1 ≫
-
В последнее время на прилавках магазинов часто можно встретить гелевые аккумуляторы. Особо популярны такие аккумуляторы в мототехнике. Многие скутеристы не имеют представления, что это такое, стоит ли покупать гелевый аккумулятор и чем он лучше самого простого кислотного. Сегодня мы рассмотрим преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов, узнаем принцип их работы.
Разработка гелевого аккумулятора началась не спроста. Изначально их применяли в военной технике, а именно в самолетах. Применение обычных батарей в авиации невозможно, так как постоянное изменение положения и большие перегрузки, способствуют быстрому выходу их из строя.Перед ученными стояла задача, сохранить функции обычного аккумулятора, и улучшить показатели работы в экстремальных условиях. Гелевый аккумулятор подходил для этих целей как нельзя лучше.
Конечно, в современной авиации, например США, применяются куда более новые разработки аккумуляции энергии, но все же изобретения прошлых лет не остались без внимания и перекочевали в жизнь обычного рядового пользователя скутера или мотоцикла.
Такие батареи устойчивы к повреждениям и более лояльны к окружающей среде. Гель образуется методом добавления в серную кислоту двуокиси кремния, и даже если повредить корпус аккумулятора, газовыделения остаются внутри геля и не выводятся наружу.
По своей сути, гелевый аккумулятор, это модификация обычного кислотного, в электролит которого добавляется специальный загуститель, откуда и получается гель. Такой аккумулятор на скутере можно эксплуатировать в любом положении, но проведенные опыты показали, что емкость его, например, при использовании на боку, снижается на 30%, а переворачивать его вверх тормашками во время эксплуатации производители не рекомендуют вообще.
Срок службы его находится в районе 7-10 лет, но, как правило, до такого возраста они не доживают. Исключением являются лишь модели дорогих брендов.
Гелевый аккумулятор очень требовательный к различным условиям эксплуатации. Мы знаем, что они более устойчивы к морозам и эксплуатации зимой, но они также требуют правильной зарядки. Мы знаем, что регулятор напряжения подает ток к клеммам аккумулятора, и он заряжается. Напряжение на клеммах во время зарядки составляет около 14 вольт, при этом ток заряда постоянно разный. Если аккумулятор разряжен, он больше, и постепенно уменьшается к моменту полной зарядки. Этим можно обьяснить то, что разряженный аккумулятор потребляет на скутере больше энергии, чем заряженный, при этом, напряжение на него постоянно подается одинаковое.
Для гелевой батареи требуется немного иной момент заряда, при этом используется ограничения тока и напряжения, расписывать которые тут нет смысла, все равно вникать не будете. Поэтому, мы не эксплуатируем их правильным образом, ведь зарядка, которая подается регулятором напряжения не отвечает тем нормам, которые были заложены при разработке гелевых аккумуляторов. Это не значит, что использовать их на скутерах и мотоциклах нельзя, просто они не прослужат отведенный им период времени (некоторые модели служат до 15 лет), а выйдут из строя намного раньше (3-4 года). Также, производство таких батарей несколько дороже, чем обычных, так как в конструкции гелевого аккумулятора применяется высокочистый свинец.
Преимущества гелевых аккумуляторов.
Такие батареи допускают достаточно глубокий разряд, и в полной степени восстанавливаются после зарядки, когда свинцово-кислотный аккумулятор теряет часть емкости навсегда;
Благодаря специфическим особенностям, гелевые аккумуляторы дают высокий пусковой ток;
При правильной эксплуатации и полностью исправном электрооборудовании скутера, они проживут значительно дольше своих обычных аналогов;
Кроме того, такие батареи выдерживают на порядок больше циклов заряд-разряд;
Возможна эксплуатация в любом положении, гель не реагирует на изменения положения;
Так как такие аккумуляторы не обслуживаемые, их можно использовать сразу после покупки, без надобности предварительной зарядки;
Если вы вдруг повредите корпус, рабочие характеристики устройства не изменятся. Корпус тут не является основным резервуаром, а выполняет лишь защитные и сохранные функции для для практически твердого тела. Это нереально для обычного свинцово-кислотного аккумулятора, где любое повреждение чревато утечкой электролита;
Один из самых безопасных аккумуляторов в мире.
Недостатки гелевых аккумуляторов.
Минусов очень мало, и они обусловлены лишь особенностью электрооборудования скутера или мопеда. Гелевый аккумулятор требует точных характеристик тока и напряжения во время зарядки, что не всегда можно получить при использовании их в мототехнике. Этот показатель не является абсолютным противопоказанием использования их на скутерах, но принять это во внимание стоит.
Цена, как правило, выше свинцово-кислотных аккумуляторов, но в рамках небольших батарей, какими являются аккумуляторы для скутеров, мопедов и прочей мототехники, разница в цене выражена незначительно.
Подводя итоги, можно сказать, что покупать такие аккумуляторы стоит, но не следует ожидать от них чего-то заоблачного. Срок эксплуатации в вашем случает, будет максимум на два года больше обычного устройства. Но и это отличный показатель, особенно если вы любитель зимних покатушек.
Источники: http://drive2moto.ru/blog/12197
2 ≫
-
С момента изобретения автомобиля в его конструкции успело измениться практически все: вместо маломощных нижнеклапанных моторов под капотами стоят верхневальные двигатели с изменяемыми фазами газораспределения, карбюраторы давно уступили место впрыску топлива, но, как и сто лет назад, в качестве резервного источника энергии большинство машин использует свинцово-кислотные аккумуляторы. При всех их достоинствах (простота, солидная удельная емкость) эти батареи имеют и множество недостатков, с которыми приходится или мириться, или бороться.
Изобретение гелевых аккумуляторов – это прямое следование нуждам аэрокосмической индустрии: массивные свинцово-кислотные аккумуляторы, требующие регулярной доливки воды и неспособные работать при кренах и тем более переворотах, мало подходили в этих отраслях. Фактически гелевые аккумуляторы стали развитием технологии AGM, где электролит пропитывал инертный наполнитель между пластин: отказавшись от наполнителя, инженеры решили сделать нетекучим сам электролит.
Видео: Гелевый аккумулятор АКБ — плюсы и минусы. Просто о сложном
Ключевая особенность гелевого аккумулятора – это именно его электролит: в отличие от других типов, здесь в раствор серной кислоты введен диоксид кремния, превращающий жидкость в гелеобразную субстанцию. В результате электролит может удерживаться между пластинами в любом положении АКБ и одновременно служит своеобразным демпфером вибраций: удары и тряска такой батарее практически не страшны, в то время как в традиционных АКБ приходится использовать упругие пластиковые сепараторы.
Важное отличие гелевых аккумуляторов – в их нулевом газовыделении, что достигается легированием отрицательных пластин кальцием (во время циклов заряда-разряда происходит рекомбинация водорода). Загущенный электролит не требует наличия между пластинами пространства для отвода водорода, выделяющегося при зарядке, и это определяет сразу два ценных момента:
- Во-первых, возможность разместить пластины с минимальным зазором позволяет либо снизить габариты аккумулятора, либо увеличить его емкость и токоотдачу.
- Во-вторых, это делает возможным полную герметизацию батареи – точнее говоря, каждая банка снабжается клапаном, настроенным на определенное давление, необходимое для запуска реакции рекомбинации водорода. В нормальных условиях эксплуатации клапана всегда закрыты, что позволяет считать гелевые аккумуляторы герметичными, но при резком росте газообразования (перезаряд) клапана открываются, предохраняя корпус от разрушения.
При плотной компоновке банки необязательно использовать классическую конструкцию с двумя параллельными пластинами в каждой банке. Многие производители гелевых батарей сворачивают пластины в спираль, что позволяет максимально эффективно использовать пространство – такие источники энергии можно сразу узнать по цилиндрическим обводам банок.
Видео: Гелевый или кислотный аккумулятор — какой лучше выбрать? Просто о сложном
Для среднестатистического автомобилиста наиболее важна не способность гелевого аккумулятора работать в любом положении, а его стойкость к глубокому разряду. Напомним, что произойдет в этом случае с классическим аккумулятором: как только напряжение на пластинах банки снижается до критического предела, на пластинах начинается реакция образования сульфата свинца, приводящая к значительному падению плотности электролита и «обрастанию» пластин характерным белым налетом.
Аккумулятор фактически «засыпает» — чем меньше плотность электролита, тем хуже его электропроводность. Именно поэтому долго простоявший разряженным АКБ нельзя зарядить автоматическим зарядным устройством: ток, принимаемый батареей, слишком мал, что воспринимается автоматикой как отсутствие нагрузки. Батарею приходится «оживлять» мощными импульсами, способными запустить распад сульфата свинца и разогреть электролит. Но полностью разложить его трудно, поэтому засульфатированная батарея ощутимо снижает емкость и токоотдачу, а крупные кристаллы сульфата свинца, отрываясь от пластин, выпадают в осадок, что вызывает необратимое разрушение пластин.
В гелевых же аккумуляторах сульфатация практически отсутствует – батарею такого типа можно «высадить в ноль», и она все равно будет исправно принимать заряд. Именно поэтому гелевые аккумуляторы используются в источниках резервного питания и ИБП: отдав весь запас энергии, они могут оставаться разряженными до подачи электропитания. Для автомобилиста же это означает возможность заводить машину «на последнем дыхании» зимой после длительных стоянок без отключения аккумулятора.
Видео:♣ AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора ♣
Отсутствие пузырьков газа на поверхности пластин, неизбежное при работе классического аккумулятора, определяет и заметный рост токоотдачи гелевых батарей в импульсном режиме, так как площадь контакта электролита с пластинами увеличивается. Можно встретить рекламные ролики, где с помощью гелевого мотоаккумулятора заводят автомобиль: действительно, по импульсному току гелевая батарея может превосходить аналогичного типоразмера классическую почти вдвое.
Однако именно в конструкции гелевых аккумуляторов скрыт и их главный недостаток: строгие требования к режиму зарядки. Если классический АКБ может безболезненно пережить многократное превышение зарядного тока (например, при неисправности реле-регулятора), лишь бы хватило пропускного сечения вентиляции для удаления водорода из «кипящей» батареи, то для гелевого аккумулятора подобные условия смертельны: газообразование начинает превышать скорость рекомбинации, пузырьки водорода удерживаются в геле, резко снижая площадь его контакта с пластинами, затем открываются клапана, сбрасывая избыточное давление, и аккумулятор уже не восстановит изначальные характеристики.
Поэтому, как ни странно, гелевые аккумуляторы нецелесообразно применять не только на старых автомобилях, где отказ генератора может произойти непредсказуемо, но и на вполне новых. Дело в том, что современные автомобили все больше отходят от классической схемы заряда, когда реле-регулятор поддерживает в сети фиксированное напряжение: в них генератор управляется бортовым контроллером, который запрограммирован на быструю зарядку аккумулятора после запуска мотора и может в некоторых случаях значительно увеличивать напряжение в бортсети.
Второй недостаток гелевых аккумуляторов, критичный для многих автомобилистов – это их цена: более сложная технология изготовления делает их гораздо дороже, чем AGM и тем более классические аккумуляторы того же типоразмера.
Установка гелевых аккумуляторов — один из частых элементов тюнинга. На спортивной технике меньшая масса при той же токоотдаче важна не меньше, чем и сохранение работоспособности при кренах и тряске. Способность к отдаче больших токов в пике ценна для серьезной внедорожной техники: такие батареи устанавливают для питания мощных лебедок, к тому же после герметизации клемм они могут спокойно переживать погружение под воду.
Еще одна сфера, где внимание к гелевым аккумуляторам традиционно высоко, это автозвук, и в первую очередь – шоу-кары с мощными акустическими системами. В них, как правило, акустика запитывается от собственного гелевого аккумулятора: тут снова на руку отличная импульсная токоотдача (не проседает напряжение при резких скачках громкости) и возможность уходить в глубокий разряд без повреждений.
Источники: http://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/gelevyj-akkumulyator-dlya-avto-plyusy-i-minusy/
3 ≫
-
Гелевый аккумулятор, чем же он лучше обычного?
И снова здравствуйте, дорогие автомобилисты! С Вами снова Андрей Кульпанов, и сегодня на страницах своего блога я готов представить Вашему вниманию новую заметку. Аккумуляторным батареям мы посвятили уже далеко не одну страницу в публикациях, например Вы уже читали как проверить работоспособность аккумулятора и узнали о том, заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах. Но говорить о них можно почти так же долго, как и о двигателях. В этот раз я хочу совместно с Вами разобрать одну любопытную разновидность АКБ, а именно гелевый аккумулятор.
Это достаточно нашумевшее приспособление, о целесообразности которого до сих пор не утихают споры. Традиционные батареи — кислотно-свинцового типа, заряженные электролитом, в состав которого входит дистиллированная вода и серная кислота. Устройство гелевого типа не слишком отличается по составу, но в него добавляют силиконовый состав, благодаря которому «начинка» и принимает форму желеобразной массы.
Электроды внутри такой батареи представляют собой свинцовые пластины или спирали. Для изготовления корпуса применяется прочный и качественный пластик. При этом, крышка может быть синей, красной, либо желтой, и каждый из цветов обозначает собственное предназначение. Технологически такие аккумуляторы могут быть наполнены вязким электролитом, либо по технологии впитывающего стекловолокна ( AGM ). Несмотря на степень заряда, такие батареи в состоянии регулярно отдавать высокий ток, который так необходим для запуска любой машины, особенно, если дело касается зимы.
Постепенно 12 В АКБ такого типа начинают вытеснять традиционные жидкостные батареи. В чем же их основные плюсы:
- благодаря особой гелеобразной субстанции внутри они дольше и лучше держат заряд, что немаловажно, особенно в зимний период;
- они не требовательны к особым условиям в эксплуатации;
- они не столь чувствительны к мощным потребителям-приборам, которыми часто напичканы современные авто;
- впечатляет их потенциал циклов зарядки и разрядки — до 400 раз, а некоторые модели для автомобиля и до 1000 циклов.
Конечно, у более прогрессивного оборудования, как правило, более высокая стоимость по сравнению с традиционными аналогами. Это и есть основной недостаток гелевых батарей. При выборе устройства учитывайте условия, в которых они будут эксплуатироваться. Для умеренных зим можно купить АКБ с желтой крышкой, а для суровых зимних заморозков с минус 35 по Цельсию и более, лучше приобрести аккумуляторы с красной крышкой.
Желтые хорошо подойдут тем водителям, которые любят оснащать свое авто множеством приборов, например, мощными динамиками, которые хорошо садят батареи. Они способны выдержать несколько часов непрерывного проигрывания аудио с мощными колонками, и даже после этого обеспечат необходимый для запуска ток.
Теперь поговорим о том, каким должно быть обслуживание таких устройств, и есть ли в этом плане какие-либо особенности. При изготовлении используются качественные и надежные материалы, поэтому обычно в эксплуатации трудностей не возникает. Главным преимуществом является меньшая чувствительность таких батарей к температурным условиям. Традиционная АКБ, если она недозаряжена, то зимой она будет постоянно терять свою емкость. Гелиевые в этом плане гораздо надежнее.
Вообще, подобные АКБ принято относить к разряду необслуживаемых, которые нужно лишь заряжать при полном разряде и все. Вместо привычного электролита, в нем заряжен желеобразный состав, который не вытекает, если перевернуть батарею. Срок эксплуатации подобных изделий может достигать 14 лет, однако это заявляют изготовители. А в своих заявлениях они исходят практически из идеальных условий эксплуатации, которые трудно представить себе на практике.
Тем не менее, прослужить 10 лет АКБ подобного типа на 12 и более Вольт вполне способны. На срок службы оказывают влияние следующие параметры: температура окружающего воздуха, влажность, интенсивность запуска двигателя, качество тока и некоторые другие. Гелевая батарея отличается слабой способностью к саморазряду. Это означает, что она может храниться без использования длительное время, и даже спустя год простоя теряет не более 20% емкости. При полной разрядке устройства такого типа восстановить намного проще, быстрее, эффективнее. Как зарядить их в таких случаях? Помогут автоматические зарядные устройства, которые способны поддерживать требуемый ток.
На вопрос, какой лучше выбрать аккумулятор, и должен ли он быть обязательно гелевым, обращайте внимания на условия эксплуатации и количество дополнительного оборудования в машине. Однозначно, при использовании мощной музыки, потребляющей много энергии, стоит делать выбор в пользу гелевой АКБ. Штатное электрическое оборудование не готово к таким нагрузкам, поэтому неминуемы проблемы с запуском. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы регулярно получать полезную в дороге информацию. Пока!
Источники: http://avto-kul.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/gelevyj-akkumulyator.html