Тормозная жидкость: когда и как правильно менять

1 ≫

Тормозная жидкость — это тип гидравлической жидкости, которая используется в гидравлических тормозных системах и гидравлических системах сцепления на автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках, а также велосипедах. Жидкость используется для передачи давления и для усиления тормозного усилия.

Общие сведения о тормозной жидкости

Принцип работы тормозной жидкости заключается в ее малой сжимаемости. Молекулы не имеют внутренней пустоты, поэтому при сжатии объем жидкости не уменьшается, а давление быстро распространяется на весь объем.

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость бывает разных типов, но обычно ее производят из маловязкого растворителя, к примеру, спирта, и вязкого нелетучего вещества, например, глицерина.

На основе полиэтиленгликоля производят тормозную жидкость под марками DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.

На основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов марка DOT 5.

Для автомобилей с антиблокировочной системой, могут использоваться тормозные жидкости марки DOT 5.1/ABS на основе силикона и гликолей. О тормозных жидкостях вики: ссылка .

Характеристики и свойства тормозной жидкости

Чтобы тормозная система работала исправно, тормозная жидкость должна иметь определенные характеристики и отвечать стандартам качества.

Температура кипения. Новая тормозная жидкость не содержит влагу, поэтому ее точка кипения находится в допустимых пределах. Но со временем, влага из окружающего воздуха попадает в жидкость, обычно это 1-2% в год от всего объема, но характеристики тормозной жидкости начинают меняться.

Во время торможения рабочая жидкость нагревается до очень высоких температур из-за трения. В эти момент очень важно, чтобы тормозная жидкость не закипела, так как в этом случае происходит испарение влаги из жидкости в виде пара. А пар опасен тем, что он легко сжимаем и при следующем торможении давление на тормоза будет меньше, так как часть объема отнимет сжимаемый пар.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от количества воды в ней. Чем больше воды, тем ниже точка кипения и тем больше шанс «потерять» тормоза.

Гигроскопичность. Некоторые марки «тормозухи» имеют минимальную гигроскопичность (влагопоглощение), например, DOT 5 и могут на протяжении всего срока службы сохранять необходимые характеристики. А вот самые распространенные марки DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 постепенно теряют свои свойства из-за все большего количества влаги в них.

Вязкость. От этой характеристики будет зависеть то, как тормозная жидкость будет прокачиваться по всей системе. А она должна прокачиваться хорошо и при -30 градусах Цельсия и при 200 градусах, во время торможения.

Если жидкость замерзает полностью или местами, то это блокирует работу тормозов. Слишком густая жидкость будет с трудом прокачиваться по всей системе, что приведет или к плохому торможению или разному усилию на разных колесах. А слишком жидкая приведет к появлению течей.

Защита от коррозии. Сама тормозная жидкость выступает защитой от коррозии внутри тормозной системы. При этом защита должна обеспечиваться даже при небольших количествах влаги внутри системы.

Защита от коррозии обеспечивается за счет специальных присадок. Они обеспечивают также защиту уплотнительных элементов.

Сжимаемость. В идеале тормозная жидкость не должна сжимать совсем, но определенные допуски по этой характеристике есть. Главное, чтобы жидкость одинаково хорошо работала при разных температурных условиях.

Совместимость тормозных жидкостей

Для доливки можно использовать жидкость того же производителя, но при условии соблюдения принципов:

  • доливать можно только жидкость с более высокой рейтинговой цифрой, то есть в DOT 3 можно лить DOT 4, а в DOT 4 можно лить DOT 5.1.
  • Не смешивать DOT 5 с другими марками — DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.
  • Нельзя смешивать минеральные (например, LHM+) и гликолевые жидкости.

Если нарушить правила, то это приведет к серьезному изменению характеристик жидкости в худшую сторону.

Как часто менять тормозную жидкость

На вопрос когда менять тормозную жидкость можно ответить однозначно: раз в два года или после 40 000 пробега. Это общие рекомендации.

Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, то менять тормозную жидкость необходимо чаще.

Много ли автолюбителей следуют рекомендациям? Единицы. Большинство просто доливает тормозную жидкость или меняет ее при ухудшении работы тормозов.

Обычная доливка не может полноценно компенсировать изменения в свойствах жидкости — падает точка кипения, химический состав изменяется, антикоррозийные добавки работают хуже. Использовать метод доливки можно только при проведении ремонта или в случае утечки, когда надо просто доехать до СТО или гаража.

Определить непригодную тормозную жидкость можно:

  • С помощью полного анализа с применением специального оборудования.
  • «На глаз» — старая жидкость темного цвета, в то время, как новая полупрозрачная.
  • С помощью прибора определяющего количество влаги в жидкости. Если менее 3,5 процентов, то еще можно ездить.

Куда заливать тормозную жидкость

Заливать тормозную жидкость необходимо в расширительный бачок тормозной системы. Он обычно располагается над главным тормозным цилиндром и служит для компенсации тормозной жидкости при ее нагреве, а также для предотвращения попадания в систему воздуха.

Уровень жидкости в бачке должен быть между отметками «MIN» и «MAX». В современных автомобилях есть поплавок с датчиком, который оповестит водителя о том, что уровень жидкости в бачке упал ниже отметки минимума.

Как заменить тормозную жидкость

Лучше всего это сделать на специализированных СТО. Большинство современных автомобилей имеет систему ABS, а это накладывает свой отпечаток на процедуру. Необходимо специально оборудование для прокачки системы новой жидкостью.

Если вам говорят, что можно выполнить замену тормозной жидкости без прокачки без специального оборудования, то не слушайте этих советов. Да, на некоторых колесах давление из бачка может продавить систему, но на всех так не получится. В результате, в системе останется воздух или старая жидкость. На СТО замену жидкости производят под давлением, поэтому последующая прокачка не требуется.

Сама процедура замены выглядит следующим образом. В пустой расширительный бачок систему охлаждения заливается новая жидкость, после чего на каждой магистрали происходит прокачка, во время которой новая жидкость вытесняет старую.

Объем тормозной жидкости в среднем составляет от 0,75 до 1,3 литра.

Наглядно замена тормозной жидкости без специального оборудования описана в видео ниже:

Цены тормозных жидкостей

Обычно цены на тормозную жидкость DOT 4 колеблются в районе 600-700 рублей за 1 литр. Некоторые производители просят и 1 500 рублей за аналогичную марку.

DOT 5.1 стоит от 1 100 рублей, в зависимости от производителя.

Меры безопасности

Чтобы тормозная жидкость не окислялась, не испарялась и не набирала влагу, ее необходим хранить в герметичной емкости.

Как правило, горючи, поэтому необходимо держать их подальше от открытого пламени и высоких температуру.

Ядовиты, рекомендуется работать в перчатках, хотя явны признаков ожогов при попадании на кожу не будет.

Ни в коем случае нельзя пить, даже небольшое количество приведет к отравлению. При попадании жидкости на глаза, следует тщательно промыть их чистой водой и обратить к врачу.

Видео

Какой зазор на свечах зажигания

Основные трудности с ДВС автомобиля обычно возникают в связи с неверно выставленным зазором между электродами в системе зажигания. Некоторые производители

Источники: http://new-granta.ru/tormoznaya-zhidkost/

2 ≫

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания - чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

LIQUI MOLY Моторные масла, автохимия и автокосметика.

Источники: http://liquimoly.ru/tormoznyye_zhidkosti_dlya_avtomobiley.html

3 ≫

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.

Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:

- DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;

- DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;

- DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.

Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.

Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.

Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.

На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:

ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).

DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.

Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.

Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.

1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.

Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

Источники: http://wiki.zr.ru/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C


Back to top