Что такое реверсивное движение?

1 ≫

Некоторые люди задаются вопросом: "Что такое реверсивное движение?" Попробуем доступно объяснить.

Вообще реверсивное движение вводится с целью создания условий для бесперебойного движения автотранспорта, устранения заторовых ситуаций. Это весьма удобно на перегруженной в том или ином направлении магистрали.

Как узнать дорогу с реверсивным движением?

Увидеть ее довольно легко, ведь она отличается своей разметкой – наличием специальных полос. Дорога с реверсивным движением выделяется двойными прерывистыми линиями. При этом движение на таких шоссе может меняться с течением времени и сложившейся ситуации в том или ином направлении. Это и значит реверсивное движение. Для его регулирования используется специальный светофор. Он должен быть установлен на каждой полосе с упомянутым характером движения.

Сигналы реверсивного светофора

Реверсивное оптическое устройство, регулирующее движение, может быть как однокамерным, так и двух-, и трехкамерным. Отделение с х-образным красным сигналом запрещает двигаться по реверсивной полосе. Если горит направленная вниз зеленая стрелка – то движение разрешено. К основным сигналам может быть добавлен дополнительный: желтая стрелка, направленная вбок (направо или же налево) - это означает, что движение по полосе все еще разрешено, но уже необходимо перестраиваться на соседнюю (обычную) полосу. Заметим также, что данный сигнал светофора информирует о необходимости перестройки на соседнюю полосу, но не запрещает движение по реверсивной полосе вплоть до включения соответствующего сигнала. Если же реверсивный светофор полностью отключен, значит, движение по такому участку запрещено.

Отметим здесь один момент: нельзя въезжать только на полосу, обозначенную специальной разметкой с двух сторон. Таким образом, могут быть реверсивные полосы, которые обозначены лишь с одной стороны, или же вообще не размечены. На эти зоны разрешается въезд при выключенном сигнале светофора, который распространяет свое действие лишь на полосу, над которой он установлен.

Внимание! Реверсивное движение!

Знак «Реверсивное движение» всегда устанавливается на дорогах, на которых есть одна или пара реверсивных полос. Определить их количество можно по разметке. Также существует символ, обозначающий конец дороги с реверсивными полосами.

Знак, который устанавливают на боковых въездах на дорогу с возможным изменением направления, – это «Выезд на дорогу с реверсивным движением».

Напоминаем, что при повороте на автомагистраль, где осуществляется реверсивное движение, разрешено занимать лишь правую крайнюю полосу. На другие участки перестраиваться можно только после того, когда водитель убедился, что разрешено перемещение по ним.

Также существует отдельная группа реверсивных знаков, которая используется для предоставления приоритета в движении маршрутным средствам. Въезд на полосу, отведенную для маршрутных авто, карается штрафом.

Таким образом, реверсивное движение – это достаточно эффективный метод для разгрузки дорог.

Источники: http://www.syl.ru/article/130552/chto-takoe-reversivnoe-dvijenie

2 ≫

Вопрос загруженности дорог очень остро поставлен в городах-миллионниках, где есть большое количество транспортных средств. Одновременный выезд автомобилей на отдельный участок приводит к образованию заторов. Все это влечет за собой необходимость поиска выходов из сложившейся ситуации. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является организация реверсивного движения.

Согласно ПДД, реверсивное движение предоставляет возможность по одной полосе двигаться в разные стороны. Такая необходимость вводится в час пик. Порядок направления регламентируется по времени.

Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать — это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения. Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД.

Преимуществом реверсивного движения является увеличение пропускной способности дорожного отрезка. В результате этого сокращается время преодоления отдельного участка дороги.

Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Правилами предусмотрена организация реверсивного движения различными способами. Наиболее значимым из них является установка соответствующего дорожного знака. Также для разрешения этого вопроса может использоваться дорожная разметка или светофоры.

Дорожная разметка

Полосы при реверсивном движении используются не слишком часто. Дороги с таким направлением выделяются двойной прерывистой линией, разрыв которой в три раза короче, чем её основная часть. Такой тип разметки называется 1.9.

Отдельных дорожных знаков, предусматривающих обозначение реверсивных полос, не предусмотрено. Данный момент существенно осложняет передвижение по такому участку дороги при заснеженной трассе или в том случае, если они с течением времени стерлись. А отсутствие разметки может свидетельствовать об отсутствии реверсивных полос.

При отсутствии светофоров и наличии реверсивных полос выезжать на них нельзя. Это обусловлено тем, что она расположена в центре дороги.

Светофоры

Реверсивная полоса движения также предполагает установку специальных светофоров. В ПДД отмечено, что для координирования направления полос движения, езда по которым может осуществляться в разные стороны, используются светофоры с зеленым сигналом в виде стрелы. Последняя направлена вниз. Также для этих целей используется светофор с красным X-образным сигналом.

Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен. Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение. Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора.

Если светофор над реверсивной полосой не работает или на нем горит красный свет, то въезд на неё запрещен. Если же запрещенный сигнал появился уже после въезда на полосу, то при первой же возможности её необходимо покинуть.

Специальные знаки

Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз — это знак реверсивного движения. Знак 5.8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5.9.

Существует ещё знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением. Разница заключается лишь в том, что установка данного обозначения производится на перекрестках.

При повороте на дорогу с реверсивным движением важно соблюдать п. 9.8 ПДД. Суть этого правила заключается в том, что при выезде водитель должен занимать исключительно крайнюю правую полосу. Совершение данного маневра необходимо при повороте и направо, и налево.

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2017 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.

Источники: http://pravo-auto.com/reversivnoe-dvizhenie-pdd/

3 ≫

Проблема перенасыщения автомобильных дорог движущимися по ним транспортными средствами знакома многим жителям крупных городов. Заторы на дорогах приводят к затруднению передвижения, значительным временным потерям и даже к созданию аварийной обстановки.

С целью стабилизации такой ситуации и для дополнительной разгрузки автомобильных магистралей было введено реверсивное движение. О сущности, преимуществах и правилах его осуществления — далее в статье.

Реверсивное движение — это организация дорожного движения таким образом, что на одной полосе автомобиль может ехать в различных направлениях. Основным признаком реверсивной полосы является возможность изменения направления движения в зависимости от различных дорожных условий.

ВАЖНО! Главная цель ее использования — это загрузка других полос для более быстрого и комфортного передвижения авто. Еще одна ситуация, при которых она может применяться — это проведение ремонта дорожного полотна или устранение последствий ДТП.

Особой популярности эти полосы в России еще не получили, но в рамках эксперимента они введены в некоторых крупных городах. Например, к ним относятся:

Регулирование на таких дорогах осуществляется следующими способами:

  • при помощи дорожных знаков;
  • посредством сигналов светофора;
  • дорожной разметкой.

Для правильного передвижения по реверсивным дорогам необходимо соблюдать требования каждой из этих групп.

Установка знаков — это основной и наиболее эффективный способ управления движением на реверсивной полосе. Именно знаки имеют первоначальное значение при регулировании движения, разметка и светофор — это уже второстепенные элементы.

В зависимости от ситуации используются следующие обозначения:

  1. Знак 5.8 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вперед и назад). Он устанавливается в начале каждого перекрестка, а также после его окончания, если дорога с реверсивным движением продолжается и далее.
  2. Знак 5.9 (аналогичный предыдущему, но с перечеркивающей красной чертой по диагонали). Обозначает окончание дороги с возможностью двустороннего движения.
  3. Знак 5.10 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вправо и влево). Этот знак устанавливается на въездах с прилегающих улиц.

Если возможность двустороннего движения допускается только в определенное время, то вместе с этими знаками могут устанавливаться и таблички с его обозначением. Также может быть вывешена предупреждающая о начале участка с реверсивным движением табличка.

Поскольку знаки обозначают лишь дорогу с реверсивным движением, то для обозначения конкретных полос используется дорожная разметка 1.9. Она представляет собой двойную прерывистую линию, длина основных частей которой втрое превышает разрыв между ними.

При нанесении дорожной разметки никакие специальные знаки не используются, что является существенным недостатком. В определенных условиях она просто может быть не видна водителям, например:

  • на трассе, которая занесена снегом;
  • в случае частичного или полного стирания разметки.

В этих случаях могут применяться различные знаки, а также сигналы регулировщика. Разметка может быть нанесена:

  • с двух сторон автомобильного потока;
  • с левой стороны дороги.

В последнем случае обязательным является наличие горизонтального светофора, регулирующего движение. На такой полосе направление движения будет меняться в зависимости от того, какой именно сигнал подает светофор. В любом случае при движении нужно обращать внимание не только на наличие разметки, но и на дополнительные сигналы светофора, дорожных знаков или регулировщика.

ВАЖНО! Пересечение данной разметки возможно только в том случае, если она расположена с правой от водителя стороны, а светофор при этом не работает.

Для регулирования движения на дорогах с такими полосами используются особые виды светофоров, которые также носят название реверсивных. В отличие от обычных, сигналы на них устанавливаются не в вертикальной, а в горизонтальной последовательности. В зависимости от ситуации они могут иметь три разных поля:

  1. Красный крестик используется для запрета движения. Если над полосой горит красный сигнал, переезжать на нее запрещается. Если красный крестик загорелся уже после въезда автомобиля на участок дороги, водителю необходимо покинуть его как можно быстрее и перестроиться вправо. То же самое касается ситуаций, когда красный свет горит одновременно с зеленым.
  2. Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что движение по участку дороги возможно. То есть на полосу свободно можно въезжать и двигаться по ней.
  3. Желтая стрелка, направленная в нижний правый угол, сигнализирует о необходимости перестраиваться на соседнюю полосу. Также она обозначает переключение направления в ближайшее время.

ВАЖНО! На практике чаще всего используются только два первых вида полей, то есть красное и зеленое.

Тот или иной сигнал, который горит на светофоре, используется для регулирования движения лишь на той полосе, над которой он установлен. Если над реверсивной полосой, расположенной в центре дороги, установлен выключенный светофор, то двигаться по ней запрещено. Если разметка есть только с левой стороны, то отсутствие сигнала говорит о том, что в данный момент эта полоса может использоваться в обычном режиме.

Для правильной и эффективной организации реверсивного движения необходимо провести множество исследований, чтобы выявить участки дороги с максимальной нагрузкой. Это могут быть:

  • трассы с односторонним движением;
  • тоннели;
  • дороги, которые сужаются;
  • места, где больше всего нарушений парковки авто и т. д.

Чаще всего дороги с реверсивным движением используются в определенные дни недели (например, в будние дни) или в строго ограниченное время (утром и вечером). Выявление времени, в которое максимально необходимо введение такого движения, также является заданием проводимых исследований.

Использование реверсивной полосы может вызвать определенные проблемы у водителя, поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. На реверсивную полосу можно заезжать с любого направления. Но съезжать с нее необходимо строго на крайнюю правую полосу.
  2. Запрещается пересекать разметку, которая разделяет противоположные потоки автомобилей, с левой стороны. Такие действия квалифицируются как выезд на встречную полосу, что правилами запрещается.
  3. Проводить опережение допускается лишь в тех случаях, когда это позволяет обстановка на дороге.
  4. Поворачивая на дорогу с реверсивным движением, водителю необходимо занять крайнюю правую полосу. При этом не имеет значения, в какую именно сторону ему нужно ехать — вправо или влево.

В случае несоблюдения этих правил водителя может ожидать штраф или даже лишение прав.

В Кодексе об административных правонарушениях не содержится отдельных статей, которые были бы посвящены именно участкам с реверсивным движением. Однако выделяются некоторые похожие ситуации, при которых применение наказания все же возможно:

  1. Игнорирование сигналов светофора. Это нарушение может произойти, например, при выезде на полосу с горящим над ней красным крестиком. В первый раз водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб. или лишить прав на срок от 4 месяцев до полугода. Во второй раз срок лишения прав может составить 1 год.
  2. Объезд препятствия слева, с пересечением разметки и выездом на встречную полосу. Такое нарушение наказывается штрафом в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.
  3. Неправильное размещение ТС во время пересечения перекрестков в разных направлениях. Штраф в этом случае составляет 1,5 тыс. руб.

Стоит учесть, что в случае фиксации нарушения камерой (что и происходит чаще всего) применять самую строгую меру (то есть лишение прав) инспекторы ГИБДД не могут.

У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  • обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
  • отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
  • серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
  • обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.

  • повышенный риск аварий и ДТП;
  • требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
  • невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).

ВАЖНО! Интересен тот факт, что подобный негативный опыт от использования реверсивного движения носит исключительно отечественный характер. То есть проблемы возникают лишь в России и некоторых постсоветских странах, западные государства имеют в основном лишь положительный результат от использования таких полос.

Стоит помнить, что на дорогах с предусмотренными для движения реверсивными полосами почти всегда размещаются средства фото- и видеофиксации. Поэтому в случае несоблюдения установленных правил водитель может быть оштрафован даже без участия сотрудников ГИБДД. Все это говорит о необходимости тщательного выполнения требований светофора, знаков и дорожной разметки, которые используются на таких дорогах.

Источники: http://auto-lawyer.org/pdd/pravila-reversivnogo-dvizheniya.html


Back to top