Аквапланирование автомобиля, как избегать эффект аквапланирования

1 ≫

Аквапланирование — это очень опасное явление, возникающее при движении автомобиля по дорожному покрытию с присутствием водяного слоя (например, при проезде лужи), когда скорость автомобиля такова, что вода не успевает удаляться из-под пятна контакта шины с дорожным покрытием.

Вспомните, как в детстве вы пускали камешки по водной глади – при аквапланировании автомобиль уподобляется такому камешку, то есть он всплывает.

Даже при движении автомобиля по очень скользкому льду у шин сохраняется минимальное сцепление с поверхностью, а вот при аквапланировании такого сцепления нет вообще, соответственно автомобиль в этот момент абсолютно неуправляем и не реагирует ни на какие действия водителя. В этом и есть основная опасность аквапланирования.

Почему возникает такое явление?

Как показали исследования, перед катящимся по поверхности покрытой слоем воды колесом автомобиля, возникает водяной клин, то есть колесо буквально всплывает и машина движется как глиссер.

Конечно, не любой проезд автомобиля по луже закончится возникновением аквапланирования, ведь для этого нужны некоторые условия. Например, если даже скорость машины будет больше критической, то есть такой, при которой возможно возникновение аквапланирования, но лужа будет достаточно глубокой, то из-за сопротивления воды скорость быстро погасится и аквапланирование не возникнет.

Самые лучшие условия для возникновения аквапланирования, это высокая скорость машины и длинная лужа на асфальте, глубиной от трех до пяти сантиметров. Что касается скорости, то критической скоростью, при которой возникает это опасное явление, считается скорость более 70 км/ч., хотя на практике все зависит от многих разных факторов, таких как состояние дорожного покрытия, состояния шин, типа рисунка протектора, толщины водяного слоя, давления в шинах и т.д.

В некоторых случаях шина может «всплыть» даже при скорости 40 км/ч. Кстати, часто скорость с которой машина выезжает из лужи больше, чем скорость с которой она в лужу заехала.

Как избежать аквапланирование автомобиля

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как появление аквапланирования, нужно соблюдать некоторые правила при управлении автомобилем.

  • Во-первых, если вы недостаточно хорошо чувствуете автомобиль, ввиду малого опыта вождения, не ездите со скоростью 70 км/ч. и более.
  • Во-вторых, уменьшайте скорость заранее, перед прохождением поворотов и не въезжайте в поворот со скоростью более 90 км/ч, особенно если идет дождь.

Лужи проезжайте прямо, а лужи в повороте старайтесь объезжать или заранее сбрасывать скорость. Помните, от аквапланирования автомобиля при прохождении поворота, никаких контрмер не существует — надейтесь только на свое везение. В общем, на мокром асфальте будьте внимательны и осторожны.

1. Если вы «поймали» аквапланирование на прямом участке дороги и почувствовали, что руль стал «пустым», и «легким», не делайте никаких резких действий. Нужно плавно отпустить педаль газа (не отпускайте её резко) и снизив скорость продолжить движение.

Ни в коем случае не применяйте экстренного торможения, так как машину может закрутить. Когда скорость машины упадет, колеса вновь коснутся дорожного покрытия и управляемость автомобилем восстановится. В этот момент нужно фиксировать шины в прямолинейном направлении, крепко держа рулевое колесо, чтобы в момент касания шин дорожного покрытия автомобиль не «бросило» в сторону.

2. Особую опасность в плане возникновения аквапланирования представляет езда на шинах, с изношенным протектором. На таких шинах даже тончайшая пленка воды на асфальте может вызвать это явление. Также, широкие шины более подвержены возникновению аквапланирования, чем узкие.

Уменьшить риск возникновения аквапланирования могут специальные «дождевые» шины, имеющие направленное строение протектора (поэтому устанавливать их нужно только в соответствии с указанным на шине направлением вращения) и глубокие водоэвакуационные ламели.

Вот такие простые советы, помогут вам противостоять аквапланированию автомобиля. Удачи!

Стараюсь предельно внимательно и на низкой скорости проезжать лужи, тем более что предпринять в таком случае что-то врятли получится, кстати круто покататься по лужам на автодроме

При езде на машине во время сильного дождя или гололеда я стараюсь быть предельно внимательной и быстро стараюсь не ездить. Мне еще моя жизнь дорога, а так как опыта вождения у меня мало, я не уверена что смогу справиться, если машина выйдет из под контроля

Материалы: http://avto-i-avto.ru/vozhdenie-avto/chto-takoe-akvaplanirovanie-avtomobilya.html

2 ≫

Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода

У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси. Руль становится "мягким", реакции дороги более не ощущается. В этом случае, даже не увеличивая скорость, можно поплатиться: достаточно встретить лужу поглубже — и…

Аквапланирование переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и "вытягивают" автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить, даже увеличив скорость. Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа способны развернуть машину!

Вообще-то и некоторые новые шины с "летним" рисунком протектора могут быть склонны к аквапланированию. При одной и той же скорости специальный "дождевой" рисунок помогает "держать" контакт, тогда как под обычным протектором отчетливо наблюдается начальная стадия возникновения аквапланирования.

Нужно знать об основных визуальных признаках "водоотталкивающих" покрышек. В рисунке их протектора обязательно присутствуют центральная продольная, довольно глубокая, канавка и разветвленные поперечные прорези "навылет".

Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют "елочку". При вхождении вершины этой "елочки" в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее "ветвям" назад и в стороны от шины. Если при монтаже покрышки с направленным рисунком на диск по ошибке установить рисунок "перевернутым", то вода будет не вытесняться, а, наоборот, "закачиваться" от боковин к центру пятна контакта со всеми малоприятными последствиями.

Кстати, если под колесами зеркально гладкий мокрый автобан — риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне: на нем воде необходимо покрыть на несколько миллиметров все выступающие бугорки, дабы "подготовить" условия для "улета" автомобиля. Стоить помнить и о том, что на обычных дорогах эксплуатационные характеристики шин, имеющих наилучшее сопротивление эффекту аквапланирования (темп износа, тормозной путь, расход топлива), зачастую бывают хуже, чем у "средних" конкурентов. Давно подмечено, что вероятность потери управления автомобилем на мокрой дороге связана с толщиной пленки воды и скоростным режимом движения транспортного средства.

Помимо собственно "колесных" факторов, есть немало других, достаточно случайных обстоятельств, влияющих на поведение автомобиля и его склонность к аквапланированию. Упомяну лишь состояние амортизаторов. Многочисленные тесты доказали: вполне работоспособный, на 50% изношенный амортизатор уже активно ухудшает ситуацию. И есть еще рулевой механизм, подвеска в целом, параметры развала и схождения, распределение нагрузки по осям…

Помните, что аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Оно опаснее скольжения по льду. Поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать все, что движется, и не летайте по лужам.

Аквапланирование и скольжение

На твердом сухом покрытии (асфальт, бетон) сцепление шин обуславливается взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями дорожного покрытия. При смачивании покрытия водой сцепление шин уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием водяной пленки с частицами пыли и грунта. Водяная пленка разделяет трущиеся поверхности, тем самым ослабляя взаимодействие шин и покрытия.

На сухой дороге (рис. А) пятно контакта шины с покрытием составляет величину С. На мокрой дороге эта величина уменьшается на величину d из-за появления водяного клина. Водяной клин образуется из воды, выдавленной из под колеса в процессе движения.(рис. Б) По мере увеличения скорости движения увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет – шина все больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения достигнет критического значения и между шиной и покрытием будет сплошной слой воды – автомобиль потеряет контакт с дорогой и станет неуправляемым (рис.В). Это явление и называется аквапланированием.

Не стоит путать аквапланирование с другим явлением, со скольжением. Скольжение может возникнуть на любой скорости только из-за возникновения водяной пленки и уменьшившегося сцепления шин с дорожным покрытием. Скольжение возникает вследствие резкого маневра или торможения. И потому может контролироваться. При аквапланировании автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить траекторию движения до тех пор пока не снизится скорость и не уменьшится несущая способность водяного клина. Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а колеса, зажатые тормозами спровоцируют занос. Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных «автомобильных» жидкостей — дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Но буквально через пару минут хорошего дождя – потоки воды смывают различные загрязнения. И сцепление шин с дорожным покрытием заметно улучшается. Аквапланирование возможно в любой стадии дождя. Или просто при въезде в длинную лужу на высокой скорости.

Comments 7

Штука действительно опасная! Видел раз на трассе, по встречке летит тойота, там по левой полосе лужа была большая. Он, не сбрасывая газа, влетает в неё, дальше его унесло через разделительную прямиком в газель, и оба в обочину. Ладно хоть живы остались!

Прикольная штука это аквапланирование. Летишь. Тут бац лужа, поворот, а машина летит прямо аккурат на столб. Экипаж бледнеет, а ты сидишь не дышишь и ждешь когда зацепится, чтобы под загрузку успеть повернуть до столба :)) адреналин зашкаливает :)) И когда уже выровнял, поздравляешь экипаж с днем рождения, пока они орать не начали :))

Я познакомился с этим эффектом на скорости 120 км/ч на МКАДе, когда понял что меня не слушается ни руль, ни тормоза. Я был в ужасе!

Хорошая информация! На Калине попадал в такую ситуацию! Руль держал прямо, потому и все обошлось!

Уже сталкивался с подобным явлением на второй месяц вождения. Был сильный ливень и город просто затопило. Двигаться с небольшой скоростью и начал замечать что машина не слушается. Тормоза и руль нее отвечали. Вот так я познакомился с аквапланированием)))

А не гонять по лужам меня научил механик. Сказав чем тише проедешь по луже, тем дешевле будет тебе ремонт)))

Материалы: http://www.drive2.com/b/1483621/

3 ≫

Читая описание характеристик какой-либо шины в рекламных буклетах часто можно встретить упоминание такого свойства как сопротивление аквапланированию. Но что такое это самое аквапланирование и почему ему нужно сопротивляться? Давайте разберемся.

Но в отличии от катания на водных лыжах аквапланирование это совсем не весело. В этот момент автомобиль становится практически полностью неуправляемым, именно поэтому производители шин уделяют большое внимание такому свойству как сопротивление аквапланированию. Ведь от этого напрямую зависит безопасность движения по мокрой дороге.

Для того чтобы максимально снизить вероятность неожиданной встречи с этим явлением на дороге необходимо знать что же приводит к возникновению аквапланирования.

И так, на вероятность аквапланирования влияют: толщина слоя воды, скорость движения, тип и состояние шин. Притом все эти факторы тесно взаимосвязаны. Чем толще водный слой на дороге, чем выше скорость движения и чем меньше глубина протектора Ваших шин, тем выше шанс возникновения аквапланирования. Теперь более детально.

Толщина водного слоя.

Это основополагающий фактор возникновения аквапланирования. Если на дороге есть хотя бы малейший слой воды, то это означает что риск «всплытия» шины присутствует.

Как правило при испытаниях шин используется восьмимиллиметровый ( может колебаться в пределах 7-9 мм в зависимости от типа шин) слой воды. Насколько бы маленькой не казалась эта цифра этого более чем достаточно. На практике вам может хватить и 2-3 мм для того чтобы потерять контроль над автомобилем.

Скорость движения.

Чем быстрее вы едете, тем сложнее шине отводить воду из пятна контакта. И если на скорости 10 км/ч вы спокойно проедете даже по очень глубокой луже, то с набором скорости вероятность возникновения аквапланирования неумолимо растет. Притом чем толще водный слой на поверхности дороги, тем меньшая скорость требуется для того чтобы шина «поплыла».

Глубина протектора шины.

На скорость отвода воды, а соответственно и на риск возникновения аквапланирования, напрямую влияет состояние Ваших шин. Изношенный протектор намного хуже справляется со своими функциями чем протектор новой шины. Поэтому стоить регулярно измерять глубину протектора Ваших шин и своевременно менять изношенные покрышки на новые.

Тип рисунка протектора шины.

Помимо глубины протектора на эффективность шины на мокрой дороге влияет также и сам рисунок протектора. Некоторые шины предназначены специально для езды в дождь. Такие дождевые шины чаще всего (но не всегда) имеют направленный рисунок протектора и маркируются специальными значками на боковине(изображение тучки или зонтика).

На протекторе таких шин также может присутствовать индикатор износа, показывающий до какой остаточной глубины эта шина будет эффективно бороться с аквапланированием.

И так, исходя из всего вышесказанного, каких же правил следует придерживаться чтобы избежать столь неприятного(и опасного!) явления как аквапланирование?

Во первых, следите за «здоровьем» ваших шин, регулярно измеряйте глубину протектора и проверяйте шины на наличие повреждений. Не используйте изношенные шины! Если для вас является проблематичным делать это самостоятельно, вы можете воспользоваться «Программой проверки шин для безопасности вождения» в сети шинных центров Pole Position совершенно бесплатно.

Во вторых, соблюдайте скоростной режим! Попав в сильный ливень придерживайтесь средних скоростей (60-70 км/ч), а то и ниже!

Помните, что пренебрегая вышеуказанными рекомендациями, вы подвергаете опасности не только себя, но и Ваших пассажиров и других участников дорожного движения.

Поделиться "Что такое аквапланирование автомобиля?"

Материалы: http://avto-opel.com/chto-takoe-akvaplanirovanie/


Back to top