Отложения в двигателе

1 ≫

Последнее с форума

Поиск

Ссылки

Отложения в двигателе

Изменение свойств масла в работающем двигателе

Основные изменения свойств в работающем двигателе происходят по следующим причинам:

  1. высокотемпературные и окислительное воздействие;
  2. механохимические преобразования компонентов масла;
  3. постоянное накопление:
  • продуктов преобразования масла и его компонентов;
  • продуктов сгорания топлива;
  • воды;
  • продуктов износа
  • загрязнений, попадающих в виде пыли, песка и грязи.

В работающем двигателе горячее масло постоянно циркулирует и контактирует с воздухом, продуктами полного и неполного сгорания топлива. Кислород воздуха ускоряет окисление масла. Этот процесс происходит быстрее в маслах склонных к пенообразованию. Металлические поверхности деталей выступают в роли катализаторов процесса окисления масла. Масло нагревается, соприкасаясь с нагретыми деталями (в первую очередь, с цилиндрами, поршнями и клапанами), что значительно ускоряет процесс окисления масла. Результатом могут стать твёрдые продукты окисления (отложения).

На характер изменения масла в работающем двигателе оказывают влияние не только химические превращения молекул масла, но и продукты полного и неполного сгорания топлива, как в самом цилиндре, так и прорвавшиеся в картер.

Влияние температуры на окисление моторного масла.

Выделяются два вида температурного режима двигателя:

  • работа полностью прогретого двигателя (магистральный режим).
  • работа не прогретого двигателя (частые остановки автомобиля).

В первом случае наблюдается высокотемпературный режим изменения свойств масла в двигателе, во втором — низкотемпературный. Существует множество промежуточных условий работы. При определении уровня качества масла, моторные испытания проводятся как в высокотемпературном, так и в низкотемпературном режимах.

Продукты окисления и изменениехарактеристик моторного масла.

Кислоты (aсides). Наиболее существенными продуктами окисления масла являются кислоты. Они вызывают коррозию металлов, а на нейтрализацию образующихся кислот расходуются щелочные присадки, вследствие чего ухудшаются диспергирующие и моющие свойства и сокращается ресурс работы масла. Возрастание общего кислотною числа, TAN (total acid number) является основным показателем образования кислот.

Углеродистые отложения в двигателе (carbon deposits). На горячих поверхностях деталей двигателя образуются разнообразные углеродистые отложения, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла. Различают три вида отложений:

Необходимо подчеркнуть, что образование и накопление отложений на поверхности деталей двигателя является результатом не только недостаточной окислительной и термической стабильности масла, но и недостаточной его моющей способности. Поэтому износ двигателя и снижение ресурса масла является комплексным показателем качества масла.

Нагар (varnish, carbon deposits) это продукты термической деструкции и полимеризации (cracking and polymerisation) масла и остатков топлива. Он образуется на сильно нагретых поверхностях (450° — 950°С). Нагар имеет характерный черный цвет, хотя иногда может быть белого, коричневого или другого цвета. Толщина слоя отложении периодически изменяется — когда отложений много, ухудшается отвод тепла, повышается температура верхнего слоя отложений и они сгорают. Меньшее количество отложений образуется в разогретом двигателе, работающем по нагрузкой. По структуре, отложения бывают монолитными,плотными или рыхлыми.

Нагар оказывает отрицательное влияние на работу и состояние двигателя. Отложения в канавках поршня вокруг колец препятствуют их движению и прижиманию к стенкам цилиндра (заклинивание, залипание, прихватывание колец (ring sticking). В результате заклинивания и затруднения движения колец, они не прижимаются к стенкам и не обеспечивают компрессию в цилиндрах, мощность двигателя падает, возрастает прорыв газов в картер и расход масла. Прижимание колец отложениями к стенкам цилиндра приводит к чрезмерному износу цилиндров (excessive wear).

Полирование стенок цилиндров (bore polishing) — отложения на верхней части поршней (piston top land) полируют внутренние стенки цилиндров. Полировка препятствует удержанию и сохраняемости масляной пленки на стенках и значительно ускоряет скорость износа.

Лак (lacquer). Тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества от коричневого до черного цвета, который образуется на умеренно нагретых поверхностях вследствие полимеризации тонкого слоя масла в присутствии кислорода. Лаком покрываются юбка и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров. Лак значительно ухудшает отвод тепла (особенно поршня), снижает прочность и сохраняемость масляной пленки на стенках цилиндров.

Отложения в камере сгорания (combustion chamber deposits) образуются из частиц углерода (кокса), в результате неполного сгорания топлива и солей металлов входящих в состав присадок в результате термического разложения остатков масла попадающих в камеру. Эти отложения накаляются и вызывают преждевременное возгорание рабочей смеси (до появления искры). Такое зажигание называется преждевременным или калильным зажиганием (preignition). Это создает дополнительные напряжения в двигателе (детонация), что приводит к ускоренному износу подшипников и коленчатого вала. Кроме того, перегреваются отдельные части двигателя, снижается мощность, повышается расход топлива.

Засорение свечей зажигания (spark plug fouling). Отложения, скопившиеся вокруг электрода свечи, замыкают искровой промежуток, искра становится слабой, зажигание — нерегулярным. В результате этого снижается мощность двигателя и повышается расход топлива.

Смолы, шлам, смолистые отложения (осадки) (resins, sludge, sludgy deposits) в двигателе шлам образуется в результате:

  • окисления и других превращений масла и его компонентов;
  • накопления в масле топлива или продуктов разложения и неполного сгорания;
  • воды.

Смолистые вещества образуются в масле в результате его окислительных превращений (сшивания окисленных молекул) и полимеризации продуктов окисления и неполного сгорания топлива. Образование смол усиливается при работе недостаточно прогретого двигателя. Продукты неполного сгорания топлива прорываются в картер двигателя при продолжительной работе на холостом ходу или в режиме стоп-старт. При высокой температуре и интенсивной работе двигателя, топливо сгорает полнее. Для уменьшения смолообразования и моторные масла вводятся диспергирующие присадки, которые предотвращают коагуляцию и осаждение смол. Смолы, углеродистые частицы, водяной пар, тяжелые фракции топлива, кислоты и другие соединения конденсируются, коагулируют в более крупные частицы и образуют в масле шлам, т.н. черный шлам (black sludge).

Шлам (sludge) — это суспензия и эмульсия в масле из нерастворимых твердых и смолистых веществ от коричневого до черного цвета. Состав картерного шлама:

  • масло 50-70%
  • вода 5-15%
  • продукты окисления масла и неполного сгорания горючего, твердые частицы — остальное.

В зависимости от температуры двигателя и масла, процессы шламообразования несколько различаются. Различают низкотемпературный и высокотемпературный

Низкотемпературный шлам (low temperature sludge). Образуется при взаимодействии в картере прорывных газов, содержащих остатки топлива и воды, с маслом. В не прогретом двигателе вода и топливо испаряются медленнее что способствует образованию эмульсии, которая впоследствии превращается в шлам.Образование шлама в картере (sludge in the sump)является причиной:

  • возрастания вязкости (загустения) масла (viscosity increase);
  • закупоривания каналов системы смазки (blocking of oil ways);
  • нарушение подачи масла (oil starvation).

Образование шлама в коробке распределительного механизма (rocker box) является причиной недостаточной вентиляции этой коробки (foul air venting). Образовавшийся шлам является мягким, рыхлым, однако при нагреве (при продолжительной поездке)становится твердым и хрупким.

Высокотемпературный шлам (hightemperature sludge). Образуется в результате соединения междусобой окисленных молекул масла под влиянием высокой температуры. Увеличение молекулярной массы масла приводит к повышению вязкости.

В дизельном двигателе образование шлама и увеличение вязкости масла вызывается накоплением сажи. Образованию сажи способствуют перегрузки двигателя и увеличение жирности рабочей смеси.

Расход присадок. Расход, срабатывание присадок является определяющим процессом снижения ресурса масла. Наиболее важные присадки моторного масла — моющие, диспергирующие и нейтрализующие, расходуются на нейтрализацию кислотных соединений, задерживаются в фильтрах (вместе с продуктами окисления) и разлагаются при высоких температурах. О расходе присадок косвенно можно судить по уменьшению общего щёлочного числа TBN. Кислотность масла повышается вследствие образования кислотных продуктов окисления самого масла и серосодержащих продуктов сгорания топлива. Они реагируют с присадками,щелочность масла постепенно уменьшается что приводит к ухудшению моющих и диспергирующих свойств масла.

Влияние увеличения мощности и форсирования двигателя. Противоокислительные и моющие свойства масла особенно важны при форсировании двигателей. Бензиновые двигатели форсируются путем увеличения степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала, а дизельные — увеличением эффективного давления (в основном при при помощи турбонаддува) и частоты вращения коленчатого вала. При увеличении частоты вращения коленчатого вала на 100 оборотов в минуту или при повышении эффективного давления на 0,03 Мпа, температура поршня увеличивается на 3°С. При форсировании двигателей обычно уменьшают их массу, что приводит к увеличению механических и тепловых нагрузок на детали.

Моторные масла «Автомобильные смазочные материалы и специальные жидкости» НПИКЦ, Санкт Петербург. Балтенас, Сафонов, Ушаков, Шергалис.

Источники: http://www.oil-club.ru/otlozheniya-v-dvigatele/

2 ≫

  • Просмотров: 772
  • Автор: admin
  • Дата: 14-09-2005, 00:38

Отложения в двигателе 1: откуда берутся и как с ними бороться?

Начнем с самого неизбежного - износа. С ним приходится мириться, поскольку совсем остановить его нельзя. Хотя замедлить можно - достижения последних лет в материалах и технологии производства двигателей, в разработке моторных масел и фильтров в сочетании с неукоснительным соблюдением правил эксплуатации и обслуживания двигателя дают многочисленные примеры отдаления срока капитального ремонта далеко за 300 тысяч километров.

Процессы образования отложений и их химический состав весьма различны в разных системах и устройствах. Например, образование отложений в распылительной части форсунок происходит в основном в течение первых 10-20 минут после остановки горячего двигателя, когда форсунки находятся под остаточным давлением топлива. Суть процесса заключается в следующем: пленка топлива, неизбежно остающаяся в зоне седла распылителя, начинает испаряться под действием высокой температуры. Легкие фракции бензина улетучиваются, а более тяжелые образуют слой твердых отложений. Их основным компонентом является углерод.

Нельзя сказать, что конструкторы двигателей забыли об отложениях и просто "умыли руки", переложив эти проблемы на потребителя. Напротив, за последние годы очень многое сделано для выработки двигателями своеобразного "иммунитета" к отложениям. Другими словами, многие узлы и системы у последних моделей двигателей стали малочувствительны к отложениям, т.е. последствия накопления отложений у них сведены к минимуму.

Все без исключения отложения объединяет одно - они негативно влияют на работу двигателя. Неудовлетворительные пусковые характеристики, неустойчивая работа на холостом ходу, пропуски воспламенения смеси, «провалыЛ при ускорении, повышенные расход топлива и токсичность выхлопных газов - вот далеко не полный перечень явных симптомов, вызванных появлением «недружественныхЛ образований во впускном тракте двигателя. Но хуже всего то, что эти отложения могут многократно ускорить износ двигателя и даже привести к отказам и поломкам его деталей и компонентов.

Думаем, что подобного примера вполне достаточно, чтобы осознать серьезность проблемы. Как ее можно решить? Первое, что приходит в голову, - просто снять загрязненные компоненты и их очистить химическим или механическим путем. Действительно, такой способ дает наилучшие результаты, но требует слишком много времени. Особенно, когда речь идет о сложных двигателях, в том числе многоцилиндровых. Кроме того, разборка и последующая сборка узлов и систем на современных автомобилях часто требует замены массы прокладок и уплотнительных элементов, которые не всегда лежат под рукой.

1 - корпус дроссельной заслонки и регулятор холостого хода;

2 - впускной коллектор;

3 - топливная рейка;

4 - верхняя часть форсунки;

5 - распылительная часть форсунки;

6 - тарелка впускного клапана;

7 - камера сгорания;

8 - днище поршня;

9 - кислородный датчик;

11 - каналы системы рециркуляций ОГ.

Наш сайт рекомендует:

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.

Источники: http://lada.cc/articles/obshie/216-otlozheniya-v-dvigatele-1-otkuda-berutsya-i-kak-s-nimi-borotsya.html

3 ≫

Всем известно, что автомобилестроение нынче развивается очень быстрыми темпами – ещё пару десятков лет назад то, что сейчас для нас является обыденностью, мыслилось величайшим техническим прогрессом. Прогресс техники, в частности, коснулся и автомобильных двигателей: увеличен пробег автомобиля, в течение которого его двигатель не требует капитального ремонта, увеличен общий ресурс двигателя, удалось одновременно увеличить мощность, снимаемую с каждого см3 двигателя и уменьшить количество топлива, расходуемое на езду. Для опытных автолюбителей на секрет, что именно на двигатель порой выпадает 75% общей нагрузки автомобиля, вследствие чего быстро образуются химические отложения, препятствующие нормальному функционированию двигателя. В этой статье мы расскажем, об основных типах отложений на двигателе и возможных методах борьбы с ними.

Первое препятствие, которое удалось преодолеть учёным – чрезмерный износ тех или иных деталей двигателя. Например, ещё лет пятнадцать назад максимальный пробег без капитального ремонта для автомобилей лучших мировых производителей составлял 100-120 тыс. км, сегодня же без капитального ремонта двигателя можно ездить и 300000 км. Основные препятствия на пути к увеличению ресурса двигателя – несовершенные формулы масел, отсутствие качественных фильтров и накопление различных химических отложений. Если сегодня учёные уже поняли, как избавиться от первых двух проблем, то химические соединения, время от времени оседающие на самых важных частях двигателя, до сих пор не дают покоя крупнейшим автопроизводителям и простым автолюбителям.

Интересно, что сам процесс образования соединений уже очень хорошо изучен. Например, у автомобилей Toyota можно выделить три основные проблемы: соединения на распылительной части форсунки (появляются вследствие взаимодействия поверхности форсунки с окружающими веществами), образования на впускных клапанах (появляются вследствие взаимодействия затвердевшего моторного масла с окружающими веществами) и сажа в выхлопной трубе (остатки от сгорания топливно-воздушной смеси).

Ещё один фактор, влияющий на появление отложений на двигателе – качество используемого при эксплуатации автомобиля топлива и других комплектующих. Часто случается так, что в дешёвом топливе доля веществ, провоцирующих образование вредных налётов, крайне высока, и все деньги, сэкономленные на топливе, пойдут на ремонт двигателя (на ремонт, впрочем, может уйти и гораздо большая сумма, к тому же невозможно подсчитать ущерб от временной потери автомобиля). Опознать некачественное топливо достаточно просто – налицо нарушения в работе двигателя и иной состав выхлопных газов.

Для очистки масляной системы двигателя от масляных отложений используется очиститель двигателя W INDIGO. Motor-Cleaner — это специальное средство для очистки двигателя, которое позволяет устранить все отложения, образующиеся на маслоотражательных и поршневых кольцах, прокладках клапанов в результате коксования и осмоления моторного масла. Очиститель также нейтрализует кислоту, которая образуется в двигателе. Средство подходит для использования в любых типах двигателей (дизельных, газовых, бензиновых), может применяться для КПП и дифференциалов. Подробнее об очистителе двигателя вы можете узнать здесь.

+7(7212)97-42-65, 8(775)505-77-66, 8(701)512-65-12,

Источники: http://windigom.vh06.nurhost.kz/news/pochemu-v-dvigatelyah-avtomobiley-poyavlyayutsya-himicheskie-otlozheniya


Back to top