Зачем нужен бортовой компьютер

1 ≫

Как-то незаметно начался и разогнался новый век - век информационных технологий. И кто бы мог подумать, ну хотя бы лет двадцать назад, что компьютеры займут такие основательные позиции в нашей жизни.

Компьютер сегодня перестал быть вещью самодостаточной, вызывающей восторг и удивление, это повседневный инструмент для решения широкого круга задач. Компьютер нашел место и дома, и на работе.

А чем автомобиль хуже? Тем более, что для многих автомобиль - и работа, а зачастую и второй дом. Да и вообще за последние несколько лет в продукции автомобильного производства заметно прибавилось электронной начинки, а автомобилисту все сложнее управляться с ней в одиночку.

Именно для желающих жить с комфортом везде и всегда, в том числе и в собственном автомобиле, ряд компаний разрабатывает и производит специальные устройства, которые способны заметно облегчить нелегкую жизнь автомобилиста. Называются такие устройства бортовыми или маршрутными компьютерами.

Что умеет бортовой компьютер

Сказать, что бортовой компьютер способен на многое, означало бы не сказать ничего. Он является мозгом машины и у него можно спросить, что в вашей машине не работает или не попадает в заданные пределы нормы. Хотя, конечно, это не полный анализ, который может произвести квалифицированный мастер, но все же большую часть о состоянии машины вы выяснить сможете. Количество функций современного бортового компьютера измеряется десятками, а для некоторых моделей переваливает за сотню. Но не будем голословны и пройдемся по основным из них.

Самое первое, на что способен бортовой компьютер, это отображать мгновенные параметры: текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д. Многие возразят, что большинство этих значений можно увидеть по показанию индикаторов на панели приборов, и окажутся не правы. Точность показаний штатных систем оставляет желать лучшего, а самое главное, не поддается коррекции.

Скажем, при установке колес большего диаметра скорость вашего автомобиля при тех же оборотах двигателя будет выше. Однако штатный спидометр ничего не знает о ваших новых колесах и будет отображать неверную информацию. В то время, как большинство бортовых компьютеров позволят внести коррективы в работу и сообщат вам об истинном значении скорости.

С бортовым компьютером становится доступной информация о текущем расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые бортовые компьютеры умеют не только отображать информацию о совершенной поездке, но и помогут запланировать новую. Например, сообщат время, необходимое для преодоления пути, рассчитают рекомендуемую скорость, сообщат о нужном количестве бензина или о количестве километров, которые удастся преодолеть на остатке топлива.

Контроль над ситуацией

Возможность увидеть на экране ряд параметров - это приятно. Однако важно не только увидеть, но и вовремя среагировать на нештатную ситуацию. Здесь крайне полезной окажется возможность бортового компьютера постоянно контролировать ряд параметров и при необходимости оперативно сигнализировать об их изменении.

Скажем, при нарушении работы системы охлаждения или в просто очень жаркий день вы можете не заметить, что температура двигателя превысила норму, В этом случае есть большой риск «закипеть», что в конечном итоге обернется серьезными проблемами для вас и ваше го автомобиля. Бортовой компьютер ни на секунду не потеряет контроль над ситуацией и немедленно предупредит вас о перегреве двигателя звуковым сигналом - dopinfo.ru. Точно так же он проконтролирует и предупредит о превышении рекомендуемой скорости движения, о значении бортового напряжения, о необходимости очередного техобслуживания.

Существуют системы, сохраняющие работоспособность автомобиля даже в случае выхода из строя того или иного датчика, чтобы вы мог ли добраться до автосервиса или гаража и устранить неисправность. Стратегия состоит в том, что при возникновении неисправности в цепи какого то датчика компьютер заменит сигнал этого датчика на постоянное значение, хранящееся в памяти (Fale Safe Mode - параметр по умолчанию).

При переходе в режим ограниченной управляемости двигатель продолжает работать, хотя и с меньшей эффективностью. Некоторые системы управления настолько «сообразительны», что водитель даже может не заметить, что продолжает ехать с неисправностью. Только горящая сигнальная лампочка говорит о том, что с двигателем не все в порядке, либо его параметры работы не соответствуют принятым нормам.

При неисправности особо важных датчиков, определяющих режим работы двигателя, его экономичность и экологичность, таких как дат чик расхода воздуха или датчик давления в коллекторе, температурный датчик - компьютер может ограничить динамические характеристики двигателя. После устранения неисправности система возвращается к нормальному функционированию.

Сервисные функции и диагностика двигателя

Для владельцев автомобилей с инжекторными двигателями бортовой компьютер превращается в личного автомеханика, который перед каждой поездкой произведет диагностику двигателя и узлов автомобиля и сообщит о наличии неполадок и причинах, вызвавших их.

интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.

Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.

Источники: http://www.dopinfo.ru/useful/cognitive09/auto/car/problem10.php

2 ≫

  • Устанавливаем бортовой компьютер и берем авто под свой контроль
  • Зачем нужна установка бортового компьютера
  • Монтаж компьютера в салон автомобиля
  • Перепрошивка бортового компьютера автомобиля

Современные бортовые компьютеры можно встретить практически в каждом автомобиле. Это устройство можно установить как в иномарке, так и в авто от отечественного производителя. Польза от бортового компьютера неоценима, посему они так популярны среди автовладельцев.

Зачем нужна установка бортового компьютера

Если сказать о том, что способности бортового компьютера практически не ограничены, значило бы значительное их преуменьшение. По сути, это устройство выполняет роль мозга автомобиля – по его показаниям можно легко понять какие системы не работают вовсе или же не попадают в заданные нормальные пределы. Это анализ нельзя считать полным, для этого Вам нужно будет обратиться к специалисту, который бы вынес вердикт. Но вот о состоянии автомобиля в общем по результатам, которые выводит бортовой компьютер, судить все же можно. Бортовой компьютер выполняет десятки функций, а иногда и сотни.

Следует отметить самые главные из них. Первое, за что отвечает бортовой компьютер – за отображение мгновенных параметров, а именно скорость машины, обороты движка, его температуру, температуру в салоне и на улице, количество горючего в баке, напряжение в бортовой сети и так далее. Вы можете возразить, так как эти же показатели видны на индикаторах приборной панели, но не все так просто. Показания датчиков приборной панели не дают нужной точности, а также не подлежат корректировке. К примеру, если на машине установить колеса большего диаметра, то она будет выдавать большую скорость при таких же оборотах движка.

Установленный спидометр будет показывать неправильную информацию по причине того, что не будут учтены изменения. А вот бортовой компьютер можно скорректировать под любые модификации авто, посему он будет показывать истинное значение скорости. На экране бортового компьютера также можно увидеть такие показатели, как текущий расход горючего, средний расход бензина за 100 км пути, количество топлива, которое было потрачено за эту поездку, время езды, а также пройденный путь.

Есть такие модели устройств, которые «умеют» не просто отображать показатели о законченной поездке, но и помогут в планировании следующей. К примеру, будут высчитаны время на поездку, оптимальная скорость, количество топлива, которое будет потрачено, и даже количество километров, которые можно проехать на том количестве горючего, которое находится в баке.

Конечно, хорошо, что всегда можно проследить за значениями параметров, то нужно также уметь и вовремя реагировать в случае возникновения какой-либо критической ситуации. Бортовой компьютер должен и следить за некоторыми параметрами, и вовремя сигнализировать о том, что они изменились. К примеру, если нарушилась работа системы охлаждения или же температура на улице просто очень высокая, то движок может слишком сильно нагреться, посему он может легко «закипеть», а это приводит к очень серьезным проблемам. С этими функциями прекрасно справляется рядовая модель бортового компьютера, в случае перегрева двигателя он «скажет» Вам об этом посредством звукового сигнала.

Аналогичным образом контролируются скачки скорости езды, напряжение в бортовой сети, даже время, когда нужно провести очередное техническое обслуживание. Если в автомобиле стоит инжекторный двигатель, то бортовой компьютер будет выполнять роль личного автомеханика, производящий перед очередной поездкой проверку систем и узлов, после чего может выдать сообщение о наличии неисправностей, а также об их причинах.

Работает бортовой компьютер по такой же схеме, как и обычный персональный. К нему поступают входящие сигналы от датчиков и блоков управления, после чего происходит ее обработка. Благодаря программе, которая заложена внутри датчика, бортовой компьютер будет обрабатывать входящую информацию, на основе чего могут быть сделаны прогнозы. Один из факторов, которые нужно учитывать при выборе бортового компьютера, - это возможность менять полученные данные.

Ранее уже оговаривалось, что бортовой компьютер просто получает данные от автомобильных систем, сам же измерения не производит. Зачастую, у этой информации уже есть большая погрешность. В результате итоги будут далеки от действительности. У хорошего бортового компьютера программа внутри такова, что устройство можно подкорректировать под конкретный автомобиль. Если этой функции нет, то результаты будут недостоверными.

На современном рынке есть устройства универсального назначения, а также те компьютеры, которые разрабатывались под конкретный модельный ряд машин. Первый вид устройств подходит как под дизельные, так и под инжекторные движки, а вот второй вид устройств может выполнять огромное количество функций.

Монтаж компьютера в салон автомобиля

Устанавливать бортовой компьютер можно в разные места автомобиля. Производитель БК указывает в мануале где лучше всего выполнить монтаж устройства. Специалисты говорят о том, что самый оптимальный вариант – это монтаж бортового компьютера между крышей салона и зеркалом заднего вида, но его нужно будет слегка подвинуть вниз. Также БК монтируются в основном в блоке контрольных ламп, в торпеде, на лобовом стекле и в приборную панель.

Хотя после установки БК на торпедо карбюраторного автомобиля, морально подготовьтесь к тому, что придется оказать значительное механическое воздействие на эту часть авто, в противном случае Вы просто не сможете закрепить устройство. А если Вы попытаетесь закрепить бортовой компьютер на лобовухе, то он просто отпадет оттуда через некоторое время.

Перепрошивка бортового компьютера автомобиля

Несмотря на то, что бортовые компьютеры – достаточно «умные» устройства, иногда они требуют чип-тюнинга. Делается он тогда, когда устройство не справляется со своими функциями. Благодаря перепрошивке можно увеличить мощность мотора и улучшить динамику машины, при этом не потратив целое состояние и не переделывая двигатель. У прошивки, сделанной производителем, есть определенный резерв для мощности, скорости, крутящего момента, а также для числа максимальных оборотов. Убрать этот резерв, повысив показатели, можно именно благодаря перепрошивке. О необходимости переделывать программу в бортовом компьютере говорят вялая динамика авто, резкая остановка двигателя в самый неожиданный момент, плавающие обороты, провалы, плохой старт в зимнее время. Решить эти проблемы можно только посредством перепрошивки ПО бортового компьютера.

Для выполнения этой операции существуют специальные программы. Используемый софт должен отвечать всем стандартам, в противном случае их использование приведет к тому, что количество проблем возрастет в два раза. Эту операцию Вы можете выполнить собственноручно или же в автосервисе руками специалистов. Второй вариант будет дороже первого, но надежнее и безопаснее. Каких же результатов можно ожидать от этой процедуры? Специалисты рекомендуют не гнаться за лошадиными силами, так как их увеличение может привести к снижению комфорта передвижения на такой машине. Вместо плавных движений авто будет выдавать дерганья и рывки не зависимо от режимов передвижения.

Для перепрошивки нужно выбирать такую программу, которая бы добавляла не скорость, а комфорт, убирая при этом все недостатки, созданные производителем. Если перенастроить «мозг» авто правильно, то двигатель будет работать более эластично, улучшиться тяга, управление автомобилем станет более комфортным, крутящий момент и мощность вырастут на 15%, машина будет лучше разгоняться, максимальная скорость станет больше, коробка передач будет работать быстрее, а при переключении передач не будет никаких рывков.

Кроме того, с помощью прошывки можно отключить катализаторы, лямбда-зонты и другие малополезные системы. Благодаря такой процедуре увеличится ресурс силового агрегата благодаря оптимизации работы мотора, устранению любых заводских ошибок и т.д. Надеемся, что теперь Вы убедились в важности такого устройства, как бортовой компьютер. Уделяйте ему время, так как это «мозг» Вашего авто.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

  • © 2017 Auto.Today
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Конфиденциальность
  • Реклама на сайте
  • Редакция
Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на auto.today

Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы

Источники: http://auto.today/bok/3240-ustanavlivaem-bortovoy-kompyuter-i-berem-avto-pod-svoy-kontrol.html

3 ≫

До начала испытаний искренне полагали, что добровольно потратить деньги на бортовой компьютер может разве что владелец «пятерки», все еще мечтающий превратить ее хотя бы в «десятку». Ан нет: и продавцы, и сервисмены дружно заявили, что спрос на информацию от стоимости автомобиля никак не зависит. «Логаны» и «мерсы», «лексусы» и «тойоты», «субару» и «пыжики» разных мастей то и дело прикатывают на сервисы с просьбой установить, перепрошить или просто проконсультировать. Тысячам водителей недостаточно спидометра, тахометра и контрольных лампочек, им подавай длительность импульса впрыска, а лучше – график его изменения во времени! Есть желания и попроще: например, оценить разгон до сотни.

Да ради бога! Современный автомобиль весь опутан датчиками, надо только обработать их сигналы. Например, по массовому расходу воздуха не так уж трудно высчитать мгновенный расход топлива, а потом усреднить его и оценить пробег до заправки. А если залезть в контроллер антиблокировочной системы, то увидишь на экране, какое из колес у тебя забуксовало. (Кстати, такой алгоритм реализован в «Мультитрониксе».)

Реальные таланты испытанных нами компьютеров сильно различаются, равно как и их применяемость. Настоятельно рекомендуем перед покупкой ознакомиться с нашими заметками и советами. Да и установку лучше поручить мастеру. Разброс времени монтажа солидный: к примеру, для «Шевроле-Нива» требуется примерно полчаса, для ВАЗ-2114 достаточно десяти минут, а вот какой-нибудь «Мицубиси» может потребовать изрядной возни.

Мультидисплейный маршрутный компьютер Multitronics C-570 Выбор ЗР

Происхождение ООО «Мультитроникс», Россия

Ориентировочная цена 4100 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0, Bosch M7.9.7, «Январь 7.2», а также с некоторыми другими (например, «Итэлма»), встречающимися в отечественных автомобилях.

Из ложной скромности этот самый продвинутый в нашей выборке бортовой компьютер изготовители назвали маршрутным. Хотя именно в маршрутном режиме тут нет ничего особенного. А вот как бортовой диагностический он уникален: на цветном дисплее высокого разрешения отображаются любые мыслимые параметры работы двигателя, поодиночке и в совмещенном режиме, в виде цифр или графиков, – полный простор для… узкого специалиста-диагноста. Есть режим работы с парктроником и даже с дополнительным щупом, превращающим прибор в осциллограф. Эконометр, таксометр, контроль качества топлива здесь также присутствуют, причем в усовершенствованном виде. Например, таксист сможет учитывать надбавки за скорость, ночной тариф, стоимость подачи авто. Включить вентилятор охлаждения вручную? Нет проблем. Интересуетесь температурой во впускном коллекторе или в нейтрализаторе, давлением воздуха или топлива? И в этом нет ничего невозможного. Но стоит ли так грузить обычного водителя? Многие знания – многие печали.

Автомобильный компьютер Prestige-V55-01

Происхождение ООО «Микро Лайн», Россия

Ориентировочная цена 2800 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, -3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, -3), «Январь 7.2», а также с целым рядом других (МИКАС, СОАТЭ), используемых в отечественных автомобилях.

Этот БК универсален: крепится на ветровое стекло или на торпедо (сверху) с помощью липучки. Универсальность оборачивается необходимостью тщательно проверить, совместим ли прибор с ЭСУД вашего авто. Этот компьютер выпускают и в версиях с индексами 02, 03, СAN, предназначенных для разных иномарок.

Обычный набор маршрутных функций дополнен режимом таксометра, рассчитывающего стоимость поездки по времени, пробегу или комбинированному алгоритму. Тариф, разумеется, вы задаете сами. Переживаете за двигатель? Прибор показывает и расшифровывает коды ошибок ЭСУД, температуру жидкости, положение дроссельной заслонки и многое другое, причем возможен и графический контроль параметров. Есть режим эконометра и довольно необычная функция «контроль качества топлива». Она позволяет сравнить с вашим эталонным бензином длительность импульсов впрыска в режиме холостого хода: на худшем бензине она будет больше. Предусмотрены индикация графика разгона до сотни, запись скорости на последних 500 м до остановки (можно доказать, что вы не превышали скорость перед ДТП) и работа в комплекте с датчиками парктроника, для которого не понадобится отдельный монитор.

Бортовой автомобильный компьютер БК-09

Происхождение НПП «Орион», Россия

Ориентировочная цена 1500 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, -3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, -3), Bosch 8.0, «Январь 7.2»

Прибор устанавливают на место штатного блока индикаторных ламп. Из параметров, не связанных с прохождением маршрута, он показывает температуру охлаждающей жидкости и положение дроссельной заслонки. Коды ошибок появляются на дисплее, а их расшифровку прибор дает голосом – еще можно посмотреть таблицу в инструкции. Есть вольтметр и тахометр. Возможности вмешательства в работу ЭСУД ограничены сбросом ошибок. Предусмотрена также просушка свечей высоковольтными импульсами при остановленном двигателе.

Бортовой компьютер Chevy Matrix-M

Происхождение ООО «Штат», Россия

Ориентировочная цена 3400 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, -3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, -3, -4)

Прибор устанавливают на место штатного блока индикаторных ламп. Помимо обычных для маршрутного компьютера функций умеет показывать напряжение в бортсети, температуру охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, угол опережения зажигания, напряжение на датчиках кислорода, длительность импульсов впрыска. Совместим с газобаллонной установкой, позволяет снизить температуру включения вентилятора охлаждения. Разумеется, показывает коды ошибок и их расшифровку. К сведению «гонщиков» – индикация времени разгона до сотни, время прохождения первых после старта 400 м и 1 км. Используя функцию «плазмер», можно при выключенном двигателе подать на свечи серию импульсов, чтобы прогреть и просушить их.

Бортовой и маршрутный компьютер – это одно и то же?

Строго говоря, нет. Любой маршрутный компьютер является бортовым, но не всякий бортовой компьютер – маршрутный. Все зависит от набора функций и назначения прибора. Если речь только о том, чтобы вычислить и показать водителю параметры движения (мгновенный и средний расход топлива, остаточный пробег до заправки или до очередного ТО, среднюю скорость на отрезке маршрута и т. п.), то перед нами маршрутник в чистом виде. Бортовой компьютер умеет больше. Он готов показать коды ошибок и их расшифровки, параметры сигналов датчиков, иногда их осциллограммы, позволяет сбросить сигналы ошибки, а порой и изменить некоторые настройки управления двигателем.

Не повредит ли автомобилю установка такого прибора?

Как правило, бортовые компьютеры лишь считывают информацию с диагностического разъема, а это не может как-то помешать работе ЭСУД. Но в некоторые приборы заложена возможность вмешаться в заводские настройки – например, изменить установленную температуру включения вентилятора охлаждения двигателя. Неквалифицированные манипуляции с кнопками или тачскрином бортового компьютера могут привести к неприятным неожиданностям. В этом смысле чистый маршрутник предпочтительнее.

Все приобретенные нами изделия проверили на «Шевроле-Нива».

Счастливого пути! И не отвлекайтесь от дороги!

Источники: http://www.zr.ru/content/articles/538020-bortovyje_komputery_khochu_vse_znat/


Back to top