Система зажигания инжекторного и дизельного двигателя автомобиля: виды (контактная и другие)

1 ≫

Warning: preg_replace_callback(): Compilation failed: missing ) at offset 44 in /var/www/admin/data/www/avtozam.com/wp-content/plugins/perelink/PerelinkPluginWorkInContent.php on line 54

Эффективная работа автомобильного двигателя достигается только за счет нормальной работоспособности основных систем и узлов. Одной из таковых является система зажигания. Какие функции она выполняет, какие существуют виды СЗ, из каких механизмов и элементов она состоит? Ответы на эти и многие другие вопросы вы можете найти ниже.

Характеристика системы зажигания двигателя

Автомобильные бензиновые инжекторные и дизельные моторы не могут работать при неисправностях в работе системы зажигания. Если хотя бы один составляющий элемент СЗ по каким-то причинам выходит из строя, это приведет к некорректной работе мотора в целом. Для начала рассмотрим основные характеристики СЗ, начнем с предназначения.

Предназначение и функции

Предназначение СЗ заключается в подаче высоковольтного разряда (искры) на свечи в определенный так работы двигателя автомобиля. В частности, речь идет о бензиновых силовых агрегатах. Что касается дизельных моторов, то в данном случае под зажигание подразумевают момент впрыска горючего и такт сжатия.

Если с назначением все понятно, то перейдем к видам:

  1. Контактные СЗ , в данном случае процесс управления за процедурой накопления и распределения высоковольтного разряда по цилиндрам производится с помощью распределительного механизма. Более совершенствованные контактные СЗ стали транзисторными, в них в первичной цепи катушки используется специальный транзисторный коммутатор.
  2. Бесконтактные СЗ. В таких системах управление зарядом осуществления с помощью транзисторного коммутатора, который взаимодействует с бесконтактным датчиком Холла. Многоискровое коммутаторное устройство используется в качестве прерывателя, а процесс распределения энергии производится с помощью механического распределительного узла.
  3. Электронные СЗ. В таких системах применяются специальные управляющие модули, которые осуществляют накопление и дальнейшее распределение разряда одно- или двухконтурной СЗ.

Конструкция

Теперь перейдем к вопросу конструкции СЗ:

  1. Основным элементом считается источник питания, используется батарейное устройство (АКБ), а также генераторный узел. Первый применяется для запуска мотора, а второй — для питания оборудования во время езды.
  2. Выключатель, то есть замок, в который водитель вставляет ключ. Этот механизм используется для подачи напряжения на электросеть авто, а также на втягивающее реле стартерного узла.
  3. Катушка или модуль зажигания. Этот элемент используется непосредственно для накопления, а также дальнейшего преобразования электрической энергии в высоковольтный разряд. Накопители могут быть емкостными или индуктивными.
  4. Не менее важный элемент — это свечи. Эти элементы представляют собой устройства, оснащенные электродами, их количество может варьироваться в зависимости от типа свечей и их производителя. На центральной части конструкции расположен специальный проводниковый элемент.
  5. Механизм распределения. Его предназначение заключается в подачи высоковольтного заряда на определенный цилиндр в определенное время, то есть в самый оптимальный момент. Такие механизмы состоят из распределительных устройств (трамблеров), коммутаторов и управляющих модулей, но их состав может быть разным в зависимости от типа СЗ.
  6. Высоковольтные провода. По сути, это одножильный кабель, оснащенный надежной изоляцией. Проводник, расположенный внутри изоляции, может быть выполнен в виде спирали, это позволят предотвратить образование помех в радиодиапазоне.

Принцип работы и порядок зажигания

Как работает СЗ:

  1. На первом этапе происходит накопление электрической энергии, а также дальнейшая подача заряда нужного уровня.
  2. Далее, осуществляется преобразование накопленной энергии в высоковольтный разряд.
  3. На следующем этапе осуществляется распределение заряда по цилиндрам. Здесь же следует упомянуть о порядке. Порядок зажигания — это процесс подачи заряда на определенные цилиндры, данный параметр определяется производителем для каждого конкретного автомобиля. К примеру, в отечественных ВАЗ 2109 порядок такой — сначала заряд подается на первый цилиндр, затем на третий, четвертый, а потом на второй.

В Газелях порядок немного другой — сначала в работу вступает первый цилиндр, затем второй, потом четвертый и третий. Если вам нужно точно узнать о порядке работы цилиндров, уточните эту информацию в сервисной книжке.

  • Далее, с помощью свечей в цилиндрах образовывается искра.
  • На завершающем этапе осуществляется возгорание топливовоздушной смеси, что приводит к запуску силового агрегата (автор видео — Михаил Нестеров).
  • Следует отметить, что на каждом из этапов важно, чтобы все компоненты системы работали слаженно, только это позволит добиться наиболее эффективной работы.

    Характерные неисправности зажигания двигателя

    Поскольку по своей конструкции СЗ — это достаточно сложная система, выход из строя одного из ее компонентов может привести к невозможности запуска мотора.

    Если двигатель не запускается, причины могут быть следующими:

    1. Окислились контакты на прерывателе, возможно, между ними отсутствует зазор. В данном случае люфт следует отрегулировать, а сами контакты качественно очистить.
    2. Произошло замыкание на массу конденсаторного элемента или проводки контактов. Замыкание необходимо устранить для ликвидации неисправности, а конденсаторный компонент — поменять на работоспособный. Также причина может заключаться в его пробое.
    3. Произошел обрыв в электроцепи высоковольтного напряжения катушки, на ней могла появиться трещина. В данном случае катушка подлежит замене.
    4. В некоторых случаях причина кроется в неправильной установке момента, тогда его следует проверить и при необходимости — отрегулировать.
    5. Еще одна проблема — не включается замок, она актуальна для авто с замком, в машинах, где запуск мотора осуществляется путем нажатия на кнопку, такой проблемы не бывает. Необходимо полностью снять и разобрать механизм, зачистить его, а если нужно — поменять контактную группу (автор видео — канал Мир Матизов).

    Если силовой агрегат функционирует неустойчиво на небольших и средних оборотах, причины могут быть такими:

    1. На крышке трамблера появилась трещина, загрязнился роторный механизм. Устройство необходимо протереть, а если трещина серьезная — то крышка подлежит замене.
    2. Заедает уголек крышки или этот компонент износился. Если есть возможность, то заедание следует устранить, а уголек можно поменять.
    3. Перегорело сопротивление, неисправность решается путем замены.
    4. Еще одна причина — пробой изоляции высоковольтных проводов. Неисправность нельзя решить путем дополнительного изолирования провода изолентой, это не тот случай. Нужно точно убедиться в том, что пробой имеет место, если есть необходимость, провод следует поменять.
    5. На свечах по каким-то причинам уменьшился или увеличился зазор, также сами свечи могли замаслиться. Если проблема в зазоре, то его следует отрегулировать. В том случае, если электроды перегорели, то свечи подлежат замене. Проблема замасливания решается путем очистки свечей, но также следует определить причину, по которым это произошло.
    6. Произошло подгорание распределительной пластины роторного механизма. В данном случае пластина подлежит очистке.

    Фотогалерея «Неисправности СЗ»

    Может быть такое, что мотор не позволяет развивать полную мощность, при этом нет приемистости двигателя, в некоторых случаях проблема может сопровождаться стуком поршневых колец.

    1. На прерывательном механизме ослабла пружина подвижного контакта, можно попытаться произвести регулировку ее натяжения либо просто поменять.
    2. Выставлено позднее или ранее зажигание, необходимо его отрегулировать.
    3. Произошли перебои в образовании искры между электродами. Такая проблема, как правило, требует полной замены вышедшей из строя свечи.
    4. Если причина неисправности заключается в износе подшипниковых элементов прерывателя распределителя, то эти детали также полежат замене, поскольку отремонтировать их не получится.
    5. Проблема может быть обусловлена износом втулки подвижного контакта на прерывательном механизме. Необходимо произвести диагностику, а если есть необходимость, полностью поменять стойку с контактами.

    Видео «Самостоятельно чистим свечи»

    Как в домашних условиях произвести очистку свечей зажигания — подробная инструкция с описанием основных нюансов приведена в ролике ниже (автор видео — Oleg Ars).

    • Выбор, проверка и замена свечей накаливания дизельного двигателя
    • Посторонние звуки после запуска холодного двигателя: причины и их устранение
    • Подбираем свечи зажигания по авто: секреты и хитрости, которые нужно знать

    Комментарии и отзывы

  • Иван Иванович Баранов

    Опыт работы на СТО:

    Посмотреть все ответы

    Avtozam.com - ваш помощник в ремонте и обслуживании авто

    Использование вами данного веб-сайта означает ваше согласие с тем, что вы используете его на свой страх и риск.

    Источники: http://avtozam.com/elektronika/pusk/tipy-i-printsip-dejstviya-sistemy-zazhiganiya/

  • 2 ≫

    Главной функцией системы зажигания в бензиновом двигателе, является подача искры на свечи зажигания во время определенного такта его работы. Система зажигания дизельного двигателя устроена по-другому, оно происходит момент, когда топливо впрыскивается в такт сжатия.

    Виды систем зажигания

    В зависимости от того, как происходит процесс образования искры, выделяют несколько систем: бесконтактная (с участием транзистора), электронная (с помощью микропроцессора) и контактная.

    В бесконтактной схеме, для взаимодействия с датчиком импульсов, использован транзисторный коммутатор, выполняющий функцию прерывателя. Высокое напряжение регулирует механический распределитель.

    Электронная система зажигания двигателя накапливает и распределяет электрическую энергию с помощью электронного блока управления. Ранее конструктивная особенность этого варианта позволяла электронному блоку отвечать одновременно за систему зажигания и за систему впрыска топлива. Сейчас система зажигания является элементом системы управления двигателем.

    В контактной системе электрическая энергия распределяется с помощью механического устройства – прерывателя-распределителя. Дальнейшим ее распространением занимается контактная транзисторная система.

    Конструкция системы зажигания двигателя

    Все виды системы зажигания автомобиля разные, но все же у них есть и общие элементы, из которых образуется система:

    1. Одинаковый источник питания (АКБ или генератор).
    2. Включение напряжения в системе осуществляется выключателем зажигания (замком). Это механическое или электронное приспособление, которое подает напряжение на бортовую сеть и на стартер (конкретно на втягивающее реле). Замок зажигания состоит из контактной группы, металлического корпуса и непосредственно личинки с ключом.
    3. Накопитель электрической энергии. Это узел, в котором накапливается и преобразовывается электроэнергия для образования разряда на электродах свечей зажигания. Такие накопители бывают двух видов:
    • индуктивный накопитель. Это автотрансформатор или катушка зажигания, простейшая конструкция, где первичная обмотка подключена к положительному полюсу, и через контактную группу трамблера к отрицательному. Во время размыкания кулачков трамблера, в первичной обмотке образуется ток самоиндукции. Повышенное напряжение, которое пробивает воздушный зазор между электродами свечи, будет образовываться во вторичной обмотке;
    • емкостный накопитель. Он представлен в виде емкости, которая заряжается при помощи повышенного напряжения. В нужный момент отдает всю энергию на свечу зажигания.

    1. Система для распределения зажигания, необходима, чтобы электроэнергия из емкости накопителя в нужный момент попадала на свечу. Она состоит из коммутатора (не во всех моделях двигателей), распределителя (трамблера), блока управления:
    • коммутатор. Под ним подразумевается несложная электрическая схема, которая стоит на пути электрического заряда между катушкой зажигания и свечой, которая воспламеняет смесь воздуха и бензина в котлах;
    • трамблер. Узел, который распределяет высокое напряжение на цилиндры. Состоит он, обычно, из кулачкового механизма, бегунка, крышки и механического вала распределителя. Бегунок осуществляет функцию распределения напряжения по свечным проводам. Крышка трамблера является соединительным элементом, на который надеваются высоковольтные провода. В случае статического распределения напряжения механический вращающийся вал отсутствует. В этом варианте катушка соединяется непосредственно с каждой свечей, и работают они от блока управления зажиганием. На каждую свечу своя катушка. То есть, если двигатель 4-хцилиндровый, то и катушек зажигания будет стоять четыре;
    • блок управления – это микропроцессор, определяющий момент, когда необходимо подать напряжение на катушку зажигания двигателя. Определяет этот момент он исходя из показаний множества электронных устройств: датчика кислорода, положения коленвала и распредвала, датчиков температуры.
    1. Высоковольтные провода. Количество проводов равно количеству свечей, плюс один центральный провод (в некоторых моделях двигателей центральный провод отсутствует). Это одножильные провода с хорошей изоляцией. Внутренняя часть может быть из различных материалов (стекловолокно или металлы), бывает закручена в спираль для лучшего сопротивления радиопомехам.

    Принцип работы системы зажигания

    Рассмотрим подробнее распределитель зажигания, чтобы определить технологию направления электрического импульса на каждый цилиндр отдельно. Сняв крышку трамблера можно увидеть вал с пластиной в центре и расположенные по кругу медные контакты. Эта пластина и есть бегунок, он обычно пластиковый или текстолитовый и в нем стоит предохранитель. Медный наконечник с одного края бегунка по очереди касается медных контактов, раздавая электрические разряды на провода к цилиндрам в необходимое время такта работы двигателя. Пока бегунок совершает свое движение от одного контакта к другому, в цилиндрах готовится новая порция горючей смеси для воспламенения.

    Чтобы исключить постоянную подачу тока, в трамблер устанавливается прерыватель – контактная группа. Кулачки расположены на валу эксцентрично, и при вращении замыкают и размыкают электрическую сеть.

    Необходимым условием правильной работы и эффективного сгорания смеси является произошедшее строго в определенный момент самовозгорание. Процесс возгорания очень сложен с технической точки зрения, так как в цилиндрах образуется большое количество дуговых разрядов, которые зависят от оборотов двигателя. Разряды должны быть так же равны определенным значениям: от 0,2 мдж и выше (в зависимости от топливной смеси). В случае недостаточной энергии, смесь не загорится, и появятся перебои в работе двигателя, он может не запуститься или заглохнуть. Работа катализатора так же зависит от исправности системы зажигания двигателя. Если система работает с перебоями, остатки топлива будут попадать в катализатор и догорать там, что приведет к перегреву и прогоранию металла катализатора как снаружи, так и выходу из строя внутренних перегородок. Прогоревший внутри катализатор не сможет выполнять свои функции и потребуется замена.

    Возможные неисправности зажигания двигателя

    Установка различных систем: контактной, бесконтактной, электронной, на современные автомобили, все же подчиняется общим правилам, поэтому можно выделить следующие основные неисправности системы зажигания:

    • нерабочие свечи;
    • не работает катушка;
    • нарушено соединение цепи (прогорание провода, окисление контакта, плохое соединение).

    Для бесконтактной системы зажигания двигателя характерны также и поломки коммутатора, крышки датчика распределителя, вакуума трамблера, датчика Холла.

    Электронный блок управления сам может выйти из строя. Также к неправильной работе приведут неисправные входные датчики.

    Признаки неисправности

    Самыми частыми причинами поломки в системе зажигания являются:

    • установка некачественных запчастей (свечей, катушек, свечных проводов, кулачков трамблера, крышек распределителя, датчиков);
    • механические повреждения узлов деталей;
    • неправильная эксплуатация (низкокачественное топливо, непрофессиональное обслуживание).

    Диагностировать неисправность системы зажигания возможно и по внешним признакам. Хотя симптомы могут быть схожи с проблемами в топливной системе и системе впрыска.

    Определить самостоятельно, что поломка касается именно зажигания, можно по следующим внешним признакам:

    • двигатель запускается не с первых кручений стартера;
    • на холостом ходу (иногда и под нагрузкой) работа двигателя неустойчивая, как говорят мастера – мотор «троит»;
    • приемистость двигателя снижается;
    • увеличивается расход топлива.

    Если нет возможности сразу обратиться в сервис, то можно попробовать самостоятельно определить причину сбоя и отремонтировать систему зажигания, так как некоторые запчасти относятся к расходным материалам и продаются в любом магазине автозапчастей. Первым делом можно выкрутить и проверить свечи. Если электроды обгорели и между ними образовался нагар, то необходимо заменить свечи. Для работы понадобится один свечной ключ и новый набор свечей, которые подбираются по необходимым параметрам зазора и размерам резьбы.

    Также в темное время суток или в закрытом гараже можно открыть капот и при пробивании высоковольтных проводов увидеть слабое свечение и искрение в одном или нескольких проводах. Тогда потребуется их замена, которую несложно провести самостоятельно. Главное, выбрать нужные по длине, с чем без труда справится продавец-консультант, если вы назовете ему марку машины.

    Остальные виды диагностики системы зажигания (проверка датчиков, катушки и прочих электронных приборов) лучше доверить профессионалам.

    Заключение

    При самостоятельной диагностике помните, что нельзя касаться элементов двигателя, когда он запущен. Не проверяйте искрообразование на включенном моторе. Если зажигание включено, не снимайте штекерный разъем коммутатора, так как это может вывести из строя конденсатор.

    Для точного выявления неисправности можно воспользоваться осциллографом, с помощью которого вывести на экран осциллограмму всей системы зажигания. О том, как правильно пользоваться прибором узнаем в следующем видео:

    Источники: http://mashintop.ru/articles.php?id=2802

    3 ≫

    Датчик кислорода (ДК) установлен в нижней части приемной трубы, он работает совместно с нейтрализатором.

    Чувствительный элемент датчика находится непосредственно в потоке отработанных газов. ДК формирует напряжение от 50 до 855 мВ в зависимости от содержания кислорода в отработанных газах.

    Рис. 7. Внешний вид датчика кислорода

    Внешний вид датчика кислорода показан на рис. 7, а на рис. 8 показан фрагмент схемы подключения ДК к контроллеру. В состав датчика входят измеряющий чувствительный элемент и нагреватель.

    Нагреватель служит для быстрого прогрева чувствительного элемента после запуска двигателя. Температура нагрева, при котором эффективность работы ДК повышается, составляет около 300°С.

    При нагреве датчика он вырабатывает напряжение в пределах от 300 до 600 мВ и выше.

    Во время изменения напряжения контроллер реагирует на то, что датчик прогрелся и готов к работе.

    Сигнал с чувствительного элемента датчика поступает на соединитель ХР1 контроллера и далее через резистивный делитель R15 R17 R18 на выв. 58 DD4. Одновременно на чувствительный элемент датчика в холодном состоянии подается опорное напряжение около 450 мВ.

    Рис. 8. Схема подключения ДК к контроллеру

    На контакт В нагревателя датчика подается напряжение 12,5 В с контактов главного реле (см. рис. 8). На контакт D подогревателя датчика кислорода подключается "земля" через ключ (полевой транзистор DA9 типа BTS 141), который управляется сигналом с выв. 38 микроконтроллера DD4.

    Работа инжекторного двигателя обеспечивается в двух режимах:

    "Открытый контур" - работа двигателя в холодном состоянии или на холостом ходу (выходное напряжение ДК находится в пределах от 300 до 580 мВ), контроллер производит расчет длительности импульсов впрыска без учета данных ДК.

    "Закрытый контур" - двигатель и ДК прогреты до рабочей температуры, контроллер анализирует данные с ДК для поддержания соотношения "воздух/топливо" 14,7/1 (выходное напряжение ДК

    находится в пределах от 50. 180 мВ до 680. 850 мВ). При этом низкий уровень напряжения характеризует наличие кислорода в отработанных газах(бедная смесь), а высокий уровень говорит об отсутствии или низком содержании кислорода (богатая смесь).

    В автомобилях с двигателем, изготовленным под нормы токсичности Евро-3, используется два датчика кислорода - управляющий и диагностический.

    Нестабильность в работе датчика кислорода (или полное отсутствие сигнала на его выходе) может быть связано как с неисправностью самого ДК, так и с внешними факторами.

    Причины отказов ДК могут быть вызваны некачественным топливом, попаданием в камеру сгорания паров охлаждающей жидкости, моторного масла, перегревом или проблемами с электрооборудованием автомобиля.

    Проверить датчик кислорода можно с помощью осциллографа или обычного мультиметра.

    Во время проверки работы датчика, следует отсоединить колодку от ДК, включить зажигание и измерить напряжение на контакте "А" колодки, оно должно быть равно 450 мВ. Если напряжение в норме, следует заменить ДК (неисправен чувствительный элемент). При отсутствии напряжения на указанном контакте проверяют цепь между конт. "А" и конт 28 соединителя ХР1 (зажигание выключено, соединитель ХР1 отключен от контроллера). При отсутствии неисправности в данной цепи проверяют контроллер или заменяют его (данные неисправности соответствуют кодам Р0130 - неверный сигнал при работе ДК, Р0131 - низкий уровень сигнала ДК, Р0132 - высокий уровень сигнала ДК).

    Рис. 9. Внешний вид измерительного элемента BOSCH ДМРВ

    Поиск неисправности в цепи управления подогревателя датчика кислорода (код Р0135) начинают с проверки самого ДК. Отключают колодку ДК, проверяют отсутствие обрыва подогревателя, подключив омметр между контактами "В" и "D", сопротивление при этом

    должно быть в пределах от 15 до 20 Ом (в зависимости от модели ДК).

    Проверяют присутствие напряжения на контакте "D" колодки ДК.

    Неисправность ДК может быть вызвана также замыканием на "массу" в цепи между контактами "D" колодки ДК и контактами 15 и 33 соединителя ХР1 контроллера. Как правило, данная неисправность может быть вызвана замыканием подогревателя ДК на "массу".

    Последствия данной неисправности могут быть разнообразные: выход из строя ДК и его цепей, а также ЭБУ (выход из строя транзистора DA9, резистора R81, микросхемы DD7-5, микроконтроллера DD4).

    Датчик массового расхода воздуха

    Датчик расхода воздуха (ДМРВ) служит для измерения количества расходуемого двигателем воздуха.

    Он устанавливается на автомобиле в разрыв между воздушным фильтрующим элементом и дроссельным патрубком. Показания ДМРВ являются одним из главных параметров, используемых контроллером для управления работой системы зажигания двигателя.

    Датчик выполнен в виде патрубка из пластмассы со съемным измерительным элементом. Внешний вид измерительного элемента фирмы BOSCH показан на рис. 9, а на рис. 10 схема подключения ДМРВ к контроллеру с примером осциллограммы в момент резкого открытия дроссельной заслонки.

    Рис. 10. Схема подключения ДМРВ к контроллеру

    ДМРВ формирует постоянное напряжение в диапазоне от 1 до 5 В,значение которого зависит от объема проходящего через него воздуха.

    За время выпуска автомобилей семейства ВАЗ завод комплектовал автомобили ДМРВ фирм GM (диаметр отверстия 86 мм), BOSCH (диаметр отверстия 74 мм) и Siemens. Датчики указанных фирм не взаимозаменяемые.

    Неисправности ДМРВ, как правило, приводят к сбоям в работе двигателя - затрудненному пуску, провалам, рывкам и т.п. Отметим, что неверное вычисление контроллером количества воздуха, расходуемого при работе двигателя, приводит к отказам других элементов системы зажигания двигателя.

    Следует учесть, что ДМРВ относится к неремонтируемым и необслуживаемым изделиям. При выходе из строя он требует замены (коды ошибок ДМРВ: Р0102 - низкий уровень сигнала, Р0103 - высокий уровень сигнала).

    Причиной одного из распространенных отказов ДМРВ может быть попадание на чувствительный элемент датчика масла из системы вентиляции картера двигателя.

    Исполнительные элементы системы зажигания

    На рис. 11 приведен фрагмент схемы подключения к контроллеру исполнительных элементов системы зажигания инжекторного двигателя. Перечислим основные элементы: модуль зажигания, система топливоподачи (электробензонасос, форсунки, реле электробензонасоса), контрольная лампа "CHECK ENGINE" и датчик положения коленчатого вала.

    Рис. 11. Схема подключения к контроллеру исполнительных элементов системы зажигания двигателя

    Исполнительные элементы системы зажигания управляются микроконтроллером DD4.

    Работу модуля зажигания по двум каналам (1/4 и 2/3 цилиндры) обеспечивает микросхема DA3 типа TPS 2814D. Сформированные импульсы с выв. 7 (1/4 цилиндры) и выв. 5 (2/3 цилиндры) микросхемы через контакты 1 и 20 соединителя ХР1 поступают на схему формирования высокого напряжения модуля зажигания.

    В состав схемы обеспечения подачи топлива входят электробензонасос (ЭБН), реле электробензонасоса и форсунки.

    Электробензонасос - турбинного типа, в его состав также входит датчик уровня топлива. ЭБН установлен в топливном баке и управляется микросхемой DA6 типа HIP 0045 (выв. 15) через буферное реле. Микросхема также управляет главным реле и реле вентилятора охлаждения.

    При включении зажигания контроллер включает ЭБН на несколько секунд, при этом создается необходимое давление топлива в рампе форсунок (до 650 кПа).

    Форсунки установлены одной частью своей конструкции в рампу, а другой - в отверстия впускной трубы. Конструкция форсунки и системы зажигания представляет собой обычный электромагнитный клапан, который управляется контроллером.

    Последовательность работы форсунок определяется ЭБУ. В табл. 1 приведена последовательность работы форсунок, в зависимости от типа контроллера.

    Порядок работы форсунок

    BOSCH M1.5.4.N Январь 5.1 VS 5.1

    Попеременный синхронный впрыск, включение попарное (1/4 и 2/3 цилиндры)

    BOSCH M1.5.4 Январь 5.1

    VS 5.1 (2111-1411020-72)

    Одновременный впрыск, включение через каждые 360° поворота коленчатого вала

    BOSCH M1.5.4.N (2112-1411020-40) Январь 5.1 (2112-1411020-41) Январь 1.5.4 Январь 5.1.2 BOSCH MP7.OH

    Последовательный впрыск, с включением через каждые 180° поворота коленчатого вала (1-3-4-2)

    Неисправности исполнительных элементов системы зажигания условно можно разделить на отказы механической части системы топ-ливоподачи и отказы, связанные с электронной частью.

    Остановимся более подробно на отказах электронной части.

    Типовым отказом является отсутствие запуска двигателя при прокручивании коленчатого вала.

    После проверки работы системы топливоподачи проверяют целостность всех предохранителей,качество соединения жгута системы зажигания с исполнительными элементами, механизмами и датчиками.

    Отсоединяют колодку жгута проводов форсунок и проверяют на клеммах "B, F, C, G" относительно клеммы "F" сопротивление обмоток электромагнитного клапана форсунок, которое должно быть в пределах от 10 до 15 Ом.

    Поочередно проверяют пробником на каждой из форсунок наличие управляющего сигнала с контроллера. Проверяют работоспособность модуля зажигания методом проверки/замены высоковольтных проводов и свечей зажигания.

    Омметром проверяют на обрыв и замыкание цепь между контактами 1, 20 соединителя ХР1 ЭБУ и контактами "В", "А" колодки модуля зажигания соответственно. При исправных цепях следует заменить ЭБУ.

    Также следует проверить работу датчика коленчатого вала (сопротивление датчика должно быть от 550 до 750 Ом), расстояние от вершины зубцов на шкиве коленчатого вала до рабочей части датчика должно составлять 1±0,4 мм.

    Ремонт и программирование контроллера

    Для диагностики неисправностей электронной части системы зажигания современных автомобилей. Специалисты, как правило, используют специализированные электронные приборы - сканеры, диагностические тестеры и т.д. Их подключают к диагностическим колодкам автомобиля, обеспечивая тем самым оперативное обнаружение неисправностей по кодам ошибок и определение дефектного узла. После устранения неисправности с помощью этих же приборов необходимо стереть из памяти контроллера коды ошибок.

    В электронной части системы зажигания автомобиля ЭБУ считается самым надежным узлом. Как правило, он выходит из строя из-за внешних факторов - нарушения герметичности и попадания влаги внутрь конструкции, отказа исполнительных устройств и датчиков, замыкания и изменение полярности питания.

    Выявление неисправностей и ремонт ЭБУ следует проводить в стационарных условиях.

    Большинство контроллеров, которые устанавливаются на отечественные автомобили, имеют одинаковую элементную базу, отличаются лишь типы микроконтроллеров и Flash-памяти.

    В табл. 2 приведены данные по указанным элементам для наиболее распространенных типов ЭБУ.

    Программирование контроллера Январь 5.1 может выполняться как на автомобиле, так и в автономном режиме.

    Для проведения работ по программированию следует иметь в распоряжении ПК (желательно, ноутбук), оснащенный специальным программным обеспечением, эталонные прошивки микросхемы Flash-памяти контроллера, адап

    тер (переходное согласующее устройство между контроллером и ПК) и технологические приспособления, которые позволяют произвести данные работы.

    К технологическим приспособлениям относятся всевозможные соединители, которые в своем составе, как правило, имеют разъем контроллера, индикаторы и управление по переводу контроллера в режим программирования.

    На рис. 12 показана принципиальная схема одного из таких технологических приспособлений.

    Рис. 12. Схема адаптера для программирования контроллера с ПК

    Данная схема позволяет произвести автономное программирование контроллера(без автомобиля).

    Выключатели S1 и S2 переключают контроллер в режим программирования, светодиод VD1 индицирует включение режима программирования.

    Для программирования контроллера потребуется произвести следующие работы:

    - разобрать соединитель ЭБУ;

    - припаять к выв. 47 провод и подключить его через выключатель к +12 В;

    - собрать соединитель ЭБУ;

    - при отсутствии в составе системы зажигания автомобиля блока управления АПС соединить контакты 9 и 18 на колодке ЭБУ;

    - подключить через адаптер ПК к диагностической колодке автомобиля и начать программирование, результат перевода контроллера в режим программирования будет свидетельствовать об отсутствии работы ЭБН.

    Автор: Николай Пчелинцев (г. Тамбов)

    Мнения читателей
    • Николай / 01.11.2016 - 13:30

    Поддержу. Класс статья. В отечественных журналах подобного больше не видел!

  • Иван / 12.07.2016 - 13:50

    Класс. Побольше таких статей.

  • Валерий / 18.03.2016 - 18:53

    Спасибо за подборку материала.

  • Сергей / 13.05.2014 - 11:58

    Кто этим занимается, не не по интернету учились. Уж извините !

  • Анатолий / 29.04.2014 - 07:20

    Просто и понятно, хотелось бы и о работе остальных датчиков почитать и каким образом регулируется момент зажигания. Спасибо за материал.

  • Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

    Источники: http://www.radioradar.net/repair_electronic_technics/autoelectronic_repair/repair_electronic_components_ignition_system_injector_engines.html?page=3


    Back to top