Что такое ралли? «Автоклуб Eulex»

1 ≫

Что такое ралли?

«Ралли — не шахматы, в них думать надо!»

Как только человек впервые приспособился передвигаться по грешной земле не с помощью лихорадочного перебирания конечностями, а посредством управления механическими транспортными средствами, так у него сразу же возникла потребность в выяснении отношений с соседями по движению. Соревновательный дух, привнесенный из далеких времен древнегреческих олимпиад, рыцарских турниров и выяснения отношений в пещерах при дележе добычи мгновенно проник под громоздкие капоты чадящих самоходных ящиков и заставил одетых в кожаные краги, английские кеппи и огромные, нелепые очки водителей пришпоривать своих новорожденных металлических коней, чтобы насладиться властью над скоростью и заодно вдоволь накормить пылью преследователей. Можно с уверенностью сказать, что автоспорт родился в тот самый момент, когда на одной дороге впервые встретились два автомобиля и умрет лишь тогда, когда человечество задумает полностью извести это свое, поистине гениальное изобретение.

Впрочем, нашей целью являются не исторические изыскания в области автогонок, а попытка объяснить непосвященным — ради чего, вроде бы физически и психически полноценные люди, бросив обычные земные дела, носятся, как ошалелые по лесам и полям, пытаясь покончить жизнь самоубийством, пытаются превратить машину из комфортного, удобного транспортного средства в малопригодный для нормальной езды трясучий и ревущий агрегат, тратят при этом совершенно ненормальные деньги и транжирят впустую невосстанавливаемые нервы и драгоценное время.

Автоспортивные состязания невероятно разнообразны. В них можно встретить взлет и нищету технического прогресса — от революционных технологий Формулы1, рождающихся в гигантских лабораториях с аэродинамической трубой, до ржавого напильника Феди Тяпкина, затачивающего на коленке в холодном, сыром гараже впускной клапан собственной конструкции. В них уживаются заводские, напичканные оборудованием и тоннами запчастей, обслуживаемые десятками квалифицированных механиков раллийные команды и пара голодных, но упрямых энтузиастов, построивших в глухом подполье полустандартную «зубилу» из украденного металлолома. В автоспорте бок о бок ходят большой, многомиллионный бизнес со всеми своими атрибутами — рекламой, менеджментом, конкуренцией и монополиями и лихорадочное добывание жалких пятисот рублей для оплаты стартового взноса и покупки двух банок вонючего 92-го бензина… Удивительно другое. При абсолютно разных условиях, при диаметрально противоположных возможностях и при совершенно несопоставимых уровнях — моральное удовлетворение, полученное «дворовым» гонщиком Васей, сумевшим на разбитом вдребезги кургузом «москвиченке» достигнуть финиша на первенстве 4-й колонны 11-й автобазы по заезду на эстакаду, может быть гораздо выше, чем радость Мики Хаккинена, выигравшего на Макларене Гран При Бразилии или Колина МакРея, ставшего на Субару Импреза WRC чемпионом мира по ралли. Только осознав этот парадокс, можно понять сущность данного явления и попытаться ответить на вопрос «зачем?».

Я не буду распространяться обо всех видах автоспорта, а коснусь только его Королевы — ралли. Не потому, что я с пренебрежением или меньшей любовью отношусь к кольцевым гонкам или заездам дрекстеров. Просто ралли находятся намного ближе к многомиллионной армии водителей — и по технической подготовке машин, и по технике пилотирования ими, и по их проведению по дорогам общего пользования, а не по асфальту специальных автодромов или дну высохшего соляного озера. Ралли — самый близкий к реальной жизни вид автоспорта, являющийся одновременно естественной лабораторией, как для совершенствования серийных машин, так и для повышения мастерства управления.

Итак, что же такое ралли?

Говоря упрощенно, ралли — это соревнования на регулярность движения. Другими словами — это переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Появление спортсмена в конечном пункте раньше или позже регламентированного времени — одинаково плохо. “У!”, — скажете вы, — “ что ж тут сложного?». Не торопитесь с выводами…

Современные ралли подразделяются в свою очередь на любительские («чайные») и спортивные. Существуют еще ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они представляют из себя, скорее, смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся только на двух основных соревнованиях.

В «чайных» ралли могут участвовать все, кому не лень — от мастера спорта до махрового «чайника», получившего права позавчера, после третьего захода на экзамен. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля, соответствующего требованиям ПДД.

Перед стартом ( а не заранее!) таких ралли экипажам выдается легенда, представляющая из себя стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги и не уехать в тьму-таракань. Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому. Как правило, вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих свой временной норматив. Например, протяженность трассы равна 300-ам километрам, которые надо проехать за 600 минут, но на самом деле маршрутный лист определяет, что эти 300 км разбиты на 3 участка — 100, 150 и 50 км — определенные как движение из КВ-0 (0 км) до КВ-1 (100км) за 200 минут, из КВ-1 (100 км) до КВ-2 (250 км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до КВ-3 (300 км, финиш) за 100 минут. При этом точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается, как бы с нуля. Это называется — переменным расписанием и по нему проводятся сегодня практически все ралли. За опоздание или опережение своего графика на каждом КВ экипаж получает штрафные минуты, сложение которых и определяет победителя — у кого «штрафа» меньше, тот и выиграл.

На первый взгляд все настолько просто, что становится непонятно — в чем собственно состоят соревнования между экипажами? Действительно, прибывай себе во время на очередной КВ, получай «ноль» штрафа и… А если все гуртом начнут ездить в нули? Что тогда? Все станут чемпионами?! В принципе — да станут, но чтобы не происходило таких казусов, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания бедным спортсменам-любителям дополнительных трудностей. В “чайных” ралли применяются следующие усложнения, без которых определение победителя постоянно определялось бы жребием в виде короткой спички или подбрасывания вверх монеты.

Трассу ралли делают образованные люди, владеющие калькулятором и компьютером так же филигранно, как японский повар из “хибачи” ножами и вилками.

Поэтому часто, не мудрствуя лукаво, они задают в маршрутном листе совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что вам надо проехать по запутанной, похожей на маршрут Ивана Сусанина дороге 88 км за один час! При этом вы должны не сбиться с неведомой ранее тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться не в гордом одиночестве, а среди никуда не спешащих дачников с прицепами и женой на правом сиденье, тыкающей мужа пальцем в бок при любом совершаемом маневре…

Даже начитавшись флеймов в соотвествующих конференциях www.auto.ru, где у отдельных виртуальных гонцов «средние сдельные» приближаются к средним скоростям Гран При в Имоле, сомневаюсь, что такое многим под силу. Но в этом и расчет организатора — почти все «везут» опоздание, а следовательно и разные результаты. Однако, этих издевательств над спортсменами и их машинами оказывается мало и в дополнение на трассах вводят новые усложнения.

Одним из них является контроль прохождения (КП) представляющий из себя машину с судьями, стоящими на трассе между КВ и свидетельствующими в контрольных картах всех, проезжающих мимо гонщиков, что те, желая сократить расстояние и, следовательно, среднюю скорость, не поехали по «срезке», нагло игнорировав указания легенды. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета и дальше могут кататься только самостоятельно.

Однако, полным издевательством, придуманным для того, чтобы заплатившим стартовый взнос автомобилистам было что вспомнить впоследствии самыми изысканными народными междометиями, бесспорно считается внезапный контроль времени (ВКВ). Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде все той же судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета, смысл которой состоит в следующем: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов. Переводя на русский язык получается, что опаздывать на ВКВ можно сколько душе угодно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся в этом пункте раньше намеченного времени (-10% от него) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от КВ-3 до КВ-4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30-м км пути стоит ВКВ и, следую правилам, вы не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин — график — 3 мин (10%)). Если же, гонщики примчались, вытаращив глаза на пункт ВКВ за 26 мин. — они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу по всей гонке (впрочем, не всегда штраф составляет очко за секунду, но это обговаривается заранее). Вот такая высшая математика, причем просчитывать все эти заморочки приходится сидя не за «пентиумом» в кабинете, а в тесном, трясущемся и темном автомобиле за короткий промежуток времени…

Впрочем, мучения наивных раллистов, чьи внутренности буквально переворачиваются в сладострастной истоме во время просмотра по телевизору фантастических по красоте и невероятных по технике исполнения контрсмещений и дрифтов Мякиннена и Сайнса, на этом далеко не заканчиваются. Чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к лихорадочному поиску нужных направлений движения и соблюдению его графика организаторы ралли придумали «разбавитель» основной идеи этого вида спорта, который в конце концов постепенно сожрал эту самую основу, став, пожалуй, главным определяющим фактором соревнований. Могильщиком раллийного устава стали дополнительные соревнования , сразу переименованные участниками в «допы». Суть данных вливаний в раллийную канву состоит в том, что в ходе плавных перемещений от КВ до КВ устраиваются некие промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия возможных «допов» велика и зависит лишь от затейливости ума руководителей ралли, слегка остуженной правилами соревнований.

Наиболее популярными в народе допсостязаниями по праву считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.

Особым цинизмом по отношению к участникам отличаются «допы» на регулярность движения (РД). Это выражается в изощренных головоломных заданиях и совершенно дурацких правилах. Сущность данного подлинного издевательства над человеческой личностью заключается в постановке задачи перемещения на неизвестное расстояние (старт РД есть в легенде, а финиш — отсутствует) с заданной скоростью. Отклонение от этого режима, как в «плюс», так и в «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается или в маршрутном листе или просто знаками на дороге. Второй принцип является наиболее гадким, так как заставляет гонщиков судорожно дрыгаться, постоянно пересчитывая и корректируя движение для сохранения своей средней скорости в более-менее сносном режиме, причем самым неповторимым аксессуаром этих потуг является вид самих гонщиков, ползущих по трассе со скоростью 30-40 км в час в наглухо застегнутых, согласно правил проведения любых «допов», шлемах под удивленными взглядами робко обгоняющих их дачников с бочками и холодильниками на багажниках. И хотя основные нагрузки переживает штурман, вынужденный постоянно, рискуя завернуть мозги в раскоряку, пересчитывать и контролировать скорость хода, но тоска от «привезенных» на финиш минут и секунд целиком распространяется и на пилота.

Так как подлинные скоростные участки (СУ) с ездой «на все деньги» в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на трассе, организаторы придумали для спортсменов некоторые «отдушины», позволяющие считать их перемещения в пространстве не уделом большеголовых математиков с калькулятором и секундомером в руках, а приобщением к скорости. Эти «допы» называются режимными гонками (РГ) и представляют из себя отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное организаторами количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, запрещающие изначально задавать такой темп, при котором спортсмены будут вынуждены превышать скоростной режим, предусмотренный на этом участке дороги ПДД, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа, чтобы хоть как-то компенсировать унижения, полученные на «математических олимпиадах» по регулярности движения.

Особой любовью спортсменов, участвующих в «чайных» ралли пользуются слаломы . Эти «допы» устраиваются, как правило, при большом скоплении слегка и изрядно подвыпившего народа на улицах и площадях городов и поселков. Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам вдоволь поудивлять местное население специфическими навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор, и это при том, что выигрывает в слаломе в 99-ти случаях из ста тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию, да и сами слаломы (если, конечно, не заблудиться) дают обычно минимальное преимущество. Поэтому их в большой степени можно отнести к раллийному шоу.

Иногда устроители ралли дают «поиграть моторам» в спринте — гонке на короткое расстояние с места или в подъемах на холм — гонкам в гору.

Казалось бы, «чайные» ралли мероприятие скучное и больше напоминает смесь езды в родную деревню с одновременными бухгалтерскими расчетами, но не пройдя через эти мытарства трудно понять сущность этого вида автоспорта. Многие «раллисты-любители» давно заменили примитивные спидометры на ноутбуки, а «чайный» автомобиль все больше снабжается не с убогого рынка запчастей, а из закромов спортивных боксов Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании таких соревнований, то их хватает с избытком.

Именно эти ралли называют «Королевой автоспорта». Думается это справедливо. Отдавая должное зрелищности автокросса, кольцевых гонок и прочих гонок в «замкнутом пространстве», нельзя не заметить их оторванности от «жизни», узкоспецифическую подготовку машин, однобокость приемов вождения… Спортивные ралли удивительным образом совместили в себе все виды автоспорта, а по степени приближения к реальным условиям не имеют себе равных. Разумеется стандартная Subaru или Toyota — жалкое подобие тех монстров, которые выходят на старт Чемпионатов мира и Европы, но все же они сопоставимы друг с другом куда больше, чем болид F1 с дорожным автомобилем или кроссовые багги с джипом. Кроме того, нельзя забывать, что новейшие технологии, родившиеся в недрах лабораторий, строящих раллийные машины часто почти без изменений переносятся на серийные образцы. Вспомните дисковые и вентилируемые тормоза, газовые амортизаторы, защиты поддона картера, легкосплавные диски, рулевые рейки и т.д, и т.п. до бесконечности…

То же самое относится и к подготовке водителей. Раллийный пилот одинаково уютно чувствует себя и на асфальте, и на гравии, и на снегу, и на льду, и в песке, и в лужах… Такой универсальностью (а чем, как не ей определяется мастерство водителей в целом?) не обладают ни бесстрашные «формульные» гонщики, ни отчаянные «кроссовики».

По своему принципу спортивные ралли отличаются от «чайных» незначительно — те же, следующие друг за другом КВ, лишенные, правда, коварного внезапного контроля времени, с тем же самым «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница состоит в «допах», ибо в спортивных ралли только они определяют сильнейших. Здесь тоже иногда, для «увеселения толпы» применяются слаломы, но основным «допом», ради которого строятся супермашины и тратятся огромные деньги является Его Величество Скоростной Участок (СУ).Так как маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли очень редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей. Скоростной участок — это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом (в большинстве случаев он совмещен с КВ и время на следующий КВ отсчитывается от старта СУ, а не от времени предыдущей отметки на КВ) и финишем отрезок КВ, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена не ПДД, а только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться в автомобиле по грешной земле. Чтобы после каждого ралли вместе с награждением победителей параллельно не проходили траурные церемонии по поводу безвременно погибших спортсменов, в спортивных ралли очень велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, вместе со многими специальными техническими компонентами обговоренными в правилах FIA, а также перекрыто все встречное, параллельное и любое другое возможное движение остальных транспортных средств.

Совершенно ясно, что при езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но и тот омологированный кусок железа, в котором они находятся. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок серийного пращура и на классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.

Простота спортивных ралли очевидна — не опаздывай (и не опережай) на КВ и «лупи со всех сил» на «допах».

Просто, но сколько для этого нужно потратить физических и моральных сил, выдержать насмешек непосвященных, закрутить гаек и болтов, пробить бюрократических бастионов, наездить сотен тысяч километров, преклонить голов перед спонсорами, поиметь неудач и поражений…

Немногие проходят через это и выходят в необъятный и неповторимый по силе и остроте ощущений раллийный мир.

Но прошедшие уже не возвращаются обратно никогда…

Источники: http://eulex.msk.ru/rall01.htm

2 ≫

Как только люди научились передвигаться по земле на транспортных средствах, у них появилась потребность в «выяснении отношений» с другими участниками движения. Азарт и спортивный дух, который ранее выплескивался в рыцарских турнирах и конных качках, постепенно проник под капот автомобиля и привел к появлению увлекательных соревнований под названием «автогонки».

Сегодня существует большое количество автомобильных состязаний, среди которых наибольшей популярностью пользуются ралли. Что это за соревнования? Как они проводятся и какие имеют особенности?

Что означает слово «ралли»?

Чаще всего происхождение термина связывают с английским словом rally, что в переводе означает «собирать, сплачивать».

Некоторые лингвисты соотносят понятие с французским словом rallier«воссоединять». Как бы там ни было, в спортивной сфере термин начали использовать в 1907 году, когда в Монте-Карло прошли первые автогонки на регулярность движения.

Сами же ралли появились несколько раньше – в 1894 году. Тогда между Руаном и Парижем были организованы первые автомобильные соревнования, вызвавшие большой интерес публики. Событие привело к повальному увлечению автогонками – сначала между населенными пунктами Франции, а затем и между городами Европы. С возрастанием скоростей увеличилось число аварий, причем страдали не только водители, но и зрители.

По этой причине во всех европейских странах, кроме Италии, отказались от организации ралли на обычных дорогах и стали проводить состязания на закрытых треках.

Что такое ралли?

Ралли – это разновидность автомобильных гонок, проводимых в формате «из пункта А в пункт Б». Другими словами, соревнования предусматривают передвижение транспорта из одной точки в другую за определенный промежуток времени. Трасса делится на перегонные этапы, между которыми пилоты едут по строго определенным временным нормативам, и имеет специальные участки, где допустимо развивать максимальную скорость.

Гонки могут проходить в любое время года и на любом дорожном покрытии, будь то асфальт, песок, лед или снег. Победителем становится тот водитель, который показал на спецучастках наименьшее суммарное время проезда.

Какие бывают ралли?

В зависимости от профессионализма участников ралли подразделяются на «боевые» (спортивные) и «чайные» (любительские). В первом случае в соревнованиях принимают участие опытные водители, настоящие асы, которые способны совершать непредсказуемые трюки и делать гонки необычайно зрелищными.

Такие состязания проводятся на специальных трассах и вызывают большой зрительский интерес. Самыми известными «боевыми» ралли считаются WRC – чемпионат мира, который ежегодно проводится Международной автомобильной федерацией. Последние несколько лет их победителем становился французский гонщик Себастьен Ожье.

Любительские ралли могут проводиться на обычных дорогах, при этом в них учитывается не скорость заездов, а соблюдение временных нормативов и надежность транспорта на длинных трассах. Не так давно у «чайниковых» соревнований появилась своя разновидность – туристические ралли, которые исключают элементы состязаний и делают упор на дисциплину участников и навыки командного передвижения.

Как проводятся ралли?

Ралли считаются уникальными в плане выбора места и времени проведения соревнования. В отличие от гонок, проходящих на кольцевых треках, они непредсказуемы, то есть водитель плохо знает, что его ожидает в пути, поэтому нередко допускает ошибки.

Перед проведением ралли гонщикам выдается дорожная книга, в которой содержится детальное описание трассы. Кроме того, в специально отведенное время они могут проехать по спецучасткам и составить стенограмму с поворотами, трамплинами и ямами. Однако в любом случае трасса им мало знакома и может вызывать определенные трудности.

Как говорилось выше, соревнования предусматривают специальные участки (протяженностью до 50 км), где допустимо ехать на предельной скорости. Иногда в состязаниях используются суперучастки с двумя параллельными трассами, позволяющими увидеть борьбу двух автогонщиков.

Источники: http://www.mnogo-otvetov.ru/avto/chto-takoe-ralli/

3 ≫

Что такое автоспорт? Мощные двигатели, ревущие на предельных оборотах, максимальные нагрузки и бешеные скорости. Это шины, дымящиеся на крутых виражах асфальтовых трасс, и песок, фонтанами летящий из-под колес раллийных болидов. Это отважные люди в гоночных комбинезонах и защитных шлемах, и деньги, деньги, деньги, огромные деньги, которые нужны и на покупку, и на поддержание боевых машин. Так что же получается, обычному человеку вход в этот яростный и прекрасный мир попросту заказан? А вот и нет. Дверь в этот мир, открытая для рядовых граждан, существует, и называется она р3к, ралли третьей категории.

«Московское время шесть часов тридцать минут…» По пустой в такую рань Профсоюзной подъезжаю к парковке небольшого кафе, заставленной машинами, обклеенными стартовыми номерами и спонсорской рекламой. В самом кафе вовсю идет брифинг, носится заспанный официант, подтаскивая подносы с кофе и «завтраком автогонщика». Кто-то спешно заправляет кофе дорожные термосы, довольно многочисленные детишки наслаждаются пирожными, а обступившие руководителя гонки Алексея Меньшенина люди терзают его вопросами.

Одеты — самым обычным образом, в дорожно-дачное. Возраст — по первому впечатлению, от 20 до 60. Гоночных шлемов и комбинезонов не наблюдаю. «Ну что, все поняли? Ничего не поняли? Это нормально, по ходу разберетесь… Ну, удачи всем, вам пора на старт». Кафе пустеет, пора собираться и нам.

Алексей грузит в мой Freelander принтер и ноутбук (все это понадобится вечером для подсчета промежуточных результатов и печати протоколов), занимает штурманское место и мы стартуем в сторону Зубцова по Новорижскому шоссе. Там у нас запланирована первая встреча с «каналом» (так на ралли принято называть выехавших на маршрут и стартовавших поочередно с определенным интервалом участников). Ну а пока можно и побеседовать, у меня тоже вопросы накопились.

Дело в том, что Алексея Меньшенина я знаю давно и очень хорошо, но в основном по делам внедорожным. Он выступал главным организатором «Трофея РАФ», африканских рейдов, российских этапов международной серии Rainforest Challengе, словом, соревнований серьезных и весьма экстремальных. В каких-то мероприятиях я участвовал, на каких-то работал в качестве журналиста.. А тут никаким экстримом явно не пахнет. Или я ошибаюсь и просто еще этот запах не почувствовал? Вот, например, почему я ни у кого шлемов не видел?

Алексей смеется: «А у тебя шлем есть?»

«Естественно, есть, — отвечаю. – Но я его не взял. А надо было?»

«Нет, конечно! Ты вот, когда на дачу едешь, шлем надеваешь?»

Вот и участникам он ни к чему. Это ведь любительские ралли, по-другому их называют «ралли третьей категории». Название получилось в результате перевода с французского, и оно не очень точно отражает суть вопроса. У нас «третья категория» ассоциируется с «третьим сортом», то есть чем-то неполноценным и некачественным. А это не так. На самом деле точней называть такие соревнования любительскими или штурманскими ралли. Это гонка для обычных, неподготовленных автомобилей, соревнование на точность перемещения по заданному маршруту.

Участникам выдается дорожная книга или легенда, она выглядит так же, как и для остальных видов автоспорта. Участники должны найти правильный маршрут и прибыть в каждую контрольную точку в свое заданное время. И его предстоит рассчитать самостоятельно, причем с точностью до секунды.

Соревнование доступно абсолютно для всех, вне зависимости от того, какой у вас автомобиль и физическая форма. У нас есть, например, участники-инвалиды по опорно-двигательному аппарату. В наших соревнованиях допускается участие с семьями, можно ехать с пассажирами, домашними животными на борту… Многие едут с детьми. И это никак не ограничивает экипаж и не мешает занять самые высокие призовые места.

Класс автомобиля и мощность мотора тоже ни на что не влияют. Разделения на зачетные классы нет. Точнее, у нас оно есть, но только по уровню опыта того или иного экипажа. Более того, езда на спортивной подготовленной машине будет для экипажа менее комфортна, чем выступление на обычном гражданском автомобиле. У нас ездят на чем угодно, начиная от классических «Жигулей» и заканчивая BMW и Subaru, от бюджетных Renault Logan до дорогих внедорожников.

Вообще-то нередко приходится слышать, что первые любительские ралли, прошедшие в нашей стране, состоялись в 2001 году. На самом деле это не совсем так. Например, в книге замечательного инженера и автоконструктора Юрия Долматовского «Мне нужен автомобиль» красочно описано участие автора в аналогичных соревнованиях еще в шестидесятых годах прошлого века. Но вот возвращение р3к на российскую почву действительно состоялось уже в 21-м веке.

Главное отличие соревнований «1 000 верст» от всех прочих заключается в том, что это действительно марафон на все выходные. Общая дистанция, которую нужно будет преодолеть участникам, составляет около 1 000 километров, иногда — чуть больше, иногда чуть меньше. Но каждый раз есть какая-то изюминка, которая делает каждое из соревнований уникальным.

В этот раз такой изюминкой стало посещение центра любительской авиации на аэродроме «Орловка». Этот аэроклуб находится совсем рядом с трассой М-9, километрах в двадцати не доезжая города Зубцов. Естественно, мы приехали на аэродром раньше участников — они накручивали петли по местным дорожкам. Вот доедут — познакомятся с самолетами на стоянках и ангарах, а тех, кто захочет и успеет — покатают на легкомоторных машинах. А для меня уже прогревают стосильный Rotax двухместного «Аэропракт А-22». На этом сверхлегком детище харьковских конструкторов мы полетаем по окрестностям, попробуем обнаружить «канал» и поснимать машины с воздуха.

Летали мы минут сорок, и, на самом деле, чуть не разминулись с участниками ралли. «Поймать» удалось только самые последние машины. Честно говоря, мне было очень жаль, что уже пора было идти на посадку. Здесь, в верховьях Волги и на ее притоке Держе — удивительно красивые места, хорошо мне знакомые. Но знакомые с земли, а вот с высоты птичьего полета я все это видел впервые. Ну и еще — все-таки полет на таких малышах воспринимается совершенно иначе, чем на огромных лайнерах. Ты действительно чувствуешь, что летишь.

Здесь, в «Орловке», работают настоящие энтузиасты, своим трудом создавшие авиационный центр и восстановившие несколько исторических самолетов (в том числе — два Ил-14Т). Эти ветераны тихо умирали, один в Тушино, другой — в Мячково, а теперь оба вернулись в небо. Особенно классно смотрелся Ил-14 с собственным именем «Пингвин». Когда-то он работал в Полярной авиации, и сей символ Антарктиды был изображен у него на киле. И ВАЗовская «пятерка» на его фоне выглядела отменно.

Но нам пора было ехать дальше, по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой сначала наступала, а потом отступала Grande Armée, Великая Армия императора Наполеона. И здесь ее «лупили» гусары Дениса Давыдова и партизаны, которыми командовала старостиха Василиса Кожина. Памятный знак в ее честь установлен в селе Левшино Сычевского района… А в годы прошлой войны здесь разыгралась одна из величайших трагедий войны, получившая название «Вяземский котел». Здесь осенью 41-го шли на прорыв части Западного и Резервного фронтов. Тогда выйти к своим смогли только 85 тысяч бойцов, более 380 тысяч погибло и 688 тысяч попало в плен.

Ну и еще одно очень интересное место — село Хмелита. Здесь расположен музей-усадьба Грибоедовых, а буквально напротив, через дорогу — музей адмирала Нахимова. Правда, ни в один из музеев мы не попали, дело было к вечеру. Но у входа в музей-усадьбу Грибоедова нас встретил симпатичный улыбчивый полицейский, который исключительно вежливо и квалифицировано рассказал нам о том, что и как, когда и в какие годы здесь бывал автор «Горя от ума» и что он тут делал. Вот все бы сотрудники полиции такими были — честно, можно было бы гордиться страной!

Но вернемся к гонке. По дороге мы остановились около нескольких судейских постов, посмотрели, как проходят их участники. Мы-то ехали «по срезочкам», а они накручивали петли по дорожной книге, пытаясь разгадать «покупки» коварных организаторов. А всяких хитрых мест на маршруте хватало. Ну например — есть прописанный в дорожной книге поворот со стоящим около него деревянным крестом.

Хорошая примета, только в километре есть еще один, «неправильный» поворот, и тоже с крестом. И если не обратить внимание на то, что крест стоит на «неправильной» стороне дороги, можно укатить совсем не туда, куда надо, найти несколько следующих поворотов, похожих на прописанные в легенде позиции, и обнаружить, что заблудился, только проехав пару десятков километров. А еще участникам нужно было найти некоторое количество «ФотоКП», то есть неких объектов, проезд к которым был зашифрован в дорожной книге. Ну и бонус-задание: отметить названия встреченных речушек и населенных пунктов, которые можно составить из заданного набора букв.

Вечером, на базе отдыха, я с огромным интересом расспрашивал участников: а что, собственно, ими движет, что им дают такие мероприятия? Тем более, что среди них, кроме абсолютно новых для меня лиц, я встретил достаточно старых знакомых, которые могут похвастаться и опытом, и совершенно официальными звания мастеров и «камээсов» по автоспорту.

Вот, например, что рассказывает штурман семейного экипажа Анна Корочкина: «Мы совершенно случайно узнали, что существуют гонки, в которых можно участвовать на обычных автомобилях, и решили попробовать. Заявились в прошлом году на «1 000 верст-осень». Когда пришли на первую административную проверку, Алексей Меньшенин посмотрел на нас и спрашивает: «Вы когда-нибудь в чем-то подобном участвовали?». Мы отвечаем — «нет». Тогда он и говорит: «Вы не представляете, во что ввязываетесь»».

И он оказался прав: на первом ралли мы сошли с дистанции. Свернули не туда и сели на брюхо в какой-то грязи. Перенервничали тогда, пока нашли, кто нас вытащит… Едем мы домой, и я думаю: «Вот сейчас муж скажет: да ну его, больше никогда не поедем!» А он, оказывается, едет и боится разговор завести, потому что опасается, что я ему скажу — мол, куда ты меня затащил, больше никогда и ни за что… А почему мы сюда приехали, и еще поедем? Во-первых, это не то, чтобы адреналин, но очень большой азарт, как оказалось. Вроде бы, ориентирование на местности, распознание позиций — ну что в этом такого? Но это для нас оказалось очень интересно.

Плюс ты видишь красивую природу, новые места, общаешься с новыми людьми. Очень дружелюбной оказалась команда организаторов и «старых» участников, которая к новичкам относится по-доброму, с взаимовыручкой, всегда помогут, подскажут… И эта гонка очень понравилась, пусть мы даже один раз ошиблись и подпортили себе результат. А эти полеты на самолетике! Ну когда бы мы в такую даль выбрались, и кто бы для нас такую возможность полетать организовал! Только ради одного этого стоило поехать».

Но еще интересней мне было, что мне скажет Андрей Шамаров, мастер спорта по ралли-рейдам. «Зачем мне эти «покатухи» третьей категории? Мы сюда отдыхать приехали. Плюс возможность встретиться и пообщаться со старыми друзьями. Познакомиться с новыми людьми. Для меня это именно отдых. Вот с женой повидаться и пообщаться побольше, а то из командировок не вылезаю… В марафоне мы участвуем третий раз, и он все время меняет формат, так что никогда не знаешь, что именно тебе предстоит. И это действительно интересно.

На мой взгляд, именно такими и должны быть любительские автомобильные соревнования. Все едут в рамках ПДД, медленно и плавно. А в марафонах прельщают именно большие расстояния. Мало таких мероприятий, где за два дня накатываешь тысячу километров. Обычно такие соревнования проводятся очень компактно, по городу или где-то в Подмосковье, а вот марафоны дают возможность посмотреть какие-то новые места, так что едем и получаем удовольствие».

Впрочем, Андрей несколько лукавит, говоря про «просто отдых». Многие серьезные спортсмены приезжают на хорошо организованные любительские ралли потренироваться и поддержать навыки работы с легендой. Тут на километр дистанции сконцентрировано такое количество «покупок», то есть каверз организаторов, которые нужно разгадать, что проехав несколько таких соревнований, на другие дорожные книги, уже в серьезных гонках, ты смотришь как на букварь. Но и новичков всегда много.

Любительское ралли — это очень хороший учебный этап для нескольких дисциплин автоспорта. А новичков р3к учит базовым понятиям автомобильного спорта — контролю времени, умению приехать «в свою минуту», вовремя подать и забрать контрольную карту, следить за расписанием, читать маршрутный лист, то есть тому, что нужно уметь во многих дисциплинах.

И Андрей, и его жена (а по совместительству и штурман) Лена не просто ехали и получали удовольствие. Все-таки мастерство есть мастерство, и семейный экипаж Шамаровых на совершенно не раллийном «Патриоте» к концу второго дня имел самый маленький груз штрафных очков, что и определило их победу в абсолюте и в категории «Профи». А ведь после первого дня они были на четвертой строчке таблицы, хотя все результаты у группы претендентов шли довольно плотно. Но в том-то и прелесть таких соревнований, что никогда нельзя сказать заранее, кто победит. Кто-то заблудится, уедет не туда, опоздает на КВ, и это сразу лихо поменяет всю таблицу результатов. Но даже если бы они и не приехали на первое место, все равно стали бы героями дня, потому что уже финишировав, они поспешили заняться привычным джиперским делом, а именно спасательно-эвакуационными работами. Они вытащили из кювета улетевший «новичковый» экипаж на Mitsubishi L200. «А как же безопасность», — спросите вы. — Ведь считается, что в любительских ралли машина не портится?». Так и в обыденной жизни бывает, что можно и в Москве на Кутузовском проспекте машину разложить.

И точно так же не зря радовались жизни Анна и Олег Корочкины: они неплохо откатали второй день, сумели наверстать упущенное, компенсировать штрафы, которые они набрали, когда «блуканули» около Хмелиты, и получили «бронзу» в зачете «Стандарт». Я мог бы назвать все имена победителей, но разве они вам интересны? Конечно, нет, если вы с ними не знакомы.

Другое дело — самому поучаствовать. Как, желание не возникло? Возникло? Тогда ищите организаторов ралли третьей категории в вашем городе и смело заявляйтесь на гонку. Уверяю, не пожалеете. В худшем случае вы убедитесь, что это не ваше, и останется порадоваться, что вы не стали тратить серьезные деньги на покупку ненужного вам подготовленного автомобиля.

Только гораздо чаще после посещения подобных мероприятий человек осознает, что все, «закусило», и теперь придется заниматься автоспортом серьезно. Это ведь болезнь, лечения от которой пока не изобрели.

Новые Жигули: какими они могут быть
От А до Next: как сегодня работает Горьковский автозавод
Обретение новой силы: тест-драйв Datsun on-DO и mi-DO c 16-клапанным двигателем

Войти с помощью :

2 комментария

Андрей, спасибо за репортаж. Странные анонсы приходят в рассылке, ни слова об этой публикации. Случайно увидел и прочёл. Даже появилось желание в Сочи запустить такой проект.

спасибо, интересно, теперь было бы интересно почитать про следующий этап - самую начальную ступень именнно "гонок"

Geely вывела на тесты обновлённый кроссовер Emgrand X7

В Сети появились фотографии рестайлингового «паркетника» Geely Vision X6, предназначенного для китайского рынка. В России модель известна как Emgrand X7.

Гай Бергойн, Geely: не надо открещиваться от своего происхождения

Каково будущее дизайна Geely, зачем был создан бренд Lynk & CO, и что остается главным для китайского автомобиля на домашнем и мировом рынках – об этом и многом другом мы беседуем с Гаем Бергойном, руководителем…

Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Solaris

«Я знал, что рано или поздно мы… доберёмся и до этого автомобиля», - если немного перефразировать слова героя культового контркультурного романа, получится идеальное вступление к статье о поводах ненавидеть Solaris. И…

Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

Volvo 960 и S90 I с пробегом: скучный салон и слишком интересная подвеска

Последние машины под маркой Volvo - это удивительное сочетание переосмысленных японских моторных технологий, фордовских платформ и китайского капитала. И что радует, машины возвращают свою идентичность. Дизайн новых…

Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

Любое использование материалов, размещенных на сайте www.kolesa.ru,

допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Введите новый пароль ниже

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?

Источники: http://www.kolesa.ru/article/tretja-kategorija-chto-takoe-ljubitelskoe-ralli-i-zachem-v-nem-uchastvovat-2016-03-13


Back to top