Что такое демпфер в автомобиле и для чего он нужен?

1 ≫

Демпфер, что это за непонятное слово в обиходе автослесарей? Несомненно об автомобильном демпфере многие никогда не слышали и даже не представляют для чего он нужен. Мы постараемся исправить этот недочет и рассказать о нем как можно подробнее.

В процессе движения и взаимодействия автомобиля с различными типами поверхностей между отдельными его частями возникает вибрация. Конечно, конструктивные особенности автомобилей уже предусматривают некоторую степень защиты от таких явлений. Но иногда их оказывается недостаточно, что, в конечном итоге, становится причиной возникновения определённого дискомфорта.

Избежать этого сегодня достаточно просто. Достаточно установить на наиболее подверженных системах или узлах специальный демпфер. По сути это небольшой вспомогательный амортизатор, с помощью которого «вбираются» излишки колебаний и стабилизируется устойчивость конкретной системы, снижается уровень вибрации в ней.

Где используют демпфер

Наиболее частое применение демпферов можно наблюдать в процессе усиления защиты двигателей и рулевого управления. Именно в этих местах присутствие дополнительной вибрации становится причиной повышенного уровня дискомфорта.

Нужно понимать, что на современных спортивных или скоростных автомобилях наличие демпферов предусматривается конструктивно. Но это вовсе не означает, что это приспособление невозможно установить на транспортное средство другой модели.

Здесь важно понимать, что технологически демпфер совместим практически со всеми типами автомобилей. Правда, придется немного повозиться с креплениями, вплоть до небольшого конструктивного вмешательства, в виде приваривания к днищу или кузову специальных крепительных скоб, за которые будет крепиться демпфер.

Следует отметить, что поставляются демпферы с минимально необходимым набором крепительных элементов, которые существенно упрощают поиск необходимых деталей для их установки и закрепления.

Теперь немного о том, когда следует использовать демпфер. Конечно, если дорога ровная, на ней нет выбоин, отсутствуют различные сверхнормативные нагрузки на автомобиль, роль демпфера будет сведена к минимуму, поэтому его использование может быть даже не целесообразным. Но если предстоит постоянное движение по неровной местности, где автомобиль подвергается испытаниям устойчивости и прочности конструкций, возникновение излишних вибраций обычное дело.

Именно в этом случае демпфер окажется идеальным решением, чтобы уменьшить (а в некоторых случаях стать основанием для ее полного отсутствия) воздействие вибрации на корпус автомобиля и на рулевое управление. В итоге водитель, держась за руль, не будет ощущать колебаний, а в процессе осуществления поворотов чувство, что руль вас не слушается, либо колеса поворачиваются в другую сторону, также не будет проявляться.

Идеально такие приспособления подходят к внедорожникам самых различных типов и моделей, а также транспортным средствам, что большую часть времени передвигаются по проселочным дорогам, либо дорогам с поврежденным покрытием.

Как устанавливается демпфер на автомобиль

Прежде чем описывать процедуру установки демпфера целесообразно сказать несколько слов о его конструктивных особенностях. Итак, стандартное устройство состоит из таких элементов:

• две камеры, которые между собой разделяются перегородкой;

• небольшой емкости с маслом;

• специальная пружина (для отдельных моделей);

Из всего описанного выше становится очевидным, что сложностей для крепления демпфера возникать не должно. Правда, в отдельных случаях придется проявить некоторую смекалку. Важным моментом является возможность регулировки устройства под конкретный тип автомобиля и нагрузки (вибрации), которые в дальнейшем нужно будет «усмирять».

Наиболее часто с помощью демпфера усиливают рулевое управление. Для этого один конец устройства жестко крепится между рулевыми тягами, а другой закрепляют к раме или кузову автомобиля. В процессе выбора места установки важно учитывать, что детали должны иметь минимальный уровень перемещения относительно друг друга.

Это важно из-за конструктивных особенностей демпфера, который сам по себе достаточно жесткий, и если его пытаться растянуть в другую сторону, то может получиться обратный эффект, когда устройство погашения колебаний, будет сопротивляться на длительных поворотах и непроизвольно подтягивать ваше рулевое управление в обратную сторону.

Нужно помнить, что выбор правильного демпфера зависит от типа, веса, конструкции автомобиля, дальнейших нагрузок, которые транспортное средство будет испытывать, а также условий его эксплуатации. Обычно устройства имеют универсальную форму и размеры, что позволяет свободно пристраивать их фактически к любому автомобилю. Но вот за счет различного уровня сопротивления колебаниям и возможности их поглощения важно точно определить, что подойдет именно в вашем случае, чтобы не получить обратного эффекта.

Источники: http://shokavto.ru/chto-takoe-dempfer-v-avtomobile/

2 ≫

В общепринятом понятии демпфер – это устройство для предотвращения колебаний разного рода. Дословно демпфер в переводе с немецкого языка означает глушитель или амортизатор. Главной задачей демпфера является гашение колебаний, которым свойственно возникать не только в разных приборах, системах или сооружениях, но и в автомобилях.

Основное применение демпфирующие устройства нашли в подвесках транспортных средств. Демпфер можно встретить под разными названиями, в частности амортизатор, поглотитель, гаситель и пр. Демпферы используются для разных систем автомобиля, одной из самых востребованных является рулевая тяга.

Что такое рулевой демпфер?

Рулевой демпфер или как его еще принято называть амортизатор руля представляет собой устройство, которое предназначено для поглощения колебаний возникающих во время рулевого управления.

Стоит отметить, что полностью устранить колебания не может ни один амортизатор, поэтому главным назначением рулевого демпфера является максимальное снижение амплитуды этих колебаний непосредственно в рулевой тяге.

Хороший и качественно установленный демпфер должен быть не только незаметен, но и обязан исключать сопротивление рулению. Сам демпфер представлен односторонним или двухсторонним амортизатором. Если амортизатор односторонний, к нему прилагается пружина. Данное устройство отдаленно напоминает стойку в подвеске транспортного средства.

Принцип работы рулевого демпфера полностью соответствует современным амортизаторам. Также существуют упрощенные версии, в основу которых входит емкость с маслом и перегородка. Помимо этого в демпфере есть специальные отверстия или клапаны. Благодаря регулировке их размеров есть возможность контролировать величину демпфирования.

Современные демпферы можно условно поделить на два типа:

Телескопический демпфер чаще всего устанавливается вдоль элементов рулевого управления и представляет собой классический амортизатор. Его конструкция состоит из цилиндрического корпуса и штока (на нем установлен поршень);

Роторный демпфер ни капли не похож на телескопический, хотя и работает по тому же принципу. Роторный демпфер зарекомендовал себя, как прочное и надежное устройство, которое может выдержать не только большие нагрузки, но и сильные удары. Они чаще всего применяются на спортивных автомобилях и байках.

Где применяется?

Демпфер не является обязательным для установки на автомобиле, это скорее дополнительное устройство для повышения проходимости автомобиля, комфортной езды и снижения утомляемости водителя.

Демпфер устанавливается на рулевой рейке автомобиля, тем самым уменьшает колебания и вибрации, которые неизбежны при вождении. Кроме того, что демпфер используется в автомобильной промышленности, его применение можно встретить и в других отраслях. Так, существуют гидравлические и пневматические демпферы, которые используются в измерительных приборах, регуляторах и других гидравлических системах.

Демпферы также используют в электрических целях, а именно в электрических машинах. Часто можно встретить демпферы для музыкальных инструментов, а точнее для струн музыкальных инструментов.

Демпферы также встречаются в акустических системах, авионике, риск-менеджменте и программировании. В какой бы области не использовался демпфер, его основной миссией является снижение нагрузки, колебаний, гашение вибраций и балансировка работы той или иной системы.

Применение демпферов в первую очередь обеспечивает равномерную и плавную работу системы, что в свою очередь обеспечивает повышенную безопасность и возможность контроля и регулировки разного рода процессов. В автомобильной сфере демпфер является ярким представителем амортизатора, так как выполняет такие же функции и имеет схожую конструкцию.

Преимущества и недостатки

Прежде чем принять решение о приобретении и установке рулевого демпфера, важно ознакомиться с его плюсами и минусами. Так, к явным преимуществам установки демпфера относят:

Смягчение ударов. Во время езды основная нагрузка приходится на колеса автомобиля. При попадании в яму демпфер снижает удар от колес в руль примерно на 30 %. Также гораздо мягче становится езда через трамвайные пути, трещины на асфальте, плиты и т.д.;

Уменьшается стук подвески транспортного средства;

• Во время торможения отсутствует вибрация. Также демпфер исключает вибрацию при езде на высокой скорости, в случае искривленных дисков, плохой балансировке колес и пр.;

• Плавность управления автомобилем на трассах и при высоких скоростях.

Демпфер рулевой – это отличный вспомогательный элемент, который упрощает управление автомобилем, но он не идеален. Рассмотрим недостатки демпфера рулевой рейки:

• Водители отмечают некую «ватность» в управлении, но к этому быстро привыкаешь;

• Также стоит отметить и тот факт, что для вращения руля придется прикладывать немного больше усилий, чем до установки демпфера.

80 % водителей отмечают, что демпфер оправдывает потраченные средства и время, а остальные считают, что лучше привести в порядок подвеску и саму рулевую рейку. Так или иначе, выбор в пользу рулевого демпфера зависит от личных предпочтений и потребностей автовладельца.

На какие машины ставится рулевой демпфер и насколько он необходим?

Демпфер чаще всего устанавливают на автомобили, которые эксплуатируются на дорогах с неровным или некачественным покрытием. Учитывая отечественные дороги, многие сделают вывод, что данный амортизатор стоит устанавливать на все автомобили без исключения, но для малогабаритных транспортных средств демпфер «большой погоды не сделает». Незаменимым он скорее является для полноценных джипов, габаритных автомобилей и мотоциклов.

Демпфер, в свою очередь, способствует не только снижению уровня вибраций, но и обеспечивает равномерный износ шин. Как следствие сцепление шин с дорогой улучшается, что является особенно актуальным для езды на плохом дорожном покрытии.

Помимо всего прочего с помощью рулевого демпфера есть возможность защитить внешние элементы подвески автомобиля, а также сделать управление транспортным средством более информативным. При правильной и грамотной установке демпфер становится важным элементом безопасности, на котором не стоит экономить.

Как установить рулевой демпфер?

Важно помнить, что правильная и грамотная установка амортизатора напрямую связана с его эффективной, долгой и беспрепятственной работой. Первым и основным моментом при установке демпфера является обеспечение малых углов расхождения геометрии. Речь идет об углах между осью рулевой тяги и непосредственно осью демпфера. Углы перелома должны быть как можно меньше.

Чаще всего демпфер устанавливают на участке между подвижными (от колес) и неподвижными (рама, кузов или мост) тягами. В случае установки амортизатора на нижнюю рулевую тягу, его работа будет наиболее эффективной и правильной, но в этом случает сам демпфер мало защищен от внешних воздействий.

Существует также вариант установить демпфер на верхнюю рулевую тягу. В данном случае амортизатор надежно защищен, но эффективность его меньше.

Во время установки демпфера стоит помнить и придерживаться нескольких основных правил:

• Демпфер не должен менять углы между плоскостями смежных с ним деталей;

• Углы поворота самого демпфера должны быть также без изменений;

• Демпфер не должен ограничивать повороты из одной стороны в другую;

• Угол с крепежным отверстием должен быть приварен;

• Допускается перпендикулярный изгиб углов. Для этого их нужно нагреть.

Стоит также отметить, что существует возможность установки демпфера без сварки. В таком случае используют универсальный рулевой демпфер, который крепиться с помощью специальных хомутов.

Устанавливать демпфер или нет – это не только дело вкуса, но и отношение водителя к своему автомобилю. Если вы хотите сделать подарок себе и автомобилю – установка демпфера является отличным вариантом.

Источники: http://ukrautoportal.com/bok/tuning/off-road/3507-dempfer-chto-eto-i-kakaya-ot-nego-polza-v-mashine.html

3 ≫

Для многих автолюбителей словосочетание «рулевой демпфер» загадочное и незнакомое. Это и неудивительно. Далеко не каждый автовладелец в своей водительской практике сталкивается с таким механизмом и даже не догадывается, для чего нужен этот девайс. Почему? Да потому, что на огромном количестве машин этот прибор просто не установлен.

Скажем прямо, необходим он тоже не каждому транспортному средству. Однако давайте разберёмся, что это за столь непопулярное, но тем не менее полезное устройство.

Демпфер рулевой рейки — что же это? Название этого устройства было заимствовано из английского языка. Тот, кто силён в иностранной лингвистике, наверняка вспомнил, что глагол damp переводится как «гасить». Этим и занимается демпфер.

Задачей этого механизма является погашение излишних колебаний рулевого механизма. Такая функция оказывается весьма полезной, например, при проезде по неровной, бугристой дороге.

Устройство этого механизма практически аналогично устройству стандартного амортизатора. Это и неудивительно, ведь демпфер руля, по сути, тоже является амортизатором.

Основой такого прибора является тара, которая заполнена маслом. Эта тара разделяется на две части перегородкой. Перегородка эта подвижна, на ней расположены специальные клапаны. Перегородка перемещается внутри тары. В это время масло перетекает из одной части этой ёмкости в другую часть, проскальзывая через отверстия.

Сила гашения регулируется при помощи настройки размера клапанов. Чем меньше клапан, тем выше уровень демпфирования. Чем больше клапан — тем меньше гашение.

Перегородка может быть связана с одним из рулевых устройств. Зависит это от того, на какой машине установлен девайс.

Телескопический демпфер устанавливается на внедорожники, специализированную технику, спортивные машины и связывается с движущимся штоком. В таком устройстве роль движущейся перегородки выполняет поршень. Устанавливается такой прибор чаще всего вдоль частей системы рулевого управления.

Роторный демпфер, который чаще устанавливается на байках и спортивных мотоциклах, связывается с вращающейся осью.

Если не брать во внимание спортивную езду, то можно сказать, что больше всего такое устройство необходимо водителям, привыкшим перемещаться по бездорожью.

Несмотря на то что настоящий прибор эффективно устраняет нежелательные колебания, при езде по гладкой дороге он не заметен. Если механизм установлен верно, водитель не должен чувствовать дополнительного сопротивления при повороте руля.

Демпфер только амортизатор. Он не способен свести тряску к нулю. Однако ему по силам сделать её менее заметной.

Проще управлять

Когда колесо попадает в углубление, руль начинает дёргаться. А из-за кочек рулевое колесо дрожит и непроизвольно вертится. Если гасить вибрацию, создаваемую ездой по дорожным неровностям, можно значительно увеличить уровень управляемости автомобиля на грунтовых путях.

Это очень важное свойство. Ведь, избавляясь от необходимости всеми силами удерживать «баранку», шофёр намного меньше устаёт во время езды.

Равномерный износ шин

Часто при езде по бездорожью рисунок протектора шин автомобиля стирается неравномерно. Это опасный дефект, который может сделать машину недостаточно управляемой на асфальте.

Однако благодаря гасителю износ шин происходит более равномерно.

Эффективность

Благодаря демпферу управление автомобилем становится более эффективным. Машина едет и маневрирует более послушно. Это хорошо проявляется на высоких скоростях.

Следовательно, это делает процесс вождения не только более комфортным, но и безопасным.

Теперь, когда мы знаем, о каком устройстве идёт речь, пришло время разобраться с его внедрением в автомобильную систему. Поставить демпфер на рулевую тягу можно при помощи специалистов либо самостоятельно. Так как первый способ не нуждается в подробном описании, рассмотрим, как своими руками прикрепить гаситель.

Чаще всего установка рулевого демпфера осуществляется в промежутке между подвижными тягами. Но часто этот прибор крепят между тягой и кузовом. Однако при таком варианте нужно быть внимательным. Если механизм закрепить в месте, где ход кузова достигает максимального уровня относительно тяги, гаситель из-за жёсткости своего исполнения будет на кочках слегка рулить машиной. Это недопустимый дефект.

При установке следите за тем, чтобы наличие гасителя не изменило амплитуду поворота осей. Она должна оставаться прежней, иначе это урежет возможности управления транспортным средством.

Крепление

Итак, вот вы уже готовы оборудовать свой автомобиль демпфером. Приступим к работам. Для начала нужно взять уголок, который следует приварить к тому месту, куда вы решили крепить устройство. На уголке должно быть отверстие для крепления.

Такой же крепёж привариваем к тяге. Напомним, что нужно внимательно выбирать место сварки. Тяга после установки гасителя должна продолжать двигаться свободно.

Монтаж

После этого мы можем установить демпфер. Каждый его конец вставляется в крепёжное отверстие и закрепляется там.

Если вы приобрели универсальное устройство, вам не придётся дополнительно что-то сваривать. Достаточно прикрепить хомуты.

Напоминаем, что монтировать устройство нужно максимально перпендикулярно тяге.

Приобрести такое устройство можно примерно за 70 долларов. Но есть девайсы и дороже.

Если руки у вас растут из правильного места, на установке демпфера вы и вовсе сможете сэкономить.

Вот и выходит, что столь полезное устройство не очень дорого обходится водителю. Его функции вполне оправдывают стоимость.

Но дополнительно отметим, что устанавливать такой прибор нужно только на те автомобили, которые регулярно ездят по бездорожью. Делать такой апгрейд обычным малолитражкам, передвигающимся по городу, не нужно.

Но если вы уж решили оборудовать своего «железного коня» таким девайсом, производите установку внимательно, чтобы «плюсы» демпфера не превратились в его «минусы».

Источники: http://carextra.ru/avtotovary/rulevoy-dempfer.html


Back to top