1 ≫
-
Прогресс не стоит на месте. И все чаще в наших домах вместо телевизора, даже очень хорошего, появляются домашние кинотеатры, которые позволяют в приятной домашней обстановке смотреть передачи и фильмы самого высокого качества.
Мы знаем, что в комплект любого домашнего кинотеатра входит сабвуфер, который воспроизводит звуковые спецэффекты, такие, например, как раскаты грома во время грозы, взрывы — низкочастотные звуки. Конечно, для комфортного просмотра необходимо, чтобы подобные звуки передавались без искажения, максимально приближенными к реальному звучанию. Если в акустической системе вашего домашнего кинотеатра есть сабвуфер, значит, низкие частоты из спектра сигнала, поступающего на основные громкоговорители (фронт, тыл и центр в системе 5.1), будут удалены. Соответственно, громкоговорители не будут перегружены басами, и звучание всей системы будет намного чище.
Предположим, что все составляющие стандартного домашнего кинотеатра (телевизор, av-ресивер, акустика, проигрыватель и др. компоненты), необходимые для семейного просмотра фильмов вы уже приобрели. А тем, кто озадачен вопросом хорошего звучания домашнего кинотеатра, предлагаем определить для себя основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе сабвуфера.
Многие считают, что расположенная в отдельном корпусе любая система с низкочастотной головкой, которая вкупе с маленькими сателлитами и есть сабвуфер. Но это не так. Значение термина «сабвуфер» — «ниже НЧ-головки». То есть сабвуфер — это отдельная акустическая система для воспроизведения низших частот звукового диапазона, уменьшающее нижнюю граничную частоту до 20 Гц и ниже. Некоторые модели выдают еще более низкий бас.
Существуют активные и пассивные сабвуферы. К первому типу можно отнести модели, снабженные встроенным усилителем. Их преимущество — разгрузка основного усилителя домашнего кинотеатра. В этому случае, сабвуферу требуется ещё дополнительное подключение к сети питания. Ко второму типу относятся модели, которые нужно подключать к внешнему усилителю. Существует несколько вариантов подключения пассивного сабвуфера. При подаче усилителем сигнала на основные громкоговорители и на сабвуфер одновременно, широкополосный выходной сигнал передается на вход сабвуфера. При этом используется дополнительный разделительный фильтр (кроссовер), который разделяет высокие и низкие частоты и выдаёт отфильтрованные сигналы к месту назначения (низкочастотный — на саб, высоко- и среднечастотный на основные колонки).
Пассивные сабвуферы имеют ряд недостатков, вследствие чего стоимость их ниже, чем у активных. Серьезным недостатком считается, например, необходимость точной увязки сабвуфера с имеющейся в наличии акустической системой. Это очень сложный процесс. Можно подключить сабвуфер с помощью отдельного усилителя мощности и электронного разделительного фильтра. Такое подключение позволит снизить нелинейные искажения за счёт того, что сигнал разделяется по специальной схеме. И к тому же, основной усилитель освобождается от повышенной нагрузки.
В последнее время практически на всех активных сабвуферах предусмотрена возможность регулировать частоту разделения, поэтому при использовании такой модели процедура согласования основных компонентов системы становится намного проще. Как недостаток, можно отметить довольно высокую стоимость активных сабвуферов. Несмотря на это, при выборе советуем присмотреться именно к активным, имеющим внутренний усилитель.
А теперь поговорим немного об отрицательных моментах приобретения сабвуфера, которые могут в значительной степени затруднить интеграцию сабвуфера в акустическую систему.
Появление резонансов
Решение: необходимо найти такое место в помещении, где резонансы отсутствуют. Для больших комнат подойдёт сабвуфер с фазоинвертором, для маленьких — без него.
Плохое качество исполнения
Конечно, чем сабвуфер дешевле, тем его качество ниже. Но есть сабы с таким исполнением, которые звучат объективно хуже, чем модель в этой ценовой категории. Решение: проконсультируйтесь с продавцом или задайте вопрос на нашем форуме.
Плохая настройка сабвуфера
Есть множество вариантов подключения, поэтому старайтесь выбрать наиболее подходящий для вас вариант. Решение: настройку всей акустической системы должен осуществлять специалист.
Несовместимость компонентов
Решение: проконсультируйтесь с продавцом. Он посоветует наилучший вариант. Если вы не специалист в этой области, лучше купить сразу весть домашний кинотеатр, который, зачастую, продавцы техники собирают заранее из наиболее совместимых компонентов.
Включить в систему сабвуфер несложно, гораздо сложнее ее потом настроить. Для получения наилучшего результата необходимо учитывать размеры помещения, в котором устанавливается система. Необходимо соблюдать пропорции, чтобы акустическая система и сабвуфер соответствовали друг другу. В том случае, если у усилителя нет дополнительных предварительных выходов с контролируемой громкостью, не стоит покупать сабвуфер, снабженный только входами линейного уровня.
Как правило, последние модели сабвуферов имеют несколько вариантов подсоединения: на линейном уровне (разъемы RCA и XLR). При наличии дополнительного акустического кабеля для подключения к простому стереоусилителю нужно использовать высокоамплитудные входы. Длинный и достаточно дорогой межблочный кабель потребуется для подключения к разъемам линейного выхода. Иногда требуется подключить два сабвуфера. И если при подключении одного саба используются два канала усилителя, то при подсоединении двух — каждый подключается к одному каналу (правда, в Hi-Fi-системах такое двойное подключение встречается нечасто). Выбирая место для размещения сабвуфера, учитывайте, что расположенный в углу помещения, он дет более гулкий звук, у стены — больше баса.
В том случае, если вы приобрели AV-ресивер со специальным выходом для сабвуфера, установите регулятор в положение LFE и настройте ресивер, предварительно определив для себя нижнюю частотную границу главных колонок (это можно сделать на сайте производителя модели или в приложенной инструкции). На сегодняшний день, большинство усилителей снабжено автоматической калибровкой. Такая система включает в себя два внешних микрофона, которые анализируют звуковую сцену и на основе полученных данных корректируют сигнал, подаваемый на колонки. Это очень удобная и эффективная система, которая может избавить покупателя от ненужных забот.
Если вам всё же не нравится звучание сабвуфера, постарайтесь настроить уровень среза кроссовера (грубо говоря, частоту, выше которой сабвуфер не будет звучать) на таком уровне, чтобы она пересекалась с минимальной частотой воспроизведения остальных колонок. В таком случае, возможно, сабвуфер не будет звучать «отдельно» от всей системы. Такую настройку вы можете провести, использую регуляторы, расположенные на задней стенке сабвуфера, и пользуясь инструкцией.
Существует три вида исполнения сабвуферов: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Естественно, у каждого типа есть и достоинства и недостатки. Не учитывать конструкцию корпуса при выборе сабвуфера нельзя, потому что она достаточно сильно влияет на его акустические свойства.
Сабвуфер закрытого типа отличаются наиболее простой конструкцией. Они не дают утечки звука со стороны излучающей поверхности, отличаются более ровной АЧХ и меньшей задержкой сигнала, имеют возможность воспроизводить глубокий и сочный бас. В то же время закрытые сабы предполагают значительный объем корпуса, за счет чего становятся довольно громоздкими и неудобными. Дело в том, что диффузор НЧ-головки в таких моделях сильнее загружен звуковым давлением, возникающим в корпусе, его подвижность и, соответственно, отдача уменьшаются. В корпусе небольших размеров получаются не очень глубокие басы. Для состоятельных любителей акустических систем можно порекомендовать закрытые сабвуферы, которые при сравнительно небольших размерах обладают мощностью 700 Вт и более.
В сабвуферах фазоинверторного типа динамик располагается в корпусе, с одной стороны которого, чаще с тыльной, находится отверстие. Такие модели способны выдавать басы намного ниже, чем закрытый саб, так как ход диффузора увеличивается. Фазоинверторы гораздо капризнее, их намного сложнее настроить, в противном случае акустическая система начинает гудеть. Фазоинверторные сабы больше подходят для крупных помещений, так как они обладают высокой громкостью.
Полосовой сабвуфер — это, собственно говоря, полосовой фильтр, модель, которая совмещает в себе свойства и закрытого и фазоинверторного сабов. За счет того, что одна часть корпуса — закрытый ящик, а другая — фазоинвертор, повышается звуковое давление. Но зато меньше становится диапазон частот.
Для домашних акустических систем специалисты советуют выбирать все же закрытые сабвуферы, как менее капризные, выдающие глубокий бас, либо фазоинверторные. Еще один параметр, на который необходимо обратить внимание при выборе сабвуфера — это мощность, которая должна соотноситься с мощностью фронтальных акустических систем. Мощность усилителя сабвуфера рекомендуется рассчитывать так, чтобы она в полтора раза превосходила мощность акустической системы. Такой баланс приводит к повышению качества звучания.
Обычный частотный диапазон саба — 30 — 180Гц. Существуют модели, в которых нижний предел воспроизведения — 25Гц. Они гораздо дороже и редко устанавливаются в домашних условиях, так как человеческое ухо улавливает нижнюю частоту в пределах 30 — 40Гц и такая детализация в домашней акустической системе не нужна.
Итак, сделаем вывод: наиболее подходящий для домашних акустических систем считается закрытый или или фазоинверторный сабвуфер мощностью 150Вт и диапазоном воспроизводимых частот 30 — 180Гц.
Если дальше говорить о разнообразии моделей сабвуферов, то заметим, что существует много разнообразных конструкций и технологий производства сабов. Например, материал, из которого изготавливаются сабы, может быть самым разным. Для производства корпусов используются дерево различных пород, диффузоров — кевлар, целлюлоза. Корпуса также могут быть самых различных геометрических форм. И так далее.
Немаловажным фактором являются и размеры сабвуфера. Длина хода диффузора, а, следовательно, и часть нелинейных искажений зависит от габаритов корпуса модели. Не существует компактных моделей с густым и сочным басом. Те же модели, которые по сравнению с другими имеют небольшие размеры, теряют в громкости и качестве звука. Самое главное, что от всех этих производственных моментов зависит качество звучания сабвуфера.
Так что на самом-то деле, выбор сабвуфера, обладающего необходимыми для вашей акустической системы характеристиками, стильным дизайном, приемлемыми габаритами — дело непростое. Определитесь со своими требованиями, подумайте над плюсами и минусами различных типов сабвуферов. Помните, что при одинаковых технических характеристиках модели, могут различаться, к примеру, габаритами, материалом, из которого сделан корпус и т. д.
Но просмотр хорошего фильма на домашнем кинотеатре, с реальным звучанием оправдывает все усилия по выбору и настройке компонентов системы.
Материалы: http://www.hi-fi.com.ua/news/newsdet.aspx?News_Id=1810
2 ≫
-
Frankfurt am Main, Germany
Этот вопрос задается очень часто, а я тут наткнулся на очень грамотное разъяснение от Евгения Мицкевича.
Как выбрать мощность усилителя для сабвуфера?
Вы определились с динамиком для сабвуфера, и на очереди – задача выбора усилителя.
Поиски ответа в Интернете могут сбить с толку кого угодно. Расклад мнений примерно такой:
— Усилитель должен быть меньшей мощности, чем сабвуфер. Чтобы не перегрузить динамик.
— Мощность усилителя должна быть равна мощности сабвуфера.
— Усилитель должен быть мощнее, чем динамик для сабвуфера.
Лебедь, рак и щука, одним словом…
К тому же не говорят, насколько именно мощность усилителя должна быть больше или меньше.
Давайте попытаемся разобраться, кто прав, а кто нет.
Вначале договоримся, что:
— Мы определились с номинальным сопротивлением динамика. То есть, соединили секции звуковой катушки так, как нам нужно, и получили нужное сопротивление.
— Усилитель должен быть в состоянии работать на такую нагрузку.
— Под "мощностью" будем понимать номинальную мощность. Таковая нормируется и для динамика, и для усилителя. Её называют RMS – root mean square.
Для динамика это мощность, которую он может выдерживать долго без необратимых изменений его параметров. В стандартах еще есть кое-какие оговорки, но пока на них не заостряем внимания.
Для усилителя это максимальная мощность, при которой его искажения не превышают определенного значения. Тоже есть нюансы, но в данном случае они несущественны.
И вот что еще нам нужно иметь в виду.
Динамик может быть поврежден либо механическим воздействием, либо тепловым, либо ими обоими вместе.
Механическое – это когда разрушается подвижная система динамика из-за значительного превышения максимального хода конуса. Небольшое превышение, до 20%, обычно допустимо.
Тепловое – когда звуковая катушка перегревается по тем или иным причинам.
Что это за причины?
Первая причина теплового повреждения – клипинг усилителя. Такое бывает сплошь и рядом, если мощность усилителя недостаточна. Вы добавляете громкость, а усилитель исчерпал свои возможности неискаженного усиления и начинает во множестве выдавать гармоники. То есть, отправляет на динамик кучу разных частот, более высоких, чем основная.
Звуковая катушка быстро разогревается и перегорает, если вы не успели вовремя сбросить громкость.
Вторая причина теплового разрушения – выход звуковой катушки за пределы рабочего зазора магнитной системы. Пока она движется в пределах рабочего зазора, ее витки находятся в магнитном поле, и энергия тока, протекающего по ним, расходуется на движение конуса. А когда витки звуковой катушки выходят из рабочего зазора, вся энергия усилителя, несомая током, идет на разогрев катушки.
В этом случае разогрев происходит медленнее, чем в первом случае, но лишь ненамного. Зазевались – и прощай, динамик! До встречи после ремонта!
Механическое повреждение подвижки часто происходит при кратковременном сильном сигнале.
Удар барабана, хлопок переходного процесса усилителя или головного устройства, – вот основные причины "выплёвывания" конуса.
Особенно часто это случается в так называемых "открытых" оформлениях (фазоинвертор, ЧВ резонатор), если не используется фильтр-сабсоник.
Еще одна причина превышения максимального хода – воспроизведение треков, содержащих слишком низкие частоты. На этих частотах ход конуса сильно возрастает, и подвижка может быть разрушена даже сигналом относительно невысокой мощности, намного меньше номинальной.
Так как же быть с усилителем? И так плохо, и так нехорошо…
Не претендуя на истину в последней инстанции, приведу свои соображения.
Слабый усилитель – это плохо. Безоговорочно. Однозначно. Без вариантов.
Слишком велик риск сжечь звуковую катушку.
Мощность усилителя равна мощности динамика — тоже не очень хорошо.
Потому, что номинальную мощность автомобильного усилителя обычно нормируют для питающего напряжения 14,4 Вольт. А в реальных условиях мы ни за что не удержим такое напряжение на выводах усилителя. Оно и так будет колебаться во время игры. А если еще подключим фары, печку, щётки…
Словом, усилитель уйдет в клип, не достигнув своей номинальной мощности. Звуковая катушка и тут под угрозой перегрева.
И наконец, третий вариант: усилитель мощнее динамика.
По моему опыту, оптимально, когда мощность усилителя в 1,5-2 раза выше номинальной мощности сабвуфера.
Возникает законный вопрос: а как тут насчет механического повреждения?
Ответ: да, это может случиться. Но если вы не будете издеваться над динамиком, постоянно выводя его на максимальный ход и злоупотребляя "инфранизкими" треками, то он будет жить долго и счастливо.
Как видим, стопроцентного способа не убить динамик не существует.
Потому сохраняем голову на плечах при любом усилителе.
Больше шансов на долгую жизнь динамика дает третий вариант, когда усилитель мощнее.
На нём и предлагаю остановить свой выбор.
Всем удачи и добра!
Comments 39
Приветствую! С мощностми устлитель / сабвуфер всё понатно и я полностью разделяю мнение автора статьи. Усь должен быть мощнее саба в 1,5 — 2 раза. Но при этом я не могу найти однозначного и обоснованного мнения в соотношении мощностей динамик двери и усилитель. Думаю, что дверной динамик должен быть наминалом такой же как усилитель, ну или же немного слабее. У него ведь подвес не такой тяжолый как у саба. Или я ошибаюсь?
Помогите не грамотному((
Есть вариант взять саб Alpine SWR-12D2 или Alpine SWR-12D4, в чем различие не понятно?! Какой интересней будет? И какие варианты усилителя к ним?
Спасибо за содействие в выборе.
У D2 две катухи по два Ома, а у D4 две по четыре Ома. Разница лишь в том импедансе который получится при комутации катушек. D2 можно подключить либо в четыре, либо в один Ом, а D4 либо в два, либо в восемь Ом. Исходя из получаемых значений импеданса выбирается усилитель ;)
Я так понимаю на d4 возможность качества воспроизведения лучшие?
Привет, подскажите характеристики усилка для саба MTX RT10AS, и хорош ли данный саб?
привет! учитывая высокую резонансную частоту и 1 катушку 4 ом, я бы лично смотрел на моники с рмс в 4 ом от 250-300 вт.
Привет, подскажите характеристики усилка для саба MTX RT10AS, и хорош ли данный саб?
Нужно взять моноблок у которого номинальная мощность будет поцентов на тридцать-пятьдесят выше мощности динамика сабвуфера.
хотелось бы услышать ваше мнение) саб урал армада минималка 900ват. Если куплю усилок на 1200 ват в 1ом запитаю, хватит ли сабу 1200 ват?
у меня была армада, усь 1300
по ощущениям в этом сабе нет 900, усь рвет его как тузик грелку
давило максимум 133-134дБ на музыке
хотелось бы услышать ваше мнение) саб урал армада минималка 900ват. Если куплю усилок на 1200 ват в 1ом запитаю, хватит ли сабу 1200 ват?
и не минималка а номиналка)
Спасибо за отзыв)
Всем добрый вечер, какой уселитель пойдёт ?
500 ватт в 4 ома который работает… это если грубо ))
300 ват хватит усь не умрет ? Я б купил 700 , но у человека бюджет не большой .
Доброго времени суток. Дело такое, решил взять саб Alpine SBG-1044br(номинал — 150, максимум — 500) и усь Blaupunkt GTA-475(4-х канальный, при сопротивлении 4 ома — 4 канала по 75 ват номинал и 160 ват максимум, а если 2 канала, то есть, 2 моста, то номинал 210 ват на мост, а максимум 425 ват), хочу мостом подключить саб и так же 2 динамика, каждый у своему каналу. Вопрос вот в чём, сможет ли усилитель все это потянуть и не сгореть? Ну а саб вроде норм должен играть при этом и не убиться, верно?!
Привет народ! Подскажите пожалуйста по такому вопросу: есть саб alpine sbg-1244bp ( номинал 250 вт) и усилок кикс кап 27 ( номинал мостом 350 вт) как выставит гейн, чтоб катушку саба не убить?
добрый день парни!
подскажите как будет сочетаться такой саб и такой усилок
заранее благодарю за ответ, а то от читаний и разных споров голова уже кругом идёт
Огромное спасибо за статью. Вот только мне, как начинающему не понятно, как усь выбрать по ватам- хочу поставить саб- для начала самый простой возможно, но пассивный, Alpine SBG-1044BR такой думаю для начала подойдет. номинальная мощность 150 W. Получается так- что мне нужно купить под него усилок- пусть двуканальник 2х75w что бы выйти на его номинальную мощность, верно?
Получается такой двуканальник подойдет Fusion FP-802 2х80w.
Я правильно все понял или нет? Огромное спасибо за статью.
Почти правильно. Можно взять и моноблок у которого номинальная мощность будет поцентов на тридцать-пятьдесят выше мощности динамика сабвуфера. В случае вышеуказанного усилителя при мостовом подключении получается 4Om 1х250W, что вполне годится. Но я бы не стал для сабвуфера брать столь дешевый усилитель. Ибо "скупой платит дважды". Лучше взять усилитель низших линеек именитого производителя, чем потом ходить и ломать голову, почему не играет так, как хотелось бы? Или почему сгорело, сломалось, перегрелось и т.д., нужное подчеркнуть )))
Необходимо смотреть еще и на нагрузку на которую работает усилитель, а не только на соотношение мощностей.
З.Ы.: Порекомендовать к сожалению ни чего не могу, т.к. российский рынок мне чужд))
- Editing history
Отлично. Спасибо большое за рзвернутый ответ. Вот вы говорите что российский рынок чужд. А сами где заказываете? И может быть просто дадите рекомендацию по усилку для подобного саба? Пусть и забугорные аналоги или где вы их там берете, я по параметрам потом подберу.
Искал, искал, да так и не нашел ни чего рядом с Фьюжном ))
Ну вот хотя бы "Kicx AR 1.350". Или, что-то из QS серии. Хотя сам я с ними дел не имел. Исхожу лишь из того, что уж больно популярны Киксы в бюджетных системах России.
Или вот популярные бюджетники у нас в городе:
AMPIRE MB90.2-2G, MB400.1-2G.
А вы где, пардон, проживаете?
В городе Фульда, что в Германии.
всё написано верно.
усь с запасом всегда нужно брать, хотя бы по той причине, что если захочется подключить что-нибудь эдакое, усилитель у тебя будет с запасиком) Ну это лично меня всегда радует))))
однако, не стоит так прям критично к этому относиться.
так можно поступать… а можно и не поступать, как уже описано выше SQSergei и Dan1982.
Да прибудут с Вами уши и руки.
Да только я не увидел объяснения что мощность не всегда должна подбираться именно по этим трем параметрам, иногда эти условности нужны в относительно бюджетном сегменте, потому что от части там часто завешены показатели, как на усилителях так и на акустике, в более топовой аппаратуре параметры указаны более честно а иногда и занижены, Т.е. саб "мистери" или "супры" 300ватт номинала будет явно слабей саба именитых производителей той же заявленной мощности ( их много, перечислять не буду), так же и с усями. Плюс не надо забывать что Заявленная мощность достигается не на полностью выкрученном гейне(крутилки уровня усилка), все зависит от Вольтажа на линейных выходах ГУ( многие этого не знают и крутят на всю), потому что усилок может дать чистую( не искаженную мощбность) примерно от 10% до 80% возможной, т.е. работая на пределе даже с хорошим питанием и от качественного ГУ, искажения будут в любом случае.
З.Ы. сабовое звено усь мад11 (400ватт в 4ом, 700ватт в 2ом) + саб Hertz HX300.5D (600 ватт рмс подключен в 8ом) +ГУ пион 80, другими словами усилок в 2 раза слабей саба, но нет не клипа, не перегруза, играет мягко и напористо когда нужно, оформление ЗЯ.
вот! отличный пример. Всегда все по итогу от прямоты рук зависит. все остальные подборы это всего лишь инструменты получения нужного звука.
Очень часто в сообществе приводят название аппратуры и задается вопрос: Играть будет? на такой вопрос можно ответить только — будет или не будет! Потому что как можно ему объяснить по другому, если он так поставил вопрос! И все забывают или просто не знаю что звук состоит не только из железа, все вплоть до конструкции авто может повлиять на звук, не говоря про проводку, инсталляцию, качество соединений, шви, и т.д. а еще от настроение слушателя)))
я предпочитаю мимо таких тем проходить.)
я тоже, срач только разводить пытаясь помочь таким вопросозадавателям))
Красава все правильно описал)
Я прочёл) хотя саббубен планирую на весну, вот и изучаю все нюансы, что хорошо а что плохо, короче набираюсь знаний) и да можно тогда сюда написякаю) мафына седан, в каком коробке саб будет играть лучше, не для давилова а на повседнев, какая мощность оптимальная? Ну и из изученого я понял что нужно брать американские фирмы, прально?
Больше шансов на долгую жизнь динамика могуд дать прямые руки и глубокое знание вопроса. Если это есть то абсолютно никакого значения не имеет баланс мощностей усилителя и динамика. Можно оперировать любыми сочетаниями настраивая их грамотно и добиваясь нужного звука. А если руки кривые а знаний нет то аппаратура ляжет при любом сочетании железок и их характеристик.
- Editing history
А там вообще то так и написано:
"Как видим, стопроцентного способа не убить динамик не существует. Потому сохраняем голову на плечах при любом усилителе."
И материал этот в основном для неопытных и начинающих ;)
для неопытных начинающих текст выше это набор понятных предлогов и непонятных терминов) никогда они это читать не будут. по крайней мере пока не спалят 2-3 саба :D:D эт проверено
-1 очень полезная инфа
Больше шансов на долгую жизнь динамика могуд дать прямые руки и глубокое знание вопроса. Если это есть то абсолютно никакого значения не имеет баланс мощностей усилителя и динамика. Можно оперировать любыми сочетаниями настраивая их грамотно и добиваясь нужного звука. А если руки кривые а знаний нет то аппаратура ляжет при любом сочетании железок и их характеристик.
Материалы: http://www.drive2.com/c/851161/
3 ≫
-
Товарищ Костян (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), который съел собаку на построении сабвуферов и усилителей к ним, поделился с нами некоторыми начальными сведениями касательно своего ремесла. На самом деле, он знает куда больше, но ни одна угроза быть жестоко расцарапанным, не сломила его упорство и не заставила выдать все секреты.
Сборка домашнего савбуфера потребует от Вас:
- ВАГОН СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ (от недели до месяца)
- ДЕНЕГ (чем круче саб тем больше)
- ТЕРПЕНИЯ И АККУРАТНОСТИ - Т.Е. ЖЕЛАНИЯ
Этого вполне хватит! Начнём
Выбор динамической головки
Для начала надо успешно выбрать динамическую головку(в народе- динамик).
Выбираем по следующем критериям:
- диаметр динамика не меньше 20см,иначе баса будет недостаточно, да и цена на них зашкаливает за 5-6 тыс. рублей.
- выбираем динамик с резиновым подвесом, который должен обеспечивать ход диффузора ВПЕРЁД на 1,5-2 см(можно больше) без каких либо призвуков.
- сопротивление не должно быть меньше 3ом. Если оно будет 2 ома по паспорту то могут возникнуть проблемы с подбором усилителя.
- определяемся с мощностью динамика. Для квартиры требуется уложиться в промежуток 80-150 <честных> ватт.
- надо не забыть про чувствительность динамика, она должна не меньше 90дБ.Чувсвительность динамика определяет, насколько эффективно он распоряжается мощностью, данной ему в нагрузку усилителем. Иначе говоря, звуковое давление, которое создает драйвер на расстоянии 1 метра при подаче на него сигнала мощностью 1 Вт.
Впрочем, иногда показатель чувствительности динамика, указанный в его паспорте, не совсем адекватен реальному положению вещей. Все дело в том, что мощность создается напряжением, зависящим от номинального сопротивления драйвера. Если оно равно 4 Ом (что свойственно автомобильной акустике), то подается напряжение 2 В. А вот 8-омным домашним колонкам требуется уже 2,83В. На этой разнице можно сыграть, что многие производители и делают, указывая абсолютную чувствительность НЧ-головки, то есть измеренную при входном сигнале напряжением 2,83 В..Приемлемой чувствительностью для сабвуфера является показатель 90 дБ, но, как говорится, чем больше, тем лучше, динамики с большей отдачей предъявляют меньшие требования к мощности усилителей. Это наглядно проиллюстрировано в этой таблице:
Требуемая мощность усилителя
Как видно, разница даже в 3 дБ является весьма существенной и позволяет вдвое сэкономить на мощности усилителя. Но не спешите потирать руки. Здесь есть и свои подводные камни. Сабвуферы с высокой чувствительностью зачастую грешат более высокими частотами среза, а значит, сэкономив на мощности усилителей, можно легко потерять на самых что ни на есть глубинных басовых частотах. У меня саб с чувствительностью 91дБ
По этим критерия можно выбрать выбрать качественный динамик для саба.
Какое должно быть акустическое оформление НЧ-головки, зависит от многих факторов. Каждый тип сабвуферного бокса, будь то полностью закрытый (sealed), фазоинверторный (ported) или полосовой (band-pass), имеет свои достоинства и недостатки. К тому же многое зависит от конкретной платформы для построения аудиокомплекса. И все-таки: существует ли безусловно лучший тип басового корпуса? Ответ отрицательный. Согласитесь: если бы был, то зачем тогда нужны все остальные? Напротив, закрытые коробки инсталлируют примерно с той же регулярностью, что и фазоинверторы.
Прежде чем мы обратимся к сабвуферным корпусам, поговорим о том, для чего они нужны в принципе. Вся проблема в том, что тыл динамика генерирует столько же звука, что и его фронт, но с обратной направленностью. Чисто гипотетически, если эти две составляющие будут с равной интенсивностью воздействовать на слуховые органы, то произойдет их нейтрализация, и вы вообще ничего не услышите. На практике динамики, лишенные надлежащего акустического оформления, будут излучать высокие и средние частоты, но только не требуемый нам бас. Происходит это потому, что звуковая волна, исходящая от тыла головки, должна проделать более длительный путь до уха слушателя. В результате высокие и средние частоты усиливаются, а низкие наоборот ослабевают. Словом, без "корпусирования" не обойтись. Из чего делают боксы? Предпочтения у опытных инсталляторов самые разные, но большинство сходятся в одном: без древесины в том или ином виде хорошего баса не добиться. Два наиболее распространенных на сегодняшний день материала среднедисперсная древесностружечная плита (MDF) и многослойная фанера. Эти материалы отличаются оптимальными акустическими характеристиками, достаточно прочны, несложны в обработке и доступны по цене. Еще более доступной является ДСП, уступая по своим характеристикам (звукоизоляции, плотности, прочности) двум предыдущим материалам. Различные виды пластика или оргстекло чаще применяются при недостатке места или же в демонстрационных целях, но это уже определенная уступка со стороны музыки.
Полностью закрытые корпуса (sealed boxes)
Тип сабвуферного корпуса, который достаточно эффективно препятствует распространению звуковых волн, исходящих от тыла громкоговорителя. "Спертый" воздух внутри коробки в данном случае действует как пружина, контролируя колебания диффузора. Полностью закрытые боксы легче конструировать, чем, скажем, фазоинверторные и полосовые сабвуферы. Они не слишком придирчивы по части расчетов рабочего объема, требуемого для оптимальной работы драйвера, и более снисходительны к ошибочным данным, указанным производителем в сопроводительных документах изделия. Воздушная подушка защищает динамик от низкочастотных импульсных помех, иногда возникающих при включении системы, подачи на него инфразвуковой энергии да и просто езды по неровным дорогам. Это наиболее предпочтительный вариант, если вам необходимо занять по минимуму места в багажнике или салоне, поскольку считается, что для воспроизведения "глубокого баса" объем полностью закрытого корпуса может быть незначительным, хотя и в этом случае надо знать меру. При уменьшении объема ниже допустимых пределов происходят существенные потери низкочастотной составляющей. С увеличением объема отдача в области инфразвуковых частот возрастет, но тогда нивелируется эффект экономии места. В любом случае по отдаче такой сабвуфер будет уступать более крупногабаритным коллегам фазоинверторной или полосовой разновидности. В то же время по сравнению с ними частотная характеристика закрытых корпусов в области спада более гладкая.
Фазоинверторные сабвуферы (ported)
Фазоинверторные корпуса в отличие от полностью закрытых используют звук, исходящий от тыла динамика, во благо мощного баса, поскольку получаемое звуковое давление представляет собой сумму излучений диффузора и порта. Соответственно использование этого акустического оформления позволяет повысить кпд НЧ-головки. В то же время фазоинверторы более сложны в изготовлении и более придирчивы по части расчетов рабочего объема, настройки порта на оптимальную частоту, согласования сопротивлений излучения диффузора и трубы фазоинвертора и т.д. Поэтому указанные производителем параметры лучше лишний раз перепроверить. Но грамотно проведенная работа, как правило, бывает вознаграждена по заслугам. Считается, что фазоинверторный сабвуфер способен воспроизводить бас на целую октаву ниже корпусного. Правда, есть одно "но": в этом случае сама коробка должна быть раз в пять больше. Так что применение корпуса с фазоинвертором часто бывает обусловлено готовностью заказчика расстаться с энным объемом грузового отсека.
Полосовые сабвуферы (bandpass)
Этот тип акустического оформления можно назвать гибридом двух предыдущих, поскольку в своей конструкции имеет характерные признаки и того и другого. Типичный полосовой саб состоит из двух камер, одна из которых доступа наружу не имеет, а у второй он оформлен в виде тоннеля фазоинвертора. Через него-то бас в концентрированном виде и подается наружу. В концентрированном, потому что динамик крепится в стенке, разделяющей два заполненных воздухом объема, и колебания диффузора встречают сопротивление как с фронта, так и с тыла. В результате энергия, которая подводится к громкоговорителю, не распыляется, а расходуется более рационально, чем в закрытом и фазоинверторном боксах. Такое хитрое строение бэндпасса обуславливает, с одной стороны, его более высокое звуковое давление (до 6 дБ по сравнению с закрытыми корпусами), а с другой склонность к работе в узкой полосе низких частот. Но тем и хороши полосовики, что дают право выбора, поскольку путем изменения объема камер можно либо повышать величину звукового давления, создаваемого НЧ-головкой, либо расширять границы частотного диапазона. Впрочем, для того чтобы успешно манипулировать объемами, равно как и настраивать тоннель фазоинвертора в соответствии с акустическими условиями, надо обладать большим инсталляторским опытом. Здесь "курса молодого бойца" явно будет не достаточно. Оцениваем свой опыт и решаем как будем оформлять динамик.
Оценить статью
- Техническая грамотность
Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.
Комментарии (2) | Я собрал ( 0 ) | Подписаться
Для добавления Вашей сборки необходима регистрация
Саб расчитывается с помощью программ и данных производителя о голове.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59178 от 03.09.2014 выдано Роскомнадзором
Материалы: http://cxem.net/beginner/beginner36.php