1 ≫
-
Глобальное потепление постепенно добирается и до российских широт. Совсем недавно предпочтение отдавалось шипованной резине, а сегодня даже в середине зимы соревнование между шипованной резиной и «липучкой» зачастую происходит на вполне реальном асфальте, и оценка судей не всегда склоняется в пользу шипов. Впрочем, если абстрагироваться от того, что шипы разбивают и без того не идеальный российский асфальт, выясняется, что не всё так однозначно.
Термин «липучка» введен, вероятно, дилерами, желающими доходчивее объяснить покупателю отличие мягкой резины от шипованной. На деле «липучкой» можно назвать любую фрикционную шину, то есть мягкую резину с сильной ламелизацией. Химический состав и многочисленные прорези на резине обеспечивают эффект прилипания к мокрой дороге и неплохое сцепление с сухим асфальтом.
Шипованные и фрикционные шины: сравнение в теории
В первую очередь фрикционная резина ориентирована на мокрые дороги. Покрышка с множеством мелких порезов позволяет эффективно отводить воду, цепляясь за мокрую поверхность и буквально прилипая к ней. Тот же эффект на сухом асфальте работает несколько по-другому, зачастую приводя к перегреву и разрушению шины. У продукции разных производителей этот процесс проявляется по-разному, но пока что проблема не решена до конца, и на сухом асфальте «липучка» может «плыть». Другое дело, что под сухим асфальтом здесь понимается идеальная дорога, согретая и высушенная тёплым весенним солнцем. Другие теоретические недостатки фрикционных шин по сравнению с шипами:
- меньшая проходимость по глубокому снегу (мнения разные, но считается, что шипы лучше);
- плохая управляемость на обледенелой дороге;
- на льду шипы имеют меньший тормозной путь.
Шипованная и нешипованная резина
Идея шипованной резины не требует пояснений. Однако заблуждаются те, кто думает, будто столь грубая попытка сохранить управляемость на льду станет источником экономии: шипы имеют свойство выпадать или «втаптываться» внутрь (исключением выступают «дубовые» шины), так что больше двух сезонов с шипами удастся проездить только на дорогой резине, доступной не каждому водителю. Другие недостатки шипованной резины перед фрикционной:
- шум, от которого не спасёт даже идеальная звукоизоляция;
- повышенный расход топлива. Фрикционные шины расходуют столько же, сколько и летние варианты;
- разрушение асфальта;
- шипы лучше удерживают автомобиль на ледяной дороге, но на жёсткой поверхности водитель может ощущать «биение в руль»;
- на мокром и сухом асфальте шипы могут проигрывать «липучке» при торможении.
Шипы или «липучка»: сравнение на практике
Снежная дорога
Снег на российской дороге может быть разным, от укатанного снежно-ледяного покрытия до сугробов, еще не убранных уборщиками и коммунальными службами. На разгоне до 100 км/ч по укатанному снегу фрикционная резина показывает себя лучше, чем шипованная: разница в 2–3 секунды в пользу «липучек». Эффект возникает из-за того, что месить снег шипами почти бесполезно, а пока шипы доберутся до твёрдого покрытия, проходят миллисекунды пробуксовки.
Фрикционные шины удерживают первенство и в том, что касается управляемости на заснеженных дорогах. Разница здесь также невелика, поскольку ни те, ни другие не могут хорошо зацепиться за дорогу. Когда фрикционная резина действительно получает преимущество? В условиях снежной каши. Дороги, покрытые «шугой», встречаются всё чаще, особенно в пределах города. Худшая фрикционная резина теряет сцепление в снежной каше глубиной 3,5 см на скорости 22,6 км/ч, но до этих показателей с трудом дотягивает даже лучшая шипованная резина. Очевидно, что по таким дорогам на шипах лучше не разгоняться.
Ледовое покрытие
Шипованная резина на ледовом покрытии оказывается вне конкуренции независимо от марки. Тормозной путь «липучек и шипов» начинает расходиться на несколько метров уже при торможении на скорости 25 км/ч: редкие шипованные шины покидают предел в 13 метров, но только лучшие «липучки» останавливаются на таком расстоянии от точки, где была нажата педаль тормоза. Тест «Tekniikan Maailma» (финский автомобильный журнал) показал, что конкурировать с шипами здесь могут только лучшие шины Pirelli и Nokian.
Тестирование управляемости на льду полностью подтверждает теорию: разница между шипованной и фрикционной резиной существенна. В этом показателе даже лучшие «липучки» не способны повторить результаты шипованных конкурентов. Однако сразу стоит отметить, что свои свойства мягкая резина сохраняет намного дольше, чем «дубовая» с шипами.
Чистый асфальт
Несмотря на частые публикации по этой теме, большинство водителей до сих пор заблуждается, считая, что на мокром асфальте шипы ведут себя нестабильно или хуже, чем фрикционные. Лучших показателей «липучек» шипованные варианты достичь не могут, но разброс здесь заметно меньше, причём результаты шипованных шин полностью укладываются в разброс мягкой зимней резины. А такие бренды, как Yokohama (линейка IceGuard) или Bridgestone с покрышкой Revo GZ, могут показать лучший результат, чем некоторые «липучки».
Такая же ситуация и в тестах на управляемость. Разброс фрикционных шин больше. Однако когда асфальт становится сухим, управляемость автомобилей, обутых в такие покрышки, становится выше, и они получают преимущество над коллегами с «агрессивными» шинами. Разница небольшая, но удобство управления машин на «липучке» выше.
Нюансы эксплуатации
В Европейских странах шипованная резина запрещена, так как разрушает дорожное полотно. Заботясь об асфальте, экономные европейцы пекутся и о водителе. Та же ситуация в Японии, где снега меньше, чем в континентальной части России. Возможность такого подхода создаётся не только принципом бережливости, но и развитием технологий: первая шипованная резина была создана инженерами Michelin в 1933 году. С тех пор ситуация на дороге изменилась, а проблемы шипов фактически остались на прежнем уровне.
Для того чтобы колесо не опиралось шипами на поверхность, шину проектируют так, чтобы при стандартных условиях шипы могли утапливаться внутрь. Это шаг вперёд, но если температура опускается ниже нуля, это не всегда срабатывает. Ниже -15 °C такое почти невозможно. Легко догадаться, что на твёрдом покрытии с низкой температурой шипы могут уничтожать не только дорожное полотно, но и резину шины. Шипы исчезают из короткой жизни зимней покрышки, а перед водителем встаёт необходимость балансировки колёс (если речь идёт о продукции из России, то не менее 2–3 раз за сезон).
Вывод
Заводскую шипованную резину нужно покупать чаще, чем обычную фрикционную. Шипы, установленные в мастерской, некоторое время приходится держать дома, оберегая, а потом они начинают выпадать. Независимо от бренда и места покупки шипованную резину нужно обкатывать не менее 500 км. Такая шина расходует больше топлива и производит больше шума. Затраты велики, и, перечитав весь этот далеко не полный список недостатков, хочется сделать однозначный вывод о преимуществе или хотя бы паритете фрикционной резины. Однако есть в этой истории небольшой нюанс.
К сожалению, в том, что касается российских дорог, действует старое как мир правило: лучший путь не всегда ведёт прямо. Сколько бы реагента не было сброшено на наши дороги, за пределами города гололед правит бал чаще, чем хотелось бы. Вопрос о выборе между шипованной резиной и фрикционной стоит не только перед водителем, но и перед государством. Состояние трасс и магистралей пока говорит о том, что ответ на него даётся не в пользу последних. Водителю остаётся воспринимать покупку шипованной резины как здравую страховку и подходить к выбору зимней резины именно в этом ключе.
Источники: http://365cars.ru/reytingi/shipovannaja-rezina-ili-lipuchka.html
2 ≫
-
Смысл термина «фрикционные шины» для многих автолюбителей незнаком и непонятен, поэтому в этой статье мы постараемся заполнить существующий пробел в знаниях, подробно разобраться с этим типом резины и помочь в выборе.
Мы знаем три вида шин – летние (для периода весна-осень), всесезонные (для круглогодичного применения) и зимние (для периода осень-весна). Первые два оставим в покое и уделим внимание третьему варианту. Итак, зимняя шина бывает шипованной или фрикционной (без шипов). Шипованную резину можно с легкостью распознать по наличию множества специальных шипов по всей площади покрышки (кроме самого протектора). Ее основное назначение — отличная управляемость на обледенелой дороге. По глубокому снегу шипы уже не столь эффективны.
Другое дело – фрикционные шины («липучки»). Они также предназначены для зимы, но лучшие качества проявляют при движении по заснеженным дорогам. Особенность покрышек – в наличии специального протектора с так называемыми грунтозацепами. При этом плотность специальных протекторных блоков и число разделяющих их ламелей намного выше, чем в обычных шинах.
Хорошее сцепление с дорогой обеспечивается, благодаря специальному расположению ламелей под весьма острым углом. Как следствие, машина уверенно едет даже по рыхлому и глубокому снегу. При этом сам протектор выполняется в четырех вариациях – он может быть направленным, симметричным, ненаправленным и, соответственно, несимметричным.
Фрикционные шины не идеальны, поэтому перед покупкой важно четко знать их положительные и отрицательные качества.
1. Благодаря особой мягкости, данный вид шин буквально «плывет» по дороге, не создавая повышенного шума. Как следствие, водителю и пассажирам много комфортнее путешествовать. В случае применения шипованной резины с повышенным уровнем шума в салоне придется смириться.
2. В процессе производства используется наиболее мягкий тип резины, который не затвердевает на морозе, сохраняя свои сцепные качества.
3. При езде по сухому и глубокому снегу альтернативы фрикционным шинам нет. Они буквально «прилипают» к скользкому снежному покрытию и гарантируют отличную управляемость.
4. Установка фрикционных шин возможна еще до начала первых морозов, ведь они обеспечивают неплохую управляемость по любой дороге. Следовательно, «переобуваться» в такую резину можно еще в середине осени.
Возвращаться к летним шинам можно к второму-третьему месяцу весны, когда на улице окончательно потеплеет. Здесь, конечно, много зависит от региона и погодных условий.
5. Преимущество такого протектора – эффективное самоочищение, поэтому шина не теряет своей эффективности даже при движении по глубокому снегу.
Кроме этого, в такой резине есть специальные канавки для отвода воды, что препятствует скольжению шин.
1. Фрикционные шины неуверенно себя чувствуют на льду или хорошо укатанном снеге. В этом случае управляемость автомобиля ухудшается в разы.
2. Несмотря на универсальность, применение такой резины в качестве всесезонной недопустимо. Основная причина – неравномерное изнашивание шин. В частности, по теплой погоде резина становится слишком мягкой, что существенно снижает управляемость транспортного средства.
3. Этот вид резины требует особой обкатки для постановки ламелей в правильном направлении. Первые километры не рекомендуется делать резкие маневры и активно тормозить.
Большинство автолюбителей не могут определиться между двумя видами покрышек – шипованной резиной или «липучкой». В вопросе «Что лучше?» многое зависит от климата региона, где будет ездить авто. К примеру, шипованная резина отлично справляется с гололедицей и укатанным снежным покрытием, а фрикционные шины – с глубоким и рыхлым снегом.
Что касается качества сцепления на сухом покрытии, то результаты испытаний говорят не в пользу фрикционной резины. Оказывается, современная шипованная резина ведет себя намного лучше и увереннее. С другой стороны фрикционные шины – лучший выбор для регионов с холодным климатом и низкими температурами. Благодаря особому составу, «липучки» сохраняют податливость и лучше справляются со своими задачами, чем шипованная резина.
Несмотря на некоторые недостатки, фрикционные шины пользуются большой популярностью у автолюбителей. Основные причины – низкая шумность, универсальность и сохранение качеств при низких температурах.
Сезонные скидки на зимние шины, диски Реплика. Продажа шин Бриджстоун, Йокогама — купить шины Данлоп, Пирелли с доставкой по Москве и МО.
г. Москва, автомобильный рынок «Кунцево»
(пересечение 56-го километра МКАД и ул. Горбунова)
Источники: http://www.om-shina.ru/info/810518/
3 ≫
-
При выборе зимних покрышек часто возникает вопрос: «Что лучше, резина — «липучка» или шипованные шины?». Определиться с выбором можно изучив достоинства и недостатки обоих типов авторезины.
Название «липучка» является неким маркетинговым ходом, так называют фрикционные автопокрышки. Для многих автолюбителей термин «фрикция», означающий трение, незнаком, вызывает недоумение, а обозначение «липучка» ассоциируется с автошинами, отличающимися своими свойствами от обычной зимней резины. Поэтому шины — «липучки» покупаются гораздо охотнее, чем фрикционные, при этом оба понятия подразумевают один тип покрышек.
«Липучка» отличается от зимних шипованных автопокрышек составом резиновой смеси, а также рисунком протекторного слоя. Состав резины, применяемой для изготовления указанного типа шин, обладает достаточной мягкостью и эластичностью для достижения хороших сцепных свойств. При этом шина характеризуется умеренной жесткостью, позволяющей сохранить прекрасную управляемость машиной во время езды по заснеженной поверхности. Такие автопокрышки обеспечивают безопасное движение автомобиля по мокрой дорожной поверхности и высокое сцепление колес при езде по дороге укрытой слоем снега. Протекторный рисунок шин — «липучек» имеет большое количество канавок, позволяющих выдавливать из пятна контакта покрышки с дорогой влагу и различные загрязнения, к примеру, пыль. Отведение излишней воды способствует возрастанию эффекта прилипания авторезины к дорожному покрытию.
Рекомендуем посмотреть видео о том, как работает резина – «липучка»
При покупке зимних покрышек можно подобрать шипованную авторезину либо резину — «липучку». Покрышки, оснащенные шипами, изготавливаются из особого состава резиновой смеси, выдерживающего очень низкие температуры за бортом авто. Указанные шины достаточно жесткие, они рассчитаны на езду по загородным трассам, бездорожью, обеспечивают высокую курсовую устойчивость машины, даже при выполнении различных виражей на льду. А также способствуют хорошей проходимости автомобиля во время езды по заснеженной либо обледененной дорожной поверхности. Такие показатели достигаются благодаря особому составу резины и присутствию шипов, выступающих над протекторным слоем изделия на 0,6 мм.
Определить какие автопокрышки лучше, можно сравнив их основные характеристики:
- Езда по мокрой асфальтированной дороге. Зимой чистый и сухой асфальт встречается редко, в основном приходится ездить по слегка мокрому асфальту, укрытому кашицей из снега и пыли. В таких условиях шины с шипами проигрывают резине — «липучке». Второй тип резины обеспечивает хорошее сцепление и быстрое торможение автомобиля благодаря своевременному вытеснению воды из пятна контакта колес с дорожным покрытием.
- Передвижение по сухому асфальту затруднительно для обоих типов зимней резины: покрышки быстро перегреваются и начинают истираться. А в случае с шиповкой, шипы вырываются из мест крепления, при этом они могут повреждать покрытие дороги.
- Езда по заснеженной дороге. Результаты сравнения покрышек в таких условиях достаточно неоднозначны. Тестирования в большинстве случаев проводятся на укатанном снегу, который в реальных условиях встречается редко. На практике дорога зимой часто укрыта примесью снега, грязи, пыли, химических реагентов, применяющихся для уменьшения снежного покрова. На такой смеси резина — «липучка» показывает прекрасные результаты, немного превосходит шипованные покрышки. При этом шиповка лучше проявляет себя на укатанном снегу, чем «липучка».
- Передвижение по обледененной дороге. При сравнении быстроты торможения выяснилось что, оснащенный «липучкой» автомобиль тормозит значительно медленнее, чем машина «обутая» в резину с шипами. Если асфальт будет укрыт корочкой льда, то шипованная авторезина однозначно обеспечит лучшую управляемость машиной. «Липучка» в таких условиях становится менее эфяективна: во время вхождения в поворот фрикционные автопокрышки хуже обеспечивают управляемость и устойчивость машины, при этом, возможна полная потеря управляемости над транспортным средством.
- Шумность. При использовании авторезины, оснащенной шипами, присутствует определенный шум. А фрикционные автопокрышки обеспечивают бесшумную езду даже при движении транспортного средства с высокой скоростью.
Исходя из всего вышеизложенного, шипованную авторезину стоит использовать в условиях суровых зим с большим количеством осадков, а фрикционные покрышки применять в условиях мягкой зимы, с умеренными осадками. Первый тип резины подойдет для езды по бездорожью, а второй лучше использовать в городских условиях.
Какой тип зимних шин лучше использовать, можно однозначно определиться, уточнив преимущества и недостатки шипованных и фрикционных автопокрышек.
Преимущества резины – «липучки»:
- Хорошее сцепление и курсовая устойчивость на мокрой асфальтированной поверхности.
- Отсутствие шума.
- Ламели не наносят вред дорожному покрытию.
- При посещении на собственной машине одной из европейских стран может оказаться, что на территории страны разрешены только ламели и недопустимо применение шипов.
- При отрицательных температурах указанные автошины обладают достаточной эластичностью, обеспечивающей комфортность и безопасность вождения.
- Способствуют снижению расхода топливной смеси, потребление горючего немного меньше, чем при использовании шипованной авторезины, но больше, чем на летних автопокрышках.
- Отсутствие вибраций руля.
- Эксплуатационный период больше, чем у авторезины, имеющей шипы.
Недостатки фрикционных автопокрышек:
- Плохое сцепление со льдом либо оледененной поверхностью.
- Большой тормозной путь на льду.
- Проходимость на снегу ниже, чем у шипованных изделий.
Преимущества шипованных автопокрышек:
- Хорошее сцепление при езде по льду и снегу.
- Быстрое торможение на обледенной поверхности либо на льду.
- Отличная проходимость машины на глубоком снегу.
- Управляемость и курсовая устойчивость автомобиля при езде по укатанному снегу значительно лучше, чем у «липучки».
- Шипы увеличивают шумность изделий: комфортность вождения снижается.
- Шипованные шины способны повредить сухую поверхность асфальта.
- Характеризуются бОльшим потреблением горючего, чем фрикционные автошины.
- Меньший эксплуатационный период, чем у оппонента.
- Присутствие легкой вибрации руля из-за высокого протекторного слоя и шипов.
- Шипы способны истираться и вылетать.
- При слишком высоких минусовых температурах (более 20 0 С) снижается сцепление покрышек со льдом, шип царапает лед, но не может его пробить. При этом устойчивость и управляемость автомобиля уменьшаются.
Стоит брать шипы либо лучше применить резину – «липучку» зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы проживаете в городе, где зимой очень мало снега (его заливают специальными реагентами, усиленно чистят), то лучше применять «липучку», она обеспечит комфортное и безопасное вождение, а также прослужит значительно дольше, чем шины, имеющие шипы.
В условиях сельской местности либо частой езды по проселочным дорогам, где снег практически не убирают, образуется наледь, нужно отдать предпочтение шиповке. Она обеспечит устойчивость машины при езде по обледененной поверхности либо укатанному снегу, гарантирует хорошую проходимость авто. Шипованные шины незаменимы в условиях проселочных дорог.
Выезжая за границу на собственном автомобиле, уточните: допустимо ли применять шипы на территории интересующей вас страны. Во многих европейских странах недопустимо применение шиповки из-за возможности разрушения дорожного покрытия.
Источники: http://pro-zamenu.ru/rezina/rezina-lipuchka-preimushhestva-i-nedostatki.html