1 ≫
-
Системы оповещения всех уровней должны обеспечивать передачу сигналов (команд), осуществляющих дистанционное управление техническими средствами оповещения как циркулярно (одновременно), так и выборочно с максимальным охватом населения в городе и сельской местности, независимо от места нахождения каждого человека (дома, на работе, в убежище, на улице, в транспорте, в лечебных, торговых, спортивных и развлекательных учреждениях).
При этом должна обеспечиваться надежность и живучесть системы в условиях возможных нарушений энергоснабжения, сетей связи и внешних условий (ветер, наводнение, землетрясение, взрывы и т.п.), затрудняющих восприятие звуковой информации.
Приведение в готовность системы оповещения для передачи сигналов и сообщений не должно превышать 2–3 минут по всей охватываемой территории. В целях исключения паники среди населения, не подвергаемого опасности, система оповещения должна иметь возможность локализации оповещаемой территории.
При функционировании системы оповещения должны выполняться следующие требования:
- не допускать несанкционированного или самопроизвольного включения сигналов тревоги;
- не нарушать работы остальных систем жизнеобеспечения;
- возможность использовать различные средства подачи сигналов тревоги и речевых (информационных) сообщений;
- оповещение персонала объектов и населения в районах размещения потенциально опасных объектов не должно превышать более 3-5 минут;
- возможность дублировать сигналы неавтоматизированными системами, в том числе с использованием мобильных средств оповещения.
Сигналы оповещения и информация о складывающейся обстановке передаются с помощью систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи проводного, радио- и телевизионного вещания и специальной аппаратуре, а также с помощью электросирен, звучание которых означает сигнал « ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и предваряет сообщения по радио и телевидению. Этот сигнал подается для привлечения внимания людей в предвидении или при угрозе нападения. По этому сигналу необходимо немедленно включить все технические средства информации (телевизор, радиоприемник и т.п.) и ожидать сообщения органов местной исполнительной власти.
На каждый конкретный случай разрабатываются варианты сообщений. Например: При опасности воздушного налета :
Отключите газ, свет, воду. Возьмите документы, запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты. Предупредите соседей и, при необ-ходимости, окажите помощь больным и престарелым. Как можно скорее укройтесь в защитных сооружениях. Соблюдайте спокойствие и порядок. Следите за дальнейшими событиями»
Оповещение должно отвечать следующим требованиям:
1. Быть своевременным (дать время на подготовку населения).
2. Исключать возникновение паники (четкость и организованность).
3. Быть достоверным (подтверждение есть об угрозе нападения).
4. Быть централизованным (органы местной власти проводят).
При получении сигнала «Воздушная тревога», находясь дома, следует:
· выключить приборы электро-, газо- и водоснабжения;
· взять приготовленные заранее предметы первой необходимости, документы, средства индивидуальной защиты и запаса продуктов, закрыть квартиру;
· быстро следовать в ближайшее убежище (укрытие).
Находясь на рабочем месте, следует:
• выключить станок (прибор), отключить электро-, газо- и водоснабжение рабочего места ;
• привести в положение «наготове» средства индивидуальной защиты;
• быстро следовать в убежище (укрытие).
Оказавшись на улице, следует:
• выйти из наземного общественного транспорта;
• согласно указаниям следовать в ближайшее убежище (укрытие), станцию метро;
• использовать в случае необходимости кюветы, канавы, щели, подземные переходы, трубы и т.п.
При сигнале «Отбой воздушной тревоги» (ОВТ)рабочие и служащие предприятий, население районов и городов, которые не подвергались нападению противника, выходят из защитных сооружений и возобновляют работу.
В районах и городах, по которым противнику удалось осуществить удар, принимаются меры по ликвидации нападения; по средствам связи, радио и телевидению передаются указанию о режимах поведения и другая информация для населения. По указанию органов ГО в зависимости от обстановки люди могут оставаться в защитных сооружениях или выходить из них с соблюдением необходимых мер предосторожности. Выходить из защитных сооружений можно только по указанию органов ГО после уточнения обстановки.
После объявления сигнала ОВТ население должно находиться в готовности к повторному нападению, соблюдать правила и выполнять распоряжения на период угрозы нападения противника.
При сигнале «Радиационная опасность» (РО) необходимо надеть респиратор ПТМ-1 или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии противогаз. Взять документы, подготовленный запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты, предметы первой необходимости и уйти в противорадиационное укрытие (убежище), где и находиться до особого указания органов ГО.
При сигнале «Химическая тревога» (ХТ) следует быстро укрыться в убежище или надеть противогаз и средства защиты кожи (плащи, резиновые сапоги и резиновые перчатки). Необходимость надевания именно противогаза, а не респиратора или ватно-марлевой повязки диктуется тем, что сигнал ХТ является единым и для случая применения ОВ, и для случая использования бактериальных аэрозолей. Поскольку для уточнения вида примененного средства массового поражения необходимо некоторое время, расчет ведется на наиболее опасное и быстродействующее средство поражения – ОВ, которое не задерживается респираторами.
Если позволяет обстановка, то после надевания соответствующих средств защиты следует быстро выйти из очага химического поражения (зоны химического заражения) в направлении одной из сторон, перпендикулярной направлению ветра.
На предприятиях в зависимости от обстановки и указаний администрации работа может продолжаться. Работающие должны обязательно использовать средства защиты.
В укрытиях противогазы должны быть надеты обязательно, а в убежищах можно находиться без них.
При появлении первых признаков поражения ОВ нервно-паралитического действия следует немедленно принять (использовать) антидот из аптечки АИ-2, при попадании капельно-жидких ОВ на кожу или одежду немедленно обработать эти участки (провести частичную санитарную обработку) тампонами, которые смачивают жидкостью из ИПП-8 или мыльной (щелочной) водой.
После выхода за пределы зоны заражения поверхность одежды, обуви и средств защиты в той или иной степени всегда заражена парами ОВ, поэтому средства защиты, особенно противогазы, без команды снимать не следует.
Медицинское обеспечение населения включает в себя :
· проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий /прежде всего контроль и надзор за питанием, водоснабжением, размещением и т.п. );
· содействие в обеспечении индивидуальными средствами профилактики поражения (специальная обработка, антидоты и т.п.), медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи;
· психологическая подготовка населения;
· организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации.
Источники: http://studopedia.ru/9_223883_osobie-trebovaniya-k-sistemam-opoveshcheniya-grazhdanskoy-oboroni.html
2 ≫
-
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.
Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.
Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.
При этом оповещение населения об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.
Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.
С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.
Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.
Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.
Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:
Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.
Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная система информирования о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.
Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.
При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.
Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.
Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:
- предупреждение об аварии на конкретном предприятии;
- извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);
- обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;
- перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;
- оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера включает инструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;
- информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;
- извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;
- далее последует заключительный блок информации о том, как обезопасить себя (например, надеть марлевые повязки, смоченные двухпроцентным раствором питьевой соды и воды).
Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.
Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.
Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.
Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.
За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего противорадиационного укрытия. Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.
Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях крайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.
Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.
Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.
Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.
Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.
При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.
Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.
В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.
Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.
Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.
Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.
Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.
Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).
Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.
Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.
По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.
Источники: http://fb.ru/article/235436/opoveschenie-naseleniya-o-chrezvyichaynyih-situatsiyah-poryadok-organizatsii-opovescheniya-naseleniya-v-chrezvyichaynyih-situatsiyah
3 ≫
-
Система оповещения и управления эвакуацией – критерии выбора оборудования и рекомендации при проектировании.
Одной из важнейших систем безопасности на любом объекте является система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ), основное назначение которой – своевременно передать людям информацию о возникновении пожара и способствовать реализации плана эвакуации людей с объекта с тем, чтобы сохранить их жизнь и здоровье.
Как показывает опыт общения с инженерами-проектировщиками систем противопожарной автоматики, в процессе проектирования системы оповещения и управления эвакуацией, у большинства из них возникают следующие основные затруднения:
- определение типа Системы Оповещения и Управления Эвакуацией и выбор структуры системы;
- определение состава реализуемых функций;
- правильный выбор технических средств и их последующее согласование;
- размещение (расстановка) оповещателей и выбор необходимой мощности включения этих оповещателей;
- расчет емкости аккумуляторных батарей резервных источников питания;
- расчет сечения кабелей для линий оповещателей с учетом распределенной нагрузки и т.п.
В этой статье мы попытаемся обсудить некоторые особенности построения Системы Оповещения и Управления Эвакуацией, учитывая «тонкие» моменты при выборе оборудования, а так же рассмотрим рекомендации для правильного проектирования, монтажа и эксплуатации систем оповещения и управления эвакуацией.
Итак, чем руководствоваться при проектировании СОУЭ?
Прежде всего, при определении типа Системы Оповещения и Управления Эвакуацией и выборе оборудования для ее проектирования необходимо руководствоваться нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке. В первую очередь это Нормы Пожарной Безопасности устанавливающие общие технические требования к техническим средствам оповещения и управления эвакуацией и устанавливающие требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией, а так же типы СОУЭ с определением перечня зданий подлежащих оснащению такими системами. Требования настоящих норм при выборе оборудования и проектировании систем оповещения являются обязательными!
Нет необходимости расписывать специальные методики или создавать компьютерные программы в помощь по определению типов систем оповещения и управления эвакуацией для конкретных категорий объектов. Нормы Пожарной Безопасности достаточно четко определяют их типы, необходимо лишь внимательно изучить данный документ.
В зависимости от функциональных характеристик, Система Оповещения и Управления Эвакиацией разделяются на 5 (пять) типов. Информация о возникновении пожара и необходимости эвакуации может передаваться в виде звуковых и световых сигналов (система оповещения и управления эвакуацией 1-го и 2-го типов), речевых инструкций и световых статических сигналов (система оповещения и управления эвакуацией 3-го, 4-го и 5-го типов). В ряде случаев Система Оповещения и Управления Эвакуацией должна не только передавать сигналы оповещения, но и управлять динамическими эвакуационными знаками безопасности и освещением, разблокировать эвакуационные выходы и т.п.
Для большинства небольших и средних объектов, нормами пожарной безопасности определена установка Система Оповещения и Управления Эвакуацией 1-го и 2-го типа. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре на таких объектах должно осуществляться подачей звуковых и световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей.
В ряде обоснованных случаев, на небольших объектах, в качестве устройств управления в системе оповещения и управления эвакуацией данных типов используются дополнительные возможности контрольных панелей сигнализаций, но, как правило, мощности для питания приборов оповещения у большинства таких панелей ограничены. Иногда для осуществления функций оповещения используют исполнительные реле контрольных панелей (в качестве схем управления) и бесперебойные блоки питания (в качестве приборов питающих шлейфы оповещателей). Но и в том и в другом случае необходимо помнить о выполнении обязательных требований НПБ - осуществление функций аппаратного контроля целостности линий (шлейфов) оповещателей, а так же о контролируемой работоспособности управляющих и питающих устройств. Возможно, недоступность или недостаточное адресное распространение информации о наличие на Российском рынке пожарной безопасности специально разработанных и сертифицированных приборов управления для систем оповещения и управления эвакуацией 1-го и 2-го типов заставляло проектировщиков использовать такие сложные и порой несогласуемые схемы. Сегодня в этом нет необходимости, так как существуют готовые решения - специально разработанные недорогие устройства, например, прибор управления PS12/24-8 выпускаемый компанией WheelockInc. и представляющий собой законченную систему оповещения со всеми необходимыми для системы оповещения и управления эвакуацией 1-го и 2-го типов функциями, а именно:
- питания и управления звуковыми, световыми и комбинированными оповещателями с аппаратным контролем целостности линий (шлейфов) оповещателей с выводом информации состояния;
- автоматического переключения электропитания с основного на резервное с выводом информации состояния;
- питания и управления электромагнитными замками аварийных выходов;
- контроля и диагностики состояния собственного блока питания и встроенного зарядного устройства для аккумуляторов;
- контроля зарядки аккумуляторных батарей;
- полного контроля работоспособности всех узлов входящих в его состав, с выводом информации о неисправности.
Использование данного прибора и подобных ему устройств полностью удовлетворяет требованиям к техническим средствам оповещения (Нормам Пожарной Безопасности) и к системам оповещения и управления эвакуацией 1-го и 2-го типов и гарантирует сто процентную согласованность с любыми контрольными панелями сигнализации и оповещателями с напряжением питания 12 или 24 VDC.
При выборе звуковых оповещателей для системы оповещения и управления эвакуацией 1-го и 2-го типов, необходимо помнить, что сигналы оповещения при пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (см. Нормы Пожарной Безопасности). Также выбирая тот или иной оповещатель, в первую очередь следует рассматривать не его стоимость, а его характеристики, которые каждый уважающий себя производитель прилагает к своему изделию в виде паспорта, а не только инструкции по его установке. Наряду с такой важной характеристикой, как звуковое давление, которое обеспечивает звуковой оповещатель (подробно об этой характеристике см. ниже), следует обратить внимание на ток потребления этого устройства, так как большие токи потребления оповещателей в значительной мере могут увеличить энергоемкость системы. Это в свою очередь отразится и на энергопотреблении системы оповещения и управления эвакуацией и на емкости аккумуляторных батарей и на сечении питающих кабелей, что неизбежно и довольно внушительно увеличит стоимость всей системы в целом.
В качестве световых оповещателей чаще всего используются световые табло «Выход» и световые указатели «Направление движения». Их применение так же жестко регламентировано нормами пожарной безопасности. В ряде случаев, необходимо использовать новые для нашего рынка и не совсем еще «прижившиеся» световые мигающие оповещатели (строб-вспышки), активно применяемые в развитых странах Европы и Америки. Они необходимы, прежде всего, там, где могут проживать, проводить свой досуг или находиться инвалиды по слуху или там, где из за очень высокого уровня шума использование звуковых и речевых оповещателей малоэффективно. Так же необходимо учитывать, что в условиях задымленности обычные световые оповещатели в силу своих особенностей утрачивают свою функциональную нагрузку и единственное что может указать путь эвакуации это световой стробоскопирующий оповещатель.
При проектировании системы оповещения и управления эвакуацией 3-го, 4-го и 5-го типов необходимо помнить, что эти системы относятся к автоматизированным, то есть - главенствующая роль по активации и управлению системой оповещения отведена автоматике! Активация систем происходит от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения (см. Нормы Пожарной Безопасности) или с помощью ручных извещателей (см. Нормы Пожарной Безопасности), причем новые требования исключают использование в качестве последних, обычные бытовые переключатели и другие несертифицированные устройства. Роль человека в управлении такими системами сведена к минимуму, что исключает так называемый «человеческий фактор».
В системах оповещения и управления эвакуацией 3-го и 4-го и 5-го типов одним из основных способов оповещения является речевой - передача специально разработанных текстов, предотвращающих панику, способствующих эффективному проведению эвакуации. Тексты заранее записанных сообщений должны содержать информацию не только о необходимости эвакуации, но и о путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. При этом, при возникновении угрозы здоровью и жизни людей, система должна иметь возможность одновременной подачи необходимой информации в разные зоны оповещения и, что самое важное – осуществить автоматическую корректировку сообщений о смене путей эвакуации, в случае нештатного изменения обстановки при пожаре. Системы оповещения и управления эвакуацией 3-го, 4-го и 5-го типов должны быть так же снабжены функциями питания и управления звуковыми, световыми и комбинированными оповещателями, а так же функцией питания и управления электромагнитными замками аварийных выходов. Поэтому при выборе приборов управления для СОУЭ 3-5 типов необходимо помнить:
- Контролироваться должны не только линии (шлейфы) речевых оповещателей, но и линии (шлейфы) светового и звукового оповещения!
Любая СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов так же как и система оповещения и управления эвакуацией 1-го и 2-го типов, согласно требованием НПБ должна оставаться полностью работоспособной при пропадании «основного» питания. При этом она должна автоматически перейти на автономное, сигнализируя оператору о смене режима и при восстановлении питания вернуться в свое «нормальное» состояние, без выдачи ложных срабатываний. Поэтому при проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов убедитесь, что предлагаемое Вам оборудование поддерживает данные технические требования, и соответственно имеет в своем составе специальные устройства для контроля и зарядки аккумуляторных батарей.
- Системы многих производителей, из представленных сегодня на Российском рынке смело заявлены, как системы оповещения, но лишь единицы из них соответствуют требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к подобному оборудованию, а значит, являются таковыми.
Система оповещения и управления эвакуацией, структура и зональность.
Структура системы оповещения и управления эвакуацией должна разрабатываться с тем, чтобы реализовывать план эвакуации людей при пожаре. План эвакуации – это не просто привычная всем схема, расположенная, как правило, на стенах в коридорах и вестибюлях, а серьезный технический документ, который специально разрабатывается для каждого объекта на стадии обследования или на стадии проектирования «Проект». Более подробно ознакомиться с порядком разработки структуры СОУЭ и составом документа «План эвакуации» можно в [3].
При проектировании СОУЭ необходимо помнить, для чего собственно нужна эта система - своевременное оповещение людей о пожаре и управление их движением в безопасную зону. Необоснованное усложнение структуры Системы Оповещения и Управления Эвакуацией, может привести к тому, что не будет обеспечен должный уровень надежности, и система окажется неработоспособной в критический момент.
На практике приходится сталкиваться с желанием проектировщиков строить речевые системы оповещения и управления эвакуацией с большим количеством зон оповещения. Хочется обратить особое внимание, что зональное построение системы оповещения и управления эвакуацией, должно быть четко обосновано. Следует понимать, что зоны оповещения о пожаре и зоны трансляции – это совсем не одно и то же. Если в системах звукового обеспечения (системах трансляции) необходимую зональность может определять заказчик и количество зон ограничивается только его фантазией и финансовыми возможностями, то в системе оповещения и управления эвакуацией количество зон может быть увеличено только в двух обоснованных случаях:
- невозможна одновременная эвакуация всех людей с объекта и, поэтому, НЕОБХОДИМО осуществлять поочередное оповещение людей в разных частях здания;
Необоснованное увеличение количества зон оповещения приводит к усложнению алгоритма эвакуации людей при пожаре, значительно увеличивает затраты на построение такой многозонной системы и при этом вряд ли будет высокоэффективным даже при полностью автоматизированном процессе управления. Что же говорить о таком любимом в прошлом желании многих проектировщиков создавать многозонные системы оповещения и управления эвакуацией, используя, по аналогии с трансляцией, диспетчерские пульты для управления оповещением? Представьте себе, например, Систему Оповещения и Управления Эвакуацией на 32 зоны оповещения с ручным управлением, когда у диспетчера установлена традиционная выносная микрофонная станция с соответствующим количеством кнопок. Попробуйте подсчитать возможное количество вариантов, которое должен уметь «проигрывать» диспетчер на подобном «инструменте»? Будет ли он в состоянии быстро и безошибочно отработать нужный (один из многих) алгоритм оповещения в условиях чрезвычайной ситуации? Даже если предположить, что теоретически это возможно при должном уровне подготовки диспетчера, задайтесь вопросом - сколько времени и усилий нужно потратить на его подготовку? А на смену из нескольких диспетчеров? Профессиональные навыки нужно отрабатывать постоянно, соответственно, необходима периодическая тренировка в условиях «приближенных к боевым». На практике это все может вылиться в серьезные финансовые и временные затраты, и, как следствие, приведет к отказу от подготовки персонала. Итог один – СОУЭ вроде бы и существует, но вот работает или нет - не может сказать никто….
Иногда приходится сталкиваться с таким явлением, когда заказчики хотят использовать ресурс речевой системы оповещения и управления эвакуацией в качестве трансляционно-музыкальной системы звукового обеспечения здания. Современные системы оповещения и управления эвакуацией позволяют в полной мере реализовать эти требования. Но иногда совмещение этих функций доходит до абсурда. Например, когда в качестве речевых оповещателей пытаются использовать абонентские устройства с регуляторами громкости. Что категорически запрещено (см. Нормы Пожарной Безопасности). В некоторых случаях для регулировки громкости оповещателей используют аттенюаторы со встроенным реле, которое отключает аттенюатор в случае активации системы оповещения. Но тогда возникает вопрос, каким образом будет контролироваться целостность линии оповещателей? Непосредственно до оповещателя или до реле? И как контролировать линию управления этим реле, а так же исправность этого устройства? Так стоит ли пытаться объединять систему оповещения с радиотрансляционной сетью здания. Во-первых, затраты на осуществление такой задачи могут превысить саму стоимость радиотрансляционной сети и во-вторых надежность системы оповещения в значительной степени будет снижена, а о соответствии нормативным требованиями можно только догадываться.
Расчет количества и выбор мощности включения звуковых и речевых оповещателей.
Основной трудностью при проектировании систем оповещения является правильный подбор количества, мощности включения и оптимальное расположение оповещателей в помещениях.
Места установки оповещателей должны выбираться не из расчета удобства монтажа или дизайнерских соображений, а из расчета достижения максимальной слышимости и разборчивости передаваемой информации. Не будем вдаваться в теорию распространения звука и устройства человеческого уха. Скажем лишь, что наиболее воспринимаемый человеческим ухом частотный диапазон речи находится в пределах от 400 Гц до 4 кГц. Любое расширение этого диапазона, особенно в области низких частот, реально ухудшает разборчивость передаваемой информации.
Выбор количества и мощности включения оповещателей в конкретном помещении напрямую зависит от таких основных параметров как: уровень шума в помещении, размеры помещения и звуковое давление устанавливаемых оповещателей.
Очень часто уровень громкости звука, излучаемого оповещателем, ассоциируется с электрической мощностью его включения в трансляционную линию – это совсем не так. Громкость звука зависит от уровня звукового давления, которое может обеспечить оповещатель (часто используется обозначение SPL – аббревиатура от англоязычного «soundpressurelevel»). Единицей измерения этого параметра является децибел (дБ). Характеристикой каждого оповещателя является уровень звукового давления, измеренный на расстоянии 1м по оси излучения.
Энергетической характеристикой оповещателя является мощность, которую он потребляет от трансляционной линии (мощность включения). Вот она то и измеряется в Ваттах (Вт). Этот параметр используется, в первую очередь, для того, чтобы рассчитать необходимую мощность усилителя.
Понятие о том, что громкость звука напрямую зависит от мощности оповещателя, ошибочно.
При выборе мощности включения оповещателей основным параметром является звуковое давление, которое он обеспечивает на этой мощности. Сегодня на рынке существует большой выбор оповещателей, и все они имеют различные, присущие только им характеристики. Как правило, фирма производитель указывает эти характеристики. Иногда производители не предоставляют эти данные или указывают их не в полном объеме. Остается надеяться, что хотя бы то, что они дают, соответствует действительности. Первое с чего стоит начинать расчеты – это определение уровня звукового давления полезного аудио
сигнала, который должен быть обеспечен оповещателями в защищаемом помещении.
Для этого к допустимому уровню звука постоянного шума в защищаемом помещении необходимо прибавить 15 дБ (см. Нормы Пожарной Безопасности)
SPL(сум) = SPL(шум) +15 дБ [ф.1]
где SPL(шум) – допустимый уровень звука постоянного шума в помещении.
Необходимо помнить, что допустимый уровень звука постоянного шума в помещениях различного назначения не одинаков. Он определяется либо путем замеров, либо исходя из санитарных норм.
Ниже приведены среднестатистические данные на уровни шумов.
Типичные уровни шума L, дБА
- Лечебные учреждения
- Гостиницы
- Учебные заведения
- Офисы
- Склады
- Административные учреждения
- Магазины
- Рестораны
- Вокзалы и аэропорты
- Супермаркеты
- Производство
- Спортивные и концертные комплексы
Рассмотрим конкретный пример:
Нам необходимо рассчитать какое количество речевых оповещателей потребуется установить в торговом зале, и на какую мощность их нужно включить для обеспечения четкой слышимости согласно НПБ.
Длинна помещения 30 м, ширина 20, высота потолка 4 м.
В зависимости от способа установки оповещателей существуют различия в подходах к расчетам оповещателей.
Попытаемся рассмотреть этот вопрос на примере речевых оповещателей, производимых американской компанией WheelockInc, с использованием рекомендаций компании по расчету и размещению оповещателей.
Таблица 2. Уровень звукового давления (дБ) на расстоянии 1м.
Определение мощности включения оповещателей.
Необходимый нам уровень звукового давления, который должен развивать оповещатель в точке проводимого измерения рассчитывается по формуле:
SPL(оп.)= SPL(сум.) - 20Log(1/L) [ф.2]
где SPL(сум) – см. [ф.1]
20 – постоянный коэффициент
L – расстояние от оповещателя до точки измерения.
Так как в нашем помещении высота потолка, на котором будут установлены оповещатели, равна 4 м, то L = 4м. -1.5м = 2,5м (см. Нормы Пожарной Безопасности).
Теперь, исходя из данных, приведенных в таблице 1, найдем SPL(сум.)
SPL(сум) = SPL(шум) +15дБ
Полученные значения подставим в формулу 2.
SPL(оп) = 85дБ – 20Log(1/2,5)
Произведя данный расчет, выбираем из таблицы 2 необходимую нам мощность включения.
Для оповещателя Е90 - этим значением будет 0,5 Вт (93,8 дБ)
Определение необходимого количества оповещателей и их расстановка.
Данный расчет ведется исходя из диаграммы направленности (дисперсии) используемого оповещателя.
В этой статье мы не будем нагружать читателя специальными терминами, и вдаваться в сложные акустические расчеты. Чаще всего производителями оповещателей предоставляется методика такого расчета. Рассмотрим пример расчета по методике предоставленной компанией Wheelock Inc (Рис.1).
где h – высота потолка, а 2h – расстояние между оповещателями.
Площадь озвучивания одним потолочным оповещателем - S(оп), примерно равна
S(оп)= 2h х 2h = 4h 2 [ф.3]
Подставив известное нам значение высоты потолка, получим:
S(оп) = 4h 2 = 4х4 2 = 64 м 2
Теперь мы можем рассчитать необходимое нам количество оповещателей (N).
Для этого надо площадь помещения (Sпом.) разделить на Sоп.
N = S(пом) / S(оп) = 30м х 20м/64м 2
N = 600 м 2 / 64м 2 = 9шт
Для расстановки потолочных оповещателей можно руководствоваться Рис. 2
Итоги произведенных расчетов:
Для обеспечения необходимой слышимости, равномерности и разборчивости сигналов оповещения нам необходимо (при потолочной установке) установить 9 оповещателей Е90 (Wheelock Inc) включенными
При настенной установке, расчеты, связанные с определением необходимого количества оповещателей и мощности их включения несколько отличаются от предыдущего примера.
В качестве примера возьмем наиболее популярную модель звукового оповещателя AH-24WP (Wheelock Inc.)
Таблица 3. Уровень звукового давления (дБ) на расстоянии 1м
Положение перемычки мощности включения
Выбор необходимого SPL(оп).
Перед нами стоит задача – обеспечить в защищаемом помещении уровень SPL(сум) = 85 дБ
Для вычисления площади озвучивания одним настенным оповещателем, с учетом НПБ, воспользуемся формулой (рекомендация Wheelock Inc.):
где L – расстояние от оповещателя до дальней точки измерения по оси оповещателя.
(L/1,5) – ширина озвучивания по фронту оповещателя.
Находим значение L для каждого из SPL(оп) (Таблица 3): используя [ф.2] SPL(оп.)= SPL(сум.) - 20Log(1/L)
вычисляем L = 1/10[SPL(сум.) – SPL(оп.)]/20 [ф.5]
При SPL(оп.) – 111 дБ, L1 = 20 м.
При SPL(оп.) – 105 дБ, L2 = 10 м.
При SPL(оп.) – 100 дБ, L3 = 5,6 м.
Теперь используя полученные результаты, находим S(оп.),
Определение необходимого количества оповещателей.
Из полученных выше результатов видно, что чем больше SPL(оп.), тем большую площадь с необходимым уровнем SPL (сум.) оповещатель сможет озвучить. Соответственно нам потребуется меньшее количество оповещателей.
Но не стоит поддаваться искушению. Во-первых, так как разница между SPL(шум) и SPL(сум.) достаточно
большая (15дБ), а разница между SPL(шум) и SPL(оп) еще больше и может составлять до 30-50 дБ, то можно себе представить, что почувствует человек находящийся в непосредственной близости от оповещателя при его внезапном включении. Во-вторых, в закрытом пространстве (помещение) очень сильны реверберационные процессы. Реверберационный сигнал, образующийся из множества отраженных сигналов с различными временными задержками и частотной окраской, накладывается на прямой полезный сигнал, размывает звук, делает его нечетким, неприятным и неразборчивым. Особенно это актуально если проектируется речевое оповещение. И третье, не пытайтесь использовать оповещатели на полную катушку, чтобы «пробить» стены,
двери или стеклянные перегородки, при этом обеспечить там необходимый уровень звука подаваемой информации, у вас все равно ничего не получится.
Так как разборчивость и равномерность подаваемой информации в речевом оповещении имеют решающее значение, то пытаться одним мощным оповещателем перекрыть всю необходимую площадь просто недопустимо. На больших площадях, для достижения хорошей разборчивости и равномерности, требуются распределенные системы озвучивания, состоящие из большого количества оповещателей.
Для расчета таких систем воспользуемся рекомендациями Wheelock Inc.
1. Соотношение дальности действия оповещателя (L) к ширине области, покрываемой одним оповещателем (D), составляет 1,5 к 1.
2. Для лучшей равномерности и разборчивости речи - L не должна превышать 9 -10 метров. Соответственно максимальная S(оп) примерно равна 60 м 2 .
3. При расчете мощности включения оповещателя и мощности включения использовать ф.2 и ф.4.
4. При расстановке оповещателей следовать следующим правилам:
- расстояние между оповещателями расположенными на одной стене должно равняться D.
5. При проведении расчетов в помещениях с перегородками (стеллажами и т.п.) должны учитываться эти особенности. Площади, разграниченные этими препятствиями должны рассматриваться как отдельные помещения. Так же должны рассчитываться и помещения со сложными архитектурными характеристиками (разноуровневые потолки, неправильные формы, изгибы в коридорах, объединенные залы и т.д.)
Примеры расстановки настенных оповещателей.
Если проектируется речевое оповещение, приведенные выше расчеты помогут проектировщикам осуществлять «вручную» подбор оповещателей. Однако существуют программы автоматического расчета, и в их числе «Программа расчета количества и мощностей включения речевых оповещателей Wheelock», которая с успехом, на протяжении уже более 3 лет, используется многими проектными организациями. Опыт использования этого программного продукта показывает, что заложенный в программе алгоритм расчета полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к речевым СОУЭ. Справедливости ради надо отметить, что в программе заложен алгоритм лишь для определенных моделей речевых оповещателей, но на практике этого оказывается достаточно для расчета большинства систем оповещения и управления эвакуацией. Программу можно бесплатно загрузить с сайта http://omegasound.ru/ Также на этом сайте можно найти программы расчета емкости аккумуляторных батарей для резервных источников питания и программурасчета сечения кабелей для линий оповещателей с учетом распределенной нагрузки.
При написании данной статьи авторы ставили перед собой цель показать, что от правильного выбора и конфигурирования оборудования, отвечающего за безопасность, зависят жизни и здоровье миллионов наших сограждан, наших родных, наших детей!
Что любой проектировщик должен осознавать степень своей ответственности за выполняемые им проекты. И задачей каждого проектировщика является не только самому сделать правильный выбор, но и убедить в этом заказчика! Ведь времена, когда подобные системы устанавливались лишь «для галочки», прошли….
Автор: Штейнгарт Д. М.
1. Нормы Пожарной Безопасности.
3. Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях: Пособие (к СНиП 2.08.02-89). – М.: «Ассоциация «Пожинформтехника», 1992. – 59 с.
4. Временное руководство по проектированию систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре объектов народного хозяйства: РНД 73-45-89. – Новосибирск: «Спецавтоматика», 1989. – 154 с.
ООО «ОМЕГА САУНД»
197022, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 57-2Н
Источники: http://omegasound.ru/support/artpub/911/