуациях он даже может спасти жизнь как самого водителя, так и пешехода.

Что такое клаксон?

Клаксон – это устройство для подачи звукового сигнала. Нередко подобные устройства называют просто звуковыми сигналами.

Сам термин "клаксон" произошел от названия фирмы, которая впервые массово начала производить устройства. Этой фирмой была Klaxon Signals Ltd.

Для чего используются устройства?

Практически в любой транспорт встроен клаксон. Авто, мотоциклы и даже некоторые велосипеды оснащены этим устройством, так как оно помогает в предотвращении многих аварийных ситуаций. Например, водитель может посигналить, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе или выполнить маневр обгона другого автомобиля.

К сожалению, в современном мире звуковыми сигналами пользуются редко, так как в них практически нет надобности, особенно если на дорогах присутствуют пробки. Но также некоторые водители забывают о правилах дорожного движения и применяют клаксоны только в личных целях. Например, чтобы посигналить знакомому или похвастаться автомобилем перед девушками.

Краткий экскурс в историю

Клаксон – это не новое изобретение. Оно было в пользовании задолго до первого автомобиля. Их, например, использовали кучера, управляющие экипажем. В те времена, чтобы подать сигнал, надо было сильно подуть в такой себе рожок. Но так как большинству людей не нравился такой способ, то рожок дополнили резиновой грушей. Теперь достаточно было просто нажать на грушу, чтобы издать соответствующий гудок. Немного позже подобными устройствами начали оснащать первые автомобили.

Одни из первых клаксонов, которые предназначались для автомобилей, уже не были похожи на рожки с резиновыми грушами. Теперь это были полностью механические устройства, которые оснащались специальными пружинящими пластинами с фиксирующими заклепками. При задействовании таких механизмов пластины соприкасались с шестернями, чем и производили специфический звук клаксона. Нередко, чтобы усилить сигнал, к устройствам прикреплялись особые рупоры. Позже Томас Эдисон и электротехник Миллер Риз Хатчинсон изобрели и запатентовали клаксон с электрическим механизмом.

Виды современных клаксонов

После изобретения Эдисона и Хатчинсона начали появляться и другие модели клаксонов с различными звуковыми сигналами, которые бывают нескольких видов, в зависимости от принципа действия:

  • Пневматический клаксон, в котором поток воздуха, поступающий от компрессора, используется для создания звуковых колебаний в трубе. В прошлом подобным образом работал клаксон, оснащенный резиновой грушей. Звуковой сигнал клаксона может достигать 120 дБ.
  • Электронный клаксон. В основе работы такого устройства лежит электронный звуковой генератор и электродинамический громкоговоритель, который позволяет преобразовать электрический сигнал в звуковой. Громкость сигнала электронного клаксона достигает 110 дБ.
  • Электромагнитный клаксон. Основной элемент, благодаря которому возможна работа клаксона, – это электромагнит, оснащенный контактным выключателем. При помощи такого простого элемента обеспечивается главное движение мембраны, отвечающей за звуковой сигнал. Электромагнитный клаксон – это самое распространенное устройство, которое можно встретить практически в любом автомобиле или мотоцикле.

Виды электромагнитных клаксонов

Как и было сказано, почти все транспортные средства оснащаются электромагнитными клаксонами, которые в зависимости от типа звукового излучателя бывают:

  • В форме дисков. Подобное устройство может иметь вид как целостной, так и разборной конструкции, которая устанавливается под капотом еще на этапе сборки транспортного средства. Такими клаксонами оснащено большинство моделей мотоциклов и легковых автомобилей.
  • В форме «улиток» («ракушек»). По форме «улитка» напоминает духовой музыкальный инструмент валторну. Так же, как и музыкальный инструмент, воронкообразное расширение подобного клаксона имеет изогнутую форму с направленным вперед концом. Громкость такого устройства может достигать около 120 дБ, что довольно мощно, особенно учитывая, что частота звуковых колебаний клаксона всего 250 Гц. Обычно устанавливается такой клаксон на ВАЗ, ГАЗ и другие модели автомобилей отечественного производства.
  • В форме «рожков». Эти виды клаксонов нередко путают с «улитками», но не стоит забывать, что у «рожков» есть одно существенное отличие. Воронкообразное расширение этих устройств прямое, а не изогнутое, как у предыдущих моделей. Такие клаксоны легче устанавливаются под капот, но у них низкое качество звукового сигнала.

Применение автомобильного клаксона в разных странах

В каждой стране водители по-разному используют клаксон в авто. Например, в Индии услышать сигналы можно везде, независимо от того, город это или деревня. Водители беспрерывно посылают друг другу сигналы при выполнении обгонов и других маневров.

Подобное можно увидеть в странах Юго-Восточной Азии, а также в Африке. Здесь водители постоянно сигналят прохожим, которые нередко заступают им дорогу.

Как видно, в наименее развитых странах чаще всего используют автомобильные звуковые сигналы. Это объясняется тем, что здесь намного строже контролируют движения на дорогах и водители стараются не нарушать ПДД.

Материалы: http://fb.ru/article/354086/klakson---eto-nezamenimoe-avtomobilnoe-ustroystvo

2 ≫

Элементов, напрямую влияющих на безопасность водителя и пешехода, в машине немало, однако звуковой сигнал автомобиля стоит особняком. Изначально эта деталь имела исключительно функциональное значение, и всё разнообразие сводилось к разнице в громкости клаксонов. Современный рынок предлагает автомобилистам не просто замену стандартного сигнала на модель повышенной громкости, но и выбор звуков, способных выделить машину на дороге.

Новый автомобильный клаксон

Необходимость замены сигнала может возникнуть в связи с большим сроком эксплуатации. Тихие сигналы изначально стоят на некоторых современных моделях, и автолюбители устанавливают на них продукцию отечественного автопрома, например, клаксоны от Волги. Столь радикальная мера требуется не всегда. Иногда достаточно просто перебрать устройство.

Пневматические сигналы

Принцип действия скопирован с первых клаксонов, устанавливаемых ещё на конные повозки. Воздух, подаваемый из компрессора, проходит через трубу и заставляет её вибрировать. Цена на них одинаково высока, но конструкция пневматических сигналов может разниться. В первую очередь это касается формы трубы.

Мощность пневматических «горнов» доходит до 125 дБ, а частотный диапазон покрывает сразу несколько необходимых сигналу зон. Для этой цели комбинируется несколько «рожков» (обычно до 4 штук). Нижний сигнал звучит на частоте 320–415 Гц, а звук верхнего добирается до отметки 810 Гц. Для раскрутки такого оркестра компрессору потребуется как минимум 6 атмосфер давления, но иногда эта цифра превышает даже 10 атмосфер. Взамен вы можете получить не просто звук, а целые мелодии. Для этого конструкцию придётся снабдить ещё и программируемым реле, а компрессор потребует выделения солидного пространства под капотом.

Электромагнитные сигналы

Главный элемент устройства — электромагнит, соединённый с мембраной. Обмотка сердечника соединена с источником тока через прерыватель, а с массой — через кнопку сигнала. При нажатии кнопки стержень сердечника начинает совершать колебательные движения и заставляет вибрировать мембрану. Такие клаксоны классифицируются по устройству звукового излучателя.

Электромагнитный звуковой сигнал

  • Дисковые сигналы. Выпускаются в виде разборных и неразборных конструкций. Последние занимают на 2–3 см меньше места. В зависимости от типа исполнения (открытые и закрытые) могут устанавливаться на виду или под капотом. Стандартные сигналы имеют именно такой излучатель, поэтому установка «блинов» не сложна. При желании можно скомбинировать высокочастотный сигнал для автомобиля (420-440 Гц) с обычным однотонным (335-350 Гц), однако устройство может являться двухтональным изначально.
  • «Улитки». Установка заметно сложнее из-за изогнутой формы раструба (при этом открытый конец должен смотреть вперёд) и большего размера. Мощность сигнала достигает 118 дБ, частота — 510 Гц. Такие мини-патефоны оказывают неплохое давление на барабанные перепонки. Помимо этого, двухтоновая «улитка» может быть снабжена реле, подающим напряжение на обе обмотки попеременно, что приводит к проигрыванию определённой мелодии.
  • Рожки. Излучатели, представляющие собой распрямлённую «улитку», то есть нечто похожее на горн. Разместить их под капотом легче, но на цену это не влияет, а звук заметно хуже.

В ГОСТе характеристики сигнала не зафиксированы, а нарушением может считаться только отсутствие сигнала на автомобиле вообще. Нормируются только высокочастотные гудки: основная частота должна быть неизменной. Вместе с тем, неправильно подобранный звук может стать источником дискомфорта для пешеходов и самого водителя. По негласному убеждению, сигналы, имитирующие сирену скорой помощи или полиции, могут доставить вам неприятности.

Частота стандартного звукового сигнала автомобиля находится в пределах 320–440 Гц, и это связано только с медицинскими требованиями. Покупая многоголосые пневматические горны, позаботьтесь о том, чтобы ваша собственная машина имела достаточно хорошую звукоизоляцию. Перед покупкой стоит убедиться в том, что аккумулятор машины потянет выбранное вами устройство. Даже при комбинации нескольких сигналов, стандартный аккумулятор будет разряжаться заметно быстрее — музыкальные «горны» потребляют до 25 А.

На видео — установка нового клаксона:

Второй момент — размеры. Дисковые сигналы, защищённые собственной решёткой, могут устанавливаться и снаружи, но для «улиток» такой вариант неприемлем. Следует заранее рассчитать возможности пространства под капотом.

Автомобильные сигналы обычно имеют подробную инструкцию по установке, но общий принцип всегда одинаков. В теории вам нужно соединить устройство через реле или прерыватель с источником тока. Для того чтобы электронам было куда двигаться, необходима «масса». Кнопка включения сигнала располагается между «массой» и самим устройством.

Установка клаксона в автомобиль

Другое дело — крепление. В стандартном комплекте имеется всё необходимое для фиксации устройства на плоской поверхности, однако в зависимости от устройства вашего авто, поверхность эта может оказаться от аккумулятора довольно далеко. Потребуется провод нужной длины с хорошей степенью защиты.

Частая неисправность — окисление контактов реле или всего устройства. Иногда контакты просто выпадают или оказываются зафиксированными ненадёжно. Осмотр стоит начать именно с креплений.

Если вы не супергерой, способный выдерживать удары током, то сначала нужно снять клеммы аккумулятора. Конденсатор, отвечающий за подушку безопасности, нужно разрядить и отсоединить. Клеммы последнего обычно расположены под рулевой колонкой.

Ремонт клаксона автомобиля

Снятие кожуха руля может потребовать помощи. Логично проделать такую операцию вместе с помощником. Три необходимых контакта обычно располагаются около ступицы, под пластиковой защитой. Необходимо зачистить их надфилем и надёжно зафиксировать на прежней позиции.

Звуковой сигнал автомобиля является средством общения водителя и пешехода. Из этого стоит исходить при любых экспериментах с клаксоном и комбинированием разных устройств. В характеристиках каждого из них указаны и уровень шума, и расстояние, на котором создаётся звуковое давление.

Функциональное значение устройства заметно важнее, чем тюнинговые возможности. В странах Европы сигнал, например, должен соответствовать габаритам автомобиля. Поэтому, выбирая клаксон, заботьтесь в первую очередь о безопасности и избегайте нестандартных устройств.

Материалы: http://365cars.ru/remont/kak-vybrat-zvukovoj-signal-avtomobilja.html

3 ≫

Современные клаксоны серьезно эволюционировали по сравнению с первыми моделями. Некоторые модели сегодня способны издавать звук, который слышен в радиусе около двух километров. По сравнению с некоторыми экземплярами, даже гудок локомотива — «детская дудочка».

По мере развития автомобильной промышленности и появления большого количества автомобилей, потихоньку начал обостряться вопрос необходимости оповещения пешеходов о приближении транспортного средства. Именно с этой целью был изобретен первый автомобильный клаксон. Первым устройством, издающим сигнал, стала обычная трубка, к ней была присоединена резиновая груша при нажатии на которую, труба издавала звук.

Некоторое время спустя прогресс шагнул еще дальше, и теперь клаксоны были оборудованы механическими приспособлениями, которые подавали сигнал. Конструкция сигнала проста до невозможности: пружинистая пластина, прикрепленная к центру конструкции, зафиксирована заклепкой. При вращении колеса, которое соприкасается с пластиной, образуется своеобразный звуковой сигнал. Основная масса современных сигналов работает от электросети автомобиля. Некоторые типы клаксонов имеют слабый, иногда не различимый в условиях городского шума сигнал.

В наше время такой недостаток довольно просто устраняется. Полки автомагазинов просто трещат от широкого ассортимента представленной продукции этого класса. Наиболее часто используются такие виды автомобильных клаксонов: электромагнитный (конструкция содержит электромагнит), электронный (с применением звукового генератора и динамика), а также пневматический сигнал (для извлечения звука применяется воздушный поток, исходящий от компрессора, который собственно и создает резонансный звук в трубе).

Обычно клаксоны состоят из двух трубок, это позволяет сделать сигнал громче и объемнее. Одна трубка издает высокий звук, вторая — низкий. В «дуэте» такие трубки делают звучание более мелодичным. Более того, такой звук способен вызвать у человека который его слышит — чувство опасности и тревоги, за что собственно и «боремся». Услышав мощный гудок, у любого пешехода возникнет желание поскорее сойти с проезжей части.

В последнее время большим спросом среди автомобилистов стали пользоваться компрессорные клаксоны, оснащенные несколькими звуковыми трубками. Они издают громкий, при этом довольно мелодичный и приятный звук. Однако его установка нередко отнимает много времени, и, как правило, с этим приходится немного повозиться. Важно правильно произвести крепление самих дудочек. Также большой популярностью пользуются клаксоны-ракушки.

Такое название им присвоили из-за их формы, которая очень напоминает панцирь моллюска. Крепится такой тип сигнала достаточно просто, посредством крепления цельного блока под капот. Такой клаксон имеет однотонное звучание. Есть также в продаже и специальные сирены, оснащенные с рацией, при помощи которой можно обращаться к проходящим пешеходам, однако устанавливая такую, проблем с ГАИшниками не избежать!

Материалы: http://sanekua.ru/avtomobilnyj-klakson-ustrojstvo-i-princip-raboty/


Back to top